Научная статья на тему 'ВДНХ: образ мечты'

ВДНХ: образ мечты Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
157
42
Поделиться

Текст научной работы на тему «ВДНХ: образ мечты»

ВДНХ: образ мечты

Джанджугазова Е. А.

ВВЦ (Всероссийский выставочный центр), пожалуй, одна из самых известных достопримечательностей Москвы, причем популярность этого места всегда была высока вне зависимости от смены исторических эпох и моды на архитектурные стили. Причина удивительной живучести выставки, сменившей за семь десятков лет несколько названий и ряд идеологических установок, скорее заключается в мистической силе места, на котором она расположена. Как известно, территория ВВЦ является частью ранее существовавшего обширного лесного массива поместья Останкино, принадлежавшего в ХУШ веке одному из богатейших московских вельмож — графу Н. П. Шереметеву. Примечательна ландшафтная история Останкино, которую можно проследить с конца XVI века и до наших дней.

Еще Иван Калита начал строить загородные резиденции, заложив знаменитый деревянный дворец в Коломенском. Постепенно вокруг Москвы росли и другие загородные дворцы: Измайловский, Воробьевский, Покровский, Преображенский и др. Среди этих поместий особенно выделялась усадьба Шереметевых — Останкино. Первоначально она имела хозяйственное значение, но в дальнейшем превратилась в замечательный парковый ансамбль, жемчужиной которого стал Останкинский парк — один из шедевров русского садово-паркового искусства. В XVI веке ландшафт этих мест представлял собой слегка всхолмленную территорию с густыми дубравами и березовыми рощами, его характерные особенности сфор-

мировались под воздействием трех рек (Яузы, Каменки и Лихоборки), в долине которых находится Останкинский парк. В это время территория парка была неотъемлемой частью живой природы, так как леса изобиловали дичью, в них водились косули, олени, лоси, встречались медведи, лисы и зайцы.

В конце XVI века село Останкино принадлежало дьяку В. Я. Щелкалову. В то время это было небольшое поместье с деревянной церковью, боярскими хоромами и хозяйственными постройками, размещенными на берегу пруда. Но уже тогда были высажены сибирские кедры и дубовая роща, частично сохранившаяся до наших дней. В 1611 году поместье перешло во владение князей Черкасских, после чего село значительно выросло, а усадьба стала местом отдыха и досуга. В это время в Останкино регулярно проводятся празднества, балы и «маш-керады» для московской знати. Существующий в поместье регулярный сад прирастает кедровой рощей, липовыми аллеями, цветниками и целым оранжерейным хозяйством. В середине XVIII века имение переходит к богатейшему вельможе — графу Петру Борисовичу Шереметеву, сыну фельдмаршала — соратника Петра I. Усадьба вновь перестраивается, но, судя по сохранившимся документам (генеральный план межевания 1766 г.), ее планировка в целом сохраняется.

Однако настоящий расцвет Останкино начинается с того времени, как ее наследует сын Петра Шереметева — Николай Петрович Шереметев, человек талантливый и очень увлеченный театром. Именно дворец-театр становится ключевой идеей поместья, навсегда опре-

Мистика места

87

МИСТИКА МЕСТА

Коммунистическая утопия

делившей целевое назначение этих мест. Сегодня музей-усадьба Останкино соседствует с телецентром, ВВЦ, Ботаническим садом и другими объектами культуры и досуга столицы. К проектированию поместья Шереметев привлекает наиболее талантливых зодчих из крепостных, сам он тоже принимает активное участие в обсуждении проектов реконструкции поместья. Постройка нового дворца повлекла за собой перепланировку и расширение старого парка, централь -ная часть которого представляла собой увеселительный сад.

Увеселительный сад был задуман как продолжение дворца-театра, своего рода «зеленое фойе» с кулуарами для прогулок в антрактах. Такое планировочное решение подчеркивало неразрывную связь внутренних помещений дворца с парком и расширяло возможности театра, максимально приблизив театральное действие к естественному пространству парка.

