Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ ДЕТЕЙ НА ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРАХ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ ДЕТЕЙ НА ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л А. Леонова, А А. Бирюкович, С С. Савватеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ ДЕТЕЙ НА ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРАХ»

жающей среды яйцами остриц. Следует принять меры по нейтрализации, а в последующем по устранению всех выявленных неблагоприятных факторов риска, проведению гигиенического воспитания детей. Основное внимание при осуществлении профилактических мероприятий среди детей группы низкого риска нужно уделять устранению всех выявленных неблагоприятных факторов риска.

Как видно из изложенного, обязательным мероприятием для детей всех групп риска является устранение действия неблагоприятных факторов. Тактика медицинских работников при этом должна сводиться к обеспечению минимизации риска и обстоятельному разделению всех выявленных факторов на устранимые (управляемые), условно устранимые и неустранимые (неуправляемые). Учитывая, что реализация этих мероприятий не должна сводиться только к элементарной замене одной градации фактора на другую, более благоприятную для состояния здоровья, необходима разработка интегрального подхода, сочетающего меры медицинского и немедицинского (социального) характера.

Динамическая (1 раз в год) оценка состояния здоровья детей с помощью прогностической таблицы позволяет выявлять новые факторы, действие которых неизбежно повышает или понижает риск заражения острицами, что соответствующим образом отражается на величине ПП. В итоге эти изменения являются основанием для перевода ребенка из одной группы риска (например, высокого) в другую (умеренного или низкого), а отношение числа лиц со снизившимся риском заболевания к числу тех, у кого он повысился, позволяет судить об эффективности проведенных мероприятий.

Сравнение данных, полученных в ходе анкетирования здоровых и больных энтеробиозом, позволило впервые дать качественную и количественную оценку факторов риска, приводящих к развитию этого заболевания у школьников. Разработанная на этой основе прогностическая таблица может применяться для осуществления первичного скрининга и формирования групп риска различной напряженности. Не вызывает

сомнения то обстоятельство, что на заболеваемость школьников энтеробиозом оказывает влияние и неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние учебных заведений. Это связано, в частности, с их большой переуплот-ненностыо, отсутствием регулярного водоснабжения, некачественной влажной уборкой помещений и многими другими причинами, однако данному вопросу целесообразно посвятить отдельное сообщение.

Литература

1. Альбицкий В. 10., Баранов А. А., Пуртов И. И. // Здраво-охр. Рос. Федерации. — 1986. - № 5. — С. 21—23.

2. Баранов А. А. // Педиатрия. — 1989. — № 4. — С. 3-11.

3. Воронина Н. В. // Гиг. и сан. - 1992. - № 4. - С. 72.

4. Грошева Т. Н., Веселова Е. В., Ямпольская М. И. // Сов. мед. - 1990. - № 2. - С. 28-31.

5. Гублер Е. В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. — Л., 1978.

6. Давыдов Б. И., Перевощикова Н. К., Коба В. И. и др. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1992. — № 9. - С. 17—19.

7. Ецко К. П., Попушой Е. П., Раевский M. М., Иодко H. Е. // Сов. здравоохр. — 1991. — № 8. — С. 34-38.

8. Жданова Л. А. Системная деятельность организма ребенка при адаптации к школьному обучению: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 1990.

9. Клиника, диагностика, лечение и профилактика энтсро-биоза и гименолепидоза: Метод, рекомендации. — М., 1981.

10. Коренев H. М., Новикова В. Н., Гайдай В. Я. и др. // Сов. здравоохр. - 1990. - № б. - С. 49-51.

11. Максимова Т. М. // Там же. — 1991. — № 9. - С. 24-27.

12. Матвеева Н. А., Жукова Н. П., Шулындина Л. В. и др. // Гиг. и сан. - 1976. - № 2. - С. 66-70.

13. Мерков А. М., Поляков Л. Е. Санитарная статистика. — Л., 1974.

14. Сарычева С. Я. // Педиатрия. - 1990. — № 8. - С. -79-85.

15. Сердюковская Г. Н. // Гиг. и сан. — 1992. — № 4. — С. 24-28.

16. Сидоров Г. А. // Сов. здравоохр. — 1991. — № 7. — С. 37-40.

17. Соколов В. Д. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1985. — № 4. - С. 21-23.

18. Туровец Г. Л. /1 Окружающая среда и профилактика заболеваний детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях. — М., 1991. — С. 12—30.

