УДК 351.863
ГЛОБАЛ1ЗАЦ1Я I ПРОБЛЕМИ ЕКОНОМ1ЧНО1 БЕЗПЕКИ ГРУЗИ
Кварацхелiя М.С.
Ключов'1 слова: глобалiзацiя, нтеграцйн процеси, економ'чна безпека, демограф'чна безпека, р'тень життя.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГРУЗИИ
Кварацхелия М.С.
Процесс глобализации стал явлением, сопутствующим развитию современного мира. Таким образом, глубина небольшой открытой экономики стран не стремится к сохранению, потому что они могут столкнуться даже с потерей государственности.
Процесс глобализации имеет положительные и отрицательные черты. Усиливаются интеграционные процессы, возможности свободной торговли создавать рынки товаров и услуг. В то же самое время это важнейшие показатели экономической глобализации, которые относительно высоки в странах с небольшой открытой экономикой. Примечательно, что индекс Грузии занял 19 место в 2012 году, а по всем уровням глобализации это соответствует 63-му месту.
Процесс глобализации важен для стран с малой открытой рыночной экономикой в связи с проблемами экономической безопасности. Есть нетрадиционные угрозы, которые включают такие вопросы, как экономический рост, бедность и уровень жизни. В этом случае наиболее важными являются глобальные, региональные и локальные проблемы взаимосвязи между фокус-группами и гражданские взаимоотношения между народами в эпоху акцента на безопасности граждан. В связи с этим важная стратегическая цель страны заключается в том, чтобы сохранить территориальную целостность и независимость, совершенствовать гражданское общество, каждого человека и национальное самосознание, а также обеспечить качество жизни на высшем уровне.
В стране имеются собственные показатели экономической безопасности. Для Грузии, прежде всего, следует отметить демографическую безопасность. Этот индикатор представляет собой угрозу, которая требует принятия радикальных мер. Не менее важным является уровень бедности, имеющий тенденцию к повышению. Относительный уровень бедности также характеризуется стабильностью, и эта тенденция незначительна.
Также важно, чтобы национальная валюта не обесценивалась, что также является проблемой, постоянно усиливающейся и негативно влияющей на уровень жизни.
Ключевые слова: глобализация, интеграционные процессы, экономическая безопасность, демографическая безопасность, уровень жизни.
GLOBALIZATION AND GEORGIAN ECONOMIC SECURITY
Kvaratskhelia M.S.
The process of globalization has become a phenomenon of the modern world concomitant. Thus the depth of the small open economy of the countries do not strive for preservation, because they could face the loss of even a statehood.
Process of Globalization has positive and negative sizes. Increasing of integration processes, free trade ability to create goods and service market. At the same time it's also important indexes of economic globalization, which is relatively high in countries which got a small open economy. It is noteworthy that the index of Georgia was ranked 19th in 2012, and at all levels of globalization according to the 63-th place.
The globalization process is important for a small open-market economy countries for economic security problem. Here is a non-traditional threats, which include such issues as economic growth, poverty and living standards. In this case, the most important global, regional and local problems of the relationship between, focus groups and civil relations among peoples. In the era of emphasis on the security of the citizens. In this regard, the country's important strategic aim, which is to include the preservation of the territorial integrity, the independence, the improvement of the civil society, of every man and nationality self-assurance and quality of life to the highest level.
The country has its own economic security indicators. From here, first of all, it should be noted, of Georgian demographic security. This indicator is a threat that needs radical measures. No less important is the poverty rate, which is the increasing tendency. The relative poverty rate is also characterized by stability and the trend is insignificant.
It is also important for the national currency of the depreciation of the problem, which is characterized by increasing and negative impact on the living level.
Keywords: globalization, integration processes, economic security, demographic security, standard of living.
Современная посткоммунистическая эпоха характеризуется особыми свойствами. Беспрецедентные темпы научно-технической революции в различных сферах общественной жизни вызвали расширение, изменение и разнообразие феномена глобализации. Это, естественно, породило различные точки зрения об его историческом характере, движущей силе, с точки зрения оценки результатов ее влияния на различные сферы жизни.
