Образование в сфере культуры 235
в образовательном процессе. бодное время. Пока же данная работа являет-
Изучение форм сетевой внеурочной дея- ся, преимущественно, стихийной, бесконтроль-
тельности и разработка методических реко- ной и часто не только не приносит пользы, но
мендаций по использованию позволят активнее и бывает вредной как для здоровья, так и для
включать их в образовательный процесс и ко- морального развития подрастающего поколе-
ординировать работу школьников в сети в сво- ния.
Примечания
1. Богданов, И. Психология и педагогика [Электронный ресурс] / И. Богданов и др. - Режим доступа: http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bogd/index.php.
2. Калечиц, Т. Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Калечиц, З.А. Кейлина. - М.: Просвещение, 1980. - 88 с.
3. Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова.
- 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 256 с.
4. Малеев, В. В. Общая методика преподавания информатики: учебное пособие / В.В. Малеев. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - 271 с.
5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 1998.
- 509 с.
6. Пышкаяо, А. М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук 13.00.02 / А.М. Пышкало. - М., 1975. - 80 с.
7. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. - Т. 1. - 534 с.
8. Скяадчикова, Г. В. Педагогические условия совершенствования организации системы внеурочной учебной деятельности учащихся в открытом образовательном пространстве: дис . канд. пед. наук 13.00.01 / Г.В. Складчикова. - Воронеж, 2004. - 253 с.
9. Сяастенин, В. А. Педагогика: [учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений] / В.А. Сластенин и др. - М.: Шк. Пресса, 2002. - 512 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=773.
ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М. С. Аскеров
Московский государственный университет культуры и искусств
В данной статье автор излагает основные направления музыкально-педагогической работы с детьми, которые целесообразно освоить студентам, обучающимся по направлению «Народное художественное творчество» - будущим руководителям исполнительских коллективов.
Ключевые слова: проблема воспитания, возможности современной педагогики и образования, художественно-творческая деятельность, подготовка бакалавров в вузах культуры и искусства.
The author states the main directions of musical-pedagogical activity, which are necessary for students of "Folk art" specialization - future conductors of performing collectives.
Key words: the problem of education, possibilities of modern pedagogic and education, art activity, bachelors' training at the universities of culture and arts.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 235-239
11_îâôàçîâàièà.p65 235 1 21.06.2011, 13:29
.....
I I I ■ М I I I
236 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь
Проблема воспитания детей во все времена интересовала лучшие умы человечества. Самые передовые представители культурной и интеллектуальной элиты разных стран создавали системы воспитания, разрабатывали принципы, методы педагогического и психологического воздействия на детей, выдвигали теории их эффективного развития, концепции взаимодействия поколений.
В зависимости от природно-климатических и экономических условий, социально-политического режима, религиозных воззрений, духовно-нравственных убеждений в каждую эпоху в различных обществах формировалось особое содержание процесса воспитания. Его составлял сплав основных педагогических принципов, методов, форм, приемов и средств, отобранных в соответствии с национальными духовно-нравственными нормами, ценностями, идеалами.
Научный и технологический прогресс, антропогенные катаклизмы, глобальные социально-культурные тенденции, нравственные ориентиры и традиции существенно изменяли на протяжении последних столетий духовно-нравственный и культурно-интеллектуальный облик человека. Внутреннее содержание духа и души, в свою очередь, логически диктовало соответствующие цели и задачи, определяло планы и надежды, в том числе и в отношении воспитания детей.
Сравнительный анализ научной, методической и популярной литературы по проблеме образования детей, в том числе музыкально-эстетического воспитания, позволяет установить определенные закономерности между превалирующим стилем, методами воспитания и ведущими духовно-нравственными и культурными тенденциями в обществе.
В последнее время в российской среде всё большее внимание завоевывают принципы позитивного воспитания, концентрирующего самые светлые идеи, когда-либо высказывавшиеся философами и педагогами.
Выстраивание и развитие взаимоотношений между взрослыми и детьми, которые основаны на доверии, дружелюбии, уважении,
терпении, внимании, с исключением любых авторитарных проявлений, требует особой поддержки со стороны представителей психологии и других областей знания и практики. В наибольшей степени необходимую атмосферу могут создавать различные виды художественного творчества, о чем в последнее время все чаще заявляют практикующие психологи и психотерапевты.
На Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста, состоявшейся в сентябре 2010 года, художественно-эстетическое развитие дошкольников было утверждено в качестве одного из приоритетных направлений образовательной деятельности. Наряду с физическим здоровьем, развитием ума и речи, раскрытие творческих талантов признано движущей силой образования, залогом формирования психологически и нравственно здорового поколения.
В Концептуальном документе Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста (ВОДМ) отмечается: «В XXI веке богатство стран измеряется не материальным достатком. Оно зависит от того, насколько страны способны взрастить свой человеческий капитал, наделив его ценностями, важными в глобализированном мире, такими как равенство, справедливость, уважение к многообразию и забота об окружающей среде» (3). В этих словах мы видим подтверждение тем нашим предложениям и рекомендациям по совершенствованию воспитательного процесса в результате взаимодействия участников исполнительских коллективов с детской аудиторией, а также руководителей любительских коллективов с детьми и подростками. Подобные идеи были нами апробированы в процессе многолетней экспериментальной работы и изложены в учебно-методическом пособии «Компетентностный подход к профессиональной подготовке специалистов в области народной музыкальной культуры» (см.: 1).
