© Парамонов В.Ю., 2008 УДК 613.6:675
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСЛОВИЙ ТРУДА СОТРУДНИКОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РЯЗАНИ
В.Ю. Парамонов
Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора МСЧ УВД по Рязанской области, г. Рязань
Изучены условия труда сотрудников дорожно-патрульной службы (ДПС), факторы риска возникновения патологий у сотрудников дорожнопатрульной службы. Основными факторами риска являются шумовое и химическое загрязнение атмосферного воздуха от автотранспортных средств.
Деятельность по сохранению здоровья и профилактике заболеваний сотрудников милиции является приоритетной задачей санитарной службы медикосанитарной части УВД по Рязанской области.
Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует о внимании ученых к проблеме воздействия автотранспорта преимущественно с точки зрения нарушений состояния окружающей среды. При этом, практически отсутствуют данные, посвященные гигиенической оценке условий труда сотрудников дорожно-патрульной службы (ДПС), работающих на стационарных постах. Работы по гигиене и физиологии труда, социально-гигиеническому мониторингу в органах внутренних дел малочисленны и не дают исчерпывающей информации о санитарно-эпидемиологической обстановке и условиях несения службы сотрудников милиции.
В этом отношении большой научно-практический интерес представляет изучение условий труда сотрудников ДПС государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), социально-бытовых факторов, влияющих на субъективное восприятие различных сторон жизни, что в значительной степени, определяет уровень их здоровья и трудоспособности [2].
Сотрудники ДПС составляют значительный контингент в системе УВД г. Рязани, количество их будет увеличиваться в связи с непрерывным ростом автомобильного парка города. По роду деятельности они подвержены воздействию комплекса неблагоприятных факторов труда, которые характеризуются повышенной тяжестью и напряженностью [3,4].
С учетом изложенного, нами проводилось комплексная санитарногигиеническая оценка условий труда и прогнозирование риска нарушений здоровья у сотрудников ДПС.
Материал и методы
Работа выполнена на базе отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД по Рязанской области, имеющего в своем составе три стационарных поста, расположенных в г. Рязани.
Программа исследований, которые проводились в течение 2006-2007 гг., предусматривала: сбор первичной информации об организации несения службы сотрудниками на стационарных постах; исследование условий труда на основных рабочих местах; изучение физиологических характеристик организма в динамике
рабочих смен; оценка риска воздействий факторов несения службы на здоровье сотрудников. При выполнении работы использовали комплекс гигиенических, санитарно-химических методов исследований и методологию оценки профессионального риска.
Изучение факторов производственной среды включало: измерение
параметров микроклимата и климатических условий при несении службы на открытом воздухе и измерение концентраций основных химических соединений (оксида углерода, оксида и диоксида азота, бенз(а)пирена, формальдегида, диоксида серы) и пыли, поступающих в воздух рабочей зоны; уровней шума, инфразвука; освещенности. Также была проведена оценка тяжести и напряженности трудовых процессов сотрудников стационарных постов.
Изучение физиологических характеристик проводилось в динамике рабочих смен и включало оценку функционального напряжения методом кардиоинтервалометрии, нервно-мышечного аппарата методом динамометрии - по максимальной произвольной силе (МПС), дыхательного аппарата - по жизненной емкости легких (ЖЕЛ), центральной нервной системы - исследование внимания методом корректурных проб.
Оценку тяжести и напряженности трудовых процессов работающих проводили в соответствии с Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда». Распределение рабочего времени в течение смены изучали методом хронометражных наблюдений, измеряя длительность основных и вспомогательных операций, производственных и непроизводственных отвлечений.
Расчет вероятности возникновения профессиональных заболеваний, в зависимости от уровня и продолжительности воздействия факторов несения службы, осуществляли на основании формул, предложенных А.М. Большаковым [1]. Статистическую обработку результатов исследований проводили с использованием непараметрического критерия Вилкоксона.
Результаты и их обсуждение
Условия несения службы инспекторов ДПС характеризуются низким уровнем автоматизации, неблагоприятными микроклиматическими параметрами, наличием в воздухе рабочей зоны вредных химических веществ, воздействием на сотрудников интенсивного транспортного шума.
В городе Рязани имеется 3 стационарных поста (СП) ДПС, расположенных на основных автомагистралях вблизи административно-территориальных границ областного центра: КПМ - 181 км автодороги федерального значения М-5 «Урал»; СП ДПС - 11 км автодороги Рязань-Ряжск-Александро-Невский-Данков-Ефремов; СП ДПС - 70 км автодороги Спас-Клепики-Рязань.
Интенсивность движения автотранспорта на КПМ - 181 км автодороги федерального значения М-5 «Урал» - в два раза больше, чем на остальных стационарных постах. В соответствии с прогнозом, данная тенденция в течение ближайших 5 лет сохранится. В летний период года интенсивность увеличивается 1,4 - 1,9 раза по сравнению с зимним. В течение суток практически на всех магистралях наибольшая интенсивность транспортных потоков наблюдается в утренние и дневные часы.
