Концентрация индена 0,1 мг/м3 рекомендована нами в качестве допустимого уровня выделения его из инден-кумароновых покрытий пола, применяемых в жилых и общественных зданиях; она утверждена Министерством здравоохранения СССР.
ЛИТЕРАТУРА. Гаврилова Т. И..Тюри на Л. А. — «Гиг. и сан.», 1970, № 6 с. 51. — Д ы ш и н е в и ч Н. Е. Гигиеническая оценка и регламентация применения в строительстве некоторых полимерных материалов на основе мочевино-формаль-дегидиых и инден-кумароновых смол. Автореф. дне. канд. Киев, 1973. —Сидоров К. К. — «Гиг. и сан.», 1972, № 5, с. 93.
Поступила 24/111 975 г.
УДК 612.79.014.46:66ItI8S
Р. Г. Алагезян
ВЛИЯНИЕ НА КОЖУ М0ЮЩЕ-ДЕЗИНФИЦИРУЮЩЕГ0 СРЕДСТВА ДПМ ДЛЯ САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКИ ДОИЛЬНЫХ УСТАНОВОК И МОЛОЧНОЙ ПОСУДЫ
Ереванский зоотехническо-ветеринарный институт
Применение эффективных поверхностно-активных и бактерицидных средств для санитарной обработки доильной техники и посуды на молочно-товарных фермах во многом определяет получение молока высокого качества.
С целью изыскания и внедрения в сельское хозяйство новых эффективных универсальных препаратов нами проведены испытания в лабораторных и производственных условиях моюще-дезинфицнрующего средства ДПМ. Препарат начали использовать и прн ручной и циркуляционной санитарной обработке доильных установок и молочной посуды на фермах. ДПМ представляет собой порошок зернистого строения, от белого от светло-желтого цвета, с запахом хлора; он хорошо растворяется в холодной воде. Препарат содержит син-танол, ДС-10 или проксанол-172 (4%), триполифосфат натрия (20%), метасилнкат натрия (30%), соду углекислую (21 ±18%) и хлорамин Б (25±28%).
Определяли бактерицидность препарата в отношении 7 тест-штаммов (Escherichia coli, Pseudomonas aeruginosa, Staphylococcus aureus, Streptococcus faecalis, Mycobacterium phlei, Oospora lactis и Bacillus subtilia ориентировочно), фенольный коэффициент, белковый индекс, активный хлор, рН, поверхностное натяжение, эмульгирование молочного жира, ценообразование и устойчивость при циркуляционной санитарной обработке, моющий эффект, влияние на вкус молока и антикоррозионные свойства. Оказалось, что препарат 2,8% концентрации при 40° (при ручной санитарной обработке) и экспозиции 2,5 мин и 2,3% концентрации при 50—55° (при циркуляционном способе) представляет собой отличное мою-ще-дезинфнцирующее средство. Он отвечает всем требованиям, предъявляемым к химическим универсальным средствам, предназначенным для одновременной мойки и дезинфекции длинного подземного молокопровода, доильных установок и молочной посуды на фермах. Лабораторные данные подтверждены в полупроизводственных и производственных условиях.
На фермах обрабатывают циркуляционным способом только некоторые доильные установки, снабженные специальными устройствами, а остальные установки и молочное оборудование обрабатывают ежедневно по нескольку раз в день вручную с помощью щеток и ершей. Обобщая материалы отечественных и зарубежных авторов, можно сказать, что дерматиты у обслуживающего персонала ферм оставляют существенную долю всей профессиональной патологии. Поэтому изучение воздействия моюще-дезинфнцирующего средства ДПМ на кожу рук является актуальной проблемой.
Мы исследовали биологическое влияние препарата на кожу по методике Е. И. Иевлевой. Для определения сенсибилизирующего и раздражающего действия препарата необходимо было провести визуальные наблюдения за реакцией кожи, но мы не ограничились этим, а выполняли и ее гистопатологические исследования. Контролем служила интактная кожа подопытных морских свинок, на которую наносили водопроводную воду. Всех подопытных животных забивали декапитацией с последующим взятием кусочка кожи. В качестве фиксатора использовали смесь Буэна (для гистопатологическнх исследований и окрашивания кислых мукополисахаридов), раствор Бекара (для выявления жировых веществ) и охлажденный ацетон (для определения активности кислой фосфатазы). Серийные парафиновые срезы толщиной 5—6 мкм окрашивали гематоксилин-эозином, пикрофуксином по ван Гизону с применением гематоксилина Вейгерта, жировые вещества — Суданом III, кислые мукополисахариды — толуидиновым синим при рН 3,8—4,8. Ввиду активного участия кислой фосфатазы в метаболизме животного организма, в том числе и в воспалительных реакциях, связанных, в частности, с макрофагами, кислую фосфатазу выявляли сульфидным методом Гомори (рН 5,0). Согласно методике, препарат испытывали на 20 морских свинках. Для гистопатологическнх исследований брали материал из шейно-плечевого сегмента после забоя животных. Гистопатологическую картину у каждого из них определяли по наличию 48—60 срезов.
