Научная статья на тему 'Гимназия как центр поликультурного воспитания'

Гимназия как центр поликультурного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / FORMATION OF THE ETHNICAL AND CULTURAL COMPETENCE WITH THE HELP OF THE SCHOOL SUBJECTS AND EXTRA CURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егошина Надежда Гермогеновна

Проблема этнокультурного воспитания детей и молодежи остается на сегодняшний момент одной из самых актуальных в педагогической науке. Автор обобщает систему работы по этнокультурному образованию, сложившуюся в МОУ «Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егошина Надежда Гермогеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grammar school as a center of multicultural education

Nowadays the problem of ethno-cultural upbringing of children and adolescents is one of the most urgent in Pedagogics. The author summarizes the system of ethno-cultural education, employed by High School (Grammar School) # 14 in the city of Yoshkar-Ola.

Текст научной работы на тему «Гимназия как центр поликультурного воспитания»

Финно-угорский мир. 2011. № 2/3

Гимназия как центр

поликультурного

воспитания

72

Н. Г. Егошина,

кандидат педагогических наук, доцент. ФГБОУВПО «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, РФ)

С 1993 г. одним из приоритетных направлений деятельности МОУ «Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы» (Республика Марий Эл) является поликультурное воспитание обучающихся. На протяжении многих лет коллектив гимназии работает над приобщением школьников к национальной культуре мари и других народов, над возрождением элементов традиционной марийской культуры, над формированием национального самосознания.

В 2008 г. гимназии был присвоен статус республиканской экспериментальной площадки, на базе которой реализуется проект «Система работы педагога по этнокультурологической подготовке обучающихся в условиях гимназии». Научными руководителями экспериментальной работы являются С. Н. Федорова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», и Т. В. Глушкова, директор гимназии, отличник народного образования РФ, заслуженный работник образования Республики Марий Эл.

Этнокультурологическая подготовка способствует непрерывному духовному развитию личности воспитанника, морально-эстетическому самосовершенствованию, вниманию к национальной культуре. Ее эффективное решение осуществляется в процессе преподавания предметов гуманитарного и эстетического циклов, а также во внеклассной и кружковой деятельности. Цель этнокультурологической работы - подготовить обучающихся к полноценной жизни в условиях поликультурной мировой цивилизации. Задача - построить обобщенную модель этнокультурологиче-ской подготовки обучающихся и определить ее эффективность, выявить наиболее результативные фор-

мы управления этнокультурологической подготовкой обучающихся. Один из девизов педагогического коллектива гимназии - включить обучающихся в прошлое, настоящее и будущее традиционной культуры. «Кто стреляет в свое прошлое, тот стреляет и в свое будущее», - гласит народная мудрость.

В настоящий момент экспериментальная деятельность находится на формирующемся этапе:

- апробируется модель этнокультурологической подготовки обучающихся;

- разработан консультационный материал для инструктивных и обучающих семинаров;

- проводятся родительские всеобучи по темам этнокультурологической подготовки обучающихся;

- определены организационно-содержательные формы управления этнокультурологической подготовки обучающихся в современных условиях, выявляется их оптимальность.

Каждый учитель-предметник гимназии осуществляет разработку авторских, модифицированных рабочих программ по этнокультурологической подготовке школьников, широко применяя при этом краеведческие материалы.

Учителя начальных классов активно внедряют в учебно-воспитательный процесс следующие авторские программы: «Устное народное творчество на уроках чтения» (автор А. В. Кожевникова), «Возрождение народных традиций на уроках ИКН» (Т. П. Петрова), «Русская завалинка» (Л. П. Ягодки-на), «Программа по окружающему миру с элементами этновоспитания для 2 класса» (М. В. Ожи-ганова), «Программа по математике для начальной школы с использованием этнокомпонента» (Л. В. Коробкова). Несомненно, выработанная учителями начальных классов система включения этноком-понента в учебно-воспитательный процесс позволит каждому ребенку осознать, как интересен, уникален, велик и самоценен каждый житель планеты Земля.

Включение элементов этнических знаний в содержание программ по истории, обществознанию, МХК, географии предоставляет значительные возможности для формирования у обучающихся ценностного от© Егошина Н. Г., 2011

Финно-угры в меняющемся мире

ношения к прошлому и настоящему своей страны, республики. На базе гимназии апробируются такие авторские программы, как «Программа учебного курса «История России. XIX век. 8 класс. Базовый уровень с элементами этнокультуры» (И. Г. Михайлова), «Модифицированная учебная программа «География. 6 класс, базовый уровень» с включением этнокомпо-нента» (С. В. Яналова), «Модифицированная учебная программа «МХК, базовый уровень. 9 класс» с включением этнокомпонента» (Н. А. Митрофанова).

«Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир», - сказал американский философ Джордж Сантаяна. Если образность его высказывания перевести на научный язык, то получится актуальный в современном мире постулат: человек, живя в многокультурном мире, должен осознавать взаимосвязь государств и народов, строить свои отношения с окружающим миром на принципах уважения к культуре других этносов, которое невозможно без изучения этих культур и межкультурного взаимодействия. Уроки русского языка и литературы как предметов, непосредственно связанных с культурными достижениями мировой цивилизации, дают прекрасную возможность для реализации этой задачи. Учителями-словесниками гимназии подготовлены разнообразные методические материалы для поликультурного воспитания школьников, а именно: авторские программы по литературе с этнокомпонентом для 6-11 классов; тренировочные варианты ЕГЭ для 11 класса (Н. А. Хакова, Г. В. Костерина, Н. В. Жубрина), «Программа по этнокультурной подготовке на уроках русского языка» (Л. А. Чистякова), «Знакомство с историей, культурой, литературой, искусством народа через внеклассные мероприятия учителя-словесника» (Н. Н. Радионова).

Богатый опыт по этнокультурологической подготовке школьников сложился у учителей марийского языка и ИКН. Апробируется авторская программа углубленного изучения марийского языка в 5-6 классах (Л. Н. Никитина, Л. Н. Петухова). Учителем ИКН В. С. Михеевой разработана авторская программа работы краеведческого кружка «Моя малая родина», который функционирует на базе школьного этнографического музея. Каждый год в гимназии проходят традиционные предметные недели: неделя финно-угорских народов; неделя марийского языка и ИКН, а также конкурсы «Самырык тукым» и «Внуки Онара», во время проведения которого используются элементы национальной борьбы. Мероприятия сопровождаются танцевальными номерами ансамблей «Изи памаш» и «Шокто, гармонь». Юные корреспонденты печатаются в национальных периодических изданиях «Ямде лий!», «Кугарня», журнале «Кече».

Большая работа по поликультурному воспитанию ведется на уроках иностранного языка. Основным компонентом содержательной части разрабатываемой нами

системы этнокультурной подготовки обучающихся является ряд учебно-методических пособий, составленных педагогами гимназии на английском языке [3; 4].

Учебно-методическое пособие «Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданина и патриота» включает тексты и упражнения, основанные на местном материале, соотносимые с учебными темами, представленными в серии учебников «Английский язык нового тысячелетия» для 5-11 классов. При составлении текстов были использованы публикации местных газет и журналов, новости телевидения, электронных источников. Тексты и упражнения, приведенные в учебном пособии, соответствуют лексическому и грамматическому материалу учебников; адаптированы к возрастным особенностям учащихся, учитывают уровень сформированное™ их языковых умений и навыков. Большинство материалов представлено в формате ЕГЭ.

В ходе профильного образования в гимназии реализуются программы элективных курсов на английском языке «Семья финно-угорских народов», «Мир театра» и «Мой отчий край - труда и красоты земля». Первый курс содержит дополнительные материалы о Венгрии, Финляндии, Марий Эл, Эстонии, Карелии, Ханты-Мансийском АО, Удмуртии, Карелии и Республике Коми. На данный момент к нему составлено электронное приложение. Второй курс рассказывает об истории возникновения национального марийского театра. Третий курс носит интегративный характер и включает несколько тематических разделов: марийская литература, марийская живопись и скульптура, марийская музыка и танцы, национальные праздники и обряды, легенды и приметы.

Последнее пособие сопровождается разработанной рабочей тетрадью с дополнительным набором упражнений по темам. Среди них особо можно выделить тексты для чтения в рубрике "Cross cultural note" (межкультурная информация) и задания в разделе "Creativity" («Творчество»): прочитай инструкции на английском языке и выполни аппликацию открытки к национальному празднику; приготовь эстонское национальное блюдо; сделай вепсскую народную куклу и т. д. Пособие дополнено книгой для учителя, которая содержит методические рекомендации для учителей английского языка по использованию представленных материалов.

Следует отметить, что перечисленные пособия востребованы не только в гимназии № 14, но и в других школах, гимназиях, лицеях республики, а также в Марийском государственном университете на факультетах иностранных языков, филологии и журналистики. Наиболее активно данные пособия используются в ГОУ РМЭ «Лицей им. М. В. Ломоносова», где в учебный план введен предмет «Регио-новедение на английском языке» с 5 по 11 класс.

