УДК 339.924
Глобализация: история и перспективы
Е.И. Царегородцев, Н.И. Мурадов
Марийский государственный университет, Йошкар-Ола
В статье рассмотрены происхождение термина «глобализация», различные взгляды ученых Европы, США, Японии и российских специалистов на его содержание и перспективы распространения процессов глобализации в современном мире, а также позиции неомарксистов, реалистов и неолибералов.
The article is focused on the origin of the term of «globalization» and different points of view of European, American, Japanese and Russian specialists on its content and the prospects for spreading of the globalization processes in the modern world; the positions of neomarxists, realists and neoliberals are expounded.
Процесс сближения государств, несомненно, происходил на протяжении всей истории человечества. Еще в XIX веке исследователи писали о едином мировом пространстве. Например, появление механического ткацкого станка в Англии обернулось потерей рабочих мест миллионами ткачей в Индии, а зарождении республиканской идеи во Франции стало подрывать троны восточных монархий, в России вызвало восстание декабристов [2]. Однако можно говорить только о двух эпохах, когда темпы сближения государств были революционно быстры.
Рубеж Х1Х-ХХ веков. В это время мир вступил в фазу взаимосближения за счет распространения торговли и инвестиций в глобальном масштабе, благодаря телефону, пароходу и конвейеру. Такие теоретики первой волны глобализации, как Р. Кобден и Дж. Брайт доказывали, что свободная торговля необратимо подстегнет всемирный экономический рост, и на основе невиданного процветания, основанного на взаимной зависимости, народы забудут о прошлых распрях [3]. Идея влияния глобализации на склонное к различным конфликтам мировое сообщество получила наибольшее развитие в книге Нормана Эйндже-ла «Великая иллюзия», опубликованной в 1909 году [3]. В ней автор доказывал невозможность возникновения на планете глобальных конфликтов в силу возросшей взаимозависимости государств, например, Великобритания и Германия являлись вторыми по значимости торговыми партнерами друг друга. Однако через 5 лет после опубликования этой книги все надежды на мир разрушились - началась первая мировая война, которая заморозила процессы глобализация до 70-х годов XX века.
Конец 70-х годов - второе рождение глобализации на основе революции в совершенствовании
средств доставки глобального действия, в информатике, телекоммуникациях. Мощность общего числа компьютеров за последние 30 лет удваивалась каждые 18 месяцев, объем информации на каждом квадратном сантиметре дисков увеличивался в среднем на 60% в год, начиная с 1991 года. Стоимость доставки информации сократилась стремительно, сейчас огромные объемы информации могут быть переданы посредством телефона, оптического кабеля или радиосигналов в любую точку земного шара, что революционным образом действует на экономический рост [4]. Особенностью этого этапа глобализации является колоссальная роль ТНК.
Среди ученых, как зарубежных, так и отечественных, не сложилось окончательного мнения насчет того, можно ли считать глобализацию продолжением в иных условиях предшествующих этапов развития цивилизации или налицо полный разрыв с прошлым, что это принципиально новая точка отсчета в истории человечества, не имеющая прецедента в прошлом.
Если глобализация - относительно недавнее образование, то в таком случае о ней надо говорить как о всемирном процессе. Если считать ее явлением, органически присущим развитию человечества, то глобализация - всемирно-исторический процесс. Определение «исторический» указывает на хронологическую составляющую процесса глобализации. Определение «всемирное» показывает как бы горизонтальный срез проблемы, синхронное распространение какого-либо качества на все или большинство элементов данного класса.
Зарождение глобалистского видения мира, или как его еще называют, миро-исторического видения, можно связать с появлением глобализма как особого взгляда на мир, при помощи которого люди раньше и сейчас пытались решать для себя жизненно важные
проблемы. В связи с этим целесообразно различать два понимания глобализма: 1) глобализм как онтологическое явление; 2) глобализм как гносеологическое явление. Расцвет глобалистского мировоззрения оказался подготовленным не только внутренней логикой развития самой науки, но и объективными внешними событиями. Гносеологический спектр глобализма, постепенно и на протяжении многих столетий формировавшийся в недрах теоретической мысли, соединился с онтологическим, означавшим, что для глобализма созданы необходимые институциональные условия, что мировое общество на практике становится или уже стало глобальным.
