Научная статья на тему 'Гигиенические аспекты влияния летнего отдыха на территории Алтайского биосферного заповедника на психофизиологическое состояние детей и подростков'

Гигиенические аспекты влияния летнего отдыха на территории Алтайского биосферного заповедника на психофизиологическое состояние детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КНИГОЧТЕНИЕ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATUS / HEALTH-SAVING POTENTIAL / BOOK READING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лапонова Е.Д., Веселовский Е.Д., Романова Е.О.

Проведена оценка психофизиологического статуса детей в период пребывания в заповеднике, а также оценено эмоциональное состояние до и после сеансов книгочтения в условиях разных природных ландшафтов. Психоэмоциональное состояние детей по результатам тестирования показало наиболее благоприятный уровень изучаемых показателей после пребывания в заповеднике, что свидетельствует о значительном здоровьесберегающем потенциале такой организации детского отдыха. Изменения показателей эмоционального состояния детей под влиянием сеансов книгочтения подтверждают чувствительность используемого метода оценки, а также показывают имеющиеся потенциальные возможности благоприятного изменения эмоционального статуса детей посредством приобщения их к чтению книг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лапонова Е.Д., Веселовский Е.Д., Романова Е.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гигиенические аспекты влияния летнего отдыха на территории Алтайского биосферного заповедника на психофизиологическое состояние детей и подростков»

УДК 613.86:612.821-053.2(571.15)

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

1 Национальный научно-практический центр здоровья детей, г. Москва

2 Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, г. Москва

3 Алтайский государственный заповедник, Республика Алтай

4 Центр детского творчества, г. Горно-Алтайск

Лапонова Е.Д.1,2, Веселовский Е.Д.3, Романова Е.О.4

Проведена оценка психофизиологического статуса детей в период пребывания в заповеднике, а также оценено эмоциональное состояние до и после сеансов книгочтения в условиях разных природных ландшафтов. Психоэмоциональное состояние детей по результатам тестирования показало наиболее благоприятный уровень изучаемых показателей после пребывания в заповеднике, что свидетельствует о значительном здоровьесберегающем потенциале такой организации детского отдыха. Изменения показателей эмоционального состояния детей под влиянием сеансов книгочтения подтверждают чувствительность используемого метода оценки, а также показывают имеющиеся потенциальные возможности благоприятного изменения эмоционального статуса детей посредством приобщения их к чтению книг.

Ключевые слова: психофизиологический статус, здоровьесберегающий потенциал, книгочтение.

The psychophysiological status of children during the stay in the Reserve was assessed, and the emotional state before and after book reading sessions in conditions of different natural landscapes was estimated. The psychoemo-tional state of children, according to the results of testing, showed the most favorable level of the studied indicators after staying in the Reserve, which indicates the significant health-saving potential of such organization of children's recreation. Changes in the emotional state of children under the influence of reading sessions confirm the sensitivity of the valuation method used, and also show the potential opportunities for a favorable change in the emotional status of children through familiarizing them with reading books. Key words: psychophysiological status, health-saving potential, book reading.

Одним из важнейших направлений работы гигиенистов детства является всесторонняя оценка различных факторов окружающей среды с точки зрения их влияния на здоровье ребенка. С этих позиций актуальным является не только изучение организации учебного процесса, его оценка и экспертиза, но и внеучебной деятельности, в частности организации каникулярного отдыха.

Анализ состояния здоровья детей и подростков России свидетельствует о том, что в настоящее время сохраняется тенденция к росту заболеваемости, к увеличению распространенности хронической патологии, к снижению числа здоровых детей во всех возрастно-половых группах. Поскольку подавляющая часть детско-подрост-ковой популяции России - это дети, посещающие школу, то совершенно очевидно, что ряд негативных факторов школьной среды оказывает на эту ситуацию самое непосредственное влияние. Это выраженная интенсификация учебного процесса (увеличение объема учебного материала при дефиците времени для его усвоения), множество инновационных преобра-

зований в школе, не принимающих во внимание особенности восприятия и переработки информации учащимися разных половозрастных групп, несоответствие санитарно-гигиенических условий пребывания детей в образовательной организации требуемым, нерациональная организация питания, дефицит двигательной активности, некомпетентность педагогического состава в вопросах здоровьесбережения, некачественная организация медицинского обслуживания учащихся.

К сожалению, все те же самые факторы потенциально могут оказывать столь же негативное влияние на состояние здоровья детей и во время каникулярного отдыха. И это обстоятельство требует нашего пристального внимания и гигиенической оценки.

Целью нашей научно-исследовательской работы была оценка психофизиологического статуса детей в период пребывания в заповеднике, а также выявление особенностей эмоционального состояния до и после сеансов книгочтения в условиях разных природных ландшафтов.

Для достижения указанной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Оценить исходный уровень невротизации детей.

2. Выявить и оценить характер изменений психофизиологического статуса детей в начале и в конце периода (смены) пребывания в заповеднике.

