УДК 94(470)1954-1955
DOI: 10.18384/2310-676X-2018-2-126-131
РЕЧЬ Н.С. ХРУЩЁВА НА ВСЕСОЮЗНОМ СОВЕЩАНИИ СТРОИТЕЛЕЙ В ДЕКАБРЕ 1954 г. КАК ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ ШАГОВ В НАПРАВЛЕНИИ ДЕСТАЛИНИЗАЦИИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА
Горлов ВН.
Московский институт государственного управления и права 115487, г. Москва, ул. Садовники, д.2, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматривается роль архитектуры в жилищном строительстве в СССР. Автор анализирует речь Н.С. Хрущева на Всесоюзном совещании строителей в 1954 г. Автор рассматривает тот период, когда в практике проектирования и строительства возникло то явление, которое получило название «украшательство». Автор рассматривает перестройку жилищной политики в СССР после смерти И.В. Сталина, когда помпезность сталинской архитектуры вступила в противоречие с задачами разрешения острейшего жилищного кризиса.
Ключевые слова: излишества, украшательство, индустриализация строительства.
N.S. KHRUSHCHEV'S SPEECH AT THE ALL-UNION CONFERENCE OF BUILDERS IN DECEMBER 1954 AS ONE OF THE FIRST STEPS IN THE DIRECTION OF DE-STALINIZATION OF SOVIET SOCIETY
V. Gorlov
Moscow State University of Management 2, Sadovniki ul., Moscow, 115487, Russian Federation
Abstract. The article discusses the role of architecture in housing construction in the USSR. The author analyzes the speech of N.S. Khrushchev at the all-Union conference of builders in 1954. The author examines the period when in the practice of design and construction emerged the phenomenon of "embellishment". The author examines the restructuring of the housing policy in the Soviet Union after I.V. Stalin's death, when the pomp of the Stalinist architecture came into conflict with the objectives of an acute housing crisis solution.
Key words: excessiveness, embellishment, industrialization, construction.
До 1954 г. в Советском Союзе были архитекторы-классики. Они легко встают в один ряд с лучшими мастерами Европы, возвращавшимися к классической традиции с XV по XIX вв. Сталинская архитектура в профессиональном смысле считается одним из высших достижений русской классики в архитектуре. Новому этапу развития советской архитектуры, и в первую очередь, архитектуры массового жилья, положило начало подготовленное строительным отделом ЦК КПСС Всесоюзное совещание строителей, которое состоялось 7 декабря 1954 г. © CC BY Горлов В.Н., 2018.
Выступая на этом совещании, глава партии Н.С. Хрущёв проанализировал недостатки советской архитектуры: «В нашем строительстве нередко наблюдается расточительство средств и в этом большая вина многих архитекторов, которые допускают излишества в отделке зданий, строящихся по индивидуальным проектам. Такие архитекторы стали камнем преткновения на пути индустриализации строительства». Разгневанный Н.С. Хрущёв с возмущением указывал: «Мы не против красоты, но против излишеств... Некоторые архитекторы увлекаются устройством на зданиях шпилей, и поэтому эти здания становятся похожими на церкви. Вам нравится силуэт церкви? Я не хочу спорить о вкусах, но для жилых домов такой облик зданий не нужен. Нельзя современный жилой дом превращать архитектурным оформлением в подобие церкви или музея. .людям нужны квартиры. Им не любоваться силуэтами, а жить в домах нужно! (Аплодисменты)» [1, с. 402]. Беспроигрышным аргументом было тогда сравнение с церковью.
