Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕРОВ КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕРОВ КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A new methodological approach, i.e., substantiation of an angle of visibility of a blackboard, has been used while studying some layout indices of classrooms for 6-year children. Proceeding from the hygienic and physiologic studies it is demonstrated that the best conditions of viewing the blackboard are achieved under the angle of visibility of 45° and the distance from the most remote desk of 7.6 m. Under the above conditions the length of the classroom should be 9 m, its width — 6 m and the general area:— 54 m². Taking account of the angle of visibility and remoteness of the last desk it is emphasized that a classroom for 6-year children should be equipped only by 26 single desks or tables with chairs. Therefore design strength of the first grade must be 26 pupils.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕРОВ КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

М. А. Шарова, В. В. Стан, Т. В. Шумкова, Е. В. Бородина

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕРОВ КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Задачей настоящей работы являлось гигиеническое обоснование размеров классных помещений и расстановки учебного оборудования для обучения 6-летних детей в условиях общеобразовательной школы (фрагмент совместной работы с учеными ЧССР). Для решения поставленной задачи по гигиеническому изучению отдельных планировочных показателей классных помещений для б-летних детей нами был применен новый методический прием — обоснование угла видимости

классной доски К

По данным Б. 3. Вороновой2, минимально допустимым значением угла видимости для учебной зоны группового помещения детского сада является 45°. В связи с этим для условий классов общеобразовательной школы в качестве исследуемых параметров углов рассматривания нами были выбраны 40 и 45°, которые сравнивали с оптимальными условиями при угле 90°. Изучаемые варианты углов видимости создавали различным размещением парт по отношению к классной доске.

Работа проводилась в натурных условиях классного помещения школы, где под наблюдением находилось 20 практически здоровых детей 6-летнего возраста, имеющих нормальную остроту зрения.

У детей, воспринимающих зрительную информацию с классной доски при различных углах видимости, исследовали различные показатели абсолютной аккомодации и зрительной работоспособности.

В качестве зрительной нагрузки применяли значковые таблицы размером 50X60 см, состоящие из определенного количества клеточек, в которых были изображены различные фигурные знаки. Задание заключалось в том, чтобы дети перенесли некоторое количество знаков большой таблицы, расположенной на доске, на аналогичную таблицу уменьшенных размеров, находящуюся на рабочей поверхности парты, за дозированный промежуток времени (2 мин). Тест с дозированной нагрузкой проводили до уроков, и в конце учебного дня после нее выполняли физиологические исследования.

Результаты исследования абсолютной аккомодации глаза у учащихся 6-летнего возраста при

различных вариантах углов видимости представлены в табл. 1.

Из табл. 1 следует, что при углах видимости 90 и 65° значения рефракции по положению ближайшей точки ясного видения 11,95±0,24 и 11,95=ь0,17 дптр и величина объема аккомодации 12,03±0,28 и 11,90=Ь0,15 дптр являются наиболее высокими по сравнению с двумя другими вариантами исследуемых углов видимости. При этом коэффициент утомляемости (КУ) равен — 2,2 и —2,4 °/о, т. е. при углах видимости 90 и 65° степень утомляемости аппарата аккомодации глаза отсутствует. Однако в условиях классного помещения не представляется возможным обеспечить размещение учебного оборудования, при котором все или большинство учащихся воспринимали бы объекты видения с доски при данных углах видимости. Большая часть. учащихся воспринимает зрительную информацию с классной доски под углом 40 и 45°.

Значение рефракции по положению ближайшей точки ясного видения при угле видимости 45° (11,22±0,27 дптр) больше, чем при угле видимости 40° (11,07:4:0,29 дптр). При этом КУ при угле видимости 45° имеет положительное значение и равен +0,8%, а при 40° +2,9 %, т. е. степень утомляемости аппарата аккомодации при угле видимости 40° в несколько раз выше, чем при

Таблица 1

Показатели абсолютной аккомодации у учащихся 6-летнего возраста в зависимости от различных углов видимости

Показатели абсолютной акко

модацни

Объем акко модацни

ближайшая точка ясного видения, дптр

дальнейшая точ ка ясного виде ння, дптр

М^щ

11,07±0,29 1,06 2,38 14

11,22±0,27 0,91 2,03 12

11,95=1=0,17 0,57

—0,09=1=0,08 0,28 0,08 14

+0,12±0,26 0,87 0,71 12

+0,054=0,09 0,32 1,0 12

—0,08=ь0,10 0,40 16

11,16=ь0,26 0,26 1,73 14

11,104=0,36 1,22 2,12 12

11,90={=0,15 0,50 0,41 12

12,03=>=0,28 1,1 16

12

11 ,95ч-0,24 0,92 16

1 Угол видимости — это угол, который образуется линией взора ученика, сидящего за партой, по отношению к краю классной доски.

