Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШЛЕМА ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА ЗРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ'

ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШЛЕМА ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА ЗРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
471
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСТРОТА ЗРЕНИЯ / ЗРИТЕЛЬНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ / УТОМЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Хиллис Е. М., Кащенко Т. П., Корнюшина Т. А.

Изучено влияние использования нового вида компьютерной техники, выполненной в виде видеошлема, на зрительные функции детей, подростков и взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF VIRTUAL REALITY HELMET ON VISUAL FUNCTIONS

The authors studied influence of new computer device - video helmet - on visual functions of children, adolescents and adults.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШЛЕМА ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА ЗРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ»

2. Верич Г.Е. // Гиг. и сан. — 1988. — № 2.

— С. 57—60.

3. Власов В.Н. // Вопросы гигиены труда, проф-патологии и токсикологии. — М., 1990. — С. 19—24.

4. Дружинин В.Н. // Лаб. дело. — 1973. — № 12. — С. 733—734.

5. Колб В.Г., Камышников В.С. Справочник по клинической химии. — Минск: Беларусь, 1982.

6. Кулганек В., Клашка В. // Вопр. мед. химии.

— 1961. — Т. 7, № 4. — С. 434—436.

7. Кушманова О.Д. // Вопр. питания. — 1967.

— № 1. — С. 28—31.

8. Ледвина М. // Лаб. дело. — 1960. — № 3.

— С. 13—17.

9. Методические рекомендации по использованию поведенческих реакций животных в токсикологических исследованиях для целей гигиенического нормирования / Министерство здравоохранения СССР / Сост.: Е.Н. Буркацкая, В.Ф. Витер, Л.А. Тимофиевская и др. — Киев, 1980.

10. Определение суммационно-порогового показателя (СПП) при различных формах токсикологического

эксперимента: Метод. рекомендации / Новосибирский научно-исследовательский санитарный институт / Сост. С.В. Сперанский. — Новосибирск, 1975.

11. Панков Ю.А., Усватова И.Я. // Методы исследования некоторых гормонов и медиаторов. —

М.,1965. — С. 137—145.

12. Пособие по клинико-лабораторным методам исследования / Г.Н. Удинцев, В.Б. Бланк, Д.А. Кра-вец, И.С. Тимесков. — А.: Медицина, 1968.

13. Предтеченский В.Е. Руководство по клиническим лабораторным исследованиям. — М.: Медгиз,

1960.

14. Степанова Н.Г. // Ааб. дело. — 1962. — № 5. — С. 49—53.

15. Токсикометрия химических веществ, загрязняющих окружающую среду / Под ред. А.А. Каспаро-ва, И.В. Саноцкого. — М., 1986.

16. А.С. 1402309, МКИ3 А 01К 1/03, Затравочная камера / В.Н. Власов, Н.П. Карханин, И.В. Музуров, А.В. Данилин (СССР).

Поступила 07.11.05

УДК 681.327.12:613.62-058.86

Е.М. Хиллис, Т.П. Кащенко, Т.А. Корнюшина

ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШЛЕМА ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

НА ЗРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

Федеральное государственное учреждение «Московский научно-исследовательский институт глазныьх болезней им. Гельмгольца Росздрава», Москва

Изучено влияние использования нового вида компьютерной техники, выполненной в виде видеошлема, на зрительные функции детей, подростков и взрослых.

Ключевые слова: видеошлем, острота зрения, аккомодация, амблиопия, зрительная продуктивность, утомление.

E.M. Hillis, T.P. Kashenko, T.A. Kornjushina. Influence of virtual reality helmet on visual functions. The

authors studied influence of new computer device — video helmet — on visual functions of children, adolescents and adults.

Key words: video helmet, visual acuity, accomodation, ablyopia, visual capacity, fatigue.

Компьютеры широко внедряются в современную жизнь человека, начиная с профессиональной деятельности и кончая игровыми компьютерными программами для детей и подростков. Широкое распространение способов дисплейного предъявления зрительной информации нашло свое отражение в видеотерминалах различных типов. Одним из таких способов является создание виртуальной реальности в видеошлемах.