Мы считаем, что глобализация представляет собой процесс, где социальные связи отделены от территориальных, географических так, что жизнь человечества протекает в едином, целом и неделимом мире, когда национальные государства и их суверенитет покрываются транснациональными факторами и подчиняются им (Bek,2001), несмотря на то, что по мнению глобалистов, не одно государство не может закрыться в свою скорлупу и не сможет отделиться от других, поскольку мировое сообщество это единство социальных отношений, которая не определяется национальной государственной политикой. Мы считаем, что для стран с малой открытой экономикой национальное государство, национальная экономика и культура и сознание являются наибольшей ценностью, поэтому надо смягчить противостояния и сопротивления и постоянные усилия этих стран для сохранения государственности должны приобрести новое содержание.
Наряду с углублением процесса глобализации, разгорается национализм, сопроводительным процессом чего является инспирированные этнические конфликты. Это поставило под угрозу территориальную целостность нации-государства, ослабила их, что привело к усилению оппозиции населения против государства и зародило чувство новой этнической солидарности. Появились нравы и обычаи нового стиля, неестественный раскол общества, что поставило под серьезную угрозу развитие демократических процессов.
Глобализация, без оговорок, определяет прогресс человечества. Среди положительных свойств, характерных для него, следует отметить нынешние мировые экономические отношения и феномен свободной торговли. Свободная торговля разным странам дает возможность свободно создавать товары и услуги для рынка. Если принять во внимание, что ни одна страна, особенно с малой экономикой, не в состоянии создать идеальный индустриальный комплекс, ей необходимы различные институциональные и финансовые поддержки как со стороны мультинациональных производителей, также от стран-партнеров, именно этим видом поддержки и освоением глобальных сдвигов свершилось «маленькое чудо Сингапура» -в результате разумной экономической политики страны, начиная с нуля, финансовый рост, по данным 2014 года, достиг около 7%, который является отличным показателем (Worid Bank 2015).
В этом плане примером является также Гонконг, представитель наиболее глобализированной экономики в 2011-2013 гг. который был первым в мировом рейтинге по категориям технологических инноваций и идей, движения капитала и культурного обмена (SCMP 2013).
Интересно, что в индексе экономической глобализации страны крупной экономики не занимают высокие позиции не смотря на то, что в этих странах доход на душу населения более высокий. Это можно объяснить тем, что для их экономического развития не является обязательным высокий уровень экономической глобализации, поскольку у них есть большой внутренний рынок и значительный объем собственного капитала. Тем не менее, нельзя найти маленькую страну, где доход на душу населения высокий и занимает низкие позиции в индексе экономической глобализации. Международная торговля, иностранный капитал и трудовая миграция стали необходимым условием для развития маленьких стран с небогатыми природными ресурсами.
Грузия на основе данных 2012 г. по индексу экономической глобализации занимает 19-е место, а в целом по уровню глобализации - на 63-м.
По уровню экономической глобализации, Сингапур на первом месте - 95.7 баллов (Максимум 100 баллов). На втором Ирландия - 92.6 баллов, на третьем - Люксембург - 91.1 баллов. Далее в списке другие страны развитой экономики. 19-е место (81 очков) Грузии, на самом деле, парадоксально. По данным 2014 г. в Грузии средний годовой доход на душу 3.700 долларов США. В данном индексе до 19-го места (Грузии) самый низкий доход на душу населения имеет Маврикия - 10500 долларов США. Страны с низким уровнем дохода, чем у Грузии, распределены ниже 50 места (World Bank,2015).
19-е место Грузии обусловили либеральная политика международной торговли и возможность свободного поступления иностранного капитала. Высокая позиция Грузии отражает, скорее всего, перспективу экономического роста, а не достигнутый уровень развития.
Стремительный взлет Грузии в индексе глобализации начался в 2006 году, в результате реформ, проведенных в 2004-2007 гг. В этих годах был заложен фундамент для нынешней бизнес-среды Грузии, которая пережила войну, экономический кризис, политические кризисы и, фактически, непрерывную российскую агрессию. К перечисленным вызовам нужно добавить проблемы защиты прав частной собственности и судебной системы. На этом фоне, парадоксально, как развивается грузинская экономика, рост которого, хотя в последние годы (2013-2015) замедлилась, но все же в среднем достигает 4%-ой отметки (Kakulia N., 2016).
