Научная статья на тему 'Эпиклезы Аполлона в античной литературе и их отражение на памятниках искусства из Ольвии и городов Боспора'

Эпиклезы Аполлона в античной литературе и их отражение на памятниках искусства из Ольвии и городов Боспора Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
527
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПОЛЛОН / ОЛЬВИЯ / БОСПОР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Скржинская Марина Владимировна

В статье рассматриваются эпиклезы Аполлона в античной литературе и их отражение на памятниках искусства из Ольвии и городов Боспора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эпиклезы Аполлона в античной литературе и их отражение на памятниках искусства из Ольвии и городов Боспора»

М. В. Скржинская

Эпиклезы Аполлона в античной литературе и их отражение на памятниках искусства из Ольвии и городов Боспора

Древние греки почитали большинство своих богов в нескольких ипостасях. В устной практике и в литературе им соответствовали различные эпиклезы — определения, отражающие те или иные функции божества. Аполлон принадлежал к числу богов, имевших множество эпиклез. Например, лапидарные надписи и граффити из Ольвии дают возможность узнать шесть местных эпиклез бога: Иетрос (Врач), Дельфиний, Ликей (Волчий), Борей (Северный), Таргелий и Простат (Защитник)1, а памятники изобразительного искусства позволяют их еще больше расширить.

С древнейших времен в эпитетах Аполлона часто присутствовали слова лук и стрела. В эпических поэмах и гимнах бога называли сребролуким (аруирото^о^ Hom. II. II, 76; Hymn. IX, 5 и др.), и этот постоянный эпитет мог даже замещать имя бога, как, например, в молитве, которую Гомер вложил в уста жреца Хриса (Il. I, 36). Автор гимна Аполлону (Hom. Hymn. XIII,126) и Пиндар (fr. 19) именовали бога то^офбро^. Подобные эпитеты были хорошо известны ольвиополитам и боспорянам. Ведь все граждане имели хотя бы первичное школьное образование2, а оно у греков обязательно включало знакомство с эпическими поэмами. Дион Хросостом в своей «Борисфенитской речи» (XXXVI, 10) отметил особую любовь ольвиополитов к произведениям Гомера и стремление местных поэтов писать в гомеровском духе. Среди ольвийских граффити имеются цитаты из «Малой Илиады» и из «Одиссеи», а надпись на чернолаковой солонке свидетельствует о состязаниях в чтении эпических поэм во время симпосиумов в Пантикапее.3

Фольклор и литература способствовали тому, что в изобразительном искусстве лук и стрелы были избраны одним из отли-

1 Русяева А.С. Религия и культы античной Ольвии. Киев, 1992. С. 29- 55.

2 Скржинская М.В. Образование и досуг ольвиополитов //Древнейшие государства Восточной Европы. М., 1999. С.62- 66.

3 Блаватский В.Д. Пантикапей. М., 1964. С. 93. Рис. 28; Виноградов Ю. Г. Киклические поэмы в Ольвии //ВДИ. 1969. № 3. С. 142; Яйленко В.П. Граффити Левки, Березани и Ольвии // ВДИ 1980. № 3.С. 68. № 33.

чительных атрибутов Аполлона. Именно с ними прославленный скульптор Леохар в IV в. до н. э. представил бога на знаменитой статуе, повторенной в множестве копий и называемой теперь Аполлоном Бельведерским. Статуя Аполлона с большим луком у ног и стрелой была привезена в Ольвию в VI в. до н. э. и на многие столетия стала здесь почитаемым кумиром. Изображение этой скульптуры сохранилось на ольвийской монете II в. н. э.4

Разящие стрелы бога могли нести и наказание, и исцеление. Они были отличительным символом Аполлона в ипостаси Врача ('Intpoç), который стал богом покровителем колонистов, отправлявшихся искать новую родину на северном и западных берегах Черного моря. Первые монеты в основанных здесь городах от Аполлонии на западе до Ольвии и Керкинитиды на севере имели форму наконечника стрелы. Они находились в обращении примерно столетие, начиная с середины VI в. до н. э., и, согласно мнению современных исследователей, символизировали Аполлона5. То же значение имела стрела на эталонных весовых гирях, найденных на Березани6. Лук и стрелы как атрибуты Аполлона были знакомы также и боспорянам. Такова, например, стрела в пасти грифона, символизирующая бога на монетах Пантикапея7, или его изображение с луком на халцедоновой вставке в перстень, принадлежавший жителю Горгиппии в IV-III вв. до н. э.

