Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРОВ ШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕФРАКЦИИ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРОВ ШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕФРАКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of 0.5-hour computer loading on accommodation, critical frequency of a flicker, vision capacity for work, the function of the central nervous system was studied. Significant functional changes were revealed in schoolchildren with myopia. Protective screens were found to improve their functional indices. Therefore, children with myopia should be identified as a risk group to regulate their work regimen.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРОВ ШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕФРАКЦИИ»

минов, отдельных минеральных элементов, нерациональным составом жировой части рациона.

Неблагоприятные изменения в организацию и состояние питания населения в изучаемый период внесли реформа розничных цен ("О реформе розничных цен и социальной защите населения" — постановление СМ СССР от 19 марта 1991 г.), а также введение при распределении основных продуктов питания системы талонов. Например, в ходе наблюдения за состоянием питания учащихся в столовых ПТУ отмечено резкое снижение в 1991—1992 гг. пищевой и биологической ценности рационов по белкам на 22%, жирам — на 43%, углеводам — на 32%, отдельным витаминам — на 28—31%, минеральным веществам — на 30—56%, общей калорийности — на 34%. В последующие годы отмечена тенденция к увеличению потребления отдельных пищевых продуктов при сохраняющемся дисбалансе основных пищевых веществ в рационах.

Выполненные нами прогнозные оценки позволяют отнести к числу приоритетных проблем рационализации питания отдельных групп населения как в настоящее время, так и в будущем следующие направления:

— обеспечение населения биологически активными пищевыми веществами (комплексами витаминов, в том числе антиоксидантного ряда, пектинами, белковыми и жировыми композициями определенного состава), способствующими повышению неспецифической резистентности

организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды и предотвращающими развитие ряда хронических заболеваний, включая злокачественные новообразования;

— дальнейшее проведение гигиенического мониторинга структуры и качества питания различных групп детского, подросткового и взрослого населения с установлением и оценкой причинно-следственных взаимосвязей фактического питания и состояния здоровья;

— создание и эффективное использование банков данных о состоянии фактического питания отдельных групп населения в разных регионах страны, а также пищевой технологии;

— осуществление системного обучения и гигиенического воспитания населения принципам сбалансированного питания с учетом возможного неблагоприятного воздействия производственных (учебных), климатических, экологических и других факторов.

При наиболее полной практической реализации конкретных мероприятий в рамках выделенных направлений представляется возможным управление отдельными показателями состояния здоровья населения путем рационализации питания.

Поступила 24.07.95

Summary. The real nutrition of population groups in four large regions of Russia over the past ten years was studied. Scientific forecast of food and energy consumption till 2002 was made. Priorities of diet rationalization of different population groups were forwarded.

Гигиена детей и подростков

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1996 УДК 617.753-053.5:613.955]:681.31

П. И. Гуменер, О. В. Кайсина, С. Л. Ковалькова, Е. В. Бородина, Т. В. Шумкова

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРОВ ШКОЛЬНИКАМИ

С НАРУШЕНИЯМИ РЕФРАКЦИИ

НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора России, Москва

Гигиенические вопросы при работе за компьютером лиц с нарушениями рефракции изучены недостаточно. Однако убедительно показано, что операторы, пользующиеся корригирующими очками, чаще жалуются на зрительный дискомфорт, чем те, у которых нет нарушений рефракции [11-14].

О значении профилактики заболеваний глаз при работе за компьютером свидетельствует тот факт, что применение дисплеев низкого качества может способствовать, по мнению экспертов ВОЗ, развитию миопии со скоростью 1 дптр в год [1].

