ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РИПЕЙСКИХ ГОРАХ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ
И ИНДОПЕРСИДСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Т. Ш. Халилова
Международная Академия Наук (Здоровье и Экология), Азербайджанская секция Международный научно-технический комплекс «Интергео-Тетис», Баку, Республика Азербайджан
Representations on Ripeyan Mountains in Ancient Greek and Indopersian Literature
T. Sh. Khalilova
International Academy ofScience (Health and Ecology), Azerbaijan section International Scientific and Technical Complex «Intergeo-Tetis», Baku, Republic of Azerbaijan
Мифические горы, расположенные на севере, за которыми находится Северный Океан, нашли отражение в письменных античных памятниках Греции и Рима, а также в индоарийских источниках: Ригведа, Махабхарата, Авеста, Бундахишн. Локализация Рипейских гор, вызывающая споры до настоящего времени, предполагает, прежде всего, географически обозначить Северный Океан.
Ключевые слова: Рипейские горы, Каспийское море, Тирканское море, Северный океан, Кавказ.
The mythical mountains located in the North, beyond which is the North Ocean, are reflected in the written ancient monuments of Greece and Rome and in the Indo-Aryan sources: Rigveda, Mahabharata, Avesta, Bundakhishn. The localization of the Riphean mountains, causing controversy to date, suggests, first of all, to geographically designate the Northern Ocean.
Keywords: Riphean mountains, Caspian Sea, Hyrcanic Sea, North Ocean., Caucasus.
Границы Севера и Северного Океана в античных источниках
Рассмотрим описание Каспийского моря, которое, согласно античным авторам, располагалось на самом краю познанной Ойкумены. На основе анализа античных авторов: Аристотель (Aristol, Meteor. II, 1, 10) [19. с. 175], [7. с. 7], Арриан [кн. V. 26.2], [кн. V. 5.4], Плиний [кн. VI. XXI. 58], Квит Курций Руф [кн. VII, Глава 3. 20, 21], Плутарх, «Александр» [44, 1], Василий Великий (Кесарийский), [19. с. 759], Стефан Византийский [19. с. 831], автор пришла к убеждению о существовании двух морей в бассейне современного Каспия.
Анализируя античные письменные памятники, учитывая геологические особенности Каспия, автор пришла к заключению, что в античное время Апшерон-ский порог был сухопутным и, как продолжение Кавказа, соединялся с горами Копетдага на востоке от Каспийского моря. Гирканское море находилось в бассейне Южного Каспия. Схемы Земли, составленные по описаниям Гекатея Милетского, Эратосфена, Страбона, карта Птолемея, как и схематическая Пейтингеровская карта, изображали Гирканское (Каспийское море), вытянутым с запада на восток, в отличие от современной формы, вытянутой с юга на север. Плавание Патрокла (283—282 гг. до н. э.) вокруг Гирканского моря убедило его, что море сливается с океаном. «Патрокл был неко-
торое время при Селевке Никаторе и его сыне Антиохе управителем областей, которые находятся близ Гирканского и Каспийского морей. ...Страбон относится к нему с большим доверием как к писателю и высоко чтит его авторитет» [19. с. 239]. Современные исследователи: Л. А. Ельницкий [15. с. 130, с. 131], К. Репен [29. с. 99], И. В. Пьянков [28. с. 98] пришли к выводу, что плавание Патрокла ограничивалось рамками Южного Каспия.
Если Гирканское море заключалось в бассейне Южного Каспия, напрашивается вопрос, что тогда, представляла собой, территория Среднего и Северного Каспия.
Рис. 1. Схема Гонория [28. с. 290]
Древние представления греков базировались на связи Гирканского (Каспийского) моря с океаном. На схеме Гонория видно расположение Каспийского моря, на северо-западе Ойкумены (населенной части земли), на границе Северного и Восточного Океанов. В работе Плиния Старшего «Естественная история» дается географическая привязка Океана и Рипейских гор. «Описав все внутренние части Азии, перенесемся теперь мысленно через Рипейские горы и пойдем вправо по берегу океана. Последний, омывая Азию с трех сторон света, на севере называется Скифским, на востоке — Восточным (Бош), на юге — Индийским» [кн. VI. XIV. 33.].