3. Выявить и оценить особенности эмоционального состояния детей до и после сеансов чтения книг вслух (книгочтения) в условиях разных природных ландшафтов, а также проверить чувствительность используемого метода оценки.

Материалы и методы

Тестирование уровня невротизации с помощью специальной анкеты, мониторинг психоэмоционального состояния в динамике с использованием опросника «САН» (самочувствие, активность, настроение), изучение эмоционального состояния в динамике методом цветописи (по Лутошкину).

В исследовании уже приняли участие более 60 школьников в возрасте от 10 до 17 лет.

Результаты и обсуждение

На первом этапе мы оценивали исходный уровень невротизации участников смены. Установлено, что основным невротизирующим фактором для детей является школа. Даже в период летних каникул дети испытывают тревогу по поводу школьных проблем (57%), чувство робости (50%), боятся сделать ошибку (74%), им иногда трудно концентрировать внимание (50%) и принимать решения (70%). Также большинство детей жалуются на усталость и вялость в течение дня (60%), а также на нарушения сна (53%). При этом половина респондентов оценивают уровень своего здоровья как средний и ниже среднего (53%).

На втором этапе работы регистрировалось психоэмоциональное состояние детей в динамике (в начале и в конце смены) с использованием опросника «САН». Так, изначально показатели по шкалам «самочувствие» и «настроение» у большинства детей (82% и 85% соответственно) находились в наиболее благоприятном диапазоне шкалы. Однако высокий уровень по показателю «активность» регистрировался лишь у 41% респондентов. К окончанию смены практически все показатели достигли своих максимальных значений, что в целом свидетельствует о выраженном положительном влиянии организованного в заповеднике отдыха на психоэмоциональное состояние детей. Особенно значимо увеличился показатель активности - с 41% до 74%. При этом оказалось, что положительная реакция мальчиков на воздействие комплекса природных и социальных факторов 4

(имеется в виду организованный отдых на заповедной территории) была более выраженной по сравнению с девочками.

Третий этап работы - это выявление и оценка особенностей эмоционального состояния детей до и после сеансов книгочтения (чтения вслух) в условиях разных природных ландшафтов.

Согласно данным анкетирования, более половины детей в свободное время предпочитают компьютерные игры, нежели чтение «живой» книги. С целью развития интереса подрастающего поколения к чтению как, в перспективе, к одной из форм профилактики высокой компьютерной занятости и зависимости программа пребывания детей в заповеднике включала в себя сеансы «живого» чтения (чтения вслух). Оценка эмоциональных реакций на такие сеансы проводилась с использованием теста «Цветопись» (по Лутошкину). Данная методика позволяет выявить участников, испытывающих комфортное эмоциональное состояние (КЭС), уравновешенное эмоциональное состояние (УЭС) и дискомфортное эмоциональное состояние (ДЭС) в момент исследования.

Всего было выделено шесть разных площадок для проведения таких сеансов. В зависимости от характера эмоциональных реакций участников эти площадки можно условно разделить на две группы. Первую группу составили площадки №1 (в кругу друзей), №2 (с видом на Телецкое озеро), №3 (у костра), а также площадка «Мыс Чачилган». В этих исследованиях после сеанса книгочтения выявлен выраженный прирост детей, испытывающих КЭС (например, №1 и №3 - с 5 до 10 человек, м. Чачилган

- с 2 до 10 человек) за счет очевидного уменьшения детей с ДЭС (например, м. Чачилган

- с 8 до 3 человек). Вторую группу составили площадки «Пещера покемонов» и «Васькина гора». В «Пещере покемонов» изменений эмоционального состояния не выявлено. При этом отмечается значительное количество детей с ДЭС. На «Васькиной горе» количество детей с КЭС не изменилось, однако несколько снизилось количество участников, испытывающих эмоциональный дискомфорт, вероятно, за счет перехода в группу детей с уравновешенным эмоциональным статусом, что тоже можно считать положительным результатом.

Заключение

Таким образом, участниками пилотного проекта были дети со средним уровнем здоровья, испытывающие значительное невроти-зирующее влияние школы. Тестирование психоэмоционального состояния детей показало наиболее благоприятный уровень изучаемых показателей (самочувствия, активности, настроения) в конце периода пребывания в запо-

веднике, что свидетельствует о значительном здоровьесберегающем потенциале такой организации детского отдыха. Изменения показателей эмоционального состояния детей под влиянием сеансов книгочтения подтверждают чувствительность используемого метода оценки, а также показывают имеющиеся потенциальные возможности благоприятного изменения эмоционального статуса детей посредством приобщения их к чтению книг. Кроме того, очевидно некоторое влияние разных ландшафтных видов на эмоциональное состояние участников.

Для более глубокого изучения вопроса планируется продолжить исследования в данном

направлении, привлекая более специализированные психофизиологические методики.

Контактные данные

Автор, ответственный за переписку: Лапонова Евгения Дмитриевна, к.м.н., старший преподаватель кафедры гигиены ПФ Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова, г. Москва. 117997, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1. Тел.: (495) 4344483. E-mail: rsmu@rsmu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.