Научная статья на тему 'ВРЕДНОЕ ДЕЙСТВИЕ ЛЕТУЧИХ ВЕЩЕСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ ИНДЕН-КУМАРОНОВОЙ СМОЛОЙ ПРИ 20 И 40°'

ВРЕДНОЕ ДЕЙСТВИЕ ЛЕТУЧИХ ВЕЩЕСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ ИНДЕН-КУМАРОНОВОЙ СМОЛОЙ ПРИ 20 И 40° Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВРЕДНОЕ ДЕЙСТВИЕ ЛЕТУЧИХ ВЕЩЕСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ ИНДЕН-КУМАРОНОВОЙ СМОЛОЙ ПРИ 20 И 40°»

При исследовании суммы нуклеиновых кислот и ДНК в мозгу крысят и плаценте самки не обнаружено каких-либо закономерных изменений.

Изменения под действием формальдегида. Обе концентрации формальдегида оказали достоверное влияние на изменение содержания аскорбиновой кислоты как у самки, так и у крысят. Отмечена та же закономерность, что и при действии бензола (табл. 2). С увеличением концентрации формальдегида достоверно уменьшалось количество аскорбиновой кислоты в печени как самки, так и юрысят.

Под влиянием формальдегида отмечена высокая степень достоверности изменения содержания аскорбиновой кислоты в целых эмбрионах: оно с увеличением концентрации изучаемого вещества закономерно уменьшалось.

Совершенно четкая картина наблюдалась и при исследовании суммы нуклеиновых кислот и ДНК. Если при малых концентрациях бензола мы не установили существенных сдвигов, то формальдегид оказал существенное влияние на изменение как суммы нуклеиновых кислот, так и ДНК у самки под действием всех концентраций и у крысят под действием большой концентрации. Выявлено резкое, с высокой степенью достоверности снижение содержания ДНК в печени самки и крысят с увеличением концентрации формальдегида. Такое влияние на нуклеиновые кислоты и ДНК легко объяснимо, если учесть, что формальдегид действует особенно сильно на белковые структуры.

Таким образом, формальдегид угнетает синтез нуклеиновых кислот и в том числе ДНК, а также снижает количество аскорбиновой кислоты в органах.

Исследования эмбриотропного действия бензола и формальдегида на беременных крьгс при ингаляционном пути введения показывают, что оба вещества вызывают существенные сдвиги в некоторых биохимических субстратах организма как самок, так и крысят. Увеличение концентрации изученных веществ ведет к повышению потребности в аскорбиновой кислоте, а отсюда к снижению ее в органах самки и крысят.

Формальдегид во всех изученных концентрациях достоверно угнетает синтез нуклеиновых кислот.

Биохимические изменения в органах самки и крысят происходят и при малых концентрациях бензола (1 мг/м3) и формальдегида (0,012 мг/м3).

ЛИТЕРАТУРА

Гофмеклер В. А. Гиг. и сан., 1968, № 3, с. 12.— Кур л ян дека я Э. Б. В кн.: Вопр. гиг. труда и профзаболеваний. М., 1948, с. 35. — Хаген И. Клиника профессиональных заболеваний. Л., 1961.

Поступила 31/1 1967 г.

УДК 613.632:668.44

ВРЕДНОЕ ДЕЙСТВИЕ ЛЕТУЧИХ ВЕЩЕСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ ИНДЕН-КУМАРОНОВОИ СМОЛОЙ ПРИ 20 И 40°

Канд. мед. наук В. О. Шефтель, Г. М. Рожко, А. И. Кузьмина, Л. А. Шквар, Т. Л. Овдиенко, И. Д. Файнзильбер

Киевский научно-исследовательский институт общей и коммунальной гигиены

им. А. Н. Марзеева

И нден-ку м ароно в у ю смолу ширрко используют в жилищном строительстве, в частности для изготовления кумароновой плитки, которой настилают полы в жилых и общественных зданиях. Утверждение ГОСТ для этих плиток тормозилось в связи с отсутствием данных о возможности вредного действия летучих веществ, выделяемых инден-кумароновой смолой при температуре 20—40°, т. е. в условиях жилых помещений.

