Научная статья на тему 'Оценка состояния здоровья инспекторов дорожно-патрульной службы'

Оценка состояния здоровья инспекторов дорожно-патрульной службы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
389
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михайличенко К. Ю.

В статье приведены результаты оценки состояния здоровья работников дорожно-патрульной службы Юго-Западного округа Москвы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The inspectors of safety of road motion health evaluation

The results of the Inspectors of Safety of Road Motion health analysis are discussed in this article.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния здоровья инспекторов дорожно-патрульной службы»

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ИНСПЕКТОРОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

К.Ю. Михайличенко

Экологический факультет, Российский университет дружбы народов, Подольское шоссе, 8/5, 113093, Москва, Россия

В статье приведены результаты оценки состояния здоровья работников дорожно-патрульной службы Юго-Западного округа Москвы

Универсальные критерии оценки здоровья человека до настоящего времени, к сожалению, не разработаны, а его характеристики оцениваются достаточно широким кругом известных показателей. Действующая в нашей стране государственная система нормирования факторов окружающей среды сориентирована на то, что медико-экологическое регламентирование должно не только обеспечивать предупреждение появления заболеваний среди населения, но и создавать наиболее комфортные условия жизни.

К экологически обусловленным болезням относят болезни и патологические состояния, развившиеся среди населения конкретной территории под воздействием на людей вредных факторов среды обитания в виде «неспецифической» и «специфической» патологии (Винокур И.Л. и др., 1991).

Условия окружающей социальной и природной среды, существенно повышающие риск возникновения заболеваний и определяющие высокие показатели заболеваемости, получили название «факторов риска» (Здоровье..., 1999).

Многообразные факторы риска, в соответствии с классификацией ВОЗ, объединены в четыре группы: образ жизни, среда обитания, наследственность, качество медико-санитарной помощи. Если наиболее полная информация о факторах риска собрана в отношении инфекционных заболеваний, то за последние годы также достаточно достоверные результаты получены о факторах риска для наиболее значимой неинфекционной патологии.

К экозависимой патологии относят: сердечно-сосудистые, нервно-психические, онкологические заболевания, патологию беременности и родов, детскую заболеваемость и смертность, неспецифическую патологию легких, ал-лергозы, болезни эндокринной системы и системы ЖКТ, крови и кроветворных органов, хронические инфекционные заболевания, массовое развитие аллергий и парааллергических состояний (Винокур И.Л. и др., 1991; Здоровье..., 1999; Методологические..., 1990).

Наиболее широко для изучения заболеваемости используются материалы ле-чебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Эти данные могут и должны использоваться заинтересованными организациями для оценки здоровья населения. Однако следует иметь в виду, что существующая система учета и отчетности ЛПУ позволяет получить лишь приблизительные оценки заболеваемости, а также временной нетрудоспособности в связи с заболеваниями и травмами.

Получение данных о заболеваемости методом интервью (анкетно-опросный метод) представляет интерес как дополнительный метод для выявления жалоб населения и, особенно, для получения сведений о факторах среды обитания и образе жизни с целью последующего исследования связи этих показателей со здоровьем. Во многих странах этот метод используется до-

вольно широко вследствие того, что частный характер медицины и здравоохранения делает практически невозможным анализ истинной заболеваемости населения по данным обращаемости и медицинских осмотров (Барышников И.И. и др, 1992; Киселев А.В., 1996; Сепетлиев Д., 1968).

На основании данных, предоставленных поликлиникой ЮЗАО г. Москвы, нами было проведено исследование состояния здоровья сотрудников ГИБДД. Для сравнения были выбраны медицинские карты инспекторов дорожнопатрульной службы, подвергающихся влиянию транспортного шума, и сотрудников регистрационно-экзаменационного отдела (МРЭО), которые по роду деятельности не подвержены его влиянию. Причем отбирались медицинские карты тех сотрудников ГИБДД, чей стаж работы в органах внутренних дел был не менее 10 лет.

Нами были обработаны и систематизированы данные 600 медицинских документов, по 300 для каждой из исследуемых групп.

Для анализа состояния здоровья сотрудников ГИБДД регистрировались данные по заболеваниям тех органов и систем, которые по данным специалистов наиболее подвержены действию транспортного шума (болезни нервной системы и органов чувств, болезни сердечно-сосудистой системы и органов ЖКТ, а также эндокринно-обменные заболевания). Все показатели заболеваемости при этом для удобства были пересчитаны на 1000 человек. Для наглядности результаты исследования состояния здоровья сотрудников ГИБДД сведены в таблицу, которая представлена ниже.