Виртуальная реальность — это искусственно созданный мир со своими законами и объектами, подчиняющийся этим законам.

Первоначально видеошлемы предназначались для военных и технических целей: тренажеры для летчиков и других водительских профессий. Затем условия виртуальной реальности стали использоваться для обучения персонала путем демонстрации виртуальных руководств.

Для широкого круга пользователей первый шлем виртуальной реальности VFX1 был создан компанией I I S (Interactive Imaging Systems) в 1995 г. [13] . Видеошлем предназначен для предъявления объемных динамических картинок с возможностью перемещаться по виртуальному пространству с помощью клавиатуры, джойстика и пр.

В настоящее время видеошлемы широко используются детьми, подростками и взрослыми, в игровых залах. О влиянии работы с видеошлемом на состояние органа зрения и зрительную работоспособность в офтальмологической литературе нет никаких сообщений.

Виртуальная реальность нашла свое применение и в медицине. Моделируя конкретные ситуации, проводят лечение различного рода фобий, стрессов и депрессии.

Учитывая уникальные особенности виртуальной реальности, создаваемой при использовании видеошлема, представляется целесообразным изучить возможность его использования для функционального повышения зрительных функций, в частности, при амблиопии.

Одной из актуальных задач детской офтальмологии является проблема лечения амбли-опии. Необходимо отметить, что у детей с амблиопией часто имеются отклонения в физическом и психическом развитии [1, 7, 8], нарушения координации движений, образных представлений [3—5]. Таким образом, методика тренировки зрения при амблиопии должна, по возможности, развивать не только остроту зрения, но и другие компоненты зрительной и психической деятельности ребенка.

При амблиопии преимущественные нарушения выявляются не в яркостном, а в частотно-контрастном канале зрительной системы, более адекватными могут считаться методы лечения, использующие структурированные стимулы, которые впервые предложил F.W. Campbell с соавт. [14]. Принципы воздействия на многоканальные структуры зрительной системы при амблиопии нашли свое отражение в оригинальном способе лечения, основанном на явлениях интерференции поляризованного света с использованием динамических цветовых стимулов с меняющимся контрастом и частотой.

В настоящее время традиционные методы плеоптики и диплоптики воплощаются в виде компьютерных программ. При этом эффективность лечения детей с амблиопией по сравнению с традиционными методами повышается вдвое [6, 9].

Восстановление бинокулярных функций с помощью компьютерных методов лечения происходило в 2 раза быстрее и эффективнее, чем традиционными методами [9].

Использование случайно-точечных стереог-рамм в компьютерной программе «Класс» [11] позволило повысить остроту зрения в отдельных случаях на 0,4, улучшить показатели бинокулярного и стереозрения.

Несомненно, использование компьютерных программ, предназначенных для лечения амблиопии, в значительной степени ускоряет и повышает эффективность лечения. Это связано, главным образом, с тем, что при лечении детей с амблиопией с помощью компьютерных программ осуществляется системный подход, который включает психофизиологическое направление, интеллектуальное восприятие при распознавании объектов и привлечение несенсорных психических функций (мотивация, эмоционально-волевые процессы).

Перспективным, на наш взгляд, могут оказаться тренировки и лечение нарушений зрения с помощью нового вида компьютеров, сделанных в виде шлема.

Учитывая уникальные особенности виртуальной реальности, создаваемой при использовании видеошлема, представляется целесообразным изучить возможность его применения при лечении амблиопии.

В связи с использованием видеошлемов в профессиональных целях актуальным является также оценка офтальмоэргономических условий зрительной работы при их применении.

М а т е р и а л и м е т о д и к и. Всего проведено обследование 80 человек в возрасте от 5 до 32 лет. Для исследования влияния видеошлема на состояние зрительных функций были сформированы три группы пользователей: 10 человек в возрасте 20—32 года, 20 подростков в возрасте 12—17 лет и 50 детей в возрасте 5—7 лет.

