Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ ФУНГИЦИДОВ АНИЛАТА И ВИТАВАКСА'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ ФУНГИЦИДОВ АНИЛАТА И ВИТАВАКСА Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ ФУНГИЦИДОВ АНИЛАТА И ВИТАВАКСА»

ЛИТЕРАТУРА

Карташов П. А., Клемпорскпя Н Н — Лабор. дело, 1971,

№ 7. с. 426—428 К.импарская //. //., гиена Н. 13. — Бюлл. экснер. биол., 1961, № 5, с. 77-81.

Клемпарская Н. Н. 21.

Аутоантитела облученного организма. • П. Н. Клемпарской. М., 1972.

' Поступила 28/V 1979 г.

ж. микробиол., 1969, № 8, с. 18— Под ред.

УДК 614.7774-628.1911:61Я.ги5.1

Доктор мед. наук Д. К. Врочинский, канд. мед. наук Т. И. Паныиина, В. М. Воронина, доктор мед. наук Г. А. Родионов, канд. мед. наук В. Г. Ларионов, Л. Я■ Воронина

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ

ФУНГИЦИДОВ АНИЛАТА И ВИТАВАКСА 4

Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс Министерства здравоохранения СССР, Киев

В последние годы в качестве протравителей семян предложены фунгициды, производные анилина — анилат и ви-тавакс. Возможность загрязнения пестицидами внешней среды при применении их в сельском хозяйстве обусловливает необходимость установления их гигиенических норм.

С целью нормирования содержания в воде водоемов анилата и витавакса были проведены токсикологические и гигиенические исследования в соответствии с методическими подходами к разработке и научному обоснованию ПДК вредных веществ в воде водоемов, принятыми в нашей стране.

Действие фунгицидов на организм подопытных животных изучали в экспериментах на белых крысах при одно-ькратном и многократном введении.

С учетом химического строения препаратов (производных анилина) в качестве показателей токсического действия определяли суммационно-пороговый показатель, морфологический состав периферической крови, количество гемоглобина и метгемоглобина, активность окислительно-восстановительных ферментов крови каталазы и пероксида-зы. Для выяснения влияния препаратов на функциональное состояние печени изучали уровень общего белка н мочевины в сыворотке крови, пробу Квика — Пытеля, активность ферментов: щелочной фосфатазы, аланин-амино-трансферазы (АЛТ) и аспартат-аминотрансферазы (ACT), холинэстеразы сыворотки крови. О функциональном состоянии почек судили по диурезу, рН мочи и количеству в ней белка, мочевины и хлоридов. В процессе эксперимента следили за поведением животных, потреблением ими пищи, массой тела. По окончании эксперимента определяли относительные коэффициенты массы внутренних органов и проводили патологогистологические исследования.

Анилат — фунгицид отечественного производства, 97 % технический препарат, применяемый для авиационного опрыскивания растений и протравливания семян пшеницы против ржавчины и пыльной головни.

h'n~0

S03HH,NCH.CH,0H

Действующее вещество — моноэтаноламиновая соль сульфаниловой кислоты. Температура плавления 100 °С, хорошо растворим в воде — 60 г в 100 г (Д. М. Кобахидзе и соавт.; А. А. Шамшурин и М. 3. Кример).

Гигиенические исследования, проведенные для обоснования ПДК в воде водоемов, позволили установить, что 'пороговой (запах интенсивностью I балл) по влиянию на органолептические свойства воды была концентрация 2,2± ± 0,1 мг/л, а практический порог (2 балла) — 5,9± 0,3 мг/л запах остро раздражающий. Привкус имел соленый оттенок.

При стоянии водных растворов анилата в теченйе 10 сут интенсивность запахе и привкуса снижалась; нагревание водных растворов до 60 С на интенсивность запаха и привкуса не влияло.

При изучении влияния на I и II фазы минерализации органического вещества воды выявлено стимулирующее действие анилата на санитарный режим водоемов. Установлено, что пороговая концентрация по влиянию на I фазу минерализации органического вещества (ВПК, растворенный кислород) находилась на уровне 10 мг/л, а под-пороговая равнялась 1,0 мг/л. Такими же оказались пороговые и подпороговые концентрации анилата по влиянию на II фазу минерализации (динамика количества аммонийных солей, нитритов, нитратов).

