шие число гигиенических научных учреждений и кафедр, а также ряд областных и городских санэпидстанций, принять меры к специализации кадров этих учреждений, а также улучшить их оснащение.
Первоочередными вопросами, которым должно быть уделено особое внимание научных и практических гигиенических учреждений в ближайшие годы, следует считать: изучение динамики поведения в почве, воде и воздухе ядохимикатов, применяемых в сельском хозяйстве; разработку нормативов и мер безопасности для сельского населения; изучение гигиенических условий и требований к размещению сельских населенных пунктов, промышленных предприятий и сельскохозяйственных производств с учетом местных экономических, природных и санитарных особенностей; дальнейшее изучение опыта планировки сельских населенных мест и разработку гигиенических основ районной планировки на селе; изучение опыта строительства жилых домов повышенной этажности и разработку соответствующих гигиенических нормативов и правил; разработку нормативов строительства и размещения на селе учреждений культурно-бытового обслуживания населения; изучение влияния промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, животноводческих ферм и мастерских на атмосферный воздух, воду и почву; разработку их классификации по степени вредности для установления санитарно-защитных зон в сельских условиях; изучение опыта озеленения сельских населенных мест и разработку нормативов зеленого строительства для сельских условий; разработку гигиенических требований к местам отдыха сельского населения; дальнейшее изучение сточных вод сельскохозяйственных предприятий и производств; установление их влияния на водопользование в сельских условиях и разработку предельно допустимых концентраций вредных химических веществ, специфичных для сельскохозяйственного производства; продолжение исследований по гигиенической оценке сооружений для обработки воды на водопроводах малой производительности, изыскание и оценку без-реагентных способов обработки воды на сельских водопроводах; гигиеническое обоснование норм водопотребления для сельских населенных мест; изучение новых источников водоснабжения и разработку гигиенических условий для их эксплуатации в сельских условиях; разработку гигиенических требований для установления зон санитарной охраны сельских водопроводов; разработку гигиенических норм и требований к строительству на селе сооружений по канализованию и очистке, изучение опыта их эксплуатации.
Поступила Ю/УШ 1965 г.
УДК 614-057:374
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ РАБОЧИХ
В. А. Крючкова, М. М. Мерман Республиканский дом санитарного просвещения, Москва
Наряду с лечебно-профилактическими мероприятиями медицинские работники ведут пропаганду медицинских и гигиенических знаний. Без этого нельзя полностью решить задачи улучшения здоровья и повышения культуры народа. Следует, однако, отметить, что санитарное просвещение не носит еще подлинно массового характера. Среди рабочих промышленных предприятий и строек, а также на селе оно до сих пор систематически не проводится. Основными слушателями лекций и бесед на медицинские темы, как правило, являются домохозяйки, пенсионеры,
лица пожилого возраста. Тематика лекций и бесед часто страдает однобокостью, недостаточно пропагандируются вопросы оздоровления внешней среды, личной гигиены, гигиены труда, питания и отдыха, вопросы физкультуры, спорта, туризма, т. е. то, что должно содействовать укреплению здоровья.
Рост промышленного производства, автоматизация технологических процессов, применение электроники, развитие Большой химии, широкая механизация и химизация сельского хозяйства требуют иного подхода к охране здоровья и иного объема гигиенической подготовки рабочих и колхозников. Это касается, в частности, предупреждения профессиональных заболеваний. Задача состоит в том, чтобы дать рабочим и сов-хозно-колхозным кадрам определенный минимум знаний по охране здоровья с учетом специфики производства профессиональных вредностей и т. п.
