Гиперборейская топонимика на древних картах
ОЛЕГ МАТВЕйЧЕВ
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, т [email protected].
Ключевые слова: история философии; мифология; религия; Древняя Греция; Гиперборея; арктическая гипотеза.
В статье изучаются различные версии локализации Гипербореи, существовавшие в античности и дошедшие до Средневековья и Нового времени. Географические знания древних греков и римлян рассматриваются в связи с их мифологическими, религиозными, философскими воззрениями. Автор выделяет две основных версии относительно дислокации Гипербореи — северо-восточную («скифскую») и западную. Первая основывалась на сообщениях из «Аримаспеи» Аристея Проконес-ского, переданных в основном Геродотом; ее придерживались Гелланик, Помпоний Мела, Плиний Старший. Вторая восходит к Пиндару, представлявшему гиперборейцев как «антискифов»; ее придерживались Гекатей Абдерский, Псевдо-Аполлодор и др.
Автор отмечает, что в поздней античности и в Средние века в европейской картографии господствовали топонимика и географические парадигмы, восходящие к Птолемею, а понятие «гиперборейский» использовалось преимущественно как поэ-
тический синоним слова «северный». С IX по XVI век эпитет «гиперборейцы» относился по большей части к русскому народу. Лишь с открытием Московской Руси для европейских исследователей и негоциантов, с выходом записок о России Матвея Меховского и Сигизмунда фон Гер-берштейна «гиперборейская» топонимика начинает заменяться на картах русскими названиями. В заключении статьи автор обращается к теме поиска гипотетического северного континента, предпринятого в XV-XVI веках. Его описания, восходящие к утраченной книге «Счастливое открытие» (XIV век), создали целую картографическую традицию, поддержанную Мартином Бехаймом, Йохан-несом Рюйшем, Оронцием Финеусом, Герардом Меркатором, Абрахамом Ортелием, и дали новую жизнь гиперборейской метафорике. Эмпирических доказательств существования северного материка, однако, не нашлось, и к середине XVII века ледовитый континент «растаял» уже на большинстве карт.
ПЕРВЫЕ сведения о дислокации Гипербореи, страны «по ту сторону северного ветра», содержатся, по-видимому, во фрагменте из гесиодической поэмы «Каталог женщин» (VI век до н. э.) о «пышноконных гипербореях» ([Hesiod.] Cat. fr. 150), связывающем этот народ, как принято считать, со скифами. О близости гипербореев народам великой евразийской степи, кажется, может свидетельствовать и отрывок из «Делосских дев» Кратина (VI-V века до н. э.), сохранившийся у Гесихия: «...гиперборейцы, которые хранят почетные венки под открытым небом» (Cratin. fr. 22 CAF), указывающий на то, что гиперборейцы, подобно скифам, не строили храмов богам.
Северо-восточная, «скифская» версия локализации Гипербореи подкрепляется и позднейшим сообщением Геродота о гиперборейских сельскохозяйственных дарах. Впервые они были посланы на Делос с девушками Гиперохой и Лаодикой, сопровождаемыми пятью охранниками. На родину посольство не вернулось, и впредь северяне, испугавшись подобной судьбы и для других посланцев, передавали дары для Артемиды через скифов, а те по цепочке—через своих южных соседей (Hdt. IV 33).
Приведенный Геродотом маршрут передачи гиперборейских даров совпадает с путем к гиперборейцам, описанный в «Ари-маспее» Аристея Проконесского (VII или VI век до н. э.). Фрагментов поэмы сохранилось немного (Tzetz. Chil. VII 678-684; Pausan. I 24, 6; Ps.-Long. De sublim. 10 4; Strab. II 3, 5). Содержание ее известно нам в основном из Геродота, приведшего также и некоторые сведения об авторе. С его слов, в свое время служитель Аполлона Аристей, будучи «одержимым Фебом» (foißoXa^nToq), отправился на поиски таинственной северной страны. Через Северное Причерноморье, земли киммерийцев и скифов он дошел до исседонов, из расспросов которых установил, что дальнейший путь лежит на север через одноглазых от рождения аримас-пов, стерегущих золото грифов, а еще выше за ними, на границе с морем, и обитают, собственно, гипербореи (Hdt. IV, 13). Все эти народы, по Аристею, весьма опасны и все время воют между собой, не ведая перемирий, — за исключением миролюбивых гиперборейцев.
