Результаты определения концентраций 905г и 54Мп различными методами
Радионуклид Внссеииос количество радионуклида, кБк Рекомендуемый метод Предлагаемый метод
определенное количество радионуклида, кБк число анализов определенное количество радионуклида, кБк ч нсло анализов
а05г 0,44±0.04 0,36±0,08 12 0,40±0,07 12
"МП (процент извлечения 82±18) (процент извлечения 90±16)
0,23±0,02 0,20+0,02 12 0,19±0,02 12
(процент извлечения 87+9) (процент извлечения 83±9)
После пропускания через аквадистиллятор всего объема пробы воды концентрат сливают через сливной кран в выпарительную чашку и выпаривают до сухого остатка. Последний подвергают радиохимическому анализу или определяют его у-сйектр с помощью радиометрической аппаратуры.
Предлагаемый метод концентрирования радионуклидов в пробах воды позволяет в 3 раза увеличить число проб воды, подготовленных для у-спектрометрии и радиохимического анализа, автоматизировать процесс выпаривания проб воды, высвободить рабочие площади в вытяжных шкафах лаборатории. Наконец, этот ^ метод значительно уменьшает потребление электроэнергии в учреждении, так как одновременно с выпариванием пробы воды получают дистиллированную воду, необходимую в рабо-
те. Так, только по одной радиологической лаборатории областной санэпидстанции при выполнении обычного годового плана радиологических исследований проб воды экономится в год свыше 50 тыс. кВт/ч электроэнергии. Предлагаемый метод не приводит к существенному различию конечных результатов определения концентраций радионуклидов по сравнению со стандартной методикой (см. таблицу).
Литература
1. Инструкция по эксплуатации аквадистиллятора ДЭ-4.— Л., 1981. —С. 3-8.
2. Методические рекомендации по санитарному контролю за содержанием радиоактивных веществ в объектах внешней среды, —М., 1980, —С. 88—89.
Поступила 06.03.86
Краткие сообщения
УДК 614.777:546.226
Ю. Б. Баранов, А. А. Королев, Г. В. Величко
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ЦВЕТНЫХ ПРОЯВЛЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ
I ММИ им. И. М. Сеченова
Целью настоящей работы явилось обоснование гигиенических нормативов в водной среде новых фотореагентов: Ы,Ы-диэтил-п-фенилендиамина сульфата (ЦПВ-1) и №-этил-Ы4-(метан-сульфамидо-2-этил) -метил - 2-п-фенилендиамина сескесульфата (СД-3). Эти соединения широко используются для обработки цветных кинофотоматерналов и фотопленок. ЦПВ-1 и СД-3 представляют собой порошки светло-коричневого цвета, хорошо растворимые в воде.
В исследованиях по изучению влияния соединений на органолентнческие свойства воды установлено, что в концентрациях до 10 мг/л они не влияют на запах, привкус, не обладают способностью к пенообразованию, но придают воде выраженную окраску, интенсивность которой зависит от концентрации и нарастает во времени в течение 1-х суток. Пороговые концентрации по окраске для ЦПВ-1 и Ш СД-3 определены на уровне 0,36 и 0,52 мг/л соответственно.
Оба соединения способны длительное время сохраняться в воде, стойко изменяя ее окраску. Водные растворы этих
соединений в концентрациях до 100 мг/л в течение 20 сут стояния на свету практически не изменялись как по интенсивности, так и по характеру окрашивания. Полученные данные согласуются с данными других авторов [3, 7], проводивших исследования с близкими по структуре соединениями.
Установлено, что в концентрациях до 10 мг/л как СД-3, так и ЦПВ-1 не влияют на динамику биологического потребления кислорода и процессы нитрификации. Данные литературы свидетельствуют о том, что даже в концентрациях до 500 мг/л (исследования выполнены манометрическим методом Варбурга) эти соединения не влияют на процессы самоочищения водоемов [2, 7].
Для определения степени токсичности и кумулятевности ЦПВ-1 и СД-3 проводили острые и подострые опыты на теплокровных животных. Острую токсичность фотореагентов изучали на белых мышах, белых крысах и морских свинках. Вещества вводили в 1 % крахмале. По результа-
Таблица 1 LD50 фотореагентов для теплокровных животных
LD50. мг/кг
Вещество белые белые крысы
мыши морские свинки
ЦПВ-1 318±39 450±36 550
СД-3 220 ±30 457±58 385
там острых опытов рассчитаны величины ЬО50, которые представлены в табл. 1.