В 1990-е годы в западной политической и экономической литературе начался пересмотр традиционных подходов к вопросам безопасности. Как в развитых, так и в развивающихся странах под нетрадиционными угрозами подразумевались проблемы экономического роста, нищета и развитие, а не военные блоки и их баланс, супердержавы. Это привело к расширению концепции национальной безопасности в двух направлениях: во-первых, анализ взаимоотношений между глобальными, региональными, локальными проблемами, во-вторых, акцент на отношения между гражданскими группами и народами. Теоретически, расширение роста концепции безопасности осложнило осознание того, что такое современная национальная безопасность и каковы его приоритеты для новой, постиндустриальной эпохи.
Современная национальная безопасность переносит акценты от военной безопасности к гражданской безопасности. Он, в этом случае, вместе с правительством, включает гражданские организации, как провайдеры безопасности и ссылается на различные формы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Иными словами, борьба с организованной преступностью и коррупцией относится к сфере безопасности гражданского общества. Кроме того, следует отметить, что меняющимися угрозами, приоритеты безопасности постоянно меняются. В условиях растущей глобализации международной экономики организованная преступность является одним из основных «новых» угроз для национальной и международной экономической безопасности. Глобальная организованная преступность все в большей степени влияет на международную финансовую сеть и национальную экономику, связь между ними растет.
Интересно отметить международный опыт в вопросах безопасности. Необходимо более глубокое понимание проблем безопасности в Грузии и в кавказском регионе, особенно того, почему система гражданской безопасности не эффективна в Грузии, в том числе в разрешении конфликтов абхазами и осетинами и во время войны с Россией в 2008 году (Куага1зкЬе!1а М.).
Система гражданской безопасности на Кавказе в основном должна быть построена на политике мягкой силы, в то время, как система гражданской безопасности Грузии в большинстве случаев построена на жесткой власти и характеризуется традиционным милитаристским подходом времен холодной войны. Для повышения эффективности работы системы безопасности Грузии большее внимание следует уделять нетрадиционным подходам - личность и общественность должны уделить внимание безопасности, с более сильными элементами гражданской безопасности и политики мягкой власти.
Опыт прошедших лет показал, что формирующееся государство Грузии не оказалось готовым, чтобы избавиться от негативного влияния внутренних и внешних факторов безопасности и использовать создавшуюся ситуацию - возможность независимого развития страны в пользу национальных и государственных интересов (Нодар Читанава, 2009). Вектор развития процессов направлен на определение оценки нынешнего положения национальной безопасности страны, как единой, неразделимой системы. Одной из главных задач является обеспечение экономической и экологической безопасности. Это создает прочную основу для устойчивого развития.
Такая страна с малой рыночной открытой экономикой, как Грузия, во многом зависит от множества внешних факторов. Поэтому ее стратегия экономической безопасности должна основываться на научно рассчитанные концепции. Это вся система взглядов об экономической безопасности личности, общества и государства.
Экономическая безопасность Грузии выражает способность избежать или свести к минимуму предотвращение внутренних и внешних угроз против независимости национальной экономической системы, самобытности, устойчивого развития. Его обеспечение является постоянной и важнейшей обязанностью государства.
Принципы экономической безопасности предусматривают много требований. В их число входят предусмотрение вызовов и угроз исторического развития, определение долгосрочных стратегических целей и интересов, совместимость с национальной и международной безопасностью и др.
Национальные интересы Грузии означают национальные интересы в сфере экономики. К ней принадлежат благополучие населения и повышение качества жизни, способность функционирования экономики в расширенном режиме воспроизведения, поддержание единого экономического пространства, достижение высокого уровня социально-экономической эффективности, обеспечение конкурентоспособности страны. В то же время необходимо, чтобы Грузия стала субъектом активной международной экономики и перешла на траекторию устойчивого и безопасного развития.
