С.Н. Грибова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ - ДЕТЕРМИНАНТЫ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В последней четверти ХХ столетия в мировой экономике и торговле четко прослеживается тенденция создания региональных экономических блоков и группировок промышленно развитых и развивающихся стран. Углубилась западноевропейская интеграция в рамках ЕС, создана Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), активизировались процессы формирования региональных блоков латиноамериканских стран - среди них «МЕРКАСУР», Андская группа. Не остались в стороне от указанных тенденций и азиатские страны. Наиболее влиятельные региональные группировки представлены Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское экономическим сотрудничеством (АТЭС). Сформировалась Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Вынашивают планы объединения в общий рынок КНР, Тайвань, Южная Корея1.
Регионализацию усматривают как тенденцию, идущую наряду с тенденциями глобализации. (Регионализация развивается параллельно с глобализацией. Эту точки зрения высказывают, к примеру, П. Ратленд , Е. Примаков3, А. Быков4 и др.). Однако регионализация - не просто рядом или параллельно идущий процесс. Соотношение этих явлений мировой экономики можно определить как сопряжение, как противоречивое взаимодействие, которое обусловлено нелинейностью этих процессов. Глобализация и регионализация интерпретируются как диалектическое взаимодействие разнонаправленных процессов. Глобализация устремляется к единству мировой экономики, регионализация к его фрагментации. Так, регионализация ограничивает свободную торговлю форматом своих груп-
пировок, создавая протекционистские барьеры для третьих стран, оказав-тттихся за пределами региональных соглашений и союзов. Кроме того, региональные объединения создают институциональные альтернативы таким международным экономическим организациям, которые охватывают страны мира без учета их территориальной расположенности. Это ВТО, МВФ, МБ, экономические структуры ООН. В этом усматривается противоречивость процессов глобализации и регионализации. Одновременно укрепление позиций региональных группировок, расширение их количественного состава усиливают их экономическое и политическое влияние, что означает агрегирование факторов глобального рынка. Укрупнение позволяет упростить согласование интересов в планетарном масштабе. Несомненно, это способствует развитию и углублению глобализационных процессов.
Таким образом, глобализация и регионализация неотделимы друг от друга. Более того, «глобализация реализует свои потенции через регионализацию, т.е. через децентрализацию мирового пространства и последующее повышение жизнеспособности составляющих это пространство территориальных (экономических, политических) образований»5. Оригинальная позиция по поводу связанности процесса глобализации мировой экономики и процесса регионализации национальных экономик просматривается в статье доктора экономических наук Н.И. Лариной6. Взаимообусловленность этих процессов рассматривается в аспекте выделения регулирующих методов макро- и микроэкономики. Автор отмечает, что в середине ХХ в. часть прав в области монетарной и торговой политики (как методов регулирования макроэкономики) государства добровольно передают надгосударственным организациям. Таким образом, создаются условия для осуществления единого экономического пространства в пределах сообщества стран. Степень связанности экономик при этом может быть разной от таможенной зоны, таможенного союза до формирования
единой экономической, валютной, финансовой политики. Углубление степени интернационализации экономик приводит к новому качественному состоянию - глобализации мировой экономической системы. При этом, у национальных государств в качестве основных средств воздействия на экономику остаются фискальная политика и микрополитика, т.е. традиционный набор средств регионального уровня власти федеративных государств. Другими словами, делает вывод автор, одновременно с процессом глобализации имеет место процесс регионализации национальных государств.
Представление о связанности процессов глобализации и регионализации просматриваются в такой дефиниции - «региональноцивилизационные сообщества своеобразные метапространства с поли-функциональным статусом» , которые формируют полицентризм в мировом экономическом пространстве. Можно обозначить глобализацию и регионализацию как дихотомию мирового экономического процесса. При этом региональные образования, с одной стороны, были, есть и будут воплощением глобализации, ее активными субъектами. С другой стороны, они претендуют на роль оппонентов международных экономических организаций и на формирование особых полюсов глобализации.
Отметив противоречивое взаимодействие процессов глобализации и регионализации, рассмотрим теоретические аспекты регионализации международных экономических отношений. Вначале проследим динамику этого процесса.