Начало такой работы положено на Украине. В Днепропетровской, Донецкой и других областях к учебе приступили еще в 1962 г. Институт технического обучения совместно с Домом санитарного просвещения и кафедрой гигиены труда медицинского института составили программы обучения (8—16 часов в зависимости от профессии). Программами предусмотрено: изучение вопросов промышленной санитарии, гигиены труда и предупреждения профзаболеваний, а также личной гигиены и гигиены питания, профилактики инфекционных заболеваний и оказания доврачебной помощи. В результате обучения рабочие стали более сознательно выполнять правила гигиены труда, проявлять большую заинтересованность в осуществлении мероприятий по улучшению и оздоровлению условий работы, резко увеличилось число рационализаторских предложений в этом направлении; об эффективности обучения можно судить по такому показателю: за последний год в Днепропетровской области заболеваемость рабочих снизилась на 13%-
Опыт днепропетровцев стал достоянием Российской Федерации. Еще в январе 1964 г. Всероссийский совет народного хозяйства и Министерство здравоохранения РСФСР разослали на места директиву с предложением в течение 1964—1966 гг. провести обучение всех рабочих промышленных предприятий и строек по курсу «Охрана здоровья». По имеющимся данным, на местах были изданы соответствующие распоряжения и приказы, в которых определены порядок выделения преподавателей, их инструктаж и т. п. Республиканский дом санитарного просвещения отпечатал программы тиражом 6000 экземпляров. В Барнауле, Омске, Владимире и Кемерове программы переиздали сами.
Силами промышленно-санитарных врачей и работников институтов проведены специальные семинары для врачей-преподавателей в Москве, Ленинграде, Горьком, Челябинске, Волгограде, Кемерове, Липецке и других городах. Томский, Свердловский и Брянский дома санитарного просвещения и Дом санитарного просвещения Удмуртской АССР организовали покупку наглядных пособий и других санитарно-просветитель-ных материалов за счет предприятий-
В Челябинске на заводе им. Колющенко обучено уже 20% всего состава рабочих, на Ижевском металлургическом заводе завершили учебу 3000 рабочих, на ряде предприятий со сравнительно небольшим числом рабочих в Костроме и Смоленске обучение рабочих закончено. В Челябинске обучено более 8000 человек, в Кемеровской области — 46 000, во Владимирской — 20 000, в Саратовской, Свердловской, Горь-ковской, Куйбышевской областях, Алтайском крае — по 13 000—18 000. Вместе с тем следует указать, что санитарное просвещение рабочих по существу только начато. При организации этой серьезной и трудоемкой работы не могли не возникнуть определенные трудности. Речь идет, например, о времени проведения занятий, оплате лекторов, обеспечении наглядными пособиями и др.
Практика показывает, однако, что при хорошей подготовке, учете местных реальных условий трудности можно преодолеть. Так, по ходатайству Волгоградского городского и Ростовского областного здравотделов были увеличены лимиты на оплату преподавателей (по специальным счетам домов санитарного просвещения). Некоторые предприятия оплату производят непосредственно через свои бухгалтерии, на других (Волгоград, Ижевск) медсанчасти проводят занятия в счет часов, отведенных на санитарно-просветительную работу.
Гигиеническое обучение рабочих — не самоцель. Наряду с производственно-техническими мероприятиями оно должно содействовать улучшению условий труда, повысить роль самих рабочих в осуществлении оздоровительных мероприятий и в конечном счете привести к уменьшению заболеваемости и травматизма. Важно добиться правильного отношения самих трудящихся к здоровью как общественному достоянию.
На основе специальной директивы Министерства производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов и Министерства здравоохранения РСФСР (октябрь 1963 г.) в Российской Федерации начато обучение руководящих совхозно-колхозных кадров, механизаторов, полеводов и животноводов по 16-часовой программе, разработанной Институтом санитарного просвещения и утвержденной Министерством здравоохранения СССР. Составлены также программы для работающих с ядохимикатами по профилактике отравлений и для работников птицеферм. Программы размножены Республиканским домом санитарного просвещения и переиздаются Министерством сельского хозяйства РСФСР.
В Воронежской области в истекшем году обучили 8000 механизаторов и по 3000 полеводов и животноводов, в Тамбовской области — 23 000 человек, в Горьковской — 24 700, Ленинградской—14 500, Архангельской и Пермской — по 8000, Ярославской — 5600 и т д. В Калужской области 75% всего состава доярок завершили обучение. Большую работу провели в этом направлении в Брянской, Владимирской и Омской областях, Алтайском крае. К сожалению, в Амурской, Курганской, Курской, Пензенской и Оренбургской областях, Башкирской АССР и некоторых других местах, где сельскохозяйственное производство имеет немалый удельный вес, обучение кадров на селе как следует не организовано.
