Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
57
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

и ФИ на 5-й и 15-й дни в свою очередь может свидетельствовать о том, что в эти периоды воздействия шума на испытуемых изменение количества нейт-рофилов в крови регулировалось их способностью к захвату микробов. Высокие коэффициенты корреляции между ФЧ и ФИ также подтверждали выявленную закономерность.

Корреляция между СЦК содержания гликогена, количеством сегментоядерных нентрофилов и их цитофизиологическими показателями свидетельствует о том, что количество нейтрофнлов и соответственно ФЧ прямо пропорциональны глнкогс-нной насыщенности, обратно направленная зависимость между ФИ и СЦК содержания глюкогена в нентро-филах крови подтверждает ранее установленную связь между ФЧ и ФИ.

Таким образом, воздействие на испытуемых в течение 5 дней по 4 ч шумового фактора с эквивалент-том акустической энергии 95 дБ А вызывает резкое уменьшение показателей функционального со-тояния лейкоцитов крови и свидетельствует о значительном снижении иммунобиологической реактивности организма. Изучение длительного воздействия шума 80 дБ А показало, что иммунобиологическая реактивность организма после незначительного ее снижения в дальнейшем повышается.

Применение корреляционного анализа позволило выявить наиболее «интимные» механизмы изменения функциональных свойств лейкоцитов крови при адаптации организма к воздействию шума.

Литература. Иммунопатология профессиональных поражений. Пол ред. О. Г. Алексеевой. М., 1976. Клемпарская //. Н.— Гиг. труда, 1966, № 6, с. 51—56. Коваленко В. //.— Труды Волгоград, мед. ин-та, 1971,

'т. 24, вып. 3, с. 218—220. ,

Лапотников И. Л., Альперович В. В., Горошникова Э. И

и др.— Лабор. дело, 1973, № 2, с. 720—722. Пахомычев Л. Я.—Гиг. и сан., 1960, № 11, с. 77—85. Раппопорт Ж. Ж.. Гончарук 3. И.— Лабор. дело, 1973,

№ 5. с. 259—262. Сторощук X. В.. Веселовская JI. Н.— Врач, дело, 1967,

Л» 4, с. 97—99. Хаймович М. JI.— Гиг. и сан., 1973, № 2, с. 96—98. Цапко В. Г.— Там же, 1976, № 5, с. 32—35. Черненький И. К.— В кн.: Лекарственная регуляция

воспалительного процесса. Л., 1958, с. 135—150. Шабадаш A. J1.— Изв. АН СССР. Сер. биол., 1947, № 6, с. 745.

Широков А. Ю.— В кн.: Возрастные особенности взаимодействия моторных и вегетативных функций. Калинин, 1978, с. 141 — 144. Astaldi Q., Verga L.— Acta haemat. (Basel), 1957, v. 17, p. 129—135.

MsManus J. F.— Nature, 1946, v. 158, p. 202—202.

Поступила 19.03.81

Summary. The functional state of blood leukocyte5 was studied in persons under normal conditions and daring exposure to discontinuous noise with equivalent sound levels of 95 or 80 dBA, and it was found that such noise brings about a reduction in immunobiologic reactivity and also other functional changes in leukocytes. It is suggested that the number of leukocytes in the blood is regulated by the ir functional state. -v

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 616.34-002-036.11-053.2-084:[614'374:{в 13.953.4+ 613.954.4

Н. Н. Богу то

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР, Москва

Анализ данных о периодических подъемах и снижениях заболеваемости дизентерией в нашей стране в последние годы показал, что ее возрастание происходило в основном за счет детей дошкольного возраста и было особенно интенсивно среди детей, посещающих дошкольные учреждения.