Все ионийцы, по словам Страбона (IV, 1, 4), почитали Аполлона с эпиклезой Дельфиний. Античные авторы неоднократно упоминали святилище Аполлона Дельфиния в Афинах (Aristot. Ath- 57,3; Andocid. I, 78; Plut. Thes. 12, 18), а в Милете Дельфи-нион был главным храмом города9. В ионийских и некоторых других колониях также появлялись свои Дельфинионы10. Их

4 Зограф А.Н. Античные монеты. М., Л., 1951. С.143; Русяева А.С. Указ. соч. С.37.

5 Анохин В.А. Монеты-стрелки // Ольвия и ее округа. Киев, 1986. С. 77, 78, 84.

6 Крапивина В.В. Архаические весовые гири Березани и Ольвии // Ольвия и ее округа. Киев, 1986. С. 108, 109. № 1, 3.

7 Виноградов Ю.А., Шауб И.Ю. Семантика изображений на золотых статерах из Пантикапея //Археологические вести. 2005. № 12. С. 221.

8 Неверов О.Я. Античные инталии в собрании Эрмитажа. Л., 1976. № 54.

9 Кобылина М.М. Милет. М., 1965. С. 74- 82.

10 Bilabel Fr. Die ionische Kolonisation. Leipzig, 1920. S. 109- 110.

строили на западном и северном краях греческой ойкумены в Массилии (Strab. IV, 1, 4) и в Ольвии Понтийской, где найдено немало посвящений Аполлону Дельфинию архаического, классического и эллинистического времени11.

Эллины заимствовали культ Дельфиния на Востоке в микенскую эпоху, и хеттский Телепинус на греческой почве стал произноситься как Дельфиний12. В дальнейшем это определение Аполлона в народной этимологии связалось со словом дельфин (8вАфц), что отразилось в гимне Аполлону, сочиненном ионийским автором в VII-VI вв. до н. э. (Hom. Hymn. II, 315-317): Так как впервые из моря туманного в виде дельфина Близ корабля быстроходного я поднялся перед вами, То и молитесь мне впредь как Дельфинию. (Перевод В.В. Вересаева).

Этим объясняется, почему дельфин стал атрибутом Аполлона в ипостаси Дельфиния. Бог с такой эпиклезой, согласно верованиям ольвиополитов, был организатором и покровителем их государства и с конца VI в. до н. э. несколько столетий занимал главенствующее положение в пантеоне богов этого полиса, оттеснив на второй план Аполлона в ипостаси Врача13. Одним из выражений этого стали пришедшие на смену монетам-стрелкам медные монеты разных номиналов в форме фигурки дельфина; они в отличие от первых обращались только на территории Оль-вийского полиса и существовали более столетия, начиная с третьей четверти VI в. до н. э. Позднее Аполлон и его символ дельфин неднократно изображались на ольвийских монетах и эталонных весовых гирях IV в. до н. э.14 На подобных гирях изредка встречается эмблема Ольвии, состоявшая из фигур орла и дельфина 5, на монетах же эта эмблема постоянно чеканилась с

11 Русяева А.С. Указ. соч. С. 42-43.

12 Гиндин Л.А. Отражение мифа о поединке в гомеровских гимнах // Античная балканистика. Ч. 2. М., 1975. С. 58; Яйленко В.П. Греция и ближний Восток. М. 1990. С. 222.

13 Русяева А.С. Указ. соч. С. 42.

14 Крапивина В.В. Коллегия агораномов в Ольвии // Боспорские исследования. Вып 5. Симферополь-Керчь, 2004. С. 135-137. №8, 9 12, 13, 15-18, 21, 22.

15 Там же. С. 135. № 11.

последней трети V в. до первой половины II в. до н. э.16 Орел и дельфин символизировали Зевса и Аполлона, самых почитавшихся ольвиополитами богов. Недаром их храмы стояли рядом на священном участке, примыкавшем к главной площади города.

Изображение дельфина на монетах Ольвии римского времени становится крайне редким, потому что в это время здесь первенствующее положение вместо Дельфиния получил Аполлон Простат (защитник). Орел же, символизировавший Зевса, продолжал занимать видное место на местных монетах.