Дело осложняется отсутствием достаточного числа врачей-преподавателей. Но к проведению занятий можно привлечь и фельдшеров при условии отбора среди них способных лиц, соответствующей их подготовки и оказании им методической помощи. Республиканский дом санитарного просвещения в ближайшее время выпустит для фельдшеров пособия о проведении занятий с доярками, а в последующем и с другими категориями тружеников села.
Большие группы людей работают в торгово-продовольственной сети и сети общественного питания, а также на коммунальных объектах. Программы санитарного минимума для этих лиц существуют давно, без прохождения его никто не может быть допущен к работе. Учеба таких контингентов налажена повсеместно, в ряде мест созданы постоянно действующие курсы при домах санитарного просвещения. И все же полного охвата обучением, особенно на селе, нет. Это чревато плохими последствиями. Опыт показывает, что именно лица, не охваченные обучением, служат тем горючим материалом, который приводит к вспышкам кишечных заболеваний и токсикоинфекциям.
Учитывая рост общеобразовательного уровня кадров работников торговли, общественного питания и коммунальных объектов, некоторые дома санитарного просвещения издали для них памятки по отдельным темам курса санитарного минимума и выдают их или брошюру, где изложены все темы, на руки тем, кто по какой-либо причине не может
обучаться в группе. Через определенный промежуток времени эти лица сдают зачет по вопроснику.
Итак, органы здравоохранения имеют возможность проводить гигиеническое обучение по существу всех контингентов, работающих в сфере производства и обслуживания. В организации такого обучения особая роль принадлежит санитарной организации и домам санитарного просвещения. Их обязанность — контролировать занятия, вести инструктаж врачей общей сети, обеспечить обучающихся наглядными и методическими материалами.
Трудно переоценить значение гигиенического обучения трудящихся для повышения их санитарной культуры.
Поступила 16/Х 1965 г.
УДК 613.86:374]:658.281
ОПЫТ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПО ПСИХОГИГИЕНЕ
МОЛОДЫХ РАБОЧИХ ПОТОЧНО-КОНВЕЙЕРНЫХ ЛИНИИ
Канд. мед. наук Л. А. Богданович (Москва)
Работа на поточно-конвейерной системе требует большого внимания, сосредоточенности, хорошей памяти, своевременных быстрых реакций и точной ориентировки. Поэтому у рабочего должен быть выработан определенный стереотип выполнения производственных операций и соблюдения правил психогигиенического режима.
Поточно-конвейерная система производства характеризуется высокой степенью разделения труда, вынужденным темпом работы, связанным со скоростью движения конвейерной ленты, монотонностью и зачастую однообразием операций.
Изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности на ряде заводов показало, что при отсутствии гигиенического поведения у рабочих конвейерных цехов отмечаются нарушения нервно-психической сферы. Чаще всего это неврозы — астения, неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний и др. В неконвейерных цехах такие страдания наблюдаются значительно реже.
Для ознакомления с содержанием и постановкой санитарно-просве-тительной работы на поточно-конвейерном производстве и уровнем психогигиенических знаний лиц, обслуживающих его, мы провели опрос 400 молодых рабочих конвейерного цеха сборки Московского завода малолитражных автомобилей, а также групповые собеседования с ними. Им задавали обычные вопросы, касающиеся их образования, специальности и профессии. Мы старались также выяснить, совмещает ли опрашиваемый работу с учебой, где он учится, сколько времени уходит у него на работу и учебу и как скоро он утомляется. Все это позволяло получить материал о фактической затрате времени опрашиваемых в процессе труда и отдыха. Вопросы, задаваемые молодым производственникам, касались, кроме того, режима питания, использования перерывов в работе и свободного от нее времени, часов сна. Нас также интересовало, что мешает тому или иному рабочему заниматься и отдыхать, каковы его материальные и жилищные условия. Тем самым мы получали сведения о причинах нарушения режима труда и отдыха опрашиваемых. И наконец, мы выяснили у них вопрос о частоте курения и количестве выкуриваемых папирос, о том, как часто и в каком объеме они употребляют алкогольные напитки.
Опрос молодых рабочих показал, что они получают гигиенические знания в лекториях и университетах здоровья, при чтении медицинской литературы, по радио и телевидению. Анализируя опросные карты, мы