Научная статья на тему 'ГИПЕРБОРЕЯ В АНТИЧНЫХ И ИНДОПЕРСИДСКИХ ИСТОЧНИКАХ'

ГИПЕРБОРЕЯ В АНТИЧНЫХ И ИНДОПЕРСИДСКИХ ИСТОЧНИКАХ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
218
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Халилова Т.Ш.

В статье, опираясь на античные письменные источники, индоперсидскую мифологическую традицию был выдвинут новый взгляд на древнюю историю Каспийского моря и Прикаспийской Ойкумены. Были установлены историко-географические реалии существования Гипербореи на побережье Среднего Каспия, залива Северного океана (Молочного океана) и острова гипербореев на Мангышлакском пороге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYPERBOREA IN ANCIENT AND INDO-PERSIAN SOURCES

In the article, relying on ancient written sources, the Indo-Persian mythological tradition, a new view was put forward on the ancient history of the Caspian Sea and the Caspian Oikoumene. The historical and geographical realities of the existence of Hyperborea on the coast of the Middle Caspian, the Gulf of the Northern Ocean (Ocean of Milk) and the island of Hyperboreans on the Mangyshlak threshold were established.

Текст научной работы на тему «ГИПЕРБОРЕЯ В АНТИЧНЫХ И ИНДОПЕРСИДСКИХ ИСТОЧНИКАХ»

ГИПЕРБОРЕЯ В АНТИЧНЫХ И ИНДОПЕРСИДСКИХ ИСТОЧНИКАХ

Т. Ш. Халилова, к. ист. н.

Международная Академия Наук (Здоровье и Экология), Азербайджанская Секция, Баку, Азербайджан

HYPERBOREA IN ANCIENT AND INDO-PERSIAN SOURCES

Т. Sh. Khalilova, PhD

International Academy ofScience (Health&Ecology), Azerbaijan Section, Baku, Azerbaijan

В статье, опираясь на античные письменные источники, индоперсидскую мифологическую традицию был выдвинут новый взгляд на древнюю историю Каспийского моря и Прикаспийской Ойкумены. Были установлены истори-ко-географические реалии существования Гипербореи на побережье Среднего Каспия, залива Северного океана (Молочного океана) и острова гипербореев на Мангышлакском пороге.

In the article, relying on ancient written sources, the Indo-Persian mythological tradition, a new view was put forward on the ancient history of the Caspian Sea and the Caspian Oikoumene. The historical and geographical realities of the existence of Hyperborea on the coast of the Middle Caspian, the Gulf of the Northern Ocean (Ocean of Milk) and the island of Hyperboreans on the Mangyshlak threshold were established.

Мифологическая традиция существования «блаженного народа» на севере, за высочайшими горами, на побережье Северного океана, принадлежит к общеарийскому культурному кругу. Каковы ориентиры мифической страны:

— далеко на севере расположены горы, за которыми находится обитель богов;

— за неприступными горами находится Северный океан греческих и Молочный океан индоарийских повествований. У подножья Высокой Хары лежит огромное водное пространство — «море» Воурукаша персидских источников;

— область с арктическим климатом; здесь полгода длится день и полгода — ночь;

— под Полярной звездой и созвездием Большой Медведицы;

— на берегу Северного, Молочного океана, на острове океана, где вечное тепло.

Границы Севера I тыс. до н. э. Более 12 тысяч лет назад, не только Скандинавские горы, но и континентальная северная Европа была покрыта ледовым щитом до четырех километров! «период последнего оледенения Северный полюс находился там, где ныне проходит 60° северной широты, т. е. на 30° южнее». Карта X—XI вв., Макробия, отображает антарктические и арктические полюса, где: «северная необитаемая зона включает Северное Причерноморье» [30, с. 400]. Созвучие слов polus и palus Meotis [30], подчеркивает близость к полюсу Меотиды, часть которого считалось Каспийское море [18, 26]. «Кавказ — конец населенной земли» [18]. Здесь была граница севера [18, 27].

