Научная статья на тему 'Гигиенические основы обеспечения управления качеством подготовки специалистов и ее влияние на преподавателя вуза'

Гигиенические основы обеспечения управления качеством подготовки специалистов и ее влияние на преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / HIGHER MEDICAL SCHOOL / QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATION / WORK OF A TEACHER OF THE HIGHER CHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунов М.М., Коршунова Н.В., Литовченко Е.А.

Труд преподавателя медицинского вуза обычно не нормирован и условия деятельности оказывают непосредственное влияние на качество его жизни, здоровье, работоспособность и вследствие этого на качество преподавания. Для улучшения управления качеством подготовки специалистов преподавателю необходим пересмотр норм нагрузки с изменившимися и возросшими требованиями к нему в связи с увеличившейся трудовой нагрузкой. В целях уменьшения нагрузки важными моментами являются организационные усовершенствования на рабочем месте, обеспечение техническими средствами обучения, внедрение электронного документооборота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунов М.М., Коршунова Н.В., Литовченко Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC BASIS OF PROVIDING MANAGEMENT OF THE QUALITY OF TRAINING SPECIALISTS AND ITS IMPACT ON THE TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL

The work of a medical school teacher is usually not standardized and the working conditions have a direct impact on the quality of his life, health, efficiency and, as a result, on the quality of teaching. To improve the management of the quality of training specialists, the teacher needs the load norms to be reviewed due to the changed and increased requirements for him in connection with the increased workload. In order to reduce the load, organizational improvements in the workplace, provision of technical training tools, and the introduction of electronic document management are important

Текст научной работы на тему «Гигиенические основы обеспечения управления качеством подготовки специалистов и ее влияние на преподавателя вуза»

- системе преподаватель - группа: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в профессиональных ситуациях [4].

Литература

1.Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука

и образование: электронное научно-техническое издание, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://technomag.edu.ru/ doc/172651

2.Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе// Психологический журнал. 2012. № 2. С.11- 18.

3.Отечественная история: учеб. пособие / Под общей ред. Е.П. Супруновой, Г.А. Трифоновой. 2-е изд. доп. и перераб. Владивосток, ВГУЭС, 2017. 430 с.

4.Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учеб. для студентов неисторических специальностей. 8-е изд. Ростов н/Дону: Феникс, 2008. 784 с.

Б.Трифонова Г.А. Интерактивные методы обучения студентов в рыбохозяйственных учебных заведениях как форма многосторонней коммуникации в образовательном процессе / Материалы IV международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы освоения биологических ресурсов Мирового океана», 24 - 26 мая 2016 г. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2016. С. 225 - 229.

УДК: 005-6

М.М. Горбунов, Н.В. Коршунова, Е.А. Литовченко

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ

КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ

НА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Резюме Труд преподавателя медицинского вуза обычно не нормирован и условия деятельности оказывают непосредственное влияние на качество его жизни, здоровье, работоспособность и вследствие этого - на качество преподавания. Для улучшения управления качеством подготовки специалистов преподавателю необходим пересмотр норм нагрузки с изменившимися и возросшими требованиями к нему в связи с увеличившейся трудовой нагрузкой. В целях уменьшения нагрузки важными моментами являются организационные усовершенствования на рабочем месте, обеспечение техническими средствами обучения, внедрение электронного документооборота.

Ключевые слова: медицинский вуз, управление качеством образования, организация труда преподавателя высшей школы.

HYGIENIC BASIS OF PROVIDING MANAGEMENT OF THE QUALITY OF TRAINING SPECIALISTS AND ITS IMPACTON THE TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL M.M. Gorbunov, N.V. Korshunova, E.A. Litovchenko

FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia

Abstract The work of a medical school teacher is usually not standardized and the working conditions have a direct impact on the quality of his life, health, efficiency and, as a result, on the quality of teaching. To improve the management of the quality of training specialists, the teacher needs the load norms to be reviewed due to the changed and increased requirements for him in connection with the increased workload. In order to reduce the load, organizational improvements in the workplace, provision of technical training tools, and the introduction of electronic document management are important.

Key words: higher medical school, quality management of education, work of a teacher of the higher

chool.

Преподаватели являются основным и самым ценным человеческим ресурсом вуза. По уровню преподавания судят о квалификации самого вуза, а научно-пеДагогический потенциал показывает его рейтинг. Поэтому управление качеством преподавания и научно-исследовательской работы, проводимой в вузе, должно удовлетворять потребностям личности, общества и государства в получении образования высокого класса.

