Научная статья на тему 'Вызовы, проблемы и риски становления современной российской экономики'

Вызовы, проблемы и риски становления современной российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1197
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПОТЕНЦИАЛ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ / THE RUSSIAN ECONOMY / ECONOMIC DEVELOPMENT / GLOBALIZATION / MODERNIZATION / THE POTENTIAL OF THE INNOVATION ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Адик Тагирович, Урумова Фатима Михайловна

В докладе рассмотрены современные вопросы становления российской экономики, в том числе риски дальнейшего экономического развития как следствие глобальных вызовов, выявляются основные факторы раскрытия потенциала инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Challenges, problems and risks of making the modern Russian economy

The report covers actual issues of making the modern Russian economy, including risks of further economic development as a consequence of global challenges; the main factors of developing the potential of the innovation economy are revealed.

Текст научной работы на тему «Вызовы, проблемы и риски становления современной российской экономики»

УДК 338.242(470+571)

А. Г. Алиев, Ф. М. Урумова

Вызовы, проблемы и риски становления современной российской экономики

В докладе рассмотрены современные вопросы становления российской экономики, в том числе риски дальнейшего экономического развития как следствие глобальных вызовов, выявляются основные факторы раскрытия потенциала инновационной экономики.

The report covers actual issues of making the modern Russian economy, including risks of further economic development as a consequence of global challenges; the main factors of developing the potential of the innovation economy are revealed.

Ключевые слова: российская экономика, экономическое развитие, глобализация, модернизация, потенциал инновационной экономики.

Key words: the Russian economy, economic development, globalization, modernization, the potential of the innovation economy.

После инаугурации президента неизбежно возник вопрос: как дальше будет двигаться Россия? В целом этот вопрос риторический, поскольку коренной смены власти в России не произошло, а стратегические ориентиры известны - это создание инновационной модели экономики социальной направленности. Об этом свидетельствует ряд изданных Указов Президента по важнейшим сферам жизни нашего общества в день его вступления в должность (7 мая 2012 г.).

В частности, в соответствующем Указе Президента «О долгосрочной государственной экономической политике» обозначены основные задачи дальнейшего экономического развития страны. Это повышение темпов и устойчивости экономического роста, увеличение реальных доходов населения и достижение технологического лидерства российской экономики, что подтверждает ранее выдвинутую стратегическую цель социально-экономического развития России - на основе модернизации перейти к инновационной экономике. Достижение указанной цели позволит нашей стране уйти от сырьевой ориентации экономики, сохранить экономический и политический суверенитет, позиционировать себя в качестве полноценного и значимого субъекта международных экономических и политических отношений.

© Алиев А. Г., Урумова Ф. М., 2012

183

Поставленные в Указе задачи достаточно амбициозны: создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г.; увеличение объема инвестиций не менее чем до 27 % ВВП к 2018 г.; увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2012 г. в 1,3 раза по сравнению с 2011 г.; увеличение производительности труда к 2018 г. в 1,5 раза по сравнению с 2011 г.; повышение позиции РФ в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 г. до 50-й - в 2015 г. и до 20-й в 2018 г.

Однако комплекс накопленных проблем, связанных с масштабной недоинвестированностью российской экономики и недостаточной инвестиционной активностью частного бизнеса, настолько очевиден, а угроза сохранения за Россией положения сырьевого придатка промышленно технологически развитых стран так велика, что ряд зарубежных и отечественных авторитетных экспертов считает решение намеченных задач сомнительным.

Начиная с последней четверти XX в. мировое хозяйство развивается в условиях нарастания глобализации - главной фундаментальной тенденции современного мирового сообщества, выступая, таким образом, главным фундаментальным вызовом для российской экономики. На ее фоне мировое экономическое сообщество трансформируется из разрозненных слабо взаимозависимых стран в интегрированную экономическую систему, в которой отдельные национальные хозяйства начинают функционировать как взаимосвязанные составные части единого всемирного экономического организма.

