Научная статья на тему 'Главная задача — сбережение России'

Главная задача — сбережение России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЖАВНОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ И НАРОДНОСТЬ / SPIRITUALITY AND NATIONAL CHARACTER / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПАТРИОТИЗМ / STATE PATRIOTISM / РЫНОЧНЫЙ СОЦИАЛИЗМ И НАРОДОВЛАСТИЕ / MARKET SOCIALISM AND THE RULE OF THE PEOPLE / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS / СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ДЕМОКРАТИЯ / THE FREEDOM OF ENTREPRENEURSHIP AND DEMOCRACY / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / КРИМИНОГЕННАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / CRIMINOGENIC AND SOCIAL TENSION / GREAT POWER STATEHOOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фадеев В.Н.

Автором проведен анализ факторов и выявление тенденций, влияющих на жизнеспособность и безопасность нашей страны в современных условиях и в будущем, а также дана оценка их текущего состояния и перспектив развития. В результате были сформулированы проблемы, критически влияющие на устойчивое развитие нашего общества и государства, его успешность. Поэтому он (автор) разработал ряд предложений, которые учитывают указанные в статье недостатки и отвечают на внешние и внутренние вызовы страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic task — protection of Russia

The authors conducted the analysis of factors and uncovering of the tendencies that influence the vitality and security of our country in modern conditions and in future, and also the estimation of their current condition and the prospectivs of evolution. As a result there have been worded the problems that critically influence the stable development of our society and state, its success. That’s why he (the author) has worked out a number of suggestions, that consider the minuses pointed out in the article and answer the internal and external challenges of the country.

Текст научной работы на тему «Главная задача — сбережение России»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА — СБЕРЕЖЕНИЕ РОССИИ

В.Н. Фадеев,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры криминологии Московского Университета МВД РФ Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;

исполнительное право Рецензент: доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор Эришвили Н.Д.

E-mail:fadei87@mail.ru

Аннотация. Автором проведен анализ факторов и выявление тенденций, влияющих на жизнеспособность и безопасность нашей страны в современных условиях и в будущем, а также дана оценка их текущего состояния и перспектив развития.

В результате были сформулированы проблемы, критически влияющие на устойчивое развитие нашего общества и государства, его успешность. Поэтому он (автор) разработал ряд предложений, которые учитывают указанные в статье недостатки и отвечают на внешние и внутренние вызовы страны.

Ключевые слова: державность, духовность и народность, государственный патриотизм, рыночный социализм и народовластие, национальные интересы, свобода предпринимательства и демократия, коррупция, криминогенная и социальная напряженность

BASIC TASK — PROTECTION OF RUSSIA

V.N. Fadeev,

Doctor of Juridical Science, professor of Criminology department

of Moscow University MVD RF

Annotation. The authors conducted the analysis of factors and uncovering of the tendencies that influence the vitality and security of our country in modern conditions and in future, and also the estimation of their current condition and the prospectivs of evolution.

As a result there have been worded the problems that critically influence the stable development of our society and state, its success. That's why he (the author) has worked out a number of suggestions, that consider the minuses pointed out in the article and answer the internal and external challenges of the country.

Keywords: great power statehood, spirituality and national character, state patriotism, market socialism and the rule of the people, national interests, the freedom of entrepreneurship and democracy, corruption, criminogenic and social tension

Введение

Россия должна оставаться великой Державой, и впредь выполнять свою судьбоносную планетарную роль.

Для этого необходимо в современных условиях обрести средства и найти изначальный путь для реализации своего высшего предназначения как наднационального государственного объединения малых народов при лидирующей роли русского народа.

Будущая российская цивилизация приобретет свое самостоятельное звучание только в том случае, если она по форме и содержанию будет цивилизованной евразийской, а по своей внутренней сути оста-

нется многонациональной и в то же время русской.

Залог успеха власть должна видеть в торжестве духа коллективизма, во все века присущие российскому обществу, над западным индивидуализмом.

Сохранить и приумножить славу и величие России — главная цель всех народов России и власти.

Россия должна стать для всех народов, населяющих огромные территории, и власти — смыслом существования на земле. С Россией должны связывать свое будущее, будущее детей и внуков и власть, и народы.

Надо понять, что историческая миссия нашего поколения — переломить негативное течение со-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

бытий, разрушающих Россию, или сгинуть вместе с ней в пучине истории, вызывая недоумение будущих историков и неприязнь разбросанных по свету потомков. Предстоит тяжелый выбор — поступиться совестью и продолжать безоглядно поддерживать либеральный курс социально-экономических реформ, или примкнуть к тем популистским критикам, которые видят в целях модернизации только худшее.

Но население не должно брать на себя ответственность за результаты либеральных реформ, которые надо оценивать как «выбор плохого из худшего». Сегодня выбор должен быть в другом.

