М. В. Скржинская
Фантастические обитатели морских глубин в мифологии жителей Боспорского царства
Резюме. В статье рассмотрены найденные на Боспоре изображения Посейдона, тритонов, нереид, гиппокампов и морских драконов, а также указаны мифы, которые вдохновляли вазо-писцев и ювелиров, воплощавших в своих произведениях образы бога морей и его свиты. Автор приходит к заключению, что жители Боспорского царства знали популярные во всем греческом мире мифы о фантастических морских обитателях, но они не играли существенной роли в религиозных представлениях боспорян.
Ключевые слова: античная культура, религия, искусство.
Море всегда играло огромную роль в жизни эллинов. По нему пролегали пути сообщения между большинством греческих городов, которые имели торговые и военные корабли, плававшие в разные, порой весьма отдаленные страны. Греки добывали из моря рыбу и моллюсков, составлявших важную часть их питания. В морских сражениях решались судьбы многих античных государств. Все это способствовало тому, что в устных преданиях и литературе появлялось множество рассказов о владыке моря Посейдоне и фантастических обитателях морских глубин; среди них были морские нимфы нереиды, тритоны, морские драконы, кони и даже кентавры.
В религии греков Северного Причерноморья Посейдон не занимал ведущего положения, а роль покровителей мореплавателей здесь постоянно играли иные божества (Русяева 2005: 420). Однако это не означает, что на северных берегах Понта греки не знали множества мифов о боге морей и его спутниках. Судя по находкам археологов, в этом районе греческой ойкумены местом наибольшего интереса к подобным мифам было Боспорское царство. Отчасти это объясняется тем, что боспорские цари считали Посейдона своим предком. Определенные свиде-
тельства об этом дают надписи римского времени, в которых Савромат I и Рискупориды II и III названы потомками Посейдона (КБН 53, 980, 1048). Поэтому на монетах Савромат изображен стоящим с трезубцем, атрибутом бога, а рядом с бюстами Рискупорида V и Савро-мата IV отчеканен трезубец (Гайдукевич 1949, табл. 6, 89; Абрамзон и др. 2006: 76- 78, 108). Вероятно, традиция возводить свою родословную к Посейдону существовала уже у царей династии Спартокидов, при которых в III в. до н. э. чеканили монеты с изображением головы бога, а позже на боспорских монетах появлялись его атрибуты дельфин и трезубец (Зограф 1951: 179, 186, 195). Если в боспорских надписях изредка встречается имя Посейдона, то о других фантастических обитателях моря вообще нет упоминаний. Эту лакуну можно заполнить анализом памятников изобразительного искусства из раскопок на Керченском и Таманском полуостровах.
С первых лет появления греческих ионийских колонистов на берегах Керченского пролива здесь были известны многие мифы о Посейдоне и его спутниках. Ведь ионийцы, населявшие побережье Малой Азии и острова Эгейского моря, чтили Посейдона как покровителя своего племени. По словам Геродота, (I, 148), все ионийцы собирались на празднество Панионии в честь Посейдона на мысе Микале, находившемся против острова Самоса. Там, конечно, вспоминали мифы о боге морей, могущем послать бурю, или наоборот успокоить волны. Кроме того, все греки, в том числе и боспоряне, хорошо помнили поэмы Гомера, в которых Посейдон выступал на стороне ахейцев и гневался на Одиссея.
Надо думать, что боспоряне по традиции метрополии отмечали праздник Посейдона в месяце Посейдонионе, который сохранялся в их календаре до реформы I в. до н. э. Это был повод вспомнить разные мифы о боге, которого называли в Пантикапее спасителем кораблей (КБН: № 30). В Горгиппии торжества проходили у храма Посейдона, около которого стояли его статуи (КБН: № 1134).
Памятники изобразительного искусства позволяют увидеть Посейдона глазами боспорян и узнать о некоторых мифах с его участием. Как и всюду в Элладе, бог
морей представлялся бородатым мужчиной в расцвете лет, держащий в руке трезубец - жезл, напоминавший острогу для ловли рыбы. Дельфин, его священное животное, сопровождал или возил бога, а также исполнял его поручения. Древнейшие изображения Посейдона с дельфином и трезубцем в руках находятся на кизикинских статерах, обращавшихся на Боспоре во второй половине V в. до н. э. (Мирмекийский клад 2004: № 99).
