APPLICATION OF THE SYSTEM ANALYSIS TO THE ASSESSMENT OF QUALITY TEACHING CLINICAL DISCIPLINES AND DEVELOPMENT OF ADMINISTRATIVE
DECISIONS ON THEIR ELIMINATION
E.E. Atlas, B.E. Ilyushenkоv
We consider a systematic approach to the analysis of the quality of teaching in order to improve the training of a specialist.
Key words: new standards for higher education, competence approach, monitoring the quality of teaching, the role of the teacher in the preparation of professional, managerial decision.
Atlas Elena Efimovna, MD, professor of internal medicine, Russia, Tula, Tula State University.
Ilyushenkvo Boris Evgenyevich, HIF specialist of Fund of obligatory medical insurance, cardiologist, Postgraduate Department of Internal Medicine, Russia, Tula, Tula State University
УДК 378.091.26
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ВУЗЕ
Е.Е. Атлас, Б.Е. Ильющенков
Рассматривается контроль качества преподавания дисциплины как важнейший фактор обучения в вузе, исходя из требований новых подходов к образованию и возрастанию роли педагога в подготовке специалиста.
Ключевые слова: новые стандарты высшего образования, компетентностный подход, контроль качества преподавания, роль педагога в подготовке специалиста.
Процесс интеграции российских университетов в международное образовательное пространство требует осуществления ряд реформ в Российском высшем образовании. Модернизация высшего образования будет успешна только в том случае, если будут учтены интересы многих факторов и условий, ориентированных на повышение качества подготовки специалиста, если произойдет переосмысление целей образования и способов отражения их в конечном результате. Все эти же тенденции касаются и высшего медицинского образования. Изменения в требованиях к подготовке специалистов-врачей вызваны экономическими и организационными переменами в характере взаимоотношений между высшими учебными заведениями и лечебно-профилактическими учреждениями, а также государственными и негосударственными организациями медицинского профиля.
Возрастают требования к качеству обучения, меняются подходы к оценке полученных знаний, формируются новые высокотехнологичные
отрасли медицины, требующие высокой квалификации и научного подхода к повседневной врачебной практике.
Результатом образовательного процесса в высшей школе сегодня объявляется приобретенная профессиональная и социально-личностная компетентность специалиста, основанная на личностном знании, что нашло свое воплощение в третьем поколении стандартов высшего образования. В компетентностном подходе находит отражение индивидуальный подход к образованию, высокая мотивация обучаемого на приобретение знания, развитая потребность в самообразовании и саморазвитии.
Эти тенденции противоречат существующему ранее подходу в образовании, не учитывающему потребностей конкретного человека и рассчитанному на усвоение готового знания, а не на подготовку к творческому решению задач. Можно обозначить эти противоречия:
между изменением целей медицинского образования в сторону усовершенствования качества подготовки выпускников и неуклонным снижением уровня их подготовки;
между необходимостью повышать качество обучения и недостаточностью осуществления его контроля на всех этапах обучения, в том числе и на этапе процесса преподавания клинических дисциплин;
между усложнением и многообразием информации, получаемой студентами, и неудовлетворенностью лечебных учреждений качеством подготовленных специалистов (особенно их практическими навыками).
Актуальным и своевременным является разработка норм в системе контроля и оценки образовательной деятельности в рамках реформы системы образования и контроля его качества как составной части. Эти нормы являются необходимой основой для создания единого педагогического пространства, обеспечивающего единый уровень общего образования, получаемого выпускниками в разных типах образовательных учреждений, в том числе и медицинского профиля. Перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к новым стандартам.
Контроль является одним из основных компонентов управления образованием и качеством образования. Качество образования предполагается оценивать не только контролем уровня знаний и умений, но и контролем и оценки деятельности преподавателей. Эффективность обучения будущих специалистов-медиков напрямую зависит от умения преподавателя передать теоретические знания, а также свой личный практический опыт. Поэтому профессиональный уровень врача-педагога приобретает особенное значение.
В процессе организации эффективного педагогического процесса медицинского образования выявляется ряд проблем, для решения которых необходимо:
1) организовать объективный контроль качества педагогической деятельности преподавателя-врача в медицинском вузе;
2) выстроить оптимальную систему контроля на основе анализа современных методов контроля качества преподавания дисциплины;
3) сформулировать оптимальные управленческие решения для устранения недостатков качества преподавания дисциплины.
Немаловажным для формирования эффективного педагогического процесса выделить современные методы контроля качества преподавания дисциплины и определить их влияние на совершенствование подготовки специалиста - выпускника высшего учебного заведения. Внедренные в педагогический процесс современные методы контроля качества преподавания повысят эффективность подготовки специалистов. Это станет возможным в том случае, если определить критерии оценки качества и создать условия для полноценной реализации современных методов, форм и способов контроля преподавания дисциплины, ориентируясь на малопараметрическую модель профессионального стандарта педагогической деятельности.
Проведенная нами опытно-экспериментальная работа позволила разработать рекомендации по совершенствованию методов контроля качества преподавания медицинских дисциплин с целью повышения качества подготовки специалиста.
Как известно, структура учебного процесса состоит из следующих составляющих: социальный заказ; содержание процесса (ФОГС, учебный -план, учебная программа); деятельность в рамках этого процесса (процесс обучения и процесс преподавания); формы организации обучения (лекции, семинарские практические занятия); результаты обучения (промежуточная и итоговая аттестации) [1].
Деятельность как составная часть учебного процесса предполагает процесс обучения и процесс преподавания. Процесс обучения - это деятельность учащихся. Преподавание - это деятельность преподавателя. Анализ результатов исследования показал, что ответственность за конечные результаты учебного процесса распределяются пополам. Напрашивается вывод, что необходим контроль качества обоих процессов. В нашей работе мы предложили апробировать современные методы контроля качества преподавания дисциплины.
