Научная статья на тему 'Взаимосвязь эргономики и направления «Техносферная безопасность»'

Взаимосвязь эргономики и направления «Техносферная безопасность» Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
499
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эргономика / охрана труда / условия труда / рабочее место / техносферная безопасность / ergonomics / labor protection / working conditions / workplace / technosphere safety

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Иштимирова Алина Евгеньевна, Чумаков Николай Александрович

В данной статье будут рассмотрены взаимосвязь эргономики как науки и техносферной безопасности как преподаваемой дисциплины, а также произведена оценка положения данной науки в области обеспечения безопасности трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF ERGONOMICS AND DIRECTION «TECHNOSPHERE SAFETY»

This article will examine the relationship between ergonomics as a science and technosphere safety, as well as an assessment of the situation of this science in the field of labor safety.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь эргономики и направления «Техносферная безопасность»»

УДК 331.101.1

Иштимирова Алина Евгеньевна,

студент,

Чумаков Николай Александрович,

доцент, кандидат психологических наук

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭРГОНОМИКИ И НАПРАВЛЕНИЯ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, ishtimirova7 @ gmail .com, Nick63 @mail.ru

Аннотация. В данной статье будут рассмотрены взаимосвязь эргономики как науки и техносферной безопасности как преподаваемой дисциплины, а также произведена оценка положения данной науки в области обеспечения безопасности трудовой деятельности.

Ключевые слова: эргономика, охрана труда, условия труда, рабочее место, техносферная безопасность

Alina E. Ishtimirova,

Student.

Nikolay A. Chumakov,

Associate professor, candidate of psychological sciences

THE RELATIONSHIP OF ERGONOMICS AND DIRECTION «TECHNOSPHERE SAFETY»

Russia, St. Petersburg Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University ishtimirova7 @ gmail .com, Nick63 @mail.ru

Abstract. This article will examine the relationship between ergonomics as a science and technosphere safety, as well as an assessment of the situation of this science in the field of labor safety.

Keywords: ergonomics, labor protection, working conditions, workplace, techno-sphere safety

С развитием науки и техники, исторически возникла система взаимодействия - «человек-техника-среда». C появлением этой системы увеличился риск возникновения аварий, чрезвычайных ситуаций, последствия которых могут катастрофическими. Решением данной проблемы занимаются самые различные специалисты во многих областях науки и техники. Для повышения надежности функционирования «человеческого фактора» как одной из составляющих данной системы, а также для обеспечения безопасности технологических процессов и производств, необходимо обеспечивать подготовку соответствующих специалистов.

Эту задачу успешно решает такое направление подготовки, как «техносферная безопасность».

В системе «человек-техника-среда» при исследовании и проектировании трудовой деятельности одну из важнейших ролей играет рабочее место человека, вокруг которого формируется так называемая рабочая среда.

Изучением системы «человек-техника» занимается наука «эргономика», основное предназначение которой заключается в создании комфортной предметно-пространственной среды. Практическая составляющая эргономики состоит в проектировании содержания и организации (алгоритмов) деятельности человека, средств взаимодействия его с техническим устройством (состав и вид информации, характеристики органов управления и т.д.) и параметров окружающей человека среды, а также способов поддержания работоспособности человека [1].

Стоит отметить, что защита прав и интересов работников в контексте обеспечения безопасных условий труда в соответствии статье №1 Трудового кодекса Российской Федерации является первоочередной задачей [2].

В зависимости от того, какими являются условия труда, зависит производительность труда работников, а также, при наличии выявленных вредных факторов, появление и формирование профессиональных заболеваний.

Согласно исследованиям американских ученых, проведенным на предприятиях, производительность труда увеличивается в зависимости от организации рабочего места [3]. На рис. 1 представлена зависимость производительности труда человека от грамотной организации и эргономичного проектирования рабочего места.

С развитием техники во время научно-технического прогресса эта наука становится важной частью во время планирования и создания различных проектов, относящихся к совместной работе человека, «машины» и среды [4]. Эргономика помогает распределить функции, соотнести человеческую деятельность с работой техники, ее составных частей, распределить задачи, определить необходимые требования к технике для работы.

Оценка влияния эргономики на безопасность в упомянутой выше системе «человек-техника-среда» происходит на основании дифференциального метода, суть которого заключается в использовании отдельных эргономических показателей. При дифференцированном методе пользуются групповыми показателями, которые определяются по одному для каждого раздела эргономики. Данный метод служит инструментом при анализе одной из областей эргономики - микроэргономики, предметом изучения которой является часть системы «человек-техника-среда» - «человек-машина».

к

с 7Л гцюлвадитепьнссть труда

и вшамЗарпгасмофисе

Рис. 1. Зависимость производительности труда от организации рабочего места

Для обеспечения безопасности человека, а также повышения его эффективности при работе необходимо учитывать совместимость определенных факторов. Эргономика выделяет четыре вида совместимости системы «человек-машина»:

• антропометрическая (учитываются размеры человеческого тела),

• сенсомоторная (учитывается скорость человеческой моторики, сенсорные реакции на различные раздражители),

• энергетическая (учитываются силовые возможности человека, которые он прикладывает к средствам управления),

• психофизиологическая (учитывается реакция человека такие параметры технического устройства как цвет, форма) [5].

