2. Для бутифоса при более выраженном токсическом эффекте его суточные различия незначительны, что обусловлено сильными десинхронизирующими свойствами яда.
3. Однотипные изменения ритма активности АХЭ цельной крови и ректальной температуры при воздействии ядов из группы ФОС свидетельствуют о вовлечении в процесс обоих отделов вегетативной нервной системы.
4. Данные о хронотоксичности ФОС должны учитываться при гигиеническом нормировании воздействия пестицидов на кожу при ночной и сменной работе.
Литература
1. Губин Г. Д. // Физико-химические проблемы в современной биологии и медицине. — Тюмень, 1970. — С. 250—251.
2. Добриян Б. Б., Шпирт М. Б., Мокроусов И. В. и др. // Гиг. и сан,—1986, —№ 10, —С. 87—88.
3. Добриян Б. Б.. Шпирт М. Б., Абдашимов К. А. // Там же. — № 8. — С. 40—42.
4. Кундиев Ю. И. Всасывание пестицидов через кожу и профилактика отравлений. — Киев, 1975.
5. Оценка воздействия вредных химических соединений на кожные покровы и обоснование предельно допустимых уровней загрязнения кожи: Метод, указания. — М„ 1980.
6. Сорокин А. А. Ультрадианные составляющие при изучении суточного ритма. — Фрунзе, 1981.
7. Справочник по пестицидам. — Киев, 1974.
8. Bruguero В. // IRCS med. Sci. — 1984. — Vol. 12. — P. 579.
9. Cat J. C. //Ann. Pharm. franc. — 1984. — Vol. 42. — P. 487—494.
10 .Campos E. // Proc. West Pharmacol. Soc. — 1983. — Vol. 26.— P. 101 — 103.
11. Nicolau G // Chronobiology: 1982—1983. — Basel, ]§34 _p 379_389
12. Pratt 1. //Brit. Toxic. Meet. March. — 1983. — P. 1—7.
13. Soliman K //J. Pharm. Pharmacol. — 1983. — Vol. 35.— P. 388-389.
Поступила 24.02.87
Summary. Chronotoxicity of trichlormetaphos-3 and butyphos was studied during their repeated effect on the skin. Some differences in toxicity of these pesticides were identified. Possible causes of such differences could be membrane skin characteristics and various desynchronizing properties of poisons. The necessity of registration of chronotoxicity was emphasized for hygienic norm-setting of pesticide effect on the skin for those working at night and having different shifts.
УДК 371.71:681.31
В. А. Доскин, В. И. Белявская, Б. 3. Воронова
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И ОБОРУДОВАНИЮ КАБИНЕТОВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва
Широкая компьютеризация современной общеобразовательной школы поставила перед санитарной службой целый ряд новых проблем.
Как показывает изучение литературы, применение компьютеров в учебном процессе связано с воздействием на растущий организм целого ряда комплекса неблагоприятных факторов. К числу наиболее важных из них следует отнести: большую зрительную нагрузку учащихся; излучение экрана в рентгеновском, СВЧ, микроволновом, ультрафиолетовом, инфракрасном и радиочастотном диапазонах; шум; ухудшение качества воздушной среды и микроклимата помещений.
Исследования, проведенные ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР совместно с сотрудниками Московской городской санэпидстанции, показали, что в кабинетах вычислительной техники (ВТ) формируются специфические условия окружающей среды: изменяется температура, влажность, ухудшается ионный состав воздуха и другие его параметры, повышается уровень шума. Поэтому врачи по гигиене детей и подростков должны уделять особое внимание всем вопросам, связанным с организацией, оборудованием и санитарно-гигиеническим состоянием кабинетов ВТ.
В настоящее время отечественная промышленность выпускает несколько образцов ЭВМ, которые находят применение в школах. В ближайшем будущем появятся новые образцы советской ВТ. В ряде школ устанавливаются импортные компьютеры.
Недостаточный контроль со стороны санитарной службы может привести к появлению в школах ЭВМ с низкими санитарными характеристиками, а в ряде случаев — новых видов компьютеров, не прошедших предварительную санитарную экспертизу. В связи с указанным санитарная служба должна строго контролировать основные параметры вычислительных машин, не допуская использования тех моделей или образцов ЭВМ, которые не соответствуют существующим санитарно-гигиеническим нормам и правилам.
Конструкция школьных ЭВМ должна обеспечивать надежную защиту от ионизирующих н не-ионизирующих излучений. Мощность дозы рентгеновского излучения от компьютера строго нормируется — она не должна превышать 100 мкР/ч на расстоянии 5 см от экрана и каждой из сторон корпуса ЭВМ (при любых положениях внешних регулировок компьютера).