Эратосфен, придерживавшийся древнеионий-ской точки зрения об общности океанов, ссылался на наблюдения Питея и Патрокла, о соединении морей на севере и на востоке Ойкумены. «На востоке Индии, за Гангом, „.азиатский берег поворачивал к северо-западу и достигал Каспийского моря, вход в которое изображался в виде довольно узкого пролива, расширявшегося в глубину» [15. с. 141]. В подтверждение этого представления Помпоний Мела приводит суждения писателя Корнелия Непота: «„.в бытность свою проконсулом в Галлии он (Квинт Метелл Целер) получил в подарок от царя бетов — каких-то жителей Индии. Спросив, как попали они в эти места, Метелл узнал, что буря отогнала их от берегов Индии, что они долго блуждали по морю и, наконец, высадились на германском берегу». Следовательно, за Каспийским морем находится не суша, а Океан. Но остальная часть его побережья скована вечной стужей и потому необитаема» [26. III. 5. 38].
Античные авторы говорят о Каспийском море, расположенном недалеко от Океана: фрагмент работы Аполлония Родосского: « Каспийское море у Океана» [19. с. 281]; Дионисий Периэгет Египетский [2. с. 46], «718. Вот его слова: «острым углом выдаваясь к северу, оно соединяется с Океаном» [19. с. 942.]. Убежденный сторонник Патрокла Страбон писал: «С севера их омывает океан до устья Кас-пийского моря» [Х1. 1.5], [XI, 7, 4]. «Каспийское море представляет собой залив, простирающийся от океана к югу» [XI. VI. 1]. Представление о Каспийском море как о Сарматском океане можно проследить в работе Клавдия Птолемея. «Ас Европой соединяется [Азия] посредством перешейка между Ме-отийским озером и Сарматским океаном на переходе реки Танаиса» [23]. Следовательно, на достаточно близком расстоянии от Танаиса т. е. Дона в сторону Азии (на восток), отмечается водоем, который Птолемей называет Сарматским океаном. То есть, Гирканское море — на юге и «Океан» (Кронийское море или Сарматский океан) — на севере и востоке соединяются проливом.
Откуда возникли истоки представлений древних греков об Океане на севере Каспия? Современные ученые предположили, что территория выше Азовского моря, могла освободиться от ледникового плена и заселиться людьми «только в предбореальное и бореальное время (примерно 10000—7750 лет назад)» [35. с. 6—7]. Еще в первой половине прошлого века, палеограф С. А. Кова-
Рис. 2. http://dostoyanieplaneti.ru/2388-kasparalskoie-morie
левский, анализируя античные письменные источники в работе «Лик Каспия» утверждал, что около 3500 лет назад Каспийское море соединялось с Азовским морем по Манычскому проливу и по руслу Волги достигало на севере Балтийского моря. Эти же географические ориентиры отмечены у Плиния старшего: « Ксенофонт из Лампсака передает, что в трех днях плавания от скифского берега есть остров Балтия, огромной величины. Пифей называет его Басилией» [3. с. 251; §95]. Этот фрагмент согласуется с нашим предположением о затоплении территории севернее устьев Дона. И эта ситуация существовала еще 2500 лет назад. Согласно С. А. Ковалевского, «в последний раз эта связь Азовского моря и Каспия прервалась лишь в IV веке до н. э, незадолго до походов Александра Македонского» [18. с. 46]. Советские ученые установили, что в последней стадии Хвалынского моря, то есть к периоду «10—20 тыс. лет назад, на берегах Каспия, особенно на восточных (Мангышлаке и других), обнаруживаются три береговые террасы на высоте 26, 16 и 11 м. над современным уровнем Каспия» [14]. Рассчеты показали, что разница в изменении уровня Каспия могла составлять до 40 метров. Такой уровень Каспия позволял затоплять значительную территорию. В понимании древних — это действительно океан, имеющий связь с Мировым Океаном, обтекающим Ойкумену (рис. 2).