Советский лидер довольно грубо одёргивал на этом совещании президента Академии архитектуры А. Мордвинова, обвинив его в том, что он слишком увлекается строительством уникальных зданий. Выступление Н.С. Хрущёва произвело на советских архитекторов самое гнетущее впечатление. Всем стало ясно, что серьезная перетряска в архитектурном деле неизбежна. Н.С. Хрущёв подверг критике одностороннее понимание архитектуры как искусства. В своей речи он постоянно приводил примеры расточительства и материального ущерба «эстетского формализма». Н.С. Хру-
щёв сделал акцент на экономичных решениях утилитарных проблем устройства предметно-пространственной среды и однозначно определил сущность и общественные функции советской архитектуры. Индустриализация строительства становится движущей силой прогресса. Советский лидер на этом совещании возложил вину в провалах жилищной политики на архитекторов, обвинив их в разорении государства своими архитектурными «излишествами». Тем самым он подразумевал, что архитекторы полностью утратили право на участие в решениях, определяющих судьбу их профессии. В результате архитектура утратила свое лицо и свои качества. Архитекторы теряли свои профессиональные навыки, так как их доля участия в строительном деле практически сводилась к нулю. Речь Н.С. Хрущёва надолго построила систему отношений, в которой строителю-технологу подчинялась архитектура.
В своей знаменитой речи на совещании строителей 1954 г. Н.С. Хрущёв на многие годы предопределил направление развития и характер всей советской архитектуры. Таким образом, в середине 50-х гг. поворот направленности советской архитектуры был стимулирован в первую очередь непрофессиональными обстоятельствами, которые последовали за разоблачением культа личности И.В. Сталина. Речь Н.С. Хрущева способствовала тому, что на смену старой модели приходит новая модель, решительной непохожестью подчеркивавшая смену исторических вех. Поэтому очень важно подчеркнуть, что речь Н.С. Хрущёва 7 декабря 1954 г. стала одним из первых шагов в направлении десталинизации
советского общества, потому что он подверг уничтожающей критике одну из главных составляющих сталинского наследия - социалистический реализм в советской архитектуре.
Строительное совещание 7 декабря 1954 г. показало, что жилищная политика становится полем борьбы за политическое лидерство. Н.С. Хрущев, сменив курс в жилищной политике, тем самым отрицал опыт решения жилищной проблемы при И.В. Сталине (в своей речи Н.С. Хрущев доказывал необходимость «десталинизации архитектуры»). Для него смена курса в жилищной политике была важна как «акт символического насилия». Н.С. Хрущёв утверждал в своей речи, что изобилующая большими излишествами архитектура, характерная для сталинской эпохи, больше не соответствует линии партии в архитектурно-строительном деле. В отличие от сталинской эпохи, архитектуре должна была быть свойственна строгость форм, простота и экономичность решений, забота о бытовых удобствах. Так Н.С. Хрущёв определил ведущие черты советской архитекторы. Он утверждал, что «эстетский формализм» тормозит улучшение жилищных условий советских граждан. Он критиковал архитекторов за то, что они главным образом занимались украшением фасадов зданий, не работая над улучшением внутренней планировки жилых домов. Он подчеркивал, что оформление фасадов портиками и колоннадами, лепка и барельефы заимствованы из прошлого и архаичны.
Критика направлялась не только на внешнее оформление зданий. Высокие потолки, «неэкономичные» кухни, коридоры, большие комнаты, лифты вос-
принимались теперь как излишества, так как делали строительство чрезмерно дорогим. Н.С. Хрущев, высказав в своей речи взгляд на «излишества» сталинского строительства, видел выход из создавшегося жилищного кризиса в индустриализации, экономичности строительства, ведения строительства по типовым проектам. После этого совещания началась проверка состояния строительства, обнаружившая, что перестройка в строительстве протекает неудовлетворительно, а излишества в архитектуре медленно изживаются.
Н.С. Хрущев взялся за дело более решительно. Архитекторов, которые допускали «излишества» при строительстве, стали лишать Сталинских премий. Так, например, у архитекторов гостиницы «Ленинградская» с позором отобрали Сталинскую премию за излишнее богатство внутреннего оформления. Было принято решение ликвидировать Академию архитектуры СССР и вместо неё создать Академию строительства и архитектуры СССР, что свело на нет разработку художественных проблем. В новой Академии крамольными становятся такие термины, как «архитектурный ансамбль», «доминанта», «силуэт», «художественная композиция» и т.п. Срочно свертывались научные исследования по художественным проблемам зодчества.