В IV в. до н. э. в Пантикапее использовали в качестве украшений золотые нашивные бляшки с изображением Посейдона, сидящего на дельфине; в одной руке он держит трезубец, а другой повод для управления животным (На краю ойкумены 2002: № 148, 149). На краснофигурной пелике того же времени вазописец иллюстрировал миф о свадьбе Посейдона и нереиды Амфитриты. Она хотела избежать брака и укрылась в пещере, но посланный богом дельфин нашел беглянку и доставил хозяину. На пелике нарисован Посейдон с трезубцем и плывущий к нему дельфин с Амфитритой на спине (Schefold 1934: № 413).
В период наивысшего расцвета дружественных отношений Афин с Боспорским царством на берегах Понта Евксинского знали миф о состязании Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Сцена из этого мифа украшала западный фронтон Парфенона, скульптуры которого исполнил Фидий. Безусловно декор храма рассматривали многие боспоряне, посещавшие Афины (Скржинская 2002: 134-140), а один из них приобрел дорогую гидрию с изображением мифа. Центральные рельефные фигуры на этой вазе заимствованы из композиции Фидия: в центре находится оливковое деревце, рядом с ним с одной стороны стоит Афина, ударяющая в землю копьем, чтобы выросла маслина, а с другой стороны Посейдон вызывает трезубцем появление соляного источника. Дар Афины оказался предпочтительнее, и ее победу символизирует Ника, подлетающая к богине (Вальдгауэр 1914: 114).
Наибольшее количество морских фантастических обитателей включено в иллюстрации мифа о похищении финикийской царевны Европы на расписных аттических рыбных блюдах IV в. до н. э. Они найдены только на территории Боспорского государства, поэтому ученые при-
шли к выводу, что подобные изделия исполнены специально по заказу боспорян (Циммерман 1979: 89).
Наиболее подробно этот миф изложен в поэме Мосха «Европа», написанной во II в. до н. э. Поэт подробно описал, как Зевс похитил Европу, превратившись в красавца-быка. Царевна доверчиво села на спину очаровавшего ее животного, после чего бык помчался к морю, пробежал по волнам до острова Крита. Посейдон помог брату благополучно преодолеть водное пространство, на котором Европу и быка, бегущего по спокойной морской глади, сопровождали Тритоны, трубившие в раковины, дельфины и нереиды, плывущие на морских чудовищах. Прибыв на Крит, Зевс принял свой обычный божественный образ, и Европа стала его женой. Вероятно, у Мосха и афинских вазописцев был какой-то общий источник, так как стихи, написанные на два столетия позже изготовления названных рыбных блюд, очень точно иллюстрированы афинскими вазописцами. Они рисовали плывущих вслед за Европой дельфинов вместе с Тритоном и нереидой на гиппокампе, а на некоторых блюдах изображали также Посейдона. Мотив же любви Зевса передан фигурами эротов.
По верованиям греков, Тритон был сыном Посейдона и Амфитриты (Hes. Theog. 931; Lyc. 887; Polyb. VII, 91). Некогда его считали грозным морским божеством; как и его отец, он мог взволновать и успокоить море. Большая морская раковина служила его постоянным атрибутом; извлекая из нее мощный звук, Тритон обратил в бегство гигантов и уничтожил трубача Энея, пытавшегося с ним состязаться. Тритон появлялся в сказаниях об аргонавтах, он участвовал в мало известных сейчас мифах о битвах богов с гигантами и о столкновении с Гераклом (Her. IV, 179; Hyg. Astr. II, 23; Verg. Aen. X, 209).
Античные художники представляли Тритона так же, как и его отца, мужчиной в расцвете лет, но нижняя часть его туловища переходила в массивный хвост с плавником или двумя клешнями рака на конце. В эллинистический период фигуры Тритона приобрели в искусстве декоративный характер, и их стали изображать по нескольку в одной картине. В составе свиты Посейдона и его супруги
тритоны сопровождали бога и трубили в большие морские раковины. Так была украшена шкатулка с накладными костяными пластинками, принадлежавшая жителю Тиритаки (Античные государства Северного Причерноморья: 318, табл. 127, 2). В это же время появились женские соответствия тритонов. Одно из лучших изображений сохранилось на паре браслетов из Метрополитен Музея. Тритониды украшали позолоченые удила, входившие в убранство коня на азиатской части Боспора; они присутствуют в декоре саркофага из некрополя Горгиппии (Иванова 1958: 99-100, рис. 5; Власова 2004: 168, рис. 24).
