Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЕВОЧЕК В ОДНОРОДНЫХ ПО ПОЛУ КЛАССНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЕВОЧЕК В ОДНОРОДНЫХ ПО ПОЛУ КЛАССНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н.Н. Куинджи, Е.Д. Лапонова, М.А. Поленова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper comparatively analyzes the impact of teaching on the health and functional parameters of girls in the same sex classes. The hygienic and educational advantages of girls’ separate schooling at primary and secondary stages are substantiated. The right to separate schooling of girls is recognized as one of its variations, which realizes a gender line in pedagogy and lowers the unfavourable impact of schooling on girls’ health.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЕВОЧЕК В ОДНОРОДНЫХ ПО ПОЛУ КЛАССНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ»

3. Бережков Л. Ф., Бондаренко Н. М., ЗутлерА. С. и др. // Вестн. РАМН. - 1993. - № 5. - С. 8-15.

4. Гарбузов В. И. Неврозы и психотерапия. — СПб, 2001.

5. Головенко С. В. // Журн. неврол. и психиатр. — 1994. - № 4. - С. 62-65.

6. Дербенев Д. П. // Там же. - 1997. - № 8. - С. 48-52.

7. Козлова И. А., Нягу А. И., Королев В. Д. // Там же. — 1999. - № 8. - С. 12-15.

8. Кутепов Е. Н., Варфоломеева И. В., Чарыева Ж. Г. // Гиг. и сан. - 1999. - № 3. - С. 68-71.

9. Лакосина Н. Д., Сергеев И. И., Воскресенский Б. А. и др. // Журн. невропатол. и психиатр. — 1992. — № 5. - С. 69-72.

10. Лысенко В. И., Дриневский Н. П., Голубова Т. Ф. Ц Вопр. курортол. - 1995. - № 6. - С. 31-33.

И. Малыгин В. Л., Цыганков Б. Д., Атлас Е. Е. и др. // Журн. неврол. и психиатр. — 1998. — № 12. — С. 48-52.

12. Петраков Б. Д.. Цыганков Б. Д. Эпидемиология психических расстройств: Руководство для врачей. — М., 1996.

13. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский. - М„ 2001.

14. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М., Воронеж, 2000.

15. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. — М., 2000. — Кн. 1.

16. Сидоренко Г. И., Кутепов Е. Н. // Гиг. и сан. — 1998. - № 4. - С. 35-39.

17. Сухотина Н. К., Каи/никова А. А., Прейс В. Б. и др. // Журн. неврол. и психиатр. — 1993. — № 3. — С. 64— 67.

18. Хамаганова Т. Г., Крылов Д. Н., Даниленко О. В., Семке С. Б. // Гиг. и сан. - 2000. - № I. — С. 71— 73.

19. Цветовой тест отношений: Метод, рекомендации. — СПб, 1995.

Поступила 10.01.02

Summary. The prevalence of preneurotic abnormalies was studied in senior schoolboys from 4 Bryansk regional areas with different levels of radiation contamination. The study is aimed at elucidating the correlation between the rate of development of preneurotic abnormalities and the level of radiation load in the environment. The study used the data of questionnaire surveys among schoolchildren, school medical records, the results of Aizenok, Spilberger-Khanin, and Lusher tests, the data of the Bryansk Center for Hydrometereology and environmental monitoring. There has been no significant relationship of studied psychological parameters to the radiation contamination of an area where the pupils live; however, there is a tendency for deviation from the optimum level of anxiety in senior schoolchildren who reside in radioactively polluted area. While implementing a package of preventive measures, it is necessary to pay a particular attention to the psychological atmosphere in the family of pupils and to the pattern of their learning load.

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2003 УДК 613.955:371.31-055.25

Н. Н. Куинджи, Е. Д. Лапонова, М. А. Поленова

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЕВОЧЕК В ОДНОРОДНЫХ ПО ПОЛУ КЛАССНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва

Многолетние лонгитудинальные наблюдения НИИ ГиОЗДиП за формированием здоровья школьников обнаружили на всех этапах исследований (в 60, 80 и 90-е годы) наибольшее неблагоприятное воздействие школьного обучения на состояние здоровья девочек |8, 10].

