Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И ПЛАНИРОВКЕ УЧЕБНЫХ ПОЛИГОНОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И ПЛАНИРОВКЕ УЧЕБНЫХ ПОЛИГОНОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — В В. Рыбин, Н А. Слепова, С А. Бирюкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И ПЛАНИРОВКЕ УЧЕБНЫХ ПОЛИГОНОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ»

УДК 613.6+614.71:1725.891:631.3

С

- В. В. Рыбин, Н. А. Слепова, С. А. Бирюкова

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И ПЛАНИРОВКЕ УЧЕБНЫХ ПОЛИГОНОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ

Саратовский НИИ сельской гигиены

В обеспечении сельского хозяйства механизаторскими кадрами решающая роль принадлежит профессионально-техническим училищам (ПТУ). Наличие учебного полигона в комплексе учебно-материальной базы училища является важным фактором качественной подготовки трактористов-машинистов широкого профиля (с умением выполнять работы слесаря-ремонтника), водителей автомобилей и трактористов-машинистов III класса.

Вместе с тем вопросы планировки и размещения полигонов ПТУ в гигиенической литературе не получили должного освещения. Отсутствуют эти материалы и в нормативных документах, в частности в СНиП П-66—78. Недостаточно конкретны рекомендации по данному вопросу в санитарных правилах [5] и других регламентирующих документах [I, 3].

Проведена разработка гигиенических рекомендаций по азмещению и планировке учебных полигонов сельскохозяйственных ПТУ с целью снижения неблагоприятного воздействия этих полигонов на жилую застройку и учебные здания.

Как показал анализ методических документов, размер полигона среднего по вместимости сельского ПТУ должен быть в пределах 10—15 га [3]. В среднем на 1 сельскохозяйственную машину выделяется 1 га [2]. При оборудовании автодромов участок может быть размером 5—6 га (но не менее 1,5—2 га) [1]. Методическими документами системы профтехобразования [3] полигон рекомендовано разделять на участки для стоянки сельскохозяйственной техники, проведения занятий по техническому обслуживанию машинно-тракторных агрегатов и подготовке их к работе, а также для первоначальной отработки отдельных приемов пользования органами управления машин. На этих участках располагают комплекс вспомогательных служб. Выделяют также участки для вождения колесных тракторов и автомобилей, комбайнов, проведения лабора-торно-практических занятий при обучении навыкам полевых механизированных работ. Вокруг полигона оборудуется кольцевая дорога для вождения техники на повы-

femibix скоростях.

Нами обследован полигон сельского среднего ПТУ Московской области по подготовке механизаторов сельского хозяйства. Он оборудован в соответствии с требованиями и используется для подготовки шоферов, водителей тракторов и сельскохозяйственных машин. Одновременно на полигоне могут находиться до 14 единиц сельскохозяйственной техники. Скорость их передвижения не превышает 20 км/ч. Наличие мощных дизельных двигателей на сельскохозяйственных машинах создает на полигоне неблагоприятную в гигиеническом отношении акустическую ситуацию и приводит к загрязнению атмосферного воздуха.

Для определения субъективного восприятия воздействия неблагоприятных факторов на подростков опрошено 92 учащихся, прошедших специальную подготовку на полигонах; 39,1 % из них отмечали наличие загрязнения атмосферного воздуха отработавшими газами. На высокий же уровень шума обратили внимание лишь 13 % опрошенных.

Как показали исследования, уже на расстоянии 100 м от полигона 92 % проб воздуха содержали окись углерода в концентрациях, не превышающих ПДК, а на расстоянии 150 м от участков вождекия ни в одной из проб концентрация окиси углерода не превышала гигиенического норматива. Углеводороды на удалении 100 м обнаруживались в концентрации ниже ПДК в 75 % проб, а на расстоянии 150 м ни в одной пробе не выявлено превышения ПДК. Эквивалентные уровни шума на расстоянии 100 м от полигона составляли 65 дБ А, а на расстоянии 150 м были равны фоновому уровню.

Таким образом, исследования показали, что неблагоприятное воздействие полигона на жилую застройку и зону учебных зданий отмечается на расстоянии 150 м от его границ. Предельный спектр шума на участках вождения полигона равен 75, что ограничивает продолжительность пребывания на нем подростков 14—15 лет 3 ч, а 16—18-летних— 4 ч [4]. Практически же время обучения вождению на полигоне для одного учащегося не превышает 1— 2 ч в день [3].

Рациональное планирование занятий на полигоне обеспечивается при его размещении на расстоянии не более 300 м от участка ПТУ. В связи с этим целесообразно рекомендовать размещение полигона на расстоянии не ближе 150 м и не далее 300 м от участка ПТУ. На территории полигона должно быть помещение для отдыха учащихся, которое следует размещать с подветренной стороны по отношению к участкам вождения. В санитарно-за-щитной зоне полигона могут находится стоянки техники, гаражи, склады. Эти помещения целесообразно располагать с учетом их экранирующего и противошумового эффекта. Места хранения сельскохозяйственной техники на полигонах должны соответствовать ГОСТУ 7751—79 и рекомендациям [6]. Размер санитарно-защитных разрывов от мест хранения техники и складов нефтепродуктов с заправочной необходимо определять в соответствии со СНиП II-60—75.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований, изложенных в данной статье, позволит снизить влияние отрицательных факторов на учебно-производственные условия для учащихся ПТУ.

Литература

1. Автодром. Метод, рекомендации. М., 1979.

2. Инструкция по организации и оборудованию автодромов профессионально-технических училищ Главного управления профессионально-технического образования при Совете министров РСФСР. М., 1964.

3. Методические рекомендации по обучению учащихся иа полигоне среднего сельского профтехучилища. М., 1979.

4. Санитарные правила по устройству и содержанию учебных заведений системы профтехобразования. М., 1980, с. 71.

5. Хранение сельскохозяйственной техники. Пособие для трактористов-машинистов широкого профиля. М., 1982.

Поступила 04.11.85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.