Грузия, как и все страны, имеет стратегическую цель, которая включают в себя сохранение территориальной целостности, укрепление независимости государства, установление и совершенствование гражданского общества, обеспечение саморазвития каждого человека и нации на основе высокого уровня и качества жизни.
У Грузии есть историческая задача системного ведения концептуальных инноваций, которая отражается в обеспечении ее пространственного расширения для сохранения собственной идентичности, для ответа вызовам глобализации. Экономическое развитие и прогресс Грузии зависит от разработки и внедрения концептуальной инновации глобальной экономики. Важным является тот фактор, что в условиях традиционной экономики главным являлось производство товаров для товаров, с помощью основного капитала, а в условиях глобальной экономики важным является производство знаний с использованием человеческого капитала, человеческим производством и расширенным воспроизводством. Отсюда можно сделать вывод, что стратегическими приоритетами для устойчивого и безопасного развития Грузии являются: достижение интеллектуальной безопасности, реализация важнейших концептуальных инноваций, установление пороговых значений для устойчивого развития просвещения и науки в ближайшие десятилетия, учреждение экономики знаний.
Теперь мы хотим коснуться некоторых из индикаторов экономической безопасности для нашей страны. Такова, прежде всего, демографическая безопасность Грузии. В последние десятилетия этот процесс резко ухудшился. Очевидно снижение темпов абсолютного количества и роста населения. В то же время, вызывает тревогу тенденция, что падает ее доля на Южном Кавказе и в населении мира.
Следует отметить, что за последние 40 лет население Грузии уменьшилось на 1,2 миллиона человек, что является высокой опасностью для маленькой страны (Copyright : 2010 GEOSTAT. All rights reserved).
В этом отношении, ситуация совершенно иная на Центральном Кавказе. Следует отметить, что за 19752000 гг. население Армении возросло от 2,8 млн. до 3,8 млн, т.е. на 36%, а население Азербайджана - от 5,7 млн. до 8,7 млн, т.е. на 53% (Нодар Читанава, 2003). Согласно прогнозу, для этих стран характерна тенденция роста населения, а для Грузии - снижения. Из этого очевидно, что Грузины оказались в меньшинстве в регионе. Резкое ухудшение демографической ситуации является величайшей угрозой для существования Грузии. Государство обязано принять эффективные меры по предотвращению этой фундаментальной угрозы.
Соответственно программы экономической безопасности, предельным уровнем рекомендуется рассматривать долю населения в Центральном Кавказе - 31%, в пространстве Центральной и Восточной Европы и СНГ - 1,33%, в группе развитых странах - 0,47% (Нодар Читанава, 2003). Для этого нужно, чтобы среднегодовой темп роста численности населения равнялся 0,7%, ля чего требуется проведение активной демографической политики, в частности, повышение уровня жизни и ускорение доходов. Известно, что для пост-коммунистических стран одним из основных индикаторов экономической безопасности является борьба с бедностью, а также показателем, определяющим уровень жизни. Бедность одна из наиболее острых проблем Грузии. Борьба с ним является также основной задачей человечества. Из 7 миллиардов людей, живущих в в мире, 2,8 млрд тратит меньше, чем 2 долларов США в день для существования, а 1,2 млрд - меньше, чем 1. Из 1000 малолетних детей 6 не доживают до 6 лет, а 8 - до пяти лет, из них 9 мальчиков и 14 девочек не могут поступить в начальную школу (Нодар Читанава, 2003). Уровень бедности особенно низок в развивающихся странах. Однако, в связи с этим и Грузия не продвинулась.
По статистическим данным Грузии очевидно, что динамика численности обедневшего населения характеризуется растущей тенденцией. Если этот показатель в 2007 году составил 6,2%, в 2010 - 9,7%, к 2014 году достигла 11,6%,т.е. увеличилась на 2,4 процентных пункта. Такая тенденция представляет собой серьезную угрозу для благосостояния населения Грузии. Важно проблемы неравенства доходов. В последние годы наблюдается тенденция к снижению, что является положительным моментом. Если в 2003 году только 1,1% населения имели доход больше чем 1500 лари ($ 680), в 2013 году эта цифра возросла до 13,9%. Тот факт, что доход более чем 80% населения не превышал 500 лари, ясно указывает на низкий уровень жизни населения до 2005 г., а в последующие годы наблюдается резкая нисходящая тенденция дифференциации доходов (Geostat.ge).
