М. А. Шарова, В. В. Стан, Т. В. Шумкова, Е. В. Бородина
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕРОВ КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва
Задачей настоящей работы являлось гигиеническое обоснование размеров классных помещений и расстановки учебного оборудования для обучения 6-летних детей в условиях общеобразовательной школы (фрагмент совместной работы с учеными ЧССР). Для решения поставленной задачи по гигиеническому изучению отдельных планировочных показателей классных помещений для б-летних детей нами был применен новый методический прием — обоснование угла видимости
классной доски К
По данным Б. 3. Вороновой2, минимально допустимым значением угла видимости для учебной зоны группового помещения детского сада является 45°. В связи с этим для условий классов общеобразовательной школы в качестве исследуемых параметров углов рассматривания нами были выбраны 40 и 45°, которые сравнивали с оптимальными условиями при угле 90°. Изучаемые варианты углов видимости создавали различным размещением парт по отношению к классной доске.
Работа проводилась в натурных условиях классного помещения школы, где под наблюдением находилось 20 практически здоровых детей 6-летнего возраста, имеющих нормальную остроту зрения.
У детей, воспринимающих зрительную информацию с классной доски при различных углах видимости, исследовали различные показатели абсолютной аккомодации и зрительной работоспособности.
В качестве зрительной нагрузки применяли значковые таблицы размером 50X60 см, состоящие из определенного количества клеточек, в которых были изображены различные фигурные знаки. Задание заключалось в том, чтобы дети перенесли некоторое количество знаков большой таблицы, расположенной на доске, на аналогичную таблицу уменьшенных размеров, находящуюся на рабочей поверхности парты, за дозированный промежуток времени (2 мин). Тест с дозированной нагрузкой проводили до уроков, и в конце учебного дня после нее выполняли физиологические исследования.
Результаты исследования абсолютной аккомодации глаза у учащихся 6-летнего возраста при
различных вариантах углов видимости представлены в табл. 1.
Из табл. 1 следует, что при углах видимости 90 и 65° значения рефракции по положению ближайшей точки ясного видения 11,95±0,24 и 11,95=ь0,17 дптр и величина объема аккомодации 12,03±0,28 и 11,90=Ь0,15 дптр являются наиболее высокими по сравнению с двумя другими вариантами исследуемых углов видимости. При этом коэффициент утомляемости (КУ) равен — 2,2 и —2,4 °/о, т. е. при углах видимости 90 и 65° степень утомляемости аппарата аккомодации глаза отсутствует. Однако в условиях классного помещения не представляется возможным обеспечить размещение учебного оборудования, при котором все или большинство учащихся воспринимали бы объекты видения с доски при данных углах видимости. Большая часть. учащихся воспринимает зрительную информацию с классной доски под углом 40 и 45°.
Значение рефракции по положению ближайшей точки ясного видения при угле видимости 45° (11,22±0,27 дптр) больше, чем при угле видимости 40° (11,07:4:0,29 дптр). При этом КУ при угле видимости 45° имеет положительное значение и равен +0,8%, а при 40° +2,9 %, т. е. степень утомляемости аппарата аккомодации при угле видимости 40° в несколько раз выше, чем при
Таблица 1
Показатели абсолютной аккомодации у учащихся 6-летнего возраста в зависимости от различных углов видимости
Показатели абсолютной акко
модацни
Объем акко модацни
ближайшая точка ясного видения, дптр
дальнейшая точ ка ясного виде ння, дптр
М^щ
11,07±0,29 1,06 2,38 14
11,22±0,27 0,91 2,03 12
11,95=1=0,17 0,57
—0,09=1=0,08 0,28 0,08 14
+0,12±0,26 0,87 0,71 12
+0,054=0,09 0,32 1,0 12
—0,08=ь0,10 0,40 16
11,16=ь0,26 0,26 1,73 14
11,104=0,36 1,22 2,12 12
11,90={=0,15 0,50 0,41 12
12,03=>=0,28 1,1 16
12
11 ,95ч-0,24 0,92 16
1 Угол видимости — это угол, который образуется линией взора ученика, сидящего за партой, по отношению к краю классной доски.