Морской конь гиппокамп представлен в античной литературе и искусстве в основном как животное, перевозящее Посейдона и нереид. Это фантастическое существо имело голову и тело коня, переходящее в рыбий хвост, оканчивающийся таким же плавником или клешнями рака, как у Тритона и морского дракона. В культе Посейдона конь играл заметную роль. Недаром в гомеровском гимне (XXII, 6) бог назван укротителем коней, а одна из эпиклез бога Гиппий прямо указывала на его покровительство и связь с лошадями (Paus. VIII, 25, 3; 37, 7). Это способствовало появлению представления о том, что Посейдону и нереидам служат морские кони. В знаменитом святилище Посейдона на мысе Микале в Малой Азии находилась статуя бога с гиппокампом в руке ( Strab. VIII, 7).
Эти сказочные кони были хорошо известны на Боспоре. На чернофигурном лекифе из Пантикапея Посейдон нарисован едущим на гиппокампе (Борисковская 1997: 35, рис. 26), а нереиды, сидящие на гиппокампах, украшают расписные вазы, золотые подвески и саркофаги из раскопок Боспора. Иногда нереиды плывут на иных фантастических существах: морских драконах и кентаврах. Гиппо-кентавр в изобразительном искусстве встречается редко, а в Северном Причерноморье, насколько мне известно, есть лишь на одном пантикапейском саркофаге IV в. до н. э. (Иванова 1958: рис. 5). Платон в диалоге «Федр» (Phaedr. 229e) написал о «нелепых чудовищах», в числе которых назван гиппокентавр; это позволяет заключить, что такой образ присутствовал в мифологии эллинов V-IV вв. до
н. э., то есть как раз в то время, когда был сделан упомянутый саркофаг.
Гиппокампы и морские драконы иногда встречаются и как отдельные персонажи. Их фигурами украшали колесницы (Власова 2004: 106, рис. 19, 20), кольца, диадемы, нашивные бляшки. Прототипом морского дракона, вероятно, был морской конек. Его узкая морда иногда увенчивалась рогом, шея снабжалась перепончатым гребнем, чешуйчатое змеиное тело могло иметь крылья или плавники. К древнейшим изображениям морского дракона в Северном Причерноморье относятся золотые бляшки конца V в. до н. э. из кургана Куль-Оба; бляшки с подобным изображением были нашиты на одежду и покрывала в могилах курганов Большая и Малая Близница (Копей-кина 1986: 47). Лучшие изображения этого фантастического животного сохранились на перстне (Уильямс, Огден 1995: 108) и на диадеме из некрополя Пантикапея (Dep-pert-Lippitz 1985: 275, Taf. 28). Синяя стеклянная вставка в золотой перстень изображает море, по которому плывет золотой дракон в окружении рыб. На украшенной гранатами золотой диадеме два дракона обрамляют центральную фигуру крылатой богини. Из-за отсутствия такого сюжета в письменных источниках смысл этой композиции сейчас едва ли поддается убедительному толкованию.
Среди изображений нереид, плывущих на морских фантастических существах, определенно можно выделить лишь Фетиду. Жители Северного Причерноморья нередко вспоминали мифы об этой нереиде. Ведь она несколько раз появляется в поэмах Гомера, известных с детских лет каждому греку (Il. I, 538; VI, 135; XVIII, 35; Od. XXIV, 75).
Художники в VI-V вв. до н. э. выбирали из мифов о Фетиде чаще всего сюжет ее свадьбы с Пелеем, а в эллинистический период рассказ о том, как нереида заказала Гефесту щит, меч, панцирь и поножи и отвезла доспехи и оружие Ахиллу сама или вместе со своими сестрами (Hom. Il. XVIII, 459-476; 608-616; Hyg. Fab. 106). Фетида, едущая на гиппокампе с изделиями Гефеста в руках, изображена на парных золотых подвесках из кургана Большая Близница на азиатской стороне Боспора (Уильямс, Огден 1995: № 120, 202). На рельефе одной
подвески в руках нереиды находятся поножи, а на другой -панцирь; у ног гиппокампа плывут дельфины. Фигурки нереид, везущих разные предметы вооружения, украшают серьги из кургана Куль-Оба и саркофаг из некрополя Горгиппии (Иванова 1958: рис. 4, 5, 7).
По количеству спутников бога Посейдона можно сравнить с Дионисом, постоянно изображавшимся вместе с сатирами и силенами. Но в отличие от последних бог морей и его свита не встречаются на Боспоре на предметах массового и местного производства. Это подтверждает мнение исследователей о достаточно скромной роли Посейдона в пантеоне богов Боспорского царства.