В 90-е годы сложилась ситуация, когда среди выпускниц московских школ только 6,3% были здоровыми, в то время как у 75% диагностированы различные хронические заболевания (против 35% среди юношей). Результаты этих исследований послужили прецедентом для поиска альтернативной организации учебного процесса в школе, которая снижала бы негативные последствия школьного обучения для здоровья девочек. С этих позиций заслуживает внимания довольно массовое распространение в школах страны раздельного обучения детей разного пола, осуществляемого в женских гимназиях, параллельных классах для мальчиков и девочек, мужских военных учебных заведениях.

Раздельное обучение мальчиков и девочек имеет серьезную физиологическую основу. Согласно электрофизиологическим и нейропсихологическим исследованиям, дети разного пола (особенно дошкольники и младшие школьники) имеют разную функциональную организацию мозга [5, 6, 11]. А по данным детских физиологов и гигиенистов, у мальчиков позднее формируется комплекс школьно-необходимых функций, чем у девочек [1,9].

Педагогические предпосылки дифференцированного обучения детей разного пола заложены в тендерном направлении педагогики, которое предусматривает индивидуализацию обучения мальчиков и девочек посредством коррекции школьных программ, базовых литератур-

ных образцов, распределения учебных предметов, применения разного языка изложения и поведения учителей [3]. Указывается, что тендерные подходы к обучению и воспитанию детей особенно продуктивны среди дошкольников и младших школьников, когда формируется по-лоролевая идентификация личности ребенка.

В настоящее время актуализация тендерного направления в педагогике приобретает особое значение в связи с проводимой модернизацией образования (2000 г.) и ее декларациями о личностной ориентации школьного обучения, приоритете сохранения здоровья обучающихся, вариативности типов, видов образовательных учреждений и применяемых в них программ обучения [7|.

Целью работы было изучить влияние раздельного обучения девочек в начальной школе на их состояние здоровья, умственную работоспособность и ее вегетативное и эмоциональное сопровождение, успеваемость, особенности полоролевого поведения.

Исследования проводились в одной из московских массовых школ, где наблюдением были охвачены 160 учениц девичьих классов и 55 учениц из смешанных классов. Последние служили контролем.

Использовались широко применяемые в гигиене детей и подростков методы: корректурное тестирование умственной работоспособности по методике С. М. Гром-баха, регистрация пульса (ЧСС) и артериального давления (АД) до и после уроков, словацкие анкеты для школьников, родителей и учителей для выявления нев-ротизации детей и их психолого-педагогических характеристик, метод "цветописи" Лутошкина для оценки эмоционального состояния, индекс пропусков занятий по болезни, выкопировка из формы № 026у о результа-

Таблица 1

Распространенность (в %) некоторых функциональных отклонений в группах наблюдения и среди школьниц 1—3-х классов Москвы поданным репрезентативных исследований НИИ ГиОЗДиП 1998-2000 гг.

Московские

школьницы Ученицы Ученицы

Показатель 1—3-х классов девичьих смешанных

(эталон для классов классов

сравнения)

Система кровообращения 255,6 193,5 315,8

Система пищеварения 388,1 177,4 263,2

Нервная система 385.7 387.1 473,7

Дефицит массы тела 139,2 48,4 105,3

тах поликлинического обследования детей, а также результаты комплексного медицинского обследования школьников бригадой врачей НИИ ГиОЗДиП.

Анализ результатов выкопировки форм № 026у, характеризующих состояние здоровья девочек на момент поступления в школу, не выявил статистически значимых различий в исходном уровне здоровья школьниц девичьих и смешанных классов.

Оценка влияния на здоровье начального обучения девочек в однородном и смешанном классных коллективах проведена по данным сравнительного анализа распространенности среди тех и других функциональных отклонений относительно их распространенности в репрезентативно большой группе (174) девочек того же возраста, обследованных в те же сроки и той же бригадой врачей НИИ ГиОЗДиП в рамках популяционных наблюдений. Последние принимались за эталон сравнения. При проведении сравнительного анализа главное внимание уделялось распространенности функциональных отклонений внутри физиологических систем, наиболее подверженных неблагоприятным социальным воздействиям (табл. 1).