Оппозиция не должна добровольно отказываться от власти только для того, чтобы дать возможность либералам и демократам из правящей партии единолично править бал. Граждане России должны думать и выражать свои мысли свободно.

Патриотические (в том числе монархические) и социалистические идеи имеют глубокие корни в народе, а вот либерально-демократические эксплуатируют больше физиологические инстинкты, завышенную самооценку и уязвленное самолюбие личности.

Власть должна обеспечивать равный доступ к средствам массовой информации представителям всех точек зрения.

Должно стать незыблемым право избирателя — сделать свой свободный выбор и быть уверенным, что его голос будет услышан.

Но власть должна быть против «либеральной свободы во всем», против любого радикализма, особенно, в политике и экономике.

Необходима корректировка курса реформ в интересах большинства населения, но нельзя отказываться от рыночных реформ.

Что делать?

Россия — одна из богатейших стран мира. По объему и многообразию природных ресурсов нам нет равных. Россия — страна, обладающая полной самодо статочно стью.

Тогда почему народы России не могут воспользоваться своими богатствами?

Основная проблема — несовершенство государственных подходов к управлению социально-экономическими процессами в стране, отсутствие четкой и согласованной программы действий, осуществлять которую должны все ветви власти в центре и на местах, наконец, неопределенность в выборе главных целей реформ.

Реформы ради реформ — не нужны!

Стабилизация ради стабилизации — не нужна!

Любые реформы только тогда обречены на успех, когда они осуществляются в интересах большинства населения.

Нужна общенациональная программа возрождения России.

Что же должна включать в себя такая программа?

Во-первых, надо исходить из того, что любые реформы требуют денег, а рыночные — особенно. Головная боль нашей страны — отсутствие денег. Существует радикальная оценка национального воровства — после развала СССР из России вывезено до 4 трлн. долларов.

Главная задача — заставить российские капиталы, где бы они сегодня не находились, работать на возрождение России.

Нужна амнистия капиталов в увязке с налоговой реформой, стимулирующей легализацию «теневого капитала». Важно, чтобы амнистия капитала сопровождалась налоговой реформой и налоговой же амнистией.

Только системный подход к амнистии «теневых капиталов» в увязке с новой налоговой реформой позволит создать дополнительные источники для устойчивого экономического роста.

Во-вторых, государство обязано дать инвесторам уверенность, что их капиталы не обесценятся в России, а собственность будет реально оценена и защищена законом и взятыми государством на себя обязательствами. Для того чтобы управлять экономикой, проводить стимулирующую налоговую политику, достойно выглядеть на международных заемных рынках, надо знать реальную стоимость заводов, зданий, оборудования, земель, природных ресурсов, национального интеллекта.

Поэтому вторая задача — провести тотальный аудит собственности и наших активов. Тотальный аудит собственности пока не преследует цели — пересмотреть итоги приватизации. Надо знать, сколько мы стоим!

В-третьих, стране нужен рынок земли. Пока нет рынка земли, на селе не будет эффективного фермерского хозяйства, крупный сельхозпроизводитель по-прежнему будет оставаться без оборотных средств, а в городах — никогда не будет решен жилищный вопрос. Надо разорвать этот порочный круг. Сделав землю собственностью, каждый работающий на земле или каждый владеющей ей сможет закладывать землю в обеспечение банковских кредитов. Это позволит на полную мощь запустить ипотеку, создать рынок закладных, повысить надежность банковской системы.

Но самое главное — без эффективного рынка не может быть обеспечена продовольственная безопасность страны.

Продовольствие есть стратегическое сырье XXI века.

Нормально, когда на мировых рынках тонна твердой пшеницы и тонна нефти стоят примерно

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

одинаково. Сегодняшний взлет цен на нефть — временное явление.

Кроме того, для России продовольственная проблема стала одной из острейших, от ее решения зависит и здоровье нации, и демографический прирост.

По данным Министерства сельского хозяйства и Института питания, граждане России хронически недоедают мяса, но переедают хлеба. Черный хлеб в России стал не только всему голова, но и всему замена...

В-четвертых, в России крайне неэффективно используется главный ресурс экономики — труд, особенно квалифицированный.

При наличии хронической безработицы — страна обречена на деградацию и отставание в социально-экономическом развитии. Действительная ситуация с безработицей в России — просто удручающая. Что делать со скрытой безработицей и незарегистрированными безработными? Новый закон о миграции явно не продуман до конца.

Нужны региональные и общегосударственные программы занятости. Прежде всего, это программы развития инфраструктуры нашей экономики, это дороги, это обустройство новых месторождений, это новые трубопроводные и железнодорожные магистрали, это экологические программы и т.п. Новые программы потребуют новых кадров. Нужны рабочие места не по сбору мусора, как это имеет место при общественных работах, а по созданию материальных ценностей. Поэтому надо создавать региональные центры переподготовки кадров с ориентацией на потребности новой волны экономики — экономики информационных и Интернет-технологий.