В дальнейшем судьба Останкинского парка не отличалась от судьбы большинства усадебных парков ХУШ века, и когда подходит к концу «золотая эпоха» дворянских усадеб, он начинает приходить в запустение. Во второй половине XIX века земли усадьбы в Останкино начинают застраиваться дачами, а парк становится местом прогулок горожан. К концу же XIX века местность еще больше урбанизируется, а со строительством дач появляются новые дороги. ВXX веке это уже не дальний пригород Москвы, а музейный комплекс, включенный в застройку. Вместе с тем эту ценную территорию всегда пытались сохранить, закрепив ее за объектами паркового хозяйства, что и нашло отражение в генеральном плане Москвы. Как уже говорилось, сегодня в северной части Останкино расположился Главный ботанический сад Академии наук СССР, а восточная и северо-восточная часть отошла ВДНХ. Первая эпоха ВДНХ

ВДНХ — это совершенно особая страница в советской эпохе. Более 70 лет назад она была основана для демонстрации успе-

хов в сельском хозяйстве. Но на самом деле стала ярким архитектурным воплощением коммунистической утопии.

История советской экономической выставки началась 15 декабря 1922 года, когда по инициативе Ленина была основана предшественница ВДНХ-ВВЦ — Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Сам автор идеи не принимал участия в ее создании по болезни (на следующий день после выхода декрета ВЦИК об организации выставки его разбил паралич). Однако как почетный председатель Ленин откликнулся пожеланием успехов. Первоначально выставка открылась в Нескучном саду в августе 1923 г. Задуманная в начале как экономический проект, она ставила амбициозные идеологические и политические задачи. Новой власти нужен был своеобразный рупор побед как для пропаганды коммунизма, так и для поднятия инициативы трудовых масс.

Выставка была призвана продемонстрировать экономические достижения советской власти за пять послереволюционных лет, особенно в области сельского хозяйства, построенного на социалистических началах. Все это должно было показать союзным республикам на окраинах и в глубинке неоспоримые преимущества

88

№ 2/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

ВДНХ: образ мечты

социализма. В стране еще преобладали мелкие единоличные крестьянские хозяйства, и вся экспозиция была направлена на пропаганду ленинского плана кооперации и механизации сельского труда.

Говорили, что на этой выставке соха впервые встретилась с трактором, хотя отечественных машин еще было очень мало и экспонировали в основном образцы заграничной сельскохозяйственной техники в Иностранном павильоне. В павильоне «Новая деревня» демонстрировали достижения еще редких коллективных хозяйств, стараясь показать новую достойную жизнь советского крестьянина и преимущества социалистического строя. Идеологическую задачу выставки как пропаганды социализма обеспечивала архитектура революционного конструктивизма, находящаяся в этот период на пике популярности. Конечно, выставка была довольно скромной по сравнению с более поздним вариантом (ВДНХ), но ее архитектура ставила своей целью символизировать будущее: в представленных архитектурных формах сооружений грезился образ грандиозной, фантастической утопии-мечты.

Конструктивизм стал характерным стилем революции, отрекавшейся от исторического наследия, в том числе и архитектурного, а огромные выставочные пространства отлично подходили для конструктивистских экспериментов, открыто противоречащих историческому облику Москвы.

В то время будущее всей социалистической архитектуры виделось за конструктивизмом с его минимализмом, подчиненным сугубо производственным нуждам пролетариата и привязанностью к ритмам процессов и машин, ибо пролетариат считался «идеологическим кормчим» этой архитектуры.

Архитектор был призван конструировать окружающую среду в новых идеях, проектировать в настоящем идеалы будущего — мира единого трудящегося чело-

вечества, стирающего национальные границы. Выставочные павильоны стали воплощением идей коллективизма и интернационализма. Фактически экспозиция выставки стала апробацией конструктивизма перед широким применением в городской застройке, хотя из-за недостаточности средств почти все павильоны были построены из древесины и других недолговечных материалов.

Своеобразной сенсацией выставки стал павильон «Махорка», выполненный для Всероссийского махорочного синдиката — это первая постройка Константина Мельникова, в дальнейшем очень известного архитектора-новатора. Движение посетителей в нем осуществлялось по вертикали, как и расположение помещений, застекленных, сдвинутых от основной оси, с открытой винтовой лестницей.

Все павильоны были организованы по тематическому принципу, что облегчало их конструктивистское исполнение,

Павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарнопромышленной выставке [4]

Мистика места

89

МИСТИКА МЕСТА

однако в оформлении территориальных павильонов был допущен некоторый местный колорит. Например, в павильоне Дальнего Востока, построенном другим классиком конструктивизма Пантелеймоном Голосовым, угадывались контуры чума, юрты и прочие элементы дальневосточной традиции.

Это было предвосхищением павильонов сталинской ВСХВ. Кроме того, на ленинской выставке был реализован один из главнейших методов монументальной пропаганды — синтез архитектуры и скульптуры, направленный на создание лучшего восприятия зрителем образа строения и его идеи, который станет в дальнейшем важным требованием генерального плана социалистической реконструкции Москвы 1935 года.

