Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Тютелева С.М. — Гиппокампус: наследие античного бестиария в образах театрализованного действа и предметах искусства XVI века. // Культура и искусство. - 2020. - № 5. DOI: 10.7256/2454-0625.2020.5.32829 URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.php?id=32829
Гиппокампус: наследие античного бестиария в образах театрализованного действа и предметах искусства XVI века.
Тютелева Софья Михайловна
аспирант, кафедры Истории и теории искусства, Санкт-Петербургского государственного Университета
промышленных технологий и дизайна
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, уп. Большая Морская, 18 И greygaoithe@gmail.com
Статья из рубрики "История искусств"
DOI:
10.7256/2454-0625.2020.5.32829
Дата направления статьи в редакцию:
06-05-2020
Аннотация.
В статье представлены результаты исследования изобразительных и текстовых источников, связанных с образом гиппокампуса или морского коня, в европейской культуре античности и раннего нового времени. Автор рассматривает направления использования этого образа римской культурой и усвоения этого персонажа искусствами нового времени по римским образцам. В рамках исследования используются не только изобразительные источники, но и другие случаи употребления образа гиппокампуса. Особенный акцент делается на воплощениях образа гиппокампа в предметах искусства и изображениях театрализованных представлений XVI века. В данном случае были применены семиотический и комплексный методы исследования. Также были использованы традиционные для искусствоведения методы, исторический и формальный анализ. Исследование подобных частных случаев позволяет увидеть общую картину источников формирования различных форм европейского искусства нового времени. Отдельный интерес для автора представляют воплощения образа гиппокампуса в театрализованных представлениях нового времени, как одного из атрибутов морских божества, а также случаи его использования.
Ключевые слова: Гиппокампус, морской конь, театрализованное представление, Нептун, предметы искусства, античность, древний Рим, образ, Ренессанс, новое время
Многим знакомо изображение гипокампуса (см. рис. 1), морского коня Нептуна, также иногда его называют гидриппусом, гиппокампом или просто морским конем; но история его проникновения в европейскую культуру еще ждет подробного исследования. В данной статье я хочу кратко описать не столько происхождение гиппокампуса, сколько причины широкого бытования этого образа в искусствах раннего нового времени и основные направления в которых этот образ получил свое позднейшее развитие, особенно интересны случаи употребления образа морского коня Нептуна в театрализованных представлениях в силу их недостаточной разработанности в мировой литературе.
Зачастую говоря об образе гипокампуса, ссылаются на 13 песню Илиады Гомера [5,14], в которой Посейдон впрягает коней в свою морскую колесницу, но следует заметить, что у Гомера речь идет именно о конях, а не о мифических волшебных животных, у которых только две ноги конские.
Рис. 1. Триумф Нептуна, стоящего на колеснице и управляющего двумя морскими конями (гиппокампусами). Середина III века н. э. Археологический музей города Сусс, Тунис
Упоминания не только самого термина «гиппокампус», но и разнообразных мифологических существ, комбинированных из передней части коня и задней части дракона или угря, или рыбы в античности преимущественно относятся к римскому периоду, надо отметить что не только кони претерпели подобные метаморфозы. Не только названия, таких существ, как таурокампус — бык с хвостом рыбы или эгикампус — козел с хвостом рыбы известны античному миру, так же можно встретить и их изображения. Таурокамус, вместе гиппокампусом присутствует зачастую в изображениях Нептуна, эгикампус занимает почетное место среди зодиакальных символов: созвездие Козерога.
В различных произведениях римских авторов упоминаются двухкопытные морские лошади; они есть в «Георгиках» Вергилия :
«Это — лазурный Протей; на двуногих конях в колеснице, Или на рыбах несясь, просторы он меряет моря» и «Аргонавтике» Флакка Ii0!:
«Orion when grasping his father's reins heaves the sea with the snorting of his two-hooved horses.»
И если «Георгики» были хорошо известны на протяжении всего средневековья, то «Аргонавтика» была известна в частичных списках с XV века, а полностью найдена лишь
в начале XVI века, и напечатана на латыни. Влияние на всю европейскую культуру и в частности высокую культуру нового времени еще одного автора, писавшего о гиппокампах - Плиния Старшего трудно переоценить; именно на его «Естественной
истории» ^ основывалась терминология активно развивающихся в этот период наук, он является огромным авторитетом во всем, что касается античного, а зачастую и современного искусства и науки для гуманистов всей Европы. Именно на его описания опирались гуманисты и художники при создании разнообразных античных образов в том числе сценических костюмов, декораций, реквизита.
