Научная статья на тему 'Градостроительные эффекты проведения и реализации конкурсов на создание всхв'

Градостроительные эффекты проведения и реализации конкурсов на создание всхв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
253
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЯ / ПОСТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ВОЗРАСТ / ОБСЛУЖИВАНИЕ / ЖИЛИЩЕ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНВАЛИДЫ / ПРЕСТАРЕЛЫЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ткаченко С. Б.

В московских конкурсах 1920-1930-х годов рождались новые стили, новые подходы, призванные создать архитектуру и градостроительство столицы первого в мире социалистического государства. В статье рассматривается влияние конкурса 1922 года на проект общей планировки Всероссийской (всесоюзной) сельскохозяйственной и кустарнопромышленной выставки на градостроительное развитие территорий правого берега Москвы-реки. По результатам оценки градостроительных эффектов проектов ВСХВ выявлены основные закономерности и факторы влияния конкурсов на развитие города. Особое внимание уделено конкурсу 1935 года, проектные идеи которого активно использовались при разработке Генеральных планов Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Градостроительные эффекты проведения и реализации конкурсов на создание всхв»

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРСОВ НА СОЗДАНИЕ ВСХВ

С.Б. Ткаченко

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация

В московских конкурсах 1920-1930-х годов рождались новые стили, новые подходы, призванные создать архитектуру и градостроительство столицы первого в мире социалистического государства. В статье рассматривается влияние конкурса 1922 года на проект общей планировки Всероссийской (всесоюзной) сельскохозяйственной и кустарно -промышленной выставки на градостроительное развитие территорий правого берега Москвы-реки. По результатам оценки градостроительных эффектов проектов ВСХВ выявлены основные закономерности и факторы влияния конкурсов на развитие города. Особое внимание уделено конкурсу 1935 года, проектные идеи которого активно использовались при разработке Генеральных планов Москвы.

Ключевые слова: градостроительство, градостроительный эффект, конкурс, генеральный план, Всероссийская сельскохозяйственная выставка, проект планировки

THE TOWN PLANNING EFFECTS OF CONDUCTING AND REALIZATION OF THE COMPETITIONS FOR THE CREATION OF VSKHV (All-Russian Agricultural Exhibition)

S.B.Tkachenko

Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia Abstract

The new styles and new approaches, intended to create the architecture and town planning of the capital of the first socialist state in the world, were born in Moscow competitions of 19201930. The influence of the competition of 1922 to the project of the General planning (master plan) of All-Russian (All-Union) Agricultural and Handicraft-Industrial Exhibition on the town planning of the right bank of the Moscow-River territories is the subject of this article. The evaluation of the urban development projects of VSKHV effects revealed the basic laws and factors of influence on the development of the city. Special attention is paid to competition of 1935, design ideas of which were actively used in the development of the Moscow General plans.

Keywords: town planning, town planning effect, competition, general plan, All-Russian Agricultural Exhibition, project of the planning

Целью данного исследования является выявление закономерностей и факторов влияния конкурсов проектов ВСХВ 1922 и 1935 годов на формирование генеральных планов развития Москвы во взаимосвязи социально-экономических и градостроительных условий.

В 1930 году Ле Корбюзье отметил, что «Москва - это фабрика планов, обетованная земля для специалистов. В Москве поразительное обилие всяких проектов» [1, С. 13]. Многочисленность конкурсов, проводимых в Москве, с 1920 по 1933 год, стала формой

творческой жизни не только московских архитекторов, но и тех, кто, как Ле Корбюзье, симпатизировавший советской власти, старались проектировать в бурно развивающейся столице советской страны.

Работа над планировкой города проходила вместе с выкристаллизовывавшимися в конкурсах представлениями о новой районной планировке, о новых типах жилища и общественных зданий, о новой художественно-образной архитектуре. В проектном процессе было задействовано много разных архитекторов, что давало возможность добиться неповторимости облика отдельных городских районов [1, С. 13-19].

Конкурсы начала 1920-х годов стали индикаторами первоочередных градостроительных проблем растущей Москвы. Сопровождавшие конкурсы бескомпромиссные творческие споры дополняли соревновательный процесс, составляя с ним единое целое. В конкурсах рождались новые стили и подходы, призванные поменять к лучшему градостроительный облик и качество городской среды Москвы. В творческих соревнованиях формировались архитектурные школы и направления, проявлялись молодые таланты. Конкурсная деятельность в Москве началась с проектов мостов через Москву-реку (1920), Международного Красного стадиона на Воробьевых горах (1920), показательных домов для рабочих (1922), Дворца Труда (1922), проекта общей планировки Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1922).