У школьников были проведены динамические 2-летние наблюдения Лабораторией оптико-фи-зиологических методов коррекции зрения НИИ ГПЗДПиМ (у 113 учащихся 9-х и 10-х классов средней школы). Среди школьников, занимающихся предметом "Основы информатики и вы-

числительной техники", лишь у 1/3 выявилось незначительное ухудшение зрительной функции к концу учебного года в 10-м классе, диагностируемое при помощи "Диоптрона" [2]. Авторы считают, что их данные не позволяют говорить об отрицательном влиянии занятий информатикой на состояние зрения у школьников. Наряду с этими оптимистическими данными имеются материалы, согласно которым у школьников с нарушениями рефракции под влиянием работы за компьютером наблюдаются сдвиги функционального состояния организма (ФСО) более неблагоприятные, чем у школьников с нормальной рефракцией [8, 9].

Для уточнения гигиенических вопросов, связанных с влиянием работы за компьютером на школьников с нарушениями рефракции, были проведены исследования при воздействии компь-

Таблица 1

Характеристика состояния зрения обследованных школьников

Состояние рефракции

Острота зрения (без коррекции)

Число учащихся

Миопия

Гипсрметропия

Эммстропия

0,18 ± 0,04 0,65 ±0,12 1,0 ± 0,0

12 12 24

ютерной нагрузки, гигиенически оптимапьной для школьников с нормальной рефракцией, и при использовании защитного экрана дисплея.

Проведено 509 исследований учащихся 9—10-х классов с нормальным зрением, с миопией и ги-перметропией; характеристика рефракции дана в табл. 1. Дети работают за компьютером без очков.

Исследования проведены в экспериментальных условиях и в компьютерном классе на компьютерах IBM PC. Использовались защитные экраны "Русский щит". Применены следующие методы исследования до и после компьютерной 30-минутной непрерывной работы в виде игры — в лаборатории, а в компьютерном классе — при выполнении учебного задания:

1) определение аккомодационной способности глаза на основе изучения изменений ближайшей и дальнейшей точки ясного видения, объема абсолютной аккомодации, коэффициента утомляемости (КУ) аккомодационного аппарата глаза при помощи проксиметра С. J1. Шаповалова [10];

2) определение видимости при помощи монокулярного измерителя видимости М-53-А;

3) определение критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ);

4) определение ФСО при помощи комплексной методики "Компьютерный тест" (Кт) [6], основанный на учете изменений пороговой длительности предъявления зрительного стимула, качества его распознавания, латентного периода моторной реакции и скорости рабочих движений по формуле

Kr = 1А, - 51g(100 - А,)| • !А2 - 7,5Ig(100 - А2)1 • |А3 -- 101g(100 - A3)| • IA4 - 101g(100 - А4)],

где А| — количественная оценка распознавания сложного образа (четырехзначных цифр), полученная на основе соотношения процента правильных ответов тестируемой и исходной величины; А2 — соотношение времени экспозиции исходного сигнала (до рабочей нагрузки) и тестируемого; А3 — соотношение продолжительности исходной двигательной реакции и тестируемой; А4 — соотношение исходного латентного периода и при текущем тестировании;

5) определение зрительной работоспособности на основе компьютеризированной модификации изучения работоспособности методом корректурных проб [5], при этом продуктивность зрительной работоспособности (С) определялась при простом (ПЗ) и дифференцировочном- (ДЗ) задании по формуле [7]

С = 7|1 +/>1о82у>+(1-/01(^(1 -р)\,

где N — число всех ответов; / — время, затраченное на решение задания; р — вероятность пра-/ М

вильных ответов (р = у , где п — число правильных ответов).

Исследования показали, что 30-минутная компьютерная непрерывная работа вызывает у учащихся с миопией существенное изменение аккомодации, что выразилось в значительно более высоком значении КУ аккомодационного аппарата глаза у этих школьников по сравнению с детьми без нарушений рефракции (при миопии КУ равен 9,1 ± 2,7, а при нормальной рефракции — почти в 4 раза меньше — 2,4 ± 1,0) (см. рисунок). При ги-перметропии КУ также выше, чем при нормальной рефракции, но разница эта показывает только тенденцию сдвигов. Анализ изменений КЧСМ и видимости не выявил достоверных различий у учащихся с нарушениями рефракции и нормальным зрением.