В своей речи Н.С. Хрущёв в одночасье отменил стиль, объявив войну с украшательством в архитектуре. После речи Н.С. Хрущева советскую архитектурную науку начали с нуля создавать. После знаменитой речи Н.С. Хрущева были сформулированы в партийных документах основные задачи советских архитекторов. В 1955 г. было при-
нято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О преодолении излишеств в архитектуре и строительстве», которое связало деятельность архитекторов, резко ограничив возможность оригинальных решений. В соответствии с этими постановлением архитектор обязан был свои замыслы подчинять диктату строителей, которые были заинтересованы в реализации только предельно упрощенных решений. Инженерно-строительные специальности начали вытеснять в архитектуре творческие профессии, а искусство архитектуры стало практически беспомощно перед строительным производством жилища. Социальный статус высших архитектурных чиновников в государственной иерархии был снижен.
Под флагом борьбы с архитектурными излишествами пересматривались проекты зданий, несущие в себе воспоминания о классической архитектурной традиции, из них безжалостно убирались арки, колоннады, пилястры, портики, башенные надстройки, лепнина и т.п., с уже построенных зданий сбивали колонны и наличники. Они объявлялись «несоответствующими линии партии и правительства в архитектурно-строительном деле, направленной, прежде всего, на удовлетворение нужд широких масс трудящихся» [2]. Архитектуру, которую сейчас определяют как архитектуру сталинской эпохи, тогда окрестили «украшательством», с которым повели самую решительную борьбу. Выходом из жилищного кризиса считались отсутствие мусоропроводов, лифтов, упрощенная обработка стен и т.п. Н.С. Хрущёв считал, что в первую очередь надо думать о насущных человеческих
потребностях. Для него отказ от помпезной парадности и переход к массовому жилищному строительству был, бесспорно, положительным сдвигом в архитектуре.
Можно утверждать, что Всесоюзное совещание в Кремле 7 декабря 1954 г., резко изменившее направленность в архитектуре, нельзя рассматривать как непредвиденное и неожиданное. В сознании огромной армии строителей этот поворот в архитектуре и строительстве в середине 50-х годов был, в сущности, закономерен и своевременен, так как было необходимо удешевить и ускорить массовое жилищное строительство. Постановление об излишествах в архитектуре изменило судьбу советских архитекторов самым коренным образом. Постановление отменило сталинскую классику, которая стала излишеством, а с излишеством призвали бороться. Архитектурный стиль, который всеми единодушно восхвалялся, совершенно неожиданно совсем исчез из строительства. Любое украшение объявлялось «излишеством», а декор в духе классицизма вообще отвергался. Благодаря речи лидера государства господствующая творческая направленность стала объективным тормозом для типизации и индустриализации массового жилищного строительства. С индустриализацией строительства сталинская архитектура, естественно, не была непосредственно связана. На определенном этапе развития советского общества эта кризисная ситуация, глубоко внутреннее противоречие архитектуры привели к изменению её направленности, резкому осуждению и широкой критике практики украшательства на Всесоюзном совещании
строителей 1954 г. Украшательство, по мнению Хрущева, противоречило прогрессивному развитию архитектурно-строительного дела. Игнорировать объективную необходимость изменить организацию архитектурно-строительной деятельности в середине 50-х гг. уже было нельзя из-за острейшего жилищного кризиса.
Речь Н.С. Хрущёва на Всесоюзном совещании строителей была поистине историческая, так как она определила курс на массовое жилищное строительство, на решительную замену долгого индивидуального проектирования молниеносным типовым. За решительной борьбой Н.С. Хрущева с излишествами в архитектуре стояли очень серьезные расчеты. Почти через 10 лет после Победы положение с жилищным кризисом становилось совершенно нетерпимым. Н.С. Хрущев совершенно искренне желал, чтобы советские граждане как можно быстрее выбрались из бараков, подвалов, перенаселенных коммуналок.