Северный полюс античного и индоперсид-ского мира. В библии эквивалентом полюса является слово aquiloyзa, что в розе ветров означало «север-северо-восток. Север обозначался терминами 5ер1еП:гю или Ьогеаз. В XVI в. Северный полюс ассоциируется с направлением aquilo» [30]. Т. о, Каспий (северо-восток Ойкумены), входил в припопярную зону — в направлении Северного полюса. Здесь располагались звезда Арк-тур, мифическая звезда Крон над Кронийским морем. Дионисий называет Каспий заливом Кронийского, Мертвого моря. Античная традиция увязывает реку Арктур (Фасис) с северной звездой Арктур (от древнегреческого «Страж Медведицы»). К Большому Кавказу приурочено Созвездие Медведицы, место ветра Борея («ложе Борея») [18]. Гераклит называл созвездие Медведицы «пределами утра и вечера» [10]. Над Кавказом, который входил в северную зональность, античные авторы, а в дальнейшем, арабы, располагали созвездие Большой Медведицы. [28]. Возле Кавказа «[Дионис поставил] первое [войско] у лесистых краев круга Медведицы [с севера]...» [18.]. Северо-восток Ойкумены (в направлении <^ш!о» — северного полюса) в регионе Большого Кавказа (Рипы — «ложе Борея») и Каспия («Великое море восхода Солнца») является «пределами утра и вечера». Каспий, залив Северного океана, входил в регион северного полюса — «а^^шкуза».

О продолжительности дня и года на севере. Арктические холода, Территория, погруженная в темноту. Согласно Авесте: «То, что они считают днем, то есть год». Б. Г. Тилак в работе «Арктическая родина в Ведах» излагает представления индоариев о делении года: «человеческие сутки» (обычный день и ночь); «сутки

дэвов» (богов). Человеческие сутки упоминаются в гимнах Ригведы, где год состоял из 360 дней, а для согласования с солнечным календарем, добавлялся месяц. Это и есть отсчет «суток человека», а деление года на две части: зиму и лето, т.е. «год человека» приравнен к отклонению движения солнца к северу или югу — приравнен к «суткам богов». Он включает в себя понятие дня: света, тепла, лета; и ночи: холода, зимы. Это нашло отражение в характеристике Предкавказья и Прикаспия (Ди-онисией с. 160): «Говорят, что страна их [киммерийцев], „.в течение шести месяцев окутана туманом; туман этот подобен ночи, „.а в другие шесть месяцев чистое солнце светит им с юга...». В Ригведе часто встречаются упоминания о страшной тьме (Ригведа V, 32, 5; I, 32, 10). В античной литературе описывается территория мрака, где обитали киммерийцы. Артамонов М. И. увязывал син-дов (индов) возле Меотиды с киммерийцами.

Глобальность сакральных гор, расположенных на севере Ойкумены. Возникновение единой мифологической традиции о северных горах у разных народов, связано с тем, что: «все эти культуры возникли южнее Великого Евразийского горного пояса, который, начинался от Пиренеев ... до Восточного океана» [22]. На схеме Гонория [26] Каспий располагался на стыке Северного и Восточного океанов. На схеме Гекатея Милетского [26], на севере Ойкумены Рипейские горы — от Испании до севера Каспийского моря. [2].Так же как их изображал Агриппа «от Атлантического до Восточного океана» [23]. Следовательно, Рипейские горы в древнегреческой традиции, начинаясь в Испании, заканчивались горами Большого Кавказа. [22].

В древнеиндийском источнике — «Законах Ма-ну» говорится «На Меру боги видят солнце после его одноразового восхождения на протяжении его пути, равного половине его обращения вокруг земли». Солнце проходит с востока на запад полушарие Земли за один световой день (одноразовое восхождение). Горная цепь на древнегреческих картах (Рипы), гора Меру и Хара Бэ-резайте индоперсидской мифологической традиции — Альпийско-Гималайский пояс, за ней разливалась пресная Река-Океан, последствие тающих ледников.

Рипейские горы — горы Большого Кавказа. Античные авторы увязывали скифов с Закавказьем и горами Кавказа, называя их Рипами [13]. Псевдо-Гиппократ (IV век до н. э.) уточнял: «Она (Скифия) лежит под самым севером у подножия Рипейских гор, откуда дует Борей». Аристотель (1.13.20) отмечал их локализацию: «Под самым севером, выше крайних пределов Скифии, находятся, Рипы» [10]. Фраза Гераклита «Медведица является пределами утра и вечера, и против Медведицы — гора (ветер, граница?) сияющего Зевса» вызвало споры. «Слово, переведенное здесь мною как «гора», Г. А. Стра-тановским переведено как «дует ветер», а А. В. Лебедевым — как «граница» [10]. На мой взгляд, все три объяснения верны. В первом случае: гора напротив Медведицы — это Кавказ, на которой «сияющий Зевс» пленил своего отца Крона. У Стратановского — «дует ве-

тер». Борей — северный ветер, а «ложе Борея» на Кавказской горе, прилегающей к Фасису [18]. В третьем переводе — граница. Кавказ и Каспий это граница между Европой и Азией. Вывод Рипы, что лежат под Медведицей, откуда дует ветер Борей, на границе между Европой и Азией — это горы Большого Кавказа.

