больше, чем в контрольном (52,0 ± 2,4% против 43,0 ± 2,6%; р < 0,05).
При изучении роста детей в сравниваемых районах установлено, что средние показатели длины тела имели 71% детей контрольного района, что больше, чем в загрязненном районе — 62%. Показатели ниже среднего были у 21,1% детей, проживающих в промышленном районе, что достоверно больше, чем в контрольном — 7,6%.
Как показало изучение массы тела, 72,3% детей контрольной группы имели средний показатель, что больше, чем в загрязненном районе — 66,7%. Показатели ниже среднего были у 22,2% детей, проживающих в опытном районе, что также достоверно больше, чем в контроле.
Характеризуя результаты индивидуальной и коллективной оценки физического развития детей в исследуемых районах в зависимости от загрязнения атмосферного воздуха, необходимо отметить, что в целом антропометрические показатели находятся на невысоком уровне и не соответствуют нормативам. Считается, что физическое развитие коллектива может быть признано удовлетворительным, если не меньше 65—70% детей имеют гармоничное физическое развитие.
Выводы. 1. В условиях промышленного города в районе с более высокой антропогенной нагрузкой выявлено меньше (в 1,6 раза) здоровых детей, больше (в 1,3 раза) часто и длительно болеющих детей, детей с функциональными отклонениями со стороны органов и систем и больных детей.
2. Заболеваемость по обращаемости ниже у детей ДОУ, находящихся в контрольном районе.
3. Дети, проживающие в районе с большей степенью загрязнения атмосферного воздуха, имеют худшие антропометрические показатели, чем дети контрольной группы, что можно объяснить проявлением защитно-компенсаторных реакций организма, направленных на его оптимальное приспособление к окружающей среде.
Литература
1. Вельтищев 10. Е. // Педиатрия. — 1991. — № 12. — С. 74-79.
2. Вельтищев Ю. Е. // Рос. вестн. перинатол. и педиат. - 1996. - № 2. - С. 5-12.
3. Гичев 10. П. // Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. — Новосибирск, 2002. — С. 106— 130.
4. Киек О. В., Засорин Б. В., Боев В. М. // Гиг. и сан. — 2000. - № 1. - С. 74-76.
5. Краснов В. М. Оценка физического развития детей: Метод, указания. — Чебоксары, 2002.
6. Лысенко А. И., Яруллин А. X., Даутов Ф. Ф. // Гиг. и сан. - 2002. - № 4. - С. 41-43.
7. Ревич Б. А. // Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Введение в экологическую эпидемиологию. — М., 2001. — С. 224—230.
Поступила 28.01.04
S u m тагу. The present study was undertaken to comparatively assess the health status of organized preschool children living under varying man-made pollution. Pilot and control districts differing in the level of man-made ambient air pollution were identified. The morbidity and physical development of children in these areas were studied. Fewer healthy children and more ailing children, more children with dysfunctions of organs and systems, and more sick children, as well as more physically retarded children were detected in the higher man-made loaded district of an industrial town.
© Н. О. БЕРЕЗИНА, И. П. ЛЛШНЕВА, 2005 УДК 613.95:572.51
Н. О. Березина, И. П. Лаптева
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ здоровья детей РАМН, Москва
Диагностика физической подготовленности детей дает возможность всесторонне оценить их физическое развитие, функциональные возможности с целью оптимизации физического воспитания каждого ребенка. Тестирование физической подготовленности позволяет определять уровень развития основных двигательных качеств ребенка на каждом этапе возрастного развития. Очень важно, чтобы тесты, используемые в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), соответствовали состоянию здоровья и функциональным возможностям детей.
В настоящее время широко распространяются различные авторские педагогические методики тестирования физической подготовленности детей, которые не прошли гигиенической экспертизы. Практика работы в ДОУ различного вида показала, что для диагностики физической подготовленности дошкольников необходима система тестирования с учетом не только возрастно-половых особенностей, но и состояния здоровья и развития детей. Проведенные исследования выявили, что в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида по-
ступают дети с выраженными отклонениями в состоянии здоровья и развития. Между тем для диагностики их физической подготовленности используют те же тесты, что и для детей, не имеющих нарушений здоровья. До настоящего времени не разработана научно обоснованная система тестирования детей, воспитывающихся и обучающихся в ДОУ для слабовидящих детей, детей с патологией нервной системы (в том числе с детским церебральным параличом) и в некоторых других ДОУ коррекционной направленности.