При оценке экранов учебных компьютеров следует исходить из следующих требований:
— буквенное, цифровое, графическое и другое изображение должно быть ясным и предельно четким на всей рабочей поверхности экрана компьютера, без неприятных мельканий экрана и феномена «прыгающего текста»;
— установленные размеры символов по высоте 3,1—3,5 мм должны четко различаться с расстояния 50 см;
— допустимое отношение ширины цифры и буквы к их высоте должно составлять 60—70 %, между знаками в строке — не менее 15—20 % от высоты знака, между строками — не менее 50 % от высоты знака.
Яркостный контраст символа и фона установлен не менее 80 %. Он определяется по формуле
V _ во ~ ВФ
Во + Вф •
где К — контраст; В0 — яркость символа; Вф — яркость фона, и измеряется яркомером.
Для монохромного видеотерминала наиболее предпочтительным цветом является белый, затем идут цвета зеленый, желтый и оранжевый. Для цветного видеотерминала рекомендуется не менее 16 цветов, при этом одновременно на экране следует воспроизводить не более 4 цветов. Желательно, чтобы экран имел антибликовое покрытие или специальный фильтр.
Клавиатуру целесообразно располагать отдельно от экрана (с помощью гибкого кабеля), она не должна быть длиннее 42 см, высота нижнего ряда клавиатуры от плоскости стола — не более 30 мм, среднего ряда — 60 мм, угол наклона клавиатуры — 5—15°. Конструкция клавиатуры должна быть такой, чтобы при работе с ней усилия учащихся не были большими и утомительными. Чаще всего требуется, чтобы клавиатура работала без шума, однако для исключения операторских ошибок она может оборудоваться факультативным звуковым контрольным сигналом.
Обучение школьников работе на компьютерах следует организовывать в специально оборудованных помещениях (кабинетах ВТ). Целесообразно помещения для кабинетов ВТ выбирать с ориентацией на северные рубежи горизонта, площадью около 4 м2 на 1 рабочее место.
Для цветовой отделки интерьера кабинетов ВТ рекомендуется светлая гамма цветов (светло-зеленая, голубая, серая, бежевая) со следующими коэффициентами отражения (р) для поверхностей интерьера: клавиатура — 0,4—0,6; поверхность стола — 0,5; потолок — 0,7—0,8; стены — 0,4—0,6; пол — 0,3—0,5.
Окраска поверхностей интерьера должна быть матовой для ограничения отражения бликов на экране.
Потолок и стены следует покрывать звукопоглощающими материалами. Для покрытия полов
рекомендуются материалы, обладающие антистатическими свойствами.
Для кабинетов ВТ рекомендуется искусственное освещение со встроенными светильниками, имеющими' решетчатый рассеиватель, или светильниками типа УСП-5-2х40, УСП-35-2х40 с непрозрачными боковыми стенками и рассеивате-лем из замутненного оргстекла с люминесцент-ными лампами типа ЛБ.
Каждый кабинет должен иметь общую приточ-но-вытяжную вентиляцию или оборудоваться кондиционерами (не менее 3) типа БК-1500, БК-2000. Системы вентиляции и кондиционирования воздуха следует оснастить устройствами для виброгашения и шумопоглощения.
Для обеспечения правильной рабочей позы школьников в кабинетах ВТ необходима специальная мебель. Рабочие места должны располагаться слева от окон на расстоянии 1-го ряда рабочих мест от окон не менее 1 м.
Уровни искусственной освещенности на рабочих местах (на клавиатуре и поверхности рабочего стола) должны находиться в пределах 300—500 лк, вертикальная освещенность в плоскости экранов дисплеев — не превышает 200— 250 лк, уровни шума на рабочих местах школьников должны быть не выше 45 дБ А.
Температуру воздуха в кабинетах ВТ при включенных компьютерах рекомендуется поддер- ^ живать в пределах 17—21°С, относительную влажность — на уровне не ниже 40 % и не выше 60%; скорость движения воздуха должна составлять до 0,25 м/с.
Дозиметрический контроль, проведенный в ряде московских школ, показал, что рентгеновское излучение и уровни излучения современных компьютеров в ультрафиолетовой, инфракрасной и видимой областях спектра значительно ниже их предельно допустимых величин. Однако, до тех пор пока не будет проведено длительное комплексное изучение различных видов излучения на растущий организм, необходимо обеспечивать целый ряд предосторожностей; ограничи-вать продолжительность работы школьников с компьютерами, не размещать их концентрированно в рабочей зоне, не допускать, чтобы за одним компьютером работали 2 человека и более, выключать ЭВМ, если на ней никто не работает, не использовать дисплеи без задней крышки, при снятом защитном экране блока строчной развертки, поврежденном экране электронно-лучевой трубки и других дефектах компьютеров. В целях радиационной и электрической безопасности все ремонтные работы дисплеев должны выполняться в отсутствие школьников.
В кабинетах ВТ, помимо лабораторного контроля за условиями окружающей среды, преду- * смотренного действующими методическими указаниями для учебных кабинетов, необходимо дополнительно проводить дозиметрические измерения ионизирующих и неионизнрующих излучений
от компьютеров. Их следует проводить при открытии кабинетов ВТ и в последующем не реже 2 раз за учебный год — зимой и весной.