Из табл. 1 следует, что распространенность функциональных отклонений внутри большинства рассматриваемых систем меньше среди школьниц девичьих классов, но больше среди девочек смешанных классов, чем в эталоне сравнения со стороны нервной системы и системы кровообращения.

Существенно уменьшилась среди школьниц девичьих классов острая заболеваемость: индекс пропусков по болезни снизился у них в 5 раз (с 4,1 в 1-х классах до 0,8 в 3-х). У девочек смешанных классов снижение данного индекса было менее значительным (до 2,3 против 3,4 в 1-х классах).

Среди особенностей умственной работоспособности особый интерес представляет раннее формирование у школьниц девичьих классов высокой (1-й) группы работоспособности. Принадлежность школьников к той или иной группе работоспособности определяется по ее исходным (до уроков) параметрам, что вне влияния общей учебной нагрузки позволяет приблизиться к характеристике половых особенностей функционирования ЦНС детей.

Отмечают устойчивость групп работоспособности у школьников на протяжении школьного обучения и колебания частоты ее 1-й группы в диапазоне 15,4—25,7% [4).

Как следует из табл. 2, у школьниц девичьих классов потенции к высокому уровню работоспособности реализовались уже на 2-м году школьного обучения и закрепились в 3-м классе. Это происходило преимущественно за счет уменьшения численности 2-й группы работоспособности (см. знак достоверности). У девочек смешанных классов, имевших лучшие стартовые возможности этого показателя, наполняемость 1-й группы работоспособности, напротив, уменьшилась. Это сопровождалось у них почти 4-кратным увеличением лиц с низкой (3-й) группы работоспособности.

Выявленные различия объясняем тем, что обучение в однородном по полу коллективе способствует ранней самореализации у девочек школьно-необходимых качеств, которые не развиваются (а в нашем случае утрачиваются) при обучении их вместе с мальчиками, требующими в начальной школе большего внимания учителя, чем девочки.

У школьниц сравниваемых коллективов выявлена в конце уроков одинаковая частота случаев явного и выраженного утомления. В то же время в середине школьных занятий у девочек девичьих классов обнаружена тенденция меньшей распространенности такого утомления (36,4—39,1%), чем у девочек смешанных классов (39,6— 52,4%). И это отражает большую устойчивость в течение дня ЦНС девочек к развитию утомления на уроках при обучении в однородном по полу классном коллективе.

Существенные для здоровья различия выявлены у девочек сравниваемых коллективов по характеру вегетативного обеспечения их умственной работоспособности. Его оценивали в работе на основе классификации Н. Н. Аринчина и Г. В. Кулаго типов саморегуляции функций сердечно-сосудистой системы (ССС) при выполнении человеком различных видов деятельности [2]. К оптимальному типу саморегуляции функций ССС авторы относят смешанный тип, при котором обеспечение деятельности осуществляется посредством содружественного участия работы сердца (ЧСС) и сосудистого тонуса (АД). К самому неблагоприятному указанные авторы относят сосудистый тип, при котором деятельность обеспечивается преимущественно за счет изменений тонуса сосудов.

Из рис. 1 следует, что в характере обеспечения учебной деятельности у школьниц девичьих классов наглядно прослеживается определенная сбалансированность между частотой неблагоприятных реакций АД и частотой разнонаправленных изменений ЧСС, т. е. смешанный тип саморегуляции функций ССС. У девочек смешанных классов, начиная со 2-го класса, выявлено преобладание частоты неблагоприятных изменений АД (р < 0,05) над частотой разнонаправленных изменений ЧСС, т. е. сосудистый тип саморегуляции функций ССС. Выявленные различия вполне объясняют большую распространенность среди девочек смешанных классов функциональных отклонений ССС к моменту окончания начальной

Таблица 2

Распределение школьниц девичьих и смешанных классов на группы работоспособности

Группа работоспособности

Классы обучения 1 я 2 я 3 я

а/а а/с а/а д/с а/а д/с

1-Й 2-Й 3-Й 55 (12,1 ± 4,4) 120 (23,5 ± 3,9)' 160 (22,1 ± 3,3) 36 (42,4 ± 8,2) 78 (32,0 ± 5,3) 41 (21,8 ± 6,4)* 349 (76,7 ± 2,3) 323 (63,3 ± 2,7) 416 (57,4 ± 2,4)» 45 (52,9 ± 7,4) 134 (54,9 ± 4,3) 114 (60,6 ± 4,6) 51 (11,2 ± 4.4) 67 (13,1 ± 4,1) 149 (20,6 ± 3,3) 4 (4.7 ± 12,2) 32 (13,1 ± 6,0) 33 (17,6 ± 6,6)