Инден-кумароновая смола представляет собой продукт полимеризации непредельных ароматических соединений—индена, кумарона, стирола и его гомологов, содержащихся в сыром бензоле. В составе смолы основное место занимают полимеры индена (70—80%) и кумарона (15—20%). Инден — бесцветная прозрачная, светопреломляющая жидкость, растворимая в органических растворителях. Инден практически нерастворим в воде и перегоняется ее паром. Температура его кипения равна 181,6°, при охлаждении он затвердевает в кристаллическую маооу с точкой плавления 1,67°. Подобно всем ароматическим углеводородам, инден ядовит в жидком и парообразном состоянии; он способствует цитолизу клеток печени, некрозу и острой желтой атрофии. Аналогичные изменения выявляются в почках и селезенке.

Согласно данным Сегагёе, белые крысы переносят 6 повторных вдыханий индена в концентрациях 3,8—4,2 мг/л в течение 7 часов 24 мин. без видимых признаков отравления. Однако на вскрытии убитых животных обнаруживаются жировая инфильтрация и некрозы в печени, некротические очаги в почках. Оегагёе предлагает ПДК индена в воздухе производственных помещений на уровне 0,24 мг/л. Как отмечает Н. А. Забе-

жннская, концентрация «паров смолы» 0,07 мг/л при 2-часовой экспозиции приводит белых мышей в состояние угнетения и одышки, а концентрация 0,3—0,7 мг/л при 10-дневной экспозиции вызывает явления раздражения слизистых оболочек с последующим угнетением состояния подопытных животных. Патоморфологиче-ские изменения внутренних органов отсутствуют.

Экспериментальных работ по токсикологии кума-рона очень мало. Специфических реакций для количественного определения в воздуха индена и кумарона нет. Для качественного определения индена использована довольно чувствительная цветная реакция с хлороформом. При температуре 20° выделения индена из ннден-кумароновой смолы не отмечено. Зато при температуре 40° качественная реакция показала наличие индена в воздухе. Количественное содержание индена определяли методом бромирования, описанным Johnson и Clark (Ind. Eng. Chem. Anal. Ed., 1947, 14, 869—872). Следует иметь в виду невысокую чувствительность и специфичность бромид-броматного метода. Поэтому полученные данные позволяют получить лишь относительное представление о количестве летучих веществ, выделяемых смолой. Концентрация индена в воздухе, протянутом над размельченной инденкумароновой смолой при температуре 40°, равнялась 0,006—0,026 мг/л. Количество кумарона не определялось в связи с отсутствием соответствующего метода. Стирола в анализируемом воздухе не оказалось.

Санитарно-токсикологические методы исследования проводились для установления возможно неблагоприятного биологического действия химических веществ, выделяющихся из кумароновой смолы при температурах 20 и 40°. Общепринятый принцип постановки подобных экспериментов сейчас заключается в моделировании в камере необходимых условий (насыщенность материалом, температура, влажность, воздухообмен) с последующей подачей воздуха из камеры подопытным животным. Такой подход к постановке эксперимента являлся единственно возможным, так как нельзя было точно установить, в какой концентрации вредные вещества выделяются из материала в воздух.

Эксперимент проводили на 3 группах белых крыс-самцов — контрольной и 2 опытных. Воздух для них подавался после контакта с инден-кумароновой смолой при температурах 20 и 40°. В затравочную камеру емкостью 100 л поступал воздух через специальный сосуд, в котором находилась инден-кумароновая смола (площадь ее поверхности 290 см2). Такой способ затравки соответствует семикратной по сравнению с условиями жилища насыщенности камеры исследуемым материалом. Поскольку в затравочных камерах был создан семикратный воздухообмен, можно считать, что условия опыта моделировали натурные. В затравочных камерах температура воздуха была в пределах 16—21°.

Ввиду того что механизм возможного действия летучих веществ, выделяемых инден-кумароновой смолой, неясен, изучали общее состояние и поведение подопытных животных, морфологический состав крови, содержание свободных SH-групп в крови и условнорефлек-торную деятельность. После 4-месячной круглосуточной затравки подопытных животных забивали, а их внутренние органы (печень, почки, сердце, легкие, головной мозг и др.) подвергали патогистологическому исследованию.