Современные исследователи сходятся во мнении, что античные источники упоминают о связи Черного и Каспийского морей через Азовское море, Дон и Волгу. О распространенности этого мнения среди спутников и современников Александра Страбон сообщает со ссылкой на Поликлета из Лариссы — историка, писавшего на рубеже IV III столетия до н. э. Он считал, что Меотида через очень узкий перешеек сливается с Каспием [28. с.36].
В карте схеме Гекатея Милетского (рис. 3) нашла отражение мифологическая традиция о существовании за Рипейскими горами Океана. Водный бассейн, за т.н. Рипами, это следствие таяния ледников (последний лед-
Рис. 3. Карта Земли Гекатея Милетского. [13. с. 210]
никовый период 10000—7500 лет назад), доходивших до современного Киева. В условиях холода и слабого освещения солнцем, из-за постоянных облаков, процесс таяния льдов затянулся на тысячелетия. По мере осушения земли, границы Океана, как и Рипейские горы, в представлении последующих поколений, оказывались все севернее.
Древнеионийские представления об Ойкумене, окруженной Рекой-Океаном, согласуются с нашим предположением о пресных водах на севере Европы — как результат таяния ледников. Анализ античных источников привел автора к выводу о существовании двух водоемов в бассейне современного Каспийского моря, разделенных Апшеронским порогом и соединенных между собой проливом:
— Гирканского моря в бассейне Южного Каспия;
— Каспийского моря — бассейн Среднего, Северного Каспия, связанного с водными бассейнами северных рек и Азовского моря (Сарматского, Ледовитого океана).
Рипейские горы на краю Северного Океана
Согласно общей мифологической традиции, Ри-пейские горы расположены на севере. Достаточная неопределенность географической картины границ Ойкумены привела к условности древней картографии. Посмотрим на карту-схему «Вид Земли по Гекатею Милетскому» (550—490 гг. до н. э), рис. 3. На севере Европы проходит горная система, охватывающая и север Гир-канского моря (бассейн Южного Каспия), как граница известной Ойкумены. Это согласуется с нашей концепцией о нахождении Гирканского (Каспийского моря) в бассейне Южного Каспия, на севере которого проходил Апшеронский порог как продолжение гор Кавказа.
На наш взгляд, Рипейские горы несут в себе характеристику всего Альпийско-Гималайского складча-
того пояса, протянувшегося от Испании до Индии: «1 — 3. Ближайшие к Рипейским горам места (горы эти доходят и до Европы)» [3. с. 194].
Труды античных авторов базировались на представлении о Рипейских горах как о величайшем в мире горном кряже, тянущемся через весь евразийский материк, от Атлантического до Индийского океана [25, с. 31]. Упомянутый расчет Исидора начинается от первых обитаемых побережий Эфиопского океана... до устья Та-наиса. Начиная от устья Танаиса, даже у самых тщательных авторов не нахо-дим указаний. Артемидор полагал, что далее ничего не исследовано [22. кн. II, 108 (112)]. Граница севера в античный период была ограничена устьем Танаиса (Дона), а Рипейские горы несут в себе черты всего Альпийско-Гималайского пояса. Проблема локализации Рипейских гор начинается с античного периода и не закончилась до сих пор. Одновременно с пониманием глобальности гор, характеристика Рипп несет конкретную привязку. Приведем ряд фрагментов взятых у античных авторов.