Согласно индоперсидским источникам гора Меру, Хара Березайти расположена на севере в центре мироздания. Что же является центром мироздания в индоперсидской литературе? В «Ригведе», в гимне в честь бога огня — Агни (5-й гимн III кн.), говорится о великих северных горах: «Он (Агни) охраняет желанную вершину Рипы, место Птицы; он, бодрый, охраняет путь Солнца; он, Агни, охраняет в центре (буквально «на пупе») Семиглавого; он, превосходный, охраняет веселье богов» [15]. Выделим ключевые слова: — вершина Рипы — скифское название Кавказа, вошедшее в греческую литературу; — место Птицы. Прометей («с санскрита pramantha, палочка для добывания огня» [30]), прикован в горах Кавказа, где орел выклевывал ему печень; — в центре «на пупе». Центр Альпийско-Гималайской цепи — Большой Кавказ, образно «на пупе»; — охраняет Семиглавого. Большой Кавказ имеет семь пятитысячных вершин.

В персидских источниках гора Хара Березайте, а в реальной географии Ирана гора Эльбрус на крайнем севере, что соответствует горам Большого Кавказа.

Апшеронский порог — продолжение Ри-пейских гор. Помпоний Мела и Плиний изображали Рипейские горы как продолжение Кавказского хребта [14]. «„.часть (Кавказа) составляют и Рипейские горы» [18]. О Кавказе, переходящем в Рипы, говорит и Равеннат: «на западе Кавказ, огибая Каспийское море, соединяется с Римфейскими горами» [26]. Подобное описание Кавказа передает Иордан: «проходит крупными изгибами по скифским землям», изливая реки в Каспийское море, и, наконец, соединяется с Рифейскими горами. Это далекий отголосок утверждения Гиппарха о «кривой» линии хребта в его восточной части» [26]. Апшеронский порог под углом, на восток, уходит через Каспий к Туркмении. Названия Рифей-ские горы означают Риф (подводные камни, хребет). Апшеронский порог (продолжение Кавказа) возвышался между Средним и Южным Каспием, как — «кривая линия хребта в его восточной части». Мифические горы: Рипейские горы, Хара Березайте, Меру несут характеристику Альпийско-Гималайский пояса, Большого Кавказа и Апшеронского порога.

Загадки Каспийского моря. Каспийское море делится по рельефу дна: Северный и Средний Каспий разделяет Мангышлакский порог, Средний и Южный Каспий разделяет Апшеронский порог. Исследователь Каспийско-Аральского бассейна Муравьев С.Н. считал, что, при низких уровнях вод, Каспийское море может распадаться на два бассейна: Южнокаспийское и Сред-некаспийское. [19]. Первое, скорее, соответствовало Гирканскому морю, второе Каспийскому [19]. Аристо-

тель выделял на Каспии «два разных бассейна» [7, 26]. Латышев В. В., считал, что: «257. Аристотель называет Гирканским южную часть Каспийского моря, Каспийским же — северную часть того же моря» [18]. Страбон отмечал, что военачальник Патрокл был управителем «близ Гирканского и Каспийского морей» [18]. Квит Курций (VII.,3.,20,21), Плиний (VI.XXI.58) говорили о двух морях в Каспийском бассейне. Дионисий Пери-эгет выделяет Гирканское море, Каспийские воды возле «Кронийского моря». Структуру Каспия отмечал в IV в. н. э. Василий Великий (Кесарийский): «IV,4 (M.,XXIX,88) Гирканское, Каспийское моря заключены сами в себе» [18]. В XIX в. А. Бакиханов отметил воспоминания жителей: «море соединилось с близким к нему большим озером Джурджанским или Гирканским и из двух озер образовалось одно Каспийское» [6].