Во время хронической затравки количество эритроцитов и лейкоцитов, а также содержание гемоглобина у животных опытных групп существенно не отличались от показателей контроля. То же можно сказать и о результатах изучения фагоцитарной активности лейкоцитов и содержания свободных SH-групп в крови контрольных и подопытных крыс.

Влияние летучих веществ, выделяемых инден-кумароновой смолой, на условно-рефлекторную деятельность животных исследовали по методической схеме, описанной С. Н. Черкинским, В. Е. Миклашевским и Ф. Г. Мурзакаевым. Выработку у животных временных связей осуществляли на фоне применения вредного химического агента. При этом выясняли возможное действие интоксикации не на состояние уже упроченных реакций, а в процессе их формирования.

Установлено статистически достсзарное удлинение латентного периода рефлекса на звуковой раздражитель у животных под влиянием веществ, выделенных из кума-роновой смолы при температуре 40° (¡=2,79). У той же группы крыс отмечен значительно более высокий процент нарушений условнорефлекторной деятельности по сравнению с контрольными (соответственно 71,2 и 46,2). В конце опыта после выработки рефлекса на звонок провели пробу на голод: изучали условнорефлекторную деятельность на фоне повышенной пищевой возбудимости. Результаты опытов, обработанные статистически, представлены в таблице.

При микроскопическом исследовании препаратов внутренних органов подопытных и контрольных животных обнаружены одинаковые слабо выраженные сдвиги, которые сводились к незначительным дистрофическим изменениям паренхиматозных органов и расстройствам кровообращения. Каких-либо существенных отклонений, которые могли бы быть отнесены за счет затравки, у подопытных животных не найдено.

Выводы

1. Инден-кумароновая смола при температуре 20° не выделяет в окружающий воздух вредных веществ. Это относится и к строительным материалам, изготовленным на основе смолы с применением инертных наполнителей.

2. При температуре 40° инден-кумароновая смола выделяет в воздух вредные вещества, которые при хронической затравке лабораторных животных вызывают у них нарушения условнорефлекторной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Черкинский С. Н., Миклашевский В. Е., Мурзакаев Ф. Г. В кн.: Санитарная охрана водоемов от загрязнения промышленными сточными водами. М., 1964, в. 6, с. 323. — За беж и иска я Н. А. Учен, записки Московск. научно-исслед. ин-та гигиены и санитарии, 1961, № 9, с. 112. — G е г а г d е Н. W., Toxicology and Biochemistry of Aromatic Hydrocarbons. Amsterdam, 1960.

Поступила 24/1 1967 г.

УДК 614.777+628.39]:543.31:6в1.635

МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ТРИБУТИЛ ФОСФАТА

Кандидаты мед. наук С. А. Зяббарова и Е. В. Теплякова

Кафедра коммунальной гигиены Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института

Трибутилфосфат (трибуталовый эфир ортофосфорной кислоты) — бесцветная, маслянистая жидкость с характерным запахом. Температура кипения его 180°, удельный вес 0,979, молекулярный вес 266,32, растворимость в воде 0,025. Трибутилфосфат может поступать в поверхностные водоемы с промышленными сточными водами ряда производств.

Из-за отсутствия методики определения в воде малых концентраций этого вещества о стабильности его в водных растворах судили по накоплению в них неорганического фосфора. Опыты показали, что минерализация трибутилфосфата в условиях модельных водоемов идет очень слабо. При концентрации, равной 10 и 50 мг/л, неорганический фосфор появляется только на 20-е сутки.

Водные растворы трибутилфосфата имеют специфический запах и вкус. Запах его в воде интенсивностью в I балл определялся при концентрации вещества 0,014 мг/л, в 2 балла —при концентрации 0,029 мг/л (табл. 1). Пороговая концентрация по вкусу также находится на уровне 0,019 мг/л. Интенсивность вкуса воды в 2 балла определялась при концентрации трибутилфосфата 0,03 мг/л (табл. 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.