Таблица

Частота заболеваний среди сотрудников ОГИБДЦ УВД ЮЗАО г. Москвы

Заболевания Количество сотрудников ГИБДД, страдающих заболеванием (в процентах от общего количества сотрудников)

ДПС МРЭО Р

Хронические заболевания ЖКТ 14.5 10,3 <0,05

в том числе: язва желудка и двенадцатиперстной кишки 4,4 2,6 <0,05

гастрит 8,1 5Д <0,05

другие 2,0 2,6 >0,05

Заболевания сердечно-сосудистой системы 19,2 15,5 <0,05

в том числе: гипертония 13,0 11,8 >0,05

ишемическая болезнь сердца 6,2 3,7 <0,05

Заболевания нервной системы и органов чувств 14,1 10,3 <0,05

Эндокринно-обменные заболевания 4,8 5,5 >0,05

Заболевания не выявлены 47,4 58,4 <0,05

Результаты по двум подразделениям ГИБДД сравнивались с помощью критерия Стьюдента. Чтобы различие можно было назвать достоверным, критерий Стьюдента при выборке 100 человек и более должен быть больше

или равняться 1,96, то есть если, 1 >1,96, то достоверность Р < 0,05. Это означает, что различие достоверно. Если К1,96, то Р>0,05 и различие, соответственно, недостоверно. Если г намного больше 1,96, то Р<0,001, что означает огромную разницу в сравниваемых результатах.

Проанализировав данные, можно сделать вывод о том, что количество инспекторов ДПС, страдающих патологией сердечно-сосудистой системы, заболеваниями нервной системы и органов чувств, а также болезнями органов ЖКТ превышает данные по тем же заболеваниям среди сотрудников МРЭО, причем прослеживается достоверное различие в сравниваемых результатах.

Эти превышения, по нашему мнению, возникли в результате различий в условиях труда инспекторов дорожно-патрульной службы, которые при дежурствах на стационарных постах ДПС подвергаются влиянию различных антропогенных факторов окружающей среды (и в частности шума), и сотрудников регистрационно-экзаменационного отдела, которые в процессе трудовой деятельности лишены этого воздействия. Конечно, нельзя исключить влияние на возникновение вышеперечисленных патологий напряженности трудового процесса: физические и нервно-психические нагрузки, которые испытывают сотрудники ДПС во время рабочей смены, однако воздействие на их здоровье антропогенных экологических факторов физической и химической природы, по нашему мнению, все же более значительно.

Количество инспекторов ДПС, у которых были выявлены эндокриннообменные заболевания меньше, чем у сотрудников МРЭО, страдающих данными заболеваниями, однако различие в значениях здесь недостоверно.

На первом месте среди зарегистрированных нами заболеваний инспекторов ДПС стоят болезни сердечно-сосудистой системы, количество заболеваний нервной системы и органов чувств практически не отличается от числа патологий органов ЖКТ, завершают же список хронические эндокриннообменные нарушения.

Помимо анализа официально зарегистрированных заболеваний нами был проведен дополнительный анкетный опрос инспекторов ДПС ГИБДД ЮЗАО г. Москвы. В данном опросе приняли участие 112 инспекторов ДПС.

Для того, чтобы выявить длительность воздействия исследуемого нами экологического фактора на организм, все участники опроса были разделены на несколько групп, в зависимости от стажа работы на посту ДПС: до 1 года, 1-5 лет, 5-10 лет, более 10 лет. Для анализа были выбраны данные тех инспекторов ДПС, которые не испытывают акустического дискомфорта в домашних условиях (по данным анкетирования). Сотрудники ГИБДД, входящие в первую исследуемую группу, составили 24% от общего числа проанкетированных инспекторов ДПС, во вторую — 60%, в третью — 10%, в четвертую — 6%.

Сорок процентов всех опрошенных сотрудников во время постовой службы испытывают дискомфорт от различных факторов окружающей среды (в частности шума).

Из этого следует, что с увеличением стажа работы на посту возрастает число сотрудников ДПС, жалующихся на различные дискомфортные состояния в связи с действием на них экологических факторов антропогенной природы.

