Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЦИФРОВИЗАЦИИ БИЗНЕСА В КОМПАНИИ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЦИФРОВИЗАЦИИ БИЗНЕСА В КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КЛИЕНТОЦЕНТРИЧНАЯ МОДЕЛЬ / РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сопина Наталья Владимировна

В период пандемии бизнесу пришлось учиться работать по-другому: многие компании стали активно выстраивать работу в виртуальном пространстве. Пандемию следует рассматривать в качестве переломного момента для цифровой трансформации бизнеса. Для того чтобы быть успешными, масштабироваться компании должны использовать возможности новых бизнес-моделей, которые способствуют повышению потребительской ценности, внедрять новые технологии в управление бизнес-процессами и производством, что позволит получить им новое конкурентное преимущество перед другими компаниями и привлечь новых клиентов. Но в условиях высокой неопределенности технологии и стратегии ведения бизнеса тоже быстро изменяются. В статье рассматривается вопрос о том, в каком направлении проходила смена трендов стратегических технологий за последние три года на основе отчетов компании Gartner. И делается вывод о том, что в основе процессов ведения бизнеса современной цифровой компании лежат технологии искусственного интеллекта, больших данных, которые связывают компанию и клиента и помогают выстраивать клиентоцентричную модель развития бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF STRATEGIC TECHNOLOGIES THAT CONTRIBUTE TO THE DIGITALIZATION OF BUSINESS IN THE COMPANY

During the pandemic, businesses had to learn to work in a different way: many companies began to actively build work in the virtual space. The pandemic should be seen as a turning point for the digital transformation of business. In order to be successful, companies must scale up to use the opportunities of new business models that contribute to increasing consumer value, introduce new technologies into business process and production management, which allows them to gain a new competitive advantage over other companies and attract new customers. But in conditions of high uncertainty, technologies and business strategies are also changing rapidly. The article examines the question of the direction in which the trends of strategic technologies have changed over the past three years based on Gartner reports. And it is concluded that the business processes of a modern digital company are based on artificial intelligence technologies, big data, which connect the company and the client and help to build a people-centric business development model.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЦИФРОВИЗАЦИИ БИЗНЕСА В КОМПАНИИ»

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЦИФРОВИЗАЦИИ БИЗНЕСА В КОМПАНИИ

Аннотация. В период пандемии бизнесу пришлось учиться работать по-другому: многие компании стали активно выстраивать работу в виртуальном пространстве. Пандемию следует рассматривать в качестве переломного момента для цифровой трансформации бизнеса. Для того чтобы быть успешными, масштабироваться компании должны использовать возможности новых бизнес-моделей, которые способствуют повышению потребительской ценности, внедрять новые технологии в управление бизнес-процессами и производством, что позволит получить им новое конкурентное преимущество перед другими компаниями и привлечь новых клиентов. Но в условиях высокой неопределенности технологии и стратегии ведения бизнеса тоже быстро изменяются. В статье рассматривается вопрос о том, в каком направлении проходила смена трендов стратегических технологий за последние три года на основе отчетов компании Gartner. И делается вывод о том, что в основе процессов ведения бизнеса современной цифровой компании лежат технологии искусственного интеллекта, больших данных, которые связывают компанию и клиента и помогают выстраивать кли-ентоцентричную модель развития бизнеса.

Ключевые слова. Стратегические технологии, цифровизация, цифровые технологии, клиенто-центричная модель, развитие бизнеса.

Sopina N.V.

DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF STRATEGIC TECHNOLOGIES THAT CONTRIBUTE TO THE DIGITALIZATION OF BUSINESS IN THE COMPANY

Abstract. During the pandemic, businesses had to learn to work in a different way: many companies began to actively build work in the virtual space. The pandemic should be seen as a turning point for the digital transformation of business. In order to be successful, companies must scale up to use the opportunities of new business models that contribute to increasing consumer value, introduce new technologies into business process and production management, which allows them to gain a new competitive advantage over other companies and attract new customers. But in conditions of high uncertainty, technologies and business strategies are also changing rapidly. The article examines the question of the direction in which the trends of strategic technologies have changed over the past three years based on Gartner reports. And it is concluded that the business processes of a modern digital company are based on artificial intelligence technologies, big data, which connect the company and the client and help to build a people-centric business development model.