Гирканское море. В VI в. до н. э. Скилак совершил объезд по воде и по суше границ Персидского царства по поручению Дария I и составил интинерарий «Период земли». Важным является его замечание, что: «горы, окружавшие Гирканское море, непосредственно продолжались горами хорасмиев...» [26]. Гекатей Милетский отмечал: «вокруг так называемого Гирканского моря горы высокие» [18]. Согласно Страбону (Х1.1) «Кавказский хребет окружает с севера два моря, Каспий и Понт» [18]. Утверждение Диодора Сицилийского о Гиркании относится к Южному Каспию: «Гиркания, окружает Гирканское море, обособленный водоем» (XVIII,5,4). На севере современного Каспия гор нет, но на севере Южного Каспия Апшеронский порог — от Баку до Туркмении. Южный Каспий ограничивают горы Эльбурса на юге. Горы охватывают весь бассейн Южного Каспия, как отмечали античные авторы. Схема академика Мамедова П. З. отображает форма бассейна Южного Каспия раннего плиоцена, вытянутого по руслу палео-Куры на запад и по руслу палео-Узбою и соответствует Гирканскому морю. «в том, что Каспий занимает с запада на восток большее пространство, чем с юга на север., не сомневался, насколько известно, ни один географ древности» [7].

Каспийское море. Рассмотрим фрагменты Геродота (I,203.1). «А Каспийское море — другое, оно существует обособленно, длиною, если пользоваться гребным судном, в пятнадцать дней плавания, шириною в самом широком месте — восемь дней. Вдоль западного края этого моря тянется Кавказ». Далее (I.,204.1) «Кавказ действительно занимает большую часть западного побережья, а равнины — восточного». Вдоль западного берега Среднего Каспия тянутся горы Кавказа, а на восток от моря тянутся равнины. Каспийским морем Плиний, также, называет бассейн Среднего Каспия. «Каспийское море, граничащие на востоке с Серским океаном, на западе с хребтами Кавказа, на юге — Тавра, на севере — со Скифским океаном, простираются, насколько известно, на 480 миль в длину и 290 миль в ширину» (VI.37). Серский океан — Северный Каспий, Аральский бассейн и северные реки Западной Сибири

и Урала. На западе горы Кавказа, на юге Тавра — Ап-шеронский порог. Согласно расчетам С. Н. Муравьева, длина Каспия (по Геродоту) равна около 835 км, а ширина — 445 км, у Плиния — 864 км. и 464 км., в то время как современные:1205 км и 554 км.[19]. Геродот, Аристотель, Плиний и др. авторы Каспийским морем называли бассейн Среднего Каспия.

Апшеронский порог — Каспийско-Гиркан-ский перешеек. Патрокл составил итинерарий, известный Эратосфену, через него Страбону [27,II.1.5,c.1.3]. В нем описывался путь от Диоскуриады до горы Каспий [27] и до города Бактры и реки Яксарт (Плиний,VI,45) — «на одной прямой линии», идущей к равноденственному востоку» [27]. Дорога от Амиса на восток до Бактр пройдет через Каспий по Апшеронскому порогу: «будто в нем описывался путь, проходящий прямо с запада на восток» [26]. Это сухопутный путь по Апшеронскому порогу. Фрагмент Диодора Сицилийского (XVIII,5,4): «Гиркания, окружает Гирканское море, обособленный водоем» подтверждается этнонимом «гиркан» в топонимах Апшеронского полуострова: мыс Гюрган, Гюр-ганская дорога, сады вблизи развалин, которые называются «Гюрган баглары» [5]. Античные авторы писали, что «гиркании населяли южное побережье Каспийского моря»). Южное побережье Каспийского моря — это Апшеронский порог. Арриан привел слова хорезмского царя Фарасмана, что тот: «живет по соседству с племенем колхов и амазонок» [4,IV,15,1]. Если кочующие племена Хорезма и Гиркании по Апшеронскому порогу соединялись с «массагетскими сородичами» на западном побережье, то он действительно был «соседом колхов и амазонок». А. Бакиханов писал, что был «перешеек от Баку до туркменских берегов, через который туркмены конными массами направлялись сюда на грабеж» [6].

