Научная статья на тему 'ГЛАВНАЯ ВЫСТАВКА СТРАНЫ - СИМВОЛ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ'

ГЛАВНАЯ ВЫСТАВКА СТРАНЫ - СИМВОЛ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
353
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕСОЮЗНАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА / ВДНХ / СОВЕТСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ / МОСКВА / AGRICULTURAL EXHIBITION / ARCHITECTURAL COMPLEX / PAVILION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горлов Владимир Николаевич

Цель. Роль и место Выставки достижений народного хозяйства в Советском Союзе, задачи, стоящие перед построенным выставочным комплексом. Процедура и методы исследования. Автор рассматривает историю создания главной выставки советской страны, социальную обусловленность архитектурных и градостроительных решений. Результаты проведённого исследования. В статье рассматривается Выставка как уникальный советский эксперимент, который показывал советским гражданам преимущества социализма. Автор рассматривает Выставку как памятник архитектуры советского периода. Теоретическая/практическая значимость. Историческая информация о выставке может использоваться в преподавании, популяризации достопримечательностей Москвы, краеведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN EXHIBITION OF THE COUNTRY IS A SYMBOL OF THE SOVIET ERA

Aim. To analyze the role and place of the exhibition of achievements of the national economy in the Soviet Union and the challenges faced in building the exhibition complex. Methodology and Approach. The author examines the history of the creation of the main exhibition of the Soviet Union, as well as the use of architecture and the built urban environment for social conditioning. Theoretical and/or Practical Implications. The exhibition was a unique Soviet experiment whose purpose was to illustrate to Soviet citizens the advantages of socialism. The exhibition has essentially now become a monument of the architecture of the Soviet period.

Текст научной работы на тему «ГЛАВНАЯ ВЫСТАВКА СТРАНЫ - СИМВОЛ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ»

УДК 94 (470-25)61960/19790

DOI: 10.18384/2310-676X-2020-3-161-164

ГЛАВНАЯ ВЫСТАВКА СТРАНЫ - СИМВОЛ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

Горлов В. Н.

Московский государственный лингвистический университет 119034, г. Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр.1, Российская Федерация

Аннотация.

Цель. Роль и место Выставки достижений народного хозяйства в Советском Союзе, задачи, стоящие перед построенным выставочным комплексом.

Процедура и методы исследования. Автор рассматривает историю создания главной выставки советской страны, социальную обусловленность архитектурных и градостроительных решений. Результаты проведённого исследования. В статье рассматривается Выставка как уникальный советский эксперимент, который показывал советским гражданам преимущества социализма. Автор рассматривает Выставку как памятник архитектуры советского периода. Теоретическая/практическая значимость. Историческая информация о выставке может использоваться в преподавании, популяризации достопримечательностей Москвы, краеведении.

Ключевые слова: Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, ВДНХ, советский архитектурный ансамбль, Москва

ТНЕ MAIN EXHIBITION OF THE COUNTRY iS A SYMBOL OF THE SOViET ERA

V. Gorlov

Moscow State Linguistic University

38-1 ul. Ostozhenka, Moscow119034, Russian Federation

Abstract.

Aim. To analyze the role and place of the exhibition of achievements of the national economy in the

Soviet Union and the challenges faced in building the exhibition complex.

Methodology and Approach. The author examines the history of the creation of the main exhibition

of the Soviet Union, as well as the use of architecture and the built urban environment for social

conditioning.

Theoretical and/or Practical Implications. The exhibition was a unique Soviet experiment whose purpose was to illustrate to Soviet citizens the advantages of socialism. The exhibition has essentially now become a monument of the architecture of the Soviet period.

Keywords: agricultural exhibition, architectural complex, pavilion

После революции руководитель государства В. И. Ленин одобрил план строительства новой советской столицы, по которому на месте свалки у Нескучного сада, возле которого находился завод «Бромлей», на берегу Москвы-реки в 1923 г. сооружалась общесоюзная сельскохозяйственная выставка площадью 60 га. Главной идеей выставки считали пропаганду социалистического сельского хозяйства, передовых агротехнических знаний. По поручению выставочного комитета Московское архитектурное общество объявило открытый конкурс. Согласно программе этого конкурса комплекс выставки разбивался на 10 групп, которые состояли из тематических павильонов (жи-

© CC BY Горлов В. Н., 2020.

Vi6y

вотноводство, полеводство и т. д.) и павильонов союзных республик.

