Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЖИВОТНОВОДОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЖИВОТНОВОДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЖИВОТНОВОДОВ»

родителей имеют знания о заболеваниях у детей, причем в 15,6 % случаев эти знания получены от знакомых и родственников, а также из специальной медицинской литературы. В семьях, где дети больны, в 1,5 раза чаще знания приобретены после заболевания ребенка (37,7 и 20,9 %; р<0,001). У 62,6 % этих семей нет библиотечки популярной медицинской литературы, а там, где она есть, в большинстве случаев не пополняется.

^ Таким образом, проведенное исследование свидетельствует, что многие показатели, характеризующие различные стороны образа жизни сельских семей, не отвечают требованиям, предъявляемым к здоровому образу жизни; отмечается недостаточный уровень медицинской активности, особенно в семьях, где дети страдают гастроэнтерологическими болезнями. Среди них наиболее значимы следующие факторы: нарушение режима питания, недостаточное использование свежих овощей и фруктов, несоблюдение режима дня, гиподинамия, нервно-психические стрессы, неудовлетворительное санитарно-гигиеническое содержание помещений, невыполнение медицинских рекомендаций при наличии заболевания у ребенка, вредные привычки родителей, недостаточный

^уровень и позднее приобретение родителями знаний по предупреждению различных заболеваний у детей.

Выявленные негативные тенденции в образе жизни относятся к категории устранимых и управляемых. Медицинским работникам первичного звена в сельской местности необходимо пересмотреть свое отношение к санитарной пропаганде как к одному из важнейших разделов в комплексной работе по первичной и вторичной профилактике различных болезней детского возраста, в том числе и неинфекционных заболеваний органов пищеварения.

Большую помощь в снижении гастроэнтеро-

УДК 614.779:636

логической заболеваемости среди детей может оказать кабинет санитарного просвещения на уровне районного звена медицинского обслуживания. Являясь координирующим центром по проведению санитарно-просветительной работы, кабинет санитарного просвещения детской консультации призван осуществлять связь с женской консультацией, семьей, дошкольными учреждениями.

Медицинские работники в своих лекциях и беседах могут освещать вопросы рационального питания ребенка, физического воспитания, воспитания гигиенических навыков, профилактики заболеваний органов пищеварения, инфекционных и паразитарных заболеваний и т.д.

Исследования, проведенные в Горьковском научно-исследовательском педиатрическом институте Минздрава РСФСР, показали, что целенаправленное использование современных форм и методов санитарно-гигиенического воспитания родителей и детей позволяет устранять неблагоприятные факторы риска и тем самым способствовать снижению гастроэнтерологической заболеваемости на 10—15%.

Литература

1. Баранов А. А., Строинская Г. А., Денисова П. И., Па-ламарчук С. И. // Вопр. охр. мат.— 1979. — № 11. — С. 13—15.

2. Дмитриева Н. В., Крыгина Т. В., Кудрявцева Т. В. и др. //Педиатрия,— 1985. — № 11, —С. 48—50.

3. Дружинина Л. В. //Там же,— 1987, — № 10. —С. 5—10.

4. Королева А. С. //Там же. — 1982. — № 6. — С. 63—64.

5. Кудрявцева Е. Н. //Здравоохр. Рос. Федерации. — 1982, —№4.—С. 24—26.

6. Ладодо К■ С. // Вопросы детской гастроэнтерологии. — Горький, 1985.— С. 10—14.

7. Лисицын Ю. П. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1982. —№2.— С. 3—8.

8. Соколов В. Д. //Там же. —С. 18—21.

Поступила 17.06.88

Э. А. Пурина, А. И. Бобровский ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЖИВОТНОВОДОВ

ВНИИ медицинских проблем формирования здорового образа жизни населения, Москва

На животноводческих комплексах люди работают в непосредственном контакте с животными, следовательно, подвержены профессиональному риску заражения зооантропонозными и другими заболеваниями в случае нарушения санитарных правил.

^ Развитие производительных сил сельского хо-"зяйства тесно связано с решением социальных вопросов сельской жизни. Среди них одно из основных мест принадлежит проблеме дальнейшего оздоровления условий труда и улучшения состояния здоровья работников современных животноводческих комплексов.