Нарастание глобализационных процессов развивается между странами всего мирового сообщества. При этом глобализация укрепляет позиции группы технологических лидеров промышленно развитых стран, дает им дополнительные преимущества. В то же время развертывание процессов глобализации для менее развитых стран (в том числе для России) в рамках современного международного разделения труда грозит им консервацией нынешнего положения, которые становятся скорее объектами, нежели субъектами глобализации. А главные факторы такого сложившегося положения - это, во-первых, несправедливое распределение благ от глобализации, во-вторых, инновационно-технологическая отсталость развивающихся стран и стран с переходной экономикой, что вызывает угрозы конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровнях.

Это может привести к ослаблению и даже разрушению отдельных стран (о чем свидетельствует опыт разрушения СССР и других стран). Происходит не конвергенция (выравнивание доходов), а их

поляризация. В результате быстроразвивающиеся страны входят в круг богатых государств, а бедные страны все больше отстают от них. Вместо того чтобы ослаблять проявления сложившегося неравенства, интеграция национальных экономик в мировую экономическую систему, напротив, усиливает это неравенство и делает его еще более острым. Глобализация приводит к углублению экономической неоднородности, к возникновению новой модели мира - модели планетарного общества одной пятой. При этом 80 % всех ресурсов контролируют промышленно технологически развитые страны, которые охватывают лишь пятую часть домохозяйства планеты (и прежде всего США и страны Западной Европы). Составляя всего 20 % всех стран мира, они распоряжаются 85 % мирового ВНП, на их граждан приходится 84 % мировой торговли и 85 % общих сбережений (внутренние вклады на банковских счетах). За последние полвека разрыв между богатейшими и беднейшими странами более чем удвоился, что статистически подтверждает несостоятельность тезиса о справедливости в оказании помощи развивающимся странам. Промышленно технологически развитые страны, используя открытость и глобализацию в своих интересах, стремятся под всякими предлогами закрепить и сохранить существующее положение.

В условиях глобализации возможно проявление разрушительного влияния центробежных сил, что может привести к разрыву традиционных связей внутри стран, деградации неконкурентоспособных отраслей и производств, обострению социальных проблем, агрессивному проникновению чуждых для данного общества идей, ценностей и моделей поведения.

Глобализация как главный вызов для нашей страны обусловливает объективную необходимость формирования национальной инновационной модели экономического развития. Это не внутренняя локальная задача, а единственно возможный путь сохранения национального суверенитета России в мировом сообществе и добиться достойного, полноценного места в международном экономическом разделении труда.

Как показывает мировой опыт наиболее развитых стран, в условиях нарастания глобальной конкуренции занять достойное место в современном международном разделении труда возможно только путем инновационного развития (непрерывного, постоянного обновления технических и технологических решений, процессов управления и схем организации производства и т. д.) и на основе этого -создание принципиально новых продуктов и услуг, нового качества жизни. Поэтому с инновациями связываются трансформационные изменения или нововведения, в результате которых образуется со-

вершенно новое качество во всех сферах и секторах экономики и управления.

Следует учитывать то обстоятельство, что модель инновационной экономики формируется не стихийно (сама по себе), а в определенной последовательности, регулируемом управленческом процессе - вначале посредством создания отдельных адекватных институтов, которые затем, постепенно количественно увеличиваясь, затрагивают структурные основы экономической системы и переводят ее в новое качественное состояние с инновационным технологическим укладом.

Все это предполагает масштабное и активное участие государства в органичной связке с частным бизнесом (государственночастное партнерство) в формировании национальной инновационной системы со всеми ее необходимыми элементами и внедрением научно-технических, высокотехнологических и информационных разработок во все сферы и сектора практики хозяйствования с полным научно-производственным циклом по схеме: образование -НИОКР, изобретения и открытия - производство, инженернотехнологическая адаптация и коммерциализация НИОКР (изобретений и открытий) - новое качество продукции и услуг, приемлемых рынком.

Магистральным путем решения такой кардинальной задачи является модернизация по следующим главным направлениям.

Во-первых, диверсификация промышленности и развитие современных несырьевых обрабатывающих производств с высокой добавленной стоимостью, новых наукоемких отраслей, основанных на знаниях с учетом реализации конкурентных преимуществ экономики России (топливно-энергетический и аграрно-промышленный комплексы, транспорт и др.). При этом ускоренного развития требует машиностроительная индустрия (в том числе отрасли обороннопромышленного комплекса) как основы развития конкурентоспособных обрабатывающих производств. Об этом свидетельствует исторический опыт ведущих стран мира, который показывает, что локомотивом становления современной модели инновационной экономики является развитая диверсифицированная обрабатывающая промышленность.