Участие в этой выставке было равносильно профессиональному признанию. К ее созданию привлекли лучших мастеров: архитекторов К.С. Мельникова, В.А Щуко, И. В. Жолтовского, скульпторов С. Т. Коненкова, Н. А. Андреева, И. Д. Шадра, В. И. Мухину. Главным архитектором выставки был А. В. Щусев, а его помощником — не очень известный, но опытный Вячеслав Константинович Олтаржевский — будущий первый главный архитектор ВСХВ.

К моменту открытия выставки Ленин был тяжело болен, и на торжестве его заменил Луначарский. Вскоре выставку посетила Н. К. Крупская. Она привезла в Горки множество фотографий и подробно рассказала об увиденном Ленину. Рассказ подогрел желание умиравшего вождя посетить Москву. Он неожиданно приехал в Кремль 18 октября и на следующий день совершил автомобильную прогулку в Нескучный сад — это был последний

Вселенная коммунизма

приезд Ленина в Москву. Примечательно, что эта выставка положила начало выставочному делу в Советском Союзе, а на ее месте в 1928 году был разбит парк культуры (позднее парк Горького), ставший советским парадизом отдыха. Советский парадиз труда открылся спустя десятилетие в Останкино.

Вторая эпоха ВДНХ

В феврале 1935 года II Всесоюзный съезд колхозников-ударников обратился в ЦК ВКП (б) и СНК СССР с просьбой основать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ), дабы отобразить на ней новые успехи социалистического сельского хозяйства. В августе того же года вышло правительственное постановление о создании выставки в районе Останкинского парка, рядом с бывшими владениями Шереметевых. Редкий и отрадный случай, когда советская грандиозная идея не испортила историческую среду города.

Это была уже вторая эпоха в истории выставки, и ее коренное отличие от предыдущей состояло в том, что время проведения выставки 1923 года пришлось на зарождение коллективных хозяйств. Сталинская же выставка создавалась уже после всеобщей коллективизации и индустриализации, но преследовала ту же идеологическую

90

№ 2/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

ВДНХ: образ мечты

Прообраз «города чудесных дворцов»

цель — пропаганду победившего социализма. Это была демонстрация не только экономических достижений социализма, но и перспектив дальнейшего развития страны. И если в ленинской выставке утопический образ будущего был обозначен только революционной архитектурой, то здесь была создана его ясная модель. На широких окраинных территориях Москвы вырастал идеальный город-сад, символ счастья, образ коммунистического мира с его материальными составляющими: индустрией и сельским хозяйством. Выставка была нужна власть имущим для демонстрации города-мечты в реальном времени и пространстве. Образ благополучия и изобилия создавался в те годы посредством широкомасштабных проектов. Будь то строительство метро, канала Москва-Волга или разработка генплана реконструкции Москвы. Мечта пока не стала реальностью, но образ ее был ясен и широко представлен многомиллионному народу страны Советов.

ВСХВ и стала воплощенным образом этой мечты, не случайно в самом начале 1940-х гг. в ее павильонах режиссером И. Пырьевым был снят культовый советский фильм «Свинарка и пастух», продемонстрировавший образ советского трудового рая.

Вместе с тем в обустройстве пространства выставки также четко просматривались политические и идеологические установки. Образ СССР создавался за счет сосредоточения республиканских павильонов вокруг Главного павильона. Этим ставилась цель, чтобы весь советский народ как в зеркале увидел, чего он достиг и чего он может и должен достичь завтра, сплотившись вокруг коммунистической партии.

Художественным приемом для выражения этой идеи стали планировка и монументальный стиль павильонов, за что выставку потом называли «городом чудесных дворцов».

Было еще одно конкретное призвание выставочной архитектуры — опробовать масштабное высотное строительство и использовать его опыт на строительстве Дворца Советов. В этот период закладывался помпезный советский стиль в архитектуре и искусстве, демонстрирующий всему миру достижения социализма. Вместе с тем решались и важные практические задачи так, подходы к оформлению интерьеров были хорошо отработаны при оформлении станций метро, а экстерьеры — на сооружении канала Москва-Волга. В свою очередь выставочные павильоны дали возможность объединить эти наработки и приобрести новый опыт масштабного строительства.

