ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ РЕШЕНИЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В.Н. Агафонов Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области
Современное школьное обучение характеризуется высокими интеллектуальными, психоэмоциональными и физическими нагрузками и сопровождается значительными энергозатратами. Правильно организованное питание учащихся в школе повышает их работоспособность, успеваемость, способствует хорошему физическому развитию и укреплению здоровья. В то же время, нерациональное питание приводит к снижению уровня защитно-приспособительных механизмов детского организма и может быть одной из причин развития различных заболеваний.
Modern school education is characterized by high intellectual, psycho-emotional and physical overload and substantial energy consumption. Properly organized school alimentation of pupils improves their academic results, builds to their physical condition and health state. At the same time, irrational alimentation causes failure of adaptive mechanisms of child's body and can lead to different diseases.
Одной из важнейших проблем, определяющих здоровье школьника, является организация питания в общеобразовательных учреждениях, которому отводится важная роль в системе мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
Современное школьное обучение характеризуется высокими интеллектуальными, пси-
хоэмоциональными и физическими нагрузками и сопровождается значительными энергозатратами. Правильно организованное питание учащихся в школе повышает их работоспособность, успеваемость, способствует хорошему физическому развитию и укреплению здоровья. В то же время, нерациональное питание приводит к снижению уровня защитно-при-
май №5 (194)
39
Таблица 1. Оценка физического развития школьников г.Тамбова в сравнении 1994 и 2008 гг., %
1-я группа здоровья 2-я группа здоровья 3-я группа здоровья 4-я группа здоровья 5-я группа здоровья Избыток массы Дефицит массы Ожирение
1994 32,5 52,5 14,0 0,8 0,2 2,8 8,1 1,2
2008 22,9 58,2 17,3 1,5 0,1 5,6 6,6 2,3
способительных механизмов детского организма и может быть одной из причин развития различных заболеваний.
Нарушение питания детей является одной из причин патологий желудочно-кишечного тракта и алиментарно-зависимых состояний. За последние 9 лет в Тамбовской области на 4,5 % увеличилась среди детей распространенность гастритов и дуоденитов; в 3,0 раза — функциональных расстройств желудка; на 59,8 % — болезней желчного пузыря и желчевыводящих путей. Уровень общей заболеваемости среди подростков в 2008 г. превысил таковой в 1995 г. более чем в 2 раза, в т. ч. по болезням органов пищеварения — в 3,2 раза, крови и кроветворных органов — в 2,9 раза.
Среднеобластной уровень распространенности анемии у детей и подростков в 2008 г. превысил аналогичный показатель 2000 г. на 86,4 %.
Многолетние наблюдения за физическим развитием школьников г.Тамбова также свидетельствуют о негативной тенденции. По сравнению с 1994 г. в 2008 г. сократилось количество детей, отнесенных по состоянию здоровья к 1-й группе, в 1,4 раза, одновременно в 1,1 раза увеличилось количество детей, отнесенных ко
2-й группе здоровья, и в 1,2 раза — к 3-й группе здоровья, в 1,9 раз — к 4-й группе здоровья (табл. 1).
На фоне экономических реформ, в 90-е гг. произошло значительное снижение охвата горячим питанием школьников в образовательных учреждениях области. В 1997 г. этот показатель составлял всего 40,5 %.
Учитывая, что неудовлетворительное питание детей в течение последних лет является постоянно действующим фактором, мониторинг организации и качества питания учащихся в общеобразовательных учреждениях является приоритетным направлением в деятельности службы. Благодаря проводимой организационной работе органов власти и всех заинтересованных ведомств, организации питания по системе взаимозачетов, спонсорской помощи базовых хозяйств, развитию сети пришкольных участков, привлечению денежных средств родителей прослеживается тенденция к увеличению показателя охвата школьников горячим питанием.
За 10 лет этот показатель вырос в 1,96 раза (с 41,8 % в 1999 г. до 82,0 % в 2008 г.) (табл. 2).
На фоне общего увеличения охвата школьников горячим питанием режим приема пищи не соответствует современным гигиеническим
Таблица 2. Охват школьников горячим питанием по Тамбовской области, %
Год Процент охвата горячим питанием
1999 41,8
2000 48,4
2001 52,3
2002 58,0
2003 62,8
2004 63,4
2005 69,6
2006 72,0
2007 74,3
2008 82,0
40
МДМ Но[(1<94)
требованиям. Двухразовым питанием охвачено лишь 10,3 % учащихся, 23,1 % учащихся получают только завтраки, 48,6 % только обеды.