73

74

Финно-угорский мир. 2011. № 2/3

На высоком уровне в гимназии № 14 ведется научно-исследовательская работа обучающихся. Результаты работы научного общества ежегодно представляются на школьной научно-практической конференции «Старт в науку». Каждый год в гимназии проводится городская научно-практическая конференция «Сапаев-ские чтения». Кроме того, школьники успешно выступают с исследовательскими проектами на конференциях разного уровня. Например, проект «Тайны марийских имен» стал победителем на федеральном уровне (2007, Москва); проект «Трудная, но яркая увертюра» (о создателе музея спорта г. Йошкар-Олы М. А. Шалагине) был представлен на Всероссийском конкурсе «Юность. Наука. Культура» (учитель И. Г. Михайлова). Проект «Я. А. Эшпай - гордость марийского народа», выполненный А. Кудрявцевой, стал призером городской конференции «Сапаевские чтения» (руководитель Н. А. Митрофанова). В 2008/09 учебном году в гимназии был разработан проект «Балетное искусство Республики Марий Эл», выполненный учащимися 11 класса (руководитель Н. А. Митрофанова). Данная работа стала призером XVII городской эколого-краеведческой конференции «Моя малая Родина - 2009». Работа была удостоена благодарственного письма художественного руководителя Марийского государственного театра оперы и балета им. Эрика Сапаева Константина Иванова. Проект был оценен как высокохудожественный и инновационный.

В апреле 2009 г ученица 11А класса Я. Колумбаева выступила на II муниципальной научно-практической конференции обучающихся «Корифеи». Ее работа «Эт-ноэкологическая тропа к озеру Соленое» заняла 3-е место (учитель Н. Г. Егошина). В рамках ежегодного конкурса творческих работ на английском языке ко Дню дипломатического работника ученицы 11 класса Е. Богданова и О. Ведерникова были награждены грамотами за лучшую творческую работу в номинации «Сближение культур - веление времени» (учитель Н. Г. Его-шина, февраль 2010 г.).

В 2010 г на городской научно-практической конференции «Корифеи» С. Пасынкова заняла 1-е место с научно-исследовательской работой «Я буду видеть сердцем», в которой рассказывалось о судьбах слепых писателей, живущих в Марий Эл, России, Англии (учитель Н. В. Жубрина). В этом же году на Всероссийском конкурсе «Образ и память» С. Пасынкова заняла 1-е место в номинации «Юношеский фильм» с работой «Я душу Родины почувствовать хочу».

Этнокультурологическая работа в гимназии реализуется не только на уроках, но и во внеклассной деятельности, и прежде всего связанной с подготовкой обучающихся к жизни в условиях поликультурной среды. В 2009/10 учебном году был воплощен в жизнь проект «120 дней вокруг света» (руководитель В. Н. Цепелев), охвативший учащихся 5-8 классов. В гимназии работает Клуб Интернациональной Дружбы, которому исполнилось 12 лет. Дважды, в 2005 и 2007 гг, по инициа-

тиве КИДа гимназия становилась площадкой Всероссийского фестиваля школьников «Йошкар-Ола - столица дружбы». В 2005 г Йошкар-Ола встречала 11 делегаций из разных регионов страны, через два года - 6. КИДовцы посетили 7 форумов: в городе-герое Волгограде, Янауле (Республика Башкирия), Оренбурге, Саратове, любовались Дагестаном, когда жили в лагере «Волна» недалеко от г. Изербаш, побывали в Астрахани, познакомились не только с Костомукшей, но и с деревянной сказкой Карелии.

Еще одним направлением деятельности по этнокультурному образованию является методическая работа учителей гимназии. Их передовой опыт периодически обсуждается на заседаниях школьных и городских методических объединений. В круг педагогических инноваций учителей входят городские и республиканские семинары, на которых обсуждаются теоретические подходы к реализации воспитательных целей на уроках, проблемы методики этнокультурного воспитывающего обучения, технологии этнокультурного образования и технологии подготовки электронных учебников по материалам этнокультурной направленности. Итоговую форму методической работы педагогов составляют выступления на научно-практических конференциях разного уровня, публикации в научно-методических журналах.

В заключение хотелось бы отметить, что в гимназии накоплен богатый опыт организации и реализации новой этнообразовательной среды и имеются все условия для создания целостной воспитательной системы, которая будет способствовать повышению эффективности социализации школьников в условиях межкультурных и межэтнических коммуникаций.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

этнокультурное образование; формирование этнокультурной компетентности средствами учебной и внеклассной работы

ethno-cultural education; formation of the ethnical and cultural competence with the help of the school subjects and extra curricular activities

V-

KEYWORDS

Поступила 25.10.2011

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Багдасарова, А. Б. Инкорпорация этнокультурных ценностей в контекст современного образовательного процесса // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 6. - С. 42-51.

2. Вязникова, Л. Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития // Психологическая наука и образование. -2002. - № 4. - С. 88-98.

3. Егошина, Н. Г. Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданина и патриота : учеб.-метод. пособие / Н. Г. Егошина. - Йошкар-Ола, 2007. - 197 с.

4. Егошина, Н. Г. Семья финно-угорских народов. Из опыта интернационального воспитания : учеб.-метод. пособие / Н. Г. Егошина. - Йошкар-Ола, 2008. - 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.