13. ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ
13.1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ, БИЗНЕС РИСКИ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Алиев Адик Тагирович, д.э.н., профессор, кафедра «Финансы и кредит» Московский государственный индустриальный университет.
Титов Алексей Викторович, к.э.н., доцент, кафедра «Финансы и кредит», Московский государственный индустриальный университет.
Аннотация: рассматривается основная тенденция мировой экономики - глобализация, ее последствия, бизнес риски и проблемы обеспечения финансово-экономической безопасности, возникающие в связи с этой глобализацией в российской экономике.
Ключевые слова: глобализация, экономика, бизнес, риски, экономическая безопасность.
THE GLOBALIZATION OF THE ECONOMIC THE BUSINESS RISK AND PROBLEMS OF ECONOMIC SECURITY
Aliyev Adik Tagirovich, Doctor of Science of Economy, professor, chair «Finance and credit» Moosow state industrial university.
[email protected] Titov Alexey Viktorovich, PhD of Economy., assistant professor, chair «Finance and credit» Mooc()w stata industrial university.
Annotation: we consider the main trend of the word economy -globalization and its consequences, the business risk and problems of economic of financial security, arising from the globalization of the Russian economy.
Keywords: globalization, economic, business, risk, economic security.
Начиная с последней четверти 20-го века, мировое хозяйство развивается в условиях нарастания глобализации - главной фундаментальной тенденции современного мирового сообщества. На ее фоне мировое экономическое сообщество трансформируется из разрозненных слабо взаимозависимых стран в интегрированную экономическую систему, в которой отдельные национальные хозяйства начинают функционировать как взаимосвязанные составные части единого всемирного экономического организма.
Глобализационные процессы развертываются, прежде всего, между промышленно развитыми странами и лишь во вторую очередь охватывают развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Глобализация укрепляет позиции первой группы стран, дает им дополнительные преимущества. В то же время развертывание процессов глобализации в рамках современного международного разделения труда грозит законсервировать нынешнее положение менее развитых
стран, которые становятся скорее объектами, нежели субъектами глобализации.
Несправедливое распределение благ от глобализации вызывают угрозы конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровнях.
Всё это и другое в совокупности может привести к ослаблению и даже разрушению отдельных стран (о чем свидетельствует опыт разрушения СССР и др. стран). Происходит не конвергенция (выравнивание доходов), а их поляризация. В процессе ее быстроразвивающиеся страны входят в круг богатых государств, а бедные страны все больше отстают от них. Вместо того чтобы ослаблять проявления сложившееся неравенство, интеграция национальных экономик в мировую экономическую систему, напротив, усиливает их и делает во многих отношениях более острыми. Глобализация приводит к углублению неоднородности , к возникновению новой модели мира-модели общества одной пятой. При этом 80% всех ресурсов контролируют развитые страны, которые охватывает лишь пятую часть домохозяйства планеты (и прежде всего США и страны Западной Европы). Составляя всего 20% всех стран мира, они распоряжаются 85% мирового ВНП, на их граждан приходится 84% мировой торговли и 85% общих сбережений (внутренние вклады на банковских счетах). За последние полвека разрыв между богатейшими и беднейшими странами более чем удвоился, что статистически подтверждает несостоятельность тезиса о справедливости в оказании помощи развивающимся странам. Развитые страны, используя открытость и глобализацию в своих интересах, стремятся под всякими предлогами закрепить и сохранить существующее положение.
В условиях глобализации возможно проявление разрушительного влияния центробежных сил, что может привести к разрыву традиционных связей внутри страны, деградации неконкурентоспособных отраслей и производств, обострению социальных проблем, агрессивному проникновению чуждых для данного общества идей, ценностей и моделей поведения.
Развернувшиеся глобализационные процессы создают предпосылки для возникновения ряда бизнес рисков в современном развитии мировой экономики. Экспертами компании AGCS (Allianz Global Corporate & Specialty) опубликовано глобальное исследование крупнейших бизнес - рисков 2012 г. Ниже в обобщенном виде приведено распределение этих рисков, с которыми компании в мире столкнутся в 2012 г. (в %).