Несение службы на стационарных постах осуществляется в три смены протяженностью по 8 часов каждая: начало 1-й смены в 0:00, окончание в 08:00;
начало 2-й смены в 08:00, окончание в 16:00; начало 3-й смены 16:00, окончание 24:00. В случае необходимости может вводиться 12 -часовой режим работы.
Данными хронометражных исследований установлено, что основная доля рабочего времени у сотрудников занимают операции по наблюдению за движущимся автотранспортом, проверке документов и автотранспорта. В теплый период года до 80% времени сотрудники проводят возле автодороги, в холодный период года работа на улице составляет 50% времени смены.
Масса перемещаемого снаряжения (радиостанция 0,5 кг,
светоотражательный жезл, табельное оружие - пистолет Макарова 0,81 кг) составляет 2 кг, при несении службы с автоматом Калашникова (АКС74У) и бронежилетом (КОРА-1МКГ) - до 11 кг. Для лиц этой профессии характерны значительные общие физические нагрузки, что объясняется перемещением сотрудника вдоль автодороги соответствующим 4-9 км за смену, временем реакции водителя на подачу сигнала об остановке и соответственно длиной тормозного пути транспортного средства. Физическая динамическая нагрузка на сотрудников ДПС составила, в среднем, 48400 кг*м.
Работа сотрудников ДПС также характеризуется сенсорными нагрузками, поскольку длительность сосредоточенного внимания составляет до 71%, средняя плотность сигналов - 1620 в час. При несении службы они подвергаются эмоциональным нагрузкам, имеют повышенную степень ответственности за результат собственной деятельности, т.к. в случае ошибки возможно возникновение опасности для жизни не только сотрудника, но и других людей. При несении службы часто возникают конфликтные ситуации с участниками дорожного движения, в среднем около 10 за смену.
В повседневной деятельности сотрудники ДПС осуществляют должностные обязанности по серии инструкций (приказы, наставления, распоряжения и др.), в тоже время в условиях несения службы может потребоваться единоличное руководство в сложных ситуациях, которые могут возникнуть внезапно (предаварийные или аварийные ситуации на дорогах) и имеют чрезвычайный характер (возникновение опасности для жизни и здоровья сотрудников и участников дорожного движения).
На основании полученных данных в соответствии с руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» была произведена оценка условий труда: по тяжести трудового процесса труд сотрудников
стационарных постов ДПС отнесен к категории «тяжелого», второй степени (класс 3.2); по напряженности трудового процесса условия труда - «вредные» третьей степени - класс 3.3.
Анализ показателей функционального напряжения свидетельствует, что у сотрудников ДПС, несущих службу на стационарных постах, все исследуемые показатели в динамике дня и недели колебались в наибольшей степени. Так, частота пульса увеличилась к концу недели на 7,2%, показатель активности регуляторных систем возрос на 24,9%, индекс напряжения - на 38,9%, что, в комплексе, свидетельствует о неблагоприятном воздействии трудового процесса на организм сотрудников.
Полученные данные о динамике функционального напряжения организма сотрудника, тесно связаны с психоэмоциональным напряжением организма, социальным положением, финансовой состоятельностью и прочими факторами.
Для подтверждения данных показателей, среди сотрудников всех изучаемых групп были проведены тестовые пробы по методике САН (самочувствие, активность, настроение) и шкале Спилбергера совместно с кардиоинтервалометрическими исследованиями. Полученные результаты явились статистически достоверными: согласно шкале Спилбергера уровень ситуативной тревожности (связанной с конкретной внешней ситуацией) составлял 76±1,3 (р<0,05), данные теста САН показали стойкое снижение показателей самочувствия, активности и настроения в динамике рабочих смен и недели у 93% обследованных.
При исследовании показателей функционального состояния сотрудников выявлено существенное влияние факторов несения службы на изменения основных характеристик организма. Анализ полученных результатов показал, что у сотрудников ДПС, несущих службу на стационарных постах, показатели ЖЭЛ снижались, по сравнению с началом рабочего дня на 10%. Анализ должного объема емкости легких и сопоставление его с фактическими данными, полученными перед обеденным перерывом, показал значительный дефицит ЖЕЛ у всех сотрудников. При оценке результатов динамометрии было отмечено снижение показателей максимальной произвольной силы, измеренной в завершении трудового дня относительно начала смены. Снижение МПС составило 1,6 раза (43,5±0,7 кг в начале смены и 26,94±0,85 кг - в обеденный перерыв).
При оценке влияния производственной среды на показатели функционального состояния нервной системы, установлено увеличение времени латентного периода на 12,3%, что говорит о снижении внимания и накоплении утомления в процессе несения службы.
Результаты исследований параметров микроклимата служебных помещений свидетельствуют, что они в находятся в области оптимальных величин. Поскольку территория г. Рязани расположена в зоне умеренно-континентального климата с холодной зимой и умеренно-теплым летом и относится к III климатическому региону со средней минимальной температурой воздуха самого холодного месяца (январь) - 14,4° и средней самого теплого месяца (июля) + 24,1°, эквивалентная температура с учетом температурной поправки составила - 34,4°С. В связи с этим, условия несения службы по показателю температуры для открытых территорий в зимний период оцениваются как опасные (4 класс).