В глазах греков одной из отличительных черт Аполлона был его выдающийся талант игры на струнных инструментах лире и кифаре. Он считался покровителем мусических искусств, и в этом качестве его называли Мусагетом, предводителем Муз (Hom. Hymn. III, 475-486). В Дельфах на знаменитых во всей Элладе Пифийских играх в честь Аполлона мусические агоны занимали ведущее положение. Эпиклезы бога Моиоауетп? и Мойоар%о<; известны в античной литературе с архаического времени (Hom. Hymn. III, 450; Terp. Fr. 3; Pind. Fr. 116; Diod. Sic. I, 18). В эпиграфике античных государств Северного Причерноморья такие эпиклезы отсутствуют, но произведения искусства свидетельствуют о знакомстве местного населения с этой ипостасью бога, а также с мифами о его победах на мусических состязаниях.

Изображения Аполлона Мусагета появились на привозных вазах уже в конце VI в. до н. э. Таков, например, аттический чернофигурный килик из раскопок Ольвии; на нем нарисован Аполлон с лирой и две Музы17. Сцены из мифа о победе Аполлона в состязании с силеном Марсием запечатлены на двух вазах IV в. до н. э. из Пантикапея и Херсонеса18. Аполлона Муса-гета нередко изображали в нарядном длинном подпоясанном хитоне, который греческие кифареды надевали во время выступлений на праздничных агонах и концертах. В таком одеянии

16 Карышковский П.О. Об изображениях орла и дельфина на монетах Синопы, Истрии и Ольвии // Нумизматика Северного Причерноморья. Киев, 1982. С. 80- 98; Русяева А.С. Указ соч. С. 65-70.

17 Одесский археологический музей АН УССР. Киев, 1983. № 51.

18 ОАК 1904. С. 68. Рис. 104; Музы и маски. СПб., 2005. № 32.

бог запечатлен на упомянутой вазе из Пантикапея и на терракоте с азиатской части Боспора19.

Представление об Аполлоне музыканте отразилось в искусстве в виде изображений бога с лирой или кифарой, ставшими его постоянными и хорошо узнаваемыми атрибутами. Такие изображения в Северном Причерноморье встречаются как на импортных, так и на местных изделиях. О популярности последних свидетельствует форма из мастерской коропласта III в. до н. э. на Центральном теменосе Ольвии; терракотовые фигурки, выходившие из этой формы, изображали сидящего Аполлона, играющего на лире20. Множество монет, отчеканенных в Тире, Ольвии и на Боспоре, украшены на аверсе головой Аполлона, а на реверсе лирой или кифарой21.

Подобные изображения на привозных вазах появились уже в архаическое время. Аполлон с кифарой изображен рядом с Афиной на чернофигурных ольпах из Ольвии и Борисфена и на килике из Пантикапея22. Особо следует выделить чернофигур-ный лекиф 530-520 гг. до н. э. из Ольвии23. Насколько мне известно, на нем находится единственный сейчас уцелевший в Северном Причерноморье рисунок, иллюстрирующий представление об Аполлоне как о зрелом мужчине, а не юном боге, каким его привычно видеть на множестве памятников изобразительного искусства. Вазописец нарисовал Аполлона бородатым; одетый в разукрашенный узорами хитон и плащ, он сидит на табурете- дифросе и играет на большой кифаре; перед с ним стоит Дионис в венке, за которым находится его постоянный спутник хвостатый силен с ослиными ушами. Кроме бороды у Аполлона здесь следует отметить и то, что он играет на большой кифаре сидя, а не, как в обычно стоя.

19 Кобылина М.М. Терракотовые статуэтки Пантикапея и Фанагории. М., 1961. С. 61.

20 Леви Е.И. Ольвия. Город эпохи эллинизма. Л., 1985. С. 83. Рис. 73.

21 Анохин В.А. Монетное дело Боспора. Киев, 1986. № 168, 226; Он же. Монеты Северо- западного Причерноморья. Киев, 1989. № 282-291, 311, 313, 317, 338, 339, 383, 387, 454, 460.

22 Сидорова Н.А. Чернофигурная керамика из Пантикапея // Сообщ. ГМИИ. № 17. М., 1984. С. 103. Рис. 24 б; Скуднова В. М. Архаический некрополь Ольвии. Л., 1988. С. 64. № 79; Борисфен - Березань. Начало античной эпохи в Северном Причерноморье. СПб., 2005. № 132.

23 Скуднова В.М. Указ соч. С. 38. №. 9.