15 декабря 1922 года вышел декрет ВЦИК «О Всероссийской сельскохозяйственной выставке». Через две недели, 29 декабря, на конференции делегатов от РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР был подписан Договор об образовании СССР. Договор был утвержден на Первом съезде советов СССР 30 декабря 1922 года. Выставка, статус которой был поднят с республиканского до всесоюзного, должна была продемонстрировать всему миру успехи и преимущества социализма, укрепить связи города и деревни, рабочего класса с трудовым крестьянством.1

Строительство столь крупного объекта готовилось заранее. Открытый конкурс на проект общей планировки Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве проходил в 1922 году. В нем принимали участие И.В. Жолтовский, И.А. Фомин, И.А. Голосов, В.А. Щуко и другие архитекторы. Допускалось участие и иностранных авторов.

Конкурсную документацию готовило Московское Архитектурное Общество [2, С.214]. Для размещения выставки Моссовет одобрил участок заливного берега Москвы-реки площадью около 100 га, занятый огородами.

Жюри не смогло сразу определить лучший вариант из 27 представленных, и, в итоге, выбрало 28-й - концепцию И.В. Жолтовского, опоздавшего с подачей проекта. По генплану И.В. Жолтовского (Рис. 1) центром выставки становился фонтан со скульптурой «Пробуждающаяся Россия», вокруг него - обширный партер с основными павильонами. Фонтан в рабочий проект не попал, вследствие чего общая композиция претерпела изменения по отношению к конкурсному варианту. Роль естественной доминанты стала играть Москва-река.

Многие участники конкурса получили право на проектирование отдельных павильонов: И.А. Голосов - павильон Дальнего Востока (Рис. 2а), В.А. Щуко - административно-выставочный павильон, иностранный отдел, кафе и мост через Крымский вал, соединяющий две территории выставки. А.К. Буров спроектировал стадион, Ф.О. Шехтель

1

В Москве и раньше проводились сельскохозяйственные выставки: Первая всероссийская выставка сельского хозяйства и сельской промышленности - в 1864 году в Манеже. Вторая - на Политехнической выставке 1872 года. Экспозиция занимала Александровский сад, Красную площадь и Кремлевскую набережную. Третий раз - на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года на Ходынском поле. Четвертая всероссийская сельскохозяйственная выставка проходила в 1895 году в Манеже [9].

- павильон Туркестана (Рис. 2б), И.Е. Бондаренко - павильон Деткомиссии ВЦИК. Наиболее известен павильон «Махорка» К.С. Мельникова, ставший манифестом революционного авангарда и образцом для подражания.

Рис. 1. Утвержденный проект планировки Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, 1922 год, И.В. Жолтовский

а) б)

Рис. 2(а,б): а) павильон Дальне-Восточной области,1923 год, И.А. Голосов; б) павильон Туркестана, 1923 год, Ф.О. Шехтель

И.В. Жолтовский, кроме генплана, проектировал входную Триумфальную арку (Рис. 3) и павильон «Машиностроение». До наших дней от всей выставки сохранился только этот шестигранный павильон - одно из немногих не деревянных строений из 255 павильонов и вспомогательных построек. Проектирование и строительство длилось 10 месяцев и велось «с листа». Выставка была торжественно открыта 19 августа 1923 года. Главным архитектором был назначен А.В. Щусев.

Помощником главного архитектора стал В.К. Олтаржевский. После успеха выставки в 1924 году В.К. Олтаржевский был направлен на стажировку в США, закончил экстерном Нью-Йоркский университет, работал в Нью-Йорке на строительстве высотных зданий, спроектировал построенный в Нью-Джерси курорт «Королевские сосны». В 1935 году

вернулся в Москву, и после возвращения продолжил заниматься выставочной темой -руководил проектом ВСХВ на новом месте.

Рис. 3. Арка Главного входа, 1923 год, И.В. Жолтовский

Правительство придавало выставке огромное значение. На открытии был нарком

A.В. Луначарский, приезжали М.И. Калинин, В.В. Куйбышев, другие деятели партии и правительства. 19 октября 1923 года, в свой последний приезд из Горок в Москву,

B.И. Ленин осмотрел выставку. За два месяца работы ее посетили почти полтора миллиона человек.

Несмотря на объективную ценность опыта создания первой выставки нового времени и закладку основ планирования одной из центральных частей Москвы, В.К. Олтаржевский, бывший членом жюри, писал: «Проекты 1923 г. за небольшим исключением (Рис. 4(а,б)) характеризовали полную растерянность авторов и неумение подойти к разрешению поставленной перед ними задачи. Это были или наивные деревенские мотивы (Рис. 4в), или, наоборот, «классическая» стилизация без учета реальных возможностей и характера первой советской выставки» [4, С.29].

а) б) в)

Рис. 4(а-в): а) павильон Центросоюза, 1923 год; б) павильон Крымской ССР, 1923 год; в) павильон Всекобанка, 1923 год

Проведение конкурса 1922 года и строительство Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года сыграло важную архитектурно-градостроительную роль в планировании Москвы, раскрыв внутрисистемные и межсистемные закономерности влияния социально-экономических условий начала 1920-х годов на организацию конкурсов:

- Рекомендованный профессиональным жюри к реализации проект И.В. Жолтовского по сути предлагал развитие генерального плана города - плана «Новая Москва» (авторы - А.В. Щусев, И.В. Жолтовский и др.).