204 Логос • Том 32 • #6 • 2022
Рис. 1. Реконструкция карты мира Геродота из «Атласа античной и классической географии» Сэмюэла Батлера (1907).
В изложении Геродота слышны отголоски легенд о блаженном крае за пределами известного мира, восходящих к Алкею (Himer. Orat. XIV 10) и Пиндару, у которого гиперборейцы впервые представляются сказочными небожителями, обладающими сверхъестественными способностями (Pind. Ol. III 16-17). «Ни вплавь, ни впешь никто не вымерил дивного пути к сходу гипербореев» (Pyth. X 29-30)1, — эти слова Пиндара, казалось бы, отражают представления о Гиперборее как стране фантастической и метафорической — наподобие Островов Блаженных или Елисейских полей, которые никому не придет в голову искать в реальном мире2. Однако в третьей Олимпийской песне Пиндар выражается о локации Гипербореи вполне определенно, помещая ее у «те-
1. Пиндар. Пифийские песни // Он же. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М.: Наука, 1980. С. 109.
2. Именно такого мнения придерживался, например, Алексей Лосев, утверждавший: «В географии античных гиперборейцев самое важное — прежде всего определенного типа человеческая жизнь, а уже потом — фиксация той или иной местности в известном или неизвестном тогда географическом мире» (Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957. С. 418). Таким образом, гипербореи как символы определенного типа социальной жизни оказывались у Лосева в одном ряду с гомеровскими киконами, лотофагами, киклопами, лестриго-нами, феаками.
нистых истоков» Истра—там, где Геракл заполучил ростки оливы, дерева, «осеняющего мужей и венчающего подвиги» (Pind. Ol. III 12-18), то есть, в землях, лежащих, по представлению греков (см. Hdt. II 33), далеко на северо-западе, на противоположном от скифов конце Европы.
Таким образом, у Пиндара появляется западный вектор в поисках Гипербореи, который на тысячелетия станет альтернативой скифской гипотезе. Профессор Бергенского университета Пер Сандин объясняет выбор Пиндара его дорическим происхождением и вытекающим из этого желанием сильнее связать Гиперборею с культом Аполлона, почитавшегося среди дорийцев больше, чем среди ионических греков, превратив гиперборейцев в настолько «янши-скифов», насколько это только возможно. И потому в сообщениях Пиндара о гиперборейцах он видит
.сравнительно позднюю чисто литературную конструкцию, основанную на стимулах для воображения, вызванных весьма многообещающим названием «Люди по ту сторону северного ветра»3.
Версии Пиндара придерживается, например, ученик Пирро-на Гекатей Абдерский (IV-III века до н. э.), автор утопического романа «О гипербореях», дошедшего до нас в малочисленных фрагментах и ставшего одним из важнейших источников для Плиния и Мелы, а также Диодора Сицилийского. По Гека-тею, Гиперборея находится на плодородном острове «не меньше Сицилии» на северо-западе Европы — «напротив Кельтики на океане» (Diod. Sic. II 47)4. «У Атланта», то есть на крайнем Западе дислоцирует гипербореев Псевдо-Аполлодор (Apollod. II 5, 11).
Впрочем, многие античные ученые были уверены, что Кельти-ка находится в непосредственном соседстве со Скифией. Плутарх, например, пишет:
Некоторые утверждали, будто земля кельтов так велика и обширна, что от Внешнего моря и самых северных областей оби-
3. Sandin P. Scythia or Elysium? The Land of the Hyperboreans in Early Greek Literature // Visions of North in Premodern Europe. Turnhout: Brepols Publishers, 2018. P. 30.