На активизацию региональных тенденций последнего десятилетия ХХ в. указывает большинство ученых, занимающихся их исследованием. Тенденции к регионализации очевидны при характеристике долей внутрирегиональной торговли (Табл.1). По существу все приведенные в таблице группировки показывают усиление внутрирегионального экспорта в общем объеме экспорта блоков. Особенно наглядно это проявляется в мо-
лодых региональных группировках - АТЭС (с 57,8 % до 72,6 %), НАФТА (с 36,0 % до 55,5 %), МЕРКОСУР (с 2,3 % до 6,4 %).
Еще нагляднее тенденция к относительной регионализации мировой торговли выступает при анализе географической структуры внешнеторгового оборота. Так, 61 % торгового оборота Европейского Союза приходится на внутрирегиональную торговлю, хотя в 1958 г. эта доля составляла лишь 36 % . Еще показательнее пример Северной Америки: Канада и Мексика направляют в США 74 и 69,3 % своего экспорта и получают из США 67 и 68 % всех своих импортных поставок, внешнеторговый оборот Канады с США составляет 74 %, Мексики и США - 75,8 % их внешней торговли.
Таблица 1
Показатели торговли основных региональных экономических группировок (%).
АТЭС ЕС НАФТА АСЕАН МЕРКОСУР
I II I II I II I II I II
970 57,8 36,0 59,5 45,6 36,0 1,7 21,7 22,9 2,3 9,4
980 57,9 33,7 60,8 41,0 33,6 1,6 16,6 8,7 3,9 11,6
985 67,7 38,9 59,2 37,8 43,9 1,9 17,4 19,8 3,9 5,5
990 68,3 39,0 65,9 44,0 41,4 1,4 16,2 19,8 4,3 8,9
995 71,9 46,3 62,4 39,8 46,2 1,4 16,8 25,4 6,4 20,3
000 73,1 48,5 62,1 35,8 55,7 1,3 19,0 23,9 6,7 20,9
72,6 46,5 61,2 37,4 55,5 1,4 18,7 23,3 6,4 17,3
001
I- Удельный вес внутрирегионального экспорта в общем объеме экспорта
блоков
II- Удельный вес суммарного экспорта блоков в общем объеме мирового экспорта
Источник: Рассчитано по World Development Indicators, D.C.: «The World Bank»,
2003.
Доля внутрирегиональной торговли возрастает не только в Северной Америке, но и Юго-Восточной Азии, и в Тихоокеанском регионе. Особенно активно переориентировались на внешнюю торговлю с соседними странами государства, входящие в Южноамериканский союз (МЕР-КОСУР) - Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай. Именно в середине 90-х гг. произошло объединение этих стран в таможенный союз. Внутрирегиональная торговля возросла и в рамках АСЕАН, АТЭС, которые до сих пор не сформировались организационно ни в таможенный союз, ни даже в зону свободной торговли. Некоторая стабилизация отношений наблюдается в Европейском Союзе. Но это скорее свидетельство уже устоявшихся связей.
Таким образом, налицо укрепление региональных группировок в мировом хозяйстве.
Причины и факторы образования региональных группировок специалисты в области международных экономических отношений оценивают по-разному. Формирование региональных блоков иногда расценивают как «удачную находку» для мировой торговли, позволяющую развивать международный обмен в условиях, когда эффективность многосторонних торговых переговоров в формате ГАТТ/ВТО резко снизилась. Региональные блоки компенсировали неудачи этой организации. Характеризуя причины снижения эффективности многостороннего регулирова-
ния мировой торговли в рамках ГАТТ в 80-е гг., можно выделить следующее:
1. Ослабление господствующих позиций США, которые ранее могли заставить другие страны соблюдать принципы регулирования мировой торговли в рамках ГАТТ.
2. Растущие сложности проблем, стоящих перед ГАТТ/ВТО - возрастающее число членов организации приводит к сложностям в согласованности их интересов. Так, только со времени основания ВТО (1995 г.) к ней присоединились 18 стран, почти все из группы развивающихся. Сегодня 27 государств находятся в стадии присоединения к ВТО9.