В результате анализа профессиональной деятельности преподавателей медицинского вуза выделяют несколько ключевых проблем. Они связаны со спецификой преподавания и в большей мере основываются на личностных качествах самого преподавателя и его мироощущении.

Труд преподавателя медицинского вуза обычно не нормирован и условия деятельности оказывают непосредственное влияние на качество его жизни, здоровье, работоспособность и вследствие этого

- на качество преподавания. Преподавательской деятельностью в медицинском вузе занимаются врачи, не владеющие педагогическими технологиями [1]. Для успешного функционирования качества подготовки специалистов медицинского вуза необходимо решение этих проблем.

Основным фактором, влияющим на качество подготовки специалистов в вузах, руководители высших учебных заведений выделили уровень профессиональной подготовки педагогов. Потому что, педагог - это человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью, владеющий педагогическими методами и несущий ответственность за правильное осуществление своих педагогических функций. Педагогическая функция является предписанным педагогу направлением применения профессиональных знаний и умений. Это главная функция, которая управляет процессами обучения, воспитания, развития.

В настоящее время высокое качество образования может дать тот, кто владеет высоким уровнем педагогического мастерства. Подготовка современных преподавателей для школы постоянно осуществляется в педагогических вузах и университетах. Специфика медицинского вуза заключается в том, что педагоги, преподающие в нем, никакой специальной педагогической подготовки не проходят [4]. Таким образом, складывается ситуация, при которой на кафедрах медицинских вузов работают лица, имеющие специальное (медицинское) образование, но не владеющие основами педагогического мастерства. В результате этого процесс обучения строится по наитию (методом проб и ошибок), либо копируется стиль старших преподавателей, который не учитывает современного состояния науки и требований практики.

Это означает, что большая часть преподавателей медицинских вузов не готова к внедрению новых технологий обучения и не способна решать образовательные задачи системного уровня, обеспечивать целенаправленную учебную деятельность студентов [5]. Таким образом, происходит рост напряженности труда и психоэмоциональной нагрузки на преподавателя. Поэтому основной проблемой формирования педагогического потенциала вуза является отсутствие специально и целенаправленно подготовленных для педагогической деятельности профессионалов.

В результате проведения исследований по качеству управления подготовкой специалистов был сделан вывод о том, что основными негативными факторами обучения в вузе являются:

- качество жизни преподавателя и его влияние на качество преподавания,

- состояние здоровья и условий труда преподавателей и их влияние на управление качеством преподавания,

- тяжесть и напряженность труда преподавателей высшей школы.

Возрастающие требования к преподавателям, высокая ответственность за результат работы наряду с нехваткой времени для получения (совершенствования) необходимых знаний и навыков, возросшая нагрузка при низком уровне оплаты труда привели к росту психосоциального риска [2]. Чтобы добиться оптимальных условий труда, способствующих уменьшению профессионального стресса, степени профессионального выгорания, что в конечном итоге может повлиять на управление качеством подготовки специалистов медицинского вуза, в разделе «Гигиена труда» необходимы разработка и реализация социальных программ поддержки, проведение корпоративных мероприятий, а также планирование профессионального роста и профилактики конфликтов. Обеспечение социальной поддержки и сотрудничества важно не только для психологического состояния отдельных работников, это положительно влияет на улучшение качества подготовки специалистов, увеличивает организационный, творческий потенциал. Для улучшения управления качеством подготовки специалистов необходим пересмотр норм нагрузки преподавателя с учетом изменившихся и возросших требований к нему и в связи с увеличившейся трудовой нагрузкой [3].

В целях уменьшения нагрузки важными являются следующие моменты: организационные усовершенствования на рабочем месте, обеспечение техническими средствами обучения, внедрение электронного документооборота. Для сохранения здоровья преподавателя необходимо проведение регулярных профилактических осмотров, обеспечение возможности регулярно и полноценно питаться, а также проводить гигиеническое обучение основам здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни должно стать одной из задач циклов повышения квалификации наряду с формированием и развитием профессиональной компетенции [6]. Поэтому, баланс между производственными условиями, экономическими факторами и психосоциальными рабочими условиями является важнейшим ключом к улучшению профессионального здоровья и обеспечению результативности и качества деятельности педагогов.

Литература

1. Дианкина М.С. Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы. Психолого-педагогический аспект / М.С. Дианкина. М.: Издательство «Интел-универсал», 2002. 256 с.

2. Измеров Н.Ф. Задачи научных исследований по гигиене труда медицинских работников / Н.Ф. Измеров // Труд и здоровье медицинских работников. М. 1984. С. 14-18.