Экономическая ситуация - 21;
Разрыв в производстве - 14;
Природные катастрофы - 9;
Государственные риски - 7;
Репутационные риски - 6;
Коммерческие риски - 5;
Политические риски - 4;
Экологические и огневые риски - 6 и др.
При этом особенности в оценках указанных выше рисков прослеживаются в их региональной специфике. Так, в Великобритании компании озабочены государственными рисками, связанными с чрезмерным государственным регулированием экономики. В Германии наибольшее беспокойство у фирм вызывают риски, способные повлиять на комплексные промышленные проекты, в которых недостаточны
системы внутреннего контроля, что может негативно сказаться на эффективности производства, повлечь за собой серьезные убытки и снижение качества продукции. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона большие опасности связываются как с природными катаклизмами, так и с политическими рисками, среди которых выделяются протекционизм и государственное вмешательство в предпринимательскую деятельность.
Для российских предпринимателей характерны те же риски, но в других соотношениях. По мнению большинства отечественных экспертов, главными бизнес рисками 2012 года будут являться экономические и политические риски, обусловленные выборами, после которых возможны существенные изменения в правилах ведения бизнеса, особенно крупного. То есть политические риски, в оценке наших экспертов, выходят на второе место после экономических (в мировом рейтинге они занимают 7-е место). Кроме того важным риском текущего года отмечается уход ключевых руководящих сотрудников из-за нехватки опытных высококвалифицированных управленческих кадров.
Таким образом, самыми актуальными бизнес рисками на сегодняшний день выступают экономические риски. Во всем мире (в том числе и в России) обеспокоены, прежде всего, опасностями рецессии, растущими ценами на минеральное сырье и усилившимися колебаниями курсов иностранных валют. Но наиболее яркое выражение эти риски получили в финансовой сфере мирового хозяйства и проявились в государственных обязательствах ряда ведущих стран мира, сосредоточившись в их суверенных долгах, породив в связи с этим глобальный долговой кризис.
Об этом свидетельствуют следующие данные. Международное банковское кредитование (накопленный объем выданных и непогашенных ссуд) за последние полтора десятилетия увеличилось с 6,2 трлн. долл. в 1990 г. до 15,5 трлн. долл. в 2008 г. и продолжает дальше нарастать. Международный долговой рынок (рынок облигаций) за этот же период вырос с 1,5 трлн. долл. почти до 15 трлн. долл. Общий объем накопленных обязательств по всем сделкам на международном рынке деривативов составил к 2008 г. почти 300 трлн. долл., что в 6,5 раза превысило объем валового мирового продукта. Хронический бюджетный дефицит в США (государственный долг почти сравнялся с размером ВВП и достиг 96% или около 15 трлн. долл.) и Западной Европе (государственный долг стран еврозоны, по прогнозам ОЭСР, вырастет с 95,6% ВВП в 2012 г. до 97,9% ВВП в 2013 г.), ведет к дальнейшему обострению суверенных долговых проблем мировой экономики.
В России, по некоторым оценкам, в конце 2011 г. объем плохой задолженности, накопленной финансовыми институтами, составил около 70 млрд. долл. США. Доля плохих ссуд в общем кредитном портфеле банковской системы нашей страны возросла в течение 2011 г. до 8,5%. Следует отметить, что такой уровень проблемной кредитной задолженности оценен самими российскими банками. Между тем по экспертным оценкам реальный уровень плохих кредитных долгов намного больше и в конце 2011 г. он достиг 25%, а это, в свою очередь, привело к их широкому распространению по всем направлениям экономики - затронут практически каждый ее сектор.
Сложившаяся кризисная ситуация с долгами в мировой экономике (в том числе и в России) по мнению большинства экспертов в ближайшей перспективе
сохранится. Предпринимаемые попытки к сглаживанию негативных последствий проявления кризисных явлений пока не дают положительных результатов и в основном сводятся к налоговому регулированию экономики. Так, конгресс США рассматривает вопрос о повышении налогов с богатых. Европейские страны, которые в 2009 и 2010 гг. активно стимулировали бизнес за счет предоставления ему различных налоговых льгот и вычетов, сейчас серьезно обсуждают введение налогов от 0,01% до 0,1% с суммы сделок на любые финансовые транзакции (кроме купли-продажи на валютном рынке) со всех компаний-участников, зарегистрированных в Евросоюзе, осуществляющих такие операции. По оценкам экономистов, в дальнейшем это может принести в казну ЕС свыше 50 млрд. евро ежегодно.