Это магистральное направление для вхождения в постиндустриальное общество, свободное от классовых и националистических предрассудков. Все эти программы должны быть высокорентабельными. При соответствующем их стимулировании и поддержке со стороны государства инвесторы не заставят себя долго ждать.

Другое дело — проблема ликвидации безработицы в регионах, где много, так называемых, градообразующих предприятий, созданных в советское время для решения оборонных или иных нужд. Сегодня в этих регионах более половины населения без работы. Это зоны повышенной криминогенной и социальной напряженности. Здесь без помощи государства не обойтись. Но и эту проблему можно начать эффективно решать только в увязке с новой миграционной политикой и указанными выше программами.

В-пятых, велика Россия, но завоевать ее просто, особенно, сегодня. Для этого достаточно нарушить транспортные и материальные потоки продовольствия и товаров первой необходимости с Запада. Для этого достаточно поссориться, например, с Бе-

лоруссией. И дело тут не в оборонном потенциале или состоянии вооруженных сил, дело в отсутствии комплексного подхода к обеспечению национальной безопасности страны.

Под национальной безопасностью страны надо понимать органическое, взаимоувязанное и скоординированное взаимодействие всех основных ее составляющих:

• оборонной безопасности, обеспечиваемой военно-политическими методами и средствами;

• продовольственной безопасности;

• энергетической безопасности;

• экологической безопасности;

• демографической безопасности;

• безопасности среды обитания человека и личности;

• финансовой или экономической безопасности страны.

На сегодняшний день детальной концепции обеспечения национальной безопасности России нет.

В-шестых, Россия после развала СССР оказалась страной без границ. Если морские границы сократились незначительно, то сухопутные увеличились в полтора раза. Приверженность модели открытой экономики сделали наши границы прозрачными в прямом и переносном смысле.

Заложенный изначально «принцип трубы, а не мембраны» открыл отечественный потребительский рынок для дешевых и низкокачественных импортных товаров.

Высокие темпы роста тарифов на энергоносители и инфляция обесценили и почти вычистили до нуля оборотные средства отечественных производителей, что не позволило им своевременно составить конкуренцию экспансии импортных потребительских товаров и продовольствия на российский рынок. Государство же самоустранилось от защиты отечественного товаропроизводителя, отдав его на уничтожение естественным монополиям и западным конкурентам.

Надо срочно менять эту негативную ситуацию в пользу отечественного производителя, ориентированного на внутренний потребительский рынок.

В-седьмых, предыдущая задача не может быть успешно решена без пересмотра роли государства в управлении социально-экономическими процесса-ми.Любой путь начинается с первого шага. И этим первым шагом должна стать административная реформа.

Сегодня чиновник — главный тормоз на пути продвижения рыночных реформ в интересах большинства населения.

Возникает парадокс: кое-кто серьезно считает, чтобы не остановить управление экономикой стра-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

ны, нет необходимости в проведении широкомасштабной кампании по борьбе с коррупцией.

Коррупция сегодня стала своеобразной смазкой механизма управления экономическими и политическими процессами в стране.

Рыба гниет с головы, а чистим ее по-прежнему с хвоста.

В этих условиях говорить о гибком государственном регулировании российской экономики не приходится. Поэтому административная реформа должна быть тщательно подготовлена и начаться сверху при одновременном укреплении кадрами и усилении прав и обязанностей органов местного самоуправления.

Административную реформу надо проводить быстро, решительно и синхронно.

Надо меньше думать о том, куда пристроить проворовавшихся чиновников, а больше о том, где найти им достойную замену. Необходимо срочно обратиться к опыту управленцев первого этапа перестройки. Они не только не коррумпированы, но и на порядок более профессиональны.

В-восьмых, в случае решения проблемы «теневой экономики» задача экономического роста и решения многих социально-экономических проблем может реализовываться, несмотря на экономический и финансовый кризис. А пока надо исходить из реальной оценки состояния дел не столько в российской экономике, сколько в структуре управления.

Именно в повышении эффективности управления и оптимизации структуры исполнительной власти — залог успеха на первом этапе. Для этого мало сделать управление малозатратным, его надо сделать, прежде всего, эффективным.

В-девятых, темпы экономического роста должны быть напрямую связаны с ростом благосостояния большинства населения страны. Никакие высокие цели не могут быть оправданы, если их достижение делает несчастным, хотя бы одного ребенка.

Дети — наше будущее.

Голодный и безработный взрослый не может воспитать счастливого ребенка.

Демографическая ситуация в России остается тяжелой, численность коренного населения страны постоянно падает. Одной из причин снижения численности населения является превышение смертности над рождаемостью (материалы официальной статистики говорят о том, что в первые, за последние десятилетия — в прошлом году эта ситуация изменилась в лучшую сторону).