О сложности переговорных процессов свидетельствует, в частности, пятая Конференция на уровне министров10, проведенная 10 сентября 2003 года в Канкуне (Мексика). Главной задачей конференции была оценка состояния и перспектив Дохийского раунда11 многосторонних переговоров и принятие соответствующих решений в отношении углубления либерализации доступа к рынкам промышленных и сельскохозяйственных товаров, рынков услуг, усовершенствования механизмов поддержки наименее развитых и развивающихся стран.
В итоге завершившихся пятидневных дискуссий в Канкуне так и не удалось преодолеть острые противоречия между экономически развитыми и развивающимися странами. Государства ЕС и Япония настаивали на обсуждении Сингапурского блока вопросов (названного так по Сингапурской конференции 1996 года), который касался правил инвестиций, регулирования конкуренции, государственных закупок и таможенных формальностей. Развивающиеся страны, объединившиеся в так называемую «Группу 21», где тон задавали Бразилия, Индия, Китай и ЮАР, требовали отказа от субсидий сельскохозяйственному производству, с помощью которых экономически развитые страны защищают свои рынки и добиваются экспортных преимуществ.
В итоге расхождения разрослись настолько, что дальнейший поиск консенсуса, необходимого для принятия решений в ВТО, потерял всякий смысл. Разногласия были столь велики, что участники конференции, захваченные отстаиванием своих позиций, лишь в последний момент успели договориться о месте следующего саммита ВТО. Так же открытым остается вопрос о возможности в ранее определенные сроки завершить раунд переговоров, начатых в Дохе. Первоначальные оптимистичные планы предусматривали достижение глобального соглашения по итогам раунда уже к концу 2004 г. Теперь и календарь, и окончательные даты, скорее всего, придется пересматривать. В пользу такого прогноза говорит тот факт, что до сих пор ни один из вопросов раунда не удалось довести до фазы принятия решений в первоначально оговоренные строки.
Итоги Канкуна, по мнению экспертов, отражают нынешнюю фазу процесса глобализации. Собственно, в Мексике произошло то, чего многие аналитики ждали. Чудом было бы быстрое достижение компромиссов, которые устроили бы всех 12.
Вполне очевидно, что консенсус на переговорах с участием почти 150 государств выработать крайне сложно. И это еще раз продемонстрировала Канкунская конференция.
3. Появление новых, более изощренных форм протекционистской защиты вопреки основным целям ГАТТ/ВТО. К ним можно отнести: излишнее администрирование, соглашения о «добровольном ограничении экспорта», широкая практика антидемпинговых расследований, принимающая форму конкурентной борьбы, применение экспортных субсидий, введение защитных мер против импорта и т. д. Все перечисленное есть свидетельство ограниченности регулирующих воздействий этой организации.
4. Активная роль, которую играют ряд стран (США, ЕС, Япония), тогда как остальные страны являются пассивными участниками.
5. Спады в мировой экономике, способствующие усилению протекционистского характера торговых политик многих стран. Достаточно сказать о введении США весной 2002 г. 40 % импортной квоты, ограничивающей ввоз стальной продукции из стран, не входящих в НАФТА.
Другой причиной оживления региональных группировок является более активное использование рыночного потенциала и возможность защиты национальных экономических интересов политическими средствами. Примером тому является Европейский Союз, выступающий в ВТО с позиций представления общих интересов своих стран.
В качестве силы, притягивающей страны в региональные блоки, выступают торговые преференции и условия свободной торговли между членами таких организаций. Кроме того, успех региональных сообществ во многом объясняется тем, что соседние страны («естественные союзники и партеры») больше доверяют друг другу и потому им легче договориться между собой, нежели вести переговоры в мировом масштабе.
Региональные образования формируют целостность, способность выдерживать испытания на прочность отношений благодаря общности коренных экономических интересов, выдвижению стратегической политической цели, защите своих идеологических императивов. Интеграционные процессы внутри блоков позволяют объединить интеллектуальные и материальные ресурсы стран региона и создать более благоприятные условия для их экономического развития и конкурентных преимуществ на мировом рынке.
Кроме того, формирование блоков - это своеобразная защитная реакция на дестабилизацию экономической ситуации и мировые финансовые кризисы. Достаточно вспомнить, что мировой финансовый кризис 1997 г. не коснулся стран Евросоюза благодаря преимущественным тор-
говым и финансовым отношениям между собой. (62 % внешнеторгового оборота ЕС проходится на внутрирегиональную торговлю).