Действительно, все перечисленные выше ценности, а также истинно гуманистические
Образование в сфере культуры 237
цели, модели мышления и деятельности наиболее эффективно, качественно, фундаментально реализуются в процессе художественно-творческой деятельности.
Широко развитая сеть учреждений дополнительного художественного образования и возрождаемая клубно-досуговая система, как государственной, так и коммерческой направленности, свидетельствуют о высоком, не снижающемся интересе со стороны российского общества к художественному творчеству. Что касается музыкального искусства, то подрастающее поколение - самостоятельно или с совета родителей - все чаще предпочитает освивать те музыкальные инструменты, которые предоставляют в дальнейшем возможность игры в ансамбле или оркестре. По нашему мнению, это обусловлено некоторыми чертами, присущими национальному менталитету России, традиционному образу жизни предков, коллективным формам трудовой деятельности, досуга.
Именно коллективное сосуществование в российском обществе всегда являлось основной формой жизнедеятельности населения. Россия - страна коллективистской культуры. Интересы коллектива изначально ставились над индивидуальными и формировали направления развития каждой отдельной личности.
На Руси издревле было широко распространено народное коллективное инструментальное исполнительство. Вследствие этого можно обнаружить синкретичность ансамблей и оркестров как основной, наиболее популярной формы народного музыкально-художественного творчества в рамках развития национальной музыкальной культуры в целом в России.
Таким образом, коллективная музыкально-исполнительская деятельность (в том числе детская и юношеская) отвечает историческим традициям, требованиям сохранения преемственности культуры поколений и потребностям современного российского общества. В связи с этим понятны популярность ансамблевого и оркестрового музицирования
как формы дополнительного художественного образования, интеллектуально-культурного проведения досуга, большое количество желающих обучаться коллективному инструментальному исполнительству, наличие фундаментальной системы начального, среднего и высшего профессионального музыкального образования, учреждения которой выпускают как исполнителей, так и оркестровых руководителей-дирижеров.
В то же время сфере методики и практики организации любительской ансамблево-орке-стровой образовательной и исполнительской деятельности, в первую очередь среди детских и подростковых коллективов, на которую возлагается высокая личностно-формирующая ответственность, свойственны некоторые острые проблемы, оказывающие негативное влияние на получение организационно-педагогических результатов.
К таким проблемам, требующим оперативного профессионального разрешения, относятся:
- узкая учебно-исполнительская направленность деятельности оркестровых коллективов без учета общеобразовательного и социально-коммуникативного факторов;
- несоответствующие художественно-творческой досуговой направленности деятельности стиль руководства оркестром, общения педагога с коллективом, выбираемые виды и формы учебной работы, характерные для профессиональных учебных заведений;
- искусственное установление неравенства между участниками оркестра по роли и важности инструмента, на котором играет тот или иной музыкант.
Результаты опросов бывших и действительных участников любительских ансамблей и оркестров доказали, что большинство детей и подростков при вступлении в исполнительский коллектив надеялись в первую очередь расширить круг общения, найти новых друзей, обогатить и разнообразить досуг, обрести музыкальную эрудицию и практически освоить новый для них вид художественно-творческой деятельности, привлекающий возможностью
11_ТабадТаа1ёа.р65 237 1 21.06.2011, 13:29
238 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь
стимулирования социализации личности. Однако их надежды очень часто не оправдывались.
Указанные негативные черты, проявляющиеся в процессе учебно-исполнительской деятельности подавляющего большинства любительских ансамблей и оркестров, определяют появление у детей и подростков разочарования в избранном музыкальном инструменте, исчезновение желания заниматься музыкальным исполнительством, утомление от рутинной узконаправленной работы и отсутствие живого неформального общения. Причину подобных проблем можно определить как:
- неправильно выбранный стиль руководства детским или подростковым исполнительским коллективом;
- некорректные виды, формы и средства образовательной и исполнительской деятельности, предлагаемые участникам детского возраста.
Необходимость искоренения этого негативного явления определяет актуальность проведения глубокого научно-практического исследования. При этом высокий потенциал разрешения выявленных противоречий видится именно в теории позитивного воспитания.
В то же время для решения проблем следует обратиться к наследию российских педагогов прошлого столетия. Несмотря на некоторую дискредитацию (в конце ХХ века) коллектива как живого организма, всемогущего в социальном плане и способного достичь гармоничного развития и процветания каждой личности, входящей в его состав, российские коллеги, ведущие активную научно-исследовательскую деятельность в области педагогики, воспитания, организации досуга, а также социальной и трудовой деятельности взрослого и подрастающего поколения, вернулись к убеждению, что без коллективного взаимодействия невозможно, во-первых, воспитать многие социально значимые качества отдельной личности, а во-вторых, намного труднее прийти к достойным результатам в труде, учебе и творчестве.