Поступила IS.0I.95

S u m тагу. Risk factors for enterobiasis were qualitatively and quantitatively assessed by a questionnaire given to 277 health schoolchildren and 277 schoolchildren who suffered from enterobiasis. A prognostic table was developed for primary screening of risk groups. Preventive measures are recommended in the paper.

® КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1996 УДК 6)3.954.4:613.7311:681.31

Л. А. Леонова, А. А. Бирюкович, С. С. Савватеева

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ ДЕТЕЙ НА ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРАХ

Институт возрастной физиологии РАО, Москва

Гигиеническое нормирование условий, в которых проводятся занятия с дошкольниками в детском саду, является важным фактором профилактики переутомления детей и сохранения их здоровья.

В настоящее время, когда педагогические инновации, новые технологии обучения и воспитания получают все более и более широкое распространение, гигиеническое нормирование

приобретает особо важное значение. В частности, использование в учебно-воспитательном процессе детского сада нового педагогического средства — персональных ЭВМ (ПЭВМ) поставило перед гигиенистами ряд задач: исследовать влияние этого нового педагогического средства на здоровье ребенка, функциональное состояние его основных физиологических систем и работоспособность, разработать научно обоснован-

Таблица I

Распределение (в %) детей 6 лет разных групп здоровья по степени утомления после работы на компьютере (данные хронорсфлсксометрии)

Группа здоровья Степень утомления

без изменения врабаты-впнис первые признаки утомления утомление выраженное утомление

I 33,3 53,4 10,0 3,3

II 30,0 46,7 13,3 10,0 -

III 6,7 43.3 26,6 16,7 6,7

ные рекомендации по рациональной организации занятий с использованием ПЭВМ, включая требования к устройству и оборудованию компьютерного зала, его внешнесредовым факторам, рабочему месту, к длительности непосредственного общения ребенка с ПЭВМ на занятиях, рекомендации к методике проведения таких занятий и т. д. Значимость подобных исследований можно обсуждать также и в связи с возрастными особенностями детей 6 лет, их функциональными возможностями, особой реактивностью [1—3, 12, 14, 15], неблагоприятной картиной состояния здоровья детского населения страны [13], а также с недостаточной изученностью вопроса.

В течение ряда лет мы (Институт возрастной физиологии РАО) изучали функциональное состояние центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, зрительного анализатора, общую и умственную работоспособность детей 6 лет в процессе их работы на персональных компьютерах, а также состояние здоровья детей детских садов, в учебно-воспитательном процессе которых используются ПЭВМ.

Следует отметить, что компьютеры в детских садах, бывших под нашим наблюдением, применялись наряду с другими педагогическими средствами на развивающих занятиях. Использование компьютеров, по мнению педагогов и психологов, принципиально по-новому позволяет построить педагогический процесс [4, 6, 8]. Если с помощью традиционных средств у детей удается формировать главным образом исполнительные качества, то с помощью компьютера гораздо легче и быстрее развиваются память, внимание, умение находить зависимости, закономерности, классифицировать и систематизировать материал, развивать пространственное воображение, способность предвидеть результаты своих действий и т. д.

Развивающие занятия проходили в компьютерно-игровом комплексе, состоящем из 3 смежных комнат: игровой, оборудованной традиционными игровыми средствами; компьютерного зала и преподавательской. В игровой проводились вводная и заключительная части занятия, в компьютерном зале — основная. Санитарно-гигиенические правила и требования к организации и содержанию компьютерного зала в детском саду были соблюдены, согласно Информационному письму — 142-10/85 от 30.07.91 — Минздрав СССР. Занятие длилось 30 мин (1—2 раза в неделю) и состояло из 3 частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. ПЭВМ системы 1ВМ-РС использовались в основной части занятия, длительность непосред-

ственного общения ребенка с компьютером 15 мин, согласно нашим рекомендациям [10], применялись компьютерные программы, специально разработанные педагогами и психологами с учетом возрастных особенностей зрительного восприятия детей 5 — 6 лет [5, 9|.

Цель подготовительной части занятия — объяснить детям задачу, которая будет решаться на развивающем занятии. Для этого создавалась предметно-ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, с использованием разнообразных традиционных средств (игрушки, конструктор, различные виды моделей), которые стимулируют воображение ребенка, побуждают его к активной деятельности. Во второй части занятия дети переходили к работе на компьютере с целью поиска ответа на поставленную задачу и достижения должного результата. Заключительная часть занятия посвящалась подведению итогов занятия и обсуждению успехов каждого ребенка. Потребности и задачи, оказавшиеся несущественными у отдельных детей, здесь могли доводиться до логического конца. Для этого использовались конструирование, рисование, различные игры.