Всего... 335 155 1088 293 267 69

Примечание. В скобках указан процент, д/д — школьницы девичьих классов, д/с — девочки смешанных классов; цифра перед скобкой — число наблюдений; звездочка — достоверные (р < 0,05) изменения показателей относительно их значения в 1-м классе.

во

70 60 50 40 30

го ю о

т

1 г

во 70 60 50 40 30

го ю о

Рис. 1. Сопряженность изменений АД и ЧСС (в %) на уроках у учениц девичьих (а) и смешанных (б) классов.

Светлые столбики — неблагоприятные реакции АД. заштрихованные — разнонаправленные изменения ЧСС. I, 2, 3 — классы обучения.

школы (см. табл. I). Статистически значимая положительная динамика прослежена у школьниц девичьих классов по степени их невротизации в процессе начального обучения. Среди них частота повышенной и высокой степени невротизма уменьшалась с 77,3 ± 5,5% в 1-х классах до 64,5 ± 5,7% в 3-х (р < 0,05), в то время как среди девочек смешанных классов частота таких проявлений была выше, а ее снижение к концу 3-го класса не достигало достоверных значений (80,6 ± 8,1% против 90,9 ± 9,6% в 1-х классах).

Определенную роль в большей устойчивости школьниц девичьих классов к дневному утомлению и меньшей подверженности их невротизации сыграло положительное эмоциональное восприятие ими раздельного обучения (рис. 2). Так, среди них отмечено нарастание от 1-го к 3-му классу частоты комфортных и уменьшение частоты дискомфортных эмоциональных состояний. У девочек смешанных классов прослежена противоположная динамика по частоте как комфортных (она уменьшалась), так и дискомфортных эмоциональных состояний (она увеличивалась).

Обучение девочек в однородном по полу коллективе обеспечивало им более высокую учебную успеваемость как по величине ее среднего балла (4,2 против 4,0 у девочек смешанных классов), так и по числу отличных и хороших отметок (соответственно 85,4 ± 0,3% против 72,6 ± 0,6%; р < 0,05). И, наконец, раздельное обучение девочек способствовало большей самореализации у них таких личностных качеств, как уверенность в себе и эмоциональная устойчивость (рис. 3). Среди них снижалось к окончанию начальной школы число робких и эмоционально лабильных соответственно с 56,8 до 40,3% и с 42,9 до 35% (на уровне тенденции). У девочек смешанных классов обнаружена противоположная динамика; среди них достоверно нарастало число робких (с 28,6 до 86,7%;

80 70 60 50 40 ЗО

го ю о

Рис. 2. Изменения частоты (в %) комфортных (/) и дискомфортных (2) эмоциональных состояний от 1-го (а) к 3-му (б) году обучения.

Здесь и на рис. 3: светлые столбики — школьницы девичьих классов, заштрихованные — школьницы смешанных классов.

90 ВО 70 бО 50 40 ЗО

го ю о

а

1

Рис. 3. Изменения (в %) некоторых психолого-педагоги-ческих характеристик учениц девичьих и смешанных классов от 1-го (а) к 3-му (б) году школьного обучения. / — робость. 2 — эмоциональная лабильность.

р < 0,05) и проявлялась тенденция к нарастанию числа эмоционально лабильных (с 15,4 до 55,6%).

Таким образом, раздельное обучение девочек имеет учебно-воспитательные и здоровьесберегаюшие преимущества перед традиционно принятым совместным обучением детей разного пола. Оно имеет право на существование в качестве одного из его альтернативных вариантов. Вытекающий из проведенной работы вывод распространяется в первую очередь на раздельное обучение девочек в начальной школе, но он не дает ответа на вопрос — нужно ли сохранять их раздельное обучение в средней ступени школы.