- Павильоны в стиле советского авангарда продемонстрировали отечественной и мировой общественности новый стиль: революционной архитектурой был намечен утопический образ будущего.

- Выставка стала первым градостроительным ансамблем, построенным в Москве после 1917 года.

- Конкурсная планировка выставки 1923 года легла в основу градостроительного развития территорий правого берега Москвы-реки от Голутвинской слободы и Нескучного сада до Воробьевых гор.

Выставка просуществовала до 1928 года, когда Президиум Моссовета решил устроить на этой территории Парк культуры и отдыха. В феврале 1935 года на Втором Всесоюзном съезде колхозников-ударников был поднят вопрос об организации в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. На основании этого предложения 17 февраля 1935 года было выпущено Постановление СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) «Об организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве». Ответственным за строительство был назначен нарком земледелия М.А. Чернов, возглавивший Выставочный комитет.2

Прототипом ВСХВ стала успешная Нижегородская ярмарка. Градостроительная политика развития ярмарки была направлена на образование центра экономического развития всероссийского масштаба, создание среды обитания, комфортной как для торгово-выставочной деятельности, так и для социально-культурных нужд населения, в том числе временных посетителей ярмарки. В этом отношении в конце XIX - начале XX века ярмарка была барометром экономического благополучия России. История Нижегородской ярмарки начиналась с 1641 года - года утверждения ярмарки у Макарьевского монастыря, в 90 км от Нижнего Новгорода. К началу XIX века она стала главной ярмаркой России и представляла собой целостный архитектурный ансамбль (строительство 18051810, арх. А.Д. Захаров) [10].

По замыслу советского правительства роль ВСХВ для Союза ССР должна была стать намного значительнее, чем роль Нижегородской ярмарки для Российской Империи. Желая продемонстрировать всему миру успехи СССР, а также предъявить своему народу материализованный образ коммунистического будущего, советская власть поставила задачу создать город будущего - идеологизированно-показательный, научно-образовательный, выставочно-производственный, культурно-развлекательный центр всесоюзного масштаба.

К работе были привлечены организаторы Сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года: М.Е. Шефнер, А.Г. Брагин, И.А. Коросташевский, ставший начальником строительства и заместителем председателя Выставочного комитета. Главным архитектором Выставки был назначен В.К. Олтаржевский.

2 Нарком земледелия Союза ССР М.А. Чернов снят с должности 29 октября 1937 года, расстрелян 15 марта 1938 года, проходил по делу об «Антисоветском правотроцкистском блоке».

При подготовке программы строительства ВСХВ в апреле 1935 года Наркомземом рассматривались несколько участков:

• территория площадью около 450 га, окружающая Учебный городок Тимирязевской сельскохозяйственной академии (Лихоборский бугор, Выселки, Коптево и Ипатовка);

• территория за Ленинскими горами (около Березовой рощи - Потылиха);

• Поклонная гора;

• совхоз «Отрадное»;

• Бутырский хутор;

• Лужники;

• Измайлово;

• территория, включающая в себя усадьбу «Студенец» на Красной Пресне;

• часть территорий Останкинского лесопарка и села Алексеевское с прилегающими «бросовыми» землями у Ярославского шоссе;

• территория вдоль будущего Химкинского водохранилища.

Участок у Тимирязевской академии, по мнению А.В. Щусева, Б.М. Иофана и Н.Я. Колли, наиболее подходил для Выставки, так как создавался единый культурно-сельскохозяйственный комплекс и проще решались транспортные вопросы. Он был выбран и попал в программу конкурса.

Программа всесоюзного конкурса на эскизный проект Генплана и павильонов комплекса ВСХВ была принята 30 мая 1935 года. По программе конкурса участники должны были представить:

• генплан и общий план местности;

• эскизный проект центрального здания выставки - Дворца науки, техники и политики партии в деревне;

• эскизный проект одного из трех зданий: здания трактора, автомобилей и сельхоздвигателей, здания электрификации сельского хозяйства или здания гидротехники и мелиорации (по своему выбору);

• эскизный проект одного из комплексов выставки: образцовая усадьба колхоза, усадьба МТС и т.д.;

• макет территории;

• схему движения потока посетителей и внутривыставочного транспорта;

• эскизный проект вертикальной планировки;

• эскизный проект оформления главной аллеи выставки.

Каждый из удовлетворяющих условиям конкурса проектов оплачивался суммой 50 тыс. руб., лучшие проекты премировались пятью премиями (1 премия - 25 тыс. руб.). Наркомзем СССР объявил заказной конкурс на эскизный проект Выставки и привлек к этой работе мастерские Моссовета, Всесоюзную академию архитектуры и другие проектные организации [5, С.39]:

• Проектные мастерские Моссовета №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7;

• Планировочные мастерские Моссовета № 2 и 4;

• Мастерскую Наркомтяжпрома № 1;

• Мастерскую Архитектурного института;

• Мастерскую Всесоюзной академии архитектуры;

• Мастерскую Г.А. Симонова (Ленинград);

• Мастерскую А.М. Вербицкого (Киев);

• Мастерскую Выставочного Комитета.

