Научная статья на тему 'ГИГИЕНИСТ ПРОФЕССОР С.В ШИДЛОВСКИЙ'

ГИГИЕНИСТ ПРОФЕССОР С.В ШИДЛОВСКИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИСТ ПРОФЕССОР С.В ШИДЛОВСКИЙ»

УДК 613:929 Шщдловский

Проф. Е. Я- Белицкая (Ленинград) ГИГИЕНИСТ ПРОФЕССОР с в. шидловский

Имя Сергея Владимировича Шидловского, выдающегося ученого и общественного деятеля, носителя заветов и хранителя традиций отечественной гигиенической школы, исключительно скромного и обаятельного человека, несправедливо забыто.

С. В. Шидловский был непосредственным преемником и достойным продолжателем дела А. П. Доброславина; более 20 лет он трудился на кафедре гигиены Военно-медицинской академии; с 1879 г. являлся ассистентом, с 1886 г.— доцентом, с 1890 по 1909 г.— профессором и руководителем кафедры. Сергей Владимирович был и земским врачом, участвовал в освободительной русско-турецкой войне 1877—1878 гг. Он оставил значительный след и в гигиенической науке, и в санитарной практике.

Надо думать, что длительная и плодотворная работа С. В. Шидловского, гарантировавшая преемственность научной и педагогической гигиенической школы Военно-медицинской академии, послужила основным мотивом предпочтения его кандидатуры при конкурсе, хотя баллотировавшийся одновременно с ним М. Я. Капустин уже имел звание профессора; оба кандидата были признаны конкурсной комиссией равноценными.

С. В. Шидловский родился в 1846 г. в селе Благодатном Воронежской губернии в старинной помещичьей семье. Среднее образование получил в 5-й Петербургской гимназии, которую окончил в 1865 г., после чего поступил на естественный факультет Петербургского университета. Там он учился недолго и вскоре перешел в Медико-хирургическую академию, которую закончил в 1871 г. и затем год работал в терапевтических клиниках академии и служил сверхштатно в Медицинском департаменте, который командировал его в 1872 г. на борьбу с холерой в Орловской губернии. По возвращении Сергей Владимирович начал научную работу, сдал докторские экзамены, но в 1874 г. уехал в Тихвин, заняв место уездного земского врача. В 1875 г. начал исследования по заболеваемости населения Е. А. Осипов, в последующие годы (с 1879 по 1885 г.) публиковались 19 томов материалов знаменитого классического исследования Ф. Ф. Эрисманом, Е. М. Дементьевым и А. В. Погожевым промышленных предприятий — фабрик и заводов Московской губернии. С. В. Шидловский был современником и вышедшего в 1899 г. обширного труда И. В. Попова, Е. А. Оси-пова, П. И. Куркина «Русская земская медицина».

С. В. Шидловский понимал профилактическое назначение и задачи земского врача, состоящие не только в лечении, но и в предупреждении заболеваний. Об этом свидетельствует его обширный доклад на III съезде земских врачей Новгородской губернии в марте 1875 г., в котором он настаивал на необходимости введения санитарных врачей во всех уездах.

Эту деятельность прервала русско-турецкая война 1877—1878 гг., в которой Сергей Владимирович участвовал в качестве младшего врача 84-го пехотного Ширванского полка, работая в передовых перевязочных пунктах на Кавказском фронте, а затем младшим ординатором военно-временных госпиталей № 58, 2, 56 в Карее. Его самоотверженная работа проходила в исключительно тяжелых условиях военно-походной жизни и укрепила в нем стремление к изучению военной гигиены. Вернувшись с войны, он начал заниматься исследованием питьевой воды в гигиенической лаборатории А. П. Доброславина. Результаты этой работы отражены в крупной монографии «Очистка песком воды для питья в больших размерах», защищенной им в качестве докторской диссертации 23/У 1881 г. Осенью того же года он снова вернулся к деятельности земского врача в Новоладожском уезде (в котором немного позже начал свою работу молодой санитарный врач 3. Г. Френкель), но его пребывание там было кратким, так как

он не мог примириться с отказом земства выполнить ряд его предложений по улучшению постановки медицинской помощи населению. Кроме того, его неудержимо влекла научная работа, н он вскоре вернулся в гигиеническую лабораторию, которую уже не покидал до конца своей жизни.