В рамках обучения по специальности «техносферная безопасность», студенты приобретают компетенции, формируемые в процессе непосредственного освоения образовательной программы, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Однако, учебный план, разработанный для обучения по данному направлению подготовки, не предусматривает изучения эргономики как отдельной дисциплины или выполнению отдельных работ (например, лабораторных).

Исходя из вышесказанного, объективно существует необходимость включения данной дисциплины в учебный план.

Эргономика занимается «профилактической деятельностью» в области охраны труда. Под профилактикой подразумевается комплекс правовых, организационных, технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности труда и сохранение здоровья работающих.

Методом научного исследования, используемым для обоснования вышеперечисленных суждений, был выбран опрос. Темой для составления скринингового опросника стало использование ЭВМ в процессе трудовой деятельности (приложение 1).

В качестве исследуемого объекта были выбраны студенты Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого в возрасте от 19 до 24 лет. Были опрошены 96 парней и 25 девушек. Параллельно с опросом, у испытуемых производились антропометрические замеры: рост, ширина плеч, высота плечевого сустава, высота локтя в положении «стоя» и «сидя».

Данные обрабатывались с использованием статистического анализа с использованием непараметрических критериев Манна Уитни, а также Спирмена и Кендела.

В результате полученной информации были установлены связи, говорящие о желании студентов выполнять лабораторные работы по эргономике и разработке рекомендаций к улучшению рабочего места.

Изучение эргономики позволяет студентам, обучающимся по направлению «техносферная безопасность», обеспечивать сохранение жизни и здоровья работников различных сфер деятельности. Другими словами, данная дисциплина является одной из необходимых при обучении будущих специалистов. К сожалению, в настоящий момент отдельной дисциплины «Эргономика» в учебной программе по специальности «техносферная безопасность» нет.

Приложение 1.

Вопросы и варианты ответов для проведения опроса среди студентов

Вопрос Варианты ответа

Сколько времени в среднем Вы проводите за компьютером? 1) Менее 2 часов 2) От2до4часов 3) От4до6часов 4) От6до8часов 5) Более 8 часов

Какой тип монитора Вы используете? 1) ЭЛТ 2) ЖК

Какой тип ЭВМ преимущественно Вы используете в качестве рабочего терминала? 1) Ноутбук 2) Настольный ПК 3) Настольный ПК и ноутбук в равной мере

Какие дополнительные устройства Вы используете при работе с ноутбуком? 1) Не пользуюсь дополнительными устройствами 2) Использую подставку и клавиатуру 3) Использую только дополнительную и дополнительную клавиатуру 4) Использую только подставку

Список литературы:

1. Ережепова А.К. Этапы развития эргономики и методы эргономического анализа / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-razvitiya-ergonomiki-i-metody-ergonomicheskogo-analiza (дата обращения: 10.11.2018).

2. Зараковский Г.М. Современное состояние эргономики в России и других странах / Г.М. Зараковский // DesignReview. 2006. No 3. С. 42-46.

3. Сергеев С.Ф. Инженерная психология и эргономика. - М.: НИИ школьных технологий, 2008. - 176 с. - ISBN 978-5-91447-010-1

4. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2003).

5. Уильям Ларо. Офис Кайдзен: Преобразование офисных операций в стратегическое преимущество / /Изд. Минск: Гревцов Паблишер, 2009.

УДК 336.027

Соболева Полина Андреевна,

студент

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ НИОКР В ВЕДУЩИХ

ВУЗАХ РФ

Россия, г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет, st049848 @ student. spbu.ru

Аннотация. В работе приведена оценка эффективности использования выделенных средств высшими учебными заведениями на примере 21 университета, входящих в программу «5-100», и 2 ведущих вузов МГУ им. М.В. Ломоносова и СПБГУ. В качестве методов приведения к однородности и свертки данных используются метод МАИ Томаса Л. Саати, метод присвоения 100 баллов максимальному значению для каждого показателя, а остальным процентное соотношение от максимума и метод рандомизированных сводных показателей. Верификация результатов исследования в области науки проведена с использованием публикуемых данных на федеральном портале «Российское образование» и рейтинга агентства «Эксперт».

Ключевые слова: НИОКР, финансовый менеджмент, эффективность финансов, университеты, МАИ, МРСП.

Polina A. Soboleva,

student

FINANCIAL MANAGEMENT R & D IN LEADING UNIVERSITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Russia, St. Petersburg, St. Petersburg State University, st049848 @ student. spbu.ru

Abstract: The paper presents an assessment of the effectiveness of the use of allocated funds by higher educational institutions on the example of 21 universities, in the "5100" program and 2 leading universities of Moscow State University and St. Petersburg State University. The methods of reduction to homogeneity and data convolution use the MAI method of Thomas L. Saaty, the method of assigning 100 points to the maximum value for each indicator, and the remaining percentages of the maximum and the method of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.