3. Коробко Е.Б. Исследование организации труда профессорско-преподавательского состава медицинского института : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Е.Б. Коробко. Кишинев,1973. 18 с.

4. Красовский, В.О. Некоторые обобщения опыта аттестации рабочих мест по условиям труда / В.О. Красовский // Медицина труда и промышленная экология. 1998. № 3. С. 25-30.

5. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. СПб.: Наука, 1993. 256 с.

6. Шиманская, Т.Г. Комплексная оценка состояния здоровья врачей медицинских вузов в зависимости от условий труда: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Г. Шиманская. СПб.: 2002. 21 с.

УДК 378 О.В. Горшкова

ФГБОУ ВО «Тихоокеанский ГМУ» Минздрава России, Владивосток, Россия

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ И УЧАСТИЕ В НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Резюме В статье рассмотрены основные аспекты внутренней мотивации как важного фактора участия студентов в научной деятельности. Описаны тенденции научной деятельности студентов в России. Даны рекомендации по развитию мотивации к научной деятельности студентов.

Ключевые слова: высшее образование, мотивация научной деятельности студентов.

INTERNAL MOTIVATION AND PARTICIPATION IN SCIENTIFIC ACTIVITY OF STUDENTS

O.V. Gorshkova

FSBEI HE «Pacific State Medical University» of the Ministry of Health of Russia, Vladivostok, Russia

Abstract In the article the main aspects of internal motivation as an important factor of participation of students in scientific activity are considered. Tendencies of scientific activity of students in Russia are described. Recommendations about development of motivation to scientific activity of students are made.

Key words: higher education, motivation of scientific activity of students.

Научная деятельность студентов является неотъемлемой частью учебного процесса в университете. Наиболее распространенной ее формой можно назвать участие в научных студенческих конференциях- Конференция происходит от латинского со^его (собирать в одно место) и понимается как собрание для обсуждения научных проблем. Уже в 80-90-е годы XIX века в России начинает формироваться традиция привлечения студентов в научные общества. В 20-30-е годы XX века студенческие научные кружки признаются полноценным субъектом научно-исследовательской деятельности вузов. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) включает в себя такие виды деятельности, как участие в НИР, конкурсах студенческих работ, конференциях.

В 30-40-е годы в СССР впервые в производственную практику студентов стали включаться исследовательские задания. На протяжении всего периода существования СССР государство подчеркивало свое внимание к научной работе студентов созданием целого ряда нормативных актов, специальных органов управления НИРС, что одновременно усиливало бюрократизацию и формализацию научно-исследовательской деятельности. В 90-е годы контроль за данными процессами был ослаблен, но на современном этапе вновь возрастает роль привлечения студентов к активной исследовательской деятельности в рамках учебного процесса [1]. В связи с этим является актуальным формирование и развитие мотивации студентов к участию в НИР. Причем акцент следует смещать с внешних побудителей к внутренним детерминантам занятия НИР.

Термин «внутренняя мотивация» используется с 50-х годов XX столетия. Исследование внутренней мотивации наиболее ярко представлено в теории самодетерминации (Э. Деси, Р. Райян), в которой рассмотрены основные источники психологического благополучия: удовлетворение потребности в автономии, компетентности и установлении связей.

Следует точно понять, что подразумевается под автономией. Это свобода выбора действий и отсутствие жесткого контроля над деятельностью. Компетентность проявляется в стремлении к постоянному обучению и развитию, совершенствованию в профессиональном и личностном плане. Автономия и компетентность не могут быть обеспечены без установления связей, внимания, продуктивного общения. Слагаемое этих трех условий приводит к раскрытию человеческого потенциала, способности творить и испытывать удовлетворение от своей деятельности.

Внутреннюю мотивацию Э. Деси считал прототипом обучения и созидания и описал факторы подкрепления внутренней мотивации: оптимальный позитивный отклик, наличие обратной связи, свобода выбора, интеллектуальные переживания. Наоборот, критика, директивный стиль общения, навязывание целей, дефицит времени снижают интерес к деятельности. Все материальные стимулы, создающие зависимость человека, подрывают уровень внутренней мотивации. Чем меньше внешнего контроля при сохранении искреннего внимания со стороны окружающих, тем больше интереса, творческих проявлений и удовольствия получает человек при совершении любой деятельности. В этом состоит ответ на вопрос, как развивать и поддерживать такой хрупкий конструкт, как внутренняя мотивация.

Известно, что на первых курсах обучения у студентов преобладает внешняя мотивация. Напри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.