Из индикаторов экономической безопасности страны следует отметить динамику показателей относительной бедности за 2004-2014 годы, которая характеризуется высокой стабильностью. Таким образом, доля населения ниже 60-процента медианного потребления за последние 11 лет снизилась только на 3,2 процентных пункта. Важно динамика этих показателей по городской и сельской местности. Доля населения ниже 60-процента медианного потребления в населении города уменьшилось с 23% 2004 г. до 15,1% в 2014 г., что можно считать положительной тенденцией. Но такой же показатель по сельскому населению соответственно увеличился от 26,2% до 27,4%, что наглядно демонстрирует прирост бедности сельского населения. Из этого следует, что эти процессы указывают на уровень жизни населения Грузии ниже среднего. Совершенно очевидна тенденция, что жизненный уровень сельского населения намного ниже городского, что является одной из причин внутренней и внешней миграции в стране. Во избежание этой безопасности экономическая политика правительства наряду с экономическом и устойчивом развитии должна быть направлена на улучшение бизнес-среды, создание новых рабочих мест и увеличение уровня доходов населения. Одним из болезненных вызовов экономической безопасности страны следует рассматривать проблему валютной безопасности Грузии. Процесс обесценивания национальной валюты -лари начинается со второй половины 2014 г. Причиной может рассматриваться укрепление доллара США. Следует отметить, что из-за высокого уровня долларизация экономики, этот процесс более или менее остро отразился на страны с развивающимися рынками (emergind markets) (Roubini N., 2015). Естественно, что Грузия не исключение. Одним из основных источников поддержания валютного курса является трата международных резервов. Но существуют более мощные факторы. Такие, как рост экономического развития страны, его экспортного потенциала и инвестиционной привлекательности. Без них резервы не являются неисчерпаемыми и этим не заканчиваются проблемы.
Описок использованной литературы
1. World Investment Report, UNCTAD, 1977 PP.70
2. Sh. yusuf, J.Stiglits, Development Issues, Settled and Open, frontiers of development Economics, The Future in Perspective, Worl Bank, 2000, pp.235
3. Harris R, G. Globalization, Trade, and Income, Canadian Jornal of economics, November 1993, pp.775
4. Bayls and Smith, 2001 p 2-12
5. Bek, 2001 pp 27-31
6. Albrow Martin, Globalization, know ledge an society, 1990
7. Giddens Antony, Runaway world -how Globalization in Reshaping own lives, 2002
8. De Tracy, A treatise on political Economy, 2008
9. Jaquet lois, The role of small states within Alliance systems, 1971
10. Jaquet, Lois M.G. 1971 «The role of small states within Allience systems. «In small states in international relation.
11.Erasmus+2015 «changing lives, opening lives». Home page online. http://ec.europa.ua/programmes/erasmus-plus/index en.htm;
12.int.2015. «ISAF»s mission in Afghanistan 2001-2014'. NATO live topics. Int.htt://www.nato.int.int/ nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2015_02/2015 0227_1502-RSM-Placement.pdf;
13. Александр Ронделли. 2006. Международные Отношения. Третье издание. Тбилиси: Издательство - „Некери»
14. Гия Джандиери, 2006. «Глобализация и экономика». Вестник по заказу Грузинсково фонда стратегических и международных исследований.
15.Бурдули, Вахтанг и Рамаз Абесадзе. 2013. Issue 7. «Sectoral, Technological and institutional-organization Structures OF The Georgian Economy: Development issues in the Context of Globalization». The Caucasus Globalization. 63
16.Nichols, Lucy, 1991. «Human resources and structural adjustment: evidence from Costa Rica», in Martin Godfrey (ed), skill Development for international Competitiveness.
17.World VAnk, 2015. Singapore. Date page. oBfijfiBjfio. http://data.worldbank.org/country/singapore;
18.SCMP 2015 «Hond kong keeps top spot as most globalised economy». South China Morning post.