2 Гиг. и сан. — 1979. — № 4. — С. 26—29.

Таблица 2

Показатели работоспособности детей 6-летнего возраста при

различных углах видимости

Самое низкое значение КП, равное 2,26, имеет место при угле видимости 40°.

Таким образом, проведенные гигиенические исследования позволили выявить благоприятную динамику зрительной работоспособности у учащихся 6-летнего возраста при углах видимости не менее 45°. Следовательно, угол видимости с классной доски, равный 45°, можно считать допустимым для детей 6-летнего возраста.

Указанный угол рассматривания возможно обеспечить при размещении первых крайних парт или столов на расстоянии не менее 2,5 м от классной доски. В связи с этим представлялось совершенно необходимым изучить на втором этапе работы удаленность последнего ученического места от классной доски.

С этой целью при оптимальных углах видимости с классной доски 65 и 90° были выбраны Зва-^ рианта расстояний — 2,5, 7,6 и 8,6 м. Эти вари-г^ анты удаленности ученического места по длине классного помещения были обоснованы тем, что 2,5 м — это расстояние от классной доски до первых парт, при котором обеспечивается установленный угол видимости, равный 45°; 7,6 м — это расстояние 7-й парты и 8,6 м — 8-й парты.

Исследования абсолютной аккомодации у детей 6 лет при разной удаленности ученического места от классной доски показало, что при углах видимости 65 и 90° объем абсолютной аккомодации наибольший (11,904=0,15 и 12,034= ±0,28 дптр) при расстоянии 2,5 м, а при расстоянии 8,6 м этот показатель имеет наименьшее значение (соответственно 11,054=0,37 и 11,354= ±0,43 дптр). Особенно показательна величина КУ. Так, при угле видимости с доски 90° и рас-

Т а б ли ц а 3

Показатели работоспособности у детей 6-летнего возраста при различной удаленности рабочего места от класснойла

доски Щ

Число просмотрены ых знаков

Количество ошибок

4,73±0,44

1,69 16

5,00±0,41

1,36 12

5,54±0,47 1,63 13

5,70+0,44

1,52 13

0,46±0,90 0,68 16

0,65+0,24 0,80 12

0,57+0,20 0,75 13

0;44±0,19 0,66 13

М-ьт

п

М-ьт

М-+-т

Данные по изучению функционального состояния аппарата аккомодации глаза у учащихся при различных углах видимости подтверждаются показателями зрительной работоспособности (табл. 2).

Как видно из табл. 2, показатели работоспособности у учащихся 6-летнего возраста по числу просмотренных знаков были наилучшими при угле видимости 90° и составляли 60,7 знака. Наименьшее число просмотренных знаков было отмечено при угле рассматривания 40° — 46,9 знака (¿=2,0). Близкие данные получены при углах видимости 45° (55,3 знака) и 65° (59,8 знака). Аналогичная закономерность отмечена по коэффициенту продуктивности (КП). Так, при угле видимости 40° КП]равен 4,73, а при углах видимости 45, 65 и 90° — соответственно 5,00, 5,54 и 5,70.

Интересные данные были получены при оценке коэффициента преобладания хороших и отличных работ над неудовлетворительными и плохими (рис. 1). Как следует из рис. 1, наблюдается постепенное снижение коэффициента преобладания в зависимости от изучаемых углов видимости.

Статистичес кий показа тель

Число просмотренных знаков

М+т

М+т

М±т

Рис. 1. Показатели зрительной работоспособности у детей б-летнего возраста в зависимости от угла видимости с

доски.

По оси абсцисс — изучаемые варианты углов видимости с доски, град; по оси ординат — коэффициент преобладания отличных и хороших работ над неудовлетворительными и плохими, отн. сд.

М-\-т

%

Ь

/

44-

m

2

I

II III IV

» 4

¡70 ¡60^0^60^0)60 tS0t60,70 \ 65

Ff

Рис. 2. Схема расстановки учебного оборудования в класс ном помещении для обучения 6-летних детей.