Методы исследования включали: общеофтальмологическое обследование (визометрия, скиаскопия после 3-дневной атропинизации, био- и офтальмоскопия, определение характера бинокулярного зрения); специальные типовые методы обследования детей с амблиопией и косоглазием (безрефлексная офтальмоскопия, исследование цветоощущения, положения головы и глаз, их подвижность, определение объективного и субъективного угла косоглазия, фузионных резервов, проба с прикрыванием и определение угла косоглазия по методу Гир-шберга с оптической коррекцией аметропии и

без нее); офтальмоэргономические методы (определение показателей абсолютной и относительной аккомодации, зрительной продуктивности).

В первой группе у взрослых острота зрения составила в среднем 0,96 ± 0,11, рефракция в среднем +0,57 ± 0,04 дптр, положение глаз было симметричным, зрение по цве-тотесту — бинокулярным, объем абсолютной аккомодации составил в среднем 5,86 ± 0,09 дптр, запас относительной аккомодации был равен в среднем —4,5 ± 0,11 дптр, отрицательная часть относительной аккомодации была в среднем равна 3,4 ± 0,06 дптр.

Во второй группе у подростков средняя рефракция была +3,32 ± 0,36 дптр, острота зрения без коррекции равнялась 0,63 ± 0,05, с коррекцией — 0,72 ± 0,04; положение глаз было симметричным, зрение по цветотесту — бинокулярным, объем абсолютной аккомодации составил 7,34 ± 0,17 дптр, запас относительной аккомодации был равен —2,17 ± 0,27 дптр, отрицательная часть относительной аккомодации составила 2,6 ± 0,19 дптр.

В третью группу вошли дети, которые посещали специализированный детский сад. Им проводилось лечение амблиопии и нарушений бинокулярного зрения традиционными методами. П( степени амблиопии все дети были разделены на 3 группы. В I группу вошли дети с амблиопией высокой степени — с остротой зрения на худшем глазу 0,05—0,2, во II — дети с амблиопией средней степени — острота зрения — 0,3—0,4 и в III — вошли дети со слабой степенью амблиопии — острота зрения 0,5 и выше. В свою очередь, по положению глаз, наличию или отсутствию девиации и состоянию бинокулярного зрения те же больные распределялись на три подгруппы: а) монокулярное зрение со сходящимся косоглазием, б) монокулярное зрение без косоглазия, в) одновременное и бинокулярное зрение.

50 детей играли в специальные компьютерные игры в условиях видеошлема. До этого они все прошли лечение амблиопии традиционными методами. У детей на 8 глазах была амблиопия высокой степени (с остротой зрения 0,05—0,2), на 14 глазах — средней степени (острота зрения 0,3—0,4), у большей части детей амблиопия была слабой степени (67 глаз, острота зрения 0,5 и выше). Рефракция у детей составила в I группе +2,25 ± 1,08, во II группе +5,46 ± 0,56, в III группе +3,7 ± 0,30 дптр.

Рис. 1. Шлем виртуальной реальности

Р е з у л ь т а т ы и о б с у ж д е-

н и е. Видеошлем представляет собой комбинацию из трех основных систем виртуальной реальности (рис. 1), которыми являются: 1) аудио-наушники; 2) два жидкокристаллических видеомонитора — по одному на каждый глаз; 3) встроенные сенсоры на несколько направлений движения головой, обеспечивающие ориентацию в пространстве — трек-кинг. В видеошлеме для уменьшения его габаритов и увеличения изображения на экране дисплеев используется оптическая система, которая позволяет размещать экраны на близком расстоянии от глаз (около 12—15 см). Таким образом, пользователь рассматривает изображения, предъявляемые на двух жидкокристаллических мониторах через бинокулярный микроскоп.

Выполнение игровых ситуаций в видеошлеме создает уникальные условия для работы зрительного анализатора, при этом требуя активного участия психомоторных функций. Погружение в виртуальную реальность позволяет сосредоточить все внимание на выполнении конкретной задачи. В то же время оптическая система так же, как и дисплей, оказывает свое специфическое воздействие на зрительные функции. Учитывая то, что наводка на резкость в системе осуществляется с помощью окулярной части микроскопа, рефлекторная часть аккомодации оказывается выключенной. Длительное рассматривание изображения приводит к напряжению тонической части аккомодации.