Составление контрольного проекта поручалось планировочной мастерской Моссовета № 10.

Программа конкурса, предусматривавшая строительство Выставки на территории, прилегающей к Тимирязевской сельскохозяйственной академии, принятая 30 мая

1935 года, оказалась предварительной: главному архитектору выставки В.К. Олтаржевскому удалось убедить Выставком в преимуществах территории в Останкино. 17 августа 1935 года СНК СССР постановил: разместить выставку в районе Останкинского парка.3

26 августа 1935 года Выставочный комитет утвердил уточненную схему программы ВСХВ 1937 года и принял решение поручить составление эскизного проекта Выставки мастерским, возглавляемым академиками архитектуры: И.В. Жолтовским, А.В. Щусевым, В.А. Щуко. К работе также привлекалась Всесоюзная академия архитектуры. Эскиз генерального плана должен был быть готов менее чем через 2 месяца - 15 октября, остальные проектные материалы - 1 ноября 1935 года. Нереальные сроки не могли быть не сорваны. А в это время уже велись строительные работы: прокладка подъездных путей, асфальтирование дорог, возведение мостов [6, С.59].

В организациях Отдела планировки Моссовета происходила реорганизация проектного дела. По постановлению МК ВКП(б) и Моссовета к октябрю 1935 года вместо районных планировочных мастерских создавались укрупненные магистральные архитектурно-планировочные мастерские. Новые мастерские работали над планировкой магистралей, набережных и площадей с разработкой планов их застройки, архитектурного и объемного решения ансамблей отдельных отрезков магистралей. Для этого каждый автор-архитектор мастерской закреплялся за определенным участком территории. Мастерская А.В. Щусева стала магистральной по Ленинградскому шоссе - заводу им. Сталина; мастерская Г.Б. Бархина - по магистрали Останкино - Серпуховское шоссе; по проспекту Дворца Советов и центру города - мастерская В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха.

Начали работать районные архитекторы, их работу и работу мастерских согласовывало Бюро общей планировки при Отделе планировки Моссовета [7, С.31]. Перестройка работы Отдела планировки Моссовета внесла определенную дезорганизацию в налаженный рабочий ритм, что отрицательно сказалось на проектировании ВСХВ.

В итоге эскизный проект на территорию Выставки в Останкино выполнили: Проектные мастерские Моссовета: Мастерская № 1 И.В. Жолтовского (Рис. 5а), Мастерская № 2 А.В. Щусева, Мастерская № 4 Г.Б. Бархина (Рис. 5б); аспиранты Всесоюзной академии архитектуры (Рис. 5в,г; Рис. 6а-в); Мастерская Выставочного Комитета (Рис. 6г); Мастерская Г.А. Симонова (Ленинград); В.И. Печенегов-Василевский; Группа художников (Г.И. Рублев, И.П. Буев, Б.В. Иорданский).

21 апреля 1936 года Постановлением СНК СССР был одобрен представленный Выставочным Комитетом проект генерального плана, разработанный мастерской Выставочного Комитета под руководством В.К. Олтаржевского.4 Не позднее 1 июня

1936 года Выставочному Комитету вменялось разработать и представить на утверждение СНК СССР технический проект и сметы к нему. Были определены источники финансирования, дано поручение Моссовету построить новый Крестовский путепровод, обеспечить водоснабжение и прием сточных вод. ВСХВ должна была открыться 6 июля

1937 года - в День Конституции СССР.5

После анализа всех проектных предложений, представленных на конкурс, архитекторы А.Я. Карра, Н.Г. Уманский и Л.Б. Лунц подвели итог: «В первую очередь, следует

3 Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР № 1821 от 17 августа 1935 года «О всесоюзной сельскохозяйственной выставке».

4 Проект В.К. Олтаржевского при участии Р.П. Подольского, Н.В. Алексеева, студентов А.Б. Борецкого, Д.Г. Олтаржевского.

5 Постановление СНК Союза ССР № 757 от 21 апреля 1936 года «О Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1937 г.».

подчеркнуть, что недостатки программы безусловно отразились на качестве и полноте представленных проектов. Ни в одном из проектов не поставлены серьезно и принципиально такие большие вопросы, как использование в дальнейшем территории выставки и ее сооружений. Ни в одном из проектов не решена серьезно и до конца зона отдыха и развлечений. Некоторые проекты выдвигают ряд серьезных и интересных предложений, подлежащих учету и использованию при дальнейшем проектировании. Необходимо провести второй тур конкурса по проектированию выставки с обязательным привлечением авторов наиболее интересных проектов первого этапа. Желательно привлечь к участию в этой работе лучших мастеров, в свое время работавших над проектами первой сельскохозяйственной выставки (И.В. Жолтовский, А.В. Щусев и Н.Я. Колли)» [8, С.21-22].