На сегодня наиболее продвинутой региональной группировкой является Европейский Союз. Здесь имеет место не только экономическая интеграция, но политический союз, формируется единое федеративное образование. Так, согласно Маастрихтскому договору (1992 г.), «каждый, имеющий гражданство государства-члена, является гражданином Союза».
Высказываются мнения об изменении представлений о сущности механизмов, обеспечивающих формирование экономических группиро-вок13. Под вопрос ставится пятиступенчатая схема региональной интеграции: зона свободной торговли - таможенный союз - общий рынок -экономический и валютный союз - политическая интеграция. Критические высказывания касаются нетипичности такой схемы, отражающий опыт лишь европейских стран. Приводятся примеры объединений, возникших в 90-е годы ХХ столетия, которые остановились на первой ступени интеграции (или на полпути к таможенному союзу, общему рынку) Причиной этого называют различие в уровнях экономического развития стран, входящих в региональные объединения
Думается, что для указанных региональных объединений условия свободой торговли, функционирование в режиме таможенного союза лишь начало длительного пути, который европейские страны прошли за пятидесятилетний отрезок времени. А что касается различий в уровнях экономического развития, то они до сих пор имеют место в Европейском союзе. Более того, очевидно, эта разница будет еще более заметной со вступлением (2004 г.) в европейскую экономическую группировку новых стран Восточной Европы и Балтии. Поэтому аргументы о нетипичности прохождения интеграционных этапов европейских стран не кажутся убедительными. Хотя несомненным остается положение об объединяющем значении в региональных межгосударственных образованиях не только
экономических факторов, но и схожих политических приоритетов. Представляется, что в основе региональной интеграции лежат рыночные принципы во взаимодействии с международной экономико-политической системой.
Неоднозначно оцениваются последствия деятельности региональных группировок. В качестве одного из негативов рассматривается дискриминационная политика интеграционных группировок в отношении стран, не входящих в эти группировки. Ограничение свободной торговли рамками региональных группировок может нанести немалый ущерб развитию мировой экономики: «Озабоченные своим собственным процветанием страны-участницы блока вряд ли будут проявлять особое беспокойство по поводу положения третьих стран»14. Следует заметить, что не все авторы критикуют региональные блоки за протекционистские меры по отношению к товарам из стран, оказавшихся за их пределами. Известный французский экономист, лауреат Нобелевской премии (1998 г.) М. Алле считает, что региональные союзы должны добиваться свободы торговли только в коммунитарных рамках, отвергая догматические утверждения о необходимости неограниченной либерализации в отношениях с менее развитыми третьими странами. Торговая политика, например ЕС, должна основываться на двойном принципе коммунитарных преференций и разумного протекционизма в отношении импорта, вызывающего рост безработицы и дестабилизирующего экономику. Масштабы современного регионального рынка вполне достаточны для того, чтобы конкуренция на нем была эффективной и способствовала совершенствованию техноло-гии15. «Сегодня мир находится в исторически важном поворотном пункте, когда конечной целью общественной жизни следует признать не развитие торгового обмена как такового, а достижение счастья всех людей». Любые крайности должны быть отброшены: для любой страны и группы стран слепой и жесткий протекционизм сколь же абсурден, сколь опасно
оказаться безоружным перед лицом догматической и неограниченной свободы торговли16.
Как показывает опыт формирования региональных торговых блоков и объединений в различных регионах мира, в основе их создания лежит целый комплекс факторов экономического, геополитического, территориального, национального, культурного характера. Противоречивое взаимодействие этих факторов определяет не только судьбу подобных группировок, но и обусловливает столь же неоднозначное воздействие регионализма на развитие мировой экономики и торговли.