В настоящем сообщении приведены результаты исследования функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС), зрительного анализатора, общей работоспособности [16] и особенностей поведения детей 6 лет в процессе работы за компьютером (основная часть развивающего занятия) в зависимости от их состояния здоровья. Цель работы — провести гигиеническое нормирование допустимой длительности работы за компьютером детей 6 лет, имеющих отклонения в состоянии здоровья или хронические заболевания.

Исследование проводили в условиях естественно-гигиенического эксперимента, применяли следующие методики: хронорефлексометрию (зрительно-моторная реакция), глазную бинокулярную эргометрию (до и после работы на ПЭВМ), сплошной хронометраж работы и наблюдение за поведением детей по специально разработанной схеме [7]. Таким образом, имелась возможность оценить функциональное состояние ЦНС, аккомодационной системы глаз и общей работоспособности в динамике работы детей на ПЭВМ, т. е. судить об их общем и зрительном утомлении.

Под наблюдением находилось 90 детей в возрасте 6 лет — воспитанники детского сада № 1565 Москвы. Дети были разделены на 3 группы по 30 человек в каждой по состоянию здоровья (педиатр Т. А. Изотова) в соответствии с действующими рекомендациями [11]. К I группе отнесены здоровые дети, ко II — дети с функциональными или морфологическими изменениями, часто болеющие, к III группе — дети с различными хроническими заболеваниями: веге-тососудистая дистония (1 ребенок), сахарный диабет (1), невропатия (4), хронический панкреатит (1), дискинезия желчевыводящих путей (1), гайморит (1) астматический бронхит (1), гипертрофия небных миндалин Iii степени (9), хронический тонзиллит (2), экзема (1), дерматит (1), плоскостопие (4), сколиоз I степени (2), врожденная миопия средней степени (1). Прочие

Таблица 2

Динамика показателей функционального состояния аккомодационной системы глаз у детей 6 лет разных групп здоровья при работе

па ПЭВМ IBM-PC (средние данные и их ошибки)

Группа здоровья Время исследования БТА, см Вариативность БТА, % ДАТ, см ПУ, усл. сл. OA, дптр

I До работы 3,0 ± 0,2 37 28,9 ± 1,7 0,89 ± 0,001 35,3 ± 3,64

После работы 3,1 ± 0,2 38 28,9 ± 1,4 0,87 ± 0,001 35,3 ± 3,64

11 До работы 3,7 ± 0,2 24 26,4 ± 0,7 0,90 ± 0,001 37,5 ± 3,84

После работы 3,7 ± 0,2 24 26,1 ± 0,7 0,90 ± 0,008 37,3 ± 3,91

III До работы 3,4 ± 0,3 45 27,4 ± 1,4 0,89 ± 0,001 33,9 ± 3,20

После работы 3,4 ± 0,2 38 27,3 ± 1,4 0,89 ±0,012 35,3 ± 3,20

П р и м с ч а н и с . БТА — ближайшая точка аккомодации; ДТА — дальнейшая точка аккомодации; ПУ — показатель устойчи вости аккомодации; ОА — объем аккомодации.

условия у всех детей были примерно одинаковые: возраст, положительная мотивация к занятиям на ПЭВМ, предварительный опыт общения с ПЭВМ (1 год), условия воспитания в детском саду, суточный распорядок деятельности, жилищные условия и достаток в семье. Длительность работы на компьютере (IBM-PC) равнялась 15 мин, т. е. соответствовала рекомендуемой для детей I — II групп здоровья. Каждого ребенка обследовали дважды в день (до и после работы на ПЭВМ) в течение 3 дней. В основе каждого значения изученных показателей лежит 270 — 450 измерений и более.