4. Гекатей Абдерский. О гипербореях / Публ. А. В. Подосинова // Труды кафедры древних языков. Вып. III. М.: Индрик, 2012. С. 153-154.
Рис. 2. Реконструкция карты мира Помпония Мелы из «Истории античной географии» Эдварда Банбери (1879).
таемого мира простирается на восток до Мэотиды и граничит со Скифией Понтийской. Здесь кельты и скифы смешиваются, и отсюда начинается их передвижение (Plut. Marius XI)5.
Таким образом, противоречие между свидетельствами древних
0 локализации Гипербореи не кажется таким уж непримиримым.
Имели место и иные версии. Так, Посидоний был склонен дислоцировать Гиперборею около Альпийских гор Италии (Schol. Apoll. Rhod. II 675); Пифей — около Геркинских Альп к северу от Дуная (Strab. VII 3, 1); Симмий Родосский — близ Вавилона (fr. 2. Ant. Lib. Metamorph. XX). И все же наиболее распространенной оставалась восходящая к «Аримаспее» скифско-уральская версия локализации Гипербореи.
Плиний Старший вслед за Геллаником (fr. 96 = Cl. Alex. Strom.
1 72, 1) и Помпонием Мелой (I 12-13; III 36) помещает эту страну
5. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3 т. М.: АН СССР, 1963. Т. 2. С. 71.
к северу от Скифии, за Рифейскими горами, где солнце светит по полгода, другие же полгода стоит полярная ночь (Hist. IV 89)6. Рифейские горы в античной традиции чаще всего отождествляются с Уральскими (Arist. Meteor. I 13, 350b), хотя, например, тот же Мела дислоцирует их между Черным и Каспийским морями и прямо называет «Кавказскими» (I 109), что, конечно, не увязывается с его же сообщением о якобы характерных для этих мест шестимесячных дне и ночи (III 36).
Вергилий, описывая странствия Орфея, прямо увязывает Гиперборею с Рифеями и Придоньем:
В гиперборейских льдах, по снежным степям Танаиса,
Там, где рифейских стуж не избыть, одиноко блуждал он...
(Georg. IV 517-518)7.
Как известно, подлинников античных карт не осталось. До наших дней дошли средневековый список с римской карты городов и дорог — так называемая Пейтингерова скрижаль, а также карта Птолемея, воссозданная в 1466 году немецким монахом-бенедиктинцем Николаем Германусом по тексту «Руководства по географии». Можно лишь догадываться, как выглядели знаменитые карты Анаксимандра или Гекатея (последний, по словам Геродота, выгравировал ее на бронзовой табличке).
В книгах по истории античной географии, однако, опубликовано немало карт-реконструкций, показывающих, как могла бы видеться картина мира Геродоту, Гекатею, Эратосфену, Страбону и т. д. Эти реконструкции сильно разнятся в зависимости от научных взглядов и предпочтений из создателей. Так, Гиперборея отсутствует на одних картах Страбона, но появляется на других, несмотря на то, что Страбон ясно давал понять, что ни в какую Гиперборею он не верит, и
...если поэты употребляют это выражение скорее в мифическом смысле, то их толкователи по крайней мере должны были бы прислушаться к голосу здравого смысла; признать, что под «ги-
6. Гай Плиний Секунд Старший. Естественная история // Подосинов A. В., Скржинская М. В. Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший. Тексты, перевод, комментарий. М.: Индрик, 2011. С. 175.
7. Вергилий. Георгики // Он же. Буколики. Георгики. Энеида. М.: Художественная литература, 1979. С. 133.
Рис. з. На карте Птолемея Гиперборейские горы венчают крайний Север.
пербореями» имеются в виду только народы крайнего севера
(Strab. I 3, 22)8.