Тем не менее, в деятельности региональных экономических организаций можно выделить следующие основные направления:
• Совместные согласованные действия в развитии экономик стран-участниц - обеспечение устойчивых темпов роста, свободного движения факторов производства;
• Координация планов и перспектив развития важнейших отраслей экономики;
• Содействие инвестиционной и инновационной деятельности в рамках отдельных стран и в рамках экономических группировок;
• Содействие развитию предпринимательства на уровне отдельных фирм; обеспечение свободного перемещения капиталов, рабочей
17
силы; защита прав собственности и свободы ведения бизнеса . Рассматривая территориальные сообщества, можно выделить уровни регионализации мировой экономики: глобальные наднациональные институты, региональные интеграционные объединения, национальные государства, автономные образования внутри государства. Каково же соотношение между этими уровнями, и каковы тенденции изменений этих соотношения в условиях глобализующегося мира?
Глобальные наднациональные институты мировой экономики объединяют государства в планетарном формате. К ним относят экономиче-
ские органы ООН, ВФ, группа Мирового банка, ВТО, ОЭСР, ОПЕК и др. Мировой экономический порядок складывается под эгидой ООН и основывается на трех китах: МВФ, МБ и ВТО.
К организациям второго уровня относятся региональные группировки. Из их числа к успешно функционирующим можно отнести Европейский Союз, НАФТА, АТЭС, МЕРКОСУР, СНГ. Соотношение этих двух уровней мировой экономики сродни сочетанию глобализации и регионализации.
За основу рассмотрения региональных организаций можно взять европейский интеграционный союз. После Второй мировой войны европейские страны для решения задач по восстановлению экономики встали на путь постепенного сближения и строительства наднациональных институтов. Интеграция в экономической сфере сопровождалась передачей функций наднациональным органам. Схема процесса была такова - совместная защита рынка от товаров из третьих стран, координация налоговой политики, политика структурного регулирования, образование валютных соглашений и, наконец, функционирование единой денежной единицы -евро, что делает, по существу, экономическую интеграцию в рамках союза необратимой.
С позиций уровня национального государства часть функций, с одной стороны, делегируется наднациональным структурам, с другой -имеет место передача части функций на более низкие уровни власти, где у физических и юридических лиц больше возможностей для контроля, так
как представителям власти легче получить информацию о том, чего хотят
18
граждане. (Рис. 1)
Повышение роли внутринациональных регионов является одним из ключевых моментов концепции развития Европейского Союза, базовым положением здесь является принцип субсидиарности19. Данный принцип был впервые сформулирован в конце ХУ1 в. немецким юристом Иоганом
Альтузиусом (1557-1638 гг.). Принцип субсидиарности взят на вооружение католической мыслью и зафиксирован в 1931 г. в папской энциклике “Guadragesimo Anno” в следующей редакции: «Как не дозволено с целью передачи обществу отнимать у отдельных лиц то, что они могут выполнять собственными мерами, так в равной мере и нельзя передавать более значительной организации то, что может быть сделано меньшими и более слабыми коллективами».
Принцип субсидиарности зафиксирован в Маастрихтском договоре (1992г.) о Европейском Союзе в отношениях по распределению полномочий между национальными государствами и региональными интеграционными объединениями, а внутри стран ЕС между территориальными образованиями и центральной властью государства. Считается, что данный принцип способствует приближению власти к гражданину. Эта проблема особо актуализируется при нарастании политической апатии граждан, поскольку использование политтехнологий, целенаправленное регулирование информационного поля, искусственная генерация постоянно меняющегося уровня потребностей закладывают основы глубинного отчуждения человека от политики. Экономическое значение передачи власти регионам демонстрирует Китай. Его ошеломляющий экономический подъем во многом связан с растущей независимостью местных и провинциальных властей от Центра и соперничества региональных властей в борьбе за новые предприятия.
Рис.1 Трансформация функций государства в условиях глобализации и регионализации мирового хозяйства
Принцип субсидиарности в большей степени полезен федеративным государствам с разнообразным населением. Примером может служить Швейцария. Страна чрезвычайно неоднородна: она включает население, говорящее на немецком, французском, итальянском, а также на ретороманском языках. Едва ли Швейцария могла существовать без своей федеральной системы, представляющей значительную автономию кантонам. Немецкоговорящие щвейцарцы составляют значительную часть населения страны: в унитарном государстве они бы доминировали. Кантоны с преобладанием франко- и италоговорящим населением могли почувствовать себя в чем-то ущемленными, могли бы предпочесть присоединение к странам, где их язык является господствующим. Без соблюдения принци-
па субсидиарности такая ситуация была бы постоянным фактором нестабильности государства. Поэтому так важно, чтобы самая малая общность была способна решить ряд проблем на своем уровне, и она должна иметь такую возможность. И чем разнообразнее составные части государства, тем менее ограничительной или запретительной должна быть центральная власть.