Результаты исследования свидетельствуют, что различия между группами проявились в ряде случаев даже по средним данным. Так, у дошкольников III группы здоровья на фоне выявленной после работы на ПЭВМ тенденции к увеличению длительности латентного периода реакции с 309 ± 4,9 до 320 ± 4,5 мс отмечены более частые, чем у детей I и II групп, случаи срывов дифференцировочных реакций (35,8% против 23,3 и 30,8% у детей I и II групп здоровья) и последовательного торможения (40% против 20 и 25% у детей I и II групп здоровья), наиболее низкий коэффициент продуктивности; удлинение латентного периода реакции от начала к концу работы на компьютере отмечено у детей I, II и III групп здоровья соответственно в 13,3, 20,0 и 36,7% случаев (минимальная достоверная разность по таблице Боярского равна 10,0%), т. е. в III группе достоверно чаще. Между детьми I и II групп различия средних значений показателей оказались недостоверными. Более четкие различия между группами выявлены при индивидуальном анализе динамики функционального состояния ЦНС ребенка от начала к концу работы на ПЭВМ (табл. 1). Из табл. 1 видно, что дети III группы здоровья утомляются чаще, чем дети I и II групп; у детей III группы отмечены также случаи переутомления (6,7%), чего не наблюдалось у детей I и II групп.

Анализ состояния аккомодационной системы глаз показал, что по средним данным статистически значимых различий показателей у детей разных групп нет (табл. 2).

Индивидуальный анализ данных свидетельствует, что функциональное состояние аккомодационной системы детей после работы на компьютере не изменялось в I, II и III группах соответственно в 70, 53 и 47% случаев, т. е. в III группе значительно реже, чем в I и II группах. Неблагоприятные сдвиги отмечались в большин-

стве случаев (78 — 81%) по одному из 3 изученных показателей. В половине случаев это были дети, отнесенные к группе риска по состоянию зрения: родители-миопы (I — II — III группы здоровья), миопия слабой степени, гиперметро-пия средней степени (II группа здоровья).

Неблагоприятные изменения всех 3 изученных показателей выявлены лишь у 2 детей со средней степенью миопии (III группа здоровья). Зрительное утомление по С. А. Шаповалову [17| отмечено в I — II и III группах здоровья соответственно в 7 и 14 % случаев.

Таким образом, неблагоприятные изменения функционального состояния аккомодационной системы глаза после работы на компьютере достоверно чаше встречались у детей III группы здоровья, а также у дошкольников группы риска по состоянию зрения.

Выявленные различия между детьми разных групп здоровья были подтверждены при исследовании общей работоспособности с помощью хронометража и наблюдения. Так, дети I и II групп начинали отвлекаться, проявлять двигательное беспокойство лишь после 14 мин работы на ПЭВМ. У детей III группы здоровья признаки утомления проявлялись раньше: уже с 9-й минуты работы на ПЭВМ большинство детей начинали отвлекаться, разговаривать друг с другом; с 10-й минуты они часто меняли позу (откидывались на спинку стула, вскакивали), двигательное беспокойство постепенно нарастало, дети активно разговаривали, смеялись, некоторые прекращали работать на ПЭВМ. При этом интенсивность работы (о которой мы судили по длительности работы с экраном видеотерминала ПЭВМ — в процентах от 15-минутной длительности занятия) постепенно снижалась от начала к концу занятия с 99 до 72%. Резкое падение ее отмечалось после 8 — 9 мин работы (у некоторых детей до 74%); через 12 мин интенсивность работы снизилась у всех детей до 72%.

Таким образом, для детей III группы здоровья 15-минутная работа на ПЭВМ оказалась утомительной: выявлено общее и зрительное утомление, резкое снижение интенсивности работы.

Выводы. 1. Функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) и зрительного анализатора, общее и зрительное утомление детей 6 лет в процессе работы их на ПЭВМ типа IBM-PC, используемых на развивающих занятиях в детском саду, зависят от состояния здоровья дошкольников (группы здоровья).

После 15-минутной работы у детей III группы здоровья (с хроническими заболеваниями) в отличие от дошкольников I и II групп здоровья чаще отмечается существенное ухудшение функционального состояния ЦНС, снижение аккомодационной способности при работе на близком расстоянии, раньше развивается общее и зрительное утомление на фоне значительного снижения интенсивности работы после 8 — 9 мин и резкого падения ее (до 72%) после 12 мин работы.

2. Максимальная длительность одноразовой непрерывной работы на ПЭВМ IBM-PC (длительность непосредственного общения с компьютером) для детей 6 лет I и II групп здоровья не должна превышать 15 мин в день, для детей 6 лет III группы здоровья — 10 мин, для детей группы риска по состоянию зрения ее следует дозировать индивидуально.