Что представлял Северный Каспий? Пат-рокл, совершивший объезд Гирканского моря после смерти Александра Македонского, утверждал, что оно сливается с океаном. Аполлоний Родосский [18], Страбон (Х1,1.5), (XI.,VI.1), (Х1.1.5), Дионисий — были убеждены, что Каспий сливается с океаном [18.]. Согласно расчетам Муравьева Н. С. «.при уровне Каспия ниже — 38 м. абс. весь Северный Каспий мог быть полностью обособлен от Среднего Каспия Мангышлакс-ким порогом..» [19, с. 129]. Севернее него был либо один огромный водоем, либо, система связанных между собой «лиманов-лагун, спускающих избыток своих вод в (Средний) Каспий по общему руслу Волги и Дона. Воды Каспия к I тыс. н.э. затапливают две трети Прикаспийской низменности на севере, северо-западе и северо-востоке, долину Волги и Ахтубы (до Волгограда)» [19]. К I тыс. до н. э. античные авторы отмечают три бассейна, Каспийского моря:

Северный Каспий — Кронийское море, Северный и Восточный океан;

Средний Каспий — залив Кронийского моря, Каспийское море;

Южный Каспий — Гирканское море.

Подчеркивая неоднозначность Каспийского моря, Плиний пишет: «Ни одна другая часть мира не вызывает столько разногласий у авторов, я думаю, из-за многочисленности и кочевнического образа жизни племен» (VI,XIV.51).

Народы, проживающие возле Гипербореи

Античные авторы, приводят диафесу исторических племен: аримаспов, кельтов, массогетов, амазонок, каспий, киммерийцев, исседонов, аримфеев, проживающих рядом с гипербореями. Все они соотносятся с Кавказом.

Аримаспы. Скифы называли одноглазыми ари-маспами племена, проживающие в отрогах Рипейских гор. «27.»арима» единица, а «спу» — глаз (циклопы Гомера)» [18], Геродот (III, 116; IV, 13). Дионисий Пери-эгет объясняет этот феномен: «будучи искусными стрелками, чтобы вернее прицелиться, они закрывают один глаз...у них один глаз сделался меньше другого и стал отличительным признаком племени» [18]. Географическая привязка аримаспов: «Океан, омывающий землю аримаспов, называется Ледовитым, Кронийским и Мертвым» [18]. О Среднем Каспии — заливе Кроний-ского моря возле Рип ( Кавказ), мы писали выше.

Киммерийцы. Локализацию киммерийцев близ Кавказа отметил Солин (5.17,1), что области киммерийцев и амазонок «простираются до самого Каспийского моря». Дионисий упоминал киммерийцев, живших на Кавказе [18, с. 1010]. Это этническое обозначение, должно быть отнесено к Кавказу в широком смысле, ибо Гомер в библии — это киммерийцы (химьяриты), локализировавшиеся в Каппадокии и на Кавказе» [18].

Массагеты. Геродот (I, 201), о войне персидского царя Кира с массагетами, уточняет «Живут они на востоке по направлению к восходу солнца за рекой Аракс напротив исседонов». Перед битвой Кира, Валерий Флакк отмечает Гирканию и Иверию (Иберию). Лагерем Кира представляется Алазанская равнина, где отмечается «течение замерзшего Алазона». Здесь и был разбит Кир. От Дербента до Куры перемещались масса-геты. Топонимические и этнографические данные Ап-шерона сохранили следы. «От имени массагетов получило название селение Машката, ныне Маштага» [5].

Каспии и амазонки. Античные авторы, начиная с Аристея, отмечают амазонок на Кавказе. Согласно П. Мелы «каспианы окружают Каспийский залив (Средний Каспий), за ними живут амазонки» [2]. В изложении Плутарха они в горах, которые спускаются к Гирканскому морю, а Солин отмечал, что области киммерийцев и амазонок «простираются до самого Каспийского моря». Плиний (VI.XIV.35) считает, что племя амазонок «живет до Каспийского и Гирканского моря». Регион Кавказа связан с амазонками.

Эсседоны. Исследователи отмечали, что предками осетин (ас-дигор), возможно, были исседоны (В.

Сен-Мартен, Д. Лавров, П. Услар). Пьянков И. В. предполагает, что Плиний упоминает содов у истоков реки Андийское Койсу как и исондов Клавдий Птолемей. Согласуется с известием Аристея об исседонах, обитающих «у вод, близ реки...». Т. е. восточная часть Большого Кавказа (Керавнские горы) до Каспийского моря (Средний Каспий — прим. авт.).