а)

б)

в)

г)

Рис. 5(а-г): а) проект (№ 9) ВСХВ. Генплан. Арх. М.И. Синявский (Архитектурно-проектная мастерская Моссовета № 1), 1935 год; б) проект (№ 7) ВСХВ. Генплан. Арх. Г.Б. Бархин, Г.К. Пьянков при участии Ю.Н. Абрамова, А.М. Алхазова, М.Г. Бархина, А.П. Максимова, 1935 год; в) проект (№ 1) ВСХВ. Генплан. Аспиранты Академии архитектуры: В.С. Андреев, Г.А. Захаров, А.В. Тарасенко, И.Г. Таранов, 1935 год; г) проект (№ 2) ВСХВ. Генплан. Аспиранты Академии архитектуры: Н.Н. Звегильский, Г.К. Яковлев, А.И. Попов-Шаман, М.Я. Климентов, 1935 год

а) б)

ГЕНПЛАН о

ЩЩ? J

w ще'-; hegm&ajsj генеральный план всесоюзной сельскохозяйственной

ВЫСТАВКИ В 1337,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) г)

Рис. 6(а-г): а) проект (№ 4) ВСХВ. Генплан. Аспиранты Академии архитектуры: Ю.А. Сутягин, Л.В. Мелеги, В.М. Таушканов, Б.А. Иванов, 1935 год; б) проект (№ 5) ВСХВ. Генплан. Аспиранты Академии архитектуры: К.К. Барташевич, К.А. Трилисов, А.И. Диденко, Н.Д. Белоусов, 1935 год; в) проект (№ 6) ВСХВ. Генплан. Аспиранты Академии архитектуры: Ю.Н. Шевердяев, М.Ф. Оленев, А.Г. Волков, Б.А. Важдаев, 1935 год; г) проект (№ 10) ВСХВ. Генплан. Арх. В.К. Олтаржевский, при участии Р.П. Подольского, Н.В. Алексеева, студентов А.Б. Борецкого, Д.Г. Олтаржевского, 1935 год

По прошествии десятилетий автору генплана Выставки стали приписывать идею сакрального построения выставочного пространства, своеобразную «монаду монад», высшую субстанцию, в которой сливается материальное и духовное. Е. Лебедева в статье «Рай на земле»: об архитектурном образе советской утопии» описывает версию о лежащем в основе генплана восьмиконечном (или четырехконечном, в зависимости от трактовки исследователей) православном кресте. Образ выставки уподоблялся солнечной системе, которая вращалась вокруг статуи Сталина - светила нового мира, стоявшей на площади Механизации. Площадь в средоточии креста символизировала солнце, вокруг были выстроены девять павильонов-«планет». Это был образ вселенского коммунистического рая - союза, равенства и братства советских народов [3].

Тотальная дезорганизация проектно-строительного процесса привела к тому, что строители и проектировщики не успевали к намеченному директивному сроку. В октябре

1937 года председатель Выставочного Комитета нарком земледелия М.А. Чернов был снят с должности и репрессирован, как и многие другие участники создания выставки. Открытие было перенесено на 1 августа 1938 года.

Сроки опять срывались. Менялось руководство наркомата земледелия, МГК ВКП(б) критиковал проектные решения. Летом 1938 года правительственная комиссия выявила огромное количество невыполненных по графику проектных и строительных работ. Выставка оказалась излишне скромной, не соответствующей эпохе социализма, торжествующего победу в отдельно взятой стране. Пришлось принять меры. В августе

1938 года главного архитектора ВСХВ В.К. Олтаржевского отстранили от работы,6 эту должность возложили на С.Е. Чернышева - руководителя разработки плана реконструкции Москвы 1935 года. Его заместителем был назначен А.Ф. Жуков.

С.Е. Чернышев и А.Ф. Жуков не стали пересматривать находившийся в стадии строительства проект Выставки, сохранив планировочное ансамблевое решение В.К. Олтаржевского, внеся в него необходимые исправления (Рис. 7а). Был создан парадный вход, уровень декоративности павильонов был выровнен. Некоторые павильоны были разобраны, некоторые перепроектированы в монументальном стиле (Рис. 7в). Работы были поручены архитектурно-планировочным мастерским Моссовета, возглавляемым опытными архитекторами: В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейхом, Д.Н. Чечулиным (Рис. 7б). Архитектор Л.М. Поляков, будущий руководитель архитектурной мастерской № 3 Моссовета, спроектировал несколько объектов, в т.ч. входную триумфальную арку.

Восьмиугольная площадь Механизации была реконструирована: конструктивистский павильон В.К. Олтаржевского, занимавший середину площади, был разобран. По проекту В.С. Андреева и И.Г. Таранова, принимавших участие в конкурсе 1935 года, был сооружен новый павильон Механизации, удачно завершивший Центральную аллею и соединявший экспозицию с зоной отдыха (Рис. 7б).