Выполнение игровых ситуаций в условиях видеошлема требует от пользователей большого зрительного и эмоционального напряжения. Если за монитором обычного компьютера пользователи могут играть часами, то в условиях видеошлема, как правило, они играют не более 30—40 мин. Конечно, за такое короткое время зрительная система, возможно, не претерпевает значительных изменений, но те жалобы, которые возникают у пользователей (жалобы на усталость), свидетельствуют о проявлениях астенопии.

Взрослые и подростки в течение 15 дней играли в стандартные компьютерные игры (Doom, Doom 2) в условиях видеошлема в течение 30—41 мин. До начала, через 5 и 15 дней занятий и через 2 мес после окончания занятий проводили контрольные исследования.

Дети в течение 15 дней выполняли задания в условиях видеошлема по специально разработанным программам. Контрольные исследования проводились в те же сроки, что и у взрослых и подростков.

До занятий острота зрения у взрослых в среднем по группе была равна 0,96, после 15 занятий она возросла до 1,0. В отдаленные сроки после окончания занятий (через 2 мес) острота зрения сохранялась равной 1,0.

До занятий у подростков острота зрения без коррекции была равна 0,63. Через 15 занятий острота зрения без коррекции повысилась на 0,05. То есть, в игровой ситуации в условиях видеошлема создается тенденция к повышению остроты зрения. Через 2 мес после окончания занятий достигнутое повышение остроты зрения сохранялось.

Учитывая то, что работа в условиях видеошлема способствует развитию остроты зрения у здоровых лиц и подростков, были разработаны специальные тесты, которые предназначены для занятий детей с амблиопией. Нали-

чие двух экранов разделяет поля зрения правого и левого глаза: полная стереоскопическая картинка получается только в том случае, когда каждый глаз видит ее на своем экране. Данное обстоятельство вынуждает амблиопич-ный глаз принимать активное участие в выполнении задания.

После лечения амблиопии традиционными методами 50 детей играли в компьютерные игры в условиях видеошлема. Контрольные исследования остроты зрения показали, что после 15 дней занятий острота зрения у детей с высокой степенью амблиопии достоверно возросла в среднем на 0,12 (р < 0,05), со средней степенью амблиопии — на 0,21 (р > 0,05 — недостоверно), со слабой степенью амблиопии — на 0,15 (р < 0,01). Причем это повышение остроты зрения оказалось устойчивым и через 2 мес после окончания занятий (табл. 1).

После проведения игровых сеансов в условиях виртуальной реальности произошли изменения в аккомодационной системе, которые можно охарактеризовать реакциями аккомодации на зрительную нагрузку. Для длительного удержания четкого экранного изображения на сетчатке глаза, тоническая часть аккомодации должна быть максимально напряжена. Реакции аккомодационной системы, происходящие после занятий в условиях видеошлема, связаны с изменением в состоянии вегетативной нервной системы [2, 12]. У испытуемых наблюдались следующие реакции аккомодационной системы на зрительную нагрузку: I тип — удаление зоны ясного видения от глаза указывает на усиление тонуса симпатической нервной системы, II — приближение зоны ясного видения к глазу — усиление тонуса парасимпатической нервной системы, III — сужение зоны ясного видения связано с развитием зрительного утомления, IV — расширение зоны ясного видения ука-

Т а б л и ц а 1

Изменение остроты зрения у детей с амблиопией после занятий в условиях видеошлема

Степень амблиопии Количество человек и число глаз Среднее значение остроты зрения

До лечения Через 5 занятий Через 15 занятий Через 2 мес после окончания занятий

Высокая 2 (4) 0,15 ± 0,02 s ± 0,06 0,19 ± 0,04 s ± 0,11 0,27 ± 0,05 s ± 0,15 0,27 ± 0,05 s ± 0,14

Средняя 7 (14) 0,35 ± 0,09 s ± 0,34 0,40 ± 0,1 s ± 0,37 0,55 ± 0,13 s ± 0,47 0,56 ± 0,13 s ± 0,48

Слабая 34 (67) 0,69 ± 0,02 s ± 0,18 0,73 ± 0,02 s ± 0,17 0,84 ± 0,02 s ± 0,16 0,85 ± 0,02 s ± 0,17

зывает на тренировочное воздействие, V — зона ясного видения осталась без изменения.

