Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ М-МОНОМЕТИЛОВОГО ЭФИРА РЕЗОРЦИНА В ВОЗДУХЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ '

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ М-МОНОМЕТИЛОВОГО ЭФИРА РЕЗОРЦИНА В ВОЗДУХЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ М-МОНОМЕТИЛОВОГО ЭФИРА РЕЗОРЦИНА В ВОЗДУХЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ »

вода. При обнаружении недоброкачественной молочной продукции последняя не выпускается за пределы предприятия. Санэпидстанция на лиц, нарушающих санитарные правила, накладывает штрафы.

В 1970 г. на базе Березовского маслосырозавода начал работать народный университет здоровья с двухгодичным сроком обучения. Кроме того, они ежегодно проходят санитарный минимум под руководством сотрудников санэпидстанции. Комитетом Выставки достижений народного хозяйства СССР № 376-Н от 15/Х11 1969 г. сыру «Российский» Березовского маслосырозавода присвоена бронзовая медаль.

Поступила 19/УП 1971 г.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 613.155.3:662.749.417

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ М-МОНОМЕТИЛОВОГО ЭФИРА РЕЗОРЦИНА В ВОЗДУХЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Н. М. Кузьменко

Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев

М-монометиловый эфир резорцина (МЭР) представляет собой бесцветную или желтоватую жидкость со специфическим запахом. На воздухе легко окисляется и приобретает розовую окраску. Растворяется в водной щелочи, бензоле, хлороформе и спирте. Молекулярный вес 124,1; удельный вес 1,14—1,44 г/см3, показатель преломления при 20° 1,5510— 1,5520. Температура кипения 243—245,5°.

Изучение гигиенических условий труда, проведенное на опытном производстве синтеза м-бис (м-феноксифенокси)бензола, показало, что наиболее интенсивному воздействию паров МЭР и бензола, применяемого для экстрагирования, подвергаются аппаратчики. Работники других профессий (мастер, технолог, начальники смен, лаборанты, слесари) контактируют с веществом периодически.

Результаты анализов проб воздуха отобранных на всех этапах технологического процесса, свидетельствуют, что концентрация паров МЭР в рабочей зоне колеблется в среднем от 0,23 до 2,2 мг/м*. При этом большие концентрации паров МЭР образуются в воздухе при перекачивании реакционной массы из реакторов в экстракторы и экстрагировании. Пары бензола определялись в 50% отобранных проб в пределах 0,92—6,2 мг/м3 (ПДК 5 мг/м3). Поэтому при данных условиях токсическое действие бензола на рабочих можно исключить. Причины загрязнения воздушной среды рабочих помещений парами МЭР в значительной степени обусловлены несовершенством с гигиенической точки зрения технологического оборудования, неблагоприятным микроклиматом (высокая температура — 28—36°, низкая относительная влажность — менее 25%, большая скорость движения воздуха — от 0,5 до 10 м/сск).

Под нашим наблюдением находилась группа рабочих из 10 человек (женщины — в основном аппаратчицы в возрасте от 24 до 46 лет) с производственным стажем на данном предприятии от 5 месяцев до 3'/2 лет. Работницы жаловались на общую слабость, появляющуюся к концу смены, головную боль, головокружение, утомляемость, сонливость и раздражительность. У части женщин отмечалось расстройство менструального цикла. Попадание МЭР на кожу рук и лица вызывало чувство жжения с последующим образованием темного цвета корок. На месте заживления пораженных участков кожи остаются пигментные пятна. Объективно у некоторых рабочих пигментные пятна обнаружены на коже кистей рук, предплечьях и шее.

Для сравнения была взята контрольная группа из 10 рабочих, не связанных с производством химических веществ, в которую также входили только женщины примерно такого же возраста.

Проведенные исследования позволили установить резкое учащение пульса после окончания смены (от 78 до 100, по средним данным), повышение температуры тела (от 36,5 до 37,4°), снижение артериального давления (до 110/70—85/45 мм у рабочих, занятых на производстве МЭР, по сравнению с 155/85—95/65 мм у рабочих контрольной группы).

1 Методика определения МЭР в воздухе разработана в лаборатории аналитической

химии полимеров Всесоюзного научно-исследовательского института гигиены и токсико-

логии пестицидов, полимерных и пластических масс канд. хим. наук Н. Ф. Казариновой.

При приведении функциональной пробы у части рабочих пульс через 3 мин. после дозириванной нагрузки не восстанавливался до исходных величин, а артериальное давление вместо повышения оставалось на прежнем уровне или снижалось. У всех исследуемых выявлено увеличение интенсивности и времени красного дермографизма, что свидетельствует об усилении функции сосудорасширяющего аппарата за счет преобладания тонуса парасимпатической нервной системы. У некоторых рабочих отмечались слабоположительная проба Ромберга, нарушение сухожильных рефлексов. При оценке функционального состояния центральной нервной системы при помощи корректурных таблиц Анфимова установлено, что работоспособность у рабочих, связанных с производством МЭР, была выше, чем у рабочих контрольной группы, хотя количество допущенных ошибок было больше. Существенных изменений в морфологическом составе периферической крови не выявлено. Однако у некоторых рабочих отмечены тенденция к снижению количества лейкоцитов, содержания гемоглобина и количества эритроцитов, а также колебания РОЭ. Изменений в крови рабочих контрольной группы не выявлено.