1 — доска; 2 — стол учителя 3 — одноместная парта; . 4 — шкаф,

/, 11, 111, IV — ряды парт.

стоянии 2,5 и 7,6 м утомляемость аккомодационного аппарата глаза отсутствует, т. е. при этом КУ имеет отрицательное значение и равен соответственно —2,2 и —0,8 %. Однако при расстоянии 8,6 м КУ имеет положительное значение и составляет +5,6 % , что указывает на значительное утомление учащихся, особенно к концу учебного дня. Определенная закономерность наблюдается и при угле видимости 65°. Несмотря на то что при удаленности ученика на расстояние 7,6 м КУ имеет положительное значение, однако его величина значительно меньше (+2,5 %) по сравнению с данными при удаленности на 8,6 м (+3,9%).

Данные об абсолютной аккомодации у учащихся 6-летнего возраста при различных расстояниях ученического места от классной доски подтверждаются показателями зрительной работоспособности (табл. 3). Так, число просмотренйых знаков при угле видимости 65° снижается по мере удаления от классной доски: на расстоянии

2.5 м — 59,8 знака, 7,6 м — 57,9 знака и 8,6 м 48,2 знака. Аналогичная закономерность показателей работоспособности наблюдается при угле 90°.

Таким образом, результаты исследуемых физиологических функций у детей 6-летнего возраста указывают на то, что при удаленности последнего ученического места от классной доски далее

7.6 м показатели зрительной работоспособности значительно ухудшаются. Поэтому расстояние 7,6 м от классной доски до последней парты по

длине классного помещения следует считать предельной величиной.

В настоящее время, согласно ВСН «Общеобразовательные школы и школы-интернаты» (50— 86), принята расчетная наполняемость для 1-х классов (6-летние дети) 30 человек.

Исходя из этого, в классном помещении должно быть 30 одноместных парт или аналогичных столов со стульями. Однако при расстановке необходимого оборудования в 4 продольных ряда по 7 парт в каждом ряду в классном помещении можно поставить только 28 парт или столов, а оставшиеся 2 парты можно расположить либо в непосредственной близости к классной доске, либо в самом удаленном конце помещения, что противоречит научно обоснованным гигиеническим требованиям. Расчетные данные размещения учебного оборудования в классном помещении для 6-летних детей показывают, что одноместные парты или столы со стульями можно расставлять по длине, начиная с расстояния 1,6 м от классной доски; без 2 крайних парт, что обеспечивает угол видимости 45°. Последнее ученическое место, как показали исследования, должно быть расположено не далее 7,6 м.

Следовательно, для создания наилучших условий видения объектов с классной доски (угол видения не менее 45°) и правильной посадки учащихся по удаленности последнего ученического-места не более 7,6 м классное помещение для 1-го класса должно быть оборудовано только 26 одноместными партами или столами со стульями (рис. 2). При этом длина классного помещения должна быть не менее 9 м с учетом следующих расчетов: расстояние от классной доски до первых средних парт 1,6 м; общая длина при размещении 7 парт 6 м; расстояние от задних парт до шкафов, стоящих вдоль задней стены, 0,8 м; ширина шкафов 0,65 м. Ширина классного помещения должна быть не менее 6 м, что обусловлено следующими составляющими: общая ширина размещения парт в 4 ряда 2,4 м; 3 прохода между рядами по-1,5 м; 2 расстояния от продольных стен до крайних парт 1,4 м; ширина шкафов 0,65 м.

Таким образом, общая площадь классного помещения для 6-летних детей в условиях общеобразовательной . школы должна быть не менее 54 м2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила 21.12.87"

Summary. A new methodological approach, i. е., substantiation of an angle of visibility of a blackboard, has been used while studying some layout indices of classrooms for 6-year children. Proceeding from the hygienic and physiologic studies it is demonstrated that the best conditions of viewing the blackboard are achieved under the angle of visibility of 45° and the distance from the most remote desk of 7.6 m. Under the above conditions the length of the classroom should be 9 m, its width — 6 m and the general area — 54 m2. Taking account of the angle of visibility and remoteness of the last desk it is emphasized that a classroom for 6-year children should be equiped only by 26 single desks or tables with chairs. Therefore design strength of the first grade must be 26 pupils.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.