Глобальное общество - это новый расклад социальных связей, культурных норм, психологических установок, духовных ценностей, индивидуальных моделей поведения, политических режимов, экономических институтов. Оставаясь клеточками национальных организмов, люди становятся гражданами мира. В процессе повседневной деятельности они все чаще вступают в контакты с иноземцами и иноверцами. Они учатся жить и работать в мире без границ.
Глобализация - историческая тенденция современной эпохи. Стираются традиционные границы и общества превращаются в одну политическую систему. Этого не было даже в недавнем прошлом.
Глобализация - сравнительно новый термин, получивший в последние десятилетия распространение в научной и политической литературе.
В США глобализация определяет процесс интенсификации экономических, социальных, политических и культурных отношений, разворачивающихся поверх государственных границ. Его итогом становится гомогенное мировое пространство, которое охватывает все или большинство стран. Это пространство, воспринимаемое как глобальная сцена, включает такие сегменты, как 1) геоэкономику; 2) геополитику и 3) геокультуру.
Процесс перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике в России развивался на фоне глобализации мировой экономики и динамичного развития неоэкономики.
Основу современных представлений о процессе глобализации составляют теории, в общем виде изо-браженнные на рисунке. Все они с разных сторон отражают анализируемое явление, образуя, тем не менее, единое целое.
В науке до сих пор нет единого мнения по поводу определения глобализации.
1. Неомарксисты считают, что термин «глобализация» означает не что иное, как целенаправленную стратегию монополистического капитала и американского империализма, имеющую цель -
окончательное закрепление экономического неравенства в мире и эксплуатация «периферийных» и «полупериферийных» регионов и государств крупнейшими монополиями «мирового центра».
2. Сторонники реалистской парадигмы понимают ее в духе «столкновения цивилизаций», как результат победы Запада во главе с США в холодной войне над СССР и закономерный процесс распространения гегемонии единственной сверхдержавы на остальной мир.
3. Неолибералы рассматривают глобализацию как процесс постепенного преодоления государствами своих узкоэгоистических национальных интересов и становления «сообщества цивилизованных стран», являющегося результатом взаимопроникновения национальных экономик, интернационализации финансов; усиление роли крупнейших ТНК в мировой экономике, роста непосредственной конкуренции предприятий и фирм, независимо от их национальной принадлежности.
А.И. Уткин в книге «Мировой порядок XXI века» дает такое определение этого понятия. «Глобализация -это слияние национальных экономик в единую, общемировую систему, основанную на новой легкости перемещения капитала, на новой информационной открытости мира, на технологической революции, на приверженности развитых индустриальных стран либерализации движения товаров и капитала, на основе коммуникационного сближения, планетарной научной революции, межнациональных социальных движений, новых видов транспорта, реализации телекоммуникационных технологий, интернационального образования»
[4].
Глобализация - это распространение действия определенного фактора далеко за пределами той или иной государственной территории, той или иной сферы деятельности. Глобализация означает самый широкий круг взаимодействий экономической, социальной, психологической и культурной составляющих макросистемы мирового сообщества.
Глобализация - это общий термин, обозначающий все более сложный комплекс трансграничных взаимодействий между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками, который проявляется в расширении потоков товаров, технологий и финансовых средств, в неуклонном росте и усилении влияния международных институтов гражданского общества, в глобальной деятельности транснациональных корпораций, в значительном расширении масштабов трансграничных коммуникационных и информационных обменов, прежде всего, через Интернет, в трансграничном переносе заболеваний и экологических последствий и во все большей интернационализации определенных типов преступной деятельности.
Под глобализацией можно также понимать постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и шлифуя механизмы их взаимодействия.
Глобализация, таким образом, подразумевает образование международного правового и культурно-информационного поля, своего рода инфраструктуры межрегиональных, в т.ч. информационных, обменов.
Исторические корни глобализации уходят в процесс интернационализации, который, с позиции отдельных стран, развивается в двух направлениях - вовнутрь и вовне. Развитие вовнутрь означает, что процесс идет по пути расширения использования иностранных товаров, капитала, услуг, технологии, информации в сфере внутреннего потребления данной страны.