Аримфеи. Геродот (IV, 23), Помпоний Мела (I, 117), располагали аргиппеев к востоку от исседонов, на «сухопутной дороге из Причерноморья в Закаспийские страны. Это Апшеронский порог, где: «вместе с уменьшением суровости климата оканчивается и Рипейский горный хребет там-то живет, как: говорят, некое племя арим-феев» [Плиний,VIXIV.34} Солин (5,17,1) уточняет: «на крайнем юго-востоке, там, где кончаются хребты Рифей-ских гор»: На Апшероне (продолжение Кавказа) хребты Рип уходят на «крайний юго-восток». «за страной аргип-пеев — Рипейские горы», а по другую их сторону «лежит, побережье, обращенное» к Северному океану» [8]: Мифические аримфеи слывут святыми, едят растительную пищу, бреют голову как каста брахманов в Индии. Уйдя в Индию, аримфеи (брахманы) с индами привнесли туда учение о добре и справедливости, сохранив память об огнях на Апшероне — храм Аташгях возле Баку.

Гипербореи. Гипербореев локализовали за Ри-пейскими горами, на границе Европы и Азии. Аристей границу материков считал Фасис, поздние авторы — Танаис. Поэтому гипербореев называли то в Европе, то первыми в Азии, в зависимости от того, какую реку определяли границей. Плиний (V1.X1V.34), Солин (4.16,2) помещают их «скорее в Азии, чем в Европе», «между тем и другим континентом пролегает широкое море (Каспий)» [IV.16.1,2]. Мела: «Первый народ народ азиатского побережья — гиперборейцы. Они живут на крайнем севере, по ту сторону Рипейских гор, под самой Полярной звездой» [III,V. Скифия (31)]. Гипербореев на севере позади Кельтики помещает Гекатей. Если первоначально, Скифия была в Закавказье, а Кельтика рядом, то гипербореи севернее, оказываются недалеко от «реки Эридан» (Волги) [21], впадающей через Мангышлак-ский порог в Средний Каспий [19]. Герой Гекатея Аб-дерского идет к гипербореям «через Киммерийский Боспор, Азовское море и низовье Танаиса-Дона, Кумо-Манычскую впадину в Каспийское море» [21].

Страна Гипербореев — рай на земле, на берегу Северного океана. Софокл, в известной трагедии говорит, как Орейтия была похищена и унесена Бореем: «Чрез все пространства моря к граням мира, К истокам ночи, к основанью неба, Где Феба манит изначальный рай» [4].

«Ложе Борея» расположено на Кавказе — т. е. на «гранях мира» (на границе Европы и Азии). Каспий — «Великое море восхода солнца», где начинается ночь вслед за уходом солнца на запад, т.е. «К истокам ночи, к основанью неба». Сюда, между Кавказом (Ри-пами) и Океаном (Каспий — залив океана), на побере-

жье Среднего Каспия, манит «изначальный рай» (страна гипербореев).

На Флерийской группе карт часть Каспийского моря, вблизи Гипербореев, оказывается в холодной зоне [10]. Индоперсидские племена, расселившись по Индии и Персии, забыли, где мог находиться Северный океан. Его границы столетиями уходили севернее. Одним из главных создателей «полярной теории» происхождения индоариев был известный политический деятель Индии Бал Гангадхар Тилак (1856—1920). В обширной монографии «Арктическая родина в Ведах», он доказывал, что предки индийцев в доледниковый и межледниковый периоды обитали в арктических районах. Около де-сяти-восьми тысяч лет назад (этим временем Тилак датировал последний ледниковый период) они двинулись под влиянием наступивших холодов на юг [15]. В индийском эпосе Меру находится возле Великого океана, а авестийская традиция передавала, что у подножий Высокой Хары лежит огромное водное пространство, «море» («зрайа») по имени Воурукаша, т.е. «имеющее широкие заливы» [15]. Согласно О. Н. Трубачеву «др.-инд. kaccha — 'берег' имеет форму kasa-, ср. авест. vouru-kasa-заливы» [29Это название Каспийского моря. Северный океан, идущий на запад от реки Парапанис (Волги), «где она протекает по Скифии», Гекатей называет Амальхийским, или «Застывшим» [21]. О. Н. Труба-чев считал возможным выведение названия Amalchius из праслав. *melc, *те1сьтъ — «молоко» и сопоставляет его с древнеиндийским обозначением Северного Ледовитого океана как «Молочного» [29]. Современный уровень науки позволяет объяснить происхождение названия Молочный или Белый Океан. «Аэрокосмическое агентство NASA опубликовало фотографии аномальных процессов в Каспийском море — «молочных вихрей» у берегов Туркмении.. Вихри светло-бирюзовой морской воды оказались вызваны ветрами, которые перемешивают воду и донные отложения, что придает воде молочный цвет».