Случаи возникновения острых кишечных заболеваний в детских дошкольных учреждениях в значительной степени обусловлены нарушением санитарного режима учреждения, санитарных требований к приготовлению и хранению пищевых про-

дуктов, а также неправильным гигиеническим поведением обслуживающего персонала (И. И. Ел-кин и О. А. Крашенинников; Л. Г. Лекарев и соавт.; Н. П. Гончаров и Н. Ф. Крамчанинов, и др.). Это требует от руководителей медицинских учреждений, /врачей и средних медицинских работников, обслуживающих эти учреждения, усиления работы по профилактике острых кишечных заболеваний. В первую очередь это проведение комплекса мероприятий, направленных на обучение обслуживающего персонала детских яслей и садов, а также ро-

дителей мерам личной и общественной профилактики, которые должны воспитывать гигиенические навыки у детей. Неудовлетворительная санитарная обстановка в этих учреждениях оказывает особенно Р большое влияние на заболеваемость детей до 2 лет.

Причиной вспышек в детских дошкольных учреждениях являются нарушения саннтарно-про-тнвоэпидемнческого режима: нарушение правил приема детей в детские учреждения, несвоевременная изоляция заболевших и подозрительных на заболевание, отсутствие полноценного бактериологического контроля на носительство возбудителей кишечных инфекций, совмещение обслуживающим персоналом функций по уходу за детьми н их кормлению. Этому может способствовать перё-уплотненность и скученность в группах, перегрузка персонала в связи с недостаточной укомплектованностью этих учреждений персоналом и др. Все это перечисленное в первую очередь способствует интенсификации бытового пути распространения дизентерии (И. И. Елкнн и О. А. Крашенинников).

Показатели заболеваемости детей, посещающих и не посещающих детские учреждения, на разных административных территориях значительно различаются. В РСФСР показатели заболеваемости выше среди детей, посещающих детские учреждения. Тем не менее и здесь многие учреждения годами остаются благополучными по дизентерии. В Узбекской ССР в ряде мест, наоборот, дети, находящиеся в домашней обстановке, болеют чаще, чем их сверст-г ники, посещающие дошкольные учреждения (П. Н. Бургасов и И. С. Безденежных). Ряд авторов (Д. К. Тищенко; И. И. Матвейчук и соавт.; Д. Н. Лоранский и Э. А. Пурина; Э. А. Пурина и Н. Г. Андреева) отмечают недостаточность гигиенических знаний работников дошкольных учреждений, а также родителей детей, посещающих эти учреждения, по вопросам профилактики острых кишечных заболеваний у детей.

В то же время медицинскими работниками детских ноликлнник и дошкольных учреждений мало внимания уделяется санитарно-нросветительной работе по профилактике кишечных инфекций.

Нами изучена работа по профилактике острых кишечных заболеваний в 41 детском дошкольном учреждении на 4 территориях страны. Установлено, что гигиеническому обучению и воспитанию в детских учреждениях уделяется еще недостаточное внимание. Не учитываются специфические особен-' ности деятельности различных категорий персонала (воспитательниц, нянь и др.). Медицинские работники детских учреждений, как правило, не проходят специальной подготовки 'по методике гигиенического обучения. Педагоги-воспитатели на курсах повышения квалификации при отделах народного образования не получают знаний по методике воспитания у детей гигиенических навыков и вопросам профилактики кишечных инфекций. I При поступлении на работу воспитатели и технический персонал прослушивают вводный инструктаж в домах санитарного просвещения или

санэпидстанциях. В дальнейшем санитарное просвещение ведется только по месту работы. Следует отметить, что в некоторых районах страны (Казахской ССР, Днепропетровске и др.) гигиеническая подготовка работников детских дошкольных учредженнй проводится каждые два года, кроме того, введена аттестация заведующих этими учреждениями. Работники пищеблока проходят гигиеническую подготовку также раз в два года.