Keywords. Strategic technologies, digitalization, digital technologies, people-centric model, business development.

Введение

Для современной экономики характерен высокий уровень неопределенности, и вести бизнес сегодня приходится с учетом постоянных изменений. Эти изменения касаются как внутренней, так и внешней

ГРНТИ 06.81.25 © Сопина Н.В., 2022

Наталья Владимировна Сопина - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с автором: 191023, г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 30-32 (Russia, St. Petersburg, Griboedov canal emb., 30-32). Тел.: 8 (812) 602-23-23. Е-mail: Nsopina@mail.ru. Статья поступила в редакцию 24.01.2022.

сферы деятельности компании. Сложности возникли у компаний, которые использовали традиционные методы и технологии в своих бизнес-процессах и до 2020 года многие из них совершенно не хотели заниматься цифровизацией, но пандемия изменила эту ситуацию. В настоящее время все компании, которые хотят развиваться и масштабироваться, должны становиться цифровыми в полной мере или применять цифровые технологии в части своих бизнес-процессов. Но и в том, и в другом случае, им необходимо следовать тенденциям технологического развития. Целью данной статьи является определить, с какими направлениями цифровых технологий сталкиваются компании в развитии своего бизнеса, и как эти направления меняются.

Результаты

Если цель деятельности компании остается неизменной и связана с получением прибыли, то методы управления ею могут меняться. И если раньше в управлении компаниями использовался традиционный менеджмент, характерный для низкого уровня неопределенности ведения бизнеса, то сегодня требуются совершенно другие инструменты. Можно привести сравнение инструментов, используемых при традиционном менеджменте, и предпринимательском менеджменте, который характерен для высокого уровня неопределенности (таблица 1).

Таблица 1

Сравнение инструментов традиционного и предпринимательского менеджмента

Традиционный менеджмент Предпринимательский менеджмент

Безупречное планирование Метод проб и ошибок

Избежать провалов Возможны провалы

Интенсивный анализ Интенсивное тестирование

Работа с бизнес-кейсами Эксперименты

Отстраненное отношение к клиентам Глубокое вовлечение клиентов

Работа по годовому циклу Более продолжительный период

Долго раздумывать Быстро действовать

Сегодня компания, которая хочет наращивать свой потенциал и оставаться на «коне», должна меняться, ей нужно применять более рисковые инструменты управления и ей придется трансформировать свои бизнес-процессы. Можно выделить следующие направления изменений компании: необходимость привлекать высококвалифицированных специалистов; менять философию компании; внедрять новые технологии. Обратим внимание на то, как развитие и внедрение технологий сказывается на ведение бизнеса компаниями. Каждый год компания Gartner выявляет технологические тренды, которые впоследствии оказывают решающие значение для развития бизнеса [1]. Сравним, как менялись технологические тренды, начиная с 2020 года (таблица 2).

Если сравнивать сегодняшние направления развития цифрового бизнеса, с теми, которые предлагались в 2020 году, то заметно, как они изменились. В 2020 году говорилось о появлении стратегических технологических тенденций, которые необходимо было изучить компаниям, понять какие из них можно использовать, и как они работают, а сегодня эти технологии помогают им уже добиваться роста и повышать свою эффективность.

Основу технологической стратегии компании составляют умные пространства, ориентированные на людей. Помещение людей в центр технологической стратегии только подчеркивает один из важных аспектов цифровых технологий - то, как они влияют на клиентов, сотрудников, деловых партнеров. В основе концепции умных пространств лежит клиентоцентричный подход, который подразумевает понимание клиента и его клиентского пути, т.е. того, как он взаимодействует с компанией.