Плиний старший в своей работе «Естественная история» связывал Рипейские горы с регионом Кавказа, а также Каспийским и Гирканскими морями. « [К ним] прилегает область Понта (Черное море) Колика, в которой Кавказский хребет, как было сказано, поворачивает к Рипейским горам, одним концом опускаясь к Эвк-сину и Меотиде, другим — к Каспийскому и Гирканскому морю» [22. Кн. VI. V. 15].
Вот как рисует Кавказ в древних схолиях Прометей: «Ибо Кавказ — конец населенной земли. Пришел на конечную часть земли, ибо Кавказ — конец обитаемой земли... Кавказ — на конце Океана» [19. с. 46]. Кавказ — конец Ойкумены, расположен рядом с океаном это бассейн Среднего и Северного Каспия.
Клавдий Птолемей в «Руководстве по географии» сообщает, что с Рипейскими горами граничила область расселения саваров и борусков [23. III, 5. 22]. «22.... затем аорсы и пагириты; ниже их — савары (савры, саубры, сауры) и боруски до Рипейских гор» [3, с. 321]. Аорсы входили в конфедерацию племен возглавлявших торговлю по Великому Шелковому пути вдоль северо — западного побережья Каспия. Перечисление саваров «ниже» аорсов приводит к горам Кавказа.
Существует гипотеза, которая отождествляет са-варов с историческими савирами [32, с. 2]. Выдвинут ряд версий о месторасположении саваров — этнических са-виров (оногуры, сарагуры и уроги): в Предкавказье (20. с. 440); в Волго-Донских степях, а затем и в Северном Причерноморье [5. с. 78].
Ряд исследователей связывают топоним Шабран в северо-восточной Албании с суварами, а так же город Билесувар. В северо-восточном Азербайджане, в бывшем Кубинском уезде в XlX веке были остатки Галейи-сувар — «крепость сувар» (Пагиров, 1913: 111). В архивном документе зарегистрирован на территории Кубинского ханства кишлак Галей Сувар (Пагиров, 1913: 111) и селение Суварли (Гейбуллав, 1981: 157). По
мнению А. Е. Крымского, в V веке сувары обитали в районе Кабалы, в северо-западной Албании [31].
Следовательно, племена савиров обитали и в Предкавказье и в Закавказье, т.е. граничали с Рипейски-ми горами согласно Птолемею [23]. Однако, влияние савиров в Предкавказье, и степень их проникновения в горы, некогда были так велики, что сваны в Грузии до сих пор называют своих северных соседей балкарцев и карачаевцев именем савиар. В Осетии несколько ущелий, в том числе Дигорское, благодаря частому их «использованию» савирами, имело название Сафари-ком, т.е. «са-вирское ущелье» [32, с. 2—3]. В современной науке закрепилось мнение о том, что савиры принадлежали «к крупному угро-тюркскому массиву племен огуров. (Кля-шторный 2004, с. 50; Горелик 2002, с. 29)» [31]. Следовательно, фрагмент Птолемея о расселении саваров близ Рипейских гор связан с горами Большого Кавказа.
В Схолиях к «Землеописанию» Дионисия Пери-егета: «Рипы: скифские горы, откуда дует ветер Борей» [19. с. 1425]. В мифической греческой традиции Борей это северный ветер. Согласно античным авторам, к Фа-сису (совр. река Риони, Грузия. — прим. авт.) прилегает Кавказская гора, которая прежде называлась «ложем Борея» [19, с. 913]. Здесь мы наблюдаем связь между географическими ориентирами — гора «ложе Борея» и горами Кавказа.
Современные исследователи, определяя Рипей-ские горы, допускали, что это горы Урала. На древних картах горы обозначались на севере Европы в горизонтальном направлении, что уже исключает горы Урала. Л. А. Ельницкий отмечал, что основанием представления о мифических Рипейских горах для древних греков мог послужить «„.только Кавказ с его высочайшими, дикими и покрытыми вечным снегом вершинами. Других подобных гор в поле зрения греков в VI столетии до н. э. не было» [15, с. 13]. Мы отметили у античных авторов и современных исследователей характеристики Рипейских гор как всего Альпийско-Гималайского пояса в целом, так и гор Кавказа в частности. Однако античные авторы еще более сужают географические рамки Рипейских гор. Евстафий в комментариях к «Землеописанию Дионисия, отмечал: «Под Кавказом теперь нужно разуметь, говорят, самую северную часть вышеназванного Тавра, доходящую до Кронийского моря; часть его составляют и вышеописанные Рипейские горы» [19, с. 938]. Следовательно, Рипейские горы — это часть Кавказа.