Скепсис по поводу Гипербореи выражал и Птолемей (Schol. Dion. Perieg. 7), на карте которого, однако, Гиперборейские горы изображены в районе российского Приполярья, в них берет начало река Ра (Волга). Рипейские же горы, которые исстари было принято связывать с гипербореями, расположены у него на востоке ойкумены. Нашлось место на карте Птолемея и Гиперборейскому (читай, просто Северному) океану—он находится над Ирландией.
Традиция употреблять термин «гиперборейский» как поэтический синоним к слову «северный», установленная еще Вергилием и Горацием в I веке до н. э., сохранится и в Средневековье. Сам эпитет, впрочем, поменяет оттенок и станет ассоциироваться с ужасом перед угрозой с северо-востока. С IX по XVI век «гиперборейцами» именовали преимущественно представителей русско-
8. Страбон. География. Л.: Наука, 1964. С. 68-69.
Рис. 4. Фрагмент карты Мартина Вальдземюллера (Страсбург, 1507).
го народа9. «Страшной грозой гиперборейской» назвал патриарх Фотий армию русов, в 860 году осадившей на двухстах кораблях Константинополь10.
Топонимы Птолемея продолжали использоваться на картах вплоть до середины XVI век, несмотря на то, что в это время европейские путешественники, дипломаты, негоцианты уже активно изучали Московскую Русь, впрочем, не всегда идентифицируя ее с Русью домонгольского времени. Гиперборейские горы изображалась и на карте Аббона Флерийского (X век), считавшего их локусом мирового зла, и на Солийской, Эбсторфской, Хере-фордской картах (Х11-Х111 века)", и на карте Мартина Вальдзе-
9. Беляков А. В., Матвейчев О. А. Гиперборея: приключения идеи. М.: Книжный мир, 2019. С. 94-112.
10. Святейшего Фотия, архиепископа Константинопольского, первая гомилия «На нашествие росов» // Древнейшие государства Восточной Европы. 2000. Проблемы источниковедения. М.: Восточная литература, 2003. С. 31.
11. См.: Чекин Л. С. Картография христианского средневековья УШ-ХШ веков: тексты, перев., комм. М.: Восточная литература, 1999.
мюллера (1507), выполненной на высочайшем для своего времени научном уровне, но все еще повествующей о сказочных племенах амазонок и антропофагов.
Топонимику Птолемея и сами основы его географии впервые решился опровергнуть краковский ученый Матвей Меховский. В трактате «О двух Сарматиях» (1517) он заявил, что
... гор Рифейских и Гиперборейских в природе нет ни в Скифии, ни в Московии, ни где бы то ни было, и хотя почти все кос-мографы утверждают, что из этих гор вытекают Танаис, Эдель или Волга, Двина (Dzwina) и другие крупные реки, написанное ими — выдумки и невежественное баснословие. Танаис, Волга и наиболее крупные реки текут из Московии, из страны равнинной, болотистой и лесистой, вовсе не имеющей гор12.
Таким образом, Матвей выступил и против важнейшего географического постулата самого Аристотеля, согласно которому все реки берут свое начало в горах (Meteor. 350a).
Существование Гиперборейских гор решительно отвергали Альберто Кампензе, Павел Йовий, Себастьян Мюнстер. Окончательно же этот топоним исчезает с географических карт после выхода «Записки о Московии» (1549) Сигизмунда фон Гербер-штейна, в которых детально описывались географические объекты Московской Руси и приводились их русские названия. Так на европейских картах появляются Днепр, Дон, Волга. В отличие от Меховского, отрицавшего наличие на Руси вообще каких-либо гор, Герберштейн утверждал, что Гиперборейские горы не были выдуманы греками, они очень высоки, лишены растительности и находятся за рекой Печорой, правда, называются иначе: Пояс Мира".
Настоящей революцией в области картографии стал выход в 1569 году навигационной карты Герарда Меркатора, составленной в равноугольной цилиндрической проекции. Это позволило минимизировать искажения и изображать курс корабля прямой линией.