Выправлять демографическую ситуацию нужно не с помощью различных методик и лозунгов, лежащих в социальной плоскости, не регулированием миграционных потоков, а повышением жизненного уровня большинства населения, улучшением работы системы социального обеспечения и здравоохра-

нения.

В-десятых, без усиления регулирующей роли государства, без здорового протекционизма как меры по защите отечественного производителя нельзя создать необходимое количество рабочих мест, чтобы не на словах, а на деле начать решать проблему безработицы.

Нам нужна «одна страна и две экономики: мобилизационная и частнособственническая».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нужен протекционизм, прежде всего, как лекарство по сокращению безработицы, по регенерации малых городов, по решению других годами не решаемых социально-экономических проблем.

В то же время чрезмерный протекционизм — это яд, наркотик, привыкание к которому окончательно обречет отечественного производителя на иждивенчество и деградацию. Между тем полностью открыть внутренний потребительский рынок — это значит навсегда зафиксировать положение нашей страны как сырьевого придатка и потребителя залежалой продукции стран «золотого миллиарда».

Нужен баланс стратегических целей и тактических задач при продолжении рыночных реформ.

Наиболее болезненный вопрос — приватизация остатков государственной собственности. В период приватизации главное условие — инвестор должен сделать так, чтобы завод работал, а собственник вовремя платил налоги и заработную плату.

Если собственник не платит налоги и зарплату, не развивает производство, не создает конкурентоспособную продукцию — его надо менять. Помочь собственнику эффективно работать и защитить его от произвола чиновников — в этом основная задача государства.

И, наконец, главный результат экономического развития страны — станет ли рубль полновесной валютой и полностью конвертируемым.

С этим нельзя торопиться. Здесь много подводных камней. При недооцененных активах и собственности Россия может очень быстро уйти с молотка и исчезнуть как суверенное государство.

Только проведя аудит собственности и других активов, прежде всего недр, можно составить реестр национального богатства страны.

После чего можно будет обеспечить наш рубль всеми реальными ресурсами — высококвалифицированным трудом, федеральной собственностью, полезными ископаемыми, российскими технологиями, другими нематериальными активами.

Необходимо срочно остановить проводимые реформы образования, ведущие к «дебилизации» молодого поколения, навести порядок в здравоохранении, защите материнства и детства.

Как это сделать быстро и эффективно — сугубо политическая и чисто техническая задача.

Рубль, подкрепленный ресурсами такой страны

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

как Россия, — более чем устойчивая валюта.

Главная задача — как соединить несметные богатства страны с куцей денежной массой и слабым рублем.

Для этого придется в корне пересмотреть кредитно-денежную политику Центрального банка и правительства. А это смена либерального курса реформ.

Нужно тонкое государственное регулирование, для чего потребуются соответствующие высококвалифицированные управленцы, которых в правительстве сегодня явно не хватает. Но они есть в России.

Кроме того, в основу внешнеэкономической политики на первом этапе возрождения экономики должен быть положен принцип: экспортирует тот, кто производит, и после того, как насытит своей продукцией внутренний рынок.

Экспорт топливно-энергетических ресурсов должен быть под жестким контролем государства, а для отдельных видов стратегических ресурсов стать его монополией.

Настоящие причины инфляции — коррупция и монополизм

Во время кризиса развитые страны испытывают спад производства и страдают от дефляции (цены растут слишком медленно, что плохо для экономики). В России темпы промышленного роста тоже резко упали, однако цены не падают, а стремятся все выше и выше. В чем дело — может быть, мы неправильно боремся с инфляцией?

Автор считает, что основные причины инфляции в России — не в избытке денежной массы. В большей степени они связаны с особенностями развития нашей экономики. К примеру, у нас до сих пор остались несовершенные схемы налогообложения.

Предприятия стремятся уйти от уплаты налогов или включить их в цену товаров, выплачивают зарплаты «в конвертах». Наш финансовый рынок до кризиса развивался довольно динамично, но так и не научился эффективно распределять денежные потоки. К тому же, он не был ориентирован на реальный сектор экономики, не имел достаточной глубины для реализации инвестиционных проектов, требующих значительных затрат. Кроме того, наша экономика (а, значит, и рубль) сильно зависит от доллара и евро. Эта зависимость наглядно проявилась в так называемые черные вторники, пятницы и т.п., особенно в середине 90-х годов. Рубль по отношению к резервным валютам тогда дешевел стремительно.

Еще одна серьезная причина инфляции — коррупция.

Значительная доля нашей экономики — теневого происхождения. Это и запрещенные виды деятельности, и подпольное производство. Понятно, что налоги от всего этого в казну не идут. За причиненный стране ущерб никто не отвечает. Более того, у «теневиков» есть покровители во власти: по

оценке Генерального прокурора России на 2006 г., до 80% (по данным различных источников указанная оценка не на много отличается и в современный период) чиновников коррумпированы.