Древневосточная теория локализации Рипеев была воспринята ионийцами и Аристотелем, о чем свидетельствуют Помпоний Мела и Плиний, изображавшие Рипейские горы как продолжение Кавказского хребта [15, с. 60]. И. В. Пьянков дает географическую привязку Рифейских гор: «на западе Кавказ, огибая Каспийское море, соединяется с Римфейскими горами» [28, с. 249]. И далее, он говорит о Кавказе, который: «проходит крупными изгибами по скифским землям», изливая реки в Каспийское море, и, наконец, соединяется с Рифейскими горами. Здесь прямо говорится о
том, как хребет поворачивает, «изогнувшись углом» — это отголосок утверждения Гиппарха о «кривой» линии хребта в его восточной части» [28, с. 262]. Гай Юлий Со-лин выделяет Рипейские горы как хребты [2. с. 47].
Названия «Рифейские горы» или «Рипейские» включают в себя понятие Риф — (гряда подводных камней, Гребень, Хребет). Это соответствует Апшеронскому порогу (находящемуся в настоящее время под водой), который возвышался между Средним и Южным Каспием как — «кривая» линия хребта в его восточной части». Являясь продолжением гор Кавказа, он идет «огибая Каспийское море» и уходит «изогнувшись углом» «в его восточной части» к горам Копетдага в Туркмении.
Рипейские горы в античных письменных памятниках включают в себя черты: Альпийско-Гималайско-го пояса; гор Большого Кавказа и Апшеронского порога, как его центральной части, несущий общее название Рипейских гор.
Северные горы и Молочный океан в индоперсидской литературе
Индо-иранские народы аккумулировали сведения по истории, географии, культуре и мифологии в священных текстах Ригведы, Махабхараты, Авесты и др. Представления о мифических северных горах «(непреодолимые препятствия на пути к ним, «океан у гор», «страна блаженных», «полярные» явления») определенно принадлежат к наследию общеарийской эпохи» [18, с. 28].
Остановимся на определении ключевых значений в протоарийской географии: Горы — иранская гора Хара Бэрэзаити и индийская Меру; Океан — Великий Северный океан (Молочное море), моря Воурукаша и Фравкард.
Мифы об иранских горах Хара и индийской Меру имеют истоки, теряющиеся в общеарийских временах, располагая их на далеком севере. Как Хара Бэрэзаити они упоминается в «Ясне», «Вендидате», «Яштах»; как Хара — в «Вендидате» и «Яштах»; Хараити в «Ясне» и в «Яштах». В «Бундахишн» (1Хв.) встречаются горы под названиями Албурз и Хугари Баланд [33].
«Сперва гора восстала, Спитама-Заратуштра, Высокая Харати Поднялась на земле, что окружает страны с заката до восхода» [1. Гимн Хварно (Яшт 19,1, «3амй-ад-яшт») с. 12]. В этом Яште заключена характеристика Харати как единой горы с протяженностью от восхода до заката.
В древнеиндийском источнике — «Законах Ма-ну» передаются знания о горах, о Вселенной, удивительные для древнего времени: «На Меру боги видят солнце после его одноразового восхождения на протяжении его пути, равного половине его обращения вокруг земли» [10]. Если мы обратимся к физической карте мира, то половину Земли (Восточное полушарие) Солнце действительно проходит с востока на запад за один световой день (одноразовое восхождение). «Видя, как солнце обходит Меру при восходе и закате...». Гора Меру или горы
Хара Берэзайти включают в себя понятие всей системы гор Альпийско-Гималайского пояса, которую Солнце проходит за один световой день. В то же время в памятниках арийской письменности присутствуют конкретные характеристики горы Меру и Хара Березайти.
