УДК 613.632:613.155.2 )-074:547а 66 5
Канд. мед. наук Н. Е. Дышиневич
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОБОСНОВАНИЮ ДОПУСТИМОГО УРОВНЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ИНДЕНА ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев
Санитарно-химнческие исследования инден-кумароновых плиток в моделируемых условиях (Н. Е. Дышиневич; Т. И. Гаврилова и Л. А. Тюрина) показали, что из них в воздух могут выделяться низкомолекулярные соединения, оставшиеся в иден-кумароновой смоле в результате неполной очистки полимеризата в процессе производства. Определенная доля летучих веществ, выделяемых инден-кумароновыми плитками, приходится на ин-ден. В моделируемых условиях инден выделяется в течение 12 мес с момента изготовления материала на уровне 0,1—0,35 мг/м3. Для обоснования допустимого уровня выделения ин-дена необходимо было располагать данными токсикологических исследований.
Нами установлено, что это вещество в остром опыте при введении в желудок экспериментальным животным относится к категории малотоксичных соединений. LD60 его для крыс составляет 2,3^0,36 г/кг, для мышей — 1.8=5=0,2 г/кг; среднесмертельная концентрация индена для крыс при экспозиции 4 ч равна 14—1,7 мг/л.
В случае воздействия его в больших концентрациях у подопытных животных четко развивается клиническая картина острого отравления в первые минуты экспозиции, что объясняется принадлежностью индена по физико-химическим свойствам к 7-й группе системы неэлектролитов Н. В. Лазарева. При сопоставлении порога острого действия индена (200 мг/м3), установленного нами на белых крысах, с результатами исследований в целях определения пороговой концентрации по восприятию запаха этого вещества человеком (0,32 мг/м3) видно, что последняя на 3 порядка ниже.
Поэтому при обосновании выбора концентраций для хронического эксперимента мы ориентировали на порог восприятия запаха индена. Такой метод позволял корректировать данные токсикологического эксперимента на животных результатами исследований людей-добровольцев. Крыс (по 10 особей в каждой группе) подвергали воздействию паров индена в концентрациях, превышающих пороговую по запаху в 10 и 2 раза (3,0—0,06 и 0,6^= ^0,02 мг/м3), и в 2 раза ниже (0,15±0,03 мг/м3) а течение 105 дней круглосуточно. Результаты эксперимента показали, что воздействие индена в концентрации 3 мг/м3 вызывает у животных отклонения в нормальном соотношении сульфатных фракций мочи. Это выражалась в стойком повышении количества выводимых с мочой эфиросвязанных сульфатов и увеличении сульфатного индекса мочи (Я<0,001). Зафиксировано также повышение активности холинэстеразы и снижение активности каталазы цельной крови животных (Р<0,01). Пато-морфологические изменения во внутренних органах животных выражались главным образом гемодинамическнми нарушениями.
Изменений результатов суммационно-порогового показателя, содержания свободных SH-rpynn белков, активности пероксидазы, показателей морфологического состава периферической крови, веса животных не выявлено. Воздействие индена в концентрациях 0,6 и 0,15 мг/м3 по ряду принятых показателей и тестов не вызвало сдвигов, имеющих гигиеническую значимость.
Таким образом, концентрация индена 3 мг/м3 является пороговой, а концентрации 0,6 и 0,15 мг/м3 — безвредными в данных условиях опыта. По величине зоны биологического действия он относится к веществам с умеренными кумулятивными свойствами (К- К- Сидоров).
Известно, что при гигиенической регламентации выделения конкретного вещества из полимерных строительных материалов используется принцип лимитирующего показателя. В наших исследованиях порог восприятия запаха индена представляет собой концентрацию, не оказывающую вредного влияния на животных в хроническом опыте. Поэтому нормирование индена производили с учетом порога восприятия запаха. Рекомендуемый допустимый уровень выделения индена обосновывали также с учетом возможного воздействия на человека комплекса летучих веществ, выделяющихся из инден-кумароновых плит, идентификация которых затруднена из-за недостаточной специфичности химических методов анализа. В круглосуточном хроническом эксперименте на протяжении 90 дней изучено общерезорб-тивное действие комплекса летучих соединений, выделяющихся из инден-кумароновой плиты производства Киевского комбината «Стройиндустрня». Изучаемый материал помещали в камеру-генератор, где создавали определенную «насыщенность» и кратность воздухообмена, близкие к натурным условиям. Газовоздушную смесь из камеры-генератора подавали в ингаляционную камеру с животными. Отбор проб воздуха из ингаляционной камеры показал, что уровень индена в нем колеблется от 0,08 мг/м® до следов, кумарона — от 0,09 до 0,05 мг/м®.
Установлено отсутствие вредного действия комплекса летучих веществ, мигрирующих из изученного полимерного материала.
Концентрация индена 0,1 мг/м3 рекомендована нами в качестве допустимого уровня выделения его из инден-кумароновых покрытий пола, применяемых в жилых и общественных зданиях; она утверждена Министерством здравоохранения СССР.