Руководство строительством было передано из Наркомзема в Комитет по делам искусств. Верховный Совет СССР назначил следующий срок открытия Выставки -1 августа 1939 года. Срок был выдержан, ВСХВ открывал В.М. Молотов. За 19391940 годы выставку посетили 7,5 млн. человек.

На основании изучения процесса градостроительной эволюции северного сектора Москвы, как части планировочной структуры города, можно заключить, что период вариантных поисков направлений территориального планирования столицы в 19181932 годах, закончившийся принятием Генплана 1935 года, обеспечил значительный градостроительный эффект от проведения и реализации конкурса на ВСХВ 1935 года.

6 В.К. Олтаржевский был репрессирован (с 1938 по 1943 годы), работал главным архитектором Воркуты.

Рис. 7(а-в): а) Генеральный план ВСХВ, 1939 год; б) ВСХВ на советских почтовых открытках, 1939 год; в) панорама площади колхозов со стороны Главного павильона. Слева направо: павильоны Украинской ССР, Московской, Рязанской и Тульской областей; Советской Арктики, Ленинградской области и Северо-Востока РСФСР, Сибири, 1939 год

В 1920-х годах существовали разные модели развития Москвы. План А.В. Щусева «Новая Москва» 1924 года ограничивал рост города, превращая его в замкнутый компактный организм. По плану И.В. Жолтовского, схемам Б.В. Сакулина и С.С. Шестакова Москву окружали города-спутники или города-сады, в которые выносились некоторые городские функции.

В 1930-1932 годах Н.А. Ладовским, В.Б. Кратюком, бригадой ВОПРА и др. предлагалось направленное развитие столичного центра. Центр мог развиваться свободно, не затрагивая существующей застройки. Эти тенденции нашли отражение в Генплане 1935 года, в котором при звездчатом развитии столичного центра предусматривалось также его развитие по оси юго-запад - северо-восток, преимущественно на новых территориях. Второй по значимости после юго-западной осевой линии была северная. Она шла из центра по Неглинной улице, Цветному бульвару и завершалась зеленым массивом, где будет построена ВСХВ, с продолжением системы зеленых насаждений в Медведково и Бибирево.

Конкурсные проекты ВСХВ 1935 года, встроенные в зеленый диаметр юго-запад - север, осуществили на практике установки Генплана 1935 года о развитии столичного центра в

северном направлении на незастроенных территориях и приближении зеленых насаждений к центральным частям города путем создания зеленых клиньев, берущих начало в загородных лесах. На принципе организации «зеленых клиньев» были также основаны предшествовавшие конкурсу градостроительные планы и концепции: «Большая Москва» С.С. Шестакова, «Схема новой планировки магистралей и зеленых насаждений» 1928 года. В конкурсных проектах ВСХВ были использованы дезурбанистические идеи города-сада с функциями столичного центра.

В Москве всегда существовала практика отвода под жилищное и промышленное строительство предназначенных для озеленения участков за пределами центра города. Реализация конкурсного проекта ВСХВ 1935 года минимизировала в северном секторе столицы существенные отступления от положений Генеральных планов 1935-2009 годов, закрепив значительную территорию за столичным центром и природным комплексом.

Анализ документов территориального планирования Москвы, выполненных после 1935 года, доказывает, что конкурс на ВСХВ оказал на них существенное влияние. Во многом этому способствовало как применение в конкурсных проектах принципиально новых композиционных приемов, зачастую вступавших в конфликт с закономерностями построения традиционного столичного центра, так и использование достижений классического и современного градостроительства. Генпланы 1951, 1971, 1999 и 2009 годов, конкурс на эскиз-идею развития Москвы 1963 года, на развитие Московской агломерации 2012 года и др. сохраняли и развивали столичный центр и природный комплекс ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ, в основе которого лежали конкурсные проекты 1935 года.

Таким образом, проведение конкурса 1935 года и строительство ВСХВ 1939 года сыграло важную роль в территориальном планировании Москвы, раскрыло внутрисистемные и межсистемные закономерности влияния социально-экономических условий на организацию конкурсов:

- создание ВСХВ 1939 года продолжило градостроительный эксперимент становления самобытного типа выставочного ансамбля, отличного от городского;

- ансамбль ВСХВ стал градостроительным завершением магистрали Серпуховское шоссе - Останкино, предусмотренной планом реконструкции Москвы 1935 года;

- объемно-пространственные, архитектурные и конструктивные решения павильонов стали не только эталоном для архитектурно-строительной практики, но и испытательным полигоном для ее развития;

- опыт проектирования, строительства и функционирования ВСХВ был настолько уникален, что ее решили сделать постоянной.