В «Ригведе», в гимне в честь бога огня — Агни (5-й гимн III книги), говорится о древнейших преданиях арийской мифологии — о великих северных горах: «Он (Агни) охраняет желанную вершину Рипы, место Птицы; он, бодрый, охраняет путь Солнца; он, Агни, охраняет в центре (буквально «на пупе») Семиглавого; он, превосходный, охраняет веселье богов» [8, с. 37].
В 5-м гимне Ригведы выделена вершина Рипы, отмечаемая в скифской и древнегреческой мифологии как Рипейские горы, расположение которых мы связываем с горами Кавказа. С горами Кавказа связано и другое сообщение в Ригведе — место Птицы. Согласно мифам древней Греции, к горам Кавказа был прикован, между двух вершин Эльбруса, Прометей, печень которого клевал Орел (Птица). Мы видим истоки древнегреческого и древнеиндийского мифа на протоарийской, скифской основе. Таким образом, «вершина Рипы, место Птицы» — это Эльбрус — главная вершина Кавказа.
Следующее сообщение в Ригведе вновь указывает на Кавказ. «„.он, Агни, охраняет в центре (буквально «на пупе») Семиглавого». Если мы посмотрим на рис. 4. (Обзорная карта Альпийско-Гималайского складчатого пояса), то отметим, что его центр — «пуп», приходится на Большой Кавказ. Кавказ -самая высокая точка Европы, где: «Эльбрус (вершина Кавказских гор), железная гора, и шесть горных вершин, высотой за пять тысяч километров — вот что такое Большой Кавказ» [11]. Следовательно, ключевые слова: вершина Рипы, место Птицы, на пупе (центр Альпийско-Гималайской горной системы), Семиглавый (семь пятитысячных вершин) — относятся к горам Большого Кавказа.
В древнеарийской литературе горы Хара Березай-ти и Меру описываются как горные системы Альпийско-Гималайского пояса, в центре которой горы Кавказа «...тогда как другие горы, числом две тысячи двести сорок четыре, выросли из (горы) Албурз [9, гл. XII]. Древнеарий-ские литературные памятники передают конкретную информацию о горе: «Хара Березайти сама по себе является островом — ее окружают с востока, севера и запада воды рек Арак: (Аракс — прим. авт.) и Вехруд, а с юга — море Фрахвкард» [12]: Море Фравкард это Гирканское море, (бассейн современного Южного Каспия), которое расположено на юг от Апшеронского порога (Хара Березайти). Фраза из Бундахишн: «озеро Чичаст (находится) в Адурбадагане (Южный Азербайджан — прим.. авт..), (его) вода тепла и безвредна потому в нем нет ничего живого. Его источник связан с озером Фрахвкард» [9, Гл. ХХ], предполагает географические ориентиры озера Урмии, находящемуся недалеко от Южного Каспия (Гирканское море-озеро). Даже имя царя Мидии (юго-запад, юг современного Каспия) Фравартиш (675—653 гг. до н. э.) [34. с. 98] созвучно с морем Фравкард (Южный Каспий). Ори-
ентир — «на юге горы Хара Березайти море Фравкард», сужает понимание этой горы до Апшеронского порога. Есть еще один ориентир, указывающий на Апшеронский порог — «Перед великими горами Меру раскинулось песчаное море» [10], что как: нельзя более точно характеризует территорию Апшерона и в настоящее время.