ЛИТЕРАТУРА. Гаврилова Т. И..Тюри на Л. А. — «Гиг. и сан.», 1970, № 6 с. 51. — Д ы ш и н е в и ч Н. Е. Гигиеническая оценка и регламентация применения в строительстве некоторых полимерных материалов на основе мочевино-формаль-дегидиых и инден-кумароновых смол. Автореф. дне. канд. Киев, 1973. —Сидоров К. К. — «Гиг. и сан.», 1972, № 5, с. 93.
Поступила 24/111 975 г.
УДК 612.79.014.46:66ItI8S
Р. Г. Алагезян
ВЛИЯНИЕ НА КОЖУ М0ЮЩЕ-ДЕЗИНФИЦИРУЮЩЕГ0 СРЕДСТВА ДПМ ДЛЯ САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКИ ДОИЛЬНЫХ УСТАНОВОК И МОЛОЧНОЙ ПОСУДЫ
Ереванский зоотехническо-ветеринарный институт
Применение эффективных поверхностно-активных и бактерицидных средств для санитарной обработки доильной техники и посуды на молочно-товарных фермах во многом определяет получение молока высокого качества.
С целью изыскания и внедрения в сельское хозяйство новых эффективных универсальных препаратов нами проведены испытания в лабораторных и производственных условиях моюще-дезинфицнрующего средства ДПМ. Препарат начали использовать и прн ручной и циркуляционной санитарной обработке доильных установок и молочной посуды на фермах. ДПМ представляет собой порошок зернистого строения, от белого от светло-желтого цвета, с запахом хлора; он хорошо растворяется в холодной воде. Препарат содержит син-танол, ДС-10 или проксанол-172 (4%), триполифосфат натрия (20%), метасилнкат натрия (30%), соду углекислую (21 ±18%) и хлорамин Б (25±28%).
Определяли бактерицидность препарата в отношении 7 тест-штаммов (Escherichia coli, Pseudomonas aeruginosa, Staphylococcus aureus, Streptococcus faecalis, Mycobacterium phlei, Oospora lactis и Bacillus subtilia ориентировочно), фенольный коэффициент, белковый индекс, активный хлор, рН, поверхностное натяжение, эмульгирование молочного жира, ценообразование и устойчивость при циркуляционной санитарной обработке, моющий эффект, влияние на вкус молока и антикоррозионные свойства. Оказалось, что препарат 2,8% концентрации при 40° (при ручной санитарной обработке) и экспозиции 2,5 мин и 2,3% концентрации при 50—55° (при циркуляционном способе) представляет собой отличное мою-ще-дезинфнцирующее средство. Он отвечает всем требованиям, предъявляемым к химическим универсальным средствам, предназначенным для одновременной мойки и дезинфекции длинного подземного молокопровода, доильных установок и молочной посуды на фермах. Лабораторные данные подтверждены в полупроизводственных и производственных условиях.
На фермах обрабатывают циркуляционным способом только некоторые доильные установки, снабженные специальными устройствами, а остальные установки и молочное оборудование обрабатывают ежедневно по нескольку раз в день вручную с помощью щеток и ершей. Обобщая материалы отечественных и зарубежных авторов, можно сказать, что дерматиты у обслуживающего персонала ферм оставляют существенную долю всей профессиональной патологии. Поэтому изучение воздействия моюще-дезинфнцирующего средства ДПМ на кожу рук является актуальной проблемой.
Мы исследовали биологическое влияние препарата на кожу по методике Е. И. Иевлевой. Для определения сенсибилизирующего и раздражающего действия препарата необходимо было провести визуальные наблюдения за реакцией кожи, но мы не ограничились этим, а выполняли и ее гистопатологические исследования. Контролем служила интактная кожа подопытных морских свинок, на которую наносили водопроводную воду. Всех подопытных животных забивали декапитацией с последующим взятием кусочка кожи. В качестве фиксатора использовали смесь Буэна (для гистопатологическнх исследований и окрашивания кислых мукополисахаридов), раствор Бекара (для выявления жировых веществ) и охлажденный ацетон (для определения активности кислой фосфатазы). Серийные парафиновые срезы толщиной 5—6 мкм окрашивали гематоксилин-эозином, пикрофуксином по ван Гизону с применением гематоксилина Вейгерта, жировые вещества — Суданом III, кислые мукополисахариды — толуидиновым синим при рН 3,8—4,8. Ввиду активного участия кислой фосфатазы в метаболизме животного организма, в том числе и в воспалительных реакциях, связанных, в частности, с макрофагами, кислую фосфатазу выявляли сульфидным методом Гомори (рН 5,0). Согласно методике, препарат испытывали на 20 морских свинках. Для гистопатологическнх исследований брали материал из шейно-плечевого сегмента после забоя животных. Гистопатологическую картину у каждого из них определяли по наличию 48—60 срезов.
После месячного втирания ДПМ в рабочей (2,8%) концентрации и в ее 10-кратном увеличении (28%) наблюдаются визуальные и гистопатологические изменения только прн по-