Охват горячим питанием учащихся начального звена в 2008 г. составил 89,7 % (2007 г. - 88,4%).
В старших классах ученики проводят в школе большую часть дня, отсутствие же полноценного питания оказывает негативное воздействие на детский организм. В 2008 г. охват горячим питанием учащихся 5—11 классов увеличился в 1,2 раза по сравнению с 2007 г. и составил 77,4 % (2007 г. — 66,6 %), однако это в 1,1 раза ниже, чем охват горячим питанием учащихся начального звена. Ниже среднеобластного уровня (77,4 %) охват горячим питанием школьников 5—11 классов отмечается в городских школах, что объясняется наличием буфетов с широким выбором буфетной продукции и возможностью выбора форм питания, так в г. Уварово охват питанием старшеклассников составил 56,9 %, в г. Рассказово — 58,1 %, в г. Тамбове — 67,2 %, в г. Моршанске — 68,0 %, в г. Котовске 70,0 %.
Несмотря на то что в 2008 г. рациональному питанию детей и подростков уделялось гораздо больше внимания, сложившаяся ситуация с питанием школьников в Тамбовской области, особенно в сельской местности, продолжает характеризоваться негативными тенденциями.
Устаревшая материально техническая база и высокая степень износа технологического оборудования школьных пищеблоков составляет 75 %, что не позволяет достигнуть необходимых санитарных и технологических показателей.
Качество питания школьников нельзя признать удовлетворительным. Несбалансированность рационов по-прежнему остается одной из серьезных проблем. Недостаточное потребление наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, таких как мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, рыба, яйца, растительное масло, фрукты и овощи при избыточном потреблении хлеба, картофеля, макаронных изделий.
Меню питания составляется исходя из стоимости продуктов, а не из физиологической потребности растущего детского организма. Дети не получают эссенциальных питательных веществ, особенно таких, как белки, в т. ч. незаменимые аминокислоты, витамины, минеральные вещества. Данные нарушения принципов рационального и сбалансированного питания ведут не только к развитию ряда распространенных патологий, но и к снижению
защитно-адаптационных возможностей организма.
В области не получили распространения современные индустриальные технологии производства функциональных продуктов для школьного питания, продуктов повышенной биологической и пищевой ценности. Сложилась модель, при которой сырье в школьные столовые поставляют предприятия-организа-торы питания, а весь цикл обработки продуктов и приготовление пищи организуется непосредственно на базе школьных столовых при отсутствии надлежащих условий для этого, что требует больших временных и финансовых затрат. Качество приготовленных таким образом блюд невысоко, ассортимент ограничен, возрастает риск их опасности. Неуклонно растет общая тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией.
При осуществлении мониторинга безопасности и пищевой ценности готовых блюд, отобранных в пищеблоках школ, ежегодно проводится более 400 исследований по санитарно-химическим и более 500 исследований по микробиологическим показателям. Отмечается положительная динамика гигиенических характеристик блюд по санитарно-химическим показателям: за 5 лет число неудовлетворительных проб готовых блюд сократилось в 1,8 раза (с 1,8 до 0,0 %). По микробиологическим показателям процент нестандартных проб остается в пределах 3,7 %. Несоответствие готовых блюд по калорийности и полноте вложений остается на высоком уровне и в течение 5 лет колеблется в пределах 10,7—11,5 %.
Сложившаяся неблагополучная ситуация со здоровьем детей явилась основой для разработки областных целевых программ.
С 2004 г. в сфере школьного питания региона используется программно-целевой подход к решению задач государственной координации и развития, последовательно разрабатываются и реализуются целевые программы, рассчитанные на среднесрочную перспективу.
С 2004 по 2006 гг. действовала подпрограмма «Организация питания детей и подростков» областной целевой программы «Дети Тамбов-щины на 2004—2006 гг.». В рамках данной программы основной объем бюджетных средств направлялся на выплаты компенсирующего характера на питание обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений.