Приведенный выше перечень требований вошел во временные методические рекомендации «Гигиенические условия организации учебных занятий с применением компьютеров в средней об-• щеобразовательной школе», утвержденные Минздравом СССР, которыми практическим санитарным врачам следует пользоваться при проведении предупредительного и текущего санитарного надзора за устройством, оборудованием и содержанием школьных кабинетов ВТ. В настоящее время ряд гигиенических институтов изучает вли-
яние занятий с применением ЭВМ на организм школьников с целью разработки гигиенических требований к конструкции школьных компьютеров и рекомендаций по оптимизации условий обучения учащихся в кабинетах ВТ.
Поступила 0S.02.87
Summary. Hygienic requirements for school computers and basic environmental factors for classrooms where computer facilities are placed, are presented. It is pointed out that sanitary physicians should use the proposed standards when carrying out preventive and current sanitary control of the arrangement, installation and maintenance of computer equipment in classrooms.
УДК 613.632:|547.496.3 + 661.839.38|-07:612:0|7.| + 616-056.43-02:(547.496.3 + 661.839.38
М. В. Савченко
ВЛИЯНИЕ РОДАНИСТОГО АММОНИЯ И ТИОМОЧЕВИНЫ НА ИММУНОЛОГИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ ОРГАНИЗМА
Донецкий медицимский институт им. М. Горького
Роданистый аммоний (РА) представляет собой бесцветное прозрачное кристаллическое вещество, растворимое в воде и других растворителях. Молекулярная масса РА — 76,125. При ^ нагревании, начиная с 70 и до 170°С, РА частично переходит в изомер — тиомочевину (ТМ). ТМ — горький на вкус порошок; температура ее плавления 180—182°С, молекулярная масса 76,12, растворимость в воде — 14,6%.
РА и ТМ применяются в различных областях народного хозяйства, аналитической химии, красильном деле, в синтезе лекарственных препаратов, сельскохозяйственных удобрений.
В настоящее время разработан новый способ получения ТМ из РА, который будет использован в крупнотоннажном производстве.
При исследовании токсичности и опасности РА и ТМ с целью их гигиенической регламентации в ^ воздухе рабочей зоны нами наряду с показателями, характеризующими общетоксическое и специфическое антитиреоидное действие, изучались также и аллергенные свойства, так как, по данным литературы, применение ТМ в лечебной практике вызывало аллергические проявления (сыпь, лихорадку и др.) [13].
Аллергические свойства РА и ТМ выявляли согласно «Методическим указаниям» [10]. Исследования проводили на 140 морских свинках белой масти массой 230—280 г. Животных сенсибилизировали путем внутрикожного введения в наружную поверхность уха 100 мкг РА и ТМ, после чего на 11-е сутки на кожу наносили те-' стирующие концентрации (РА — 85% мазь на ланолине, ТМ—14,6% раствор). О сенсибилизации организма судили как по реакции кожи, так и по изменению реакции лизиса лейкоцитов. Реакцию кожи оценивали в баллах по шкале,
предложенной О. Г. Алексеевой и А. И. Петке-вич [1]. Кроме того, была проведена комплексная сенсибилизация морских свинок: внутрикож-ное введение 200 мг вещества с последующими 10 аппликациями в сенсибилизирующей концентрации (РА — 60%, ТМ — 14% раствор). После нанесения разрешающей дозы оценивали реакцию кожи, коэффициент лизиса лейкоцитов (КЛЛ) [8]. Внутренние органы подвергали гистологическому исследованию.
Возможное развитие аллергии изучалось!! при ингаляционном поступлении РА и ТМ в организм морских свинок. Для этого была проведена 4-недельная ингаляционная затравка в пылевых камерах. Средневзвешенные концентрации РА составляли 20,7± 1,85 и 5,0±0,62 мг/м3, ТМ — 3,0±0,23 мг/м3. Контрольные животные находились в таких же камерах, куда подавался чистый воздух. Через 2 и 4 нед от начала затравки животным вводили изучаемые вещества в тестирующих концентрациях, затем регистрировали следующие показатели аллерго-диагностн-ки: кожные пробы, КЛЛ, реакцию пассивной гемагглютннации (РПГА) [8].
Для оценки иммунного ответа на воздействие РА определяли количество основных популяций лимфоцитов периферической крови в реакции розеткообразовання [5]. Кроме этого, изучали фагоцитарную активность нейтрофилов по Б. М. Берман и Е. С. Славской, а также содержание лнзоцима в сыворотке крови нефеломет-рическим методом [3]. У всех животных исследовали лейкоцитарную формулу крови.
Нами было изучено и состояние сенсибилизации организма крыс, подвергавшихся хроническому ингаляционному воздействию ксенобиотиков в тех же концентрациях. Исследования про-