В «Естественной истории» Плиний Старший пишет: «Но больше всего ценится, в храме, построенном Гнеем Домицием, в Фламиниевом цирке, сам Нептун, Фетида и Ахилл, нереиды, сидящие на дельфинах и кетах или гиппокампах, также тритоны, сонмище Форка, рыбы-чудища и многие другие морские существа, исполненное все его рукой, прекрасное произведение, даже если бы он создавал его всю жизнь.»
Рис. 2. Триумф Нептуна и Амфитриты. Константин (Алжир). Приблизительно 315-325 н. э. Коллекция Лувра
Возможно изображение лошади с хвостом было заимствовано римлянами, как и многие другие образы и идеи с востока, где разнообразны мифологические существа с рыбьими или драконьими хвостами были распространены еще со времен Шумера. Вопрос восточного происхождения Гиппокампа освящался советскими учеными Беленицкий А. М., Мешкерис В. А., Юркович Э. А.и другими «Для кушанской эпохи довольно типичен образ гиппокампа — фантастического гибридного существа коне-змея, коне-дракона, который встречен на хорезмийских печатях из Беркут-калы и на стеатитовых палетках,
обнаруженных в основном в Афганистане» Ш. Вопрос же массовых заимствований римлянами восточных мотивов, наряду с элементами материальной культуры широко освещен в самой разнообразной литературе. Так же есть версия что образ гиппокампуса был заимствован римской культурой у этрусков.
Рис. 3. Свадебная процессия Нептуна и Амфитриты. Рельефы так называемого алтаря Гнея Домиция Агенобарба. Возможно вторая четверть I в. до н. э. Мюнхенская глиптотека.
Откуда бы ни пришел в римское искусство гиппокампус именно римские авторы и художники сделали его настолько популярным, что множество изображений этого животного сохранилось до наших дней; распространенность изображений «Триумфа Нептуна» или сюжета «Брак Нептуна и Амфитриты» в период Империи (см. рис. 2,3) позволила этому волшебному существу проникнуть в более позднее европейское искусство и укорениться в нем.
Важно отметить, что именно римское искусство и римский взгляд на мифологию сыграл во всей последующей европейской культуре наибольшую роль, это становится очевидно даже если просто обратиться к широко известному в средние века, и сохранившему свою популярность в эпоху возрождения списку «9 храбрецов» в котором среди античных героев наряду с Цезарем и Александром фигурирует отнюдь не греческий герой Ахилл, но более уважаемый римлянами Гектор.
Рис. 4. Гравюра «Монструозный морской конь» из книги «Хроники истории всех монстров и животных».Улисс Альдрованти. 1642г. Библиотека университета Болоньи
Благодаря популярности римских авторов среди, в первую очередь, итальянских гуманистов, особенно Плиния, гиппокампус вошел в культуру и искусства итальянского возрождения, а через них был усвоен мастерами и заказчиками по всей Европе. Более того большинство известных на сегодняшний день римских изображений гиппокампа найдены не столько в Италии, сколько в римских провинциях от Британии до Турции, что возможно так же послужило распространению этого образа в эпоху Возрождения, когда обращение к римским древностям стало повсеместным европейским увлечением. Благодаря тому, что «программы» самых разнообразных произведений искусства, включая платформы для праздничных шествий, театральные декорации и эскизы костюмов к придворным увеселениям зачастую составлялись именно придворными учеными гуманистами морского коня Нептуна можно встретить в самых разных местах.
Его изображение можно увидеть не только в книгах, посвященных экзотическим
животным, вроде «Хроники истории всех монстров и животных» Улисса Андрованти (см. рис. 4 ), но так же в предметах скульптуры (см. рис. 5), гравюры (см. рис. 6), прикладного искусства (см. рис. 7), картографии (см. рис. 8,9) а конечно в театральных декорациях. Безусловно есть множество аспектов искусства, где мы никогда не встретим гиппокампа, поскольку вместе с частью визуальной культуры мастера нового времени унаследовали у римлян так же привычку контекстуального использования тех или иных образов, так спутники Нептуна, вроде гиппокампуса изображались римлянами в банях (см. рис. 10) и других пространствах, связанных с водой.
Рис. 5. Фонтан Нептуна. 1574г. Рим.