Картина острого отравления у всех животных была практически одинакова и характеризовалась возбуждением, сменяющимся резким угнетением, клоническими судорогами и нарушением координации движений. Непосредственно перед гибелью возникали тонические судороги и животные принимали боковое положение. На вскрытии отмечались полнокровие внутренних органов, уплотнение селезенки и печени, отечность легких, кровь приобретала ярко-красный цвет. По результатам острых опытов были рассчитаны индексы кумуляции (для белых крыс) [6], которые для ЦПВ-1 составили 0,23, а для СД-3 —0,187.
Для оценки степени кумулятивности, характера и особенностей токсического действия веществ проведены подост-рыс опыты на крысах-самцах длительностью 2 мес. Изучаемые вещества вводили в дозах, равных Чм и Чт от соответствующих ЬЭбо. Изучение функционального состояния животных включало: определение динамики суммационно-порогового показателя и «норкового рефлекса», массы тела, числа эритроцитов и лейкоцитов, количества гемоглобина в крови, активности пероксидазы, холинэстеразы, аспара-гнновой и алаииновой трансаминаз, альдолазы, содержания сульфгидрильных групп, гистамина и мочевины в крови и сыворотке. У погибших животных определяли коэффициенты массы внутренних органов, активность холинэстеразы и содержание гистамина в печени и селезенке, функциональное состояние сперматозоидов, проводили патоморфологиче-ские исследования.
Анализ результатов выполненных исследований показал, что оба соединения в дозе '/ю вызвали статистически достоверные изменения некоторых показателей периферической крови (содержание гемоглобина, количество лейкоцитов), содержания гистамина, активности аланин- и аспарта-таминотрансфераз, сульфгидрильных групп. Фотореагент ЦПВ-1 в отличие от СД-3 вызывал достоверное изменение содержания мочевины в сыворотке крови, содержания гистамина в печени, количества эритроцитов в крови, активности альдолазы. Доза ЦПВ-1, равная Чт ЬО50, оказывала более выраженное действие, чем аналогичная доза СД-3, особенно на систему крови и ферментативную функцию печени.
Наши данные хорошо согласуются с результатами изучения токсичности и кумулятивности производных п-фени-лендиамина, полученными другими авторами [1, 4, 8].
Таким образом, результаты проведенного подострого опыта свидетельствуют о полиморфизме токсического действия ЦПВ-1 и СД-3. Изученные вещества обладают выраженной кумулятивностыо и умеренной токсичностью и характеризуются действием на систему крови и показатели функции печени. Поскольку наиболее кумулятивным оказался фотореагент ЦПВ-1, то это соединение и было изучено нами в условиях хронического санитарно-токсикологическо-го эксперимента.
Дозы ЦПВ-1 в хроническом опыте составили 0,5, 0,06 и 0,006 мг/кг, что соответствует расчетной максимальной недействующей дозе (МИД), а также на порядок выше и ниже этой величины. Исследования проведены на белых крысах-самцах, получавших перорально в течение 6 мес водные растворы ЦПВ-1 в указанных дозах. В эксперименте изучали влияние соединения на динамику массы тела, показатели ЦНС, количественный состав периферической крови. Иссле-
довали активность следующих ферментов: холинэстеразы, аланин- и аспартатаминотрансфераз, щелочной фосфатазы, альдолазы, а также содержание гистамина, сульфгидрильных групп, мочевины в сыворотке крови.
При интоксикации ЦПВ-1 в дозе, равной 0,6 мг/кг, наблюдались достоверные изменения динамики массы тела, количества эритроцитов, содержания гемоглобина, сульфгидрильных групп, гистамина в крови, активности холинэстеразы, альдолазы в сыворотке крови, количества гистамина в печени. Доза, равная 0,06 мг/кг, вызывали достоверные изменения динамики массы тела, количества эритроцитов в крови, активности холинэстеразы, количества гистамина в печени. Недействующей дозой ЦПВ-1 оказалась 0,006 мг/кг, поскольку она не вызвала статистически достоверных изменений ни одного из изучавшихся показателей.
Учитывая практическое совпадение величин LD50, близость химической структуры и механизма токсического действия ЦГ1В-1 и СД-3, а также одинаковые величины расчетных МНД, мы сочли возможным принять экспериментально установленную величину МНД для ЦПВ-1, равную 0,006 мг/кг (0,12 мг/л), в качестве недействующей дозы и для СД-3.
В опытах на белых крысах-самках, изучено эмбриотоксн-ческое действие ЦГ1В-1 и СД-3 в'; дозе 0,06 мг/кг. Водные растворы веществ в указанной дозе вводили перорально в течение всего периода беременности. По окончании эксперимента животных забивали и оценивали состояние плодов и плаценты общепринятыми методами [5].