1 июля 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, распоряжением СНК СССР выставка была закрыта. Экспонаты и библиотека эвакуированы в Челябинск.7,8

В 1948 году Советом Министров СССР было принято решение о возобновлении работы ВСХВ с 1950 года «в целях широкого показа и внедрения достижений колхозов, совхозов и всемерного развертывания социалистического соревнования за дальнейший подъем сельского хозяйства»9

7 Постановление Совета Министров СССР и Центрального Комитета КПСС от 3 апреля 1954 г. № 624 «О всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

8 Распоряжение Совета Народных Комиссаров СССР № 5957 от 26 июня 1941 г. «О закрытии всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

9 Постановление Совета Министров СССР № 3993 от 25 октября 1948 г. «О всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Территория ВСХВ находилась в запущенном состоянии и требовала серьезного вмешательства: переработки планировочного решения, масштабного строительства новых павильонов и сооружений, озеленения и благоустройства, инженерного оборудования. Руководство страны и Моссовет, имея отрицательный опыт конкурса на ВСХВ, проведенного в 1935 году, приняли решение возобновить проектно-изыскательские работы по прямым поручениям. Главным архитектором ВСХВ в 1949 году был назначен А.Ф. Жуков, руководивший проектными работами на Выставке с 1938 года и хорошо знавший все проблемы объекта.

Генплан ВСХВ, разработанный под руководством А.Ф. Жукова, был утвержден в 1950 году. Основой послужила сложившаяся планировка территории Выставки 1939 года (Рис. 8). Выставка была открыта 1 августа 1954 года [11].

1939—1941 гг. . . 141,0 га Схема II. Движение потоков 2 —увеличение площади посетителей на ВСХВ

ВСХВ 1954 г. на 64.7 га 1 — 1939—1941 гг.; 2 — 1954 г.

Рис. 8.: схема 1. Развитие территории ВСХВ 1939 - 1954 годы; схема 2. Движение потоков посетителей

Рис. 9. Панорама ВСХВ, 1954 год

Развитие Выставки на обеих территориях - наглядный образец эволюции стратегии территориального развития столицы с 1922 года по настоящее время, в том числе, принятия градостроительных решений на основе проведенных конкурсов.

Открытый конкурс на проект общей планировки Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве, проходивший в 1922 году, оказал заметное влияние на территориальное планирование Москвы. Конкурсные проекты выставки, выполненные в развитие генерального плана «Новая Москва», заложили основы планировочной структуры правого берега Москвы-реки.

Принятый в 1935 году Генеральный план реконструкции Москвы предусматривал значительные работы по преобразованию существовавшей структуры столицы. Город должен был развиваться путем более интенсивной застройки сложившихся территорий и освоения прилегавших к нему пригородов. ВСХВ 1939-1941 годов, а затем ВСХВ-ВДНХ 1954-1992 годов, стала одним из реализованных элементов плана реконструкции Москвы 1935 года: идеальным городом коммунистического будущего, образом грядущего изобилия и счастливой жизни, предъявленных посетителям средствами градостроительства, синтеза архитектуры и искусства.

Изучение градостроительных эффектов проведения конкурсов на ВСХВ 1922 и 1935 годов и реализации конкурсных проектов позволяет прийти к следующим выводам:

- реализация конкурсных проектов позволила сформировать ключевые участки столичного центра, совмещенного с природным комплексом;

- реализация конкурсных проектов предопределила развитие планировочной структуры города, заложенное в Генеральных планах развития Москвы 19512009 годов;

- реализация конкурсных проектов доказала перспективность ансамблевой застройки, впоследствии неоднократно применявшейся в Москве и ставшей основным принципом территориального планирования: застройка набережных, проспектов, МГУ и других крупных комплексов Юго-запада (осуществленных и не осуществленных), реконструкции природно-исторических парков Сокольники, Измайлово и Царицыно.

На основании исследования градостроительных эффектов конкурса на проект общей планировки ВСХВ 1922 года, конкурса на эскизный проект Генплана и павильонов комплекса ВСХВ 1935 года, а также бесконкурсного проекта ВСХВ 1954 года, выявлены градостроительные и архитектурно-планировочные факторы, учитывающие влияние творческих конкурсов на положения документов территориального планирования города Москвы:

- являясь элементом планировочной стратегии, заложенной в Генеральный план, конкурсы прогнозируют развитие города для выработки градостроительной политики в рамках «социального заказа» действующей политической формации;

- конкурсы содействуют выполнению миссии исполнительной власти города, реализуя средствами территориального планирования социально-экономические цели и указывают пути их достижения;

- конкурсы сохраняют и развивают профессиональные традиции архитектурных и градостроительных школ, культурные традиции многонациональной страны.

Литература

1. Зодчие Москвы. Кн. 2 / сост. М.И. Астафьева-Длугач, Ю.П. Волчок, А.М. Журавлев. -М. : Московский рабочий, 1988. - 368 с.

2. Кириченко, Е.И. Московское архитектурное общество в истории русской культуры. 1867-1932. К 140-летию МАО / Е.И. Кириченко. - М. : Союз московских архитекторов, НИИТАГ РААСН, 2007. - 319 с.