При гигиенической характеристике условий несения службы сотрудников ДПС установлено, что изучаемую профессию следует отнести к УШа разряду зрительных работ (постоянное общее наблюдение за движением транспортных средств). При оценке освещенности, было установлено, что уровень искусственной освещенности на рабочих местах в служебных помещениях соответствовал требованиям. На основе полученных данных условия несения службы сотрудниками ДПС на стационарных постах в зависимости от параметров световой среды можно отнесены к допустимым (класс 2).
Анализ результатов измерения уровней шума на рабочих местах возле автодороги, позволил выявить превышение допустимых значений эквивалентного уровня шума на постах (от 80,3 до 85,9 дБА, при ПДУ 80 дБА). Высокий уровень инфразвука (от 104 до 111 дБ Лин), очевидно, связан с проездом через стационарные посты грузовых автомобилей и автобусов. Условия несения службы сотрудниками ДПС на стационарных постах по воздействию шума и инфразвука были отнесены к вредному первой степени (3.1).
Анализ данных лабораторных исследований воздуха, проведенных в 2006 году, показал, что концентрации химических веществ в воздухе рабочей зоны инспекторов ДПС не превышают ПДК.
Таким образом, общая оценка условий труда сотрудников ДПС на стационарных постах по степени вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности составляет: «Опасные
(экстремальные) условия труда (4 класс)», по показателю температуры воздуха для открытых территорий в зимний период (Р 2.2.2006-05 «Руководство по
гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»).
Риск потери слуха на КПМ - 181 км автодороги федерального значения М-5 «Урал» составил 0,08% или 8 человек на 1000 сотрудников, СП ДПС - 11 км автодороги Рязань-Ряжск-Александро-Невский-Данков-Ефремов - 0,02% или 2 человека на 1000 сотрудников, СП ДПС - 70 км автодороги Спас-Клепики-Рязань - 0,05% или 5 человек на 1000 сотрудников.
Суммарный риск комбинированного воздействия химических веществ на КПМ - 181 км автодороги федерального значения М-5 «Урал» составил - 0,026; на СП ДПС - 11 км автодороги Рязань-Ряжск-Александро-Невский-Данков-Ефремов риск - 0,018; СП ДПС - 70 км автодороги Спас-Клепики-Рязань - 0,013. Таким образом, несмотря на то, что концентрации загрязняющих веществ не превышают ПДК, существует риск возникновения хронической патологии органов дыхания у инспекторов ДПС.
Выводы
1. Трудовая деятельность сотрудников ДПС сопряжена с воздействием вредных факторов производственной среды и трудового процесса. Ведущими неблагоприятными факторами производственной среды являются: климатические условия при работе на открытом воздухе и интенсивный транспортный шум. Наиболее значимыми факторами трудового процесса являются повышенные эмоциональные, сенсорные и интеллектуальные нагрузки.
2. Исследованиями физиологического статуса сотрудников ДПС, выявлено: труд сотрудников ДПС сопряжен с физическими усилиями, вызывающими характерные сдвиги в функционировании систем организма - увеличение частоты сердечных сокращений, снижение жизненной емкости легких, изменение мышечной силы.
3. Полученные значения риска потери слуха и риска для здоровья при воздействии отработавших газов автомобилей оцениваются как приемлемые.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большаков А.М. Оценка и управление рисками влияния окружающей среды / А.М. Большаков, В.Н. Крутько, Е.В. Пуцилло. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 256 с.
2. Касьяненко, А.А. О приоритетах в решении экологических проблем автотранспортного комплекса / А.А. Касьяненко, В.В. Работяжев, В.И. Кожин, К.Ю. Михайличенко // Вестник РУДН. Сер. Экология и безопасность жизнедеятельности. - М.: изд-во РУДН, 2000. - №4. - С. 169-176.
3. Морозов Д.В. Актуальные вопросы состояния здоровья сотрудников дорожно-патрульной службы/ Д.В. Морозов, А.В. Каляев, Г.В. Шутко // Медицинский вестник МВД, 2007, № 5 (30), С.7-10.
4. Соколова О.И. Условия труда и фактора риска для слуха у сотрудников дорожно-патрульной службы ГУВД г. Москвы / О.И. Соколова, А.И. Крюков, М.В. Парамонов, П.М. Громова, О.Е. Мануйлов, Е.Е. Загорская // Медицинский вестник МВД, 2006, № 1 (20), С.20-21.
THE HYGIENIC ASPECTS CONDITIONS OF WORK OF THE ROAD-PATROL SERVICE
EMPLOYEES RYAZAN
V.U. Paramonov
Conditions of work risk factors of occurrence of caused pathologies of the road-patrol service employees. Major factors of risk are noisy and chemical atmosphere pollution from vehicles.