Изучение динамики функционального состояния организма при помощи К,, показало, что у учащихся с миопией комплексный показатель, т. е. ФСО, ухудшается больше, чем при эмметропии.

а б в

Изменение ФСО учащихся с эмметропией, миопией и гиперметропией под влиянием компьютерной работы (по средним и индивидуальным данным).

I — эммстропия, 2 — миопия, 3 — гиперметрония, 4 — интенсивность работы, 5 — стрелка показывает направление ухудшения ФСО. 0ст;и|ы1ыс обозначения »тексте

Таблица 2

Влияние компьютерной работы на учащихся с нормальным зрением, с миопией и гиперметронией при использовании защитного

экрана (ЗЭ) и без него (БЗЭ)

Изменения ФСО по показателям

Характер рефракции КУ аккомодационного аппарата глаза интегрального показателя Кр С

БЗЭ ЗЭ Р БЗЭ ЗЭ Р БЗЭ ЗЭ Р

Эмметропия 2,4 ±1,0 1,9 ± 0,9 0,05 52,6 ± 2,7 55,0 ± 0,4 0,05 3,08 ± 0,04 3,43 + 0,08 0,01

Миопия 9,1 ±0,7 3,1 ± 1,1 0,05 40,1 ± 0,6 48,8 ± 2,2 0,01 2,85 ± 0,01 3,07 ± 0,05 0,01

Гиперметропия 4,5 ± 2,0 3,2 ± 0,9 0,05 52,1 ± 3,2 49,2 ± 5,2 0,05 2,96 ± 0,04 3,42 ± 0,04 0,01

Р\-г < 0,01 > 0,05 < 0,01 < 0,05 < 0,01 < 0,01

Р\-г > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05

При гиперметропии сдвиги были такие же, как и при нормальной рефракции.

Продуктивность зрительной работоспособности (С) после компьютерной нагрузки у учащихся с миопией достоверно ниже, чем при эмметропии и гиперметропии.

Индивидуальные данные иллюстрируют положение о том, что у учащихся с миопией компьютерная нагрузка вызывает существенно большее ухудшение ФСО, чем у детей с нормальной рефракцией и гиперметропией (см. рисунок, 1—3, 5 и 7-й ряды столбиков). У девочки б с миопией КУ больше в 1,5 раза, чем средний показатель (14,5 и 9,1), а у девочки а с нормальной рефракцией КУ даже уменьшается после компьютерной нагрузки, хотя работала она более интенсивно (у а — IV385, а у б — W108). У девочки в с гиперметропией отмечено незначительное снижение ФСО (в — КУ 0,6, W 207). Аналогично направление сдвигов Кт и С.

Приведенные данные указывают на необходимость выделить при гигиеническом регламентировании деятельности школьников на компьютере группу учащихся с миопией.

Вторая серия исследований направлена на определение профилактического значения защитных экранов при работе учащихся с нарушениями рефракции и с нормальным зрением на видеодисплейном терминале (ВДТ).

Выше было показано, что аккомодация при работе на ВДТ у учащихся с миопией изменяется значительно больше, чем у детей с нормальным зрением. Выявлено, что защитный экран у учащихся с миопией настолько улучшает условия работы, что показатель аккомодации у этих детей почти не отличается от КУ детей с нормальной рефракцией (табл. 2).

По показателям видимости и КЧСМ не выявлено достоверных различий во влиянии защитного экрана на учащихся с миопией и с эмметро-пией.

Изучение ФСО при помощи Кт показало, что у учащихся с миопией при использовании защитного экрана достоверно улучшается. У учащихся с эмметропией и гиперметропией достоверного улучшения Кт при использовании защитного экрана не отмечено (см. табл. 2).

Продуктивность зрительной работоспособности (С) под влиянием защитного экрана повышается у учащихся всех 3 групп, однако при миопии она остается ниже, чем при эмметропии. У школьников с гиперметропией продуктивность

зрительной работоспособности при работе с защитным экраном не отличается от С у школьников с нормальной рефракцией (см. табл. 2).