В российской педагогике, психологии, те-
ории и методике воспитания и обучения накоплен богатый успешный опыт по созданию и развитию коллективов различных типов, организации успешной коллективной деятельности, в рамках которой каждая отдельная личность способна достичь индивидуальных целей и потребностей, реализовать свои планы, стремления, творческий потенциал. Так, например, теория и методика воспитательной работы в детском и подростковом коллективе, высокая результативность которых подтверждена широкой практикой, содержатся в трудах советского педагога А.С. Макаренко.
Исполнительский коллектив, будь то ансамбль или оркестр, в нашем представлении выступает как сложный многокомпонентный, но цельный, единый музыкальный инструмент. В процессе осуществления социально-педагогической работы в оркестровом коллективе руководителю необходимо достичь такого результата, чтобы у всех детей и подростков утвердилось осознание подобной цельности, появилось чувство сплоченности, восприятие всех участников оркестрового коллектива как незаменимых неотделимых частей одного инструмента (наподобие клавишей или струн).
В статье П.А. Элькановой «Психолого-педагогические основы художественного воспитания школьников» (см.: 4) содержится оригинальный взгляд на оркестр, представляющий собой «художественную модель общества. Разные инструменты в оркестре - это разные люди, при взаимопонимании достигающие мира и согласия. Через художественный образ лежит путь к пониманию социальных отношений. Разные инструменты - это и разные народы в мире, это и разные голоса явлений, сливающиеся в целостный оркестр природы. Поразительный терапевтический эффект при совместном музицировании: игра в оркестре ... прекрасно решает многие психологические проблемы и проблемы общения. Отсюда застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действии, почувствовать себя в центре жизни, а творческий - может проявить свою фантазию. Художественные
Образование в сфере культуры 239
возможности каждого при совместном музицировании улучшаются, школьники чувствуют ценность каждого в общем деле» (4, с. 165). От себя добавим, что подобного результата возможно достичь при целенаправленной комплексной работе педагога с адекватно поставленными целями и задачами обучения, воспитания и грамотно организованном процессе позитивного социально-педагогического взаимодействия.
Чтобы понимать исключительное значение каждого участника в достижении высококачественного коллективного выступления, необходимо, чтобы каждый исполнитель осознавал уникальность и незаменимость каждого инструмента, включенного в состав ансамбля или оркестра. Руководителю следует раскрыть важную роль каждой партии, даже незначительной по объему, в создании цельной музыкально-художественной картины.
Достижение такого психолого-педагогического результата возможно благодаря изучению всеми участниками оркестрового коллектива расширенного спектра учебных дисциплин и практических курсов: инструменто-ведения, основ оркестрового дирижирования, сольфеджио, теоретических основ музыкального искусства, музыкознания, истории музыки, слухомоторного тренировочного курса, национальной музыкальной культуры.
Музыкальный фольклор концентрирует национальный менталитет, национальную философию и народную художественную культуру в особых звуковых образах, интонацион-
но-мелодические, гармонические, полифонические, метроритмические и тембродинами-ческие эмоционально-выразительные характеристики которых свойственны данному этносу или в целом определенному региону (например, Европе, на территории которой с древних времен наблюдался взаимообмен национальных музыкальных культур).
Содержание национального компонента образовательного процесса, осуществляемого в детском исполнительском коллективе, составляют народные музыкальные инструменты, национальный музыкальный фольклор, современные произведения композиторов, а также элементы других видов народного творчества, распространенные традиционные виды и формы игровой деятельности детей и подростков.
Далее, в процессе ознакомления с богатствами музыкальной культуры, расширения этнического компонента, осуществления разносторонней музыкально-эстетической деятельности, а также по мере накопления индивидуального и коллективного творческого и социально-коммуникативного опыта у детей формируется глубокое чувство сплоченности, уважительное, доброжелательное отношение ко всем участникам оркестрового коллектива.
Таким образом, исполнительский коллектив (ансамбль, оркестр) приобретает статус новой, более высокой формации за счет придания деятельности его участников глубокого музыкально-эстетического образовательного содержания и насыщенной коммуникативной направленности.
Примечания
1. Аскеров, М. С. Компетентностный подход к профессиональной подготовке специалистов в области народной музыкальной культуры: учебное пособие / М.С. Аскеров. - М.: МГУКИ, 2009.
2. Грэй, Дж. Дети - с небес. Искусство позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе / Дж. Грэй. - М.: Изд-во «София», 2007. - 400 с.
3. Создание богатства наций: Концептуальный документ // Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста (ВОДМ). Москва: Отдел базового образования, 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: unesdoc.unesco.org/images/0018/001873/l87376r.pdf
4. Эльканова, П. А. Психолого-педагогические основы художественного воспитания школьников / П.А. Эль-канова // Современная культура: теоретико-методологический и практический аспекты: [тезисы научно-практической конференции молодых ученых]. - М.: МГУКИ, 2000.
11_ТабадТаа[ёа.р65 239 1 21.06.2011, 13:29