Молочный Океан и море Воурукаша в древнеперсидских памятниках
Фразы из Авесты и Махабхараты: «у подножий Высокой Хары лежит огромное водное пространство — «море» («зрайа») по имени Воурукаша»; У подножия Меру — «обители богов» находится Молочный океан», отмечают нахождение океана на севере от Меру. В Ма-хабхарате «Великий мудрец и герой, старший из Каура-вов — Бхишма, рассказывая о стране на севере, говорит Юдхиштхире: «Северный склон Меру, побережье Молочного моря — вот та страна». И герои «Рамаяны» знали о «Вечном океане, расположенном рядом с золотоглавыми вершинами достигающих неба северных гор» [8, с. 18]. В географических ориентирах Молочного Океана выделим ключевые слова: Северный склон Меру (Хара Березайти) — северный склон Апшеронского порога; рядом с Молочным Океаном располагаются горы Меру («это горная страна с вершинами до самого неба, с этих гор ниспадают великие реки, текущие в золотых руслах») — Большой Кавказ возле Океана согласно античным авторам; на юге Хары Березайти море Фрав-кард (Гирканское море).
Современный уровень науки позволяет объяснить происхождение названия Молочный или Белый Океан: «Аэрокосмическое агентство NASA опубликовало фотографии аномальных процессов в Каспийском море — «молочных вихрей» у берегов Туркмении. Вихри светло-бирюзовой морской воды оказались вызваны ветрами, которые перемешивают воду и донные отложения, что придает воде молочный цвет» [36].
Заключение
Анализ античных письменных источников, древнеиндийских и персидских памятников позволил сделать вывод о совершенно ином расположении Каспийского моря вплоть до конца античного периода.
Рипейские горы, горы Меру, Хара Бэрэзаити вобрали в себя понятия всего Аль-пийско — Гималайского складчатого пояса, Большого Кавказа, а также Апшеронского порога как его центральной части. Море Фрахвкард — это Гирканское море античных источников, бассейн Южного Каспия. Молочный Океан, море Воурукаша — Северный, Сарматский Океан, Кроний-ское море — это Средний и Северный Каспий, связанный с северными водными системами.
Известный азербайджанский ученый, историк, писатель А. К. Бакиханов в книге «Гюлистан и Ирам» чрезвычайно красочно отметил особенную значи-
мость Кавказско-Каспийского региона: «Многие из них, даже самые образованные, считали Кавказ за конечный предел человеческого бытия и поэтому неудивительно, что диких, сильных и ловких обитателей этих гор называли дивами, а женщин, славящихся красотой, — пери. [37, 38]. В настоящее время путешественники неоднократно обозревали весь земной шар, открыли Америку и Океанию, применили почти все указания древних географов к нынешнему населению, но нигде не встречали другой горы, кроме Кавказа, которая больше всего подходила бы к фантастическим и баснословным описаниям древних» [6, с. 13].
Литература
1. «Авеста»: www.rulit.me/books/avesta-read-63923-1.htm
2. Алиев КГ. Античные источники по истории Азербайджана. Баку. 1987.
3. Античная география. Сост. проф. М.С. Бондарский., М., 1953.
4. Арриан Луций Флавий. Пер. М. Е Сергеенко М.: Миф.1993.
5. Артамонов М..И. История Хазар. Ленинград: Издательство Эрмитажа, 1962.
6. Бакиханов А.К Гюлистан-и Ирам. Баку: Элм, 1991.
7. Бартольд В.В. Сведения об Аральском море и низовьях Амударьи с древнейших времен до XVII века. Соч., т. III. М., «Наука», 1966.
8. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии: древние арии: мифы и история, 2001.
9. Бундахишн и другие тексты. Сотворение основы. Издание подготовлено О.М. Чунаковой. М.: Восточная литература РАН, 1997. (Памятники письменности Востока. CXIV).
10. Волков С.И. Обители богов. Мифическая гора Меру: http://www.dopo-topa.com/
11. Горы Кавказа — самые высокие в Европе: описание, фото: webmandry.com >gory-kavkaza-samye-vysokie-v-evrope-opisanie-£..