Эпиклеза Аполлона FoTßo? (Лучезарный) встречается в греческой литературе с самых ранних времен. Гомер (Il. I, 43, 72, 443; XX, 68) и Гесиод (fr. 194), а также авторы гимнов богам (Hom. Hymn. XXVII, 14; Callim. Hymn. III, 6, 145) называли Аполлона Фебом, а позже его прямо уподобляли солнцу (Macr. Sat. I, 117). Лев издавна был солярным знаком Аполлона24 и символизировал бога на милетских монетах эпохи Великой греческой колонизации25. Эта традиция была продолжена в милетских колониях на Боспоре26. Голова льва на древнейших монетах Пантикапея, а затем стоящие и лежащие львы олицетворяли верховного бога этой колонии. Солярный символ льва и отмеченное выше знание эпических поэм позволяет заключить, что на Боспоре эпиклеза Аполлона Феб была широко известна.

Эпитет Аполлона Гиперборейский связан с древним преданием о том, что раз в несколько лет бог отправляется в сказочную страну гипербореев (Diod. II, 47), обитающих где-то далеко на севере за пределами северного ветра борея (Her. IV, 13). Атрибутом Аполлона Гиперборейского был фантастический зверь грифон, как и гипербореи, живущий в каких-то отдаленных землях. Древнейшее известное сейчас изображение Аполлона с грифонами найдено на острове Делосе; там находился знаменитый во всем греческом мире храм бога, около которого справлялись панэллинские празднества. Именно туда, согласно легенде, гипербореи ежегодно отправляли свои дары (Her. IV, 33; Callim. Hymn. IV, 292; Paus. I, 31, 2). Милетяне также считали грифона одним из символов Аполлона, и не случайно его изображение присутствовало в декоре милетского храма этого бога . Афинские вазописцы иногда изображали Аполлона едущим на грифоне. Килик с таким рисунком, исполненным в IV в. до н. э., найден на хоре Херсонеса28.

К IV в. до н. э. относятся замечательные золотые статеры Пантикапея; на их реверсе представлен львиноголовый грифон со стрелой в зубах. Он напоминает об эпиклезе бога Гипербо-

24 Cahn H. Die Löwen des Apollo // Mus. Helveticum. 1950. № 7. S. 185.

25 Зограф А.Н. Указ. соч. С. 62 Табл. 1, 7 и 9.

26 Шелов Д.Б. Монетное дело Боспора. М., 1956. С.17- 18; Анохин В.А. Указ соч. 1986. № 1-12, 14-24, 85, 99, 108.

27 Archaeologische Anzeiger. 1913. S. 181. Abb. 6,7.

28 Горбунова К. С. Краснофигурный килик, найденный на некрополе Панское // История и культура античного мира. М., 1977. С. 41- 45.

рейский и о мифе с участием гипербореев, живших, по верованиям греков, где-то не далеко от их северных колоний на Понте Евксинском29. Стрела в пасти чудовища еще один символ Аполлона, о котором говорилось выше.

С мифом об Аполлоне Гиперборейском связан образ всадника на грифоне, нарисованного на пеликах так называемого керченского стиля. В IV в. до н. э. афинские вазописцы специально расписывали такие вазы для вывоза в боспорские города30.

Итак, памятники искусства из раскопок Ольвии и Боспора дали возможность рассмотреть иллюстрации к многочисленным эпиклезам Аполлона, верховного бога обоих государств. Росписи ваз, терракоты и монеты помогли узнать, какие зрительные образы возникали у ольвиополитов и боспорян при мысли о той или иной ипостаси Аполлона. Кроме того, анализ изображений позволил дополнить к известным по надписям эпиклезам несколько других: Мусагет, Феб, Гиперборейский. Две последние в основном получили распространение на Боспоре, а ипостась Дельфиния, хотя и была известна боспорянам (КБН № 1038), не имела здесь широкого круга почитателей и потому в отличие от Ольвии, почти не отразилась в изобразительном искусстве.

29 Виноградов Ю.А., Шауб И.Ю. О семантике изображений на золотых статерах Пантикапея // Археологические вести 2005. № 12. С. 219- 233.

30 Кобылина М.М. Поздние боспорские пелики // МИА.№ 19. М., 1951.С.146; Онайко Н.А. Аполлон Гиперборейский // История и культура античного мира. М., 1977. С. 157; Шталь И.В.Указатель мифо-эпических сюжетов античной краснофигурной вазовой росписи керченского стиля // Классическая филология на современном этапе. М., 1996. С. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.