Особую важность выставки отмечал В. И. Ленин: «Придаю очень большое значение выставке; уверен, что все организации окажут ей полное содействие. От души желаю наилучшего успеха»1. Выставка выполняла важнейшую идеологическую задачу - укрепление союза рабочих и крестьян, организацию связи города с селом. Помимо своих главных функций, выставка играла значительную роль и в благоустройстве большой территории столицы. Не случайно архитектор А. В. Щусев о строительстве первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки говорил: «От постройки выставки Москва, как город, чрезвычайно много выиграет»2. Постепенно в те годы складывалась следующая градостроительная концепция: любое крупное сооружение должно «работать» на город.

Всероссийская сельскохозяйственная выставка представляла собой первый крупный пространственно развитый ансамбль, построенный в советской стране после революции. В проектировании и строительстве выставки принимал участие большой коллектив выдающихся советских архитекторов, художников, инженеров: И. Жолтовский, М. Гинзбург, А. Буров, И. Фомин, Н. Колли, К. Мельников, В. Щуко, С. Коненков, В. Мухина и многие другие. Таким именитым коллективом руководил главный архитектор выставки А. Щусев, что гарантировало успех.

Во многом благодаря Щусеву был создан праздничный, замечательный архитектурный ансамбль, который напоминал старинные русские ярмарки с их многоцветьем красок. Огромную роль сыграл содержательно воспринятый авторами проекта социальный заказ - помочь деревне получить необходимые све-

1 Приветствие всероссийской сельскохозяйственной выставке, 14.11.1922 г. // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. М.: Политиздат, 1970. С. 298.

2 Щусев А. В. Строительство выставки // Строительная промышленность. 1923. № 2. С. 7.

дения по ведению сельского хозяйства. Характерно, что на выставке, помимо этнографически точно выполненных типов крестьянских домов, были представлены образцы улучшенных жилых домов. По сути, это была первая в истории молодой советской архитектуры профессиональная попытка решения проблемы сельского крестьянского жилища.

Прошло десять лет, и в 1932 г. было принято решение об организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). Нужно было показать советскому народу громадные успехи в развитии сельского хозяйства. Возникла проблема создания архитектурного образа ВСХВ. Был объявлен конкурс, который сопровождался бурными спорами представителей разных архитектурных направлений. Перед главным архитектором выставки С. Чернышевым поставили задачу в короткий срок сделать ВСХВ образцом советской архитектуры. Для этого пригласили лучших архитекторов союзных республик. Перед ними была поставлена задача - создать новую классику. В результате, архитекторы, вдохновленные этой идеей разработали оригинальные прочтения ордерной практики.

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, открывшаяся в Останкине в 1939 г., буквально ошеломила советских граждан своей монументальностью и нарядностью. Выставка получила самые восторженные отклики и вызвала самый широкий резонанс. Её архитектуру детально рассматривали в периодических изданиях. О выставке снимали кинофильмы, причем не только документальные.

Павильон «Грузия», в котором в 1941 г. снимался эпизод фильма «Свинарка и пастух», был одним из самых шикарных (белоснежные колонны, пальмы в кадках во внутреннем дворике, мандарины в оранжерее). Павильон не мог быть скромным, так как Грузия была родиной И. В. Сталина. Павильон «Москва» отличался своей желтой башней и звездой на макушке. А над главным павильоном возвышалась

V162y

эмблема выставки - фигуры мужчины и женщины, которые держали над головой сноп. Главный павильон располагался на месте сегодняшнего фонтана «Дружба народов». Кстати, фонтаны до войны представляли собой скромные водоемы. А стали они шикарными, которыми восхищаются все туристы, только в 1950-х гг.

Всемирно известный датский писатель М. Нексе, который посетил ВСНХ в 1939 г., был потрясен архитектурным ансамблем выставки. Он назвал её сказочным городом, дающим гораздо более глубокое представление о человечестве, чем все другие выставки, которые он когда-либо посетил. Выставка действительно служила ярким примером достижений нашего народного хозяйства и была знаменита и любима всей страной. Со всех ее концов ехали на ВСХВ (первое название ВДНХ) передовики производства для того, чтобы продемонстрировать наиболее выдающиеся достижения в сельском хозяйстве. В те годы выставка становится витриной колхозного изобилия и решала гораздо больше задач, чем в неё первоначально закладывалось. ВСХВ становится настоящим городом-садом, который поражал современников архитектурой, белизной и яркостью построек. Это был один из самых грандиозных архитектурных довоенных проектов. В 1939 г. ВСХВ заслуженно была признана лучшим архитектурным объектом десятилетия.

В годы войны территорию выставки использовали для военных нужд. Здесь работала школа разведки и контрразведки, выпускали мотоциклы.