3. У детей группы риска по состоянию зрения после 15 мин работы на ПЭВМ IBM-PC отмечалась неблагоприятная динамика функцио- -нального состояния аккомодационной системы глаза/Допустимую длительность работы на компьютере для детей 6 лет, отнесенных к группе риска по состоянию зрения, целесообразно уточнить в ходе специального исследования.

Литература

1. Аветисов Э. С., Ковалевский Е. И., Хватова А. В. Руководство по детской офтальмологии. — М., 1987.

2. Алиева Т. И., Горев А. С., Ефимова С. П., Лосева О. А. // Обучение детей 6-летнего возраста в детском саду и школе. - М., 1987. - С. 15-64.

3. Антропова М. В., Кольцова М. М., Семенова Л. К. // Нов. исслед. по возрастной физиологии. — 1976 — № 1 (6). — С. 5-8.

4. Белавина И. // Информатика и образование. — 1991. — № 4. - С. 99-102.

5. Горвиц 10. Ц Там же. - 1990. - № 4. - С. 100-106.

6. Зворыгина Е. // Там же. — № 6. - С. 94-102.

7. Каралашвили Е. А. Физиолого-гигиеническая оптимизация условий подготовки дошкольников к занятиям с применением персональных компьютеров: Дис. ... канд. биол. наук. — М., 1994.

8. Каримов М., Габдулисламова Л., Новоселова С. // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 10. — С. 55—58.

9. Компьютерно-игровой комплекс для дошкольников / Использование компьютерных развивающих и обучающих игровых программ с системе дошкольного воспитания: Метод, рекомендации. — М., 1989.

10. Леонова Л. А., Бирюкович А. А., Савватеева С. С. // Гиг. и сан. - 1994. - № 4. - С. 42-44.

11. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах. — М., 1982.

12. Морфофункциональнос созревание основных физиологических систем организма дошкольного возраста / Под. ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. — М., 1983.

13. Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста и факторы его определяющие / Под ред. Г. Н. Сердюковской, Л. Ф. Бережкова. — М., 1991.

14. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга /' Фарбер Д. А., Семенова Л. К., Алферова В. В. и др. - Л., 1990.

15. Тимофеев Н. Н. Состояние аккомодационно-конвергент-ной системы у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях адаптации к зрительной нагрузке: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Одесса, 1987.

16. Унифицированная методика гигиенического изучения организации и режима учебных занятий с использованием компьютеров. — М., 1987.

17. Шаповалов С. Л. Клинико-физиологические особенности абсолютной аккомодации глаз человека и методы ее исследования: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 1978.

Поступила 20.02.95

Радиационная гигиена

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1996 УДК 616-053.2-02:614.73)-07

Н. В. Рябова, Г. М. НасыбуАлина, Е. В. Ползик, Б. Д. Акишев, М. Ф. Лемясев, А. Н. Вараксин, В. С. Казанцев, П. А. Дудоров

ОЦЕНКА РАДИОАКТИВНОГО ОБЛУЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ г. КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ИХ ПОТОМКОВ

Институт промышленной экологии Уральского отделения РАН, Екатеринбург

Город Каменск-Уральский относится к числу крупных промышленных городов Среднего Урала, на территории которого расположены заводы по производству алюминия, чугунного литья, по обработке цветных металлов, крупная ТЭЦ и др. Выбросы этих предприятий загрязняют атмосферу фтором, ПАУ, сернистым ангидридом, свинцом, медыо и другими токсичными металлами. Кроме того, город расположен на территории, загрязненной Восточно-Уральским радиоактивным следом (ВУРС), образовавшимся в 1957 г. в результате аварии на ПО "Маяк". В момент образования ВУРСа наиболее загрязненной оказалась северо-западная честь города — пос. Ленинский, плотность загрязнения террито-

рии которого составляла в среднем 4 Ки/км2 по 905г (2, 8, 9].Кроме того, на момент аварии на 908г приходилось лишь 5,4% суммарной радиоактивности, обусловленной в основном коротко-живущими радионуклидами. К настоящему времени уровень радиации существенно снизился и составляет приблизительно 3% от первоначального, обусловленный на 99,3% 908г. Подробно история образования и изменения радиоактивного загрязнения этой зоны рассмотрена ранее [5].

Часть детей, проживающих в настоящее время в пос. Ленинском г. Каменска-Уральского являются потомками лиц, подвергшихся наибо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.