Макроскопическими исследованиями не обнаружено каких-либо дефектов плаценты и аномалий развития плодов. Не отмечалось статистически достоверных различий таких показателей, как масса и размер плодов и плаценты у животных всех групп, плодово-плацентарного индекса, общей эмбриональной смертности и выживаемости.
На белых крысах изучено так же возможное мутагенное действие ЦПВ-1 методом индукции доминантных летальных мутаций (ДЛМ). Изучение проводилось согласно общепринятой методике. В опыте использовали дозы ЦПВ-1, равные 0,6 и 0,006 мг/кг. Вещество в указанных дозах в течение 2 мес перорально вводили крысам-самцам. После этого их спаривали с интактными самками, которых на 21-й день беременности забивали. Полученные результаты исследований представлены в табл. 2.
Как следует из приведенных в табл. 2 данных, при воздействии ЦПВ-1 в дозе 0,6 мг/кг отмечается недостоверное снижение внутриутробной выживаемости плодов. По другим показателям дозы ЦПВ-1 0,6 и 0,006 мг/кг не оказывали статистически достоверных изменений.
Таблица 2
Изучение ДЛМ у белых крыс при интоксикации ЦПВ-1, М±т
Доза, мг/кг Контроль
Показатель 0.6 0,006
Число живых пло-
дов 10,9±0,9 11,2±1,25 10,7±0,55
Количество погиб-
ших плодов, %:
доимпланта-
ционная 10,6±4,6 2,37±1,25 4,45±2,41
постимпланта-
ционная 9,88±4,28 11,03±3,12 6,22±2.08
общая эмбрио-
нальная 18,05±6,92 13,0±3,75 10,6=1-2,41
Выживаемость, % 81,8±6,93 86,91±3,76 91,68±2,42
Масса эмбриона, г 4,15+0,25 4,27.±0,15 4,16±0,23
Средняя длина эм-
бриона, см 37,2±0,67 36,81±0,79 38,0Id=0,8
Масса плаценты, г 0,639 ±0,03 0,632±0,006 0,650±0,03
Плодово-плацен-
тарный индекс 0,155 0,149 0,156
Поскольку ЦПВ-1 и СД-3 являются производными п-фе-нилендиамина, обладающего выраженными сенсибилизирующими свойствами, нами было поставлено несколько серий опытов на морских свинках с целью изучения возможного аллергенного действия этих веществ.
В кожу, наружной поверхности уха морской свинки однократно вводили 0,02 мл раствора ЦПВ-1 и СД-3 в дозе 0,5 мг/кг. На 10-е сутки после однократного введения ве-f ществ дополнительно проводили 7 эгшкутанных аппликаций " этими веществами в концентрациях 0,5; 0,05 и 0,005 мг/л. Всего использовали 7 групп животных, по 6 животных в каждой. Через день после последней аппликации у животных брали кровь и определяли уровень гистамина, процент лизиса эритроцитов и лейкоцитов. Результаты проведенных исследований показали, что при накожном и внутрикожном действии ЦПВ-1 и СД-3 сенсибилизирующим свойством не обладают.
Помимо этого, мы изучали возможное аллергенное действие ЦПВ-1 в условиях хронического 6-месячного опыта. Степень сенсибилизации организма оценивали по результатам реакций бляшкообразования Ерне, специфической агломерации и лизиса лейкоцитов, уровню гистамина в крови. Установлено, что при длительном введении в организм только доза ЦПВ-1, равная 0,6 мг/кг (12 мг/л), оказывала слабое сенсибилизирующее действие, выражавшееся в увеличении процента лизиса лейкоцитов и количества бляш-кообразующих антител.
Сравнение полученных пороговых концентраций по орга-
УДК 615.285.42.099+614.777:615.285.42.099
É
Новый комбинированный хлорорганический акарицид митран используется в сельском хозяйстве в качестве эффективного средства для борьбы с различными видами паутинных клещей. Рекомендован для применения на хлопчатнике, цитрусовых, виноградной лозе, яблонях.
Митран выпускается в виде 50 % смачивающегося порошка. Состоит из двух активных ингредиентов: п-хлорфе-ннл-п-хлорбензол-сулфоната (ХФХБС) и 1,1-бис(п-хлорфе-ннл)-этанола (БХФЭ).
Первое соединение представляет собой белые кристаллы с температурой плавления 86,5 °С, нерастворимое в воде, •I растворимое в ацетоне, бензоле, нестабильное к действию сильных щелочен. Второе соединение — бесцветные кристаллы с температурой плавления 69,5—70 °С, нерастворимое в воде, но растворимое в большинстве органических растворителей, устойчивое к действию щелочей, но разрушается сильными кислотами.