На рис. 2 представлены реакции аккомодации у взрослых на зрительную нагрузку в условиях видеошлема в различные сроки наблюдения.

В 40 % случаев в первые 5 дней занятий объем аккомодации увеличился за счет расширения зоны ясного видения (IV тип реакции аккомодации). При дальнейшем увеличении нагрузки тренировочный эффект несколько снизился (расширение зоны ясного видения осталось в ' 25 % случаев). В 30 % случаев произошло приближение зоны ясного видения к глазу и только в 15 % случаев удаление.

Через 15 занятий картина резко изменилась: в большинстве случаев (45 % ) возросло зрительное утомление, которое выразилось сужением зоны ясного видения. Полученные результаты являются достоверными по непараметрическому критерию Уилкоксона для уровня значимости a = 0,05.

Последействие зрительной нагрузки продолжалось и через 2 мес после окончания занятий — зрительное утомление развилось в 55 % случаев.

У подростков 12—17 лет через 5 занятий реакции аккомодации распределяются следующим образом: I тип — в случаев, II — в 30,8 %, III — в 15,4 %, IV — в

28,2 %; через 15 занятий число лиц с I типом реакции аккомодации увеличилось до 33,3 % случаев (по критерию Уилкоксона данные являются достоверными для уровня значимости a = 0,05), а остальные встречались одинаково часто: II — 23,1 %, III — 20,5 %, IV — 23,1 % , что свидетельствует о вариабельности реакций аккомодации, на фоне развитой аккомодационной системы подростков. Через 2 мес после окончания занятий наблюдается увеличение числа лиц с I типом реакции аккомодации (удаление зоны ясного видения от глаза в 51,3 % случаев), что свидетельствует о развитии первых признаков зрительного утомления (рис. 3).

Исследованием аккомодации и бинокулярного зрения у детей с амблиопией различной степени было выявлено, что показатели бинокулярного зрения и относительной аккомодации, как и у взрослых и подростков, за 15 занятий практически не изменились. Наиболее чувствительной к зрительной нагрузке оказалась абсолютная аккомодация. Хотя объем аккомодации не изменился, но произошло смещение ближайшей и дальнейшей точек ясного видения, характеризующих изменение напряжения аккомодации в этих зонах.

Для детей 5—7 лет независимо от степени амблиопии реакции аккомодационной системы на зрительную нагрузку были идентич-

х г

о <

У

я

Типы

Н II 11 III

Через 5 дней Через 15 дней Через 2 мес

Срок наблюдения

Рис. 2. Реакции аккомодации у взрослых на зрительную работу, выполняемую в условиях видеошлема, в различные сроки наблюдения

ны, поэтому мы объединили всех детей в одну группу. После первых 5 дней занятий наиболее характерными для детей являются реакции аккомодации I (36 % случаев) и II (30 % случаев) типов (признаки развития утомления), эта тенденция сохраняется после 15 занятий (I —34 %, II — 35 %) и через 2 мес после окончания занятий — 35 %), что указывает на стабильность

реакций аккомодации у детей дошкольного возраста, у которых аккомодация находится в стадии развития (рис. 4). По критерию Уил-коксона полученные результаты являются достоверными для уровня значимости а = 0,02.