Чтобы понять, как коррупция влияет на инфляцию, рассмотрим две инфраструктурные отрасли: автодорожное строительство и железнодорожный транспорт.

В автотранспорте инфраструктура (т.е. дороги) и сам процесс перевозок экономически разделены — за них отвечают разные предприятия.

В железнодорожном транспорте такое разделение только началось. Денег оба сектора получают примерно одинаково.

Финансирование и распределение инвестиций тоже происходит по сходному сценарию. Только на автодорожное строительство выделяется больше госсредств, а на железнодорожное — больше своих (ОАО «РЖД) или заемных средств.

Основное различие состоит в том, что в автодорожном случае присутствует федеральное звено — источник инвестиций, отсутствующий в железнодорожном строительстве.

Но, по данным исследования, каждое «вливание» денег в автодорожное строительство приводит к скачку инфляции, а в железнодорожное — ее снижает.

Можно сделать предположение: коррупционное звено локализовано на федеральном уровне. Остальной механизм инвестирования от коррупции более или менее защищен — или зависит от состояния дел «наверху».

Третья причина — монополизм нашей стратегической, в первую очередь, топливно-энергетической экономики.

К неверным действиям нынешних экономических властей автор относит стерилизацию денежных средств. Это практически перечеркнуло финансовый суверенитет страны, и в конечном итоге привело к искусственному раздуванию кризиса в России.

Вместо того, чтобы развивать производство и инновационные технологии, власти предпочитали сохранять «сырьевую» модель, нацеленную лишь на обслуживание потребностей зарубежных государств.

Занижение зарплат населения, якобы, позволяющее избегать «разогрева» инфляции за счет вбрасывания в экономику лишних денег также неоправданно. От роста цен нас это не спасло, зато привело к демографическому кризису.

Чтобы изменить ситуацию, необходимо насытить экономику инвестиционными потоками, длинными кредитами, стимулировать предложение товаров и услуг. Население надо стимулировать к самозанятости, развивать конкуренцию.

Кроме того, необходим отказ от либеральных догм, отвергнутых уже во всем мире, поэтому в

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

периоды экономических кризисов целесообразно введение государственной политики контроля над ценами — ведь в ряде случаев монополисты и посредники необоснованно их завышают.

Надо обратить внимание на то, что большая часть антикризисной программы президента США Барака Обамы — стимулирование внутреннего спроса, а не просто решение социальных проблем. Это должно быть целью и нашего развития. Автор не говорит, что мы должны слепо их копировать, но пора перестать цепляться за неолиберальную модель, где основная идея — контроль госрасходов (под предлогом того, что иначе будет инфляция). Тогда как объяснить, что мы все последние годы жили с огромным профицитом госбюджета и колоссальной инфляцией, а Америка, Европа, Япония, Китай, жили с огромным дефицитом госбюджета, а инфляции у них не было?

Получается, что главные причины инфляции — не в госрасходах.

Наши основные причины инфляции — в монополизме и коррупции — они у нас собирают «налог», который не добрало государство.

Именно монополизм и коррупция являются главными сдерживающими факторами экономической политики, направленной на сокращение издержек и повышение эффективности производства.

Период роста сырьевого экспорта уже подходит к концу.

Поэтому те страны, которые делали ставку на экспорт сырья, будут испытывать особые трудности с доходной частью бюджета в случае снижения мировых цен. Россия в этом списке не исключение.

Различные льготы и послабления, данные однажды сырьевому сектору во время экспортного бума, будет крайне трудно отозвать, не ухудшив экспортные возможности и не войдя в открытый конфликт с мафиозными структурами.

Что касается индустриально развитых стран, то здесь наблюдается в последнее время общая тенденция падения бюджетных доходов, хотя, ради справедливости, надо отметить, что в этих странах бюджетные доходы и в предыдущие годы особенно заметно не росли. В большинстве индустриально развитых стран в последние годы наблюдается относительный застой производства, связанный с насыщением рынков сбыта и снижением темпов технологического прогресса.

«Недальновидность» (если не сказать — предательство?) М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина не только приблизило окончание «холодной войны» и разрушило СССР, но и уничтожило главного идеологического врага Запада — коммунизм. Наступил период эйфории от достигнутой победы, резко сократилось бюджетное финансирование науки и технологических проектов. Результат не замедлил негативно сказаться, в том числе, на качестве и темпах мирового научно-технического прогресса.

Экономический кризис в Германии («проглотить» восточную — западная Германия смогла, а вот поднять ее до своего уровня, не опустившись самой, видимо, ей оказалось не по силам), обострение торговой войны между Японией и США, экономические трудности в самих США и начавшийся в 1998 году в Японии мировой финансовый кризис — все это негативно отразилось и на перспективах развития экономических процессов в России. Россия, взявшая курс на форсированную интеграцию в мировую экономику и делающую стратегическую ставку на развитие экономических отношений, прежде всего, с этими странами, оказалась между молотом и наковальней.