По аналогии с существующей в страховой медицине системой контроля качества оказания медицинской помощи мы представили педагогический процесс как некий процесс преподавания клинической дисциплины. А «качество» попытались представить как свойство процесса преподавания дисциплины (рисунок) и объект нашего опытноэкспериментального исследования.
Профессиональная способность преподавателя
Система процесса преподавания дисциплины на примере дисциплины «Внутренние болезни»
(КПД - качество преподавание дисциплины)
В ходе работы нами были использованы методы статистического контроля качества процессов, модифицированные для системного анализа состояния качества преподавания дисциплины: опросники для
преподавателей и студентов для выявления недостатков КПД (по когнитивной, деятельностной и личностной составляющим); статистический анализ студенческих ошибок и, как следствие, недостатков в преподавании клинической дисциплины; оценка стабильности систем (вариант контрольных карт); стратификация по факторным признакам (вариант аналитической группировки); стратификация по результативным признакам (вариант кластерного анализа); диаграмма Парето (вариант метода главных компонент); диаграмма причин и результатов (диаграмма Исикавы). Также для анализа возможных рисков возникновения недостатков преподавания дисциплин нами была предложена динамическая модель риска, которая формулируется в виде автономной диссипативной динамической системы [2,3].
Поскольку образование является процессом передачи знаний, то качество образования определяется, прежде всего, качеством преподавания профессорско-преподавательского состава, который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. Программы, учебные планы и учебно-методические комплексы отображают формализованные компоненты обучения, его часть. Оставшаяся часть - это образовательные технологии и люди, которые их реализуют. На сегодняшний день формальная составляющая в деятельности педагога высшей школы возрастает, то есть его увеличивается методическая функция. При этом компетентностный подход ориентирует на развитие творческих способностей, познавательного интереса и мотивации у студентов, что
вынуждает педагога искать новые способы передачи информации и проверки её усвоения.
Для повышения продуктивности обучения необходимы использование педагогических знаний и опыта и подход к обучению будущего врача с учетом психологических моделей межличностного взаимодействия. Повышение врачебной компетенции, стимулирование личностного роста и профессиональных навыков невозможно без реализации профессионально значимых коммуникативных умений (взаимодействие студента с педагогом, пациентом, коллегой) [4].
Качество обучения страдает из-за недостаточного владения теоретическим материалом вследствие разрозненности знаний и отсутствия их систематизации, недостаточного контакта студента и преподавателя при обследовании пациентов, неумения взаимодействовать в группе, частого психологического дискомфорта при общении с больным.
На основании этого можно сделать выводы о том, что образовательный процесс, являясь многофакторным, весьма сложен. Но контроль как фактор обратной связи есть неотъемлемое свойство любого образовательного процесса. Главным действующим лицом, определяющим характер и результат в таком процессе, является педагог, который посредством разнообразных дидактических приемов осуществляет обратную связь с обучаемым, позволяющую корректировать, направлять и развивать процесс обучения. Таким образом, качественное преподавание дисциплины является системным фактором, одной из функций педагогического процесса. При реализации процесса обучения немаловажен контроль качества преподавания дисциплины как составляющей педагогического процесса [5].
В результате проведенного исследования нами сделан вывод о необходимости более пристального внимания к осуществлению обучения и всех его принципов. Качество подготовки специалиста определяется не только целями образования, но и реализацией всех педагогических приемов, в том числе и контроля качества преподавания дисциплины. Существующие методы контроля качества преподавания тем полнее отражают качество процесса подготовки специалиста, чем полнее реализуется принцип единства и целостности воспитания, обучения и развития и чем профессиональнее педагог реализует свои функции.
В дальнейшем совершенствование методов обучения будущего врача с учетом комплексного подхода к преподаваемым дисциплинам и психологическим особенностям обучающихся позволит им стать востребованными, конкурентоспособными специалистами, свести к минимуму количество совершаемых ими врачебных ошибок и облегчить их последствия.
Список литературы
1. Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М.: МИСиС, 1989.167с.
2. Агуреев И. Е., Атлас Е. Е. Прогноз развития ситуации для основных типов статистического состояния системы оказания медицинской помощи на основе применения автоматизированных технологий // Вестник новых медицинских технологий, ТулГУ, 2010. № 4. С.152-154.
3. Игнатьева Е. Ю. Менеджмент знаний в управлении качеством образовательного процесса в высшей школе: монография. Великий Новгород, 2008. 280 с.
4. Дианкина М.С. Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы. М., 2000. 351с.
5. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс (интегрированный учебный план и кредитная система) / М. А. Пальцев [и др.]. М.: Издание ГОУ ВПО ММА имени И.М. Сеченова. Вып. VIII. 2006. С. 124.
Атлас Елена Ефимовна, д-р мед. наук, проф., Россия, Тула, Тульский государственный университет.
Ильющенков Борис Евгеньевич, специалист ФОМС, врач-кардиолог, аспирант кафедры внутренних болезней, Россия, Тула, Тульский государственный университет
TRENDS OF QUALITY IMPROVEMENT SPECIALIST TRAINING IN HIGH SCHOOL
E.E. Atlas, B.E. Ilyushenkоv
We consider the quality control of teaching as the most important factor in learning in high school, based on the requirements of the new approaches to education and increasing the role of the teacher in training.
Key words: new standards for higher education, competence approach, monitoring the quality of teaching, the role of the teacher in training.
Atlas Elena Efimovna, MD, professor of internal medicine, Russia, Tula, Tula State University.
Ilyushenkvo Boris Evgenyevich, HIF specialist of Fund of obligatory medical insurance, cardiologist, Postgraduate Department of Internal Medicine, Russia, Tula, Tula State University