Сложившаяся практика гигиенического воспитания животноводов нуждается в серьезных коррективах. Наряду с профессиональным гигиеническим обучением первостепенной становится пропаганда здорового образа жизни, предусматривающего активный отдых, рациональное сбалансированное питание, занятия физкультурой, регулярное прохождение профилактических медицинских осмотров, отказ от употребления спиртных напитков, курения и других вредных привычек. Эта пропаганда должна быть направлена на выработку у животноводов сознательного отношения к сохранению и укреплению своего здо-

ровья и здоровья окружающих, готовности выполнять правила здорового образа жизни [1].

Гигиеническое поведение определяется и формируется соответствующим отношением, ценностными ориентациями, убеждениями, мотивами, потребностями, знаниями, навыками и привычками.

Это длительный и сложный процесс, протекающий в определенных объективных условиях.

В 1985—1987 гг. нами проведено изучение состояния гигиенического воспитания животноводов, осуществляемого медицинскими работниками 49 учреждений сельского здравоохранения на 7 территориях европейской части страны. Известно, что основные мероприятия по гигиеническому воспитанию работников животноводческих комплексов проводят сельские учреждения здравоохранения различного уровня при участии центральных районных больниц (ЦРБ), сельских санэпидстанций (СЭС) и методической помощи со стороны областных домов санитарного просвещения (ДСП).

Изучение работы сельских СЭС показало, что 'Д из них, вопреки утверждению врачей, гигиеническое обучение животноводов на комплексах не организовала.

Из числа обследованных СЭС 37,5 % осуществляют лишь контроль за проведением санитарно-просветительной работы. Нами было выявлено, что курсовое гигиеническое обучение животноводов через каждые 2 года частично организовано только среди доярок-операторов на молочнотоварных комплексах и фермах, животноводы же комплексов по откорму различных видов скота его не проходят. На животноводческих комплексах и фермах медицинские работники эпизодически проводят беседы, причем в большинстве случаев (66,7%) эту работу выполняют фельдшера и только в 41,7 % —врачи.

Доля участия различных учреждений сельского здравоохранения в проведении бесед на медицинские темы составила для СЭС 29,2 % и для ЦРБ, врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) 70,8%.

При изучении санитарно-просветительной работы среди животноводов мы установили, что курсовое гигиеническое обучение животноводов сотрудники ЦРБ также не проводят. Не все ЦРБ имеют план санитарно-просветительной работы, но и там, где он есть, вопросы гигиенического воспитания животноводов в него не включены.

Перед поступлением на работу все животноводы должны пройти вводный санитарный инструктаж, однако нами установлено, что с санитарными инструкциями ознакомлены только 66,7 % работающих. Причем оказалось, что это был инструктаж по технике безопасности и проводили его инженеры данного профиля, главные зоотехники хозяйств и лишь в некоторых случаях (6,7%) ветеринарные врачи. Нигде медицинские работники не беседовали со вновь поступающими на комплекс.

При изучении состояния санитарно-просветительной работы в лечебно-профилактических учреждениях на селе по гигиеническому воспитанию животноводов нами были вскрыты существенные недостатки в организации такой работы на животноводческих комплексах (фермах). ДСП и СЭС не ведут подготовку медицинских работников сельских учреждений здравоохранения по методике гигиенического воспитания животноводов, не осуществляют должный контролнв^ за проведением этой работы на местах. Животноводческие комплексы (фермы) не снабжаются в достаточной степени санитарно-просветитель-ным оборудованием, методическими, научно-популярными и наглядными материалами.

Человек в своей деятельности поставлен в рамки объективных обстоятельств, но в то же время он может изменять обстоятельства своей жизни, трудовой деятельности. Многое в поведении самого человека неблагоприятно отражается на состоянии его здоровья, например, невыполнение гигиенических правил, позднее обращение за медицинской помощью в случае заболевания, самолечение [1, 2].

Исследование по изучению санитарного состояния животноводческих комплексов проводилось^ нами на территориях с развитым животноводст- ■с* вом. Всего обследован 31 животноводческий комплекс мясного, молочного и свиноводческого направления. Санитарное состояние обследованных объектов можно оценить как хорошее в 6,7% случаев, удовлетворительное — в 80%, неудовлетворительное— в 13,3%.

Санитарное состояние оценивалось как неудовлетворительное при отсутствии на комплексах умывальников, полотенец, аптечек, дезинфицирующих средств, комнат отдыха, медицинских профилакториев и др.

