Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НАПОЛНЯЕМОСТИ ГРУПП ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СВЯЗИ С ПЛАНИРОВОЧНЫМИ РЕШЕНИЯМИ И ОБОРУДОВАНИЕМ ГРУППОВЫХ ПОМЕЩЕНИИ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НАПОЛНЯЕМОСТИ ГРУПП ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СВЯЗИ С ПЛАНИРОВОЧНЫМИ РЕШЕНИЯМИ И ОБОРУДОВАНИЕМ ГРУППОВЫХ ПОМЕЩЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г.В. Терентьева, О.Г. Иванова, Г.А. Шаршаткина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The area of the group premises in child preschool centers (50 m²) with the existing number of children in a group (25) does not provide hygienic conditions for the organization of regime requirements. Physiological studies of the functional status of children, ergonomic calculations and pedagogical observations made it possible to recommend that the number of preschool groups should be decreased down to 20 children.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НАПОЛНЯЕМОСТИ ГРУПП ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СВЯЗИ С ПЛАНИРОВОЧНЫМИ РЕШЕНИЯМИ И ОБОРУДОВАНИЕМ ГРУППОВЫХ ПОМЕЩЕНИИ»



КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990

УДК 6ia.954.4-07

• ^

Г. В. ТерентьеваО. Г. Иванова, Г. А. Шаршаткина

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НАПОЛНЯЕМОСТИ ГРУПП ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СВЯЗИ С ПЛАНИРОВОЧНЫМИ РЕШЕНИЯМИ И ОБОРУДОВАНИЕМ ГРУППОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Институт гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков ВНИЦ профилактической медицины Минздрава СССР, Москва

Нормативная наполняемость дошкольных групп в детских дошкольных учреждениях (ДДУ) составляет в настоящее время 25 человек. Многолетние наблюдения убедили нас, что при указанной наполняемости, а тем более ее превышении, что имеет место на практике, не обеспечиваются необходимые для сохранения здоровья детей санитарно-гигиенические условия. Скопление значительного числа детей на относительно небольшой (50 м2) площади групповой комнаты увеличивает контагиозность при распространении детских инфекций и вирусных забо-£ леваний, повышает уровень шума, приводит к перевозбуждению и повышенной утомляемости детей, снижает их двигательную активность, ухудшает качество воздушной среды. Все указанное неблагоприятно отражается на функциональном состоянии детей и в определенной степени объясняет высокий уровень заболеваемости в ДДУ ['2, 6, 8].

В настоящем сообщении представлены результаты гигиенической оценки наполняемости дошкольных групп в ДДУ в связи с планировочными решениями и оборудованием групповых помещений.

Типовая программа воспитания и обучения в детском саду требует организации в групповой Аряда функциональных зон (для занятий и приема пищи, игр, живого уголка), имеющих определенный набор оборудования.

Согласно методическим рекомендациям «Об использовании мебели в детских дошкольных учреждениях», в групповых помещениях средней и старшей групп устанавливается набор мебели в количестве 51 предмета, в том числе 13 двухместных столов, занимающих общую площадь 17,24 м2. Однако каждый предмет мебели должен иметь рабочую зону, обеспечивающую возможность его полноценного использования.

Эргономические расчеты показывают, что расстояние между столами должно быть не менее 0,5 м. Это дает возможность отодвинуть стул и свободно встать или сесть за стол. Ширина детского стола составляет по нормативам 0,45 м. Таким образом, рабочая зона за каждым столом в переднезаднем направлении должна быть не ^менее 0,95 м (0,45+0,5). Кроме того, необходимо обеспечить свободный доступ воспитателя к каждому работающему ребенку. Для этого расстояние между рядами столов должно равняться

0,6 м. Если учесть, что длина стола 1,1 м, то рабочая зона каждого стола в поперечном направлении составит 1,7 м (1,1+0,6). Следовательно, общая площадь для каждого 2-местного стола должна составлять 1,62 м2 (1,7X0,95), а для 13 столов — 21,06 м2.

Рассчитывая подобным образом рабочую площадь для каждого вида мебели и оборудования, можно вычислить их общую площадь, необходимую для их установки. Она равна 33,3 м2.

Для удобства работы воспитателя с эргономических позиций расстояние от грифельной доски до 1-го ряда столов должно быть не менее 1,05 м. Оптимизация условий зрительной работы дошкольников требует учитывать также зоны обзора и границы зрительного поля детей, в связи с чем расстояние столов от доски увеличивается до 2 м [3, 4]. На это положение следует обратить серьезное внимание, так как программа обучения и воспитания детей в ДДУ предусматривает систематические занятия уже с детьми 3-летнего возраста, когда аппарат аккомодации глаза развит еще очень слабо, а к 5—6-летнему возрасту общая продолжительность занятий составляет более 1 ч.