Во-вторых, наличие широкой массы высококвалифицированных инженерно-технических специалистов и управленческих кадров, способных генерировать новые прогрессивные наукоемкие технические и технологические идеи, предлагать механизмы их освоения и применения в практике хозяйствования, эффективно использовать и обслуживать инновационную технику и технологические процессы.

В-третьих, создание мотивационного механизма к непрерывному стремлению хозяйствующих субъектов обновлять производственный аппарат за счет внедрения в промышленную эксплуатацию новейших инновационных технологий и оборудования.

В-четвертых, создание стабильных политических, макроэкономических и законодательных основ (институтов) ведения бизнеса, способствующих инвестиционной активности в осуществлении долгосрочных капитальных инвестиционных проектов, привлекательности иностранных инвестиций в основной капитал, коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Таким образом, целевыми ориентирами модели инновационного развития экономики является использование инновационных источников роста за счет как реализации конкурентных преимуществ экономики России (топливно-энергетический и аграрнопромышленный комплексы, транспорт и др.), так и развития новых, прогрессивных наукоемких отраслей, основанных на знаниях.

К числу основных факторов раскрытия потенциала инновационной экономики относятся следующие.

1. Формирование эффективной национальной инновационной системы путем развертывания долгосрочных целевых программ и проектов, обеспечивающих лидирующие позиции России на рынках высокотехнологичных товаров и услуг.

2. Глубокая модернизация социальной сферы и, прежде всего, образования, здравоохранения, жилищного сектора, обеспечивающая повышение уровня и качества, стандартов жизни населения.

3. Качественная модернизация транспортной инфраструктуры, электроэнергетики, связи и информационных технологий при одновременном повышении эффективности энерго- и ресурсосберегающих технологий.

4. Ускоренное экономическое развитие новых региональных центров в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке, на юге России, преодоление отставания депрессивных регионов.

5. Многовекторная политика во внешнеэкономической сфере, опирающаяся на расширение международных экономических отношений со всеми странами мира, а не только с Евросоюзом и США.

6. Создание качественно глубоких и новых форм интеграции и сотрудничества с государствами СНГ.

П ^ V

В результате структурной модернизации российская экономика повысит уровень своего социально-экономического развития, характерного для промышленно-развитых стран. Это позволит существенно сократить технологический и социальный разрыв между Россией и ведущими странами мира, занять достойное место в мировой экономике на основе использования научно-

исследовательского, образовательного и производственнотехнологического потенциалов.

Сложившаяся ситуация в современном развитии российской экономики, рассмотренная через призму грядущей структурной модернизации на фоне развернувшихся глобализационных процессов порождает предпосылки для возникновения значительных бизнес-рисков не только для нашей страны, но в мировом хозяйстве в целом. Экспертами компании AGCS (Allianz Global Corporate & Specialty) опубликовано глобальное исследование крупнейших бизнес-рисков 2012 г. Ниже в обобщенном виде приведено распределение этих рисков, с которыми компании в мире столкнутся в 2012 г., %):

• экономическая ситуация - 21;

• разрыв в производстве - 14;

• природные катастрофы - 9;

• государственные риски - 7;

• репутационные риски - 6;

• коммерческие риски - 5;

• политические риски - 4;

• экологические и огневые риски - 6 и др.

При этом особенности в оценках указанных выше рисков прослеживаются в их региональной специфике. Так, в Великобритании компании озабочены государственными рисками, связанными с чрезмерным государственным регулированием экономики. В Германии наибольшее беспокойство у фирм вызывают риски, способные повлиять на комплексные промышленные проекты, в которых недостаточны системы внутреннего контроля, что может негативно сказаться на эффективности производства, повлечь за собой серьезные убытки и снижение качества продукции. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона большие опасности связываются как с природными катаклизмами, так и с политическими рисками, среди которых выделяются протекционизм и государственное вмешательство в предпринимательскую деятельность.