Полученные нами данные позволили предположить профессиональную этиологию сдвигов в организме рабочих, связанных с производством МЭР, с преобладающим влиянием на нервную и сердечно-сосудистую системы. Для подтверждения высказанного предположения были проведены экспериментальные исследования. Вещество перорально и накожно применяли в чистом виде, при ингаляции воздействовали парами. В острых опытах при внутри-желудочном введении МЭР определены параметры токсичности вещества. Методом пробит-анализа по Прозоровскому рассчитана ЬО^,, равная для мышей 312 (292^-334) мг/кг, для крыс 597 (572-^623) мг/кг. Согласно классификации Л. И. Медведя, МЭР относится к группе веществ средней токсичности. Изучение способности к кумуляции на крысах при введении вещества в дозах 1/10, '/„„, Ч № ЬЭ^ показало, что МЭР кумулятивного эффекта не дает.

При контакте с кожей МЭР вызывал выраженное раздражающее и общерезорбтивное действие. Среднесмертельная доза для крыс составляет 682=Ы28 мг!кг. Вещество хорошо проникает через неповрежденные кожные покровы, о чел( свидетельствует кожно-оральный коэффициент, равный 1,14. При внесении одной капли МЭР в глаз возникало мгновенное помутнение роговой оболочки с последующим развитием всех признаков острого воспаления.

Характер токсического действия МЭР изучен на крысах в условиях острого и хронического отравления (5 месяцев) при пероральном введении и на морских свинках и крысах при ингаляционном воздействии (41/! месяца).

Установлено, что отравление животных МЭР в хронических опытах при пероральном введении и ингаляционном воздействии характеризуется снижением синтеза гиппуровой кислоты до 35% (в контроле 45—60%), увеличением времени наркотического сна на 27%, увеличением содержания белка в моче в 4 раза по сравнению с контрольными животными, снижением содержания остаточного азота крови до 22,9±0,4 — 27,8— 1,3 мг% (Р<0,05), понижением ферментативной активности каталазы и пероксидазы крови. Пороговая доза для крыс при однократном воздействии МЭР составляет 8 мг/кг, пороговая концентрация — 3,2 мг/м"-.

Пороговую концентрацию паров МЭР в условиях хронического аэрогенного воздействия, необходимую для гигиенического нормирования, определяли на крысах и морских свинках путем исследования в динамике тех показателей, которые изменялись после пер-орального введения. Животных подвергали ингаляционной динамической затравке при 6-часовой экспозиции 5 раз в неделю на протяжении 41/г месяцев. Были взяты 2 серии животных (по 10 крыс и 6 морских свинок). Животных I серии подвергали воздействию МЭР в концентрации 6,2^0,1 мг/м3, II серии—2,12—0,06 мг/м3. Изменения, полученные после воздействия на крыс МЭР в концентрации 6,2 мг/м3, были выраженными и сходны с теми, которые выявлены после перорального введения вещества. Та же концентрация у морских свинок вызывала существенное снижение ферментативной активности каталазы и пероксидазы крови. Концентрация 2,12 мг/м3 видимых признаков отравления у обоих видов животных не вызывала. Однако у крыс, начиная с 3-го месяца эксперимента, установлено существенное понижение возбудимости нервной системы до 3,8—0,16 — 4,8—0,13 в по сравнению с 2,9:±:0,07 — 3,1^:0,1 в у животных контрольной группы (Р<0,001).

Изменения в периферической крови были несущественны. Восстановление возбудимости нервной системы до уровня показателей контрольных животных происходило па 2-й неделе восстановительного периода, т. е. изменения, вызываемые препаратом в данных условиях, являются неглубокими. В связи с этим концентрацию МЭР 2,12 мг/м3 в хроническом опыте для крыс можно считать пороговой.

Воздействие МЭР в той же концентрации на морских свинок изменений исследуемых показателей не вызывало, т. е. концентрацию 2,12 мг/м3 для данного вида животных правомерно считать недействующей.

В качестве ПДК МЭР нами рекомендована концентрация, равная 0,5 мг/м3. Эта концентрация в 7 раз ниже пороговой, установленной при однократном воздействии, и в 4 раза меньше пороговой при многократном поступлении МЭР через дыхательные пути животных. Предложенная ПДК МЭР утверждена Министерством здравоохранения СССР.

ЛИТЕРАТУРА

Архарова В. В. Синтетические смазочные материалы. М., 1967.— М е д-в'ед ь Л. И. Ж. Всесоюзн. хим. о-ва им. Менделеева, 1964, т. 9, № 5, с. 561.— Нога-ре С. Д., Д ж у в е т В. С. Газо-жидкостная хроматография. Теория и практика. Л., 1966.

Поступила 16/1X 1970 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.