Научная статья на тему 'ГЛАВНЫЙ ШТАБ ВВС: ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РОЛЬ И МЕСТО В УПРАВЛЕНИИ ВОЙСКАМИ. 1946-1998 ГГ,'

ГЛАВНЫЙ ШТАБ ВВС: ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РОЛЬ И МЕСТО В УПРАВЛЕНИИ ВОЙСКАМИ. 1946-1998 ГГ, Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
876
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Чельцов Б.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЛАВНЫЙ ШТАБ ВВС: ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РОЛЬ И МЕСТО В УПРАВЛЕНИИ ВОЙСКАМИ. 1946-1998 ГГ,»

в

к

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

ГЛАВНЫЙ ШТАБ ВВС:

ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РОЛЬ И МЕСТО В УПРАВЛЕНИИ ВОЙСКАМИ. 1946—1998 гг.

В АПРЕЛЕ 1946 года Управление главнокомандующего ВВС было переведено на новый штат. Штаб ВВС Красной армии был реорганизован в Главный штаб Военно-воздушных сил, который возглавил генерал-полковник авиации В.А. Судец. В дальнейшем Главным штабом ВВС руководили: генерал-полковник авиации Н.П. Дагаев — с апреля по сентябрь 1949 года; генерал-полковник авиации С.И. Руденко — с сентября 1949 по август 1950 года и с июня 1953 по февраль 1958 года; генерал-лейтенант П.Ф. Батицкий — с сентября 1950 по июнь 1953 года.

В первые послевоенные годы Главный штаб ВВС активно участвовал в обобщении и внедрении опыта боевых действий авиации в Великой Отечественной войне и первого опыта использования реактивных боевых самолетов. При его участии впервые стали разрабатываться перспективные планы переоснащения самолетного парка военной авиации (прообраз современных государственных программ вооружения). Большое внимание уделялось планированию и проведению учений с объединениями ВВС. В

1952 году проведено учение ВВС с участием четырех воздушных армий и соединений дальней авиации с практическими полетами.

Деятельность ВВС и, следовательно, Главного штаба строилась с учетом требований международной обстановки и развития средств ведения вооруженной борьбы. Начавшаяся в 1950 году война в Корее потребовала уточнения функций и некоторой корректировки практических действий Главного штаба ВВС. В его деятельности все более превалировали организующие функции, связанные с участием в войне личного состава и авиационной техники. Главным штабом ВВС всесторонне исследовался, обобщался и доводился до войск опыт применения в войне 1950—

1953 гг. как авиационных сил противника, так и нашего 64-го истребительного авиационного корпуса, принимавшего непосредственное участие в боевых действиях.

Большую угрозу представляло появление у США ядерного оружия, что требовало принятия адекватных мер. В то время единственным средством доставки ядерных боеприпасов к цели был тяжелый бомбардировщик. Это обстоятельство существенно поднимало значение ВВС в целом и одновременно обусловливало преимущественное развитие дальней бомбардировочной авиации. Первое в СССР испытание ядерного оружия было проведено 29 августа 1949 года на Семипалатинском испытательном полигоне при непосредственном участии ВВС. А уже через два года, 18 октября 1951 года, было выполнено первое бомбометание атомной бомбы РДС-3 с самолета-носителя Ту-4 (командир экипажа Герой Советского Союза подполковник К.С. Уржум-цев за выполнение этого задания был награжден орденом Ленина). Главный штаб ВВС постоянно участвовал в организации подготовки и проведения испытаний ядерного оружия. По их результатам были приняты на вооружение комплексы ядерного оружия для фронтовой и дальней авиации ВВС, противолодочной авиации ВМФ, разработаны основы его применения.

Процесс широкого оснащения Вооруженных Сил новым вооружением и освоение его личным составом потребовали соответствующих организационных преобразований в Военно-воздушных силах. В апреле 1953 года Управление главнокомандующего ВВС было переведено на новый штат, в его состав были включены управления командующего дальней авиацией и входившее ранее в состав командования Воздушно-десантных войск управление командующего военно-транспортной авиацией. В этот период под непосредственным руководством начальника Главного штаба ВВС С.И. Руденко (с 1955 г. — маршал авиации) получили детальную разработку вопросы применения авиацией ядерного оружия, созданы теоретические основы для подготовки авиационных частей и соединений к боевым действиям в операциях с применением средств массового

поражения, подготовлены соответствующие руководства и наставления для войск.