Оценка исходного уровня развития двигательных качеств и навыков каждого ребенка, мониторинг физической подготовленности в течение учебно-воспитательного года позволили бы целенаправленно использовать средства физического воспитания для улучшения физического развития ребенка и расширения функциональных возможностей его организма.
Анализ состояния здоровья детей показал, что даже в ДОУ общеразвивающего вида дошкольники имеют медицинские противопоказания к выполнению тестовых заданий. Это связано с общей тен-
денцией ухудшения состояния здоровья детей на современном этапе: увеличилось число дошкольников с патологией и функциональными отклонениями костно-мышечной системы, нервной системы, органов пищеварения, кровообращения и др. Не только в группах коррекции, но и в общеразви-вающих группах находятся дети с повышенным внутричерепным давлением (гипертензионно-гид-роцефальный синдром, нередко в стадии субкомпенсации), пролапсом сердечных клапанов с явлениями регургитации, врожденными пороками сердца, заболеваниями почек, бронхиальной астмой и др. Все это необходимо учитывать при выборе тестирующих методик в ДОУ. Нельзя допускать механического использования авторских методик без учета особенностей состояния здоровья и развития контингента детей в ДОУ.
В настоящее время в ДОУ используют тесты для определения скоростно-силовой выносливости у детей: бег на 90 м с 4 лет, бег на 300 м с 5 лет, подъем туловища в положение сидя из положения лежа за 30 с с 5 лет. Первоклассникам предлагается бег на 1000 м (девочкам и мальчикам) и подтягивание на перекладине (мальчикам). Исследования, проведенные в ДОУ различного вида и начальной школе, показали, что абсолютное большинство детей имеют медицинские противопоказания к этим тестам в связи с нарушениями со стороны органов кровообращения, костно-мышечной системы и др. Медицинские осмотры выявили, что в ДОУ до 30— 40% дошкольников имеют слабость мышц брюшного пресса и разгибателей туловища. Увеличилось число детей с диспластическим синдромом и грыжами различной локализации. По данным О. В. Щукиной [6], значительно возросло число школьников с жалобами на головную боль, головокружение, снижение остроты зрения. Дополнительными исследованиями было установлено, что большинство этих детей имеют патологию шейного отдела позвоночника: нестабильность шейного отдела позвоночника, подвывихи шейных позвонков, деформации тел позвонков. Использование тестовых заданий на силовую выносливость (подъем туловища в положение сидя за 30 с, подтягивание на перекладине) может спровоцировать грыжевое выпячивание, а также привести к травматическим повреждениям опорно-двигательного аппарата, в том числе и шейного отдела позвоночника.
В соответствии с предлагаемыми нормативами средним уровнем физической подготовленности считается результат по бегу на 90 м для 4-летних детей 32,0—35,2 с, по бегу на 300 м для 5-летних — 103—119 с, по бегу на 1000 м для 7-летних — 6,35— 7,20 мин, что намного превышает функциональные
возможности современных детей с учетом их состояния здоровья и уровня тренированности. Исследованиями, проведенными сотрудниками нашего института [1, 7], было доказано, что бег со скоростью 2,5—3 м/с является для детей большой физической нагрузкой, так как кратность повышения обмена веществ при данном виде деятельности увеличиваетя в 10—12 раз, при этом частота сердечных сокращений возрастает до 170—190 ударов в минуту. Тесты на силовую выносливость превосходят основной обмен в 20 раз. Такие нагрузки должны строго дозироваться, так как неадекватные физические нагрузки могут спровоцировать или усугубить имеющиеся нарушения в состоянии здоровья ребенка. Данные тестовые задания могут выполнять абсолютно здоровые и достаточно тренированные дети, а практика работы в образовательных учреждениях показала, что современные дети страдают гипокинезией, многие "не дружат" с физкультурой из-за нарушений в состоянии здоровья и развития.