Много внимания С. В. Шидловский уделял вопросам дезинфекции: сделал доклад на IV съезде земских врачей Петербургской губернии (1885), сообщение об Обществе охранения народного здравия (1886), опубликовал статьи «К вопросу о дезинфекции жилищ» и об обеззараживающем значении серных патронов, окислов азота, сернистых окуриваний, составил «Инструкцию для производства дезинфекции». Дезинфекционным средствам была посвящена его пробная лекция на звание доцента (вторая лекция касалась гигиенического исследования воды), которое ему было присуждено в 1886 г. Особенно плодотворным является период его самостоятельного руководства кафедрой гигиены, характеризующийся крупным вкладом в науку и общественное здравоохранение.

После смерти А. П. Доброславина С. В. Шидловский в 1890 г. избран профессором, а в 1903 г. — академиком.

Из лаборатории С. В. Шидловского вышло около 100 работ, в том числе 57 докторских диссертаций. Сотрудники и ученики Сергея Владимировича отмечают его исключительную щепетильность и требовательность к своим собственным трудам и работам кафедрального коллектива, которые должны были быть тщательно отредактированы и объективно обоснованы. Ученый не жалел усилий на кропотливое обсуждение каждой детали, каждой строки, поэтому выходившие с кафедры диссертации отличались поразительной законченностью и в редакционном, и в научном отношении (как бы мы сейчас выразились, обладали «научной корректностью»). Несмотря на то что все диссертации создавались под его личным наблюдением, С. В. Шидловский был только вдохновителем и на окончательном этапе редактором трудов своих сотрудников; он предоставлял им полную свободу и не стеснял их творческой инициативы ни в выборе тем, ни в методике постановки экспериментов, ни в изложении материала. При всем разнообразии выходивших с кафедры работ основными направлениями, как и при А. П. Доброславине, являлись гигиена питания, гигиена одежды, водоснабжение, дезинфекция, военная гигиена.

Качества С. В. Шидловского как педантичного и строгого руководителя сказались и в таком направлении научной деятельности, как тщательная проверка и критическая оценка методов исследования, отбор и разработка новых методик.

Кафедра принимала большое участие в борьбе с эпидемией сыпного тифа в 1892—1893 гг., с эпидемиями холеры в 1904—1905 и 1908—1909 гг., готовила противоэпидемический персонал.

С. В. Шидловский занимался вопросами коммунальной гигиены, в особенности исследованием (водных источников в окрестностях Петербурга и устройством водоснабжения столицы, а также Тулы и других крупных городов, охраной воздуха жилых помещений, системой их отопления и вентиляции, вопросами дезинфекции. Огромную многолетнюю работу провел С. В. Шидловский по использованию Ладожского озера для Петербургского водопровода, а также по защите Волги от загрязнения нефтью. Гигиене водоснабжения и гигиене жилищ посвящены диссертации его учеников А. С. Чемолосова, В. А. Ковалевского и С. И. Ковалевского, А. Д. Афанасьева и др. Он занимался также практическими вопросами удаления нечистот и отбросов Петербурга.

За годы заведования кафедрой проф. С. В. Шидловский опубликовал более 20 экспериментальных работ по различным вопросам гигиены и методикам гигиенических исследований, не считая многочисленных статей в различных журналах. В качестве иллюстрации приведем только название одной из этих статей: «О мерах против злоупотребления спиртными напитками». Его исключительная скромность выражалась в том, что зна-

чительное число его работ осталось неизвестным; ему приходилось давать множество заключений, экспертных отзывов, консультаций по разнообразнейшим специальным вопросам. Несмотря на их большую научную и общественную ценность и глубокую обоснованность и обдуманность, С. В. Шидловский не соглашался на просьбы и уговоры своих сотрудников об их публикации, хотя бы в извлечениях. Он отвечал, что важно проводить только то, что считаешь нужным и полезным для самого дела, вопросы же личной славы его не волновали. Характерно и то, что в 1909 г., когда исполнилось 25 лет его научной и педагогической деятельности, он подал в отставку, чтобы освободить дорогу молодым научным силам, хотя можно не сомневаться, что конференция (ученый совет) академии, безусловно, продлила бы срок его работы на последующее пятилетие. Однако он не порывал самой живой связи с кафедрой и принимал активное и непосредственное участие в ее деятельности вплоть до своей скоропостижной смерти от сердечного приступа после дня напряженной работы 4/У 1912 г. Он пожертвовал кафедре свою ценную и обширную библиотеку.

Последней печатной работой С. В. Шидловского, его «лебединой песнью», была статья «Обеззараживание с точки зрения общественного здравоохранения» («Русский врач», 1911, № 7). С. В. Шидловского, как и А. П. Доб-рославина, характеризовала удивительная разносторонность и неутомимость. Так же, как и А. П. Доброславин, он привлекался к участию в бесчисленных комиссиях и заседаниях, трудился в правительственных и общественных организациях, научных обществах.