Из общего количества обследованных животноводческих комплексов 73,5 % имели помеще- -ния для хранения спецодежды. Само хранение во " многих случаях организовано неправильно. Так, в 20 % случаев животноводы уносят спецодежду домой, а в 26,7 % хранят на работе вместе с личной и только в 53,3 % — отдельно от личной одежды. Не на всех комплексах имеется отдельная спецодежда для ухода за больными животными. Таких комплексов оказалось 86,7 %.

Спецодежду следует стирать и обрабатывать дезинфицирующими средствами только на комплексах и менять по мере ее загрязнения, но не реже 2—3 раз в неделю. Однако при обследовании животноводческих комплексов только в 33,3 % из них спецодежду стирают на комплексе, в остальных ее стирают животноводы дома. ф

Работники животноводческих комплексов^ (ферм) до и после работы должны обязательно принимать душ. Однако нами установлено, что в 60 % случаев животноводы не пользуются душем из-за того, что душа нет (33,3 %) или считают его прием необязательным (26,7 %), так как от-

мечают плохие условия в душевой, а если и пользуются, то крайне редко.

Не везде на животноводческих комплексах имеются отдельные помещения для приема пищи. Из-за отсутствия столовых, а также комнат для приема пищи животноводы вынуждены в 53,3 % случаев питаться дома.

Медицинское обеспечение животноводов должно быть организовано по типу обслуживания ^промышленных рабочих с обязательной диспансеризацией выявленных больных. К каждому животноводческому комплексу должен быть прикреплен специальный медицинский работник из сельского врачебного участка (амбулатории) или ФАП.

Нами было установлено, что более чем в половине (в 60 %) обследованных комплексов имеется прикрепленный медицинский работник. Его обязанности на комплексе самые разнообразные: в 33,3 % случаев он приходит для осуществления медицинских осмотров, в 26,7%—для чтения лекций, проведения бесед, в 13,3 %—с целью проверки условий труда и в 6,7 % — Для оказания медицинской помощи.

Нами изучены мотивы посещения животново-^дами медицинских учреждений. Большинство их ^ (62,3%) связано с заболеванием, 30,2%—с необходимостью получить справку и с другими целями, а 7,5 % животноводов предпочитают к врачу не обращаться.

Изучение вопроса выполнения животноводами правил гигиены показало, что постоянно этих правил придерживаются только 45,5 %. Хотя информированность тружеников животноводства о правилах гигиены, обязательных при их работе, несколько выше, однако они еще недостаточно осведомлены по таким важным вопросам гигиены, знание которых обязательно для сохранения своего здоровья. Так, например, знают, что иуж-^ но обязательно работать в спецодежде 85,6 % ^животноводов, хранить отдельно спецодежду от личной — 65,1 %, не принимать пищуна рабочем месте — 52 %.

Борьба за качество и эффективность производства молочной и мясной продукции, несомненно, требует повышения гигиенической культуры работников, занятых в этой отрасли производства.

Основными в гигиеническом обучении и воспи-

тании работников животноводческих комплексов являются следующие направления:

— повышение уровня гигиенических знаний, воспитание профессиональных навыков гигиенического поведения, т. е. выработка у животноводов готовности выполнять медицинские рекомендации по охране здоровья применительно к условиям труда. Решение этих задач возможно при условии обязательного обучения основам гигиены в соответствии с профессиональной принадлежностью;

— выработка ценностных установок на здоровый образ жизни, сознательное и ответственное отношение к своему здоровью, постоянное выполнение правил личной и общественной гигиены.

Гигиеническое обучение и воспитание животноводов включает:

— дифференцированную гигиеническую подготовку в системе производственного обучения на курсах подготовки, переподготовки, повышения квалификации, а также в системе агрозоотехнического всеобуча;

— кружковую гигиеническую подготовку, проводимую при сельских домах культуры, клубах, школах;

— факультативную гигиеническую подготовку в народных университетах медицинских и гигиенических знаний, школа^ здоровья;

— массовую санитарную пропаганду здорового образа жизни.

Без решительного изменения сложившейся практики трудно рассчитывать на значительное повышение качества гигиенического воспитания животноводов, которое только тогда даст положительные результаты, когда активное участие в этом деле будут принимать медицинские, зооветеринарные работники, руководители колхозов и совхозов, когда к осуществлению мероприятий по охране здоровья работающих будет широко привлечен санитарный актив.

Литература

1. Пурина Э. А. // Сов. здравоохр. — 1987. — .№ 4. —- С. 41 —

44.

2. Шенкман. Г. С. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1979,—

№ 7. — С. 25—27.

Поступила 06.05.8S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.