Конечно, первый проектный образ выставки был достаточно скромным, павильоны по большей части планировалось возводить из недорогих материалов, но еще создавался прообраз идеального города с четкой регулярной планировкой.

Автором проекта стал главный архитектор сталинской выставки Вячеслав

Мистика места

91

МИСТИКА МЕСТА

Константинович Олтаржевский — русский, советский архитектор, крупнейший специалист по высотному строительству. Существует легенда, будто он положил в основу плана выставки восьмиконечный православный крест, а образ выставки уподобил солнечной системе, которая «вертелась» вокруг статуи Сталина, стоявшей на площади Механизации. Площадь, оказавшаяся в средоточии креста, символизировала солнце. Вокруг нее были выстроены девять павильонов-«планет». В центре этого «солнца» и стояла статуя Сталина, олицетворяя светило нового мира. Так получился образ вселенского коммунистического рая — союза, равенства и братства советских народов.

У этой легенды есть свои приверженцы и противники. Последние считают крест в планировке простой розой ветров, но образ солнечной системы имеет большинство сторонников. (Существует мнение, что Олтаржевский попал в лагеря за крест в планировке и за вселенскую идею коммунизма, выраженную подобным образом.) Кроме того, масштабные выставочные пространства должны быть спроектированы так, чтобы обеспечить посетителям максимальные возможности при осмотре. Олтаржев-ский составил план осмотра по принципу постепенного развертывания отдельных ансамблей, что поддерживало бы в зрителе неослабевающий интерес. Композиция генерального плана включала три главных звена: вступительная площадь перед Главным павильоном, площадь Народов СССР (площадь Колхозов) и производственный центр сельского хозяйства с павильоном Механизации (Космос).

Площадь Народов СССР предназначалась для проведения праздничных торжеств, по ее периметру располагались республиканские и областные павильоны. К площади Механизации, где сосредотачивались отраслевые павильоны сельскохозяйственного производства, вела аллея.

Далее была расположена зона отдыха с озерами, которая заканчивалась грандиозным фонтаном. План выставки Олтаржевского, безусловно, подчеркивал сельскую тему, но она оказалась далеко не единственной, так как выставка демонстрировала новый взгляд на культуру и искусство в стране Советов. Символично, что к советскому парадизу отныне вела «святая дорога» Москвы, по которой православные паломники с древности ходили на богомолье в Тро-ице-Сергиев монастырь.

Для соответствия всей местности образу «нового рая» дорогу спешно перестроили: снесли храм Адриана и Наталии, выстроенный в память венчания царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, сломали две имевшие историческую ценность водонапорные башни на Крестовской заставе и основательно перестроили 1-ю Мещанскую улицу. Она в дальнейшем стала частью новой столичной магистрали — проспекта Мира, появившегося на карте Москвы в 1957 году.

Выставку планировали открыть к 20-летию советской власти в 1937 году, но не успели и отложили торжественное открытие на следующий год. Однако в 1938 году правительственная комиссия вынесла выставке отрицательный вердикт. Она оказалась слишком скромной и не оправдала ожиданий, так как не обеспечивала торжественной монументальности. Такой вердикт не был случайным, вождь народов к этому времени устал от революционного конструктивизма и потребовал возврата к классической архитектуре. Судьба главного архитектора выставки Олтаржевско-го была решена, его обвинили в том, что он просмотрел вредительство, по причине которого выставка не была продумана и в ней не нашлось места важнейшей теме — сравнению новой и старой деревни. Существует еще одна версия причины опалы архитектора, будто его конкурсный проект одной европейской площади в свое

92

№ 2/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

ВДНХ: образ мечты

время получил одобрение Николая Бухарина. Олтаржевский был арестован и отправлен в лагеря. Главным архитектором ВСХВ стал Сергей Егорович Чернышев, который в это время был и главным архитектором Москвы, и одним из авторов генплана 1935 года.

Он практически ничего не изменил в проекте, сохранив всю планировку и ансамбль, спроектированный Олтар-жевским. Только самые скромные павильоны снесли и построили новые из металла и бетона, а остальные подверглись капитальной реконструкции ради создания монументального облика, и к работе снова привлекли авторитетных мастеров. Республиканские павильоны строились с применением природных материалов, характерных для каждой из республик (например, павильон Армении из туфа) по мотивам национальной архитектуры, переосмысленной в искусстве социализма.