На наш взгляд, основными тестовыми заданиями для диагностики уровня физической подготовленности детей 4—7 лет могут быть следующие:
— прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги одновременно;
— бросок мяча массой 1 кг (медбола) вдаль двумя руками из положения стоя;
— бег на 30 м со старта;
— бег на Юме хода.
Мы предлагаем эти тесты как основные для ДОУ, так как они:
1) прошли апробацию не только в ДОУ обще-развивающего вида, но и в ДОУ комбинированного и компенсирующего вида;
2) утверждены Министерствами образования и здравоохранения РФ [3];
3) полностью соответствуют анатомо-физиоло-гическим особенностям детей дошкольного возраста;
4) имеют минимум медицинских противопоказаний и могут быть выполнены абсолютным большинством дошкольников в ДОУ;
5) не требуют больших временных затрат и специальных условий для их проведения;
6) позволяют проследить динамику показателей не только за учебно-воспитательный период, но и в течение всех лет пребывания ребенка в ДОУ;
7) обеспечивают возможность сравнительного анализа результатов тестирования современных детей с аналогичными данными прошлых лет.
Оценка уровня развития физических качеств детей проводится путем сравнения абсолютных величин физической подготовленности каждого ребен-
Срсднис возраетно-половые значения показателей физической подготовленности детей 4—7 лет (А/ ± а)
Показатель Пли Возраст, годы
1 5 6 7
Скорость бега на Юм, с Мальчики 3,0-2,3 2,6-2,1 2,5-1,8 2,3-1,7
Девочки 3,2-2,4 2,8-2,2 2,7-1,9 2,6-1,9
Скорость бега на 30 м, с Мальчики 9,8-7,9 8,8-7,0 7,6-6,5 7,0-6,0
Девочки 10,2-7,9 9,1-7,1 8,4-6,5 8,3-6,3
Дальность броска мяча массой 1 кг, см Мальчики 125-205 165-260 215-340 270-400
Девочки 110-190 140-230 175-300 220-350
Длина прыжка с места, см Мальчики 64-92 82-107 95-132 112-140
Девочки 60-88 77-103 92-121 97-129
ка со средними возрастно-половыми значениями соответствующих показателей (см. таблицу).
В качестве дополнительных тестов в ДОУ различного вида можно рекомендовать следующие:
— исследование мышечной силы правой и левой кисти (динамометрия);
— наклон туловища вперед из положения сидя;
— метание вдаль мешочков с песком массой 150—200 г правой и левой рукой.
Все методики были апробированы, но существуют трудности организационного плана для использования этих тестов в ДОУ. Так, почти во всех ДОУ отсутствует динамометр, мешочки шьют сами воспитатели, предлагаемые нормативы по определению гибкости детей нуждаются в доработке для каждой возрастной группы. Поэтому данные тесты рекомендуется использовать в ДОУ при наличии соответствующих условий.
При проведении диагностики физической подготовленности дошкольников в ДОУ необходимо соблюдать следующие гигйенические требования:
1. В соответствии с новыми санитарными правилами для ДОУ [5| тестирование физической подготовленности детей должен проводить воспитатель по физкультуре. Методист или старший воспитатель ДОУ осуществляет контроль за его проведением. Воспитатели групп оказывают необходимую помощь в организации этой работы.
2. Не допускается проведение тестирования без разрешения медицинского персонала ДОУ. Всю необходимую информацию о состоянии здоровья детей медсестра предоставляет воспитателю по физкультуре в начале учебно-воспитательного года.
3. Тестирование физической подготовленности проводится детям не ранее 3 лет 6 мес.
4. Для определения исходного уровня физической подготовленности детей оптимальным считается период с 15 сентября по 15 октября.
5. Тестирование следует начинать со старших возрастных групп, так как детям младшего возраста требуется более длительный срок для адаптации к ДОУ.
6. В ДОУ можно использовать тесты, официально утвержденные не только органами образования, но и органами здравоохранения. Нельзя допускать автоматического переноса школьных методик в ДОУ.
7. Все тесты должны соответствовать возрастным особенностям детей с учетом их состояния здоровья и развития.