Угроза применения вероятным противником ядерного оружия потребовала принятия мер по повышению живучести, в том числе системы управления авиацией. Главный штаб уделял много внимания организации запасных командных пунктов, тыловых и вспомогательных пунктов управления. В интересах слаживания развертывавшейся системы управления организовывались и проводились исследовательские командно-штабные учения, научно-практические конференции. Выводы по результатам этих мероприятий легли в основу принятого в 1953 году Боевого устава Военно-воздушных сил Советской армии.

В декабре 1959 года Совет Министров СССР принял решение о создании нового вида Вооруженных Сил — Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). На их укомплектование была обращена часть командных кадров и специалистов ВВС. Одновременно началось существенное сокращение боевого состава и численности ВВС. В течение 1960 года были расформированы 15 бомбардировочных, 10 истребительных, 2 истребительно-бомбарди-ровочных, 5 военно-транспортных авиационных дивизий и 12 разведывательных авиационных полков. Большое количество дорогостоящей и исправной авиационной техники в это время было уничтожено. В дальней авиации расформированы управления воздушных армий; организационно она стала состоять из отдельных тяжелобомбардировочных авиационных корпусов. Процесс сокращения боевого состава авиационных объединений продолжался до середины 1960-х годов.

В 1960 году авиационные дивизии и отдельные вертолетные полки, находившиеся в составе военно-транспортной авиации ВВС, были переданы в воздушные армии фронтовой авиации. Постепенно, с возрастанием выпуска авиационной промышленностью вертолетов, количество таких частей во фронтовой авиа-

Б.Ф. ЧЕЛЬЦОВ. Главный штаб ВВС: этапы деятельности...

ции увеличивалось. Они явились основой для создания нового рода авиации — армейской.

В условиях определенной недооценки традиционных видов Вооруженных Сил от Главного штаба ВВС требовались значительные усилия по сохранению боевой готовности авиационных формирований. Но и сам Главный штаб подвергся реорганизации. В январе 1961 года в соответствии с директивой Генерального штаба Управление главнокомандующего ВВС было переведено на новый штат с сокращением численности аппарата. Работа Главного штаба ВВС усложнялась переформированием отдельных его подразделений и созданием новых структур. Несмотря на все организационные изменения, он продолжал успешно решать возложенные на него задачи.

В 1970-х годах дальнейшее развитие получила армейская авиация. В каждой общевойсковой армии были развернуты смешанные (самолетные и вертолетные) эскадрильи связи, а в мотострелковых и танковых дивизиях появились отдельные вертолетные отряды. В конце 1970-х формирование армейской авиации завершилось. Вертолетные части и подразделения армейской авиации структурно стали входить в состав воздушных армий, составляя фронтовой и армейские комплекты. В это время в Военно-воздушных силах была воссоздана и штурмовая авиация.

В 1980 году под руководством Генерального штаба Вооруженных Сил СССР Военно-воздушные силы вновь подверглись глубокой реорганизации. Суть ее заключалась в ликвидации оперативных объединений ВВС фронтового назначения и передаче входивших в их состав авиационных соединений командованию военных округов. Главной целью этой организационной перестройки являлось укрепление централизованного управления войсками различных видов Вооруженных Сил в составе фронтов. В распоряжении главнокомандующего ВВС оставались только авиационные объединения для выполнения самостоятельных оперативно-стратегических задач, при этом Главный штаб ВВС должен был решать как административные, так и оперативные функции.

В этот период постоянно проводились командно-штабные учения фронтового масштаба с привлечением войск и авиации. Изменялась структура войск и органов военного управления, разрабатывались различные руководства и положения по применению авиации в новой структуре. Практика очень быстро показала, что

структура ВВС после проведенной реорганизации во многом стала напоминать довоенную, отвергнутую опытом начального периода Великой Отечественной войны, когда авиационные объединения были разделены на фронтовую группу, армейскую и войсковую авиацию. Не было достигнуто существенных сдвигов и в вопросах взаимодействия авиации и войск ПВО: в ходе различного рода учений все большее количество поднятых в воздух самолетов условно обстреливалось своими же средствами ПВО. На отдельных исследовательских учениях доля своих самолетов, «обстрелянных» средствами ПВО, доходила до 20—30 проц.