После месячного втирания ДПМ в рабочей (2,8%) концентрации и в ее 10-кратном увеличении (28%) наблюдаются визуальные и гистопатологические изменения только прн по-
вышснном содержании раствора. Визуально отмечалась болезненность при нанесении раствора, возбуждение и зуду животного. На 20-й день реакция кожи постепенно начала сходить на нет у всех животных. При гистологических исследованиях в клетках производящего слоя эпидермиса наблюдается вакуолизация перинуклеарного характера, а также цитоплазмы. Ядра этих клеток находятся в состоянии лизиса, выявляется пикноз. Подэпидер-мальные участки сосочкового слоя дермы находятся в состоянии меж- и внутриклеточного отека, в этих местах базальная мембрана разрушена, а соединительнотканные клеточные элементы находятся в состоянии дегенеративных изменений, волокнистые структуры фраг-ментированные и набухшие. На тех же участках определяется клеточная инфильтрация. Как показывают визуальные наблюдения, в первые дни отмечается сильное раздражение кожи с воспалительными явлениями, а с 16—20-го дня опыта реакция сводится на нет, что подтверждается гистологической картиной. При этом происходит развитие восстановительных процессов в сосочковом слое дермы, приводящее к формированию молодой соединительной ткани, напоминающей грануляционную. Здесь нежные коллагеновые пучки располагаются горизонтально, количество молодых фибробластов превалирует над основным веществом соединительной ткани. Наружное корневое влагалище у многих волос утолщено. Глубже структура дермы постепенно восстанавливается, в связи с чем базофилия ткани переходит в оксифилню. Из мигрирующих клеток в сосочковом слое преобладают эозинофилы, указывающие на аллергическое состояние.
Сенсибилизация, проверенная по методике, выявилась у животных при повышенной концентрации раствора ДПМ.
Таким образом, данные наших исследований позволяют считать, что синтетическое моюще-дезинфицирующее средство ДПМ обладает раздражающими и сенсибилизирующими свойствами и не может быть применено при ручной санитарной обработке доильных установок и молочной посуды на фермах. При приготовлении раствора ДПМ для циркуляционной санитарной обработки руки необходимо защищать резиновыми перчатками.
Поступила 27/1П_19
УДК 613.633+613.6361:677
А. М. Щепочкин, Е. В. Гарасько, Т. И. Аржакова
О ВЛИЯНИИ УВЛАЖНЕНИЯ ВОЛОКНА НА ЗАПЫЛЕННОСТЬ И БАКТЕРИАЛЬНУЮ ЗАГРЯЗНЕННОСТЬ ВОЗДУХА В ЛЬНОПРЯДИЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Всесоюзный научно-исследовательский институт охраны труда ВЦСПС, Иваново
В 1972—1973 гг. проводились измерения бактериальной и микологической загрязненности и запыленности воздуха в цехах Кохомской льнофабрики, Яковлевского и Костромского льнокомбинатов. В некоторых цехах льнопредприятий отмечалась повышенная против предельно допустимой концентрации запыленность воздуха, выявлены значительные колебания загрязненности его бактериями (от 1690±300 до 209 890±11 530 колоний в 1 м3) и плесневыми грибами (от 130±20 до 74 370±9820 колоний в 1 м3). Наибольшая запыленность и бактериальная загрязненность воздуха были в приготовительно-прядильных цехах, наименьшая — в цехах ткацкого производства. Известно, что некоторого снижения запыленности воздуха в цехах можно добиться при увеличении влажности льноволокна (А. Д. Минаев и Н. Щербаков; Н. С. Сорокин). Однако влияние влажности волокна на изменение бактериальной загрязненности воздуха в льнопроизводстве изучено недостаточно.
В настоящей статье рассматриваются итоги комплексного исследования бактериальной загрязненности и запыленности воздушной среды в льнопрядильном производстве Кохомской фабрики при переработке волокна с различной влажностью на основных технологических машинах. Исследование проводилось весной 1973 г. Объектом его был воздух рабочей зоны у кипоразборщика РК—140—ЛП (сырье — очес № 6; производительность 450 кг/ч), трясильного агрегата ТГ—135—Л (короткое волокно № 4; 500 кг/ч), чесальных машин Ч—460—Л1 (короткое волокно № 3, короткое волокно № 4, очес № 6; 58 кг/ч), ленточной машины ЛЧ—3—Л01 (короткое волокно № 3, короткое волокно № 4, очес № 6; 90 кг/ч) и прядильных машин ПС—100—ЛО (производительность 1009 килономеров; пряжа X« 3,5). Температура, относительная влажность и подвижность воздуха в помещениях кипоразборщиков, трясильного агрегата и чесальных машин составляли соответственно 18—22°, 68—65% и менее 0,3 м/с, в помещениях ленточных и прядильных машин — 22—26°, 62—55% и 0,3—0,5 м/с. Сырье, поступающее в производство, имело начальную влажность от 6,4 до 8,7%.
Пробы воздуха отбирались аспирационным методом. Отбор пылевых проб производился на фильтры АФА—В—18 с помощью установки ПРУ—4. Пробы воздуха для бактериологических исследований отбирались с помощью аппарата Кротова. Всего на Кохомской льно-фабрике отобрано 80 проб воздуха для оценки уровня запыленности и 240 проб для бактериологических исследований.