В России в настоящее время тоже рассматриваются различные варианты налогового маневрирования. В частности, возможность «перекрестного налогового субсидирования», то есть повышения налоговой нагрузки на одни сектора, позволяющего ее снизить по другим приоритетным направлениям; введение единого налога на недвижимость физических лиц с одновременным увеличением ставок налогообложения и других. Дополнительная налоговая нагрузка на бизнес и граждан с учетом регулярного роста коммунальных платежей, тарифов на электроэнергию, транспорт и т.д., ляжет тяжелым бременем на них со всеми вытекающими отсюда негативными социально-экономическими
последствиями.
В таких условиях вопросы обеспечения экономической безопасности любого государства, в том числе и России, приобретают первостепенное значение, новое качественное состояние и прежде всего в плане защиты национального суверенитета страны. Это важно для того, чтобы определять ориентиры для принятия основных социально-экономических решений, выбора стратегии развития во всех сферах деятельности государства: внутреннего, внешнего, экономического, торгового и др.
Экономическая безопасность страны, объектом которой выступает национальная экономика, означает такое её состояние, при котором за счет средств и способов противодействия негативному влиянию вызовов опасностей, внешних и внутренних угроз (факторов) обеспечиваются условия стабильного и устойчивого социально-экономического развития страны и конституционных гарантий граждан.
В последнее время среди ученых экономистов
получила большое распространение точка зрения, согласно которой экономическая безопасность, её сущность реализуется в системе критериев и показателей, точнее - их пороговых значений (индикаторов), принимаемых как предельные максимальные или минимальные величины,
несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития общественного воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций. Например, Аппарат Совета безопасности РФ исходя из государственной стратегии экономической безопасности РФ (Указ Президента РФ №608 от 29апреля 1996г.) предложил следующие индикаторы (пороговые
значения):
- объем ВВП в целом в размере не менее 75% от среднего показателя по странам «большой семерки»;
- объем ВВП на душу домохозяйства: не менее 50% от среднего по «большой семерке» и 100% - от среднемирового;
- доля обрабатывающей промышленности в промышленном производстве не менее 70%;
- доля импорта во внутреннем потреблении домохозяйства - не более 30%, в том числе продовольствия - не более 25%;
- доля наукоемкой продукции в ВВП - не менее 6%;
- доля инвестиций в ВВП - не менее 25% (меньшая доля угрожает застоем в производстве, физическим и моральным устареванием оборудования) и не более 50% (более высокая доля грозит сокращением потребления и, как следствие, падением уровня жизни и социальными проблемами);
- доля граждан с доходами ниже прожиточного минимума - не более 7%;
- средняя ожидаемая продолжительность жизни - не менее 70 лет;
- разрыв между доходами 10%самых высокодоходных и 10% самых низко доходных групп домохозяйства - не более 8 раз;
- уровень безработицы - не более 7%.
Это далеко не полный перечень перечисленных индикаторов, которые исследуются по более, чем 50 показателям. Вместе с тем данный пример наглядно иллюстрирует подходы к оценке важнейших показателей социально-экономического развития страны. Однако многие из них (которых нет в приводимом выше примере) не поддаются количественной оценки, в том числе и в связи с отсутствием конкретной (в цифрах) долгосрочной социально-экономической стратегии и невозможности проведения сравнительного анализа по сопоставимому кругу критериев. В частности по структуре с другими национальными экономиками (например, оценки степени регулируемости различных сфер и секторов экономики или удельного веса нелегальной экономики).
В системе экономической безопасности выделяются следующие ее виды: финансовая, энергетическая,
продовольственная и др. безопасность. Центральное место здесь занимает финансовая безопасность - такое состояние финансовой системы, при которой государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия
функционирования органов государственной власти и рыночных институтов.
Мировой опыт показывает, что при построении модели финансовой безопасности с позиции обеспечения национальной безопасности важно избежать двух крайностей:
1) децентрализации, при которой финансовой системе государства не остается минимума средств, для выполнения своих финансовых обязательств и текущих платежей;
2) централизации, при которой предпринимателям не хватает финансовых ресурсов для расширенного воспроизводства.