Передача функций, на наш взгляд, означает не столько ослабление государства и размывание его границ, сколько адаптацию к новым реалиям, к перестройке и развитию в мировой глобальной системе. Происходит осмысление места и роли государства как элемента геоэкономическо-
го пространства. Имеет место переход государства от Вестфальской моде-
20
ли , основанной на принципах суверенитета, территориальной единства и целостности, к новой модели. К примеру, ранее основой поддержания суверенитета являлись вооруженные силы. Сегодня трансформируется и их роль. Они защищают уже не только национальные, но и экономические границы (геоэкономические интересы, плацдармы, прерогативы) транснационализированных воспроизводственных ядер. Государства «начинают играть роль главного предпринимателя, делегирующего функцию реализации стратегических национальных интересов и устремлений мощным финансово-кредитно-банковским структурам, транснациональным корпорациям..»21.
Передачу, замещение функций государства можно рассматривать в ином контексте, если поставить вопрос - почему государства в ходе динамичного процесса не должны непрерывно реорганизовываться или открывать новые формы регулирования, которые на определенное время приносят им сравнительные конкурентные преимущества? Разве является постоянной организационно-функциональная форма государства? Без сомнения, организационные формы государства изменяются в зависимости от конкретно-исторической обстановки, изменяются и его функции. В ус-
ловиях ХХ столетия, триумфа кейнсианской теории, экономическая роль государства как никогда расширилась и укрепилась. В современных условиях государство адаптируется к новым, глобализационным тенденциям и к процессам регионализации. Сужение функций государства не есть его упразднение, а есть возрождение его роли «ночного сторожа».
В силу неравномерного вступления стран в мирохозяйственные связи и разного охвата их экономик глобализационными тенденциями регулирующая экономическая функция государства может быть разной. Экономическое развитие Китая демонстрирует сегодня высокую централизацию функций при значительной инициативе на местах. Россия выстраивает новую вертикаль управления и решает проблемы разделения полномочий между разными уровнями государственной власти. Страны Евросоюза, делегируя функции наднациональным органам, приближаются к «Соединенным штатам Европы».
Значит, бесспорно, важен аспект глобализации по изменению роли государства. Однако ставить знак равенства между этим явлением и постепенным упразднением государства или смешивать специфическую форму государства и воображаемое многообразие его организационных форм, очевидно, неверно. Вероятно, при изменении исторической ситуации новые формы могут вновь обернутся недостатками.
Структурой, связывающей воедино все уровни мирохозяйственной системы, являются транснациональные корпорации (ТНК). Их пространственное размещение не знает границ, и в этом смысле их действия глобальны, а сами ТНК являются основными хозяйствующими субъектами мировой экономики. Транснациональные корпорации постиндустриального поколения строятся на принципе сетевой организации с широким рассредоточением производства и принятия решений. При этом масштабность производства сочетается с чувствительностью к местным вкусам. Девизом ТНК можно считать утверждение: «успех сопутствует тому,
кто мыслит глобально, а действует локально». Так, одновременно корпорации понизили в ранге свои национальные правления и добились, чтобы эти национальные структуры действовали самостоятельно, но являлись частью создаваемой каждой из них глобальной производственнофинансовой системы. Сегодня можно утверждать, что транснациональная компания стала самым мощным агентом интернационализации общества.
С расширением сфер влияния ТНК роль национальных государств постепенно снижается, возникает регулируемый в многостороннем порядке интернациональный производственно-финансовый комплекс, основанный на мировом разделении труда и сливающийся с макроэкономическими особенностями регионов (Рис.2).
В процессе научного обсуждения глобализации обозначился подход, определяющий влияние глобальных процессов на развитие территориально-административных единиц, а также вопроса о том, каково значение локальных процессов (на уровне регионов, городов и т. д.) в ходе мирового развития.