Таким образом, напряженная зрительная работа, выполняемая в условиях видеошлема в течение 15 дней, приводит к изменению в состоянии аккомодационной системы. Иссле-

60

рез 5 дней

Через 15 дней

Через 2 мес Срок наблюдения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Реакции аккомодации у подростков на зрительную нагрузку, выполняемую в условиях видеошлема,

в различные сроки наблюдения

эез 5 дней

Через 15 дней

Через 2 мес

Срок наблюдения

Рис. 4. Реакции аккомодации у детей на зрительную работу, выполняемую в условиях видеошлема,

в различные сроки наблюдения

Т а б л и ц а 2

Изменение зрительной продуктивности у лиц разного возраста после занятий в условиях видеошлема

Возраст пациентов, лет Зрительная продуктивность на различных этапах исследования, %

До работы в условиях шлема Через 5 занятий Через 15 занятий Через 2 мес после окончания занятий

20—32 19,9 ± 0,9 21,3 ± 0,7 23,3 ± 0,8 21,2 ± 0,6

12—17 11,9 ± 1,3 14,0 ± 1,4 16,9 ± 1,4 15,2 ± 1,1

5—7 3,8 ± 0,2 4,4 ± 0,2 5,6 ± 0,3 5,1 ± 0,3

дования показали, что реакции аккомодации в значительной степени зависят от возраста пациентов, что связано с возрастным развитием аккомодационного аппарата. У детей младшего возраста (до 7 лет) цилиарная мышца находится в состоянии развития. Это проявляется в недостаточной дифференциации мышечных групп, незаконченном развитии иннервации, слабой сократительной способности мышц [10]. У подростков наблюдается прогрессивная дифференциация цилиарной мышцы. В возрасте от 21 до 35 лет в мышце происходят первые изменения, для которых характерно увеличение внутримышечной соединительной ткани. В наших исследованиях наиболее вариабельные реакции аккомодационной системы на зрительную нагрузку отмечались у подростков. У взрослых после 15 дней интенсивной зрительной нагрузки были наиболее всего выражены признаки зрительного утомления — сужение зоны ясного видения.

У взрослых, подростков и детей определяли зрительную продуктивность. В табл. 2 представлены величины изменения зрительной продуктивности под воздействием зрительной работы, выполняемой в условиях видеошлема.

Во всех трех возрастных группах зрительная продуктивность в ходе использования видеошлема достоверно возросла у взрослых в среднем на 3,45 %, у подростков на детей на 1,74 % по сравнению с первоначальными данными. Это говорит о том, что актив -ное выполнение игровых ситуаций в условиях видеошлема повышает точность и скорость выполнения корректурной пробы. В данном случае можно говорить о тренировочном воздействии видеошлема на развитие зрительно-моторной реакции и внимание. Этот эффект несколько снизился через 2 мес после окончания работы с видеошлемом (у взрослых — на 2,08 %, у подростков — на 1,73 %, у дошкольников — на 0,42 % по сравнению с данными, полученными сразу после 15 дней занятий).

В ы в о д ы. 1. Шлем виртуальной реальности может быть использован с тре-

нировочной целью для развития аккомодационной способности, увеличения зрительной продуктивности, а также для тренировки остроты зрения, в том числе при амблиопии. 2. Длительное применение видеошлема (15 дней и более) в игровых целях в 75 % случаев может приводить к развитию зрительного утомления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов В.Г., Зимина И.А., Коробкова Л.Р. // Опыт и перспективы совместной работы органов здравоохранения и народного образования по охране зрения детей. — М., 1984. — С. 77—78.

2. Аветисов Э.С. Близорукость. — М.: Медицина, 1999.

3. Гончарова С.А., Булавинцева Г.А., Лупырь Л.П., Моргунова А.А. // Офтальмол. журн. — 1982.

— № 6. — С. 339—342.

4. Грабовска И.В., Мозга В.А. // Вестн. офталь-мол. — 1981. — № 6. — С. 57—59.

5. Григорьева Л.П., Кондратьева С.И., Сташевс-кий С.Е. // Журн. высшей нервной деятельности. —

1990. — Т. 40, вып. 4. — С. 620—648.

6. Губкина Г.Л., Смольянинова И.Л., Белозоров А.Е., Шапиро В.М. // Материалы научно-практ. конф. «Актуальные вопросы детской офтальмологии».