Выраженное напряжение аккомодационной функции глаза ведет к утомлению его мышечного аппарата, а при повторных воздействиях создаются условия, способствующие нарушению рефракции [1].

Нами были проведены экспериментальные исследования степени утомления аккомодационного аппарата глаз у дошкольников 5—6 лет во время занятий при различном размещении за столами, что обусловливало разные «углы рассматривания» (угол, образованный линией взора и плоскостью доски в наиболее удаленной от ребенка точке). До и после стандартной зрительной нагрузки (срисовывание с доски акварельными красками в течение 15—20 мин ряда фигур, разных по форме и окраске) определяли объем аккомодации проксиметрическим методом с помощью аккомодометра, изготовленного в экспериментальных мастерских Московского НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. Всего проведено 120 наблюдений на 50 детях.

Степень утомления цилиарной мышцы глаза оценивали по величине коэффициента утомляемости (К). При этом отрицательная величина его указывала на увеличение объема аккомода-

1-й ряд

2-й ряд

28 33 47 49 56 63 30

• •

Изменения функции аккомодации глаза по средней величине коэффициента утомления в зависимости от величины угла рассматривания.

По оси абсцисс — величины углов рассматривания (в градусах); по оси ординат — средние величины коэффициента утомляемости аккомодационного аппарата глаза.

ции или отсутствие утомления, а положительная — на утомление.

На рисунке представлено изменение средних величин К при увеличении угла рассматривания от 28 до 90°. Обозначенные на оси абсцисс углы имели реальное значение, поскольку были измерены непосредственно во время эксперимента в связи с конкретным местом работы каждого ребенка. Как видно из рисунка, при углах рассматривания от 28 до 42 °К имеет положительное значение, а его изменения статистически недостоверны. Следовательно, работа детей с доской при данном диапазоне углов рассматривания приводит к выраженному снижению функции аккомодации глаза. При увеличении угла рассматривания с 42 до 44° ситуация отчетливо изменяется: положительное значение коэффициента становится отрицательным (р<0,001). В диапазоне 44—49° изменения К статистически недостоверны, но при увеличении угла рассматривания до 58° имеет место его существенное увеличение, что свидетельствует об улучшении условий для работы детей. Наиболее благоприятные с гигиенических позиций условия для зрительной работы детей складывались при рассаживании детей прямо перед доской (угол рассматривания 90°) на расстоянии 2,5 м.

Санитарно-гигиеническое обследование более 40 ДДУ в Москве, Ленинграде, Минске, Ереване, Киеве, Воркуте, Якутске показало, что в зданиях ДДУ, построенных по типовым проектам последних 10 лет, конфигурация группового помещения чаще имеет форму прямоугольника, где более короткие стороны являются наружными ограждающими конструкциями с оконными проемами в виде ленты (типовой проект 1У-44) или отдельных 5—6 окон (типовые проекты У1-52 I и II варианты). Одна из длинных сторон граничит со спальней и имеет одну дверь, расположенную посредине. На другой стороне расположены 3 двери: в раздевальную, туалетную и буфетную, причем последняя часто открывается в групповую.

При расстановке столов не полностью учитываются гигиенические рекомендации: расстояние от ряда столов до наружной стены менее 0,5 м; первые столы отстоят от доски на 1 —1,5 м. В то же время отодвинуть все столы вглубь помещения практически невозможно, так как в этом случае они будут мешать использованию буфетной, туалетной, зеленого уголка. ^

Чем дальше стол отстоит от доски, тем больше^ угол рассматривания. При этом существенное значение имеет также длина доски. При длине доски 1,5 м 7 из 26 посадочных мест (или 27%) имеют угол рассматривания менее 44° (22—44°). Следовательно, более чем у 25 % детей в группе при работе с доской создаются неблагоприятные для функции зрения условия.

При длине доски 1 м 5 из 26 мест обусловливают угол рассматривания менее 44°, т. е. 20 % детей во время занятий испытывают повышенную нагрузку на аккомодационный аппарат глаза. При трехрядной расстановке столов и длине доски 1 м угол рассматривания у детей, сидящих за первыми столами в крайних рядах, будет более 45° при удалении их от доски на 2,3 м. % Однако в реальной жизни расставить 13 столов с соблюдением указанного условия практически невозможно. Выполнение всех необходимых гигиенических требований позволяет установить максимум 10 двухместных столов.

При продольной конфигурации групповых помещений (типовые проекты 212-2-ЗЛГ/81, 214-2-2ЛГ и др.), когда имеет место одна длинная светонесущая стена, а доска висит на короткой, также нельзя поставить более 10 столов по 5 в каждом ряду, поскольку 6-й и тем более 7-й стол в ряду при этом будет удалены от доски более чем на 6 м, что неблагоприятно скажется на зрительной функции [7].