12. Горная фантазия равнинных обитателей: https://bovdo.livejournal./com/ 18921.htm/
13. Дитмар А.Б. Рубежи ойкумены. Эволюция представлений античных ученых об обитаемой земле и природной широтной зональности. М.: Мысль.; 1973.135 с.
14. Древний Каспий. Климатическая катастрофа недавнего: www.metaisskra.com
15. Ельницкий М..А. Знания древних о северных странах М.:Геофиз.1961.
16. Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. М.: Издательство МГУ, 1993.
17. Ковалевский С.А. Лик Каспия. Баку.1933.
18. Кондратов А.И. Атлантиды моря Тетис. Л.:1986.
19. Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Вестник древней истории. 1947; 1—4: Источ-нигchttp://apsnyteka.narod2.ru/l/izvestiya_drevnih_pisatelei_o_skifii_i_k avkaze/index.html
20. Народы Кавказа. М.: Издание института АН СССР, 1960.
Рис. 4. Обзорная карта Альпийско-Гималайского складчатого пояса.
21. Плиний Старший. Естественная история, IV, 26, 29. Перевод В. В. Латышева. ВДИ, 1949; 2.
22. Плиний Старший. Тексты, перевод, комментарий. М., 2011.
23. Птолемей. География (III, 5. 22; 10), архив. 21 сентября 2013 г. Пер. К С. Апта.
24. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3т. Изд. М Е Грабарь-Пасек и С. П. Маркиш. М.: Изд-во АН СССР. 1963.
25. Подосинов А.В., Скржинская М.В. Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний старший. М., 2011, 504 с.
26. Помпоний Мела. О положении Земли. Античная география. М., 1953.
27. Птолемей Клавдий. Географическое руководство: http://coins.ucoz.ru
28. Пьянков И.В. Средняя Азия в античной географической традиции. М1997
29. Клод Рапэн. Торговый путь из Индии к Понту у Страбона: между картографическим миражом и археологической реальностью. (Материалы международной конференции «Дорога Страбона как часть Великого Шелкового пути». Баку, 28-29 ноября 2008 г.) Международный институт Центрально-азиатских исследований. Самарканд — Ташкент, 2009: 96-119.
30. Страбон География в 17 книгах. Пер. Г. А Стратановского. Под общей ред. проф. С. Л. Утченко. М.: Наука. 1994.
31. Тюркские племена Кавказской Албании. Центр Льва Гумилева: www.gumilev-center.az/tyurkskie-plemena-kavkazskoj-albanii/].
32. Финник С.В. Этногенез кочевого народа савиров. М,1996.
33. Ходжаева Н. Локализация авестийских географических названий. Митра (Душанбе). 1997; 9 (13) www.zoroastrian.ru/node/1535
34. Ходжаева Н.Д Динамика развития географических представлений о Центральной Азии в древней и раннесредневековой Иранской традиции. Душанбе, 2016.
35. Чередниченко А.Г. Индоевропейская проблема и эгеида. Актуальные проблемы всеобщей истории. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. Научные ведомости. 2011; 7 (102): 6-7.
36. https://rg.ru/.../nasa-pokazalo-anomalnye-processy-v-kaspijskom-more-so-sputnika.ht..]
37. Khalilova T.Sh., Renying Li, Khalilov E.N. Caspian route of the Silk Road International Journal ofAsian History, Culture and Tradition. 2016; 4 (4) 1-9.
38. Халилова Т.Ш. Каспийско-Гирканский перешеек — ключевое звено в «дороге Страбона» как часть великого шелкового пути. Вестник Международной Академии Наук (Русская Секция). 2018; 1: 115-121.
Сведения об авторе:
Халилова Тамила Ширин кызы — кандидат исторических наук, член-корреспондент Международной Академии Наук (Здоровье и Экология), Азербайджанская секция, научный сотрудник Международного Научно-Технического комплекса «Интергео-Тетис» (Баку, Азербайджан)