Данные о токсичности анилата для теплокровных животных немногочисленны и свидетельствуют о его низкой токсичности при однократном поступлении. По данным литературы. LD50 для крыс 8770 мг/кг, для мышей 5380мг/кг. Кумулятивные свойства выражены слабо (Г. А. Бело-ножко). По нашим данным, анилат оказался также малотоксичным. Среднесмертельная доза для крыс, установленная по В. Б. Прозоровскому, равна 5300 мг/кг.

Токсичность анилата в хроническом эксперименте изучена при введении в желудочно-кишечный тракт белым крысам препарата в дозах 10,7 мг/кг (1/500 LD50) и 2,65 мг/кг (1/2000 LDS0) в течение 6 мес. Видимых признаков интоксикации у животных в течение эксперимента не отмечено, масса тела не отличалась от таковой животных контрольной группы. Не было изменений количества гемоглобина, метгемоглобина, эритроцитов и лейкоцитов. Некоторые сдвиги обнаружены в гемограмме: при действии анилата в обеих дозах наблюдалось достоверное повышение процента эозинофилов, уменьшение количества нейтрофилов и увеличение процента лимфоцитов. У животных обеих групп отмечены фазовые изменения активности каталазы с нормализацией к концу эксперимента, снижение к концу опыта на 79—69 % активности щелочной фосфатазы. Некоторые сдвиги в ряде изучаемых тестов при действии дозы анилата 10,7 мг/кг (снижение активности АЛТ и ACT на 44—36 %, повышение содержания в крови мочевины на 62 % и др.). Во второй половине опыта сдвиги в основном исчезали.

При латологоморфологическом исследовании установлено, что анилат в дозе 10,7 мг/кг в день через 6 мее вызывал в печени небольшое увеличение числа двуядер-ных клеток паренхимы, появление гепатоцитов с полиплоидными ядрами. В легких иногда отмечалось некоторое утолщение межальвеолярных перегородок, была заметна умеренная гиперплазия перибронхиальных лимфоаденоид-ных узелков. Ткань селезенки, головного мозга, почек, надпочечников умеренно полнокровна. При введении анилата в дозе 2,65 мг/кг в печени и легких лишь у части жв-

вотных отмечены изменения^ аналогичные описанным, однако степень выраженности была менее значительна.

Таким образом, на основании проведенных исследований можно считать, что доза анилата 10,7 мг/кг является пороговой, а 2,65 мг/кг — подпороговой. Это позволяет рекомендовать ПДК анилата для воды водоемов на уровне 2 мг/л.

Витавакс (карбоксин) — 75 % смачивающийся порошок, выпускаемый фирмой «Юнироял» (США), применяется в качестве протравителя семян против пыльной твердой головни пшеницы, ячменя, овса.

0

Действующее вещество — 2,3-дигидро-6-метил-1,4-ок сатиин-5-карбоксианилид. Температура плавления 91,5— 92,3 °С. Растворимость в воде 0,17 г в 100 г. Хорошо растворим в органических растворителях (Д. М. Кобахидзе и Л. А. Баталова; Н. Н. Мельников; А. А. Шамшурин . н М. 3. Кример).

При однократном введении в желудок витавакс сред-нетоксичен для крыс (Ь05в 430 мг/кг) и малотоксичен для мышей (ЬОа0 3200 мг/кг). Кумулятивные свойства выражены слабо: Ккум при введении 1/20 Ь05в равен 6,8 (Т. В. Дядичева и соавт.).

Гигиеническими исследованиями установлено, что пороговая концентрация витавакса по влиянию на органо-лептические свойства воды находилась на уровне 1,27± ± 0,07 мг/л, а практический порог был равен 3,2± 0,07 мг/л. Таким же по интенсивности оказалось влияние витавакса на привкус воды. На санитарный режим водоема витавакс оказывал воздействие, стимулируя ВПК, при концентрации 2 мг/л и выше. Во II фазе минерализации отмечал-ась стимуляция при 20 мг/л.

Пороговая концентрация витавакса по влиянию на I фазу минерализации органического вещества воды (ВПК, растворенный кислород) находилась на уровне 20 мг/л, а подпороговая — на уровне 2,0 мг/л. Такими же были пороговые и подпороговые концентрации по влиянию витавакса на II фазу минерализации (динамика количества аммонийных солей, нитритов, нитратов).