Задача Н.С. Хрущёва была в том, чтобы избавиться от эксцессов культа личности, чтобы наконец-то заработала социалистическая модель. Он ставил грандиозные задачи по возведению ежегодно миллионов квадратных метров жилья. Советский лидер в своей речи главными виновниками острой жилищной проблемы объявил архитекторов. Н.С. Хрущев оценил художественную направленность советской архитектуры как вредную и архаичную. Таким образом, речь лидера государства произвела переворот в градостроительстве. Именно с его речи началась коренная перестройка архитектуры и всего строительного дела, незамедлительно последовало из-
менение творческой направленности в советской архитектуре. Хотя следует отметить, что после такой разгромной речи Н.С. Хрущева многие советские архитекторы, даже очень известные, пребывали в шоке и не сразу справились с растерянностью. Они были вынуждены подчиниться новым правилам, которые определила власть, и смириться с такими изменениями в профессии. Крупнейшие архитекторы того времени (И. Жолтовский, А. Власов, А. Буров, А. Душкин, Г. Захаров и др.) фактически лишались права на профессию. Фактически архитекторов отменили как класс. Претензии архитекторов сводились к тому, что была неоправданно сужена их творческая палитра. Архитекторы превратились в инженеров и чертёжников, которые делали типовые дома и привязывали их к местности, фактически не занимаясь индивидуальным проектированием.
Ярко выраженный стилевой характер классической архитектуры сталинской эпохи вошел в противоречие с указанными партией новыми методами строительства. Поэтому необходимо было преодолеть, прежде всего, традиционный сталинский подход к архитектуре массового жилья. Неудивительно, что в такой политической обстановке творческий труд архитекторов стал делом неблагодарным и определяющая роль архитектора в строительстве отошла на второстепенные позиции. Все усилия Н.С. Хрущева были направлены на обеспечение быстрого развертывания индустриальных методов строительства. Глава партии всё решил одним махом. В результате нетерпимость и радикализм власти в лице Н.С. Хрущева привели
к отмене сталинской классики, которая стала синонимом излишества. Н.С. Хрущев изгнал из архитектуры понятие красоты и саму архитектуру превратил в излишество. Это была
крупнейшая победа архитектурного модернизма, которому удалось использовать для себя аппарат государства.
Статья поступила в редакцию 27.10.2016
ЛИТЕРАТУРА
1. Всесоюзное совещание строителей, архитекторов и работников промышленности строительных материалов, строительного и дорожного машиностроения, проектных и научно-исследовательских организаций. М.: Госполитиздат, 1955. 432 с.
2. Об устранении излишеств в проектировании и строительстве // Правда. 1955. 10 нояб.
REFERENCES
1. Vsesoyuznoe soveshchanie stroitelei, arkhitektorov i rabotnikov promyshlennosti stroitel'nykh materialov, stroitel'nogo i dorozhnogo mashinostroeniya, proektnykh i nauch-no-issledovatel'skikh organizatsii [All-Union conference of builders, architects and workers in the industry of building materials, construction and road machinery, design and research organizations]. Moscow, Gospolitizdat Publ., 1955. 432 p.
2. Ob ustranenii izlishestv v proektirovanii i stroitel'stve [On elimination of excesses in designing and construction]. In: Pravda, 1955, 10 Nov.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Горлов Владимир Николаевич - доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Московского института государственного управления и права; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Vladimir N. Gorlov - Doctor of historical sciences, professor of the department of humanities and natural sciences, Moscow Institute of State Management and Law; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Горлов В.Н. Речь Н.С. Хрущёва на Всесоюзном совещании строителей в декабре 1954 г. как один из первых шагов в направлении десталинизации советского общества // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2018. № 2. С. 126-131. DOI: 10.18384/2310-676X-2018-2-126-131
FOR CITATION
V. Gorlov. N.S. Khrushchev's Speech at the All-Union Conference of Builders in December 1954 As One Of The First Steps in the Direction of De-Stalinization of Soviet Society. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Politic Sciences, 2018, no 2, pp. 126-131. DOI: 10.18384/2310-676X-2018-2-126-131