Потребности в сырьевой России будут в ближайшие годы падать, развитым странам не захочется садиться на российскую энергетическую иглу. Поэтому им будет не до нас — свои бы решить проблемы. В этих странах население не позволит так издеваться над собой, как в России.

Как достучаться до Власти, чтобы она обратила внимание на то, что время «красивого» въезда в мировую экономику упущено. Надо ждать нового цикла спада экономической активности в мировой экономике и к нему надо серьезно готовиться, проводя грамотную структурную и институциональную рыночную политику, рассчитанную, прежде всего, на собственные силы и внутренний потребительский рынок.

Сегодня и в ближайшем будущем Россия должна рассчитывать только на свои силы. России как воздух нужны новые инновационные локомотивы развития, подчеркиваем развития, а не роста. Рост дает только сырьевой сектор.

Сегодняшняя Россия никому не нужна на Западе с ее проблемами.

И еще. В развивающихся странах, к которым пока Россию официально не относят, принципиально новых источников роста бюджетного дохода кроме расширения экспорта сырья нет. Единственно, на что можно надеяться, — это на увеличение косвенных налогов, которые начинают расти только в условиях, если правительству удастся найти способ увеличить внутреннее потребление.

Опять мы вернулись к необходимости оживления внутреннего потребительского рынка через возрождение отечественного товаропроизводителя, а не через дальнейшее расширение импорта. Но здесь правительству придется решить главный вопрос: населению надо сначала дать возможность заработать, чтобы оно начало тратить! Именно подход к решению этого вопроса во многом определит будущий экономический курс Правительства и политику Президента страны в отношении собственного народа.

Поэтому последние президентские выборы в России, несомненно, прошли под знаком соответствующего отношения претендентов к этому вопросу.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

Идеология продолжения реформ

Опыт истории учит, что из всех общечеловеческих и общегражданских идей, навязанных России из-за границы, выживают и спасают Россию только национальные идеи, основанные на высоких нравственных и духовных принципах наших предков, уважении обычаев и традиций всех народов, населяющих Россию.

Основной идеологией новой России должна стать идеология здравого смысла. Россия соединительное звено между Азией и Северной Америкой. При всей равной обращенности России к Востоку и Западу, Россия и, прежде всего, русские — европейцы, а не азиаты. Любой русский в Приморье и на Сахалине считает себя европейцем. Большинство российских мусульман — татар, башкир, народы Кавказа — также в большей степени ощущают свою принадлежность к Европе, хотя им не чужд и восточный менталитет. С другой стороны, Россия — это «мост» между Западом и Востоком, Севером и Югом в планетарном масштабе.

Для России — выбор между Европой и Азией — вопрос судьбоносный: Россия не должна быть простым «мостом» между Западом и Востоком, Россия не должна превратить свое пространство в поле сражений между ними.

Россия может и должна стать примером для всех других народов на пути движения к новому международному сосуществованию разных цивилизаций в масштабах всего мира. Вот почему Россия своей судьбой самым непосредственным образом должна определять судьбы мира.

В то же время активная позиция России в мировом хозяйстве, восприятии западных технологий и науки, и, если угодно, участие страны в экономической и технологической глобализации также необходимо для будущего России.

Россия — едина и неделима, ее нельзя разделять на европейскую и азиатскую часть. Столица России — Москва находится в Европе, большинство населения страны также проживает в Европе. Поэтому Россия, прежде всего, — европейская страна, хотя 2/3 ее территории находится в Азии и треть населения проживает за Уралом.

Такой геополитический подход снимает главное историческое противоречие между Россией и Западом, укрепляет геополитический статус России.

Плохую власть выбирают умные люди, которые не идут на выборы.

Оно и понятно. Умные люди хотят видеть борьбу идей, а не борьбу предвыборных технологий, которые стоят огромных денег. Люди хотят знать отношение политика и представителя власти к основным вопросам, от которых зависит будущее каждого гражданина.

Сегодня власть, особенно на местах, как и политика, приватизирована и коррумпирована. Поэтому, когда говорят о национализации, надо иметь в виду,

что, прежде всего, должна быть национализирована власть, а уж только затем неэффективно используемая собственность, если этого требуют законы рынка, какого свободного или регулируемого — вопрос второй.

Национализация и деприватизация в условиях коррумпированной власти примерно одно и то же. В первом случае собственность сразу переходит в руки чиновников, во втором, — собственность тоже переходит в руки чиновников, но через «подставных лиц».

Вопрос о национализации и деприватизации сегодня ставят те, кто не участвовали в прежних переделах собственности, а сегодня оказались у власти. Безусловно, справедливость должна торжествовать. Но торжество справедливости должно проявиться не просто через смену недобросовестного собственника на добросовестного, а через реальное улучшение жизни большинства населения.