Полученные материалы позволяют поставить вопрос о пересмотре сложившегося мнения [3] об отсутствии необходимости специального гигиенического регламентирования работы школьников с нарушениями рефракции и обеспечения этого контингента защитными устройствами в первую очередь. Основанием для такого гигиенического регламентирования являются физиологические сдвиги у учащихся с миопией с остротой зрения около 0,2, работающих за компьютером без очков. При ограничении времени непрерывной компьютерной нагрузки до получаса, что рекомендовано для учащихся старших классов [4], у школьников с миопией наблюдаются выраженные изменения состояния аккомодационного аппарата глаза, зрительной работоспособности и функционального состояния центральной нервной системы при отсутствии существенных физиологических сдвигов у школьников с нормальной рефракцией. Эти различия, статистически достоверные, особенно наглядны при индивидуальном анализе. Например, КУ аккомодационного аппарата глаза у девочки с миопией в 6 раз превышает средний КУ у школьников с нормальной рефракцией.

Полученные данные позволяют считать необходимым решать вопросы гигиенического регламентирования компьютерной работы учащихся средней школы с учетом особенностей состояния их зрения.

Проведенные нами исследования выявили положительное влияние защитных экранов на функциональное состояние зрительного анализатора и организма з целом у учащихся с миопией. Эти данные позволяют считать, что при гигиенически принятых режимах работы на ВДТ учащихся с миопией необходимо в первую очередь обеспечить защитными экранами, а вопрос об аналогичных требованиях ко всем рабочим местам в школьных компьютерных помещениях требует дополнительных исследований.

Выводы. 1. При получасовой компьютерной нагрузке, гигиенически обоснованной для школьников старших классов с эмметропией, у учащихся с миопией наблюдаются выраженные физиологические сдвиги (состояния аккомодационного аппарата глаза, зрительной работоспособности, функционального состояния центральной нервной системы).

Ч -59 В

- 21 -

2. Для учащихся с миопией должны быть предусмотрены рабочие места, в которых дисплеи оборудованы защитными экранами.

Литература

1. Айзман Л. К. // Гигиенические проблемы компьютеризации общеобразовательной школы. — М., 1988. — С. 111-117.

2. Ананьев Н. А. и др. // Там же. — С. 45—55.

3. Временные санитарно-гигиенические нормы и правила устройства, оборудования, содержания и режима работы на персональных ЭВМ и ВТ в кабинетах ВТ и дисплейных классах всех типов средних учебных заведений. № 5146-89. - М., 1990.

4. Глушкова Е. К., Степанова М. И., Шичкова Л. Г. // Гигиенические проблемы компьютеризации общеобразовательной школы. — М., 1988. — С. 14—29.

5. Гуменер П. И., Бородина Е. В., Ковалькова С. Л., Щеголь-ков В. К:// Гиг. и сан. - 1994. - № 7. - С. 53-56.

6. Гуменер И. И., Глушкова Е. К., Степанова М. И. и др. // Там же. - 1991. - № 10. - С. 57-59.

7. Коган А. И., Севастьянов Б. А. // Механизмы кодирования зрительной информации. — М., 1966. — С. 80—89.

8. Мордвинов А. Г. Гигиеническое обоснование режима учебных занятий с применением компьютеров для уча-

щихся старших классов: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 1990.

9. Савватеева С. С. // Научно-практическая конф. по проблемам физического воспитания учащихся "Человек, здоровье, физическая культура в изменяющемся мире": Тезисы. — Коломна, 1993. — С. 80.

10. Шаповалов С. Л. Методика клинического комплексного исследования аккомодации: Метод, рекомендации. — М„ 1977.