Изучив римских авторов и постройки авторы и художники эпохи Возрождения так же рекомендуют использовать персонажей в соответствии с потенциальным способом применения того или иного произведения искусства. Так Джованни Паоло Ломаццо, который был широко известным и авторитетным художником и теоретиком искусства XVI века в Трактате об искусстве живописи, скульптуры и архитектуры приводит рекомендации по соотнесению сюжетов и мест их использования: «В залах совета, где заседают «светские князья и синьоры», он предлагает изображать такие сюжеты, как речь Цицерона против Катилины в Сенате, совет ахейцев перед отплытием в Трою, споры военачальников и мудрецов. Далее следует еще более длинный перечень библейских и древних сюжетов для судебных помещений или подвигов воинской доблести для дворцов, в то время как для садов и фонтанов уместны «истории о любви богов», в которых упоминается «вода, деревья и прочие приятственные и радостные предметы». 141
Рис. 6. Нептун с двумя гиппокампусами. Перино дель Вага (Гравер Джорджо Гиси). 1560г. Коллекция Нью-Йоркской публичной библиотеки
В эпоху нового времени гиппокампы утратили римское единообразие, и многие авторы интерпретировали их по-своему возможно желая продемонстрировать свои умения и идеи, а возможно в соответствии с неизвестной нам сегодня «программой» заказчика. Иногда морские кони изображались с рогом, как у единорога, как на карте «Зеркало
мирских земель» Кернелиса Джода (см. рис. 8), иногда, как в случае книги Улисса Альдрованти и карты Исландии Абрахама Ортелиуса с ластами вместо копыт на концах передних ног, но всех без исключения гиппокампусов кроме имени объединяет сочетание головы и шеи лошади с богатой гривой, ассоциировавшейся с морской пеной и задней части в виде чешуйчатого хвоста.
Популярность гиппокампуса в изобразительном искусстве в первую очередь была обусловлена тем, что он являлся таким же ярко выраженным атрибутом мифологической истории Нептуна, одного из основных богов-олимпийцев, как и трезубец. Более того связь Нептуна и гиппокампов подтверждалась такими бесспорными литературными авторитетами, как Вергилий и Плиний, помимо сохранившихся античных изображений, что было особенно важно для первых ученых гуманистов, ратовавших не в последнюю очередь за возрождение классической «Цицероновой» латыни. Сам Нептун, как и его братья был крайне популярен в искусстве Возрождения как властные аллегории, льстящие самолюбию мирских и церковных владык. Аллегория морского владычества и успехов страны, а значит и владыки лично, на морском поприще.
Рис. 8. Морской единорог на карте «Зеркало мирских земель» Кернелиса Джода. 1593г. Британская библиотека (изображение приводится по изданию «Морские монстры на Средневековых и Ренессансных картах» Чет ван Дазер)
Любопытно отметить, что если в античных изображениях гиппокамп будучи выпряжен из колесницы Нептуна может возить на себе нереид, быть изображенным вместе с тритонами и другими морскими существами, то в изображениях нового времени Нептун практически монополизирует гиппокампа и в случае изображения морского коя он фигурирует или один (см. рис. 8,9) или сопровождает Нептуна. Редкое сочетание гиппокампа с другими водными существами в искусстве нового времени остается только в скульптурных многофигурных композициях, но и там оно неразрывно связано с присутствием Нептуна.
В случае с искусством второй половины XVI века, т. е. с искусством маньеризма гиппокампус давал превосходную возможность художнику наполнить произведение динамикой и практически орнаментальной изысканностью (см. рис. 6). Вся нижняя половина гравюры наполнена прихотливыми изгибами хвостов, струящейся волной и развивающимися гривами, и фантастической мускулатурой мифологических животных т. е. разнообразием линий и динамикой столь популярными в искусстве этого стиля.
В случае с картами нового времени гиппокампус продолжал средневековую традицию и выполнял преимущественно декоративную функцию.
В качестве одного из атрибутов морского бога гиппокампусы та же стали частью оформления различных праздничных костюмированных мероприятий, которые организовывались по торжественным случаям значимым для властителей той или иной страны Так к примеру во время прибытия Карла IX и Екатерины Медичи в Бойону для
встречи с Елизаветой Валуа в мае-июне 1565г. был организован праздник в рамках которого так же была показана пастораль во время которой на созданном посреди реки острове было дано представление включавшее в себя искусственных китов, черепах и Нептуна плывущего на морских конях I141.