2 Гиг. и сан. — 1979. — № 4. — С. 26—29.
Таблица 2
Показатели работоспособности детей 6-летнего возраста при
различных углах видимости
Самое низкое значение КП, равное 2,26, имеет место при угле видимости 40°.
Таким образом, проведенные гигиенические исследования позволили выявить благоприятную динамику зрительной работоспособности у учащихся 6-летнего возраста при углах видимости не менее 45°. Следовательно, угол видимости с классной доски, равный 45°, можно считать допустимым для детей 6-летнего возраста.
Указанный угол рассматривания возможно обеспечить при размещении первых крайних парт или столов на расстоянии не менее 2,5 м от классной доски. В связи с этим представлялось совершенно необходимым изучить на втором этапе работы удаленность последнего ученического места от классной доски.
С этой целью при оптимальных углах видимости с классной доски 65 и 90° были выбраны Зва-^ рианта расстояний — 2,5, 7,6 и 8,6 м. Эти вари-г^ анты удаленности ученического места по длине классного помещения были обоснованы тем, что 2,5 м — это расстояние от классной доски до первых парт, при котором обеспечивается установленный угол видимости, равный 45°; 7,6 м — это расстояние 7-й парты и 8,6 м — 8-й парты.
Исследования абсолютной аккомодации у детей 6 лет при разной удаленности ученического места от классной доски показало, что при углах видимости 65 и 90° объем абсолютной аккомодации наибольший (11,904=0,15 и 12,034= ±0,28 дптр) при расстоянии 2,5 м, а при расстоянии 8,6 м этот показатель имеет наименьшее значение (соответственно 11,054=0,37 и 11,354= ±0,43 дптр). Особенно показательна величина КУ. Так, при угле видимости с доски 90° и рас-
Т а б ли ц а 3
Показатели работоспособности у детей 6-летнего возраста при различной удаленности рабочего места от класснойла
доски Щ
Число просмотрены ых знаков
Количество ошибок
4,73±0,44
1,69 16
5,00±0,41
1,36 12
5,54±0,47 1,63 13
5,70+0,44
1,52 13
0,46±0,90 0,68 16
0,65+0,24 0,80 12
0,57+0,20 0,75 13
0;44±0,19 0,66 13
М-ьт
п
М-ьт
М-+-т
Данные по изучению функционального состояния аппарата аккомодации глаза у учащихся при различных углах видимости подтверждаются показателями зрительной работоспособности (табл. 2).
Как видно из табл. 2, показатели работоспособности у учащихся 6-летнего возраста по числу просмотренных знаков были наилучшими при угле видимости 90° и составляли 60,7 знака. Наименьшее число просмотренных знаков было отмечено при угле рассматривания 40° — 46,9 знака (¿=2,0). Близкие данные получены при углах видимости 45° (55,3 знака) и 65° (59,8 знака). Аналогичная закономерность отмечена по коэффициенту продуктивности (КП). Так, при угле видимости 40° КП]равен 4,73, а при углах видимости 45, 65 и 90° — соответственно 5,00, 5,54 и 5,70.
Интересные данные были получены при оценке коэффициента преобладания хороших и отличных работ над неудовлетворительными и плохими (рис. 1). Как следует из рис. 1, наблюдается постепенное снижение коэффициента преобладания в зависимости от изучаемых углов видимости.
Статистичес кий показа тель
Число просмотренных знаков
М+т
М+т
М±т
Рис. 1. Показатели зрительной работоспособности у детей б-летнего возраста в зависимости от угла видимости с
доски.
По оси абсцисс — изучаемые варианты углов видимости с доски, град; по оси ординат — коэффициент преобладания отличных и хороших работ над неудовлетворительными и плохими, отн. сд.
М-\-т
%
Ь
/
44-
m
2
I
II III IV
» 4
¡70 ¡60^0^60^0)60 tS0t60,70 \ 65
Ff
Рис. 2. Схема расстановки учебного оборудования в класс ном помещении для обучения 6-летних детей.
1 — доска; 2 — стол учителя 3 — одноместная парта; . 4 — шкаф,
/, 11, 111, IV — ряды парт.