Под умным пространством следует понимать физическую или виртуальную среду, в которой люди и технологии, взаимодействуя между собой, образуют автономную экосистему [1]. Этот подход можно представить в виде схемы (см. рис.). В центре пространства находятся клиенты, которые взаимодействуют между собой и различными цифровыми услугами. Затем вокруг них расположены услуги, приложения и экосистемы, которые создают потребительскую ценность. Для создания приложений используют различные инструменты разработки, цифровые платформы, технологии: искусственный

интеллект (ИИ), машинное обучение и др. Основой мира цифровых услуг выступают инфраструктура, безопасность и операционные процессы.

Таблица 2

Изменение трендов технологических стратегий бизнеса

Номер Тренды 2020 г. Тренды 2021 г. Тренды 2022 г.

1 Гиперавтоматизация процессов Гиперавтоматизация процессов Гиперавтоматизация процессов

2 Мультимодальный опыт Совокупный опыт Совокупный опыт

3 Демократизация технологий Повышающие конфиденци- Повышающие конфиденциаль-

для человека альность вычисления ность вычисления

4 Аугментация человека Использование повсеместных операций Составные приложения

5 Прозрачность и отслеживае-мость данных Сеть кибербезопасности Сеть кибербезопасности

6 Усиление преимуществ гра- Интеллектуальный компози- Интеллектуальное принятие ре-

ничных вычислений ционный бизнес шений

7 Использование распределительного облака Использование распределительного облака Облачные платформы

8 Использование автономных устройств ИИ-инжиниринг ИИ-инжиниринг

9 Блокчейн технологии Эра «Интернет поведения» (IoB) Фабрика данных

10 Усиление безопасности технологий ИИ Распределительные предприятия

11 Автономные системы

12 Генеративный ИИ

Составлено автором на основе [1, 2, 3].

Приложения, услуги, экосистемы

Инструменты разработки, технологии, платформы

Инфраструктура, операции, безопасность

Составлено автором на основе [1].

Рис. Клиентоцентричный подход в концепции умных пространств

Стратегические технологии 2020 года имели свои особенности. Стратегические технологии можно разделить на технологии умного пространства и технологии, ориентированные на людей. Первые дают возможность перейти в будущем в эру облачных вычислений, активно используются функции искусственного интеллекта для автоматизации функций, которые раньше выполнялись людьми, возможность применения технологий блокчейн в практической деятельности компаний. Но, следует отметить, что с активным использованием машинного обучения и искусственного интеллекта усугубляются проблемы кибербезопасности и сохранности данных.

Технологии, ориентированные на людей, направлены на повышение возможностей человека. Пользовательский опыт в значительной степени изменится к 2028 году, возможности виртуальной, дополненной реальности, то, как люди воспринимают цифровой мир, тоже изменятся, что приведет к формированию новой модели взаимодействия, мультимодальному опыту. У людей появится легкий доступ к техническим знаниям, знаниям в области бизнеса через радикальное упрощение опыта и без обширного дорогостоящего обучения. Причем демократизация технологий будет идти в четырех направлениях: демократизация данных и аналитики, демократизация разработки, демократизация дизайна, демократизация знания.

Также люди получат возможность улучшения когнитивных и физических функций. Технологии прозрачности и доверия выступают важными элементами для поддержания цифровой этики. При внедрении этих технологий компании должны сосредоточиться на следующих областях: искусственный интеллект и машинное обучение, конфиденциальность персональных данных, право собственности и контроль, этически согласованный дизайн. В 2021 году на формирование стратегических технологических тенденций компаний оказала влияние пандемия, теперь к клиентоцентричному походу добавились еще два важных условия - это независимость от местоположения и стабильное предоставление услуг [2].

Рассмотри отличительные особенности стратегических технологий в 2021 году. Появился новый термин «Интернет поведение» (IoB), под которым понимается весь объем данных, которые собирались и анализировались, чтобы влиять на то, как люди ведут себя на рабочем месте. От того, как компании используют эти поведенческие данные, будет зависеть, как они выстраивают взаимоотношения с людьми. IoB может собирать, комбинировать и обрабатывать данные из многих источников, включая: данные коммерческих клиентов; данные о гражданах, обрабатываемые государственными учреждениями; социальные медиа; развертывание системы распознавания лиц; отслеживание местоположения. Возрастающая сложность технологии, которая обрабатывает эти данные, позволила этой тенденции развиваться.

