Научная статья на тему 'ГИПЕРАВТОМАТИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ГИПЕРАВТОМАТИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гиперавтоматизация / информационные технологии / роботизация процессов / hyperautomatization / information technologies / robotization of processes

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — А.С. Чистякова, А.П. Багаева

В статье рассматривается гиперавтоматизация, как одна из главных тенденций мирового ИТ-рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYPERAUTOMATIZATION IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGY

The article discusses the issue of hyperautomatization as one of the main trends in the global IT market.

Текст научной работы на тему «ГИПЕРАВТОМАТИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 004.051

ГИПЕРАВТОМАТИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

А. С. Чистякова Научный руководитель - А.П. Багаева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: as.chistyak@ya.ru

В статье рассматривается гиперавтоматизация, как одна из главных тенденций мирового ИТ-рынка.

Ключевые слова: гиперавтоматизация, информационные технологии, роботизация процессов.

HYPERAUTOMATIZATION IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGY

A.S. Chistyakova Scientific Supervisor - A. P. Bagaeva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii Rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: as.chistyak@ya.ru

The article discusses the issue of hyperautomatization as one of the main trends in the global IT market.

Keywords: hyperautomatization, information technologies, robotization of processes.

Информационные технологии - основа развития экономики и общества. С каждым годом увеличивается количество информационных ресурсов, что приводит к снижению трудоёмкости. Стремительное развитие общества приводит к увеличению объема задач, решаемых в организациях. Растет потребность в повышении их надежности и оперативности, что значительно тормозит работу сотрудников. Здесь и возникает потребность в автоматизации.

Автоматизация информационных технологий - процесс, организованный для решения поставленных задач, сопровождающийся совокупностью методов и средств, сбором, регистрацией, передачей, накоплением, поиском, обработкой и защитой информации на базе применения программного обеспечения, вычислительной техники и др. Автоматизация особенно значима в тех случаях, когда необходима чрезвычайная точность. Она позволяет не только повысить производительность труда, но и оптимизировать работу целых отделов в компаниях.

Термин «автоматизация» не нов. Однако в последнее время он все чаще употребляется с приставкой «гипер». Это означает, что речь идет о делегировании машинам не только обыденных для человека задач, но и процессов, требующих принятия решений (смарт-управление).

Основное направление развития систем автоматизации - создание таких автоматических систем, которые смогу выполнять заданные функции и процедуры без участия человека. Человеческий фактор - основополагающая причина, для введения автоматизации в

Секция «Информационно-экономические системы»

компанию. Тем не менее автоматизация создает новые условия для работы сотрудников и позволяет трансформировать текущие процессы.

Термин «гиперавтоматизация», введенный аналитиками Gartner, предполагает весьма привлекательную вещь - сквозную автоматизацию процессов с минимальным вмешательством человека [1]. Идея гиперавтоматизации очень проста: всё, что можно автоматизировать в организации, должно быть автоматизировано.

Гиперавтоматизация - это комбинированное использование машинного обучения, готового к использованию программного обеспечения и средств автоматизации для выполнения любой работы.Если конкретизировать понятие на технологии, то можно увидеть, что под этим термином подразумевается роботизированная автоматизация процессов, платформы разработки приложений с низким уровнем затрат на шифрование, искусственный интеллект, процесс-майнинга, машинное обучение, виртуальные помощники, продвинутая аналитика и другие инструменты. Интегрированный подход к применению технологий, появившейся в последнее десятилетие.

Существует три уровня гиперавтоматизации: пересмотр текущих процессов, масштабирование новых процессов, формирование культуры гиперавтоматизации.

Гиперавтоматизация продолжает развиваться как одна из самых больших тенденций с прошлого года. Произошел значительный скачок в требованиях к автоматизации процессов и регулярно повторяющихся задачах, выполняемых вручную сотрудниками крупных компаний и всемирно известных корпораций. В течение нескольких лет эта тенденция перешла от автоматизации задач к автоматизации на основе процессов, объем которой может повлиять на экосистему бизнес-процессов в целом. Процесс автоматизации в конечном итоге превратился в процесс гиперавтоматизации, который включал усложнение не только широкого круга инструментов, но и всех этапов самой автоматизации. Правильная оценка и координация автоматизированных механизмов - главная цель гиперавтоматизации.