В августе 1939 года состоялось торжественное открытие ВСХВ. Главный вход (ныне Северный), тогда расположенный сбоку, был отмечен триумфальной аркой в античных традициях, а при въезде установили скульптуру «Рабочий и колхозница», ибо в творении Веры Мухиной все было подходящим именно для выставки — «и классовый состав героев, и революционная патетика, и наличие орудий труда». Эмблемой же выставки стала скульптура тракториста и колхозницы, поднимающих над головами сноп пшеницы и символизирующих победу механизированного колхозного строя. Теперь она увенчивает арку главного входа, а тогда ее установили на 52-метровой башне у Главного павильона — он стал центральным зданием довоенной выставки, сосредоточив на себе всю идейную нагрузку.

В те времена главный павильон выглядел совсем иначе, чем сейчас. Без шпиля, белоснежный, невысокий, но монументальный, он интересен тем, что

1

<1

Скульптура тракториста и колхозницы

его построили архитекторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх — соавторы Бориса Иофана в проекте Дворца Советов, который в те годы пытались возвести на месте взорванного храма Христа Спасителя.

К слову сказать, Дворец Советов — это главный утопический символ советской Москвы. Главный павильон выставки перекликался с «главным символом страны» с точки зрения монументальной значимости. В наружном и внутреннем убранстве павильона соединились две основные идеи — победа социализма, принесшая счастье в советскую деревню, и СССР — союз свободных трудящихся народов под руководством партии большевиков.

Выйдя из Главного павильона, посетитель оказывался на главной площади — площади Колхозов, обрамленной республиканскими павильонами. Обходя их, посетитель словно совершал путешествие по всему Советскому Союзу от Арктики до Кавказа, от Камчатки до Балтики.

В этом варианте оформления павильонов было много оригинального и необычного. Например, башню павильона «Поволжье» увенчивала конная статуя Чапаева. Ленинградский павильон, помимо статуи С. М. Кирова, украшали две ростральные колоны, а фасад Московского павильона (Московской области) был украшен горельефами с фигурами доярок, трактористов, садоводов, тучных коров и даже огурцов

Мистика места

93

МИСТИКА МЕСТА

с помидорами. С точки зрения сегодняшних представлений о брендинге территорий можно сказать, что уже в 1930-е годы была предпринята попытка создать бренды советским регионам и городам.

Памятник Сталину на площади Механизации [6]

Далее, на площади Механизации, к которой вела Большая аллея, высилась гигантская статуя Сталина, исполненная С.Д. Меркуровым. «Отец всех наших побед» словно олицетворял собой достижения, представленные на выставке. До сих пор живет легенда, что сам Сталин любил приезжать сюда вечерами на прогулку. Говорят даже, что однажды охранник, не узнав вождя в темноте, сделал ему замечание: мол, курить здесь запрещено, а потом вгляделся в прохожего и едва не потерял сознание. Учитывая текущую обстановку, он стал готовиться к аресту, но наутро ему была объявлена благодарность за хорошую службу.

Третья эпоха ВДНХ

Следующая эпоха в истории ВВЦ наступила после Великой Отечественной войны. Выставку решили возобновить, поставив перед ней несколько новых глобальных целей при сохранении общей стратегии.

ВСХВ нуждалась в обширной перестройке. В ней надлежало запечатлеть великую победу над фашизмом, что стало главной темой триумфальной архитектуры послевоенной выставки. Требовалась и увязка с градостроительными преобразованиями, осуществленными в Москве. После войны идея Дворца Советов потеряла свою архитектурную силу, однако с возведением семи «сталинских высоток» изменился высотный силуэт города, и на ВСХВ предполагались новые парадно-монументальные выставочные дворцы. От идеи Всесоюзного дома колхозов давно отказались. Зато в состав СССР к тому времени вошли новые республики, которые не были представлены на выставке 1939 года.

Встала задача по-новому сформировать единый архитектурный ансамбль павильонов 16 союзных республик, отличающихся своими национальными мотивами. Все это привело к созданию грандиозного ансамбля, который не превратился только в памятник победе, а оставался «городом-мечтой», не утратившим этого образа в связи с провозглашением построения коммунизма. При сохранении общего замысла была создана целая система парадных пространств, которая придала выставке современный вид. Теперь в основе планировки лежало четкое осевое построение: Главный вход, Главный павильон, площади и павильон Механизации находятся на одной оси. Тогда же была построена новая арка Главного входа, которую увенчали «Тракторист и колхозница».

Главный павильон построили заново — торжественный, монументальный, с высоким шпилем и бело-золотой окраской, он стал архитектурной доминантной выставки.