Пиндар, отмечая благотворный климат страны, говорил, что Геракл принес из страны гипербореев, маслины, чтобы они были прекраснейшим памятником состязаний в Олимпии. [18]. Симмий Родосский (IV—III вв. до н. э.) помещает «блаженный народ» рядом с массоге-тами. «Я прибыл к богатому народу отдаленных гипербореев, у которых некогда пировал и царь Персей; там живут массагеты, ездящие на быстрых конях, вооруженные скорострельными луками. Оттуда, я прибыл на заросшие зелеными маслинами острова, осененные высокими тростниками» [18]. Эту территорию, тянущуюся вдоль Среднего Каспия «узкой полосой» (Помпоний Мела кн. III. 5.37), Шабранскую долину Кубинского уезда возле горы Каф (Кавказ), А. Бакиханов назвал Гюлис-тан-Ирамом Араид («Райский цветник»): «прославленной на Востоке за ее роскошное местоположение, луга, рощи, сады и проч.» [6]. Бхишма, рассказывая о стране на севере, говорит Юдхиштхире: «Северный склон Меру, побережье Молочного моря — вот та страна» [8]. Од-

но из толкований «названия Ширван — молочная страна» [5]. В этом регионе протекает река Кусар. Историк М. М. Ихилов в работе «Народы лезгинской группы» предполагает, что топоним этот возник от лезгинского слова «гутсар» («Господь»). Другие ученые происхождение названия «Кусар» (лезгинское «Кц1ар») объясняют «формами множественного числа лезгинских слов «гъуцар» (от «гъуцб» бог) и «ксар» (от «касс» человек)» [17]. Можно предположить, что название могло означать «божьих людей» и обозначать место их проживания возле впадения этой реки в море. Аль-Ка-усар в священном Коране (арабское звучание лезгинского «Кц1ар») объясняется как: «райская река, вода которой белее молока и слаще меда». Эти выводы предполагают место «Страны блаженных», «изначального рая», «Райского цветника» в устье реки Кусар. Память о них сохранилась в мифологической традиции: «На западном берегу (от Каспия — прим. авт.) земли находилась элизийская равнина, по другую сторону царство мрака, страна киммерийцев» [Энциклопедия классической греко-римской мифологии].

Согласно индоперсидской поэзии, в «Махабхара-те» царь Юдхиштхира и герой «Шахнамэ», царь иранцев Кей-Хосров, идут к «блаженной обители» у подножия высоких гор через пески. Юдхиштхира в «Махабхарате» двигаясь на север (от Индии), пройдя горные массивы, увидел «песчаное море и лучшую из вершин — великую гору Меру» [8]. Страна холода соседствует с пустынями. Это территория Северного Каспия и Средней Азии (Страбон XI, 7.3.).

В мифах говорится, о гипербореях не только на побережье, но и на острове в океане. Махабхарата сообщает о «Молочном море, вместилище амриты» (напиток бессмертия, амбросия греческих богов), о «Белом острове» (Шветадвипа) на севере Молочного моря» [8]. Авеста передает: «Посреди «моря» Воурукаша — чудесный остров, где живут священные животные и растут необыкновенно удивительные растения, с великих гор слетают на остров чудесные птицы. [8]. В античных источниках Гомер, описывая приключения Одиссея, сообщает об острове феаков в Океане. Феаки раньше жили в Гиперее (в Гиперборее) недалеко от циклопов (арима-спов), на севере позади Кельтики. Кельт — сын циклопа Полифема, с которым на берегу «седого моря» (эпитет Каспия) столкнулся Одиссей. Феаки, подвергавшиеся нападению массагетов, согласно Псевдо-Арриану, пришли в Схерию, граничившую «с отдаленными частями Понта и Каспийского моря, а также с Меотидой» [11]. Подосинов А. В., отмечает серов, «живущих у самого ее начала на берегу Каспийского моря» [24]. «Белый остров» (Шветадвипа), Феакия «другое название мифического острова Схерии» [18] располагался между Северным и Средним Каспием. Здесь, сложилась «уникальная географическая изолированность «Мангы-шлака-Каспиотиды, отгороженной от мира чередой высоких горных хребтов с запада, юга и востока и ледниками с севера» [www.istorya.ru/articles/ аЙапйс1а. рЬр].

В древности мощный рифтовый разлом земной коры передавал тепло от недр Земли на поверхность. Особенно хорошо прогревались мелководья Северного Каспия. «Иначе говоря, благодаря рифтовой трещине в «ледниковых» широтах на островах Каспийского моря мог существовать обширный оазис» [там же]. На Ман-

Литература

1. Алиев КГ. Античные источники по истории Азербайджана. Б. 1987.