Целью настоящей работы явилось токсиколого-гигиени-ческое обоснование допустимой суточной дозы (ДСД) мит-рана для человека и гигиеническое нормирование в воде водоемов и продуктах питания.
В токсикологическом эксперименте изучалось влияние митрана на организм лабораторных животных в остром, иодостром и хроническом опытах. В результате эксперимента установлено, что Ь05о для крыс-самцов составляет 5,2+1,3 г/кг, для крыс-самок — 4,6+1,5 г/кг, для мышей-самцов — 2,5+0,67 г/кг, самок — 2,0+0,9 г/кг.
Подобно другим хлорорганическим пестицидам, митран п больших дозах оказывает нейротропное действие. У животных, которым была введена наибольшая доза митрана щ (8 и 4 г/кг для крыс и мышей соответственно), отмечались симптомы острого отравления, свидетельствующие о действии препарата на различные отделы центральной и вегетативной нервной системы (нарушение ритма и частоты дыха-
нолептическому, общесанитарному, санитарно-токсикологи-ческому признакам вредности изученных веществ позволило рекомендовать в качестве ПДК ЦПВ-1 и СД-3 0,1 мг/л. Лимитирующий признак вредности — санитарно-токсиколо-гический.
Литература
1. Василенко N. М., Звездой В. И. // Фармакол. и токси-кол. — 1972, — № 1, — С. 108—110.
2. Величко Г. В., Денисова II. Е„ Макареня A. A./J Техника кино и телевидение.— 1979. — № 1. — С. 23—28.
3. Жаков 10. А. // Санитарная охрана водоемов от загрязнения промышленными сточными водами. — М., 1960.— Вып. 4. — С. 230—247.
4. Иличкина А. Г., Кириченко В. В., ,Бать Н. И. // Гиг. и сан.— 1974, —№ 9. —С. 100—101.
5. Саноцкий И. В., Фоменко В. Н. Отдаленные последствия влияния химических соединений на организм. — М., 197Э _С 96_125
6. Штабский Б. М. //Гиг. и сан. — 1973. — № 8, —С. 24— 27.
7. Environmental Effect of Photographic Chemicals. — New York, 1974, —Vol. 1—2.
8. Imada K.Jshihara Y„ Nishio O.//Toxicol. Lett. — 1983.— Vol. 16. —P. 259—269.
Поступила 05.02.86
ния, гиперсаливация, тремор головы, нарушение координации движений, малая подвижность). Гибель животных наступала в первые 3 дня опыта.
Кумулятивные свойства митрана изучались в условиях подострого опыта на белых крысах и мышах обоего пола, получавших препарат в течение 2 мес в дозе, равной Vio LD-50. За время эксперимента гибели животных и признаков отравления не было (КкУм>5). Подопытные животные по поведению и внешнему виду не отличались от контрольных. Состояние организма крыс оценивали по изменению ряда показателей: динамики массы тела, содержания гемоглобина, числа эритроцитов, лейкоцитов, ретикулоцитов, сумма-ционно-порогового показателя (СПП), скорости распространения нервного импульса по хвостовому нерву, диуреза, количества белка, хлоридов, аскорбиновой кислоты в моче, содержания мочевины в моче и сыворотке крови, активности холннэстеразы в плазме крови, эритроцитах, печени, мозге, количества белка, активности щелочной фосфатазы, аланин- и аспартатаминотрансферазы (АЛТ, ACT) в сыворотке крови. Изучалось влияние митрана на активность мо-нооксигеназной гидроксилирующей системы (МОГС) печени по деметилированию амидопирина, гидроксилированию анилина, изменению количества цитохрома Р-450 методом электронного парамагнитного резонанса в условиях низкотемпературной стабилизации жидким азотом, переписное окисление липидов (ПОЛ) по малоновому диальдегиду.
В течение эксперимента различий в массе тела подопытных и контрольных животных не отмечалось. При исследовании морфологического состава периферической крови белых крыс выявлены только некоторые отклонения со стороны содержания лейкоцитов. Оно было повышено у крыс-самок, начиная со 2-й недели затравки (в опыте 18,76+ 1,47 г/л, в контроле 14,68=Ь1,04 г/л), и снижено в конце 1-го месяца (в опыте 12,57+0,76 г/л, в контроле 16,11±1,03 г/л). Как у самцов, так и у самок опытных групп отмечалось
Т. А. Зейналова
ТОКСИКОЛОГИЯ НОВОГО АКАРИЦИДА МИТРАНА И ЕГО КОМПЛЕКСНОЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ И ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ
ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимеров и пластических масс, Киев