Накопленные в гигиене детей и подростков научные данные склоняют к необходимости сохранять раздельное обучение девочек вплоть до 7-го класса, поскольку вступление девочек в период полового созревания резко снижает уровень их умственной работоспособности и негативно сказывается на характере ее вегетативного обеспечения. Так, популяционные наблюдения за формированием у девочек продуктивности корректурной работы показали, что на этапах от 1-го к 4-му классу, а также от 6-го к 10-му классу у них происходит поступательное нарастание величины данного показателя. У школьниц же 5—6-х классов обнаружено достоверное снижение продуктивности корректурной работы, образование своеобразной "ямы" в возрастном приросте данного показателя. Это сопровождалось у 5-классниц 2-кратным увеличением случаев выраженного утомления на уроках (до 32% против 18% среди 4-классниц и 15% среди 7-классниц), а у школьниц 6-х классов — достоверным повышением частоты случаев гипертензивных реакций АД в конце уроков (рис. 4). Приведенные данные показывают, что на этапе пубертатного развития у девочек снижается восприимчивость к учебным нагрузкам и увеличивается их физиологическая стоимость для девичьего организма. Полагаем, что обучение девочек в однородном по полу коллективе создаст лучшие условия для приведения учебной деятельности школьниц в соответствие с их воз-

в Ю

Рис. 4. Возрастная динамика (в %) реакций АД на учебную нагрузку у школьников 2—10-х классов.

По оси абсцисс — годы обучения. / — повышение систолического, 2 — диастолического АД после уроков.

растно-половыми психофизиологическими и функциональными возможностями.

Л итература

1. Александрова И. Э. Гигиеническое обоснование организации учебного процесса гимназии: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Новгород, 1998.

2. Аринчин Н. Н., Кулаго Г. В. Гипертоническая болезнь как нарушение саморегуляции кровообращения. — Минск, 1969.

3. Воронина О. А. Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. — М., 1998.

4. Еремеев А. М. Динамика работоспособности учащихся при различной организации учебного процесса на уроке: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1982.

5. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. — СПб, 2000.

6. Ковалева М. К. // Здоровье, развитие, личность / Под ред. Г. Н. Сердюковской и др. — М., 1990. — С. 93-107.

7. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // Дидакт учитель. - 2000.1. - С. 3-14.

8. Куинджи Н. Н. // Гиг. и сан. - 1993. - № 10. -С. 46-48.

9. Сорокина Т. Н. Критерии функциональной готовности детей к обучению в школе: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — М., 1975.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Сухарева Л. М., Куинджи Н. Н., Шубочкина Е. И. // Охрана репродуктивного здоровья населения: Материалы Второй Национальной ассамблеи, Москва, 18-20 февраля 1997. - С. 34-36.

11. Хризман Т. П. Ц Инновационная деятельность дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Н. П. Метрошиной. - СПб, 2001. - С. 26-30.

Поступила 27.06.02

Summary. The paper comparatively analyzes the impact of teaching on the health and functional parameters of girls in the same sex classes. The hygienic and educational advantages of girls' separate schooling at primary and secondary stages are substantiated. The right to separate schooling of girls is recognized as one of its variations, which realizes a gender line in pedagogy and lowers the unfavourable impact of schooling on girls' health.

С А. Я. СОКОЛОВ. Ю. Р. ШЕВЕРЕВЛ. 2003 УДК 613.956:572.51|-Ф7

А. Я. Соколов, Ю. Р. Шеверева

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ МАГАДАНА

Международный научно-исследовательский центр "Арктика" Дальневосточное отделение РАН, Магадан

В настоящее время на северо-востоке России ощущается большой недостаток знаний об особенностях физического развития, функциональных и адаптивных возможностях организма детей и подростков, особенно в сенситивные периоды, которые благоприятны для целенаправленного профилактического воздействия и коррекции физиологических сдвигов в состоянии здоровья. Исследования о формировании растущего организма в экстремальных условиях Севера имеют важное значение для дальнейшей разработки теории адаптации с онтогенетических позиций, гак как каждому возрастному периоду свойственны свои особенности морфофункцио-нальной организации систем и их реактивность [2, 5]. Цель наших исследований заключалась в изучении физического развития детей и подростков Магадана.