3. Лебедева, Е. «Рай на земле»: об архитектурном образе советской утопии // Православие^ / Интернет-журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/iurnal/31466.htm

4. Олтаржевский, В.К. Практика. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка // Архитектура СССР. - Январь 1936. - № 1. - С. 22-29.

5. Хроника. Москва за месяц. Закрытый конкурс на проект всесоюзной сельскохозяйственной выставки // Строительство Москвы. - 1935. - № 5. - С.39.

6. Хроника. Начинаются работы на строительстве всесоюзной сельскохозяйственной выставки // Строительство Москвы. - 1935. - № 7-8. - С. 59.

7. Хроника. Реорганизация строительного дела // Строительство Москвы, 1935. - № 11. - С. 31.

8. Карра, А.Я., Уманский Н.Г., Лунц, Л.Б. Планировка сельскохозяйственной выставки 1937 года // Строительство Москвы. - 1936. - №2. - С. 3-22.

9. Сытин, П.В. Сельскохозяйственные выставки в Москве (Историческая справка) // Строительство Москвы. - 1939. - № 15. - С. 30-31.

10. Шумилкин, С.М. Нижегородская ярмарка / С.М. Шумилкин. - Н. Новгород: Понедельник: Волго-Вятское книжное издательство, 1996. - 224 с.: ил. (Всероссийская промышленно-художественная выставка 1896-1996. Сто лет).

11. ВДНХ СССР. План-карта / ред. Л. Сербина. - М. : Отдел печати ВДНХ, 1964.

References

1. Zodchie Moskvy, Kn. 2. Sost. M.I. Astaf'eva-Dlugach, Iu.P. Volchok, A.M. Zhuravlev. [Architects of Moscow, Book 2. Compilers M.I. Astaf'eva-Dlugach, Iu.P. Volchok, A.M. Zhuravlev]. Moscow, 1988, 368 p.

2. Kirichenko E.I. Moskovskoe arkhitekturnoe obshchestvo v istorii russkoi kultury. 1867-1932. K 140-letiju MAO [Moscow Architectural Society in the history of Russian culture. 18671932. To the 140 anniversary of MAS]. Moscow, 2007, 319 p.

3. Lebedeva E. «Rai na zemle»: ob arkhitekturnom obraze sovetskoi utopii [«Heaven on the earth»: the architectural means of the Soviet utopia]. Available at: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/31466.htm

4. Oltarzhevskii V.K. Praktika. Vsesoiuznaia sel'skokhoziaistvennaia vystavka. Jurnal Arkhitektura SSSR [Practice. All-Union agricultural exhibition Architecture of the USSR. Magazine «Arkhitektura SSSR»]. Moscow, January 1936, no. 1, pp. 22-29.

5. Hronika. Moskva za mesyac. Zakritiy konkurs na project selskohozyaystvennoy vistavki. Stroitel'stvo Moskvy [Chronicle. Moscow in the past month. Indoor competition to design the All-Union Agricultural Exhibition, Magazine «Building Moscow»]. Moscow, 1935, no. 5, P. 39.

6. Hronika. Nachinautsiy raboti na stroitelstve vsesouznoy selskohozyaystvennoy vistavki. Stroitel'stvo Moskvy [Chronicle. Work begins on the construction of the All-Union Agricultural Exhibition. Magazine «Building Moscow»]. Moscow, 1935, no. 7-8.

7. Hronika. Reorganizaciya stroitelnogo dela. Stroitel'stvo Moskvy [The Construction of Moscow. Magazine «Building Moscow»]. Moscow, 1935, no. 11.

8. Karra A.Ya., Umanskiy N.G., Lunc L.B. Planirovka selskohozyaystvennoy vistavki 1937 goda. Stroitel'stvo Moskvy [The Construction of Moscow. Magazine «Building Moscow»]. Moscow, 1936, no. 2.

9. Sytin P.V. Sel'skokhoziaistvennye vystavki v Moskve (Istoricheskaia spravka). Stroitel'stvo Moskvy [Agricultural exhibitions in Moscow (historical background). Magazine «Building Moscow»]. Moscow, 1939, no. 15, pp. 30-31.

10. Shumilkin, S.M. Nizhegorodskaia iarmarka. (Vserossiiskaia promyshlenno-khudozhestvennaia vystavka 1896-1996. Sto let) [Nizhniy-Novgorod fair (All-Russian industrial and art exhibition 1896-1996. One hundred years)]. Nizhny Novgorod, 1996, 224 p.

11. VDNKh SSSR. Plan-karta. red. L. Serbina. [VDNKh of the USSR. Plan-map (Exhibition of achievements of the national economy of the USSR). Editor L. Serbina]. Moscow, 1964.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Ткаченко Сергей Борисович

Профессор кафедры «Градостроительство», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR Tkachenko Sergey

Professor, Chair «Urban Planning», Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.