Соотношение глобализации и локализации получило название
«глокализации», которое определяется как «стратегия развития бизнеса,
22
интегрирующая глобализацию и локализацию» . Многие наблюдатели указывали, что хотя на первый взгляд это и выглядит парадоксально, именно глобализация ведет к повышению роли местного, субнациональ-ного уровня. Достаточно сказать, что инвестиции направляются в конкретный регион, город. А ТНК размещают свои производства, привнося современные технологии, организацию, менеджмент, опираясь на локальные условия данного региона, что превращает хозяйство в сеть полюсов развития, в мультиполярные образования.
С другой стороны, имеет место стремление локальных территориальных общностей к выходу на арену мирового экономического пространства, их адаптации к глобальным процессам. Возникает междуна-
родная конкуренция территориальных условий хозяйствования в направлении создания преференциальных условий для привлечения иностранного капитала, за его приложение к данной территории.
С
Транснациональные корпорации
+ \ тт
)
Усиление взаимодействия тенденции глобализации
Государство
Разграничение функций на основе принципа субсидиарности
г > Территориально- г > Территориально-
административ- административ-
ные единицы V _ J ные единицы
4- Усиление взаимодействия -процессы локализации
к к Г 1 Л г к "
С
Транснациональные корпорации
)
Рис.2 Сочетание глобальных действий ТНК с возрастающей ролью территориально-административных единиц
Более того, при обсуждении вопроса о территориальных условиях хозяйствования с позиций экономической науки концепция конкурентных территориально-хозяйственных преимуществ «государств» все больше дезагрегируется и переносится на регионы, где сформировались особые
формы взаимодействия предприятий, местных органов управления, местных рыночных условий и общественных групп. Многое говорит о том, что значимость местных и региональных государственных инстанций скорее будет возрастать.
Россия - экономическое пространство континентального масштаба и в силу своей масштабности и неоднородности природно-климатических, демографических, социально-экономических условий позволяет по-новому взглянуть на интеграцию в мировое экономическое пространство. Так, помимо трансграничного сотрудничества, перспективно участие российских регионов в экономических региональных группировках. Например, интеграция дальневосточных районов и Забайкалья в экономические соглашения и союзы стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а областей европейской части России - в Евросоюз.
Таким образом, в условиях глобализационных тенденций изменение функций государства в сторону их передачи наднациональным органам, с одной стороны, и повышение полномочий территориальноадминистративных единиц на основе принципа субсидиарности - с другой, есть процесс адаптации государства к качественно новому состоянию мировой экономики. Эти изменения повышают конкурентные преимущества государства по размещению на его территории производства, по привлечению международных инвестиций со стороны главных субъектов мирового хозяйства - транснациональных корпораций. А значит и всего того комплекса, что несет с собой крупный мировой бизнес.
С позиций локальных общностей (регионов, городов и т.д.) внутри национальных государственных границ происходит, как показывает мировая практика, возрастание их роли и значения. Возрастание значимости регионального уровня, особенно в федеративных государствах, способствует установлению и развитию реального федерализма и гражданского общества.
Кроме того, активизация регионов во внешнеэкономической деятельности не только делает более полноценной внешнеэкономическую политику государства, но и является механизмом включения страны в мировое экономическое пространство. Одновременно повышение самостоятельности и ответственности регионов выступает как возможность международной конкуренции территориальных условий хозяйствования. Глобализация, делая прозрачными для перемещения капитала и труда государственные границы, дает возможность выбора территорий для приложения мобильных факторов производства, которыми располагают международные компании.
Литература
1. Афонцев С. Проблема глобального управления мирохозяйственной системой // МЭиМО. 2001. № 5.
2. Володин А.Г. Глобальный парадокс // Мегатренды мирового развития. М., Экономика, 2001.
3. Гаспер В. Конкурентный федерализм. Принципы конструктивной власти и гражданского контроля // Politekonom, 1997, № 2.
4. Герчикова И.Н. Международные экономические организации М., Изд-во АО «Консалтбанкир», 2000.
5. Глобализация и посткоммунизм // МэиМО, 2002. № 4.
6. Кочетов Э. Осознание глобального мира. МэиМО, 2001..№ 5. С. 74.