11. Booss R. et al. // Scand. J. Work. Environ. Health. - 1985. - N 11. - P. 101-104.

12. Lanbi Т. // International Scientific Conference: Work with Display Units: Proceedings. — Stockholm, 1986. — P. 3—6.

13. Rubino G. et al. // Ibid. - P. 697-700.

14. Sauter S. // Ergonomics and Health in Modern Offices / Eds E. Grandjcan et al. — London, 1984. - P. 129-135.

Поступила 27.06.95

Summary. The influence of 0.5-hour computer loading on accommodation, critical frequency of a flicker, vision capacity for work, the function of the central nervous system was studied. Significant functional changes were revealed in schoolchildren with myopia. Protective screens were found to improve their functional indices. Therefore, children with myopia should be identified as a risk group to regulate their work regimen.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1996

УДК 616.152/. 153+616.632/.6321-053.5-02:613.632:546.49

В. Д. Жарская, В. Б. Матюшичев, И. В. Дворко ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КРОВИ И МОЧИ ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ РТУТНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Реабилитационный центр "Приморский", НИИ физиологии им. А. А. Ухтомского Санкт-Петербургского университета

В последнее время в структуре бытовых поражений населения растет удельный вес последствий контактов с парами ртути, причем категорию пострадавших все чаще пополняют дети и подростки [8]. Соответственно наряду с проведением необходимых профилактических и реабилитационных мер повышенную актуальность приобретает разработка методов тестирования мик-ромеркуриализма — совершенствование приемов индикации неблагоприятных изменений, происходящих в состоянии обследуемых на фоне хронического действия малых доз поллютанта. В этих случаях распознавание интоксикации сопряжено с большими трудностями, так как четкие и однозначные критерии ее связи с клиническими симптомами еще не выработаны [2]. Поскольку вдыхаемые пары металлической ртути, растворяясь в липидах, легко проникают через альвеолярный барьер и неизбежно попадают в циркуляцию, в плане поисков доступных и информативных подходов такого рода привлекает внимание контроль за реакцией системы крови. С учетом этого мы изучали характер зависимости ряда гематологических показателей от содержания ртути в биологических жидкостях школьников, подвергавшихся экологически обусловленному длительному интермиттирующему воздействию низких концентраций паров этого металла.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обследованы 232 школьника в возрасте от 7 до 15 лет, в течение 2 лет периодически находившихся в загрязненных помещениях с концентрацией паров ртути, оцениваемой интервалом 0,0006-0,003 мг/м3, или 2—10 ПДК для атмосферного воздуха. Контролем служила группа из 28 здоровых детей и подростков, не имевших

контакта с парами ртути. В пробах мочи обследованных атомно-абсорбционным методом [9] определяли содержание ртути. В периферической крови измеряли уровень гемоглобина, отслеживали наличие патологических форм эритроцитов, учитывали распределение клеток по размеру. С помощью сканирующей электронной микроскопии фиксировали случаи агглютинации эритроцитов, а также появление в плазме крови кристаллов и липопротеидных включений, выявляли присутствие в крови ртути [4]. Для оценки связей анализируемых признаков рассчитывали бисери-альный коэффициент корреляции и тетрахори-ческий коэффициент сопряженности.

• При обследовании школьников, контактировавших с парами ртути, обнаружены лица, в крови которых доля микроцитов превышает возрастную норму и показатели в контрольной группе: случаи микроцитоза составили 10,3 ± 2,5%. У 41,3 ± 3,2% обследованных прослеживался макроцитоз, а у 25,8 ± 2,8% — эхиноцитоз. Отмечены также факты анемии (20,7 ± 2,6%), агглютинации эритроцитов (34,0 ± 3,1%), появления в плазме крови липопротеидных включений (73,7 ± 2,9%) и кристаллов (20,6 ± 2,6%), ртути в крови (21,9 ± 2,7%). Среднее содержание ртути в моче достигало 0,47 ± 0,14 мкг/л, а в контрольной группе оно не превышало 0,04 мкг/л.

Оценивая полученные данные, можно констатировать, что для последствий контакта организма школьников с парами ртути характерна индукция всех учтенных нами показателей, кроме микроцитоза. Действительно, поскольку в случае нулевого результата, отмеченного в выборке, возможная ошибка наблюдения для п = 28 (числен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.