Для российских предпринимателей характерны те же риски, но в других соотношениях. По мнению большинства отечественных экспертов, главными бизнес-рисками 2012 г. будут экономические. Кроме того, важным риском текущего года отмечается уход ключевых руководящих сотрудников из-за нехватки опытных высококвалифицированных управленческих кадров.

Среди экономических рисков, оказывающих наибольшее воздействие на предпринимательскую деятельность крупнейших российских компаний, эксперты выделяют ценовые риски, риск ликвидности, процентный и валютный риски, а также промышленные и конкурентные риски.

Таким образом, самыми актуальными бизнес-рисками на сегодняшний день выступают экономические риски. Во всем мире (в том числе и в России) обеспокоены, прежде всего, опасностями рецессии, растущими ценами на минеральное сырье и усилившимися колебаниями курсов иностранных валют. Но наиболее яркое выражение эти риски получили в финансовой сфере мирового хозяйства и проявились в государственных обязательствах ряда ведущих стран мира, сосредоточившись в их суверенных долгах, породив в связи с этим глобальный долговой кризис.

Об этом свидетельствуют следующие данные. Международное банковское кредитование (накопленный объем выданных и непогашенных ссуд) за последние полтора десятилетия увеличилось с 6,2 трлн долл. в 1990 г. до 15,5 трлн долл. в 2008 г. и продолжает дальше нарастать. Международный долговой рынок (рынок облигаций) за этот же период вырос с 1,5 почти до 15 трлн долл. Общий объем накопленных обязательств по всем сделкам на международном рынке деривативов составил к 2008 г. почти 300 трлн долл., что в 6,5 раза превысило объем валового мирового продукта. Хронический бюджетный дефицит в США (государственный долг почти сравнялся с размером ВВП и достиг 96 %, или около 15 трлн долл.) и Западной Европе (государственный долг стран еврозоны, по прогнозам ОЭСР, вырастет с 95,6 % ВВП в 2012 г. до 97,9 % в 2013 г.) ведет к дальнейшему обострению суверенных долговых проблем мировой экономики.

В России, по некоторым оценкам, в конце 2011 г. объем плохой задолженности, накопленной финансовыми институтами, составил около 70 млрд. долл. США. Доля плохих ссуд в общем кредитном портфеле банковской системы нашей страны возросла в течение 2011 г. до 8,5 %. Следует отметить, что такой уровень проблемной кредитной задолженности оценен самими российскими банками. Между тем, по экспертным оценкам реальный уровень плохих кредитных долгов намного больше, и в конце 2011 г. он достиг 25 %, а это, в свою очередь, привело к их широкому распространению по всем направлениям экономики - затронут практически каждый ее сектор.

Сложившаяся кризисная ситуация с долгами в мировой экономике (в том числе и в России), по мнению большинства экспертов, в ближайшей перспективе сохранится. Предпринимаемые попытки к сглаживанию негативных последствий проявления кризисных явлений пока не дают положительных результатов и в основном сводятся к налоговому регулированию экономики. Так, конгресс США рассматривает вопрос о повышении налогов с богатых. Европейские страны, которые в 2009 и 2010 гг. активно стимулировали бизнес за

счет предоставления ему различных налоговых льгот и вычетов, сейчас серьезно обсуждают введение налогов от 0,01 до 0,1 % с суммы сделок на любые финансовые транзакции (кроме купли-продажи на валютном рынке) со всех компаний-участников, зарегистрированных в Евросоюзе, осуществляющих такие операции. По оценкам экономистов, в дальнейшем это может принести в казну ЕС свыше 50 млрд евро ежегодно.

В России в настоящее время тоже рассматриваются различные варианты налогового маневрирования. В частности, возможность «перекрестного налогового субсидирования», т. е. повышение налоговой нагрузки на одни сектора, позволяющего ее снизить по другим приоритетным направлениям; введение единого налога на недвижимость физических лиц с одновременным увеличением ставок налогообложения и др. Дополнительная налоговая нагрузка на бизнес и граждан с учетом регулярного роста коммунальных платежей, тарифов на электроэнергию, транспорт и т. д. ляжет тяжелым бременем на них со всеми вытекающими отсюда негативными социальноэкономическими последствиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.