Рис. 9. Карта Исландии со странными существами. Абрахам Ортелиус. 1598г. Британская библиотека (изображение приводится по изданию «Морские монстры на Средневековых и Ренессансных картах» Чет ван Дазер)
Гиппокампы присутствуют не только на городских больших празднествах на открытом воздухе, но и на камерных спектаклях для избранной публики, таких, как английские придворные маски начала XVII века, таких как маска Бена Джонсона «Маска Черноты» 1606г. морские кони или гиппокампы являются обязательными спутниками Нептуна наравне с тритонами и сиренами. 1131
Более того, в фестивальной книге, посвященной свадьбе Бьянки Капелло с Фердинандом первым Медичи представлено изображение одной из праздничных платформ, принадлежащей графу Саворьяно, которую влекут морские коньки, которыми управляет Нептун (см. рис. 11) 1111
Рис.10. Мозаика Гиппокампус. II век. н. э. Римские бани Бат
Популярность образа Нептуна, а соответственно и присутствие гиппокампусов - его непременного атрибута, объясняется тем, что этот бог персонифицировал собой власть того или иного мирского владыки над морем, а власть над морскими торговыми путями обеспечивала процветание государства и славу его семьи. Каждый из князей, устраивая празднество по случаю свадьбы, победы или значимого визита старался указать на ссвое могущество, использую понятные каждому придворному аллегории. Более того, представление роскошной колесницы Нептуна, влекомой искусно сделанными мифическими существами демонстрировала не только образованность заказчика, но также его состоятельность, и самое главное достоинство ренессансного князя, по
мнению Марссилио Фичино - великолепие Именно это качество, наряду со щедростью и просвещенностью стремились продемонстрировать все европейские владыки при организации празднеств для придворных, народа и иноземных монархов.
1
I ,1
Рис. 11. Колесница нептуна. Празднества по случаю свадьбы сеятельнейшего господина Фраческо Медичи Великого Герцога Тосканы и сеятельнейшей госпожи Бьянки Капелло, что прошли во Флоренции в 1579 г. Британская библиотека.
Таким образом становится очевидно, что образ гиппокампуса появившийся в античности возродился и развился в искусстве Возрождения и раннего Нового времени. Не смотря на некоторое разнообразие приобретенных черт, таких как рог или перепончатость лап римский Гиппокамп продолжает быть узнаваемым на фресках, в книжных иллюстрациях и в оформлении праздников XVI века, более того он сохраняет свою функцию спутника Нептуна и аллегории морской стихии.
Библиография
1. Беленицкий А. М., Мешкерис В. А. Змеи-драконы в древнем искусстве Средней Азии // Советская археология. 986. С. 19-21
2. Боннар Андре. Греческая цивилизация. Том 1-й. От Илиады до Парфенона: пер. с фр. Волков О.В. М.: Издательство Иностранной Литературы, 1958. 256стр.
3. Вергилий Георгики: пер. с ла. Аспаров М. М.: Художественная Литература, 1979. 550 с. (Б-ка антич. Лит-ры)
4. Гомбрих Эрнст Символические образы. Очерки по искусству Возрождения / Эрнст Гомбрих; общ. Ред. И вступ. Ст. В. П. Шестакова; пер. Е. Доброхотова-Майкова. — СПб.: Алтейя, 2017. —408 с.:ил.
5. Гомер Иллиада: пер. с греч. В. В. Вересаева Государственное Издательство Художественной литературы Москва. Ленинград 1949. 550стр.
6. Плиний Старший Естествознание. Об Искусстве: пер. с ла. Тароян Г.А. М.: Изд-во «Ладомир», 1994. 941с., ил.
7. Фичино Марсилио О моральных добродетелях// Гуманистическая мысль итальянского Возрождения / Сост., авт. вступ. ст., отв. ред. Л.М. Брагина М.: Наука, 2004. 358 с. (Культура Возрождения)
8. Aldrovandi, Ulisse Monstrorum historia cum Paralipomenis historiae omnium animalium. Bartholomaeus Ambrosinus ... labore, et studio volumen composuit. Marcus
Antonius Bernia in lucem edidit. Proprijs sumptibus ... cum indice copiosissimo. Copyright: Université di Bologna, 1б42. 166p. [Электронный ресурс] URL: https://amshistorica.unibo.it/127# (Дата обращения: 03.05.2020) 9. Duzer Van Chet Sea Monsters on Medieval and Renaissance Maps: Reprint edition. London: British Library. 2014. 144p.