В 1986 году решением Совета Обороны СССР Военно-воздушные силы были возвращены к прежней структуре. С этого времени усилия Главного штаба ВВС направлялись на формирование воздушных армий фронтового назначения с присвоением им тех же наименований, что были до 1980 года. Воздушные армии входили в состав ВВС, но оперативно подчинялись командующим войсками военных округов. Такое подчинение авиационных объединений предполагало снятие всех ограничений управленческого характера для полной реализации боевых и маневренных возможностей фронтовой авиации. Ее силы могли быть сосредоточены для решения важнейших задач в любое время в операциях различных видов и масштабов. В то же время части и подразделения армейской авиации продолжали оставаться в двойном подчинении: административно они входили в состав ВВС, а реально подчинялись по всем вопросам командующим войсками военных округов и общевойсковых армий. В 1990 году с учетом предложений большей части общевойсковых военачальников приказом министра обороны СССР армейская авиация была полностью передана в состав Сухопутных войск.

В 1988 году вновь была произведена реорганизация управленческих структур, в том числе, частично, Главного штаба ВВС. Управление командующего дальней авиацией выведено из состава Управления главнокомандующего ВВС и стало самостоятельным органом военного управления в составе ВВС.

Рассматривая деятельность Главного штаба ВВС в послевоенные годы, нельзя не отметить его работу по решению проблемных вопросов развития тактики родов авиации. Исследовался опыт локальных войн, организовывались учения, на основе которых выра-

В

К

батывались рекомендации частям родов авиации по ведению боя. Под влиянием этого опыта менялись взгляды на способы применения истребительной авиации. По результатам боевых действий в ходе войны во Вьетнаме была пересмотрена утвердившаяся в конце 1950-х годов тактика перехвата воздушных целей. Положение о том, что маневренный воздушный бой несвойствен природе сверхзвукового истребителя, было опровергнуто действиями самолетов МиГ-21, принимавших в составе ВВС Северного Вьетнама с апреля 1966 года участие в воздушных боях с авиацией США. На основе рекомендаций, выработанных Управлением главнокомандующего ВВС, было организовано переучивание летчиков-истребителей ведению воздушного боя. Как и в годы Великой Отечественной войны, появились группы различного тактического назначения: ударная, демонстративная, резервная.

С конца 1950-х годов в связи с начавшимся сокращением ВВС уменьшились выпуски летных училищ, часть выпускников по окончании учебных заведений увольнялась в запас, не отслужив и минимальных сроков в офицерских званиях. Это не могло не нанести ущерба боеготовности Военно-воздушных сил. Для исправления положения по инициативе Главного штаба ВВС принимается ряд мер. Так, в конце 1960-х годов на службу в офицерских должностях в ВВС на 2 года начинают призывать соответствующих специалистов из запаса. Создаются Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков и Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов, в котором впервые в ВВС организуется подготовка офицеров боевого управления. Сызранское и Борисог-лебское средние военные авиационные училища летчиков преобразовываются в высшие. В высших летных училищах с 1961 года введена система заочного обучения. К концу 1960-х годов основная часть летно-инструк-торского состава получила высшее образование. В последующем летчиков-инструкторов и штурманов-инструкторов стали готовить главным образом из лучших выпускников летных и штурманских училищ.

Главный штаб ВВС уделял много внимания научно-исследовательской работе. По его заданиям в Военно-воздушной академии путем теоретических изысканий, а также в ходе командно-штабных учений и военных игр выполнялись исследования, результаты которых

в

К

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

В.А. Судец Н.П. Дагаев С.И. Руденко П.Ф. Батицкий П.И. Брайко

легли в основу разработки некоторых новых положений оперативного искусства и тактики ВВС.

Как залог успешной реализации непрерывно повышавшихся боевых возможностей авиационных объединений и соединений в период научно-технической революции Главный штаб ВВС рассматривал автоматизацию управления авиационными формированиями. Поэтому наряду с новыми авиационными комплексами разрабатывались комплексные автоматизированные системы управления (АСУ).

Создавались дивизионные комплексы АСУ включавшие аппаратуру различного назначения. В 1976 году АСУ истребительной авиации были объединены с подсистемами управления фронтовой бомбардировочной, истре-бительно-бомбардировочной и разведывательной авиации, а также с комплексом средств автоматизации КП объединения ВВС. Тем самым в основном завершено формирование единой АСУ объединения фронтовой авиации.

Под руководством Главного штаба ВВС осваивалась практически созданная система управления фронтовой авиацией, велось ее совершенствование. В воздушных армиях создавались КП, ПКП, воздушный командный пункт (ВзКП) и ТПУ Кроме того, на КП ПВО фронта развертывались центры боевого управления истребительной авиации воздушной армии (ЦБУ ИА ВА), а на КП общевойсковых и танковых армий, находившихся в первом эшелоне войск фронта, — центры боевого управления воздушной армии (ЦБУ ВА) с их элементами: пунктами наведения и целеуказания (ПНЦ), группами боевого управления (ГБУ) и радионавигационными пунктами (РНП).