Трехрядная расстановка столов в групповом^ помещении продольной конфигурации не может" удовлетворить гигиеническим требованиям уже по другой причине: на 3-м ряду от светонесущей стены уровень естественного освещения на рабочей поверхности столов ниже нормативного (200 лк), который в настоящее время пересматривается в сторону увеличения. По той же причине невозможно правильно расставить более 10 столов в помещении квадратной конфигурации.

Если в помещении продольной конфигурации обе длинные стены светонесущие, то с учетом гигиенических требований в нем можно разместить 12—14 столов, но тогда общая площадь зоны для занятий составит 47 м2, т. е. займет практически всю площадь группового помещения.

Ненамного больше площади группового помещения высвобождается в случае рациональной^ расстановки 13 столов при наиболее часто встречающейся поперечной конфигурации. При этом столы приходится ставить в 4 ряда, и с учетом

необходимой рабочей зоны перед доской вся площадь для занятий составляет 42,2 м2. Таким образом, для сюжетно-ролевых игр, подвижной деятельности остается всего 7 м2. Поскольку практически в каждой группе организуются уголки для сюжетных игр (комната кукол, парикмахерская и др.), то подвижная деятельность ^детей должна проходить на площади 4—5 м2. *По антропометрическим данным, ребенок 5— 6 лет занимает площадь стоя 0,12 м2, сидя 0,14 м2. 25 детей, располагаясь в групповой вплотную друг к другу, займут площадь около 3,5 м2. Естественно, что в этих условиях подвижная деятельность становится невозможной. Опыт эксплуатации ДДУ показывает, что несколько большие зоны для игр детей (8—10 м2, что также крайне мало для 25 детей) высвобождаются лишь за счет нерациональной,' с нарушением гигиенических требований расстановки оборудования.

Приведенные в литературе данные свидетельствуют, что дети, посещающие ДДУ, недостаточно реализуют свойственную им естественную по-Щ требность в движениях, их двигательная активность явно недостаточна, а это в свою очередь неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья [5].

ДДУ как учебно-воспитательные заведения должны обязательно выполнять и оздоровительную функцию. Необходимым условием для нормального роста и развития, а также сохранения здоровья детей является правильно организованное физическое воспитание. В наибольшей степени оно должно реализоваться во время прогулок и физкультурных занятий на открытом воздухе. Однако даже в средней полосе дети более 5 мес в году не всегда имеют возможность гулять в течение нормированного времени из-за ¿погодных условий, а в районах Севера и Сибири Чэтот период более продолжителен. Поэтому при оборудовании группового помещения необходимо предусмотреть организацию спортивного уголка. Оптимальным может быть устройство мини-ста-

диона площадью 4 м2. Положительно решить этот вопрос можно, только убрав из групповой 2 стола, которые занимают вместе с рабочей зоной 3,3 м2. В этом случае появляется также возможность расставить оставшиеся 10 столов с учетом необходимых гигиенических требований.

Таким образом, гигиеническая оценка оборудования групповых помещений ДДУ в связи с их планировочными решениями показала, что наполняемость дошкольных групп не должна превышать 20 детей. При более высокой наполняемости нарушаются гигиенические принципы и создаются условия, неблагоприятно влияющие на здоровье детей.

Литература

1. Базарный В. Ф. Научная основа массовой диспансеризации и управляемого развития зрения у детей в условиях дошкольно-школьного воспитания и обучения. — Красноярск, 1984.— С. 22.

2. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Пуртов И. //.//Педиатрия.— 1984. —№ П. —С. 38—41.

3. Воронова Б. 3. //Гиг. и сан. — 1979. — №4. — ç 26_29.

4. Глушкова Е. К. //Там же.— 1961.— № 12.— С. 34— 38.

5. Силина О. В. Гигиеническая оценка двигательного режима детей старшего дошкольного возраста в детском саду: Дис.... канд. мед. наук.— М., 1982.

6. Таточенко В. К. // Вопр. охр. мат.— 1981.— № 9. — С. 3—6.

7. Шарова М. А. и др.//Гиг. и сан. — 1988. — № П.— С. 17—19.

8. Юрко Г. П., Веремкович JI. В. // Всесоюзная науч.-практ. конф. «Состояние здоровья и пути повышения качества врачебно-профилактической помощи женщине-матери и ребенку»: Тезисы докладов. — M., 1987. — С. 83—85.

Поступила 17.03.89

Summary. The area of the group premises in child preschool centers (50 m2) with the existing number of children in a group (25) does not provide hygienic conditions for the organization of regime requirements. Physiological stib dies of the functional status of children, ergonomie calculations and pedagogical observations made it possible to recommend that the number of preschool groups should be decreased down to 20 children.

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.