Из всех опрошенных сотрудников ГИБДД 17% жалуются на плохое самочувствие по окончании рабочей смены.

По данным медицинской статистики один из четырех случаев головной боли связан с повышенным уровнем шума. Именно поэтому нам показалось целесообразным включить такой вопрос в анкету. 34% всех опрошенных страдают приступами головных болей, 14% испытывают боли часто. При

этом в первой группе количество часто подверженных приступам головных болей составляет 6% опрошенных, во второй — их число составляет уже 10%, в третьей — 58%.

Восемнадцать процентов всех опрошенных, жалующихся на приступы головных болей и плохое самочувствие по окончании рабочей смены, связывают это с повышенным уровнем шума на проезжей части.

Шестьдесят восемь процентов всех страдающих приступами головных болей связывают это с дискомфортом, который они испытывают при действии на них различных антропогенных факторов окружающей среды (загрязнение атмосферного воздуха, транспортный шум). А количество инспекторов ДПС, связывающих свое плохое самочувствие по окончании рабочей смены с дискомфортом, который они испытывают в результате действия на них в рабочее время вредных экологических факторов, составило 45%.

Длительность рабочей смены инспекторов ДПС составляет от 8 до 12 часов. В случае 8-часового дежурства, сотрудник ДПС имеет один выходной день в неделю, в случае 10-12-часовой — два выходных дня в неделю.

Более 50% инспекторов ДПС, участвовавших в опросе, полагают, что в случае сокращения длительности рабочей смены их самочувствие в целом улучшится. В среднем они хотели бы, чтобы рабочая смена была сокращена на два часа.

Выводы. Оценка состояния здоровья сотрудников ГИБДД на основе медицинских документов позволила выявить достоверные различия в подверженности инспекторов дорожно-патрульной службы и сотрудников регистрационно-экзаменационного отдела заболеваниям нервной системы и органов чувств, а также болезням органов ЖКТ и сердечно-сосудистой системы. Превышение случаев вышеперечисленных заболеваний у сотрудников ДПС, по нашему мнению, возникло в результате различий в условиях труда инспекторов дорожно-патрульной службы, которые при дежурствах на стационарных постах ДПС подвергаются влиянию транспортного шума и других антропогенных факторов окружающей среды, и сотрудников регистрационноэкзаменационного отдела, которые в процессе трудовой деятельности лишены этого воздействия.

Анкетный опрос сотрудников ГИБДД позволил выявить, что значительная часть опрошенных инспекторов дорожно-патрульной службы во время дежурства на стационарных постах ДПС испытывает дискомфорт от воздействия транспортного шума и связывает с этим свое плохое самочувствие по окончании рабочей смены, что свидетельствует о неудовлетворительной, с точки зрения экологии, обстановке на стационарных постах ДПС г. Москвы.

ЛИТЕРАТУРА

Барышников И.И., Мусийчук Ю.И. Здоровье человека - системообразующий фактор при разработке проблем экологии современных городов // В сб. Медикогеографические аспекты оценки уровня здоровья населения и состояния окружающей среды. — С.-Пб, 1992. — С. 11-36.

Винокур И.Л.. Гильденскиольд P.C., Кабалова Л.А. К изучению влияния комплекса факторов окружающей среды города на состояние здоровья населения // Материалы VII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. — М., 1991. — С. 31-33.

Здоровье населения и окружающая среда: Методическое пособие. — Вып.З — т.1 — 2.2. — М.: Фед. Центр госсанэпиднадзора М3 РФ, 1999. — 544 с.

Киселев А.В. Оценка риска здоровью в медико-экологических исследованиях и практике управления качеством окружающей среды. — С.-Пб.: Дента, 1996. - 63 с. Методологические рекомендации «Организация исследований, связанных с оценкой экологического риска факторов городской среды для здоровья населения». М3 СССР, 1990.

Сепетлиев Д. Статистические методы в научных медицинских исследованиях. М., Медицина, 1968. — 242 с.

THE INSPECTORS OF SAFETY OF ROAD MOTION HEALTH

EVALUATION

K.Yu. Mihaylichenko

Ecological Faculty, Peoples ’ Friendship Russian University,

Podolskoye shosse, 8/5, 113093, Moscow, Russia

The results of the Inspectors of Safety of Road Motion health analysis are discussed in this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.