В настоящее время в экономической литературе преобладают исследования вопросов в области экономической безопасности. Между тем проблемам финансовой безопасности сегодня не уделяется должного внимания, четко не определенны её контуры, специфика и состав опасностей и угроз, которые могут нанести существенный урон финансовой системе страны.
Эта проблема требует отдельной разработки и научного обоснования, поскольку финансовая безопасность - это сложная, многомерная категория, требующая специального, углубленного научного исследования. Одной из причин такого положения
является недостаточная разработанность теоретикометодологических проблем в сфере финансов, в том числе и в российской экономической науке. Многие термины и понятия трактуются по-разному, в них вкладывается различное содержание.
Как известно, общими индикаторами финансовой безопасности, количественно определяющими ее пороговые значения, являются такие, как:
- объем внутреннего долга в процентах к ВВП - не более 30%;
- объем внешнего долга в процентах к ВВП не более -25%;
- дефицит бюджета в процентах к ВВП не более - 5%;
- объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей - не более 25%;
- денежная масса (М2) в процентах к ВВП не менее -50%.
Указанные индикаторы относятся в основном к бюджетной системе страны, являющейся стержневой основой функционирования финансовой системы любого государства.
В свою очередь сама бюджетная система преимущественно зависит от суммы налоговых и таможенных поступлений, взносов на государственное социальное страхование, которые выступают не только основным каналом формирования государственных доходов, но и включены во все сферы финансовой системы страны. Они образуют и опосредуют финансовые отношения государства с хозяйствующими субъектами и домохозяйствам. От обоснованного построения системы обязательных фискальных платежей, адекватной современным условиям и требованиям развития социально-ориентированной
экономики зависит финансовое обеспечение не только государства и его расходных обязательств, но и эффективность предпринимательской деятельности, активизация ее инициативы, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, а также реальных доходов
домохозяйства. Между тем индикаторов фискальной нагрузки, и ее пороговых значений, гармонизирующих финансовые интересы государства, хозяйствующих субъектов и домохозяйства в указанном перечне нет. Иначе говоря, фискальная нагрузка (налоги, сборы, таможенные платежи, взносы на обязательное
социальное страхование), устанавливаемая
государством на бизнес и домохозяйства, должна находиться на таком уровне, чтобы государство могло финансировать свои расходные полномочия по предметам ведения на всех уровнях власти, хозяйствующие субъекты - обеспечивать свою финансовую устойчивость и инвестиционное развитие, а домохозяйства - поддерживать свой потребительский спрос.
Поэтому налоговая безопасность, которая в широком определении включает все обязательные платежи, устанавливаемые государством - налоги, сборы, таможенные платежи, взносы на государственное социальное (т. е. фискальные платежи) - вполне обоснованно должна включаться в систему финансовоэкономической безопасности как самостоятельный ее структурный элемент.
В настоящее время в экономической литературе практически отсутствует системное определение «налоговая безопасность». Налоги (соответственно и другие фискальные платежи) их политика рассматриваются как факторы такого развития экономики, при котором формируются приемлемые
условия для жизни и развития личности социальноэкономической и военно-политической стабильности общества и сохранение целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. В то же время, не оспаривая подобное утверждение и учитывая большую практическую значимость фискальных платежей для финансового обеспечения государства, налоговая безопасность может претендовать на определенную самостоятельность и выступать как подсистема финансовой безопасности страны.
Если понимать фискальные платежи только как фактор экономической безопасности, принижается их роль и значение в формировании централизованных фондов денежных средств государства и использовании как инструмента воздействия на финансово - хозяйственные процессы общества.