В июле 2007 г. принята областная целевая программа «Дети Тамбовщины на 2007— 2010 гг.», в рамках которой реализуется под-
МАМ Щ1Ч4)
41
Таблица 3. Охват школьников горячим питанием в школах, участвующих в эксперименте, %
Территории 2007 2008 Прирост, %
г.Тамбов 59,2 78,0 + 18,8
Тамбовский район 38,5 81,3 + 42,8
г. Котовск 51,3 75,1 + 23,8
программа «Здоровое поколение», решающая задачи по сохранению, восстановлению и укреплению здоровья детей и подростков, прививанию им навыков здорового образа жизни, укреплению материально-технической базы школьных пищеблоков, столовых и буфетов.
С 01.01.08 вступила в действие областная целевая программа «Школьное питание в Тамбовской области на 2008—2010 гг.». Реализация данной программы позволит обеспечить питанием отдельные категории обучающихся муниципальных образовательных учреждений, внедрить механизм частно-государствен-ного партнерства, направленного на комплексную модернизацию материально-технической базы школьного питания, реконструкцию и переоснащение школьных базовых столовых, пищеблоков, использование новых современных технологий приготовления пищевой продукции для общеобразовательных учреждений области.
В 2007 г. Тамбовская область приняла участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях и в числе других претендентов была отобрана конкурсной комиссией. Реализация данного проекта позволит за короткий период (2008—2009 гг.) создать экономически эффективную систему организации питания школьников, основанную на принципах индустриализации и централизации, ориентированную на сохранение здоровья детей и подростков, полностью модернизировать материально-техническую базу школьного питания на пилотных территориях (г.г. Тамбов, Котовск, Тамбовский район). В ходе реализации первого этапа проекта в полном объеме проведено техническое переоснащение 17 пищеблоков, кроме того, еще в 10 школах отремонтированы обеденные залы, приобретена новая мебель, столовая посуда. С целью предотвращения негативных явлений, связанных с нерациональным питанием школьников, разработано примерное двухнедельное меню для двух возрастных
групп, составленное с учетом требований санитарных правил по набору продуктов питания, калорийности, химическому составу, с обязательным указанием биологически важных компонентов (минеральных веществ, витаминов). В меню включены блюда повышенной биологической ценности (соки, фрукты, витаминизированные сладкие соусы). Изучены возможности включения в рацион питания напитков, обогащенных витаминами, компотов со стеви-озидом, молока и других продуктов.
Достигнуто увеличение охвата школьников горячим питанием в пилотных территориях (табл. 3).
На этом этапе особую важность приобретают вопросы управления системой школьного питания, совершенствование форм и методов контроля качества реализуемой продукции. Столь масштабная централизация процесса производства продуктов для питания детей в случае возникновения каких-либо погрешностей многократно повышает риски возникновения эпидемиологического неблагополучия в детских коллективах. Поэтому необходимо обеспечить эффективный производственный контроль качества и безопасности как полуфабрикатов, производимых в Комбинате школьного питания, так и готовых кулинарных изделий, реализуемых в пищеблоках школ. Важнейшей проблемой школьников является отсутствие культуры здорового питания. Школьники, особенно старшеклассники, предпочитают буфетную продукцию, в ассортименте которой пицца, сосиска в тесте, пирожные, шоколад, т. е. продукты, имеющие низкую пищевую ценность и высокую энергоценность. Поэтому одним из ключевых направлений реализации экспериментального проекта является РЯ-компания по пропаганде здорового питания. Разработан и реализуется медиа-план по освещению в средствах массовой информации наиболее актуальных вопросов и проблем проекта. Открыта рубрика «Школьное питание — новое направление» на сайте управления образования и науки области.
Разработан и реализуется комплекс мероприятий по пропаганде основ правильного питания, включающий интегрированный курс
42
«Правильное питание», соответствующий модуль для дистанционного обучения, программы курсов повышения квалификации «Современные технологии организации питания в образовательных учреждениях», цикл массовых мероприятий для родителей с детьми.
Управление Роспотребнадзора поддерживает программу реформирования системы
? мяша«)
школьного питания и считает, что реализация экспериментального проекта по совершенствованию питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях позволит наконец решить вопрос рационального питания школьников и тем самым улучшить физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения.