Научная статья на тему 'Гигиенические факторы организации эргономичной рабочей среды'

Гигиенические факторы организации эргономичной рабочей среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
484
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭРГОНОМИКА / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА / УСЛОВИЯ ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Татьяна Анатольевна

Актуальность тематики обусловлена одной из основных проблем, существующих в настоящее время в большинстве российских организаций. В статье рассматриваются наиболее важные с точки зрения работников проблемы построения рабочей среды. Перечислены основные факторы, которые оказывают влияние на производительность труда, внутреннее самочувствие, а также психологическое состояние работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENE FACTORS OF THE ORGANIZATION OF AN ERGONOMIC WORKING ENVIRONMENT

The relevance of the subjects is due to one of the major problems currently existing in the majority of Russian organizations. The article discusses the most important from the point of view of the problems of building workers working environment. Are the main factors that have an impact on productivity, internal health and psychological state employees.

Текст научной работы на тему «Гигиенические факторы организации эргономичной рабочей среды»

УДК 331.47

т а. Козлова ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ЭРГОНОМИЧНОЙ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ

Аннотация. Актуальность тематики обусловлена одной из основных проблем, существующих в настоящее время в болъшинствероссийских организаций. В статье рассматриваются наиболее важные с точки зренияработников проблемы построения рабочей среды. Перечислены основные факторы, которые оказывают влияние на производительность труда, внутреннее самочувствие, а также психологическое состояние работников.

Ключевые слова: эргономика, производительность труда, организация рабочего места, условия труда.

Ta^ana Korfova HYGIENE FACTORS OF THE ORGANIZATION

OF AN ERGONOMIC WORKING ENVIRONMENT

Annotation. The relevance of the subjects is due to one of the major problems currently existing in the majority of Russian organizations. The article discusses the most important from the point of view of the problems of building workers working environment. Are the main factors that have an impact on productivity, internal health and psychological state employees. Keywords: ergonomics, productivity, organization of the workplace, working conditions.

Давно известен факт, что производительность труда, эффективность и общая удовлетворенность рабочим процессом, а также физиологическое самочувствие работников находятся в прямой зависимости от организации рабочего места. Несоответствие элементарным требованиям организации рабочего процесса приводит к снижению производительности труда, выполнению трудовых обязанностей в неправильной рабочей позе, к быстрому утомлению. Таким образом, для того, чтобы работодатель не столкнулся с перечисленными проблемами, нужно совершенствовать не только знания собственных сотрудников, но и их рабочие места [3].

Большинство проблем личностного характера распространяются на коллектив в целом, зачастую имея естественную природу. В частности, сильное понижающее работоспособность действие имеет проблема организации эргономичной модели офисного освещения. Для решения данной проблемы необходимо полностью перестроить подход к освещению рабочих мест, основываясь на существующих нормативах, удовлетворяющих европейским стандартам ISO, а также физиологическим особенностям каждого сотрудника, что обеспечит грамотный индивидуальный подход.

Сотрудники с типом темперамента «холерик» и «меланхолик» наиболее подвержены влиянию плохого освещения и должны работать на оборудованных индивидуальными светильниками рабочих местах. Оптимальная альтернатива настольным лампам - светодиодная подсветка рабочих мест светильниками, которые устанавливают таким образом, чтобы они не слепили глаза. Преимуществом данного нововведения будет являться то, что искусственный свет будет падать непосредственно на рабочую поверхность, не создавать засветов на близлежащих рабочих поверхностях [2].

Одна из немаловажных проблем офисного помещения - нехватка естественного солнечного света в самое активное рабочее время. Его отсутствие, как показывает практика, сказывается на утомляемости большинства сотрудников, которые зависимы от первичных гигиенических факторов. Для решения данной проблемы прежде всего необходимо увеличить отражательную способность по -мещения, изменив цвет стен. Известно, что белый цвет и светлые тона обеспечивают наибольшее отражение световых лучей - 70-90 %; желтый цвет - 50 %, цвет натурального дерева - 40 %, зеленый и серый - 30 %, голубой - 25 %, светло-коричневый - 15 %, синий и фиолетовый - 10 %, черный -1 %. Таким образом, следует выбрать слегка кремовый цвет, приближенный к белому.

© Козлова Т.А., 2014

В помещениях с проблемой неравномерного света в течение дня предлагается внедрить инновационную систему плавного регулирования световых потоков ламповых комплексов, работающих с минимальными показателями в 2 % от номинального светового потока. Эта система функционирует посредством поддержки комплекса видеослежения (CCTV). Камеры могут подключаться совместно с другими следящими устройствами на едином микшере. Камеры слежения способны контролировать до 16 помещений, с индивидуальными настройками, подходящими под все случаи жизни, будь то система наблюдения в холлах или иных местах общественного и индивидуального пользования.

Наряду с эргономическим улучшением необходимо запланировать высвобождение дополнительных финансовых ресурсов, поскольку в спецрежимах лампы требуют на 500 % меньше мощности от сети.

Отдельное внимание необходимо уделить аэроионному составу воздуха. Наиболее эффективным мероприятием является установка системы искусственной ионизации воздуха направленными водными аэраторами. Однако следует учесть особенности рабочего процесса. Данная методика характеризуется рядом отличительных черт. Следствием плохой экологии является наличие вредных веществ или сорных примесей в атмосфере (NO, NO3, CO2 и др). Однако обеспечить одинаковое наполнение атмосферы ионами на всей площади помещения в настоящее время не способны даже современные установки. Рядом с ионизатором концентрация обычно в разы больше, чем в отдалении. Необходимо учитывать короткий срок жизни элементов. На степень равномерности покрытия напрямую влияет качественный состав офисной атмосферы.

Не стоит забывать и о минусах данной системы, в частности, в случае, если в офисе работают сотрудники, больные вирусными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путем, то угроза для окружающих увеличится многократно в случае использования в помещении аэроионизатора. Зачастую в организациях, перешедших на данный способ фильтрации воздуха, принимаются дополнительные противоэпидемические меры.

Мероприятия по исследованию влияния гигиенических факторов в мировой практике эргономики труда объединяются в дисциплину healthcare management (управление здоровьем персонала). Адаптировав данную методику для собственной организации, руководитель способен снизить затраты, за счет улучшения внутреннего самочувствия работников, увеличить удовлетворенность рабочим процессом, а также стимулировать сотрудников, подверженных воздействию негативных личностных факторов, тем самым увеличивая их производительность труда [4].

Давно известно, что предотвратить лучше, чем бороться с последствиями. Сотрудник с плохим самочувствием обходится гораздо дороже организации, чем затраты на улучшение гигиенических условий. Как показывает статистика, около 70 % людей трудоспособного возраста в России страдают от профессиональных заболеваний, хронической усталости, регулярного недосыпа, переутомления и всего лишь 7 % являются абсолютно здоровыми. Около 30 % населения считают, что работа оказывает пагубное влияние на их самочувствие, и тем не менее не принимают никаких мер по ликвидации негативных последствий, не понимая, насколько это важно.

В России самым распространенным способом поддержания здоровья сотрудников является добровольное медицинское страхование, которое является бесплатным и обязательным для каждого сотрудника. Но зачастую данной программы оказывается недостаточно для поддержания постоянно высокой работоспособности сотрудника. Так как большую часть своего времени работник проводит на работе, руководитель должен позаботиться о таком необходимом мероприятии, как предоставление чистой питьевой воды. Сотрудник, заботящийся о своем здоровье, должен выпивать минимум 1,5-2 л чистой воды в сутки. Ведь с физиологической точки зрения она является «королевой здоровья». Человек на 70 % состоит из жидкости, при обезвоживании организма человек начинает чувст-

вовать недомогание, усталость, головокружение, что приводит к снижению текущей производительности.

Необходимо отметить, что обязанности периодического слежения за физическим и психологическим состоянием работника не должны ограничиваться сбором данных и временными предупреждающими мерами, потому что само понятие страхования включает в себя прогностические и стратегические задачи, касающиеся возможных рисковых сценариев.

Программа Healthcare management может включать следующие мероприятия:

- дополнительное медицинское страхование (ДМС);

- финансирование корпоративных психологов;

- фитнес-консультации;

- занятия в спортзалах;

- программы борьбы с курением и стрессами.

Первоначальные медицинские мероприятия должны проводиться на базе рабочей среды, что обусловлено непосредственной связью эргономических факторов с физиологическим состоянием работников. Суть комплекса мероприятий по обеспечению контроля за здоровьем кадров может быть включена в систему ДМС. Спектр услуг страхования рекомендуется постоянно обновлять с учетом индивидуальных потребностей каждого сотрудника, который будет волен выбирать из целого ряда готовых предложений.

Принципы софинансирования едины, однако дифференцируются для каждого конкретного случая и конкретной лечебной или профилактической процедуры. Широкое распространение получила организация сотрудничества в соответствии с правилом Парето (одну пятую всех расходов берет на себя работник). В более сложных случаях, которые требуют углубленного взаимодействия, или в форс-мажорных ситуациях, доля сотрудника может быть сокращена или даже сведена к нулю. Международный опыт господдержки медицинских программ свидетельствует о положительных тенденциях, которые вызваны внедрением софинансирования ДМС наряду с функционирующей системой обязательного медицинского страхования.

Значительное негативное влияние на производительность труда и физическое состояние на сегодняшний день оказывает наличие у многих сотрудников пагубной привычки курить. Работники тратят на перекуры много времени, а также подрывают собственное здоровье. Однако чтобы не нарушить климат в коллективе, следует деликатно подойти к столь неоднозначной проблеме. К примеру, предлагается перенять опыт США, выплачивая ежемесячные премии сотрудникам, отказавшимся от курения, в размере средних затрат на данную привычку. Кроме того, сотрудники, которые смогли действительно повысить свою производительность труда, отказавшись от курения, должны претендовать на дополнительные привилегии, к примеру - на абонемент в оздоровительный комплекс.

Наряду с крупномасштабными мероприятиями следует пересмотреть отношение к режиму труда и отдыха в целом. В соответствии с эргономическими требованиями каждый час сотрудник должен делать перерыв в работе за компьютером, чтобы избежать переутомления. Однако зачастую антагонизм руководства мешает успешной реализации данной рабочей схемы, что отрицательно сказывается на производительности подчиненных, характер работы которых предусматривает обработку значительного количества данных и которые наиболее подвержены переутомлению.

Достаточно спорная группа проблем - проблемы личного характера, связанные с психологическими особенностями сотрудника. Для взаимодействия с этой категорией предлагается создать новую штатную единицу - корпоративного психолога, к которому сотрудники смогут обращаться по необходимости.

Наряду с личными проблемами в рамках изучения гигиенических факторов, оказывающих понижающее воздействие на производительность труда сотрудников, следует обратить внимание на

построение рабочего места как основного объекта изучения эргономики труда. Выявленную проблему можно решить с помощью подбора эргономичной мебели, которая будет включать в себя трансформируемый стол, дополнительные приставные и выкатные тумбы, навесные настенные полки. А горизонтальные затемненные жалюзи на окнах позволят уменьшит поток солнечного света, который в дневное время может мешать сотрудникам, чьи рабочие места находятся в непосредственной близости к окнам, без дискомфорта для остальных членов коллектива.

Обеспечение комфортных релаксирующих рабочих мест в значительной степени продвинулось вперед с внедрением на местах новой технологии «Glide-tec», при которой рабочее место подстраивается под сотрудника путем преобразования поверхности, а также изменения угла наклона вертикальной плоскости и смещения горизонтальной. За счет этого становится возможным регулировать условия работы сразу по нескольким настройкам с учетом весовых и ростовых качеств сотруд -ника. «Пальму первенства» в категории эргономики столешниц уверенно держит рабочая зона, организованная по принципу «лекала», что исключает наличие углов и резких, особенно симметричных переходов. Учитывая особенности организации ближнего рабочего пространства, в котором производится большое количество манипуляций, положительный эффект производит наличие выпуклой стороны в данной разработке. Однако следует избегать излишней кривизны, так как она вынудит сотрудника совершать дополнительные перемещения по кабинету. Теперь о цифровых стандартах. 1 м2 - именно такое значение считается наименьшим возможным для изготовления поверхности стола. Кроме того, рекомендованная современными эргономическими лабораториями длина ножек не должна быть менее 73-75 см [1].

Таким образом, в рамках предложенных мероприятий удастся решить большинство выявленных в процессе анализа проблем личностного характера сотрудников, подверженных влиянию гигиенических факторов.

На производительность труда каждого сотрудника оказывает влияние огромное влияние факторов, которые можно разграничить на «гигиенические» - оказывающие влияние на производственный процесс и «мотивационные» - те, которые связаны с личностными особенностями каждого сотрудника. Именно на описании «гигиенических» факторов мы и остановились в данной статье, так как, не озвучив и не изучив их, нецелесообразно переходить к изучению мотивационных. Данные факторы невозможно рассматривать раздельно, только при использовании комплекса этих рекомендаций можно добиться максимального эргономического эффекта.

Библиографический список

1. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ № 14 от 14 июля 1996 г.)

2. Батаршев А.В. Темперамент и характер: психологическая диагностика / А.В. Батаршев. - М.: Владос-Пресс, 2001.

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ihm.org.uk/

4. Мунипов В.П. Эргономика: человеко-ориентированное проектирование техники, программных средств и среды: учебник / В.П. Мунипов, В.П. Зинченко. - М.: Логос, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.