2. Античная география. Сост. М.С. Боднарский. М., 1953.

3. Аполлоний Родосский'.. Аргонавтика: Научно издательский центр «Ладо-мир». Наука 2001.

4. Арриан Ауций Флавий. Пер. Сергеенко М. Е. М. Миф.1993.

5. Ашурбейли С. История города Баку. Баку. 1992.

6. Бакиханов А. К Гюлистан-и Ирам. Баку: Элм. 1991, 304 с

7. Бартольд В.В. Сведения об Аральском море и низовьях Амударьи с древнейших времен до XVII века. Соч., т. III. М. «Наука», 1966..

8. Бонгард-Левин Г. М, Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние Арии: Мифы и история. Издание второе, исправленное и дополненное. М.: Мысль, 1983. 206 с.

9. Денисов А.. О, Подосинов А. В. Рипейские горы в античной и средневековой геокартографии, Аристей. Университет Д Пожарского. М., 2016. т. XIV.

10. Джаксон Т. Н, Коновалова И. Г., Подосинов А. В., Фролов А. А. Северная Евразия в картографии античности и средних веков. М.: Аквилон, 2017. 528 с.

11. Дитмар А.. Б. Рубежи ойкумены. Эволюция представлений античных ученых об обитаемой земле и природной широтной зональности. М., «Мысль», 1973.

12. Дитмар А.. Б. К истории вопроса о границе между Европой и Азией. Ученые записки ЯГПИ им К. Д Ушинского. Вып., XX (XXX) Ч.1. География., Ярославль, 1958.

13. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Submitted by von Maygraben on Вск, 06/29/2014.

14. Ельницкий А. А. Знания древних о северных странах. М.; 1961.

15. Ельницкий А.. А.. Скифия евразийских степей. Новосибирск, 1977.

16. Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. М.: МГУ, 1993.

гышлакском пороге были острова: Эликсойя (Элизий), остров Блаженных, остров Атлантида Платона, остров Гесперид (дочерей Атланта), с яблоками (молодильны-ми яблоками русских сказок в синем море-океане), Авалон (яблоко — с кельтского) кельтских сказаний о короле Артуре — мечта человечества о рае.

17. Кюреви М. Этимология ойконима «Кц1ар-Кусары» https://alpan365.ru/ etimologiya-oykonima-ktsiar-kusary/

18. Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Вестник древней истории. 1947.

19. Муравьев С. Н. Проблема Аракса-Танаиса-Яксарта и уровень Каспия в VI—VII вв. до н. э. К вопросу о палеогидрографии Каспийско-Аральского бассейна. М., 1991. 256 с.

20. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3 т. /М Е Грабарь-Пасек и С. П. Маркиш-М.: Изд-во АН СССР,1963.

21. Подосинов А. В. Роман о гипербореях Гекатея Абдерского (Проблемы интерпретации). Вестник древней истории. 2013: 116—129.

22. Подосинов А. В. Ориентация древних карт. Вестник древней истории. 1992; 4: 86-98.

23. Подосинов А. В., Скржинская М.. В. Римские географические источники: Помпо-ний Мела и Плиний Старший. Тексты, перевод, комментарий. М, 2011. 96 с.

24. Подосинов А. В. География Скифии в античной литературе от Эсхила до Оросия. Материалы конференции 26-28 октября 2015 года М.: Институт всеобщей истории РАН, 2015. 132 с.

25. Пьянков И. В. Средняя Азия и евразийская степь в древности. С.-П., 2013.736 с.

26. Пьянков И. В. Средняя Азия в античной географической традиции: Источниковедческий анализ. М.: «Восточная литература» РАН, 1997. 343 с.

27. Страбон География в 17 книгах (пер. Г. А. Стратановского, под общей ред. проф. С.Л. Утченко). М.: Наука. 1994

28. Севда Сулейманова. «Каспийские ворота» в Албанской области Лпиния». Дорога Страбона» как часть Великого Шелкового пути: — Самарканд-Ташкент: МИЦАИ, SMI-ASIA, 2009.

29. Трубачев О. Н. Indoarica в Северном Причерноморье. М.: Наука. 1999. 320 с.

30. Чекин Л. С. Северный полюс на западноевропейских средневековых картах (К вопросу о местонахождении земного рая) М.: 2010: 399-409.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.