Неожиданным для современников было появление на карте Меркатора двух странных полярных материков — Южного (Aus-tralis) и Северного. Последний разделялся на четыре части ши-
12. Меховский М. Трактат о двух Сарматиях. М.; Л.: АН СССР, 1936. С. 84.
13. Герберштейн С. Записки о Московии: В 2 т. М.: Памятники исторической мысли, 2008. Т. 1. С. 377.
Рис. 5. Гипотетический северный материк на карте Герарда Меркатора (Дуйсбург, 1595).
рокими реками, которые всасывало в себя окружающее полюс небольшое внутреннее море. Полюс венчала громадная Черная скала.
Столь подробное описание реалий Крайнего Севера не могло оставить спокойным придворного ученого королевы Елизаветы Джона Ди, активно искавшего для английской короны возможности арктической экспансии. Он попросил Меркатора поделиться источником его сведений. В письме от 20 апреля 1577 года14 фламандский географ указал на сочинение францисканского монаха Якоба Кнойена, который, в свою очередь, ссылался на труд под названием «Счастливое открытие, добровольно осуществленное от 54° вплоть до полюса», составленный для короля Эдуарда III не-
14. Taylor E. G. R. A Letter Dated 1577 From Mercator to John Dee // Imago Mun-di. 1956. Vol. 13. № 1. P. 56-68.
Рис. 6. Четыре арктических острова и Терра Австралия на карте Абрахама Ортелия (Антверпен, 1570).
ким священником из Оксфорда, совершившим в 1360 году плавание на Крайний Север15.
Другим источником Кнойена была книга «Деяния Артура». Речь идет, вероятно, об «Истории бриттов» Гальфрида Монмут-ского, в которой рассказывалось о покорении королем Артуром Исландии и других северных земель и между делом сообщалось об озере, которое, «словно бездна, поглощает во время прилива морские воды, но никогда не переполняется до того, чтобы выйти из берегов»!6.
Работа оксфордского священника до наших дней не сохранилась, однако в свое время она была, судя по всему, известна специалистам. Четырехчастный полярный континент был изображен на «Земном яблоке» Мартина Бехайма (1492) — первом в мире глобусе, он фигурировал на картах мира Франческо Россели (1508), Оронция Финеуса (1532) и Абрахама Ортелия (1570), а в легенде к карте Йоханнеса Рюйша (1507) даже приводится фрагмент этого произведения:
15. Речь, возможно, идет об английском астрологе XIV века Николасе из Линна.
16. Гальфрид Монмутский. История бриттов // Он же. История бриттов. Жизнь Мерлина. М.: Наука, 1984. С. 101.
В книге De inventione fortunata можно прочитать, что у северного полюса возвышается высокая скала из магнитного камня окружностью в зз немецкие мили. Ее омывает текучее янтарное море (mare sugenum), из которого вода там, как из сосуда, изливается вниз через отверстия. Вокруг расположено четыре острова, из коих два обитаемы17.
С ростом географических знаний к составлению карт подходили все критичнее. Эмпирических доказательств существования северного материка не находилось, и к середине XVII века он покинул большинство карт, как раньше — Огигия, Туле, страна грифов и кинокефалов и, наконец, Гиперборея.
Библиография
Беляков А. В., Матвейчев О. А. Гиперборея: приключения идеи. М.: Книжный мир, 2019.
Вергилий. Георгики // Он же. Буколики. Георгики. Энеида. М.: Художественная литература, 1979.
Гай Плиний Секунд Старший. Естественная история // Подосинов A. В.,
Скржинская М. В. Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший: тексты, перев., комм. М.: Индрик, 2011. Гальфрид Монмутский. История бриттов // Он же. История бриттов. Жизнь
Мерлина. М.: Наука, 1984. Гекатей Абдерский. О гипербореях / Публ. А. В. Подосинова // Труды кафедры
древних языков. Вып. III. М.: Индрик, 2012. Герберштейн С. Записки о Московии: В 2 т. М.: Памятники исторической мысли, 2008. Т. 1.