Развитие вовне характеризуется преобладанием ориентации стран на мировой рынок и глобальной экспансией фирм в торговле, инвестициях и в других сделках. Главным следствием этого процесса наряду с ростом взаимозависимости государств является пространственная и институциональная интеграция рынков.
Следует отметить, что термин «глобализация» как обозначение перехода к «единому глобальному рынку» (отрицающему экономическую роль государственных границ и предполагающему их уничтоже-
ние) появился сразу вслед за созданием в 1995 году Всемирной торговой организации (ВТО), которая выросла из Уругвайского раунда ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле). Ключевой лозунг ГАТТ - One World, One Market («Единый мир, единый рынок»). В свою очередь One World - это эмблема почти полувековой (гораздо более закрытой, чем Давосский форум) деятельности Бильдербергской группы - узкого и жестко управляемого клуба мировой элиты, членов которого британский журналист Тони Гослинг окрестил «верховными жрецами глобализации».
Считается, что впервые термин «глобализация» употребил в 1983 году американец, профессор маркетинга Гарвардского университета Теодор Левитт в статье в «Harvard Business Review», характеризуя с помощью этого неологизма процесс слияния рынков отдельных продуктов, производимых транснациональными корпорациями (ТНК). В течение длительного времени онявлялся сторонником глобализации рынков определенных товаров (например: потребительских товаров длительного пользования), основанной на цене и высоком качестве. Он утверждает, что в разных странах в одно и то же время появились похожие сегменты вследствие усовершенствования технологий, влияющих на уровень развития связи, транспорта и туризма [1].
Теоретические основы глобализации
Т. Левитт считает, что идет процесс глобализации рынков и коммуникаций, мир унифицируется, вкусы и потребности людей становятся все более сходными, возникают общие глобальные стили жизни и потребностей. Как аргумент в пользу подобной глобальной общности вкусов он отмечал: «Ничто не подтвержда -ет подобную глобализацию лучше, нежели успех McDonald's - от Елисейских полей до Гинзы, CocaCola - в Бахрейне, Pepsi-Cola - в Москве, рок-музыки, греческого салата, голливудских кинофильмов, косметики Revlon, телевизоров Sony и джинсов Levi -повсеместно». По его мнению, Кока-Кола является «идеальным примером глобального товара». Такой подход получил развитие в одной из маркетинговых стратегий - «затрагивание глобального нерва», то есть, действуя в рамках этой концепции производитель и транснациональные корпорации, продвигающие бренд, ориентируются приблизительно на одни и те же социодемографические группы в разных странах, затрагивая «глобальный нерв», пронизывающий целевые рынки. В результате, по мнению сторонников такого подхода, бренды можно продвигать унифици-рованно по всему миру, чтобы люди в разных концах Земли воспринимали их примерно одинаково, здесь особенно выделяются молодежный сегмент аудитории (глобальный подростковый сегмент) и люди с высокими доходами (глобальный элитный сегмент) [1].
Становление США сверхдержавой и выход на последний этап, предшествовавший окончательной «планетарной гегемонии талассократии», заставил американских геополитиков рассматривать совершенно
новую геополитическую модель, в которой участвовали не две основные силы, а только одна. Причем, в принципе существовало два варианта развития событий - либо окончательный выигрыш Западом геополитической дуэли с Востоком, либо конвергенция двух идеологических лагерей в нечто единое и установление «мирового правительства» (этот проект получил название «мондиализм» - от французского monde - мир). Смысл мондиализма сводится к постулированию неизбежности полной планетарной интеграции, перехода от множественности государств, народов, наций и культур к «униформному миру».
Последняя четверть XX века в глобальном масштабе отмечена стремительным развитием электронной промышленности, бурным производством высокопроизводительных средств цифровой связи и информационно-вычислительной техники. Телекоммуникационный обмен идеями и знаниями способствовал практической реализации постулатов теории конвергенции. Устойчивую тенденцию цифровой конвергенции промышленных технологий связи можно рассматривать как технологический базис гармонизации общественных отношений в планетарном масштабе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Левитт Т. Глобализация рынков / Harvard Business Review. /
1983.
2. ПанаринА.С. Искушение глобализмом. - М.: Русский национальный фонд, 2000.
3. Стиглиц Дж. Человеческое лицо глобализации // Политический журнал. - 2004. - № 7.
4. Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. - М.: ЭКСМО,
2002.