Тогда же на площади Колхозов появился символ выставки — фонтан «Дружба народов»: 16 девушек-колхозниц, олицетворяющих союзные республики, в национальных костюмах ведут хоровод.

94

№ 2/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

ВДНХ: образ мечты

Главный павильон

Фонтаны в системе парадных выставочных пространств призваны были усиливать впечатление от увиденного. Так, особой зрелищностью обладает второй по величине и значимости фонтан выставки — «Каменный цветок». Он был создан по мотивам бажовских сказок, с декоративными натюрмортами из плодов и овощей. Кстати, это не первый случай обращения к творчеству Бажова так, известный советский архитектор А. Н. Душкин, проектируя станцию метро «Новослободская», взял на вооружение идею малахитовой шкатулки.

Авторами фонтана «Каменный цветок» стали скульптор Добрынин и архитектор Топуридзе. По их замыслу раскрывающийся бутон цветка должен стать олицетворением жизни, красоты и богатства природы. Восьмиметровый цветок украсили разноцветной мозаикой, выложенной причудливым орнаментом.

Фонтан «Дружба народов»

Разноцветные кусочки смальты играли на солнце как настоящие самоцветы. Они очень долго (больше ста лет) ждали своего часа в подвалах императорской мозаичной мастерской Академии художеств, но не потускнели и не поблекли. Варил смальту знаменитый итальянский химик Банифеди по специальному заказу его императорского величества для убранства, строившегося в ту пору Исаакиевского собора но только теперь эти замечательные самоцветы пригодились.

Выставку украсил еще один интересный фонтан — «Колос». Он сделан в виде стилизованного пшеничного колоса, высота его центральной струи достигала высоты пятиэтажного дома.

Фонтан «Каменный цветок»

Что касается выставочной экспозиции, то она строилась по принципу совмещения республиканских и отраслевых павильонов, отражая тем самым территориально-отраслевой принцип управления хозяйством, взятый за основу в советской экономике. Впечатляли и размеры выставочных территорий — чтобы полностью обойти выставку и целиком осмотреть экспозицию, потребовалось бы около пяти дней.

Однако время неумолимо движется вперед. Наступившая эпоха «оттепели» привнесла свои перемены. Статую Сталина демонтировали, и ее место заняла ракета такой же высоты. Павильон Механиза-

Мистика места

95

МИСТИКА МЕСТА

Фонтан «Колос»

ции был переделан в павильон «Космос». В 1963 году было принято правительственное постановление, согласно которому выставка организовывалась по производственноотраслевому принципу. Республиканские павильоны перепрофилировали в отраслевые: Московский стал «Зерном», Ленинградский — «Оптикой», Украинский — «Земледелием» и т. д.

Однако настоящее испытание ждало выставку в перестроечный период.

В июне 1992 года ВДНХ была переименована в ВВЦ и стремительно превратилась во «всероссийскую барахолку», что очень плохо сказалось на состоянии ее памятников. Существовала даже угро-

за распродажи земли под элитное строительство, но все-таки комплекс выставки и ее павильоны были признаны памятником федерального значения. Это вселяет надежду, что когда-нибудь ее павильоны будут восстановлены в своем первозданном облике и освободятся от назойливого соседства разнообразных точек питания, портящих облик некогда великого и могучего выставочного пространства страны. Конечно, выставка утратила свое первоначальное значение — пропаганды коммунистической идеи, но она стала великим образом прошлого, достойно украсившего ландшафтную историю этого замечательного места, по-прежнему горячо любимого москвичами и гостями столицы.

Новый облик ВДНХ (ВВЦ)

Литература

1. Лебедева Е. «Рай на земле»: Об архитектурном образе советской утопии // Интернет-журнал. http://www.pravoslavie. ru/jumal/31466.htm (дата обращения:

20.04.2012).

2. Лепская Л. А. Останкино. М.: Издательство «Реклама», 1976.

3. Смолицкая Г. П., Горбаневский М. В. Топонимы Москвы. М.: Наука, 1982.

4. http://enhver.ru/a/melnikov_konstantin_ stepanovich_-_biografiya (дата обращения:

22.04.2012) .

5. http://www.greeninfo.ru/landscape/index. html/Article/_/aID/4122 (дата обращения:

12.04.2012) .

6. http://22—91 .ru/foto-vremen-sovetskogo-soyuza/na-japonskojj-storone-1292.html (дата обращения: 12.04.2012).

96

№ 2/2012

Современные проблемы сервиса и туризма