10. Flacci Valeri Argonavtica Liber II [Электронный ресурс] URL: http://www.thelatinlibrary.com/valeriusflaccus2.html(Дата обращения: 03.05.2020)
11. Gualterotti, Raffaello Feste nelle nozze del serenissimo don Francesco Medici Gran Duca di Toscna; et della sereniss[ima] ... Bianca Cappello ... . Florence: Giunta, house of (Printer) Baldi, Accursio (Engraver) Marsili, Bastiano (Engraver), 1579 [Электронный ресурс] URL: https://www.bl.uk/treasures/festivalbooks/BookDetails.aspx?
strFest = 0199(Дата обращения: 03.05.2020)
12. Homeri Carmina et Cycli Epici Reliquiae Pars Prima: Ilias [Электронный ресурс] URL: https://ia800100.us.archive.org/24/items/THEPR0JECTGUTENBERGH0MERIILIASLATINE CAR0L0RAETIC0/THE%20PR0JECT%20%20GUTENBERG%20%20H0MERI%20ILIAS%20 LATINE%20%20CAR0L0%20RAETIC0.pdf(Дата обращения: 03.05.2020)
13. Proud Solemnities of Neptune's Court. Aquatic Patterns in Stuart Court Masques Tutor: prof.ssa Milena Romero Allué Addottoranda: Caterina Guardini UNIVERSITÀ DEGLI STUDI DI UDINE SCUOLA DI DOTTORATO IN SCIENZE LINGUISTICHE E LETTERARIE XXVIII CICLO a.a. 2015-201б 265p. [Электронный ресурс] URL:
file :///C:/Users/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D1%8C%D1%8F/Desktop/10990_757_'Pro ud%20Solemnities%20of%20Neptune's%20Court'.%20%20Aquatic%20Patterns%20in %20Stuart%20Court%20Masques.pdf (Дата обращения: 03.05.2020)
14. Recueil des choses notables qui ont esté faites é Bayonne, é l'entreueuë du roy treschrestien neufieme de ce nom, [et] la royne sa treshonoree mere, auec la royne catholique sa soeur. Paris: Codoré, Olivier (Engraver) Vascosan, Michel de (Printer), 1566 56l. [Электронный ресурс] URL:
https ://www.bl.uk/treasures/festivalbooks/pageview.aspx?strFest = 0026&strPage = 098 (Дата обращения: 03.05.2020)
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Автор статьи обращается к исследованию особенностей интерпретации античного образа гиппокампуса в искусстве XVI века. В соответствии с поставленной целью автор в опоре на сравнительно-исторический и культурно-исторический методы исследования представляет развернутую характеристику-«погружение» в историю распространения и трактовки мифологического образа. Приводится значение термина «гиппокампус» (и близких к нему - «таурокампус» и «эгикампус»). Предсталеный развернутый экскурс, позволяющий судить о представленности образа гиппокампуса в трудах именно римских авторов и в образцах римского искусства. Отдельно автор упоминает о возможных восточных корнях этого мифологического существа. Именно через авторитет дремнеримских трудов автор статьи объясняет преемственность и широкое распространение образа гиппокампуса в европейском искусстве. Приведенные автором статьи многочисленные примеры убедительны. Так автор статьи показывает, что образ гиппокампуса представлен в скульптуре, гравюре, картографии, прикладном искусстве. Отдельное внимание уделяется тому, что античные персонажи «появлялись» в искусстве
XVI века с пониманием специфики их образа. В частности, гиппокампус (как представитель морской стихии) мог быть связан с «водными» объектами (фонтаны, бани и т.д.). Новизна представленной работы обусловлена исследованием представленности образа античного гиппокампуса в театрализованных действах XVI века (в сюжетах, в оформлении) - среди персонажей, сопровождающих Нептуна. Стоит отметить, что автор статьи также анализирует «приобретенные» черты в образе гиппокампуса в искусстве XVI века, а именно - отход от единообразия образа в сторону ряда новых черт (рог, перепончатость лап и др.) Статья представляет интерес для читательской аудитории. Библиография соответствует содержанию. Работа дополнена иллюстративным материалом, благодаря чему исследовательский материал «оживает». В качестве замечания отметим, что на протяжении всей статьи встречаются пунктуационные неточности; некоторые абзацы стилистически не очень удачны. Однако к содержанию работы у рецензента нет принципиальных замечаний. В целом, статья может быть рекомендована к публикации.