Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УГЛА РАССМАТРИВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УГЛА РАССМАТРИВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC SUBSTANTIATION OF THE ANGLE OF LOOKING FOR YOUNG SCHOOL AGE AND PRESCHOOL AGE CHILDREN

The minimal permissible angle of looking for younger school age children should amount to 35° and that for children aged 6 years must be 45°. The determined values of the minimal permissible angle of looking point to the necessity of increasing the distance from the board to the first row of desks or tables for young school age children and, consequently, the size of the class-room.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УГЛА РАССМАТРИВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

рующего) и сочетанного комбинированного действия различных гигиенических факторов в специфических подземных помещениях метрополитенов для работников метро и пассажиров необходимы методические подходы применительно к специальным условиям метрополитена. Разработка специальных нормативов для метрополитенов является актуальной и безотлагательной проблемой.

Разработка гигиенических рекомендаций по улучшению условий труда работников метрополитенов страны и условий проезда пассажиров в метро возможна лишь как конечный этап всех названных выше исследований. Однако в процессе работы необходимо выдавать этапные гигиенические рекомендации для внедрения на метрополитенах страны.

ЛИТЕРАТУРА. Гамбашидзе Г. И., Соловьева В. П.— В кн.: Конф. молодых научных работников Ин-та гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР. Тезисы докладов. М., 1958, с. 13—15.— Кашкина Т. К. Вопросы комплексной оптимизации труда машинистов метрополитена по данным эргонометри-ческих исследований. Автореф. дис. канд. Свердловск, 1975.— Матвеев П. Н. Гигиенические основы благоустройства метрополитенов. М., 1970,— П о д о б а Е. В., Соловьева В. П.— Гиг. и сан., 1969, ¡№ 1, с. 17—22.

Поступила 26/1V 1978 г.

IMPORTANT PROBLEMS OF HYGIENIC STUDY OF SUBWAYS IN OUR COUNTRY A. A. Prokhorov, J. F. Boyarchuk, 0. /. Gribanov, В. B. Elizarov

Complex hygienic investigations carried out in Moscow and other subways showed the labour conditions of the subways workers and the travelling conditions of passengers to necessitate further improvement. The correct assessment of existing conditions and the substantiation of suggested measures of improvement require systematic complex investigations of all the hygienic factors of environment, the prevailing labour regimens and the state of health of both subway workers and passengers in all the subways of our country. Besides, it is necessary to solve the problem of standardization of various hygienic factors under conditions of a subway.

УДК 613.165:371.6+617.7-053.5-083

Б. 3. Воронова

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УГЛА РАССМАТРИВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Одним из основных вопросов, связанных с совершенствованием условий обучения в общеобразовательных школах нового типа, является гигиеническое обоснование оптимальных планировочных решений учебных помещений. В связи с широким применением технических средств обучения необходимо увеличение размеров классов, кабинетов и лабораторий. Размеры и конфигурация учебных помещений должны обеспечивать благоприятные условия зрительного восприятия. Одним из условий видимости на классной доске является зависимость от угла, под которым рассматриваются тексты.

Исследования, проведенные в лабораторных условиях, позволили установить, что «угол рассматривания» должен быть не менее 30° (Е. К. Глуш-кова). При уменьшении этого угла ниже 30° резко снижается работоспособность и ухудшаются зрительные функции учащихся. Исследования, проведенные в естественных условиях в классах поперечной конфигурации с боковым подсветом (М. А. Шарова и соавт.), показали, что из-за постоянно изменяющихся уровней естественного освещения и блестящей поверхности классной доски дети младшего школьного возраста трудно воспринимают написанное на доске при углах рассматривания, близких к минимально допустимым. Авторы высказали предположение, что для младших школьников минимальный угол рассматривания необходимо увеличить.