Сегодня, главный вопрос не в том, кому принадлежат недра и земля. Ответ риторичен: по конституции все принадлежит народу, но который не стал богаче от навязанных ему либеральных реформ. Наоборот, народ лишили общественных фондов потребления, которые присвоили те, кто прибрал к рукам ресурсы нации, принадлежавшие ранее государству и всему народу.

Поэтому главный вопрос, не как более эффективно использовать природную ренту и новый Земельный кодекс для наполнения бюджета, а как использовать землю и недра, все, что дано народу Богом, в интересах большинства населения России, а не кучки прибравших к рукам власть и собственность чиновников и «олигархов».

Тот факт, что нефтегазовые и другие сырьевые компании не доплачивают природную ренту, стимулирует их грабительское отношение к национальным ресурсам, экологии и экспортно-сырьевую ориентацию нашей экономики.

Недоплаченная природная рента топливно-сы-рьевых компаний ложится повышенным налогообложением на перерабатывающие и другие отрасли экономики России, сокращают занятость в этих отраслях, делает их неконкурентоспособными и, в конечном итоге, способствуют деградации экономики и общества. Отсюда массовая безработица.

Отсутствие четких рецептов приватизации земли грозит повторением перекосов «ваучерной» приватизации. Надо скорее обратиться к опыту и ошибкам времен столыпинских реформ, позитивным итогам периода НЭПа и коллективизации. Нельзя огульно

отбрасывать и китайский опыт.

***

Надежды на возрождение России кроются в вере на возрождение общественного национально-ориентированного самосознания. Сегодня оплевывать русский народ и его исторические ценности становится уже небезопасным.

Демократы и либералы всех мастей начинают

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

понимать, если русский народ увидит в современных коммунистах истинных патриотов своего Отечества, то он, не задумываясь, пойдет за коммунистами, простит им все перекосы в период советской истории.

Да, в недавней нашей истории часто были периоды, когда общественное мнение для властей равнялось нулю.

Разве Россия — единственная такая страна?

Нет! Это происходит в каждой стране, когда нормой поведения становятся — порок, преступление, насилие, воровство, казнокрадство и коррупция, а общественный долг, соблюдение законов и нравственных норм, наконец, патриотизм подвергаются осмеянию.

***

В настоящее время в России температура социальной напряженности достигла такого накала, что уже заставляет и ангажированных политиков, и средства массовой информации, и первых лиц государства все чаще обращать внимание на общество, прислушиваться и учитывать его мнение, корректировать свое поведение, взывать к общественному мнению, прося у него понимание и поддержку.

Безусловно, наши надежды на возрождение России должны быть связаны с растущим в обществе пониманием необходимости укрепления регулирующей роли государства как гаранта безопасности и развития экономики, личности, общества и самого государства.

Сегодня российское общество не испытывает ностальгии по бывшему советскому государству, но оно сожалеет о былой мощи государства, об утрате социальной защищенности и уверенности в завтрашнем дне.

Нам сегодня не нужно и слабое государство, при котором номенклатурная диктатура становится неизбежным элементом поддержания власти. Многие характерные признаки деградации государственной власти сегодня даже усугубляются.

Нам не нужна и корпоративная демократия, являющаяся декорацией для финансово-олигархического господства, если не сказать диктатуры отдельных «олигархов», когда опора на силовые структуры становится главным условием сохранения власти.

Нам нужно такое государственное образование, в котором общинный дух, соборность, коллективизм, народовластие и социальная справедливость стали бы сущностью государственности, а полное разделение властей — законодательной, исполнительной, судебной — при широком народном контроле, гласности и ответственности их перед обществом стало бы основой реализации подлинно народной демократии.

Только при системном подходе, при наличии государственной политики, следующей в фарватере

общенациональных интересов всех народов России, становится возможной разработка не только основ общенациональной идеи, но и формирование концепции будущей государственной идеологии. Но любая историческая триада без мощного современного экономического базиса не станет общенациональной идеологией будущей России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время мы приросли к нашим современным проблемам, мы не можем быстро сбросить груз прошлых ошибок и заблуждений, мы по-прежнему во власти наших меркантильных пороков и в плену наших несбывшихся иллюзий.

Конечно, к главной объединяющей общероссийской цели, которую можно сформулировать в виде триединства «державности, духовности и народности», можно пытаться продвигаться либо по пути триединства таких ценностей, как «государственный патриотизм, рыночный социализм и народовластие», либо по пути вектора, объединяющего «национальные интересы, свободу предпринимательства и демократию».

И дело за народом, какой путь и на каком этапе он предпочтет.

Главное, чтобы русский народ осознал — его спасение в реализации основного лозунга: «держав-ность, духовность, народность».

Не надо торопиться сегодня подменять «Дер-жавность» «Самодержавием».

Во-первых, у нас нет «бесспорного» общероссийского Лидера, а во-вторых, Россия недостаточно сильна в своем самостоятельном выборе.