Business page online. Int. http://www.scmp.com/busuness/economy/article/1158655/hong-kong-keeps-top-spot-most-globalised-economy;
19.UNESCO 2015. «Text of the Conversation of the safeguarding of the Intangible cultural Heritage», UNESCO online. Culture page online. http://www.unesco.org/culture/ich/en/convention;
20.Scholte, Jan Aart. 2005. Globalization; A Globalization; A Critical Introduction. 2nd New York: palgrave Macmillan.
21.Kakulia N., (2016) The Characteristics of Transformation of Institutional Changes and Georgia. World academy of science, engineering and technology, conference proceedings. Berlin, Germany
22.M. Kvaratskhelia, Problems of Post-Communist transformation, Georgia. The book « Network Society networked economy in Central and Estern Europe». Lublin (Poland), 2011.
Reference
1. World Investment Report, UNCTAD, 1977 PP.70
2. Sh. yusuf, J.Stiglits, Development Issues, Settled and Open, frontiers of development Economics, The Future in Perspective, Worl Bank, 2000, pp.235
3. Harris R, G. Globalization, Trade, and Income, Canadian Jornal of economics, November 1993, pp.775
4. Bayls and Smith, 2001 p 2-12
5. Bek, 2001 pp 27-31
6. Albrow Martin, Globalization, know ledge an society, 1990
7. Giddens Antony, Runaway world -how Globalization in Reshaping own lives, 2002
8. De Tracy, A treatise on political Economy, 2008
9. Jaquet lois, The role of small states within Alliance systems, 1971
10. Jaquet, Lois M.G. 1971 «The role of small states within Allience systems. «In small states in international relation.
11.Erasmus+2015 «changing lives, opening lives». Home page online. http://ec.europa.ua/programmes/erasmus-plus/index en.htm;
12.int.2015. «ISAF»s mission in Afghanistan 2001-2014'. NATO live topics. Int.htt://www.nato.int.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2015_02/2015 0227_1502-RSM-Placement.pdf;
13.Aleksandr Rondelli. 2006. Mezhdunarodnye Otnosheniya. Tret'e izdanie. Tbilisi: Izdatel'stvo - „Nekeri»
14.Giya Dzhandieri, 2006. «Globalizatsiya i ekonomika». Vestnik po zakazu Gruzinskovo fonda strategicheskikh i mezhdunarodnykh issledovaniy.
15.Burduli, Vakhtang i Ramaz Abesadze. 2013. Issue 7. «Sectoral, Technological and institutional-organization Structures OF The Georgian Economy: Development issues in the Context of Globalization». The Caucasus Globalization. 63
16.Nichols, Lucy, 1991. «Human resources and structural adjustment: evidence from Costa Rica», in Martin Godfrey (ed), skill Development for international Competitiveness.
17.World VAnk, 2015. Singapore. Date page. oBfijfiBjfio. http://data.worldbank.org/country/singapore;
18.SCMP 2015 «Hond kong keeps top spot as most globalised economy». South China Morning post.
Business page online. Int. http://www.scmp.com/busuness/economy/article/1158655/hong-kong-keeps-top-spot-most-globalised-economy;
19.UNESCO 2015. «Text of the Conversation of the safeguarding of the Intangible cultural Heritage», UNESCO online. Culture page online. http://www.unesco.org/culture/ich/en/convention;
20.Scholte, Jan Aart. 2005. Globalization; A Globalization; A Critical Introduction. 2nd New York: palgrave Macmillan.
21.Kakulia N., (2016) The Characteristics of Transformation of Institutional Changes and Georgia. World academy of science, engineering and technology, conference proceedings. Berlin, Germany
22.M. Kvaratskhelia, Problems of Post-Communist transformation, Georgia. The book « Network Society networked economy in Central and Estern Europe». Lublin (Poland), 2011.
ДАН1 ПРО АВТОРА
Кварацхелiя М.С., доктор економiчних наук, професор, старший науковий ствроб^ник 1нституту економки iм. П.Гугушвiлi Тбiлiський державного ушверситету iм.l.Джавахишвiлi, Грузiя.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Кварацхелия М.С., доктор экономических наук, профессор, старший научный сотрудник Института экономики им. П.Гугушвили Тбилисского государственного университета им. И.Джавахишвили, Грузия.