— М: МНИИ ГБ им. Гельмгольца, 1997. — С. 245—248.

7. Добромыслов А.Н., Маймулов В.Г. // Офталь-мол. журн. — 1984. — № 3 — С. 130—133.

8. Земцова М.И., Каплан А.И., Певанер М.С. Дети с глубокими нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1967.

9. Исайченкова Л.И., Кащенко Т.П., Тарасцова М.М. // Материалы научно-практ. конф. «Актуальные вопросы детской офтальмологии». — М.: МНИИ ГБ им. Гельмгольца, 1997. — С. 245—248.

10. Ковалевский Е.И. //Сб.: Возрастные особенности нормы и патологии органа зрения у детей. —

М., 1968. — Вып. 1. — С. 16—25.

11. Рожкова Г.И., Подугольникова Т.А., Лешке-вич М.А. и др. // Вестн. офтальмол. — 1998. — № 4. — С. 28—31.

12. Страхов В.В. // Тезисы докладов 8-го съезда офтальмологов России.— М., 2005. — С. 700— 701.

13. Шелепов Р. // Интернет. www.ixbt.com. Опубликовано 8 февраля 2001 г.

14. Campbell F.W., Hess R.F., Weston P.G., Banks R. // Brit. J. Ophthal. — 1978. — Vol. 62, No. 11. _ P. 749—755.

Поступила 19.06.06

УДК 577.1+613.632:616-008

B.C. Рукавишников, A.M. Соседова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СОЧЕТАННОГО ДЕЙСТВИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО И ХИМИЧЕСКОГО ФАКТОРОВ

АФ — НИИ медицины труда и экологии человека ГУ НЦ МЭ ВСНЦ СО РАМН, г. Ангарск

Разработаны иммуноаллергологические критерии ответной реакции организма на сочетанное действие факторов биологической и химической природы. Предложены наиболее значимые информативные критерии, позволяющие дифференцировать варианты ответной реакции.

Ключевые слова: методологический подход, сочетанное действие, биологический фактор, химический фактор.

V.S. Rukavishnikov, L.M. Sosedova. Methodologic aspects of evaluating associated biologic and chemical influence. Immune and allergologic criteria specified describe human response to combined action of chemical and biologic factors. The authors suggested the most important and informative criteria differentiating the response variants.

Key words: methodologic approaches, combined effects, biologic and chemical factors.

апскуссnn

j

Разработка научно обоснованных подходов к гигиеническому регламентированию сочетан-ного воздействия факторов окружающей среды является одним из основных вопросов профилактической токсикологии. Вместе с тем наблюдается значительное отставание в решении токсико-гигиенических и экологических проблем одновременного воздействия химического и биологического загрязнения. Статья посвящена разработке подходов к принципам изучения и критериям оценки сочетанного действия биологических и химических веществ и обобщает материалы длительных исследований, выполненных в Институте [9, 10].

Одним из центральных вопросов при изучении риска сочетанного влияния биологических факторов с химическими веществами является оценка наблюдаемых биологических эффектов. Развивающаяся при этом ответная реакция основных регулирующих систем, необходимая для поддержания гомеостаза на определенном уровне, чаще всего не укладывается в прямолинейную классическую зави-

симость «доза—эффект» или «доза—время— эффект».

В связи с этим наиболее перспективным представляется подход, ориентированный на установление интегральной характеристики состояния целостного организма при заданных уровнях или сочетаниях воздействия в конкретный период времени. Изучение зависимости «доза—статус организма» включает оценку непосредственно всей суммы эффектов как единого целого и предполагает учитывать до-нозологическую ответную реакцию организма [1]. Данный методический прием значительно облегчает анализ полученных материалов и является, на наш взгляд, наиболее оптимальным для понимания особенностей и общебиологических закономерностей реагирования организма на сочетанное действие. В качестве стержневой идеи оценки ответной реакции организма должна быть гипотеза континуума (непрерывности) переходных состояний от нормы к патологии, учитывая которую, патогенетически значимые критерии позволяют на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.