Дитмар А. Б. От Птолемея до Колумба. М.: Мысль, 1989.
Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957.
Меховский М. Трактат о двух Сарматиях. М.; Л.: АН СССР, 1936. Пиндар. Пифийские песни // Он же. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М.: Наука, 1980.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3 т. М.: АН СССР, 1963. Т. 2. Святейшего Фотия, архиепископа Константинопольского, первая гомилия «На нашествие росов» // Древнейшие государства Восточной Европы. 2000. Проблемы источниковедения. М.: Восточная литература, 2003.
Страбон. География. Л.: Наука, 1964.
17. Хенниг Р. Неведомые земли. Т. 3. М.: Издательство иностранной литературы, 1962. С. 304. В русском переводе книги Хеннига, из которой приводится цитата, Йоханнеса Рюйш ошибочно назван Пири Рейсом, а mare sugenum переведено как «янтарное море», в то время как верно было бы перевести его как «всасывающее», или «втягивающее» (Дитмар А. Б. От Птолемея до Колумба. М.: Мысль, 1989. С. 202).
214 Логос • Том 32 • #6 • 2022
Хенниг Р. Неведомые земли. Т. 3. М.: Издательство иностранной литературы, 1962.
Чекин Л. С. Картография христианского средневековья VIII-XIII веков: тексты,
перевод, комментарий. М.: Восточная литература, 1999. Sandin P. Scythia or Elysium? The Land of the Hyperboreans in Early Greek
Literature // Visions of North in Premodern Europe. Turnhout: Brepols Publishers, 2018.
Taylor E. G. R. A Letter Dated 1577 From Mercator to John Dee // Imago Mundi. 1956. Vol. 13. № 1. P. 56-68.
HYPERBOREAN TOPONYMY ON ANCIENT MAPS
Oleg Matveychev. Financial University under the Government of the Russian Federation (FinU), Moscow, Russia, [email protected].
Keywords: history of philosophy; mythology; religion; Ancient Greece; Hyperborea; arctic hypothesis.
The article studies various versions of the localization of Hyperborea that existed in antiquity and reached the Middle Ages and Modern times. The geographical knowledge of the ancient Greeks and Romans is considered in connection with their mythological, religious, and philosophical views. The author identifies two main versions regarding the dislocation of Hyperborea — the north-eastern (Scythian) and the western. The first was based on messages from Arimaspi by Aristeas of Proconne-sus, transmitted mainly by Herodotus; it was followed by Hellanicus, Pomponius Mela, Pliny the Elder. The second goes back to Pindar, who represented the Hyperboreans as anti-Scythians; it was adhered to by Hecataeus of Abdera, Pseudo-Apollo-dorus, and others.
The author mentions that toponymy and geographical paradigms dating back to Ptolemy dominated in the European cartography in late antiquity and the Middle Ages. And the concept of Hyperborean was used mainly as a poetic synonym for the word northern. From the 9th to the 16th century, the epithet Hyperboreans mostly referred to the Russian people. The toponymy Hyperborean begins to be replaced on maps withRussian names only when Muscovite Russia was discovered by the European researchers and merchants, and when the notes on Russia were released by Matvey Mehovsky and Sigismund von Herberstein. At the end of the article, the author turns to the search for a hypothetical northern continent undertaken in the 15th-16th centuries. His descriptions, dating back to the lost book Happy Discovery (14th century), created a whole cartographic tradition, supported by Martin Behaim, Johannes Ruysch, Orontius Phineus, Gerardus Mercator, Abraham Ortelius, and gave new life to Hyperborean metaphor. However, there was no empirical evidence for the existence of the northern continent, and by the middle of the 17th century, the arctic continent had already "melted" on the majority of the maps.
DOI: 10.17323/0869-5377-2022-6-203-215
216 joroc•tom 32•#6 • 2022