Нами были изучены условия видимости на доске в классах квадратной конфигурации. Необходимость проведения данных исследований диктовалась следующими обстоятельствами: ряд педагогов и гигиенистов высказывали справедливые опасения в отношении неблагоприятного воздействия на зрительную работоспособность детей, сидящих за партами первого и четвертого рядов, попадание в поле зрения больших, ярко освещенных поверхностей остекления. Школьники, особенно сидящие за первыми партами этих двух крайних рядов, сидят как бы «против света», что мешает им при списывании с доски. Для оценки условий видимости на доске у учащихся определяли скорость и точность работы, а также устойчивость хроматического зрения. Под наблюдением находилось 60 учащихся 1—4-х классов без отклонений в состоянии здоровья. Скорость и точность работы определяли при помощи таблицы с кольцами Ландольта, которую вывешивали на доске, а школьников размещали по отношению к ней с таким расчетом, чтобы они могли рассматривать текст под разными углами: 30,35, 40, 45, 50, 60 и 90°. Проведено 345 исследований. Перед началом исследования замеряли уровни естественного освещения на рабочем месте испытуемого и на поверхности таблицы с изображением колец. До и после выполнения работы у каждого испытуемого проверяли устойчивость хроматического зрения. Цветное уравнение вешали на доске под углом рассматривания 90°. Исследования проводили ежедневно в одни и те же часы в солнечные дни, когда освещенность на рабочих местах учащихся колебалась от 9000 до 11 000 лк, и в пасмурную погоду при колебаниях освещенности от 850 до 908 лк. Уровни освещения на классной доске были примерно одинаковыми и составляли 850—1040 лк.

Как видно из таблицы, в среднем учащиеся, рассматривающие знаки дозированного задания под углом 30°, выполняют корректурную пробу почти в 1х/2 раза медленнее и менее точно, чем при углах рассматривания в диапазоне 35—60°, когда скорость работы практически не меняется, а точность достаточно высока. Эти показатели наиболее благоприятны, когда ребенок сидит против доски (угол 90°). При оценке работоспособности каждого ребенка в баллах по методике, предложенной С. М. Громбахом и соавт., оказалось, что 70,7 % учащихся, сидящих по отношению к доске под углом 30°, выполняют задание плохо и очень плохо (средний балл 2,5), а средний балл учащихся, читающих текст под углом 35—60°, колеблется от 3,1 до 3,3 (удовлетворительно), при 90°—3,8 (хорошо). Устойчивость хроматического зрения возрастала при увеличении угла рассматривания от 35 до 90°, что свидетельствует об уменьшении утомления глаза. Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что минимально допустимым для учебных помещений начальных классов школ следует считать угол рассматривания в 35°.

В связи с тем что в настоящее время в нашей стране решается вопрос о возможности начала обучения в школе с 6-летнего возраста, вопросы обеспечения оптимальных условий видимости на доске для детей данного возраста приобретают особое значение. Уже теперь в подготовительных группах детских садов по программе, утвержденной Министерством просвещения, проводится по 3 ежедневных занятия (20 мин каждое) и детям приходится работать с доской. Известно, что в этом возрасте формируется рефракция глаза, влияющая на уровень зрительных функций, зрительную работоспо-

Зависимость скорости и точности работы учащихся 1—4-х классов при списывании с доски от угла рассматривания

Угол рассматривания, градусы Количество наблюдений Скорость работы, мин Точность работы (количество ошибок)

30 78 11,35±34 8,6±0,7

35 51 8,29+37 6,7-4-0,8

40 41 9,08-t-32 6,3-+-1,0

45 40 8,08±38 6,3-НО,9

50 46 8,37±36 4,8+0,6

60 45 8,48±50 4,4±0,6

90 46 7,49±25 2,1+0,2

собность (М. А. Шарова, 1961; Е. М. Белостоцкая). В связи с этим нами проведены исследования по гигиенической оценке условий видимости на доске в учебной зоне группового помещения детского сада. Определялись скорость и точность работы с помощью таблицы с кольцами Ландольта, а также устойчивость хроматического зрения с помощью цветового уравнения. Под наблюдением находилось 20 детей без отклонений в состоянии здоровья. Проведено 181 исследование.

Различия методик, которые использовали в детском саду и в школе, заключались в том, что, во-первых, дети в детском саду срисовывали не 100, а 60 колец Ландольта, во-вторых, изучение условий видимости на доске началось с угла 35°, т. е. с минимально допустимого угла для учащихся. Исследования проводили в часы обязательных занятий. Уровни освещенности на рабочих местах детей колебались от 622 до 1390 лк, что, по данным М. А. Шаровой (1973), допустимо для проведения учебных занятий. Уровни освещенности на классной доске были достаточно близкими к вышеназванным и составляли 698—710 лк.