С другой стороны фискальные платежи можно считать и как фактор финансового обеспечения государства; и как его ресурс, выражая доходный потенциал страны; и как рычаг государства, который через фискальную политику воздействует на предпринимательскую и деловую активность предприятий, доходы и расходы домохозяйства. А в совокупности их можно рассматривать в качестве самостоятельной подсистемы финансовой безопасности, то есть как налоговую безопасность. Ее роль должна сводиться к обеспечению такого социально-экономического развития страны, при котором создаются стабильные предпосылки (условия) для финансового обеспечения расходных обязательств и полномочий государства, финансовой устойчивости и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, роста благосостояния домохозяйства, сохранения единства и целостности финансовой системы страны, противостояния внешним и внутренним вызовам и угрозам существования государства. Иначе говоря, общая сумма фискальных поступлений, аккумулируемых в бюджетной системе государства должна:
во-первых, быть вполне достаточной для функционирования государства;
во-вторых, учитывать финансовые потребности и стимулирование расширенного воспроизводства на инновационной основе различных предприятий экономики, конкурентоспособных на международных рынках;
в-третьих, повышать (или хотя бы не снижать) реальные доходы домохозяйств.
Какова же должна быть фискальная нагрузка на бизнес и домохозяйства? По предварительной оценке, предельный уровень такой нагрузки должен находиться в границах от 30% до 40% ВВП. Порог в 30% является минимальным значением, за рамками которого в сторону снижения государство не сможет финансировать свои расходные обязательства. Порог в 40% выступает максимальной величиной, повышение которого может привести к сокрытию доходов от налогообложения и уводу их в теневую экономику. В пределах этих пороговых величин предлагается создать гибкую шкалу, которая позволит государству своевременно реагировать на изменившиеся условия социально - экономического развития страны и оперативно регулировать фискальную нагрузку, поощряя или сдерживая активность бизнеса в зависимости от решаемых приоритетных задач государства.
В связи с этим необходимо, с учетом инновационных приоритетов государства:
Во-первых, проанализировать существующие стимулы для инновационных проектов и упростить механизмы получения фискальных льгот.
Во-вторых, обеспечить эффективную
правоприменительную практику в рамках созданной системы финансового (в том числе налогового и таможенного) контроля за трансфертным
ценообразованием и института консолидированного налогоплательщика с анализом целесообразности внесения изменений в законодательство, в том числе в связи со снижением порогов для формирования консолидированных групп налогоплательщиков.
В-третьих, ввести фискальные льготы реальной инвестиционной деятельности в сфере
п ред приним ател ьства.
В-четвертых, совершенствовать фискальную политику для активизации геологоразведки и вовлечение в разработку новых запасов минерально-сырьевых ресурсов с изменением налогового законодательства в части оптимизации фискальной нагрузки на предприятия ТЭК и внедрения в практику дифференцированного подхода к налогообложению.
В-пятых, стимулировать инвестиции на финансовых рынках, в том числе путем предоставления различных налоговых льгот частным инвесторам в пределах сумм, направляемых на долгосрочное инвестирование и др.
Все это требует проведения полноценных общественных консультаций по определению общей финансовой нагрузки на бизнес и домохозяйства со всеми заинтересованными сторонами, так как проблемы повышения прямого фискального бремени пока остаются за пределами оценки регулирующего воздействия со стороны государства. А это, в свою очередь, обуславливает необходимость предварительной разработки проблемы налоговой безопасности как самостоятельной области знаний в системе финансовой безопасности.
Список литературы:
1. Экономическая безопасность России /Под. ред. В.К. Сенчагова/ М.: Дело, 2005.
2. Мировая экономика: прогноз до 2020 г.. /Под ред. А.А. Дынкина/ М.: Магистр, 2007.
3. www.ru.rg, 2011-2012 гг.
4. http://business.rg/ru, 2011 - 2012 гг.
5. www.rg.ru/innovacii, 2011 - 2012 гг.
6. www.rg/ru/zakony, 2011 - 2012 гг.
7. www.rg.ru/nalog, 2011 - 2012 гг.
8. Алиев А.Т., д.э.н., профессор, Титов А.В., к.э.н. Основные факторы и ресурсы модернизации экономики на этапе ее перехода на инновационный путь развития. // Бизнес в законе №2, 2012, с. 304-307.
Reference list:
1. Economic of Russia's security. / М.: Case, 2005.
2. The word economy: forecast to 2020). / М.: Magister, 2007.
3. www.ru.rg, 2011-2012 гг.
4. http://business.rg/ru, 2011 - 2012 гг.
5. www.rg.ru/innovacii, 2011 - 2012 гг.
6. www.rg/ru/zakony, 2011 - 2012 гг.
7. www.rg.ru/nalog, 2011 - 2012 гг.