В послевоенные годы архитектурная концепция выставки полностью поменялась. Перед архитекторами поставили новую задачу. Нужно было создать такой образ, который воплотил бы в себе мощь, единство и огромные достижения Советского Союза, который объединил 16 социалистических республик. Для начала изменили архитектуру павильонов выставки. Они стали более богато декорированы и больше по масштабу. Перед

архитекторами была задача представить объемно-планировочное решение выставки как модель идеального государства. Для решения этой задачи главный павильон выставки превратили в ярусное дворцовое сооружение со шпилем, которое было увенчано звездой Героя Труда. За главным павильоном располагалась площадь Колхозов. По периметру этой площади располагались павильоны советских союзных республик, а также центральная аллея, соединяющая площадь Колхозов с площадью Механизации, на которой находились павильоны «Зерно», «Животноводство», «Земледелие», «Совхозы». В результате центральная аллея через площадь Колхозов соединяла две композиционные доминанты - павильон «Механизация» и Главный павильон. Украшением центральной аллеи стали знаменитые фонтаны, из которых самым большим был фонтан «Дружба Народов». Фигуры фонтана символически изображали республики, которых в СССР в 1954 г. было шестнадцать.

В центральных павильонах в интерьерах использовались характерные для регионов виды отделки и народных промыслов. Прекрасные дворики-сады с растениями, представляющими флору республик, краев, областей, были созданы перед каждым павильоном. Настоящим шедевром ландшафтного искусства была зона отдыха выставки. Самые выдающиеся достижения советских республик были собраны на выставке.

Надо напомнить, что, кроме Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1939 г., в Москве открылись Всесоюзная строительная выставка в 1930 г., а в 1955 г. - Всесоюзная промышленная выставка. Постановлением Совета Министров СССР в 1958 г. принимается решение «Об объединении всесоюзных промышленной, сельскохозяйственной и строительной выставок в единую ВДНХ СССР». Так, в 1959 г. открывается Выставка достижений народного хозяйства, которая объединила предыдущие всесо-

V163;

юзные выставки. ВДНХ продолжала лучшие традиции советского выставочного дела, заложенные ещё в 1923 г. на Первой Всесоюзной Сельскохозяйственной и Кустарно-Промышленной выставке.

Выдающиеся инженеры, архитекторы, скульпторы, художники приняли участие в разработке генерального плана выставки и в возведении павильонов. Достаточно напомнить имена В. Олтаржевского, Б. Ио-гансона, А. Дейнеки, М. Сарьяна и др. Архитектурные ансамбли ВДНХ восхищали своей праздничностью. В те годы в направленности архитектуры преобладали идеи пафоса Великой Победы в Великой Отечественной войне. Они выражались в торжественной монументальности сооружений. После конкурса на новое оформление павильонов в 1954 г. был реконструирован и расширен павильон механизации, который отражал пафос индустриализации и коллективизации сельского хозяйства в Советском Союзе 1930-х гг. Он получил название «Космос» и по сравнению с первоначальным приобрел иной, монументный облик. Его художественный образ отразил не только идейное содержание, но и время, когда он создавался.

Таким образом, ВДНХ была уникальным советским экспериментом. На 207 гектаров территории выставки располагались 79 павильонов и ещё более 200 зданий. Выставка представляла собой грандиозную, безупречно функционирующую экспозицию. Огромные масштабы территории выставки должны были отвечать масштабам нашей необъятной страны. Нигде, как на этой выставке, нельзя было так искренне и по-настоящему поверить в идею Советского Союза, в преимущества социализма. ВДНХ стала неотъемлемой частью жизни не только столицы СССР, но и всей страны. Почти каждый советский человек, приезжающий в Москву, обязательно включал ВДНХ в свой маршрут по столице. Это был город мечты, как его называли в советские годы. ВДНХ - это наша история, это музей архитектуры советского периода. Это город-сад, своеобразный город науки и культуры с неповторимым архитектурным ансамблем, который до сих пор остается одной из достопримечательностей столицы.

Статья поступила в редакцию 14.11.2018

информация об авторе

Горлов Владимир Николаевич - доктор исторических наук, профессор кафедры исторических наук Московского государственного лингвистического университета; e-mail: Gorlov812@mail.ru

information about author

Vladimir N. Gorlov - Dr. Sci. (History), Prof., Department of Historical Sciences, Moscow Linguistic State University;

e-mail: Gorlov812@mail.ru

правильная ссылка на статью

Горлов В. Н. Главная выставка страны - символ советской эпохи // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2020. № 3. C. 161-164. DOI: 10.18384/2310-676X-2020-3-161-164

for citation

Gorlov V. The main exhibition of the country is a symbol of the Soviet era. In: Bulletin of the Moscow Regional State University. Series: History and Political Sciences, 2020, no. 3, pp. 161-164. DOI: 10.18384/2310-676X-2020-3-161-164

V16V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.