Токсические свойства витавакса в хроническом эксперименте проведены при введении препарата белым крысам в течение 6 мес в дозах 4,3 мг/кг (1/100 LD.0) и 1 мг/кг (—1/500 LD50).

Видимых признаков интоксикации не отмечалось. К концу опыта масса тела опытной группы несколько превышала таковую в контроле (на 12—18 %). В гемограмме выявлено некоторое снижение количества нейтрофнлов и повышение количества лимфоцитов (у животных обеих групп). |

Метгемоглобин в крови животных обнаружен в коли* чествах, несколько превышающих контрольные: 0,8± ±0,02 % при действии 4,3 мг/кг в день и 0,5±0,02 % при введении 1 мг/кг в день (в контроле 0,16±0,04 %). Однако эти изменения находились в пределах физиологических колебаний. В дальнейшем особого нарастания количества метгемоглобина также не отмечено. При действии 4,3 мг/кг витавакса обнаружены единичные тельца Гейнца — Эр-лнха.

При введении витавакса в дозе 4,3 мг/кг выявлена фа-зовость в исследуемых тестах: отмечаемое снижение активности АЛТ (на 44 %), повышение активности ACT (на 79 %), щелочной фосфатазы (на 128 %), ката лазы (на 28 %) сменялось в дальнейшем нормализацией этих показателей.

Относительные коэффициенты массы селезенки, надпочечников были увеличены при действии витавакса в дозе как 4,3 мг/кг, так и I мг/кг к 1-му и 6-му месяцам исследования.

При патологоморфологическом исследовании при введении 4,3 мг/кг витавакса в день через 6 мес в печени имелись незначительные дистрофические изменения.

Таким образом, сопоставление полученных данных дает возможность считать дозу витавакса 4,3 мг/кг пороговой в хроническом эксперименте, а 1 мг/кг — подпороговой, что позволяет рекомендовать ПКД витавакса для волы водоемов на уровне 1 мг/л. ПДК витавакса, так же как и анилата, в десятки раз меньше величин, установлен^ ных на основании пороговой и подпороговой доз, установ" ленных в хроническом эксперименте.

Таким образом, влияние обоих фунгицидов — анилата и витавакса — на органолептическив свойства воды явилось лимитирующим признаком вредности при гигиеническом обосновании содержания этих веществ в воде водоемов (2 и 1 мг/л соответственно).

ЛИТЕРАТУРА

Белоножко Г. А. — В кн.: Справочник по пестицидам.

Киев, 1977, с. 224. Дядичева Т. В., Сасинович Л. М., Овсянникова Л. М. — В кн.: Итоги по токсикологическойи гигиенической оценке новых пестицидов в 1974 г. М., 1975, с. 22. Кобахидзе Д. М., Баталова Л. А. — В кн.: Аннотации пестицидов, подлежащих испытанию в 1972 году. Изд-во Госкомиссии по химическим средствам борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками при МСХ СССР. М., 1972, с. 67—68.

Кобахидзе Д. М., Баталова Т. С., Костин И. И. и др.— В кн., Каталог пестицидов подлежащих государственным испытаниям в 1976 г. Изд-во Госкомиссии по ХСЗР. М., 1976, с. 2.

Мельников Н. Н. Химия и технология пестицидов. М., 1974, с. 640.

Шамшурин A.A.. Кример М. 3. Физико-химические свойства пестицидов. Справочник. М., 1976, с. 156, 210.

Поступила 27/111 1979 г.

УДК 613.155-037:628.511.4

. Доктор хим. наук М. Т. Дмитриев, В. А. Мищихин (Москва)

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ПОМЕЩЕНИЙ ФИЛЬТРАМИ ДЛЯ ОЧИСТКИ ВОЗДУХА ОТ ПЫЛИ

Прогнозирование загрязнения воздушной среды —одно наиболее перспективных направлений в гигиене жилых и общественных зданий (Г. И. Сидоренко и соавт.). В настоящее время в промышленных, административных и лечебно-профилактических зданиях широко использу-

ются синтетические фильтры для очистки воздуха. Вместе с тем их применение создает условия для выделения летучих токсичных веществ.

Целью настоящего исследования являлась разработка методики, позволяющей прогнозировать загрязнение воз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.