Совокупный опыт пришел на смену мультиопыту. Совокупный опыт включает в себя многосторонний опыт, опыт клиентов, опыт сотрудников, пользовательский опыт для преобразования бизнес-результата. Использование данного опыта создает для компании конкурентное преимущество и позволяет извлекать выгоду из ситуации с пандемией (удаленная работа, наличие мобильных, виртуальных клиентов). Растущая потребность в конфиденциальности и безопасности данных потребовала создания технологий, которые защищают данные при их использовании. Модель повсеместных операций позволяет обеспечить доступ к бизнесу, доставку и запуск в любом месте, где клиенты, работодатели и деловые партнеры работают в физически удаленных средах.

Интеллектуальный компонуемый бизнес - это такой бизнес, который может легко адаптироваться и кардинально измениться, перестроиться в зависимости от текущей ситуации. Эти технологии позволят ускорить цифровую трансформацию бизнеса, способствуют повышению автономии и демократизации во всей компании, что позволяет подразделениям бизнеса быстрее реагировать на происходящее, а не выполнять неэффективные процессы [3].

Отчет компании Gartner о тенденциях стратегических технологий развития бизнеса в 2022 году тоже имеет свои особенности. Так, согласно ему, внедряемые цифровые технологии должны обеспечить рост, цифровизацию и эффективность работы компаний и сделать IT-руководителей стратегическими партнерами предприятий. Можно выделить следующие приоритеты ускорения цифрового бизнеса в 2022 году [4]: создание экосистем на базе партнерства; привлечение и удержание лучших специалистов; освоение компоновки бизнеса; использование искусственных данных для защиты персональных данных; переосмысление гибридной работы, основанной на клиентоцентричности.

Рассмотрим новые направления применяемых стратегических технологий, а также то, какие направления трансформации и ведения бизнеса будут популярны в мире в 2022 году [4]. Надо отметить, что продолжится процесс создания экосистем через выстраивание партнерских отношений на базе действующих и новых цифровых платформ. Причем, этот процесс будет проходить более активно. Взаимодействие между платформами и бизнес-пользователями должно осуществляться с помощью соответствующих источников сбора различных данных, которые и будут образовывать фабрики данных.

На смену модели повсеместных операций приходит модель распределенного предприятия. Она ориентирована, прежде всего, на цифровую и удаленную работу, чтобы улучшить качество обслуживания сотрудников, оцифровать точки взаимодействия с потребителями и партнерами и расширить возможности продукта. Распределенные предприятия лучше смогут удовлетворять потребности удаленных сотрудников и потребителей, которые подпитывают спрос на виртуальные услуги и гибридные рабочие места. Так, по данным компании Microsoft, 81% работников хотели бы иметь возможность работать из дома в будущем, 75% надеются, что в будущем будут чаще общаться с коллегами лично [5, 6].

Можно указать еще две технологии, основанные на искусственном интеллекте - это автономные системы и генеративный ИИ. Например, генеративный ИИ может создавать новые формы творческого контента, такого как видео, и ускорять циклы исследований и разработок в различных областях, от медицины до создания продуктов. А автономные системы создают гибкий набор технологических возможностей, способных поддерживать новые требования и ситуации, оптимизировать производительность и защищать от атак без вмешательства человека. Обсуждение

2020-2021 гг. можно рассматривать как период подготовки, когда компании осознавали необходимость изменения бизнеса в связи с меняющейся действительностью, создавали «дорожные карты». Согласно исследованию компании ABBYY, в 2020 году 36% опрошенных компаний рассматривали цифровую трансформацию в качестве ключевой цели развития, 24% сказали, что не имеют полноценной стратегии цифрового развития, а 25% сказали, что не имеют такой стратегии вообще [7]. Причинами низкой цифровизации бизнеса являлись, во-первых, отсутствие готовой цифровой стратегии (поэтому возникли проблемы со среднесрочным и долгосрочным планировнаием деятельности), во-вторых, непонимание своих бизнес-процессов, того как их трансформировать.