7. Ларина Н.И. Интеграция экономической политики на фоне глобализации и регионализации //Регион: экономика исоциология.2002. №2.
8. Пертиев В., Черновская В. Развивающийся мир: глобализация или регионализация. //МЭиМО. 2000.№7.
9. Россия и международные отношения в условиях глобализации // Международная жизнь, 2001. № 3.
10. Фадеева Т. Федералистская модель Европейского Союза: концепции и практика // МЭМО, 2000. № 6.
11. Allais M. La politigue de libre-change, le GATT, et la construction europeene // Rev. d'economie polit P., 1994. А. 104. № 1.
12. Krugman P. L'emergence des zones regionales de libreechange // Problemes econ. P, 1992. sept. № 2289.
13. Priorities for Coming Century. Asahi Shim bun Earth project 21. Chapter Fixe. Tho “Globalization of Bisiness? Japan. 1999.
ПРИМЕЧАНИЯ
1Серьезным подтверждением тому служит, к примеру, подписание в ходе ноябрьского (2002 г.) саммита 10 лидеров стран Юго-Восточной Азии в Пномпене декларации стран АСЕАН и Китая о намерении создать до 2010 г. зону свободной торговли Китай - АСЕАН. В том же направлении движутся сейчас Тайвань и Южная Корея (Коммерсантъ, 2002.18 ноября)
2Глобализация и посткоммунизм // МЭиМО. 2002. № 4. С. 17.
3 Россия и международные отношения в условиях глобализации // Международная жизнь. 2001. № 3. С. 3.
4 Российский экономический журнал. 2001. № 7. С. 62.
5 Володин А.Г. Глобальный парадокс // Мегатренды мирового развития. М., Экономика, 2001. С. 170.
6 Интеграция экономической политики на фоне глобализации и регионализации // Регион: экономика и социология. 2002. № 2. С. 11.
7 Пертиев В., Черновская В. Развивающийся мир: глобализация или регионализация // МэиМО, 2000. .№ 7.С. 43.
8 См. подробно: МэиМО, 2002. № 1. С. 9.
9 БИКИ. 2003 г. № 92. 16 августа, С. 4.
10 Конференция на уровне министров стран - членов ВТО является высшим руководящим органом Всемирной торговой организации. Конференция созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел стран-участниц ВТО; она обладает полномочиями принимать решения по наиболее принципиальным вопросам деятельности организации. Предыдущие Министерские конференции проводились в Сингапуре (1996 г.), Женеве (1998 г.), Сиэтле (1999 г.) и Дохе (Катар) в ноябре 2001 г.
11 Основные вопросы программы переговоров Дохийского раунда см. Внешнеэкономический бюллетень, 2002. № 5 (май). С. 9-14.
12 www.wto.ru
13 Афонцев А. Проблема глобального управления мирохозяйственной системой.// МэиМО, 2001. № 5. С. 68-69.
14 Krugman P. L'emergence des zones regionales de libreechange // Problemes econ. P.,
1992. sept. № 2289. Р. 23.
15 Allais M. La politigue de libre-change, le GATT, et la construction europeene // Rev. d'economie polit. Р., 1994. А. 104, № 1. Р. 21.
16 Там же. С. 22.
17 Герчикова И.Н. Международные экономические организации М: Изд-во АО «Кон-салтбанкир», 2000. С. 206.
18 Гаспер В. Конкурентный федерализм. Принципы конструктивной власти и гражданского контроля // Politekonom , 1997. № 2. С. 37.
19 О принципе субсидиарности см. Фадеева Т. Федералистская модель Европейского Союза: концепции и практика.// МЭиМО. 2000. № б.
20 С. Д. Краснер назвал «вестфальским суверенитетом» такую политическую организацию, которая основана на том, что внешние факторы фактически не могут воздействовать на внутреннюю политику или могут, но крайне ограничено / Krasner S.D. Sovereignty: Organized Hypocrisy. Princeton, 1999.
21 Кочетов Э. Осознание глобального мира. МэиМО, 2001..№ б. С. 74.
22 Priorities for Coming Century. Asahi Shim bun Earth project 21. Chapter Fixe. Tho “Globalization of Bisiness? Japan/ 1999. Р. 1.