DATA ABOUT THE AUTHOR
Kvaratskhelia M.S. Doctor of Economics, professor, Senior Research P.Huhushvili Institute for Economic, Ivane Javakhishvili Tbilisi State University, Georgia.
УДК 314.17
ПРОБЛЕМИ БЕЗРОБ1ТТЯ ТА В1ДТОРГНЕННЯ НАСЕЛЕННЯ З РИНКУ ПРАЦ1 УКРА1НИ
Коваль С.П.
Предметом статт'1 е досл'дження полiтики зайнятост/ населення в УкраУн, спрямованоУ на забезпечення державного регулювання процесу безробття в сучасних умовах розвитку ринку прац. У статт'1 розглянуто окремi проблеми безробття, як впливають на соцально-економ'чне вдторгнення населення з ринку прац УкраУни, з урахуванням рiзних фактор'т розвитку суспльства.
У досл'дженн'! використовувались загальнонауков/ та спецiальнi методи: анал'зу та синтезу, аналоги та порiвняння, статистичних оцнок тощо.
Результати роботи. Висвiтлено особливост/ деяких '¡ндикатор'т безробття та основы ризики в'дторгнення. Як протидiю в1'дторгненню визначено пдходи до подолання зазначених проблем в якост/ соцально-економ'чного залучення населення з метою ефективного розвитку ринку прац УкраУни.
Результати дослдження можуть бути використанi всма зацкавленими сторонами, у тому числ/ органами державноУ виконавчоУ влади при вдосконаленн механ1'зм1в реалiзацiУ соцально-економ'чноУ полiтики зайнятост/ та державного регулювання ринку прац УкраУни.
Висновки. Незважаючи на те, що соцiально-економiчне вiдторгнення населення мае багатоаспектний характер, ключовою проблемою, яка впливае на це явище, е приналежнсть до ринку пращ. Це пояснюеться тим, що в сучасному сусптьств оплачувана праця не лише залишаеться основним джерелом доход'в, а й визначае рвень життя особи, УУ вдчуття власноУзначимой, самоповаги та успiшностi.
Поширення соцального залучення населення мае стати головним компонентом комплексу заход'т щодо зменшення обсягiв безробття на сучасному етап ринковоУ економки, оскльки здатнсть людини до продуктивноУпрац е найцншшим ресурсом економ'чного розвитку краУни.
Ключов'1 слова: безробття населення, соцально-економ'чне в'дторгнення, ризик в'дторгнення, '¡ндикатор впливу, соцально-економ'чне залучення, ринок прац.
ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ОТТОРЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ С РЫНКА ТРУДА УКРАИНЫ
Коваль С.П.
Предметом статьи является исследование политики занятости населения в Украине, направленной на обеспечение государственного регулирования процесса безработицы в современных условиях развития рынка труда. В статье рассмотрены отдельные проблемы безработицы, которые влияют на социально-экономическое отторжение населения от рынка труда Украины, с учетом различных факторов развития общества.
В исследовании использовались общенаучные и специальные методы: анализа и синтеза, аналогии и сопоставления, статистических оценок и др.
Результаты работы. Отображены особенности некоторых индикаторов безработицы и основные риски отторжения. Как противодействие отторжению определены подходы к преодолению обозначенных проблем в качестве социально-экономического вовлечения населения с целью эффективного развития рынка труда Украины.
Результаты исследования могут быть использованы всеми заинтересованными сторонами, в том числе органами государственной исполнительной власти при усовершенствовании механизмов реализации социально-экономической политики занятости и государственного регулирования рынка труда Украины.
Выводы. Несмотря на то, что социально-экономическое отторжение населения имеет многоаспектный характер, ключевой проблемой, которая влияет на это явление, есть принадлежность к рынку труда. Это объясняется тем, что в современном обществе оплачиваемый труд не только остается основным источником доходов, но и определяет уровень жизни личности, ее чувство собственной значимости, самоуважения и успешности.