Современники отмечают его обаятельность, «мягкость и истинное благородство», большую душевность и деликатность, сочетающуюся с способностью стойко отстаивать свои убеждения.

Около 30 лет С. В. Шидловский проработал в Русском обществе охранения народного здравия, сначала как заместитель председателя биологического отдела, а затем как председатель секции общественной гигиены. С 1890 г. он был виднейшим и авторитетнейшим членом медицинского совета Министерства внутренних дел й губернской земской санитарной комиссии, с 1903 г. — членом военно-медицинского ученого комитета. Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. проф. С. В. Шидловский проводил экспертизу продовольствия и обмундирования, отправляемых на фронт управлением Общества Красного Креста. С 1900 г. он является бессменным председателем Общества вспоможения нуждающимся слушателям Военно-медицинской академии, которых он очень любил и всегда защищал (он вложил в это дело много труда, усилий и собственных средств), с 1901 по 1905 г. входил в комитет вспомогательной врачебной кассы, учрежденной Я- А. Чистовичем. Безукоризненная честность, отзывчивость в отношении всех начинаний, принципиальность Сергея Владимировича отразились и в том, что его много лет подряд выбирали председателем товарищеского суда (суда чести) Петербургских врачей. У себя на родине, в Би-рюченском уезде, он был избран гласным почетным мировым судьей, являлся попечителем участковой земской больницы и сельского народного училища.

Сергей Владимирович настойчиво боролся за необходимость специальной подготовки санитарных врачей (что было осуществлено значительно позже, в советское время), организовал «повторительные курсы» (курсы усовершенствования) для городских и земских санитарных врачей по разработанным им лично программам.

С. В. Шидловский не был кабинетным ученым, как крупный общественный деятель он стремился применить на практике, на поприще общественного здравоохранения результаты научных изысканий. Можно привести в качестве иллюстраций его доклады на 3-й секции Общества по охранению народного здравия об устройстве жилищ для рабочих, о продолжительности рабочего дня на фабриках и заводах с гигиенической точки зрения, постройке земских больниц и школ, распространении гигиенических зна-

з»

ний (чему он придавал особое значение). В Бирюченском уезде им органи* зованы народные чтения и открыта библиотека.

Проф. С. В. Шидловский принимал деятельное участие в Пироговских съездах, съездах земских врачей, архитекторов, железнодорожных врачей. Он служил образцом и примером для своих сотрудников и учеников. При анализе его многогранной деятельности выяснилось не только то, что им создана большая школа, но и как он ее организовывал, как проводил в жизнь свои идеи и убеждения.

Ушедшего в 1909 г. в отставку С. В. Шидловского сменил на должности заведующего кафедрой гигиены Военно-медицинской академии его достойный ученик и ближайший помощник с 1893 г. доц. В. А. Левашов.

Поступила 24/УМ 1978 г.

Методы исследования

УДК 616-053.2-02:614.721-07

И. Д. Дубинская, И. Р. Голубев

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ АТМОСФЕРНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва, Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сыснна АМН СССР, Москва

Большинство исследований, осуществляемых как у нас в стране, так и за рубежом, направлено на выяснение и уточнение влияния на состояние здоровья населения отдельных факторов окружающей среды, что вполне естественно в условиях высокой степени дифференциации гигиенической науки. Методической основой этих работ является известный в эпидемиологии «метод различия», предполагающий, что если условия жизни отличаются степенью выраженности какого-либо фактора, то имеющиеся в показателях состояния здоровья различия могут быть отнесены на его счет. Правомерность использования такого подхода не вызывает сомнения, однако, как показывает опыт, чаще всего исследователи ограничиваются констатацией разницы в степени выраженности их интересующего фактора, но не уделяют должного внимания различиям в других характеристиках окружающей среды или условий жизни населения. Между тем в условиях, когда от гигиенической науки требуются количественные выражения закономерностей изменения состояния здоровья населения, необходима не только и не столько иллюстрация того, что «где хуже обстоит дело со средой, там и хуже обстоят дела со здоровьем населения», а четкое представление о силе влияния каждого из факторов окружающей среды и его вкладе в изменение здоровья населения в конкретных условиях.

Исходя из этого, мы провели серию исследований, направленных на отработку и совершенствование методических подходов к изучению влияния на здоровье населения атмосферных загрязнений как одного из факторов окружающей среды.

Под методическими подходами в данном случае мы понимаем: способ отбора контингента исследуемых; способ характеристики состояния их здоровья, способ и метод разработки полученного материала.

Влияние атмосферных загрязнений принято изучать на детских коллективах, так как большую часть времени дети находятся в школах или детских учреждениях, в которых удобнее всего определить качество воздуха

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.