Гиперавтоматизация позволяет бизнес-процессам активно расширятся, расти и повышать устойчивость, быстро выявляя, проверяя и автоматизируя большое количество транзакций. По словам Gartner, гиперавтоматизация- это инструмент, призванный облегчить выполнение обязанностей.

Помимо налаживания оперативной работы и управления задачами, надежного хранения и интерпретации данных, автоматизация должна обеспечивать безопасность. Для высокого уровня обеспечения безопасности прежде всего необходимо выбрать правильные процессы автоматизации, но стоит учитывать некоторые факторы, такие как потеря гибкости процессов, высокий уровень трудозатрат и др.

Исследования Gartner также показывают, что наиболее эффективные группы автоматизации сосредоточены на трех основных приоритетах: повышении качества работы, ускорении бизнес-процессов и повышении эластичности принятия решений [1].

Стремительная и дешевая роботизация рутинных операций силами бизнес-пользователей - вот главная первопричина внимания к гиперавтоматизации. Разрывы в автоматизированных процессах возможно быстро и самостоятельно сшить с поддержкой инструментарий гиперавтоматизации, нередко не обращаясь к поддержке ИТ-специалистов [2].

Всемирная пандемия, начавшаяся около двух лет назад, выявила необходимость предоставления клиентам более гибких услуг по цифровым каналам, а также предоставления услуг организациям, не связанным с конкретным местом. Эти факторы способствовали активному росту и быстрому принятию гиперавтоматизации, что привело к большей дифференциации обслуживания клиентов. Стандартная автоматизация уже освободила сотрудников от множества шаблонных задач, но гиперавтоматизация сделала еще один шаг вперед, особенно в плане облегчения удаленной и гибридной работы. Автоматизируя процессы и задачи в бэк-офисе по фиксированному или рутинному графику, уменьшается

потребность в подключении дополнительного персонала или привязке персонала к определенному месту. Кроме того, благодаря гиперавтоматизациироль сотрудников переходит от практических задач к управлению, мониторингу роботов и решению сложных исключений из бизнеса.

Бизнес-процессы весьма затратны, как в финансовом плане, так и в ресурсах, а самое главное, по времени. Уровень автоматизации бизнес-процессов, возможность удаленной работы, быстрота и эффективность реакции на изменяющиеся условия могут стать не просто важным конкурентным преимуществом, но иногда просто необходимым условием для выживания бизнеса в стремительно развивающейся кризисной ситуации.

Важное последствие гиперавтоматизации - возможность воссоздать всю деятельность организации по цифровому следу. Это позволяет вывести организацию на новый уровень ведения бизнеса, проводить регулярную аналитику процессов и выявление новых возможностей в режиме онлайн, обеспечивать большую защищенность от человеческих ошибок и злоупотреблений. Гиперавтоматизация позволяет компании максимально быстро и эффективно реагировать на постоянно изменяющиеся внешние условия [3].

Следует помнить, что гиперавтоматизация на данном этапе её развития всего лишь теоретическая концепция, в будущем - динамически развивающаяся технология, которой еще многое предстоит улучшить.Однако, по прогнозам Gartner гиперавтоматизация коснется всех сфер информационных технологий и, возможно, создаст нишу для появления новых профессий.

Библиографические ссылки

1. Ключевые тенденции гиперавтоматизации [Электронныйресурс] URL: https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=219548 (дата обращения: 31.03.2022).

2. Гиперавтоматизация - рабочий инструмент? [Электронныйресурс] URL: https://koptelov.info/hyperautomation/ (дата обращения: 31.03.2022).

3. Использование информационных технологий в различных областях [Электронныйресурс] URL: https://sciencerack.com/uses-of-information-technology/(дата обращения: 31.03.2022).

© Чистякова А. С., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.