стоянии 2,5 и 7,6 м утомляемость аккомодационного аппарата глаза отсутствует, т. е. при этом КУ имеет отрицательное значение и равен соответственно —2,2 и —0,8 %. Однако при расстоянии 8,6 м КУ имеет положительное значение и составляет +5,6 % , что указывает на значительное утомление учащихся, особенно к концу учебного дня. Определенная закономерность наблюдается и при угле видимости 65°. Несмотря на то что при удаленности ученика на расстояние 7,6 м КУ имеет положительное значение, однако его величина значительно меньше (+2,5 %) по сравнению с данными при удаленности на 8,6 м (+3,9%).
Данные об абсолютной аккомодации у учащихся 6-летнего возраста при различных расстояниях ученического места от классной доски подтверждаются показателями зрительной работоспособности (табл. 3). Так, число просмотренйых знаков при угле видимости 65° снижается по мере удаления от классной доски: на расстоянии
2.5 м — 59,8 знака, 7,6 м — 57,9 знака и 8,6 м 48,2 знака. Аналогичная закономерность показателей работоспособности наблюдается при угле 90°.
Таким образом, результаты исследуемых физиологических функций у детей 6-летнего возраста указывают на то, что при удаленности последнего ученического места от классной доски далее
7.6 м показатели зрительной работоспособности значительно ухудшаются. Поэтому расстояние 7,6 м от классной доски до последней парты по
длине классного помещения следует считать предельной величиной.
В настоящее время, согласно ВСН «Общеобразовательные школы и школы-интернаты» (50— 86), принята расчетная наполняемость для 1-х классов (6-летние дети) 30 человек.
Исходя из этого, в классном помещении должно быть 30 одноместных парт или аналогичных столов со стульями. Однако при расстановке необходимого оборудования в 4 продольных ряда по 7 парт в каждом ряду в классном помещении можно поставить только 28 парт или столов, а оставшиеся 2 парты можно расположить либо в непосредственной близости к классной доске, либо в самом удаленном конце помещения, что противоречит научно обоснованным гигиеническим требованиям. Расчетные данные размещения учебного оборудования в классном помещении для 6-летних детей показывают, что одноместные парты или столы со стульями можно расставлять по длине, начиная с расстояния 1,6 м от классной доски; без 2 крайних парт, что обеспечивает угол видимости 45°. Последнее ученическое место, как показали исследования, должно быть расположено не далее 7,6 м.
Следовательно, для создания наилучших условий видения объектов с классной доски (угол видения не менее 45°) и правильной посадки учащихся по удаленности последнего ученического-места не более 7,6 м классное помещение для 1-го класса должно быть оборудовано только 26 одноместными партами или столами со стульями (рис. 2). При этом длина классного помещения должна быть не менее 9 м с учетом следующих расчетов: расстояние от классной доски до первых средних парт 1,6 м; общая длина при размещении 7 парт 6 м; расстояние от задних парт до шкафов, стоящих вдоль задней стены, 0,8 м; ширина шкафов 0,65 м. Ширина классного помещения должна быть не менее 6 м, что обусловлено следующими составляющими: общая ширина размещения парт в 4 ряда 2,4 м; 3 прохода между рядами по-1,5 м; 2 расстояния от продольных стен до крайних парт 1,4 м; ширина шкафов 0,65 м.
Таким образом, общая площадь классного помещения для 6-летних детей в условиях общеобразовательной . школы должна быть не менее 54 м2.
Поступила 21.12.87"
Summary. A new methodological approach, i. е., substantiation of an angle of visibility of a blackboard, has been used while studying some layout indices of classrooms for 6-year children. Proceeding from the hygienic and physiologic studies it is demonstrated that the best conditions of viewing the blackboard are achieved under the angle of visibility of 45° and the distance from the most remote desk of 7.6 m. Under the above conditions the length of the classroom should be 9 m, its width — 6 m and the general area — 54 m2. Taking account of the angle of visibility and remoteness of the last desk it is emphasized that a classroom for 6-year children should be equiped only by 26 single desks or tables with chairs. Therefore design strength of the first grade must be 26 pupils.