ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
13-14 ноября 2015 г.
УДК 343.225.4
ГИПНОЗ КАК ВИД ПСИХИЧЕСКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
Д. А. Семенова
С каждым годом человечество приумножает свои знания во многих областях, включая гипнологию. Познавая механизмы функционирования головного мозга людей и его организма в целом, наука производит на свет и новые гипнотические техники и технологии манипуляции личностью. В последнее время массово стала выпускаться и свободно распространяться литература, посвященная гипнозу, техникам нейролингвистического программирования (НЛП), стали проводиться семинары по обучению навыкам их применения, что повлекло за собой учащение случаев совершения преступлений с их использованием.
Противоправный гипноз следует определить как умышленное неправомерное приведение человека в беспомощное к сопротивлению состояние помимо его воли путем информационного воздействия на его психику. Под этим следует понимать воздействие информационного характера на психику человека различными способами, вызывающими у него эмоции страха или гипнотическое состояние, что подавляет его волю и ограничивает способность к свободному самовыражению [1: 92].
Криминальный гипнотизер - это лицо, применившее гипноз в отношении другого лица, с целью совершения или облегчения совершения преступления в отношении последнего, либо принуждения его посредством гипноза к совершению преступления в отношении третьего лица.
Лицо, совершившее преступление под влиянием гипноза, - это лицо, которое в результате гипнотического принуждения совершило преступление, во время нахождения в гипнотическом состоянии либо после выхода из него, руководствуясь постгипнотическим внушением, в отношении третьего лица.
Преступления, способом которых является гипноз, могут совершаться не только загипнотизированным лицом, но и в отношении его самого.
Возникает вопрос: в какой степени лицо, совершившее преступление под влиянием гипноза будет подлежать уголовной ответственности в подобных случаях?
Гипноз является особым видом психического насилия, а значит, и специфическим видом психического принуждения [2: 45]. Следовательно, квалификация содеянного должна проходить в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 40 УК РФ.
Отмечается ряд психофизиологических свойств гипноза имеющих значения для уголовного права. Так, в отличие от человека, находящегося в бодрствующем состоянии, загипнотизированный некритично воспринимает переданную ему информацию. Указанное явление обусловлено тем, что воздействие слова вызывает в мозгу загипнотизированного человека возбуждение, которое сосредотачиваясь в каком-либо месте коры, развивает вокруг себя тормозной процесс. Рассматривая криминальные свойства гипнотических феноменов, можно прийти к выводу, что с помощью них возможно: амнезирование определенных фактов, событий, внушение загипнотизированному лицу наличия несуществующих в объективной реальности предметов, ощущений, действий или, наоборот, отсутствие существующих; выполнение (воздержание от выполнения) тех или иных действий в назначенный год, день и час.
Разграничивая физическое и психическое насилие, можно прийти к выводу, что граница между ними должна проводиться исходя из объективных (по характеру причиненного вреда: нарушение анатомической целостности и процессов жизнедеятельности организма или воздействие на психику) и субъективных (по направленности умысла преступника) признаков. Так, криминальный гипнотизер может воспользоваться медикаментозными средствами для усиления гипнабельности потерпевшего с целью дальнейшего воздействия на психику, а не с целью причинения вреда его здоровью или смерти. Следовательно, наркогипноз, оказываю-
Гипноз как вид психического принуждения в уголовном праве
щий незначительное физиологическое влияние на организм человека, является разновидностью психического насилия.
В результате криминологического исследования было установлено, что жертвами криминального гипноза чаще всего становятся лица женского пола в возрасте от 13 до 60 лет и выше. Пострадавшие обладают высокой уязвимостью в отношении определенных видов преступлений, следовательно, конкретных способов их совершения (в частности гипноза), поэтому относятся к избирательно типу. Рассматриваемая категория лиц характеризуется тем, что они часто испытывают чувство страха и тревоги, неуверенны в себе, но при этом открыты для общения с окружающими. Личностная незрелость потерпевших практически не обусловлена уровнем их интеллекта. Пострадавшие не оказывают сопротивления преступнику в силу беспомощного состояния, вызванного гипнозом, поэтому динамическая область жертвы характеризуется пассивностью в момент совершения преступления [3: 65].
В целях предупреждения преступлений, совершенных с применением гипноза, как вида психического принуждения предлагается - дать законодательное определение гипноза, обозначить круг лиц, имеющих право применять гипноз, внести дополнение в ст. 17 Федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», включив в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензий на проведение и обучение гипнозу.
На основании вышеизложенного материала можно сделать вывод, что под гипнозом в уголовном праве следует понимать измененное состояние сознания, которое возникло в результате целенаправленного воздействия на психику лица и использовалось в качестве способа совершения преступления.
В настоящее время, еще не выработана достаточная нормативно-правовая база, которая позволила бы подвергнуть регламентации применение гипноза и установить ответственность за преступления, совершенные с его использованием.
ЛИТЕРАТУРА
1. Седых Л. В. Гипноз как способ психического принуждения // Труды юридического факультета Ставропольского государственного университета. Вып. 19. Ставрополь: Сер-висшкола, СГУ, 2008.
2. Седых, Л. В. Использование гипноза в предвыборной агитации // Труды юридического факультета Ставропольского государственного университета. Вып. 17. Ставрополь: Сер-висшкола, СГУ, 2008.
3. Чечель Г. И., Седых Л. В. Особенности квалификации преступления, совершенного загипнотизированным лицом // Уголовное право. 2009. № 3.