Создание широко разветвленной системы пунктов управления, обеспечивавшей непосредственное взаимодействие авиационного командования с общевойсковым, вплоть до командира мотострелковой (танковой) дивизии

и зенитной ракетной части, повысило оперативность, устойчивость и непрерывность управления. Более высокие показатели в оперативности, гибкости и скрытности управления получены с принятием на вооружение комплексной АСУ, на объектах которой с 1976 года стали развертываться все элементы систем управления истребительной, ис-требительно-бомбардировоч-ной, бомбардировочной и разведывательной авиации.

В 1983 году главными штабами Войск ПВО и ВВС была разработана новая Инструкция по взаимодействию зенитных ракетных, зенитных артиллерийских соединений и частей ПВО, зенитных огневых средств ВМФ с истребительной авиацией ВВС и Войск ПВО. Она учитывала изменения, происшедшие к тому времени в боевой технике и боевых возможностях соединений и частей ВВС и Войск ПВО. Как показал опыт ряда учений, это способствовало достижению единого понимания командирами и штабами способов и порядка организации и осуществления взаимодействия.

Рассматривая послевоенную деятельность Главного штаба ВВС, следует отметить, что успешному решению стоявших перед ним задач способствовало то, что в этот период его возглавляли участники Великой Отечественной войны, занимавшие в ходе нее высокие командные должности. Ранее уже были названы генерал-полковники авиации В.А. Судец и Н.П. Дагаев, генерал-лейтенант П.Ф. Батицкий, маршал авиации С.И. Руденко. Нельзя не упомянуть и других руководителей. С февраля 1958 по октябрь 1969 года начальником Главного штаба ВВС являлся генерал-полковник авиации П.И. Брайко, который в годы войны занимался формированием, подготовкой, организацией управления и обеспечения в воздушных армиях, был начальником штаба ряда авиационных объединений. Не меньшим опытом штабной работы располагал маршал авиации А.П. Силантьев, пришедший

с должности командующего воздушной армией и сменивший П.И. Брайко на посту начальника Главного штаба ВВС в октябре 1969 года. Генерал-полковник авиации (с 1980 г. — маршал авиации) Г.П. Скориков, ставший начальником Главного штаба ВВС в июне 1978 года, в Великую Отечественную войну возглавлял отделы в штабах авиационных дивизий и корпусов. С 1971 года — 1-й заместитель начальника Главного штаба ВВС. В 1972 году перешел на работу в Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР, где с 1975 года возглавлял одно из главных управлений. Важные командные и штабные должности до прихода в Главный штаб ВВС исполнял и генерал-полковник авиации В.Е. Панькин, возглавлявший его с марта 1985 по октябрь 1990 года.

7 мая 1992 года, с подписанием указа Президента Российской Федерации о создании Вооруженных сил Российской Федерации в истории Военно-воздушных сил России начался новый этап. Главному командованию ВВС пришлось создавать практически новые Военно-воздушные силы. Главный штаб ВВС в 1990— 1997 гг. возглавлял генерал-полковник авиации А.И. Малюков. Важнейшим направлением деятельности штаба в этот период стали разработка и практическая реализация концепции и планов строительства ВВС России. Пришлось практически заново создавать группировку авиации на территории Российской Федерации.

В силу особенностей оперативного построения группировок советских ВВС за пределами России остались наиболее боегото-вые авиационные соединения и части, оснащенные новой авиационной техникой. В республиках прежнего СССР остались более 3400 самолетов, из них более 2500 — боевых, в том числе более 40 стратегических ракетоносцев Ту-16 и Ту-95мс. Аэродромная сеть ВВС России по сравнению с аэродромной сетью ВВС СССР сократилась почти

А.П. Силантьев

Г.П. Скориков

В.Е. Панькин

А.И. Малюков

вдвое, и особенно резко — на западе. От Ленинграда до Байкала (за исключением Подмосковья) боевая авиация практически отсутствовала. В Московском и Северо-Кавказском военных округах, ставших приграничными, имелись только учебные летные части вузов и слаборазвитая авиационная инфраструктура. В новых границах государства потребовалось изменить базирование авиации, так как аэродромы дальней авиации в большинстве своем оказались в приграничной полосе, а истребительная авиация осталась на своих аэродромах в глубине России.