Результаты изучения состояния санитарно-про-светительнон работы по профилактике инфекционных заболеваний в 10 детских поликлиниках, а также опрос по специально разработанным анкетам 100 участковых педиатров и 100 участковых медицинских сестер'этих поликлиник о проводимой ими санитарно-просветительной работе показали, что только 29 % опрошенных нами педиатров контролируют и направляют деятельность средних медицинских работников детских дошкольных учреждений по профилактике острых кишечных заболеваний. Объем и качество санитарно-просветительной деятельности в этой области, осуществляемые медицинскими работниками среди воспитателей и технического персонала, недостаточны. Только 16 % участковых педиатров занимаются гигиенической подготовкой воспитателей и 8% — подготовкой технического персонала детских дошкольных учреждений.

Мы изучали уровень санитарной грамотности работников детских дошкольных учреждений в Москве, Днепропетровске, Ростове-на-Дону, а также в Казахской ССР по специально разработанным анкетам. Всего опрошено 330 воспитателей и 322 человека технического персонала. Установлен довольно низкий уровень знаний воспитателей и технического персонала детских дошкольных учреждений о мерах профилактики кишечных инфекций. Воспитатели имеют' в обновном высокий образовательный уровень (у 92,5% среднее и высшее образование). Среди технического персонала только половина со средним образованием, а остальные— с начальным или незаконченным средним. Более половины (58,3 %) опрошенных воспитателей работают в детских дошкольных учреждениях свыше 6 лет, стаж же 70,2% технического персонала не превышает 5 лет.

Таким образом, поскольку у опрошенных воспитателей довольно высокий уровень образования и большой стаж работы, можно было предположить, что и уровень санитарной грамотности у них высокий. Однако, анализируя полученные данные, мы установили, что работники детских учреждений слабо осведомлены об источниках, первых признаках заболевания, путях заражения и мерах профилактики острых кишечных инфекций. Например, на вопрос, касающийся мер профилактики острых кишечных заболеваний, мы получили следующие ответы: 51,7% воспитателей одной из мер профилактики считали мытье рук перед едой, 19% — мытье рук после посещения туалета, 29,5% — мытье овощей и фруктов, лишь 1,9%

указали на такие важные моменты в профилактике кишечных инфекций, как кипячение воды и молока. Технический персонал показал еще меньшее знание мер профилактики острых кишечных заболеваний.

Медицинские работники и воспитатели детских дошкольных учреждений должны большое внимание уделять разъяснительной работе по профилактике острых кишечных заболеваний среди родителей, так как благополучие детских учреждений во многом зависит от сознательного отношения семьи к этим вопросам, в связи с чем уровень их гигиенической подготовки должен быть высоким.

При изучении состояния санитарного просвещения по профилактике острых кишечных инфекций в детских учреждениях мы обращали внимание на работу с родителями. Был изучен уровень гигиенических знаний 865 родителй, опрошенных по специальной анкете. Анализ полученных данных показал, что 87,7 % из них имели среднее и высшее образование. Однако, несмотря на такой высокий образовательный уровень, на наш вопрос о мерах профилактики кишечных инфекций родители назвали мытье рук перед едой (15,2%), мытье рук перед приготовлением пищи (9,6 %), мытье рук после посещения туалета (5,6%), мытье овощей и фруктов (24,3%), кипячение воды (5,6%), кипячение молока (2,7%), а 20,4% опрошенных родителей не смогли ответить на этот вопрос.

При острых кишечных заболеваниях у детей важным моментом является раннее обращение за медицинской помощью. Оказывается, что обращаются за медицинской помощью при дисфункции кишечника только 47,0% опрошенных родителей в Москве, 53,3% — в -Днепропетровске, 65,7% — в Казахской ССР, 38,5 % — в Ростове-на-Дону, остальные родители лечат детей сами. Все это выдвинуло необходимость проведения специального исследования, которое должно научно обосновать систему гигиенического обучения и воспитания по профилактике кишечных инфекций в комплексе лечебно-профилактических мероприятий, проводимых в детских дошкольных учреждениях.

Гигиенические навыки, приобретенные в детстве и юности, сохраняются, как правило, на всю жизнь. Именно в таком возрасте необходимо постоянно воспитывать у детей гигиенические навыки. В связи с этим возникает задача улучшения уровня гигиенической подготовки воспитателей, педагогов, технического персонала детских' дошкольных учреждений и повышения их ответственности за воспитание гигиенических нав'ыков у детей.