Созданные в античном искусстве образы фантастических существ получили второе рождение в произведениях европейских скульпторов и художников нового времени. В декор фонтанов они часто включали Посейдона или его римского аналога Нептуна, а также его сказочную свиту. Таков, например, самый знаменитый римский фонтан Треви: в центре его многофигурной композиции Нептун, стоящий на колеснице, ее везут гиппокампы, а тритоны держат их под уздцы. Декоративные фигуры тритонов есть и среди прославленных фонтанов Версаля (Колесница Аполлона, Пирамида).
В России увлечение образами античности достигло наибольшего расцвета в XVIII-XIX вв. Вспомним пушкинские строки из «Медного всадника»: «И всплыл Петро-поль, как Тритон, по пояс в воду погружен». В наибольшем количестве морские фантастические существа встречаются в парках Петергофа. Древнее представление о Тритоне как грозном божестве воплотилось в фонтане у оранжереи в Нижнем парке: там тритон разрывает пасть морскому чудовищу. В композиции фонтана «Нептун» в Верхнем парке бог морей с трезубцем в руке представлен в окружении тритонов и гиппокампов. Два тритона, трубящие в раковины, венчают Большой каскад, у его подножья на борту бассейна находятся две тритониды с детьми тритонами. Мальчики тритоны поддерживают чаши в двух фонтанах «клоши» близ павильона Марли, а морские драконы сторожат грот каскада «Шахматная гора».
Литература
Абрамзон и др. 2006 - Абрамзон М. Г., Фролова Н. А., Куликов А. В., Смекалова Т. Н., Иванина О. А. Клады античных монет из собрания Керченского государственного историкокультурного заповедника. Киев.
Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984.
Борисковская 1997 - Борисковская С. П. Аттические чернофигурные лекифы из некрополя Пантикапея // Труды Гос. Эрмитажа.
Вальдгауэр 1914 - Вальдгауэр О. Императорский Эрмитаж. Краткое описание античных ваз. СПб.
Власова 2004 - Власова Е. В. Курган Васюрина гора на Таманском полуострове // Эллинистические штудии в Эрмитаже. СПб.
Иванова 1958 - Иванова А. П. Анапский саркофаг и деревянная резьба на Боспоре в эпоху эллинизма // Труды Гос. Эрмитажа. Вып. 2.
Гайдукевич 1949 - Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М., Л.
Зограф 1951 - Зограф А. Н. Античные монеты. М.
Копейкина 1986 - Копейкина Л. В. Золотые бляшки из кургана Куль-Оба // Античная торевтика. Л.
КБН - Корпус боспорских надписей. М., Л., 1965.
Мирмекийский клад. СПб., 2004.
На краю ойкумены. СПб., 2002.
Русяева 2005 - Русяева А. С. Религия понтийских эллинов в античную эпоху. Киев.
Скржинская 2002 - Скржинская М. В. Ольвиополиты и боспоряне в Афинах // ВДИ. № 2.
Уильямс, Огден 1995 - Уильямс Д., Огден Д. Греческое золото. Ювелирное искусство классической эпохи V-IV вв. до н. э. СПб.
Циммерман 1979 - Циммерман К. Фрагменты аттических блюд в Эрмитаже // Из истории Северного Причерноморья в античную эпоху. Л.
Deppert-Lippitz 1985 - Deppert-Lippitz B. Griechischer Goldschmuck. Mainz am Rhein.
Schefold 1934 - Schefold K. Untersuchungen zu den Kertschen Vasen. Berlin; Leipzig.
Fantastic marine creatures in the mythology of inhabitants of Bosporanian kingdom
Hellenes all around the Greek world told many myths about Poseidon and his companions. In the Bosporanian inscriptions there are only a few mentions of the sea god while other sea creatures are not mentioned there at all. Articles of fine art found on the Kerch and Taman peninsulas help us close this gap.
Poseidon, Amphitrite and their son Triton, as well as sea horses and dragons are depicted mainly on foreign (non-Bosporian) vases and jewellery. But they are rarely present on the masterpieces of local craftsmen. We point out the myths that inspired ancient jewellers, vase painters and masters who produced valuable sarcophages. These findings lead us to the conclusion that Bosporanians were aware of the famous Greek myths about fantastic marine creatures, but these myths didn't play a substantial role in their religious practice.