Пандемия повысила важность технологий и IT-проектов для компаний и заставила думать о преобразовании бизнеса, стала триггером для ускорения цифровой трансформации. У компаний появилась новая цель - повышение эффективности процессов. И главная роль в решении данной проблемы отводится программным роботам и решениям на базе ИИ. Так, 32% компаний внедрили CRM решения, 22% - СЭД решения, 21% - технологии роботизации бизнес-процессов, 16% компаний начали использовать интеллектуальный анализ бизнес-процессов [7].

Сегодня компании начинают действовать более активно, создают гибридные бизнес -модели. Процесс внедрения цифровых технологий активно проводится на предприятиях промышленности, где создаются цифровые двойники, применяются методы предикативной аналитики, а автоматизация позволяет это делать без участия человека. Крупные компании серьезно относятся к этой теме и помимо того, что они создают масштабные «дорожные карты», они еще активно привлекают стартапы в свою деятельность, поскольку инновации не позволят им потерять свои лидерские позиции [8, 9].

Заключение

Следует отметить, что будущие тенденции указывают на дальнейшее развитие цифрового бизнеса и определяют направления работы для руководителей и управленцев компаний. Еще одна особенность сегодняшнего рейтинга, это то, что технологии прошлого периода продолжают занимать лидирующие позиции списка. Можно сделать вывод, что процесс цифровизации бизнеса продолжается, и теперь технологии направлены на развитие и масштабирование бизнеса. Если в начале 2020 года компании только знакомились с новыми технологиями и пытались понять, как их можно использовать в работе, то сегодня они намерены это активно делать и повышать свои показатели. При этом, если проанализировать, что выступает базой для функционирования стратегических технологий, то можно смело сказать, что это - технологии искусственного интеллекта и машинного обучения и больших данных. Благодарности

Статья выполнена в рамках инициативной НИР Санкт-Петербургского государственного экономического университета «Формирование хозяйственных систем евразийского типа: динамика, противоречия, эффективность» (рег. № 121042600253-4).

ЛИТЕРАТУРА

1. Gartner определяет 10 главных стратегических технологических тенденций на 2020 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2019-10-21-gartner-identifies-the-top-10-strategic-technology-trends-for-2020 (дата обращения 21.01.2022).

2. Лучшие стратегические технологические тренды Gartner на 2021 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gartner.com/smarterwithgartner/gartner-top-strategic-technology-trends-for-2021 (дата обращения 21.01.2022).

3. Gartner назвала 9 главных технологических трендов 2021 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://incrussia.ru/news/tehnologicheskie-trendi (дата обращения 22.01.2022).

4. Лучшие стратегические технологические тренды Gartner на 2021 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gartner.com/en/information-technology/insights/top-technology-trends (дата обращения 22.01.2022).

5. Сопина Н.В. Основные направления цифровизации российского бизнеса // Наука и образование в условиях цифровой трансформации экономики и обществ. Сборник лучших докладов профессорско-преподавательского состава X Национальной научно-практической конференции института магистратуры с международным участием. СПб., 2021. С. 210-214.

6. Старые требования и новые вызовы: что изменится в менеджменте в 2022 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы^^/Лат/Старые требования и новые вызовы: что изменится в менеджменте в 2022 году (дата обращения 24.01.2022).

7. Итоги 2020 года: как изменились технологические приоритеты российского бизнеса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://abbyy.com/Krora 2020 года: как изменились технологические приоритеты российского бизнеса (дата обращения 24.01.2022).

8. Сопина Н.В. Особенности трансформации отношений собственности в условиях перехода к цифровой экономике // Креативная экономика. 2021. Том 15. № 7. DOI: 10.18334/ce.15.7.112323

9. Пять мифов об IT-управлении: как ускорить цифровую трансформацию бизнеса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rbc.ru/Пять мифов об ИТ-управлении: как ускорить цифровую трансформацию бизнеса (дата обращения 24.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.