С целью определения не требующих специальных материальных затрат наиболее эффективных форм подготовки работников детских дошкольных учреждений по вопросам профилактики кишечных инфекций нами проведена экспериментальная работа. Для этого были разработаны экспериментальные материалы: конспект лекций для проведения беседы, серия таблиц, специальная памятка. В них были отражены основные моменты распространения

и профилактики острых кишечных заболеваний, характеристика выживаемости возбудителей при различной температуре и в различных пищевых продуктах, даны сведения о гигиенических требованиях к одежде персонала, мерах личной профилактики, указано на необходимость применения дезинфицирующих растворов. Формы обучения воспитателей детских дошкольных учреждений были различны: беседы с показом таблиц, самостоятельное изучение памятки и самостоятельное изучение памятки с таблицами.

После проведения занятий мы изучали изменения в уровне гигиенических знаний воспитателей. Оказалось, что лучшие результаты достигаются при самостоятельной работе воспитателей с памятками и таблицами, при этом достоверность результатов превысила 95%.

Таким образом, наши исследования показали, что целесообразно при приеме на работу в детские дошкольные учреждения воспитателей и технических работников ввести курсовое очно-заочное обучение их с применением специально разработанных текстовых материалов с последующим контролем знаний. Была определена система дифференцированной гигиенической Подготовки работников детских дошкольных учреждений. Она должна осуществляться как учреждениями здравоохранения — дрмами санитарного просвещения, санэпидстанциями, детскими поликлиниками, которые организуют курсовое гигиеническое обучение, а также плановые циклы лекций по методике и содержанию гигиеническою воспитания детей (в том числе по профилактике острых кишечных заболеваний), так и отделами народного образования путем включения соответствующих разделов в курсы повышения квалификации педа гогов- вое п итателей.

Гигиеническая подготовка технического персонала должна основываться на курсовом гигиеническом обучении при санэпидстанциях, циклах лек-ццй и бесед по вопросам гигиены и мерам профилактики инфекционных заболеваний, в том числе острых кишечных, в детской поликлинике, а также на проведении циклов практических занятий по гигиене и профилактике острых кишечных инфекций непосредственно в детском учреждении.

Гигиеническую подготовку родителей целесообразно осуществлять как в детской поликлинике, так и в детском дошкольном учреждении силами медицинских работников и воспитателей.

Предложенная система гигиенической подготовки работников детских дошкольных учреждений проверена нами в эксперименте и дала положительные результаты.

ф

Литература. Бургасов П. Н., Безденежных И. С. Научные- основы организации профилактики инфекционных болс'зней. М., 1977. Гончаров Н. П., Крамчанинов И. Ф.— Здравоохр. Казахстана, 1978, № 8, с. 51—53. Елкин И. И., Крашенинников О. А. Днзентерия. М., . 1975.

Лекарев Л. Г., Вихристюк Г. И., Капустин Г. Н. и др.—

Сов. здравоохр., 1977, № 6, с. 31—35. Лоранский Д. Н., Пурина Э. А,— Гиг. и сан., 1978, № 4, с. 57—60.

Матвеичу!с И. И., Зимовин А. И.. Магас Л. И.— Там же, 1975, № 8, с. 35—38.

Пурина Э. А., Андреева Н. Г.— Сов. здравоох)., 1978,

№ 1, с. 49—52. Тищенко Д. К.— Гиг. и сан., 1974, Vfe 3, с. 63—65.

Поступила 03.03.81

УДК 6 16.995.1-022.32/.35 + 16 14.7+614.4491:576.895

H.A. Романенко

САНИТАРНАЯ ГЕЛЬМИНТОЛОГИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ЕЕ РАЗВИТИЯ

Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е. И. Марцинов-

ского Минздрава СССР, Москва

Охрана внешней среды от загрязнения, в том числе инвазионным материалом, имеет большое значение в профилактике гельминтозов,чтак как многие гельминты обязательно проходят в этой среде фазу жизненного цикла.

Оценить роль внешней среды в заражении населения гельминтами, разработать мероприятия по ее оздоровлению позволяет санитарная гельминтология.

Мощным источником обсеменения внешней среды яйцами и личинками гельминтов является сброс необеззараженных нечистот, сточных вод и их осадков, а в последние годы в связи с переводом животноводства на промышленную основу — и жидкого навоза, количество которого в 1980 г.составило 1 млрд/м3 (В. И. Новиков). В жидком навозе могут содержаться яйца и личинки гельминтов, опасные как для животных, так и дЛя людей (яйца свиной аскариды, крысиного цепня, яйца и личинки стронгилоидов).

Из всех элементов внешней среды почва и водоемы наиболее часто подвержены обсеменению яйцами гельминтов.

В почве часть яиц гельминтов погибает (главным образом от высыхания и инсоляции), но значительное количество их при наличии благоприятных микроклиматических условий развивается до инвазионной стадии. Как показали исследования последнего времени, яйца аскарид могут выживать в почве до 15 лет (Л. М. Краснонос; А. Н. Рухова).

Необходимость защиты водоемов от попадания инвазионного материала обусловливается тем, что с водой тесно связан цикл развития таких гельминтов, как опистархисы, клонорхнсы, дифиллобот-рииды и др.

Особенно большое значение санитарная гельминтология приобретает в связи с задачей ликвидации одних (тениаринхоз, анкилостомидозы) и резкого снижения частоты других (аскаридоз, трихоцефа-лез) гельминтозов, которая не может быть решена без проведения мероприятий, направленных на коренное улучшение санитарного состояния внешней среды, прежде всего на предупреждение ее фекального загрязнения. Решение задач санитарной гельминтологии имеет большое значение для дальней-

шего поднятия культуры и улучшения условий жизни населения нашей страны.

В настоящее время исследования по санитарной гельминтологии ведутся в различных научно-исследовательских гигиенических и эпидемиологических институтах.

В результате проведенных научно-исследовательских работ определена эффективность дегельминтизации сточных вод на очистных сооружениях различного типа: 15—55% — в песколовках и отстойниках, 11—48% — в аэро- и биофильтрах, 88 — 98,5% — на аэро- и биостанциях (М. В. Козлова; Н. И. Хижняк; С. Я. Аснин и. Л. С. Лагутина; Н. А. Романенко).

Полная дегельминтизация сточных вод достигается с помощью почвенных методов очистки и в биологических прудах (Н. И. Хижняк; Н. А. Романенко), а также на очистных комплексах, состоящих из сооружений механической и искусственной биологической очистки с биологическими прудами, полями фильтрации, прудами-накопителями. Определены режимы и условия безопасного в гельминтологическом отношении использования и сточных вод и их осадков на земледельческих полях орошения (ЗПО) (3. К. Дроздова; Н. И. Хижняк; Н. А. Романенко).

Начато изучение возможности применения радиоактивного излучения, озонирования, электролиза для дегельминтизации сточных вод. Рекомендованы для внедрения в практику методы дегельминтизации осадков сточных вод с помощью механического обезвоживания (центрифуг, сепараторов, ва-куум-фильтров) с последующей обработкой КЕКА 5 % раствором карбатиона, термосушкой, в камере дегельминтизации АКХ, тиозоном из расчета 0,2— 2% от массы, безводным аммиаком, с использованием солнечной энергии, а также внутрипочвен-ные методы применения осадков сточных вод в сельском хозяйстве.

Разработаны классификации методов обеззараживания от яиц гельминтов сточных вод, осадков и жидкого навоза, научно осбоснован способ выбора средств дегельминтизации сточных вод и их осадков как метод профилактики гельминтозов, биологических и химических методов для дезинвазии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.