Главный штаб ВВС принимал все меры к сохранению наиболее боеспособных соединений и частей, вырабатывал предложения по совершенствованию группировки и сохранению ее боевых и оперативных возможностей. Однако приведение ВВС к установленной для них численности военнослужащих привело к сокращению и самолетного парка. В результате к 1995 году группировка ВВС по количеству самолетов по сравнению с 1992 годом была сокращена почти вдвое. Группировка ОВС НАТО в Европе стала более чем в семь раз превышать состав группировки России в этом регионе.

В условиях резкого сокращения боевого состава ВВС Главным штабом вырабатывались предложения по базированию авиации, переформированию имевшихся и созданию новых объединений и соединений. Велась большая работа по совершенствованию старых и разработке новых форм оперативного применения объединений ВВС. Главному штабу ВВС удалось решить главную задачу — сохранить наиболее боеспособные авиационные части, соединения и объединения в количестве и составе, обеспечивающих поддержание стратегической стабильности составом авиационных стратегических ядерных сил и решение задач регионального сдерживания составом авиационных группировок сил общего назначения.

Одновременно Главными штабами ВВС и Войск ПВО проделана большая кропотливая работа по разработке новой концепции деятельности ВВС и строительства воздушно-космической обороны России. В связи с распадом единой системы противовоздушной обороны СССР возникла острая необходимость ее частичного воссоздания в границах России и некоторых бывших союзных республик. Главный штаб ВВС поддержал усилия Главного командования Войск ПВО по созданию условий для сохранения еще функционирующей системы ПВО, подготовке в этих целях проектов необходимых документов межгосударственного уровня. В феврале 1995 года странами СНГ было подписано Соглашение о создании Объединенной системы противовоздушной обороны государств-участников СНГ, призванной решать задачи по охране государственных границ в воздушном пространстве, а также ведению согласованных коллективных действий войск ПВО по отражению возможного воздушно-космического нападения на одну из стран и коалицию государств.

С середины 1997 года деятельность Главного штаба ВВС была направлена на выполнение указа Президента Российской Федерации и изданного в его развитие приказа министра обороны, которые определяли наиболее кардинальное изменение в организационной структуре Вооруженных сил России — создание к 1 января 1999 года на основе ВВС и Войск ПВО объединенного вида Вооруженных сил. К 1 марта 1998 года было закончено переформирование управлений главнокомандующих ВВС и Войсками ПВО в Управление главнокомандующего Военно-воздушными силами. В его составе создан объединивший специалистов авиации и Войск ПВО качественно новый по своему составу, структуре и предназначению орган военного управления — Главный штаб ВВС. Возглавить его было поручено мне.

В

К

Так как в состав ВВС были включены Московский округ ПВО, дальняя и военно-транспортная авиация, отдельные армии и корпуса ПВО, воздушные армии, ВВС военных округов, военно-учебные заведения, военные учреждения и предприятия ВВС и Войск ПВО, объем задач вновь созданного органа военного управления существенно возрос. Оптимизация структуры органов управления ВВС шла за счет повышения централизации управления войсками, исключения параллельных и дублирующих структур, повышения эффективности системы управления.

В 1998 году под руководством Главного штаба силами научно-исследовательских организаций ВВС были разработаны и утверждены главнокомандующим ВВС концепция создания единой автоматизированной системы управления ВВС, программа и план работ по ее реализации. Одновременно решались вопросы поиска и определения форм применения ВВС и их объединений. Усилиями Главного штаба ВВС с привлечением ведущих управлений Главного командования в теоретическом плане эта задача была решена. Однако говорить о завершении работы по поиску наиболее рациональных форм применения ВВС пока рано. Судить о степени рациональности принятых тогда решений можно будет только на основе практики, а критерием должна стать эффективность применения вновь созданных объединений ВВС.

Главным штабом ВВС были выработаны, обеспечены штатной численностью и реализованы предложения по совершенствованию структуры воинских частей мирного и военного времени. Глубокий анализ опыта боевого и оперативного применения авиации и войск ПВО и решения ими задач в мирное время с опорой на результаты научных исследований позволил Главному штабу ВВС в сложных условиях реформирования Вооруженных сил выбирать правильные ориентиры, вырабатывать перспективные направления дальнейшего развития и определять наиболее рациональные формы и способы боевого применения объединений, соединений и частей ВВС.

Генерал-полковник запаса Б.Ф. ЧЕЛЬЦОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.