Исследования проводили среди мальчиков в возрасте 11 —16 лет. Было сформировано две группы: в 1-ю вошли дети и подростки, постоянно занимающиеся в различных секциях детско-юношеской спортивной школы (группа спортсменов), во 2-ю — школьники, ведущие обычный образ жизни. Все испытуемые являлись уроженцами северо-востока России. У детей и подростков регистрировали основные тотальные промеры тела: длину (Ь, см) и массу тела (Р, кг), окружность грудной клетки (ОГК, см). На их основе рассчитывали весоростовой индекс (ВРИ, г/см), отношение массы тела к площади тела, кг/м2, индекс Эрисмана (ИЭ): ИЭ = ОГК - Ь/2, см, индекс Бругша (ИБ): ИБ = ОГК/Ь- 100%, площадь тела — по формуле Дюбуа [1,4]. Для подростков в возрасте 14—16 лет рассчитывали индекс Пинье (ИП), характеризующий крепость телосложения:

ИП = I - (Р + ОГК).

Для выявления степени гармоничности развития был использован центильный метод оценки индивидуального физического развития. Центильные закономерности соотношений между основными тотальными промерами тела применяются в качестве оценки гармоничности развития детей и подростков, позволяя выявлять среди них лиц с отклонениями в физическом развитии. При оценке

гармоничности развития выделяют гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное физическое развитие [4].

Всего обследовано 1059 мальчиков-спортсменов; из них в возрасте 11 лет — 136, 12 лет — 162, 13 лет — 203, 14 лет — 205, 15 лет — 203 и 16 лет — 150 и 611 школьников, из них в возрасте 11 лет — 107, 12 лет — 113, 13 лет - 102, 14 лет — 102, 15 лет - 95 и 16 лет - 92.

В результате проведенных исследований установлено, что длина тела у детей, занимающихся спортом, в возрасте 11 лет составляет 145,3 ± 0,57 см, 12 лет — 150,1 ±0,61 см, у подростков в возрасте 13 лет — 156,5 ± 0,65 см, 14 лет - 162,5 ± 0,71 см, 15 лет -169,0 ± 0,60 см, 16 лет - 173,8 ± 0,59 см, масса тела — соответственно 35,4 ± 0,44, 39,4 ± 0,59, 45,1 ± 0,70,

50.1 ± 0,68, 56,5 ±0,71, 62,4 ±0,74 кг, ОГК -68,3 ±0,31, 70,6 ± 0,39, 74,1 ± 0,44, 77,8 ± 0,42, 81,3 ± 0,44 и 85,7 ± 0,45 см. Наибольший прирост длины тела отмечается у детей в возрасте 13 лет (4,2%), затем темпы увеличения длины тела несколько замедляются и в возрасте 16 лет составляют 2,8%. Отмеченный нами пубертатный скачок роста соответствует таковому у детей и подростков средней полосы России [3]. Аналогично изменению длины тела при увеличении возраста детей и подростков происходит возрастание массы тела и увеличение ОГК. Максимум увеличения массы тела отмечается у детей в возрасте 11 — 12 лет (14,5%), минимум — в возрасте 15—16 лет (10,4%). ОГК наибольший прирост имеет у детей в возрасте 13—14 лет (5%) и 16 лет (5,4%).

ВРИ по мере увеличения возраста испытуемых закономерно повышается. У детей в возрасте 11 лет он составляет 243,6 ± 2,33 г/см, 12 лет — 262,5 ± 2,68 г/см, 13 лет - 288,3 ± 3,21 г/см, 14 лет - 308,3 ± 3,26 г/см, 15 лет - 334,3 ± 3,26 г/см, 16 лет - 359,0 ± 3,81 г/см. Также возрастает и отношение массы тела к площади тела с увеличением возраста детей и подростков: в 11 лет —

29.2 ±0,15 кг/м2, в 12 лет - 30,2 ±0,19 кг/м2, в 13 лет

- 31,7 ± 0,20 кг/м2, в 14лет- 32,8 ± 0,19 кг/м2, в 15лет

- 34,1 ± 0,20 кг/м2, в 16 лет - 35,5 ± 0,20 кг/м2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.