Оказалось, что скорость и точность работы детей при выполнении дозированных заданий находились в прямой зависимости от угла, под которым они срисовывали с доски кольца Ландольта, т. е. от угла рассматривания. Наименьшая скорость работы и наибольшее количество ошибок наблюдались при размещении рабочих мест под углом рассматривания 35—40° по отношению к классной доске, в этом случае дети выполняли задание в среднем за 13 мин 4 с, в то время как под углом рассматривания 45—60е — за 11 мин 14 с — 10 мин 56 с. При этом минимальная скорость работы при угле рассматривания 35 и 40° была одинаковой и составляла 27 мин, а при 45° и выше увеличивалась до 17 мин. Количество ошибок при работе под углом 35—40° было в 1V2—2 раза больше, чем под углом 45° и в 2—4 раза больше, чем под углом 50—60°. Различия в количестве ошибок при работе под углом 35 и 40° недостоверны, а под углом 40 и 45° достоверны. Устойчивость хроматического зрения после выполнения задания возрастала от 13— 14 с при угле 35—40° до 17 с при угле 60°, что свидетельствует об уменьшении утомления органа зрения при увеличении угла рассматривания. При этом устойчивость хроматического зрения после работы ухудшалась при угле 35 и 40° на 4 с, а начиная с угла рассматривания 45° практически не менялась, что свидетельствует об отсутствии утомления зрительного анализатора. Максимальные величины устойчивости хроматического зрения после работы при углах рассматривания 35 и 40° были близкими и составляли 27—24 с, при угле в 45° они возрастали до 35 с, что свидетельствует об уменьшении утомления глаза.

Различия в устойчивости хроматического зрения при угле 35 и 40° в сравнении с оптимальными условиями при угле в 90° достоверны, а начиная с 45° невелики и статистически недостоверны. Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что минимально допустимыми для учебной зоны группового помещения следует считать угол рассматривания в 45°.

Вывод

Полученные величины минимально допустимого угла рассматривания определяют необходимость увеличения расстояния от доски до первых рядов парт в классах или столов для детей младшего возраста в детском саду, а следовательно, размеров учебных помещений и групповых комнат.

ЛИТ Е'Р АТУРА. Белостоцкая Е. М. Близорукость в школьном возрасте как гигиеническая проблема. Дис. докт. М., 1963.— Глушкова Е. К.— Гиг. и сан., 1961, № 12, с. 34.— Громбах С. М., Сапожникова Р. Г., Глушкова Е. К. и др.— В кн.: Гигиена детей и подростков. Под ред. Г. Н. Сер-дкжовской, С. М. Громбаха. М., 1970, вып. 2, с. 111 —142.— Шарова М. А.— В кн.: Научная конф. по проблеме «Охрана здоровья детей и подростков». Материалы. Киев, 1961, с. 83—85.— Шарова М. А., Никольская М. П.. Коре-

невская Е. И. и др.— Гиг. и сан., 1965, № 2, с. 41.— Шарова М. А. Гигиенические основы естественного освещения учебных помещений школьных зданий. Дис. докт. М., 1973.

Поступила 6/VII 1978 г.

HYGIENIC SUBSTANTIATION OF THE ANGLE OF LOOKING FOR YOUNG SCHOOL AGE AND PRESCHOOL AGE CHILDREN

B. Z. Voronova \

The minimal permissible angle of looking for younger school age children should amount to 35° and that for children aged 6 years must be 45°. The determined values of the minimal permissible angle of looking point to the necessity of increasing the distance from the board to the first row of desks or tables for young school age children and, consequently, the size of the class-room.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 613.95:378.661.3/.*

В. Н. Кардсииенко

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» предусмотрено проведение в жизнь комплексной программы мер по дальнейшему улучшению охраны здоровья народа.

В современных условиях научно-технического и социального прогресса возникает сложная задача установления новых отношений человека с окружающей средой и преобразования среды в соответствии с потребностями здорового образа жизни людей. Важное место в этой проблеме отводится гигиенической науке и санитарной практике, в частности гигиене детей и подростков, ибо установления оптимальных отношений организма со средой следует добиваться на ранних этапах развития человека — в период его роста, развития и совершенствования.

Особое значение приобретает качество подготовки врача-гигиениста, способного на высоком научном уровне решать современные вопросы практического здравоохранения. Возникает необходимость настоятельного сочетания фундаментальной, общенаучной и практической подготовки будущего специалиста.

Новый учебный план санитарно-гигиенического факультета обеспечивает общебиологическую, клиническую и гигиеническую подготовку врача с учетом специализации гигиенической науки и санитарной практики, предусмотрена субординатура по основным гигиеническим дисциплинам и эпидемиологии.

Преподавание гигиены детей и подростков по новому учебному плану началось по утвержденной Главным управлением учебных заведений СССР в 1976 г. программе, в которой отражены теоретические исследования в области гигиены детей и подростков и новые гигиенические нормативы, регламентирующие факторы внешней среды. Так, в программе подчеркивается,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.