При определении медицинских противопоказаний к тестированию физической подготовленности нельзя ориентироваться только на группу здоровья ребенка, так как группы здоровья неоднородны. Анализ заболеваемости детей в ДОУ различного вида выявил, что самая многочисленная — II группа здоровья. К этой группе относят детей с частой острой заболеваемостью, уплощением стоп, аллергическими проявлениями. В то же время II группу здоровья имеют дети с патологией и аномалиями развития (с гипертензионно-гидроцефальным синдромом, грыжами, заболеваниями почек, врожденными пороками сердца и др.), а эти дошкольники требуют строго дифференцированного подхода к тестированию. Следовательно, необходимо разрешение на тестирование, индивидуальный подбор тестов осуществляется только на основании кон-
кретных нарушений в состоянии здоровья ребенка, а не его группы здоровья. Эти вопросы находятся в компетенции медицинских работников ДОУ. Временно освобождаются от тестирования дети после перенесенного острого или обострения хронического заболевания, после травмы.
8. Тесты должны быть информативны.
Выделяют тестовые задания, позволяющие диагностировать уровень развития какого-либо одного двигательного качества. Например, бег на Юм с хода является показателем скоростных качеств ребенка. Более сложные тесты дают возможность провести диагностику уровня развития нескольких двигательных качеств. Так, было доказано, что выполнение ребенком прыжка в длину с места с обязательным приземлением на обе ноги — это показатель развития не только скоростно-силовых качеств, но и координации движений. Как правило, дети с выраженными неврологическими нарушениями, задержкой психомоторного развития не могут выполнить данный тест или имеют очень низкий результат. Динамика результатов по данному тесту является одним из критериальных показателей психомоторного развития ребенка [4].
9. Тестовые задания должны быть детям понятны. До начала тестирования воспитатель по физкультуре должен не только объяснить детям, но и показать, как правильно выполняется задание.
10. Обязательно следует четко соблюдать методику тестирования. Результат теста засчитывается, если ребенок выполнил задание в соответствии с методикой.
11. Необходима профилактика травматизма.
Участок или спортивный зал, где проводится
тестирование детей, должен быть подготовлен (на беговой дорожке не должно быть посторонних предметов, следует проветрить зал, провести влажную уборку и т. д.). Все дети должны быть в спортивной одежде и обуви. Перед тестированием необходимо организовать небольшую разминку для подготовки организма дошкольников к предстоящей мышечной нагрузке.
12. Очень важно четко и правильно вести протокол тестирования.
В начале учебно-воспитательного периода в протокол вносятся исходные данные детей с оценкой уровня развития двигательных качеств. Наряду с количественной оценкой проводится учет качества выполнения каждого двигательного задания. При беге обращают внимание на согласованность движений рук и ног, легкость бега, сохранение направления бега, при прыжке — на исходное положение, замах рук, толчок ног, сохранение равновесия при приземлении, при метании — на исходное положение, замах, бросок, сохранение равновесия и т. д.
В конце учебно-воспитательного периода определяется динамика показателей: отмечаются изменения абсолютных результатов, качественные изменения, рассчитывается темп прироста показателей за год с целыо определения эффективности физического воспитания в ДОУ. Величина темпа прироста двигательного качества более 10% свидетельствует о целенаправленной работе по физическому воспитанию в ДОУ [2].
Выводы. 1. Результаты наших исследований показали, что одним из вариантов унифицированной методики диагностики физической подготов-
ленности детей в ДОУ можно считать комплекс тестов, позволяющий оценивать уровень развития основных двигательных качеств: скоростных, ско-ростно-силовых, координации движений, гибкости, мышечной силы.
2. Предлагаемые основные (бег на 10 и 30 м, прыжок в длину с места, бросок медбола вдаль) и дополнительные (метание вдаль мешочков с песком, наклон туловища вперед, динамометрия) тесты прошли апробацию в ДОУ различного вида и имеют минимум медицинских противопоказаний к выполнению.
3. Тестирование физической подготовленности детей в ДОУ может осуществляться только при соблюдении всех гигиенических требований.
4. Необходимо предусматривать обязательное прохождение гигиенической экспертизы всех методик тестирования физической подготовленности, разрабатываемых педагогами для детей.
Литература
1. Абросимова Л. И., Карасик В. Е., Белякова И. П. // Вестн. РАМН. - 1993. - № 6. - С. 14.
2. Ноткина Н. А., Казьмина Л. И., Бойкоеич Н. Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. — СПб., 1999. - С. 13-15.
3. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в ус-
ловиях д/сада, школы: Метод, пособие / Под ред. Г. Н. Сердкжовской. - М., 1995. - С. 63-67.
4. Орлова Т. В. Гигиеническое обоснование критериев психомоторного развития детей 5—7 лет: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1989.
5. СанПиН: Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. - М., 2003.
6. Щукина О. В. // Здоровье и физическое воспитание детей и подростков: Материалы Всероссийской науч.-практ. конференции. — М., 2003. — С. 165—166.
7. Юрко Г. П., Терентьева Г. В., Иванова О. Г. и др. // Вестн. РАМН. - 1993. - № 6. - С. 9.
Поступила 1S.12.03
Summary. The timely and qualitative diagnosis of physical fitness allows evaluation of the functional capacities and physical development of children starting from the age of 3 years and 6 months. The changes in the indices of development of child's motor skills are one of the major criteria for the efficiency of physical training in preschool educational establishments (PSEE). In the authors' opinion, a complex of basic (10- and 30-m running; long jumping; throwing medical balls into the distance from behind the head) and additional tests (throwing small sand-containing bags into the distance; bending forward; right and left hand dynamometry) is optimal to use in PSEE. The absolute majority of children can perform these tests that have the minimum medical contraindications, do not require much time and special conditions to be performed, and permit the changes in the parameters to be followed up.
Профилактическая токсикология и гигиеническое нормирование
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2005 УДК 616.441-008.1-02:613.6.331-092.9
3. И. Намазбавва, Г. М. Кнаишна, Е. К. Ракишев, М. А. Мукашева, Л. А. Будькова, Р. М. Баймуханов, Л. Т. Базелюк
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ МАРГАНЕЦСОДЕРЖАЩЕЙ ПЫЛИ
Национальный центр гигиены труда и профессиональных заболеваний Минздрава Республики Казахстан, Караганда
Гипофиз-тиреоидная система вовлекается в реакцию стресса уже на ранних стадиях и принимает активное участие в формировании адаптивной реакции организма на действие различных факторов внешней среды [4].
В литературе имеется немало данных о влиянии металлов на функцию щитовидной железы, однако среди них нет сведений о действии марганецсодержащей полиметаллической пыли, образующейся в процессе открытой добычи марганецсодержащих руд [1,9, 10]. Между тем воздействие данной пыли на функцию щитовидной железы представляет интерес.
Целью настоящей работы явилась оценка функционального состояния щитовидной железы в условиях воздействия марганецсодержащей пыли Жайремского гор-нообогатителыюго комбината на экспериментальных животных.
Экспериментальные исследования проводили на беспородных белых крысах-самцах массой 180—220 г. Животные были поделены на 3 группы. Крыс 1-й и 2-й групп подвергали однократному интратрахеальному за-пылению в дозе 50 мг/мл полиметаллической пылыо, в состав которой входят Мп — 15%, Fe — 3,4%, Pb — 0,10%, Si02 - 0,28%, Zn - 0,04%, Hg - 0,005% и др. 1-ю
группу животных обследовали через 70 дней, 2-ю — по истечении 3 мес. Животные 3-й группы служили контролем.
Для оценки функционального состояния щитовидной железы использовали биохимические и цитологические методы. В плазме крови определяли концентрацию гормонов щитовидной железы радионуклидным методом in vitro с использованием стандартных наборов реактивов производства фирмы "Иммунотех" (Чехия). Радиоактивность проб подсчитывали на анализатореу-излучения "Гамма-12". В суточной моче крыс определяли концентрацию неорганического йода по методу А. А. Мышки-ной [8]. Уровень оксида азота (NO) в гомогенатах тканей определяли по методу П. П. Голикова [3].
Для цитологических исследований брали щитовидную железу крыс, разрезали ее на части и делали на предметном стекле отпечатки, подсушивая их при комнатной температуре, мазки фиксировали и окрашивали. При микроскопии подсчитывали 300 клеток с каждого препарата. Изучали клеточный состав щитовидной железы, который состоит из А-клеток, продуцирующих тиреоид-ные гормоны, В-кпеток, секретирующих серотонин, С-клеток, вырабатывающих кальцитонин. При исследова-