К тому же правый идеологический перекос при современной либеральной экономической политике будет тормозить экономическое развитие страны. Деньги пока в руках либералов — приверженцев антинационального курса развития страны.

Когда в России начнется устойчивый экономический рост, главный вектор социально-экономической и идеологической политики может сместиться и вправо, если появится необходимость сдерживания факторов несбалансированного роста.

Тогда к жизни объективно будут вызваны ценности правого центра, а именно: капитализация, балансирование и консервация достижений, возврат к историческим традициям, а не как в действительности — консервация разложения, деградации и упадка, названная социальным консерватизмом.

Не надо забывать, что патриархальная Россия — это, прежде всего, аграрная и крестьянская страна.

Сегодня, когда Россия пытается очнуться от кошмарного сна либеральных реформ, в политике нужны незамедлительные и хорошо скоординированные действия левоцентристских и патриотических сил, которым небезразлична судьба суверенной России и которым за «Державу обидно».

В экономике в качестве главного стратегического ориентира должен быть выбран вектор сти-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

мулирования совокупного спроса и внутреннего потребительского рынка при сокращении издержек и повышении эффективности производства.

В духовной сфере мы должны опираться на вечные ценности Русской идеи, которые как нельзя лучше сообразуются с евразийскими идеями, близкими и понятными, в том числе, и большинству российских мусульман.

***

Другая важнейшая задача власти — совершенствование государственного устройства России. Существующая на сегодняшний день структура федеративного устройства Российской Федерации была полностью перенесена из РСФСР и она себя изжила.

Политическое неравноправие и ущемление политических прав русских регионов во взаимоотношениях с центром по сравнению с национально-территориальными образованиями, особенно в форме республик, породило и экономическое неравноправие.

Дотационные русские регионы практически не имеют сегодня шансов обеспечить свои устойчивые позиции в будущей экономической и политической системе России.

Проблема политического равноправия, так называемых русских регионов и национально-территориальных образований, может быть решена тремя путями.

Первый вариант предполагает повышение политической и экономической самостоятельности русских регионов и доведение их политических и экономических прав через подписание соответствующих договоров о разграничении полномочий между регионами и федеральным правительством до уровня автономных республик. Но это путь к будущему конфедерализму, что в условиях продолжающейся депрессии в экономике может привести к развалу России.

Второй вариант предусматривает сокращение политических и экономических прав автономных республик. Для этого потребуется приведение в соответствие с общероссийскими законами местные законодательные акты в этих республиках. Реализация на практике верховенства федеральных законов над республиканскими повлечет за собой переход на мажоритарно-партийный принцип формирования представительных органов власти на местах, отказ от преимущественных прав титульной нации занимать ключевые посты в органах исполнительной власти, отказ от права выхода из состава Российской Федерации.

Третий вариант предполагает укрупнение регионов на основе интеграции на базе принципов экономической самодостаточности географически близких территорий и национальных автономий.

Главная цель будущего государственного строительства по третьему варианту — создание экономически самодостаточных территорий, отказ от незыблемости прежнего административно-территориального и национально-территориального деления.

Если субъект федерации не отвечает принципам экономической самодостаточности ни по природным ресурсам, ни по потенциальной способности создавать необходимую для самодостаточности добавленную стоимость и продолжает оставаться дотационным, то он не имеет права на статус самостоятельного субъекта федерального уровня.

Для дотационных национально-территориальных образований этот подход означает переход от национальной государственности к культурно-национальной автономии, для административно-территориальных субъектов — понижение их статуса до уровня территориально-муниципальных образований в составе новых укрупненных территориальных образований (губерний-регионов, земель-провинций, федеральных округов или штатов, кому как нравится).

Хронически дотационные субъекты Российской Федерации вполне логично преобразовать в один или несколько укрупненных территориально-социальных образований, а затем включить их в состав соседних экономически самодостаточных субъектов федерации или подчинить напрямую федеральным округам. Национально-государственные образования в случае хронической экономической недостаточности также должны быть преобразованы в национально-культурные автономии, и войти в состав новых экономически самодостаточных территорий — укрупненных губерний или федеральных округов.

В основе такого государственного строительства должно лежать достижение консенсуса между экономическими и национальными подходами, а не ориентация на границы военных округов.

Но главное, мы должны понять, что не важно, какой мы делаем выбор, важно то, что внутри нас заставляет делать тот или иной выбор. Если русские не справятся с угрозой духовного апокалипсиса, то Россию ожидает физический апокалипсис.

Когда мы, наконец, поймем, что наше будущее спасение — в нашем духовном прошлом, мы возродимся и духовно, и телесно. Но нельзя двигаться вперед, пятясь назад.

Надо научиться отделять религиозные догмы от научно-технического прогресса. Надо помнить, что Бог един, а религии придумали далеко не бескорыстные люди в соответствующих одеяниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.